Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ: ВОПРОСЫ РАВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ТУРКЕСТАНА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ: ВОПРОСЫ РАВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ТУРКЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры / советская власть / Туркестан / коренное население / коренизация / управление / cadres / Soviet authority / Turkestan / indigenous population / korenization / management.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирзаджанов Бахтиёр Тулкунович

В статье рассматривается вопрос представления кадров из коренного населения в системе управления Туркестана, проявлявшаяся в начальный период в виде политики пренебрежительного отношения к коренным кадрам и их представлению в структурах управления, явившейся характерной чертой данного периода, что впервые выделено автором статьи на три этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL STAFF: ISSUES OF EQUAL REPRESENTATION IN STATE BODIES AND INSTITUTIONS OF TURKESTAN

The article discusses the present frames of the indigenous population in the control system of Turkestan, manifested in the initial period in the form of policy neglect of indigenous personnel and their representation in governance structures, which were characteristic of this period that for the first time highlighted by the author in three stages.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ: ВОПРОСЫ РАВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ТУРКЕСТАНА»

Scientific Journal Impact Factor

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ: ВОПРОСЫ РАВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ТУРКЕСТАНА

Аннотация: В статье рассматривается вопрос представления кадров из коренного населения в системе управления Туркестана, проявлявшаяся в начальный период в виде политики пренебрежительного отношения к коренным кадрам и их представлению в структурах управления, явившейся характерной чертой данного периода, что впервые выделено автором статьи на три этапа.

Ключевые слова: кадры, советская власть, Туркестан, коренное население, коренизация, управление.

Abstract: The article discusses the present frames of the indigenous population in the control system of Turkestan, manifested in the initial period in the form of policy neglect of indigenous personnel and their representation in governance structures, which were characteristic of this period that for the first time highlighted by the author in three stages.

Keywords: cadres, Soviet authority, Turkestan, indigenous population, korenization, management.

В истории кадровой политики советской власти в Туркестане и особенно в вопросах привлечения кадров из коренного населения немало нераскрытых событий и однобоких подходов. В процессе исследования и обработки имеющихся материалов, для более ясного представления процесса формирования кадровой политики советской власти в Туркестане и вопросов привлечения кадров из коренного населения в систему управления, изучаемый период нами условно был разделен на три этапа: 1. 1917 - 1919 гг.; 2. 1919 -1922 гг.; 3. 1923 - 1924 гг.

В первый этап, можно хронологически включить 1917-1919 годы, то есть начальный этап становления новой власти и организации органов и структур управления, который в основном характеризуется пренебрежительным отношением к коренным кадрам и игнорированием их роли в структурах и эшелонах власти.

Мирзаджанов Бахтиёр Тулкунович Наманганский государственный университет (PhD) по историческим наукам baht_mir@mail. ru

ВВЕДЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

Но начиная с середины 1919 года в кадровой политике в Туркестане обретают ясные формы учетные и контрольные органы кадров,1 а также актуализируются вопросы равного - пропорционального представления в органах власти представителей коренных народов края, что можно считать началом условного, второго периода, характеризующегося в кадровой сфере началом подготовки «политики уплотнения государственных учреждений коренным населением»2 и государственного аппарата.

С 1923 года происходит переход к третьему - условному этапу, который характеризуется формированием номенклатурной системы отбора кадров, проведением «политики коренизации»3 а также в связи с проведением национально-государственного размежевания, переводом делопроизводства на узбекский язык4, и созданием Узбекской ССР переоформляется в дальнейшем в «узбекизацию» государственных учреждений5.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ

Рассматриваемая тема статьи изучена исходя из концептуально-методологических подходов, по проблемно-хронологическому принципу. Все многообразие научно-исследовательской литературы, архивные материалы, монографии, брошюры, статьи имеющей отношение к теме исследования, можно условно разделить на три группы: 1) Литература советского периода; 2) Исследования периода независимости; 3) Зарубежная литература.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Характеризуя положение в Туркестане после февральской революции 1917 года, Х.Адиб подметил, что хотя «туркестанцы и начали превращаться в граждан», но они не возымели ожидаемого результата и не оправдали надежды и чаяния коренных народов6. Так на Первом этапе - периоде открытого игнорирования коренных кадров, была выдвинута идея создания органа высшей исполнительной власти - Совета народных комиссаров (СНК), формировавшегося из коалиции большевиков и левых эсеров и о вхождении кадров из коренного населения в которые не было и речи. Вместе с тем созданный этой коалицией Совет народных комиссаров Туркестанского края по

1 ААП РУз., ф.60, оп.1, д.310, л.л.1-5.

