Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3649
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL INTEREST / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мареев Павел Львович

Национальные интересы составляют основу формирования внешней и внутренней политики государства. В статье рассматриваются основные понятия и концепции термина «национальные интерес» в русской и зарубежной политической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL INTERESTS IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE STATE

National interests form the basis for the formation of foreign and domestic policy of the state. The article examines the basic concepts and concepts of the term «national interest» in Russian and foreign political thought

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Национальные интересы в системе национальной безопасности государства

ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ МАРЕЕВ,

кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, исполнительный секретарь научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре государств - участников СНГ

АННОТАЦИЯ

Национальные интересы составляют основу формирования внешней и внутренней политики государства. В статье рассматриваются основные понятия и концепции термина «национальные интерес» в русской и зарубежной политической мысли. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальный интерес; национальная безопасность

National interests in the national security system of the state

PAVEL LVOVICH MAEEV,

Executive Secretary of the Scientific Advisory Council at the Anti-Terrorist Center of the CIS Member States, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

ANNOTATION

National interests form the basis for the formation of foreign and domestic policy of the state. The article examines the basic concepts and concepts of the term «national interest» in Russian and foreign political thought.

KEYWORDS: national interest; national security

В различных отраслях науки существует множество подходов к определению понятия «национальные интересы». Причем в большинстве случаев традиционно осуществляются попытки провести анализ и определить его через призму своей специфики или, точнее сказать, специализации.

Так, например, «Этнопсихологический словарь» и «Энциклопедический словарь по психологии и педагогике» рассматривают национальные интересы как «общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности»1.

Энциклопедия по социологии как «категорию, отражающую меру самосознания и самовыражения народа, характеристику общественного единства, политический принцип и социальное чувство»2. В Пограничном словаре о национальных интересах говорится как о совокупности «сбалансированных ориентиров и стимулов личности, общества и государства, служащих их благу и безопасности»3.

В политической науке и в теории национальной безопасности также не существует единого подхода к определению национальных интересов, и можно было бы привести большое количество различных трактовок это-

1 Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. (ред.). Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. 343 с.

2 Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов и др. М.: Книжный мир, 2003. 1312 с.

3 Пограничный словарь / Г.К. Баранов и др.; под общ. ред. С.В. Поскребетьева. М.: ПА ФСБ РФ, 2006. 297 с.

го понятия. Это связано с тем, что рассматриваемая категория является наиболее употребимой как в теории, так и в практике политической деятельности, но в то же время трудно поддающейся общему определению, которое могло бы быть использовано во всех сферах жизнедеятельности. Отдельная сложность -политизированность и зачастую идеологический окрас подходов (от глобализма до национализма и индивидуализма или гедонизма).

При рассмотрении понятия «национальные интересы», сформулированного в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 г., возникает ряд моментов, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми и подлежащими уяснению:

• почему в основу системы национальной безопасности в качестве базового элемента заложено понятие «интерес» и его производная «национальные интересы»;

• соотношение понятий «национальная безопасность» и «национальные интересы» в контексте предлагаемого курса;

• национальные интересы в триаде «личность - общество - государство» на глобальном, региональном и государственном уровнях обеспечения безопасности.

Во многих языках, в том числе и русском, слово «интерес» произошло от латинского interest - «имеет значение», «важно». В социальных науках оно чаще всего используется для характеристики реальной причины социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей) участвующих в них индивидов и социальных групп. В политической практике является непосредственной основой политической идеологии и мотивом конкретной деятельности. В личностном плане интерес выражает отношение конкретного человека к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному.

Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет4.

Следует учитывать и то, что интересы имеют двойственную природу - объективную и субъективную. Говоря словами одного из основополагающих произведений философии Нового времени «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса: «Фактически каждое мысленное отображение мировой системы остается ограниченным, объективно - историческими условиями, субъективно - физическими и духовными особенностями его автора»5. При этом национальные интересы на государственном, региональном и глобальном уровне формулируются конкретными субъектами и на основании этого выстраивается система безопасности и система обеспечения национальной безопасности.

В системе же «личность - общество - государство», сформировавшийся в массовом или индивидуальном сознании, интерес выполняет ряд функций:

• оценочную - носитель оценивает ситуацию на заданном уровне, в том числе присутствие интересов других носителей, и формирует свое отношение к ней;

• сравнительную - сопоставление интересов разных носителей (параллельные, антагонистические, конфронтационные, сопоставимые и т.д.);

• объяснительную - разъясняет намерения и предпринимаемые действия носителя;

• оправдательную - аргументирует правильность действий или намерений носителя;

• побудительную - выражает намерения дальнейших действий носителя.

