Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ИТАЛИИ В ЮЖНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ НА ФОНЕ ЛИВИЙСКОГО КРИЗИСА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ИТАЛИИ В ЮЖНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ НА ФОНЕ ЛИВИЙСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ЛИВИЯ / ЛИВИЙСКИЙ КРИЗИС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЕС / НАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сараджян Норайр Аветикович

Исследуются возможности Италии как средней державы достигать внешнеполитических целей и в полной мере реализовывать свои национальные интересы в контексте Ливийского кризиса. Проанализированы действия итальянского правительства как до возникновения конфликта, так и во время вспыхнувших друг за другом двух гражданских войн. Выявлены основные внешнеполитические проблемы Италии в Южном Средиземноморье и причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITALY'S NATIONAL INTERESTS IN THE SOUTHERN MEDITERRANEAN: PROBLEMS AND CHALLENGES AGAINST THE BACKGROUND OF THE LIBYAN CRISIS

The article explores Italy's opportunities to achieve foreign policy goals and fully realize its national interests in the context of the Libyan crisis. The source base of the article covers a number of scientific works of domestic and foreign researchers on Italian foreign policy, as well as an extensive number of news publications in Russian and Middle Eastern media. The official websites of the state bodies of the Italian Republic were used as additional sources. This study is based on two key components: the concept of national interest and the concept of middle power. In the first case, the definition given in the framework of the theory of political realism is used, whose supporters believe that this term is based on the geographical location of the state and the resulting features of its economic, political and cultural development. In the second concept, the constructivist approach to the theory of the middle power, its special model of behavior is followed, which also makes it possible to apply the concept of a behavioral model to the study of Italian foreign policy. Based on the results of the study, the author infers that Italy quite successfully solves its problems within the framework of exclusively bilateral cooperation and also achieves significant results owing to the actions of individual political leaders of the country. Within the framework of international problems, the Italian Republic does not show sufficient confidence, not willing to jeopardize its authority within the framework of international organizations and unions in which it is a member, which clearly fits into the behavioral model of a middle power. The ambitions of Rome to maintain a dominant position in Libya prompted Italy to take an active part in the process of resolving the conflict. At first, Italian diplomacy acted quite effectively, as it encouraged the initiative to create a single government with the direct support of the UN. However, uncertainty about the further successes of the new Libyan government and the growth of French influence forced Italy to stick to the policy of equidistance, which significantly worsened the relationship between the parties of the conflict, on the one hand, and Rome, on the other. Attempting to remain neutral, Italy made a serious mistake, which turned out to be unforgivable to the country with direct interests in Libya. Later, the Italian authorities returned to the policy of supporting the government again; however, they found out that Turkey had already taken the place of the main ally for Tripoli, which, unlike Italy, was much more determined in its intentions to help the western side of the conflict. Thus, it can be summarized that the Italian Republic, in the course of solving larger regional problems, acts much more effectively as a participant in the processes initiated by various international institutions, while its individual attempts to resolve conflicts are shattered by a low level of organization and lack of powerful authority in world politics.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ИТАЛИИ В ЮЖНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ НА ФОНЕ ЛИВИЙСКОГО КРИЗИСА»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 74-83 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 487. рр. 74-83

Научная статья УДК 327.5

аог 10.17223/15617793/487/9

Национальные интересы Италии в Южном Средиземноморье: проблемы и вызовы на фоне Ливийского кризиса

Норайр Аветикович Сараджян 1

1 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Москва, Россия

norair.saradzhian @gmail.com

Аннотация. Исследуются возможности Италии как средней державы достигать внешнеполитических целей и в полной мере реализовывать свои национальные интересы в контексте Ливийского кризиса. Проанализированы действия итальянского правительства как до возникновения конфликта, так и во время вспыхнувших друг за другом двух гражданских войн. Выявлены основные внешнеполитические проблемы Италии в Южном Средиземноморье и причины их возникновения.

Ключевые слова: Италия, Ливия, Ливийский кризис, национальные интересы, ЕС, НАТО

Для цитирования: Сараджян Н.А. Национальные интересы Италии в Южном Средиземноморье: проблемы и вызовы на фоне Ливийского кризиса // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 7483. аог 10.17223/15617793/487/9

Original article

doi: 10.17223/15617793/487/9

Italy's national interests in the Southern Mediterranean: Problems and challenges against the background of the Libyan crisis