2 См.: Ферганский областной государственный архив (ФОГА): ф.121, оп.2, д.20, л.л.1-3об.; д.147, л.л. 5-8.; д.156, л.д.1-8.

3 См.: ФОГА, ф.121, оп.2, д.280, л.л.6-38.; д.526, л.л.4-27.; д.533, л.л.49-178.

4 См.: ФОГА, ф.121, оп.2, д.531, л.л. 14-33.

5 См.: ФОГА, ф.121, оп.2, д.528, л.л. 38-52.; д.529, л.л.1-8.

6 Khalid Adeeb. The Fascination of Revolution: Central Asian Intellectuals, 1917-1927.// In Empire, Islam, and Politics in Central Eurasia. Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2007. - P.141.

Scientific Journal Impact Factor

существу остался инородным образованием в регионе, выступая в роли «агентов Центральной советской власти»7, в первоначальном составе которого, не были представлены представители коренных народов Туркестана. Председателем СНК был избран большевик Ф.Колесов8.

Так, при формировании СНК было решено в открытую не допускать представителей коренных народов с тем предлогом, что среди коренного населения «нет пролетарских классовых организаций»9. В итоге в состав СНК вошли 15 комиссаров10 (по профессии: четверо были рабочими, двое -учителями, 2 - врачами, 2 - военными, 1 - нотариус, 1 - секретарь, 1 -чертежник, 1 - табельщик, 1 - железнодорожный техник11.), в числе которых, не было ни одного представителя коренных народов. По мнению советских историографов, главной особенностью было то, что в силу социально-экономической и «культурной отсталости народов» республик региона12, здесь как бы не было подготовленных руководящих кадров. А имеющиеся в то время немногочисленные местные кадры были ещё недостаточно опытными, «политически неразвитыми», не были знакомы с методами политической и организаторской работы. В этом, проявлялась явная великодержавная сущность шовинизма большевистской кадровой политики, встречавшаяся повсеместно на территории Туркестана. В итоге Ташкентские советы стали исключительно представительством русских и европейских меньшинств Туркестана13.

Но такая несправедливость не осталась в стороне без внимания просвещенной местной интеллигенции. Так в своём выступлении на III съезде Шерали Лапин, руководитель «Шурои Уламо» подчеркивал, что: «местная власть должна быть организована из представителей мусульман составлявшая 95% населения края с обеспечением права русского меньшинства, сообразно

7 Кощанов Б.А. «Большевики в Туркестане. 1917-1922 гг. Доктрина и реальность». Автореф. дисс.док.ист. наук. -Москва, 1994. - С.28.

8 НАУз, ф.Р-25, оп.1, д.6, л.1.

9Khalid Adeeb. Tashkent 1917: Muslim Politics in Revolutionary Turkestan.// Slavic Review. Cambridge University Press. Vol.55, No.2. (Summer 1966). -Р.292.; См.также: Абдуллаев Р. Национальные политические организации Туркестана в 1917-1918 годы. - Ташкент: Навруз, 2014. - С.158.

10 НАУз, ф.Р-25, оп.1, д.6, л.1.

11 Голованов А. Бумеранг. // Звезда Востока. №4, 1991. - С.84.; Ражабов К,., Гайдаров М. Туркистон тарихи (1917-1924 йиллар). - Тошкент: Университет, 2002. - Б.58.

12 Тайны национальной политики ЦК РКП. Воспроизведено по тексту 1-го издания (Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в Москве 9-12 июня 1923 года. Бюро Секретариата ЦК РКП.) - М.: ИНСАН, 1992. - С.33.

13 Karasar A.H. National identity and regional integration in Central Asia: Turkestan reunion. Dissertation for the degree of PhD in International relations. IESS Bilkent univ. - Ankara, 2002. - P.100.

Scientific Journal Impact Factor

его культурного значения. Власть не может принадлежать только военным, рабочим и крестьянам»14.