С учетом этих функций состояние системы безопасности на различных уровнях во многом зависит от соблюдения баланса интере-

4 СанжаревскийИ.И. Политическая наука: словарь-справочник. 6-е изд., испр. и доп., 2016. URL: http://glos.virmk.ru/

5 Энгельс Ф. Анти-Дюринг; Диалектика природы / пер. с нем. Ю.И.Айхенвальда. - М/: Изд-во «Э», 2017. С. 62.

сов различных субъектов отношений (носителей интересов).

Существует множество подходов к определению и классификации интересов. Наиболее приемлемыми мы видим следующий.

Интерес - это осознанные потребности, подкрепленные побудительным мотивом к их реализации, реальная причина социальных действий, а также отношение носителя к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному. Интересы обычно классифицируются по следующим основаниям:

• степени общности (индивидуальные, групповые, корпоративные, общественные, национальные, общечеловеческие);

• сфере деятельности (экономические, политические, финансовые, духовные и т.д.);

• характеру носителя (партийные, этнические, государственные, т.д.);

• степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы);

• возможности осуществления (реальные, потенциальные, мнимые);

• отношению к общественному развитию (прогрессивные, консервативные, реакционные)6.

Деление может быть осуществлено и по другим основаниям:

• степени социальной значимости - жизненно важные, важные, маловажные;

• продолжительности действия - постоянные, долгосрочные, кратковременные;

• характеру взаимодействия - совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфрон-тационные (встречные).

Отношение личности и разных социальных групп (общества) к государству и друг к другу обеспечивается именно интересами, поэтому их формирование является предметом особого внимания всех объектов и субъектов обеспечения безопасности.

Отдельное направление - грамотное сочетание личных, общественных и государственных интересов, влияние на их формирование внешних и внутренних факторов.

В качестве примеров взаимодействия на различных уровнях безопасности интересов конкретных людей, отдельных социальных групп, региональных держав и глобальных игроков международного сообщества можно рассмотреть ситуации со строительством газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» (см. рис.).

Развивавшаяся в ходе их строительства ситуация наглядно демонстрировала столкновение интересов государств и собственников на глобальном и субрегиональном уровнях, на уровне отдельных стран и трудовых коллективов. Затрагивала интересы конкретных людей, получавших работу или продукты жизнеобеспечения. Особо можно остановиться и на реакции «игроков» в сфере информационной безопасности.

Еще одним из примеров для разбора столкновения различных интересов могут служить события, развернувшиеся в августе 2020 г. в Республике Беларусь после состоявшихся выборов президента страны.

Речь идет о влиянии на состояние различных видов безопасности столкновения интересов «в обратной последовательности» -в видимом диапазоне на первый план выходят интересы личности. И только при тщательном рассмотрении ситуации приходит понимание интересов белорусского общества и государства, влияния иных интересов на уровне региональном и глобальном.

Одна из задач - определить тесную взаимосвязь и взаимозависимость личных и общественных интересов, грамотное сочетание которых является базой соблюдения интересов национальных.

6 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Геополитические вопросы безопасности. Энциклопедический словарь-справочник. М: МГОФ «Знание», 2008. С. 196.

В идеале восприятие и понимание конкретным человеком интересов общества и государства как части собственных должно сочетаться с их отражением в общественных и государственных интересах.

Долгосрочный характер, определяющий основные цели политики безопасности, носят «национальные интересы». Они отражаются и конкретизируются в стратегических и текущих задачах внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Само понятие «национальная безопасность» заимствовано из западного лексикона и рассматривается как часть общего явления безопасности, являющегося условием существования личности, общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности в рамках всей совокупности входящих

7 Конституция Российской Федерации. Преамбула.

в государство наций и национальных групп. Конституция России начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества...»7

Фактически Преамбула Основного закона обозначает основные направления, являющиеся важнейшими для государства, которые оно гарантирует и, соответственно, будет защищать. То есть виды безопасности заложены уже в первом абзаце Конституции России (по принятой нами «схеме» - «личность - общество - государство») - государственное единство и суверенитет(оборо-на и государственная безопасность), гражданский мир (общественная безопасность), благополучие и процветание (общественная, экономическая и другие виды безопасности), добро и справедливость (безопасность в духовно-нравственной сфере), часть мирового сообщества (международная безопасность) и т.д.

При этом гарантом выступает именно государство, что раскрывается в дальнейшем тексте. Поэтому не случайно в большинстве случаев понятие «национальные интересы» используется применительно к межгосударственным отношениям8, в которых государство выступает представителем всего «многонационального народа», проживающего «на своей земле». Защита этих интересов в сложившейся международной системе ложится в основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, которое является неотъемлемой частью нации.