Norair A. Saradzhian1

1MGIMO University, Moscow, Russian Federation norair.saradzhian @gmail.com

Abstract. The article explores Italy's opportunities to achieve foreign policy goals and fully realize its national interests in the context of the Libyan crisis. The source base of the article covers a number of scientific works of domestic and foreign researchers on Italian foreign policy, as well as an extensive number of news publications in Russian and Middle Eastern media. The official websites of the state bodies of the Italian Republic were used as additional sources. This study is based on two key components: the concept of national interest and the concept of middle power. In the first case, the definition given in the framework of the theory of political realism is used, whose supporters believe that this term is based on the geographical location of the state and the resulting features of its economic, political and cultural development. In the second concept, the constructivist approach to the theory of the middle power, its special model of behavior is followed, which also makes it possible to apply the concept of a behavioral model to the study of Italian foreign policy. Based on the results of the study, the author infers that Italy quite successfully solves its problems within the framework of exclusively bilateral cooperation and also achieves significant results owing to the actions of individual political leaders of the country. Within the framework of international problems, the Italian Republic does not show sufficient confidence, not willing to jeopardize its authority within the framework of international organizations and unions in which it is a member, which clearly fits into the behavioral model of a middle power. The ambitions of Rome to maintain a dominant position in Libya prompted Italy to take an active part in the process of resolving the conflict. At first, Italian diplomacy acted quite effectively, as it encouraged the initiative to create a single government with the direct support of the UN. However, uncertainty about the further successes of the new Libyan government and the growth of French influence forced Italy to stick to the policy of equidistance, which significantly worsened the relationship between the parties of the conflict, on the one hand, and Rome, on the other. Attempting to remain neutral, Italy made a serious mistake, which turned out to be unforgivable to the country with direct interests in Libya. Later, the Italian authorities returned to the policy of supporting the government again; however, they found out that Turkey had already taken the place of the main ally for Tripoli, which, unlike Italy, was much more determined in its intentions to help the western side of the conflict. Thus, it can be summarized that the Italian Republic, in the course of solving larger regional problems, acts much more effectively as a participant in the processes initiated by various international institutions, while its individual attempts to resolve conflicts are shattered by a low level of organization and lack of powerful authority in world politics.

Keywords: Italy, Libya, Libyan crisis, national interests, EU, NATO

© Сараджян Н.А., 2023

For citation: Saradzhian, N.A. (2023) Italy's national interests in the Southern Mediterranean: Problems and challenges against the background of the Libyan crisis. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 487. рр. 74-83. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/487/

История отношений Ливии и Италии представляет собой достаточно интересный пример постепенной трансформации процессов взаимодействия между бывшей колонией и ее метрополией. Изначально натянутые отношения между странами, связанные с болезненным прошлым Итальянской Ливии и высылкой проживающих в Джамахирии итальянцев по приказу Каддафи, со временем переросли в довольно тесное и плодотворное сотрудничество, в ходе которого Италия смогла закрепиться в Южном Средиземноморье как политически, так и экономически. Однако события, развернувшиеся в арабских странах, в том числе и Ливии, поставили итальянское влияние в регионе под угрозу. Возникла ситуация, в ходе которой Италии необходимо было одновременно попытаться и защитить свои национальные интересы, и сохранить свой авторитет в рамках тех международных союзов и организаций, в которых она состояла. Учитывая указанные обстоятельства и такую конфигурацию объектов исследования, действия Италии и ее попытки реализации национальных интересов, описанные в данной статье, будут рассматриваться через призму концепции «средней державы».

Понятие «национальный интерес» в данной статье будет определяться в рамках теории политического реализма, сторонники которого считают, что данный термин основывается на географическом положении государства и вытекающих из этого особенностях его экономического, политического и культурного развития.

Среди всех концепций, рассматривающих проблематику «средней державы» и пытающихся дать характеристику данному термину, наиболее подходящим для описания Италии является конструктивистский подход. Данная концепция была выбрана в связи с тем, что сама Итальянская Республика в рамках национальной политической науки неоднократно именовалась «средней державой». Однако самоидентификация Италии в качестве средней державы предопределила и ее поведение на международной арене, что позволяет также применить для изучения ее внешней политики и концепцию поведенческой модели, в рамках которой держава среднего уровня пытается опираться на политику международных организаций и временами стремится к консенсусу во избежание нарушений мирового порядка.

Цель данного исследования - определить, в какой мере Италии как средней державе удается реализовы-вать свои национальные интересы в Южном Средиземноморье на фоне Ливийского кризиса.

Тандем Берлускони-Каддафи: расцвет итало-ливийского сотрудничества

Начало XXI в. ознаменовало собой новый виток развития для итало-ливийских отношений. Их переход

на качественно новый уровень связан с деятельностью бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, в период премьерства которого делалась ставка на более тесную двустороннюю дипломатию и межличностные отношения лидеров государств [1. Р. 281]. Такой принцип построения внешней политики привел к тому, что Сильвио Берлускони стал единственным европейским лидером, которого Муаммар Каддафи называл своим «близким другом», что, в свою очередь, позволило итальянскому премьер-министру извлечь из этого определенную выгоду и продвинуться в решении наиболее острых для Италии вопросов [2. С. 87].