Ответом же на не представление в органах управления представителей коренного населения Туркестана, стал созыв IV Чрезвычайного Краевого мусульманского съезда проходившего с 26 по 29 ноября 1917 года в Коканде, который, выражая волю народностей Туркестана к самоопределению и самоуправлению, объявил «Туркестан территориально автономным в единении с Федеративной Российской республикой» и для установления норм автономии Туркестана объявил о создании Учредительного собрания, которое, предложил созвать в кратчайший срок15. Национальная интеллигенция, в лице Мустафо Чокаева, Убайдулла Ходжаева, Мунаввар Кори Абдурашидханова, Махмудхужа Бехбуди, Шоислама Шоахмадова, Носирхон Тура, Хидоятбек Юргули Акаева и других начали подготовительную работу по созыву Учредительного собрания. Результатом стало выбор Народного Собрания (по сути интернационального по составу - Б.М.), состоявшая из 36 представителей коренного населения и 18 не коренного, возглавляемая Шерали Лапиным. 11 декабря был создан кабинет из 10 членов, объявивший Туркестан автономной территорией в составе России16.

Исходя из данного опыта, большевики поняли, что национальное сознание и стремление образовать национальное государство народов Туркестана являются таким же препятствием, как и сопротивление уже свергнутых противников большевизма. Национальный идеал - национальное суверенное государство - мешал осуществлению их тактики «классовой борьбы внутри наций», имевший впоследствии своё отражение и в формировании их кадровой политики в Туркестане. Поняв ошибки своей национальной и кадровой политики в виде полного недопущения коренного населения в высшие руководящие органы края (не считая низшие звенья местных властей) начали ослаблять эту политику в виде распределения по существу своём

14 Абдуллаев Р. Национальные политические организации Туркестана в 1917-1918 годы. - Ташкент: Навруз, 2014. -С.158.

15 См.: Мустабид тузумнинг Узбекистон миллий бойликларини талаш сиёсати: тарих шохидлиги ва сабоклари (1865-1990 йиллар). - Т.: Шарк, 2000. - Б.50-51.; См.также: Хайдаров М.М. ТАССР даврида совет хокимияти олиб борган сиёсат: тарих ва хакикат. / Узбекистонда милатлараро муносабатлар тарихидан. - Тошкент: Университет, 1998. - Б.46.

16 См.: Khalid Adeeb. Tashkent 1917: Muslim Politics in Revolutionary Turkestan. // Slavic Review. Cambridge University Press. Vol.55, No.2. (Summer 1966). - Р.293.; Karasar A.H. National identity and regional integration in Central Asia: Turkestan reunion. Dissertation on PhD in International relations. IESS Bilkent univ. - Ankara, 2002. -P.100.; Саламов Ш.Н. Туркестан и Южный Кавказ XIX - XX вв. Дашнаки от Ферганы до Карабаха. - Т.: Янги аср авлоди, 2015. - С.122.; См.также: Аллворт Эдвард. Россия: прорыв на Восток. Политические интересы в Средней Азии. - Москва: ЗАО Центрполиграф, 2016. - С.192.

Scientific Journal Impact Factor

кадровых квот в органы власти. При этом следует отметить некоторые особенности создания органов советской власти и привлечения в них кадров из представителей коренного населения Туркестана, конечно же, не без участия и давления Центра17.

Начиная с 1919 года актуализируются вопросы равного -пропорционального представления в органах власти представителей коренных народов края. Но особо важное место в деле привлечения к государственной работе представителей коренных национальностей имела радиограмма ЦК РКП (б) от 12 июля 1919 года ТуркЦИКу и крайкому РКП (б) Туркестана. В которой говорилось, что: «...в интересах политики рабоче-крестьянской власти на Востоке необходимо широкое пропорциональное привлечение туркестанского туземного населения к государственной деятельности, без обязательной принадлежности к партии, . избегать всяческих трений создающих антагонизм.»18.

Ещё одним интересным моментом, является создание национальных секций. В итоге создаётся Мусульманское бюро коммунистической партии Туркестана (Мусбюро) - ставившее перед собой задачу защиты интересов коренных народов и усиления на неё влияния новой власти.

Для агитации и привлечения в советские органы мусульманского населения области они были мобилизованы 23 мая следующим образом: Макаев и Ахунов были направлены в Асака, Федченко и Кува, Мазитов и Бирюлов (дополнительно к списку - Б.М,) в Андижан, Коканд и Наманганские уезды, а город Скобелев был поручен Капкаеву для организации и чистки мусульманских коммунистических коллективов. Кроме того, было велено запросить все мусульманские коллективы области в срочном порядке представить в Ферганское областное Мусбюро сведения о численности

19

кадров19.