Рассматривая «национальные интересы» как элемент системы национальной безопасности, следует акцентировать внимание на ряде моментов. Они, как правило:

• юридически закреплены в нормативных правовых документах;

• определяют политическую, социально-экономическую, духовно-нравственную организацию общества;

• ориентируют государственное и культурное строительство;

• призваны выражать единство конкретной нации (народа);

• субъективно выражают потребности общества и государства в понимании стоящей у власти политической элиты.

Понятие «национальные интересы» введено в научный и повседневный оборот достаточно давно. Еще на рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли или кардинала А. Ришелье говорится о первостепенности учета государственных интересов при выработке внешней и внутренней политики.

Так, самым известным произведением Ник-коло Макиавелли стал трактат «Государь»9, ранее издававшийся в России под названиями «Князь» и «Правитель». Макиавелли создал учение о светском государстве, свободном от церковной морали, в котором для соблюдения государственных интересов допустимы любые средства: насилие, обман, предательство.

«Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия», - пишет Н. Макиавелли.

Появившийся позднее термин «макиавеллизм» стал обозначать политику, которая пренебрегает всеми законами морали.

О государственных интересах, стоявших во главе угла формирования политики, говорится и в произведениях Армана Жана дю Плесси, герцога де Ришелье, кардинала Римско-католической церкви, государственного деятеля Франции, занимавшего посты государственных секретарей по военным и иностранным

8 В теорию национальной безопасности термин «национальный интерес», как и понятие «национальная безопасность», пришел из англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение «государственный интерес».

9 Никколо Макиавелли. Государь. М.: Издательство «АСТ», 2016. 340 с.

делам с 1616 по 1617 г. и главы правительства с 1624 г. до своей смерти в 1642 г.

В своей наиболее известной книге «Политическое завещание. Принципы управления государством» он пишет: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»10. Фактически в данной работе кардинал сформулировал ряд национальных интересов Франции того времени:

1. Опора на дворянство при распределении высших государственных должностей при ужесточении политики в отношении дворян, которые не работают на благо государства.

2. Учет компетентности, преемственности и личностных качеств при осуществлении кадровой политики.

3. Создание регулярной армии и флота, постоянного армейского контингента на границах.

4. Пополнение казны за счет налогов с народа. Создание сбалансированного бюджета, в том числе «стабилизационного фонда».

5. Образовательная политика.

6. Народ - труженик.

7. Приоритет государственных интересов перед интересами личности.

8. Прислушиваться к советникам, но все решать самостоятельно.

9. Верность договорам в международных отношениях.

10. Приоритет торговых отношений перед военными действиями.

Саму же «концепцию» государственных интересов Ришелье можно обозначить тремя пунктами:

• правитель властвует не в своих личных интересах, а в интересах государства;

• государственный интерес стоит выше всех групповых (особенно сословных), которые ему должны быть подчинены;

• государственный интерес оправдывает любое действие, которое служит его реализации и не должен зависеть от идеологических, религиозных или моральных принципов.

Непосредственно в качестве «полноправного» элемента системы национальной безопасности и, соответственно, инструмента формирования внешней и внутренней политики «национальные интересы» стали рассматриваться в XX в. Так, в 1935 г. этот термин впервые был включен в Оксфордскую «Энциклопедию социальных наук», которая до сих пор рассматривается как один из наиболее значимых научных гуманитарных проектов и самый значительный вклад США в международное научное сотрудничество в первой половине прошлого века11.

В дальнейшем становление и развитие теории (концепции) национальных интересов связывают с именем американского политолога, основателя и главы школы прагматизма и политического реализма, ведущего теоретика США по внешнеполитическим вопросам Ганса Моргентау (1904-1980).

Написанная им в 1948 г. книга «Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace» - «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» - служила многим американским политикам главным пособием по теории международной безопасности в течение более чем 25 лет. В работе он формулирует шесть основных принципов политического реализма, часть из которых напрямую касается национальных интересов.

В кратком изложении эти принципы звучат так:

1. Политическим и общественным развитием управляют объективные законы, базирующиеся на «неизменной и далеко не совершен-

10 Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Политическое завещание. Принципы управления государством. - М.: «Ладомир», 2008. - 500 с.

11 Современное адаптированное издание на русском языке - Оксфордская иллюстрированная энциклопедия : [В 9 т.] : [Пер. с англ.]. М.: Инфра-М: Весь Мир, 1999-2002.

ной природе человека». Изменить их невозможно, но возможно создать теорию, более или менее отражающую эти законы.

2. Политический реализм учитывает неизбежное противоречие между предписаниями морали и требованиями политического действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Основной признак политического реализма - концепция интереса, определяемого властью (силой), которая рационально упорядочивает политические процессы. Это опять же говорит о возможности создания теории.

