Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / международное сотрудничество / политика / Arctic / international cooperation / politics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карнаух Д.Ю.

Цель статьи заключается в рассмотрении и анализе механизмов формирования и реализации национальных интересов Российской Федерации и международного сотрудничества в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Карнаух Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL INTERESTS OF RUSSIAN FEDERATION AND INTERNATIONAL COOPERATION IN ARCTIC

The purpose of the article is to consider and analyze the mechanisms of formation and realization of the national interests of the Russian Federation and international cooperation in the Arctic.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ»

УДК 32

Карнаух Д.Ю.

магистрант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Россия)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ

Аннотация: цель статьи заключается в рассмотрении и анализе механизмов формирования и реализации национальных интересов Российской Федерации и международного сотрудничества в Арктике.

Ключевые слова: Арктика, международное сотрудничество, политика.

С начала XXI в. арктические страны начали формировать правовое оформление вопросам хозяйственного освоения Арктики. В этот период ими стали разрабатываться и утверждаться документы стратегического планирования. Так, в 2006 г. первая Стратегия развития Арктического региона появилась в Норвегии, в 2010 г. - в Финляндии. В России данному вопросу не было уделено должного внимания. Первый и единственный на тот момент арктический стратегический акт в стране был утвержден в 2008 г. - Основы-2020. В период 2021-2022 гг. многими арктическими странами была проведена работа по обновлению документов стратегического планирования в Арктике. Например, в конце 2022 г. была принята новая Национальная стратегия США в Арктическом регионе до 2032 г.

В октябре 2020 г. в России на смену Основам-2020 были утверждены Основы-2035. В соответствии с позицией Е. Клименко, «Россия планирует продолжить кампанию жесткой риторики в отношении вызовов безопасности в

Арктическом регионе, а также наращивать свой военный потенциал как способ избавиться от этих предполагаемых опасений». Российские ученые не отрицают факта ухудшения с 2014 г. отношений между Россией и странами Запада. Однако, например, А.В. Загорский отмечал, что у страны «нет территориальных споров в Арктике. Морские пространства с Норвегией и США разграничены, и линии их разграничения не оспариваются.

В регионе нет потенциала для конфликтов из-за доступа к минеральным или водным биологическим ресурсам. Международно-правовой режим арктических морских пространств ясно определяет права как прибрежных, так и других государств». В 2023 г. в данный правовой документ были внесены изменения - пересмотрена позиция по международному сотрудничеству в Арктике. После начала СВО членами Арктического совета и Совета Баренцева (Евроарктического региона) было приостановлено участие России в этих структурах. Данный факт способствовал тому, что из Основ-2035 было исключено упоминание об этих организациях. Следовательно, Россией был обозначен новый вектор сотрудничества - с неарктическими странами. Ряд поправок было внесено в п. 16 Основ-2035.

Если ранее акцент делался на наращивании добрососедского взаимодействия с арктическими странами по разным областям, то теперь это реализуется с учетом национальных интересов России. При этом разработка ресурсной базы будет происходить в интересах устойчивого развития Арктического региона. Учитывая интерес международного сообщества к Арктике, а также объемы финансовых вложений, необходимых для разработки арктических природных ресурсов, нельзя отрицать того факта, что развитие Арктического региона невозможно без международного и межрегионального взаимодействия. Научными сотрудниками Российской Академии наук выделяются три потенциально возможных модели развития российской Арктики в контексте международного сотрудничества.

Первая из них подразумевает замкнутый режим освоения внутри страны и Арктического региона в частности. Однако в условиях рыночной экономики

это представляется нецелесообразным. Вторая модель предполагает развитие российского Арктического региона в условиях полной внешнеэкономической открытости. При этом подразумевается интернационализация Северного морского пути. Однако, по мнению ученых, на данный момент экономическая целесообразность ее реализации не просчитана. Третья модель является наиболее оптимальной и предполагает пространственное развитие с учетом российских и зарубежных интересов, а также инвестиций арктических стран. Автор настоящей работы считает, что в настоящее время, учитывая напряженную геополитическую ситуацию, реализация какой-либо из представленных выше моделей в чистом виде затруднена.