Хотя Мусбюро способствовало дальнейшему, более широкому привлечению коренного населения к активному участию в управлении государством, подготовке и выращиванию кадров из коренных народов, но в результате её активной деятельности и постоянной мобилизации кадров нередки были случаи того, что в самой организации, чувствовался острый

17 Khalid Adeeb. Tshkent 1917: Muslim Politics in Revolutionary Turkestan.// Slavic Review. Cambridge University Press. Vol.55, No.2. (Summer 1966). - Р.295.

18 Ферганский отдел ААП РУз., ф.1, оп.1а, д.83, л.4.; Там же, д.97, л.2.

19 Мирзаджанов Б.Т. Кадровая политика центра в Туркестане / Узбекистонда миллатлараро муносабатлар ва баFрикенглик: тарихий тажриба ва хозирги замон. - Тошкент, 2010. -Б.79-83.; Ферганский отдел ААП РУз., ф.1, оп.1а, д.98, л.6.

Scientific Journal Impact Factor

кадровый недостаток, о чем говорит и прошение от Феробмусбюро от 30 августа 1919 года об оставлении её кадров на своих местах.20

В деле подготовки кадров из коренного населения Мусбюро уделяло внимание вопросам печати и изданию литературы на языках коренных народов Туркестана. В Самарканде на узбекском языке издавалась газета «Мехнаткашлар товуши» («Голос трудящихся»), в Фергане - «Янги Шарк» («Новый Восток»), в Намангане - «Эркинлик» («Воля»). Газеты на персидском языке издавались в Полторацке (Ашхабад) - «Садойи фукаро» («Голос трудящихся») и Самарканде - «Шулаи Инкилаб» («Пламя революции») и т.д.21

Но впоследствии Мусбюро и многие её члены были обвинены в национальном уклоне и подвергнуты различным гонениям и репрессиям, а «... советская политика была направлена на уничтожение сохраняющегося буржуазного национализма»22.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключая можно сделать вывод, что хронологическое разделение на три периода, генезиса кадровой политики советской власти по отношению к коренным народам дало более четкие представления о положении коренного народа и его участии в кадровых процессах советского Туркестана. В своей кадровой политике по отношению к коренным народам совершили две главные ошибки:

1. Коренные народы были отстранены от государственного строительства и управления.

2. В подборе кадров не учитывались ни профессиональные навыки и ни подготовленность кадров.

Впоследствии весь состав кадров из коренного населения, принимавший активное участие в дореволюционных политических процессах, был снят с руководящих должностей в правительстве, образовании и искусстве. На смену им пришли, более тесно отождествлявшие себя с большевистской партией или Коммунистической партией. Это было сделано посредством нового политического класса коммунистов из числа коренных народов, созданных

20 Ферганский отдел ААП РУз., ф.1, оп.1а, д.98, л.35.

21 См.: Каримов Р. Мусбюро и его роль в распространении идей марксизма-ленинизма в советском Туркестане. // ОНУ №07, 1974. - С. 62.

22 Казиев С.Ш. Коренизации и проблемы межэтнических отношений в советском Казахстане (1923-1936 гг.) // Омский научный Вестник. №2 (136). - 2015. - С.32.

Scientific Journal Impact Factor

через новый механизм социализации, которые являлись продуктом советских

23

институтов23.

1. Karasar A.H. National identity and regional integration in Central Asia: Turkestan reunion. Dissertation for the degree of PhD in International relations. IESS Bilkent univ. - Ankara, 2002.

2. Khalid Adeeb. Tashkent 1917: Muslim Politics in Revolutionary Turkestan.// Slavic Review. Cambridge University Press. Vol.55, No.2. (Summer 1966).

3. Khalid Adeeb. The Fascination of Revolution: Central Asian Intellectuals, 1917-1927.// In Empire, Islam, and Politics in Central Eurasia. Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2007.

4. Norjigitova N. Structural composition of national political elite in Uzbekistan (1920s). / Социальная жизнь народов Центральной Азии в первой четверти ХХ века: традиции и инновации. Мат.межд.конф.2008. - Ташкент, 2009.

5. Oliker O. Soft Power, Hard Power, and Counterinsurgency./ The Early Soviet Experience in Central Asia and its implications. Rand. National Research Institute. WR-547-RC. February 2008.