4. Интерес, определяемый властью, является объективной категорией, но с учетом того, что содержание и способ реализации властных полномочий обусловлены политическим и культурным контекстом.

5. Ни одно государство не обладает монопольным правом на установление нравственных норм и определение, «что хорошо, а что плохо» с нравственной точки зрения. Концепция интереса должна предотвращать злоупотребления такого рода.

6. Политическая сфера - самостоятельное направление общественного развития. «Для политика определение интереса в качестве власти (силы) то же самое, что для экономиста определение интереса в качестве богатства».

То есть концепция национальных интересов Г. Моргентау исходит из вероятностного характера политической деятельности в сфере международных отношений, выделения национальных интересов как основы внешней политики любого государства при их трактовке с точки зрения силы, стремления избежать психологизма (не намерения и мотивы государственных деятелей, а их реальные действия), зависимости от исторического периода, политического и культурного контекста, принципа политического благоразумия, опре-

деления международных отношений как борьбы за власть и влияние.

Последующее самостоятельное развитие концепция национального интереса получила у Г. Моргентау в статье «Движущая сила американской внешней политики: национальный интерес против моральных абстракций» и книге «В защиту национального интереса Критические исследования американской внешней политики»12, представляющей собой курс лекций автора, прочитанных в Чикагском университете. Основный посыл, который в них содержится, - наличие двух основных элементов при рассмотрении национальных интересов.

Базовый элемент (постоянные национальные интересы) - выживание государства путем защиты территории, политической и культурной идентичности от посягательств других наций.

«Непостоянные» национальные интересы - устремления и цели конкретных личностей (в основном партийных и политических деятелей), общественных групп, национальных традиций и обычаев, которые переходят в национальные интересы, при этом они могут значительно отличаться от национальных интересов собственно государства.

Г. Моргентау оговаривается, что национальные интересы представляют собой нечто большее, чем групповые или их совокупность, и являются общим знаменателем, который создает компромисс между базовыми и «непостоянными» национальными интересами. При этом государство обязано не только реализовывать собственные национальные интересы, но и четко осознавать, что другие страны также имеют национальные интересы и стремятся их реализовывать. Это, по его мнению, является основой эффективной политики выживания и поддержания мира в эпоху глобальных войн и конфликтов.

12 Morgenthau H.J. In Defense of the National Interest: A Critical Examination of American Foreign Policy. New York: Alfred A. Knopf, 1951.

В целом, сторонники концепции политического реализма считают, что национальные интересы являются главной движущей силой в сфере международных отношений, а регулятором международной политики выступает сила и баланс сил.

Отметим, что в современной теории национальной безопасности, наряду с политическим реализмом, существуют и другие подходы к рассмотрению категории «национальный интерес». В частности, довольно распространен конструктивизм - популярное в последнее время направление в общественных науках, в котором главное внимание уделяется «нарративам», определяющим способы восприятия людьми социальной реальности, а в наиболее радикальной версии - создающим данную реальность.

Определение «национального интереса», как уже отмечалось, законодательно закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 г. и определяет национальные интересы как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

Отметим ряд основных признаков, присущих национальным интересам:

• объективная реальность;

• не несут в себе этнической (собственно, «национальной») окраски;

• направлены на обеспечение безопасности и устойчивого развития личности, общества и государства;

• реализуются в различных сферах жизнедеятельности (в нашем рассмотрении - основанных на делении по видам безопасности);

• поддаются рациональному осмыслению;

• сформулированные и официально заявленные.

Главная задача при формулировании национальных интересов состоит в том, чтобы в

нем были соблюдены интересы личности, различных социальных групп и общностей, общества в целом и непосредственно государства. При этом приоритетное значение имеет обеспечение безопасности государства как непременного условия выживания личности и общества.

Национальные интересы предопределяют цели и задачи, приоритеты и стратегию развития государства и общества. На долгосрочную перспективу для Российской Федерации они сформулированы и законодательно закреплены в Стратегии национальной безопасности:

• укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета Российской Федерации, независимости, государственной и территориальной целостности;

• укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

• повышение качества жизни, укрепление здоровья населения,обеспечение стабильного демографического развития страны;

• сохранение и развитие культуры,традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

• повышение конкурентоспособности национальной экономики;

• закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира13.

Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов (важней-

13 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Ст. 30.

шие направления обеспечения национальной безопасности):

• оборона страны;

• государственная и общественная безопасность;

• повышение качества жизни российских граждан;

• экономический рост;

• наука, технологии и образование;

• здравоохранение;

• культура;

• экология живых систем и рациональное природопользование;

• стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство14.

Состояние национальной безопасности любого государства прямо зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

14 Там же. Ст. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.