Анализ правок, внесенных в 2023 г. в Основы-2035, показал, что Россия в рамках международного сотрудничества в Арктике нацелена на укрепление отношений с заинтересованными в данном вопросе государствами, в том числе с неарктическими странами. Н. Корчунов отмечает, что в последнее время многие страны, в том числе Латинской Америки, ближневосточных и Азиатско-Тихоокеанского регионов, стали активно проявлять интерес к Арктике и сотрудничеству с Россией. При этом он считает, что «сложившаяся ситуация требует от нас перегруппировки, перехода к задействованию более широкого спектра методов и форматов международного взаимодействия с теми странами и организациями, которые разделяют наши подходы к устойчивому развитию региона». Однако им выражается надежда на то, что арктические государства осознают «бесперспективность своего курса». Коррективы в документе -Основы-2035 показали, что Россия не нацелена на окончательный разрыв отношений с арктическими странами.

Несмотря на то, что из п. 16 («а») данного правового документа было убрано упоминание об Арктическом совете, в п. 16 («б») данный аспект оставили без изменений. В нем регламентировано, что Арктическому совету принадлежит роль «ключевого регионального объединения, координирующего международную деятельность в регионе». Итак, на основании рассмотренного выше констатируем, что современная Арктика выступает не только объектом

международного взаимодействия, но и соперничества за арктические территории. При этом в данном процессе задействованы не только арктические державы, но и неарктические страны, интерес которых к Арктическому региону возрастает.

Учитывая сложную геополитическую обстановку, вызванную, в первую очередь, проведением СВО на Украине, актуальность приобретает поиск моделей взаимодействия в Арктике не только между Россией и странами Арктического региона, но и неарктическими странами. При этом новые Основы-2035, с учетом внесенных в 2023 г. правок, показывают, что Российское государство не настаивает на прежних форматах международного сотрудничества и делает акцент на развитие взаимодействия и с внерегиональными странами. Несмотря на наличие конфликтных ситуаций при осуществлении международного сотрудничества, развитие Арктического региона происходит в рамках глобального формирования, включая такие процессы, как конкуренция, взаимодействие, взаимовлияние и т.д. По мнению автора, в отношении Арктики реализуется модель циркумполярного сотрудничества, основанная на геополитических тенденциях и национальных интересах арктических государств.

В ближайшие годы, на наш взгляд, Арктика будет развиваться с учетом глобальных экономических процессов, связанных с изменениями на мировых рынках энергоресурсов. Таким образом, международное сотрудничество в Арктике выступает одним из ключевых национальных интересов России. Нестабильная геополитическая обстановка, вызванная, в первую очередь, проведением СВО, внесла коррективы во взаимодействие Российского государства и арктических держав.

Например, было приостановлено членство России в Арктическом совете, где она с 2021 г. являлась страной-председателем. Данные факты способствовали тому, что в Основы-2035 были внесены правки, в результате которых акцент делается на международном взаимодействии с неарктическими государствами, а также приоритет национальных интересов России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года : указ Президента РФ от 5 марта 2020 года № 164 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 10. Ст. 1317;

2. Загорский А. В. Безопасность в Арктике. М.: ИМЭМО РАН, 2019. С. 45.

3. Кто теперь за Север крайний // Коммерсантъ. 2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5874198;

4. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 года № Пр-1969 (утратил силу) // Российская газета -Центральный выпуск. 2008. 30 марта. № 53п;

5. Экономика современной Арктики: в основе успешности эффективное взаимодействие и управление интегральными рисками : монография / под научной редакцией В. А. Крюкова, Т. П. Скуфьиной, Е. А. Корчак. Апатиты : ФИЦ КНЦ РАН, 2020. С. 20-21;

6. Экономика современной Арктики: в основе успешности эффективное взаимодействие и управление интегральными рисками : монография / под научной редакцией В. А. Крюкова, Т. П. Скуфьиной, Е. А. Корчак. - Апатиты : ФИЦ КНЦ РАН, 2020. - 245 с.;

7. Klimenko, E. Russia's new Arctic policy document signals continuity rather than change // Stockholm International Peace Research Institute. 2020. URL: https://www.sipri.org/commentary/essay/2020/russias-new-arctic-policy-document-signalscontinuity-rather-change;

8. National Strategy for the Arctic region // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region. pdf.

Karnaukh D.Y.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of Russian Federation (Moscow, Russia)

NATIONAL INTERESTS OF RUSSIAN FEDERATION AND INTERNATIONAL COOPERATION IN ARCTIC

Abstract: the purpose of the article is to consider and analyze the mechanisms of formation and realization of the national interests of the Russian Federation and international cooperation in the Arctic.

Keywords: Arctic, international cooperation, politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.