6. Абдуллаев Р. Национальные политические организации Туркестана в 1917-1918 годы. - Ташкент: Навруз, 2014. {Abdullayev R. Natsionalnie politicheskie organizasii Turkestana v 1917-1918 godi. [National political organizations of Turkestan in the years 1917-1918.] - Tashkent: Navruz, 2014.}

7. Агзамходжаев С. История Туркестанской автономии. - Ташкент: Тошкент Ислом университети, 2006. - 268 с. {Agzamkhodjaev S. Istoriya Turkestanskoy autonomii. [History of Turkestan Autonomy.] - Tashkent: Toshkent Islom universiteti, 2006. - 268 p.}

8. Айриева Н.А. XII съезд партии и подготовка партийно-советских кадров в ТАССР (к 50-летию XII съезда РКП(б) // ОНУ №04, 1973, {Ayrieva N.A. XIIs'ezd partii I podgotovka partiyno-sovetskikh kadrov v TASSR (k 50-letiyu XII s'ezda RKP(b) [XII Party Congress and training of party-Soviet cadres in the TASSR (to the 50th anniversary of the XII Congress of the RCP(b)]/ / ONU No. 04, 1973.}

9. Айриева Н.А. Деятельность компартии Туркестана по подготовке партийных и советских кадров (1918-1924гг.) Автореф.дисс.канд.ист.наук. -Ташкент, 1973. {Ayrieva N.A. Deyatelnost Kompartii Turkestana po podgotovke

23 Khalid Adeeb. The Fascination of Revolution: Central Asian Intellectuals, 1917-1927.// In Empire, Islam, and Politics in Central Eurasia. Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2007. - Р.152.

168

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

Scientific Journal Impact Factor

partiynix I sovetskix kadrov (1918-1924gg.) [Activity of the Communist Party of Turkestan for the training of party and Soviet cadres (1918-1924) Author's dissertation of the Candidate of Historical Sciences.] Avtoref.disser. - Tashkent, 1973.}

10. Акрамов А. Полпред республики. - Т.: Узбекистан, 1987. {Akramov A. Polpredrespubliki. - T.: Uzbekistan, 1987.}

11. Аллворт Эдвард. Россия: прорыв на Восток. Политические интересы в Средней Азии. - Москва: ЗАО Центрполиграф, 2016. {Allworth Edward. Proriv na Vostok. Politicheskie interesi v Sredney Azii. [Russia: a breakthrough to the East. Political interests in Central Asia] - Moscow: ZAO Centrpoligraf, 2016.}

12. Архив Администрации Президента РУз. (ААП РУз.): ф.2, оп.1, д.49, л.л.11, 12об., 16, 64.; д.78, л.д.1,3,3об.,4.; ф.58, оп.4, д.592, л.68.; ф. 60, оп.1, д.59, л.24.; д.200, лл.2-11.; д.310, л.л.1-5.; д.316, л.л. 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 25, 34.; д.505, л. 14-16; д.4408, л.4.; д.3788, л.л.22-23.; д.4408, л.4.; оп.3, д.159, л.73.; ф.499, оп.1, д.363, л.1. {Archive Of The Administration Of The President Of The Republic Of Uzbekistan. (AAP RUz.):}

13. Голованов А. Бумеранг. // Звезда Востока. №4, 1991. {Golovanov A. Boomerang. / / Zvezda Vostoka. No. 4, 1991.}

14. Давлатова Ш. Узбекистонда бошкарув структурасининг шаклланиши ва тараккиётида миллий масаланинг тутган урни (ХХ асрнинг 20-йиллари). -Тошкент: Navro'z, 2016. {Davlatova Sh. The role of the national issue in the formation and development of the management structure in Uzbekistan (20-ies of the XXcentury). - Tashkent: Navruz, 2016.}

15. Ерметов А.А. Фаргона вилоятида ички ишлар органларининг ташкил этилиши тарихидан (1917-1925) / Фаргона водийси тарихи янги тадкикотларда / Республика амалий конференция - Фаргона, 2009. {Ermetov A.A. From the history of the establishment of internal affairs bodies in Fergana region (1917-1925) / history of Fergana Valley in new research / Republican practical conference -Fergana, 2009.}

16. Зиямов Ш.С., Нуруллин Р.А. Турар Рыскулов //Общественные науки в Узбекистане (ОНУ). №10, 1988. {Ziyamov Sh.S., Nurullin R.A. Turar Ryskulov //Social Sciences in Uzbekistan (ONU). No. 10, 1988.}

17. Иноятов Х.Ш. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. -Москва: Мысль, 1984. {Inoyatov X.Sh. Narodi Sredney Azii v borbe protiv interventov I vnutrenney kontrrevolyusii. [The Peoples of Central Asia in the Struggle against the Interventionists and the Internal Counterrevolution] - Moscow: Misl, 1984.}

Scientific Journal Impact Factor

18. Ирзаев Б. Туркистонда ерлаштириш кампаниясининг амалга оширилиши. / Узбекистонда совет даврида амалга оширилган сиёсий кампаниялар ва уларнинг фожиали окибатлари. - Тошкент, 2017. {Irzaev B. Implementation of the thaw campaign in Turkistan. / Political campaigns in Uzbekistan in Soviet times and their tragic consequences. - Tashkent, 2017.}

19. Комсомол Узбекистана (очерки из истории комсомола Узбекистана). - Т.: Ёш гвардия, 1978. {Komsomol of Uzbekistan (essays from the history of the Komsomol of Uzbekistan). - T.: Yosh Gvardiya, 1978.}

20. Кощанов Б.А. «Большевики в Туркестане. 1917-1922 гг. Доктрина и реальность». Автореф. дисс.док.ист. наук. - Москва, 1994. {Koshanov B.A. The Bolsheviks in Turkestan. 1917-1922. Doctrine and Reality". Abstract. diss.doc.ist. nauk. - Moscow, 1994.}

21. Махкамова Н.Р. Социальная структура общества на территории Узбекистана: традиции и трансформации (конец XIX в. - 30-е годы XX в.). -Ташкент: «Aloqachi», 2009. {Makhkamova N.R Sotsialnaya structure obtshestva na territory Uzbekistan: Tradisii I transformasii (kones XIX v. - 30-e godi XX v.). [The social structure of society on the territory of Uzbekistan: tradition and transformation (the end of XIX century - the 30-ies of XX century).] - Tashkent: "Aloqachi", 2009.}

22. Мирзаджанов Б.Т. Интолерантность по отношению к коренному населению Туркестана в советский период / Толерантность - как инструмент развития мер взаимного доверия материалы международной конференции. -Ташкент, 2018. {Mirzajanov B. T. Intolerance towards the indigenous population of Turkestan in the Soviet period / Tolerance - as a tool for the development of mutual trust measures Materials of the international conference. - Tashkent, 2018.}

23. Мирзаджанов Б.Т. Кадровая политика центра в Туркестане / Узбекистонда миллатлараро муносабатлар ва багрикенглик: тарихий тажриба ва хозирги замон. - Тошкент, 2010. {Mirzadjanov B.T. Kadrovaya politika Centra v Turkestane [Personnel policy of Center in Turkestan] / National relations and tolerance in Uzbekistan: historical experience and present times. - Tashkent, 2010.}

24. Муминов Х.М. Туркистон АССР советларининг съездларида Туркистон мухторияти масаласининг акс этиши. / Фаргона водийси тарихи янги тадкикотларда. - Андижон, 2015. {Muminov X.M. Reflection of the issue of Turkestan autonomy in the congresses of the Soviets of the Turkestan ASSR./In new research on Fergana Valley history. - Andijan, 2015.}

25. Муминова Г. Узбекистонда согликни саклаш тизими тарихи: ютук ва муаммолари (1917-1991 йиллар). - Тошкент: «Yangi nashr», 2015. {Muminova G.

Scientific Journal Impact Factor

History of the health care system in Uzbekistan: achievements and problems (19171991 years). - Tashkent:" New Edition", 2015.}

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Мустабид тузумнинг Узбекистан миллий бойликларини талаш сиёсати: тарих шохддлиги ва сабоклари (1865-1990 йиллар). - Т.: Шарк, 2000. {The policy of the despotic regime to rob the national wealth of Uzbekistan: history and lessons (1865-1990years). - T.: East, 2000.}

27. Национальный архив Узбекистана (НАУз), ф.Р-17, оп.2, д.82, л.л. 1, 39, 4041.; ф.Р-25, оп.1, д.6, л.1.; д.254, л.157об.; д.397, л.107.; ф.36, оп.1, д.54, л.л.6, 16.; д.151, л.л.15-15об. {National archives of Uzbekistan (NAUz)}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.