Ключевыми проблемами в рамках итало-ливийского взаимодействия являлись нелегальная миграция и экономическое сотрудничество. В первом случае двумя сторонами был подписан Протокол 2007 г. о сдерживании нелегальной иммиграции, который вслед за Соглашением по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и нелегальной иммиграцией 2000 г. стал основополагающим инструментом для сдерживания незаконных потоков мигрантов, идущих на Апеннины со всего Африканского континента. Помимо совместного патрулирования ливийских и международных вод, данный документ предусматривал также поиск и спасение нелегальных мигрантов, неуспешно попытавшихся пересечь Средиземное море. Несмотря на то что действие протокола вскоре было приостановлено ливийской стороной из-за недовольства происходящими в Италии внутриполитическими процессами, данный документ внес серьезный вклад в борьбу с нелегальной миграцией. В свою очередь, экономические вопросы имели принципиально важный характер в связи с поставками энергоресурсов из Ливии в Италию и наличием весомого ливийского капитала в финансовых учреждениях Итальянской Республики [2. С. 88].

Апогеем итало-ливийских отношений стало подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между правительствами Италии и Ливии. 30 августа 2008 г. в городе Бенгази премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и ливийский лидер Муаммар Каддафи договорились забыть колониальное прошлое и подписали документ, согласно которому стороны должны были усилить сотрудничество в ряде важных сфер, таких как наука, культура, экономика и энергетика [3. С. 43]. Договор также предусматривал инвестиции со стороны Италии в размере 5 млрд долларов, основную часть которых планировалось направить на обновление ливийской инфраструктуры. В свою очередь, Ливия взяла на себя обязательство возобновить действие всех соглашений, касающихся совместной борьбы с нелегальной миграцией. Помимо всего прочего, согласно подписанному документу стороны брали на себя обязанность оказать друг другу военную помощь в случае опасности и возникновения существенных угроз [2. С. 91].

С началом вооруженных восстаний на Ближнем Востоке, получивших название «арабская весна», история Ливийской Арабской Джамахирии стала постепенно приближаться к своему завершению. Гражданская война, разразившаяся между сторонниками и противниками Муаммара Каддафи, послужила поводом для военной интервенции стран НАТО и их союзников в североафриканское государство с целью поддержки восставших против режима повстанцев [2. С. 92]. Главным инициатором вмешательства в Европейском союзе являлась Франция, чья военная авиация начала операцию [4]. Италия, в свою очередь, несмотря на подписанный с Ливией договор и полную растерянность итальянского истеблишмента, в конечном счете приостановила действия всех соглашений и предоставила семь своих военных баз для вооруженных сил других стран Североатлантического альянса [2. С. 92].

Военная интервенция в Ливийскую Арабскую Джамахирию и решение, принятое Италией, абсолютно не соответствовали ее национальным интересам. Государственный режим Муаммара Каддафи, несмотря на все свои недостатки, обеспечивал экономическое присутствие Рима в Ливии и в какой-то мере сдерживал потоки мигрантов, пытавшихся перебраться в Европу через Средиземное море. Однако статус Италии как средней державы, который в данном случае представляет из себя определенную поведенческую модель, определил ее выбор в пользу крупных международных союзов, членом которых она является. В отличие от Франции, которая взяла инициативу в свои руки, Италия, опасаясь лишиться своего влияния в постконфликтной Ливии, не предприняла никаких серьезных дипломатических шагов для того, чтобы повлиять на подготовку своих союзников к военной операции, и решила не рисковать своим положением как в ЕС и НАТО, так и в Южном Средиземноморье. В конечном итоге внешнее вмешательство еще больше усугубило ситуацию в стране, которая фактически распалась на множество государственных образований, управляемых различными местными племенами.

Новые реалии в Ливии и попытки Италии сохранить свое влияние в Южном Средиземноморье

После свержения и убийства Муаммара Каддафи дипломатическое признание в качестве единственного легитимного правительства в Ливии получил выступавший против него Переходный национальный совет. Новая власть в стране в какой-то мере состояла из бывших соратников лидера павшей Джамахирии, что позволило министру иностранных дел Италии Франко Фраттини еще в период конфликта получить от лидера совета Мустафы Абделя Джалиля подтверждение о выполнении в дальнейшем всех ранее заключенных между Италией и Ливией договоров. В январе 2012 г. между сторонами начались переговоры о пересмотре некоторых пунктов Договора о дружбе и сотрудничестве, заключенного в 2008 г. в Бенгази. Усилия, приложенные итальянской дипломатией для восстановления

дружеских отношений с Ливией, привели к подписанию Триполитанской декларации, согласно которой Италия обязалась помочь своему южному соседу в вопросах демократизации страны. Однако, несмотря на все старания Рима, действие Договора о дружбе и сотрудничестве так и не было восстановлено [5. С. 69].

В июле 2012 г. в Ливии прошли первые всенародные выборы, в результате которых был избран новый законодательный орган, получивший название Всеобщий национальный конгресс [6]. Именно ему позже передаст власть Переходный национальный совет. Всеобщий национальный конгресс был избран для формирования Конституционной ассамблеи, которая в свою очередь должна была написать основной закон страны. Однако Переходный национальный совет принял решение сформировать ассамблею путем всенародного голосования. В феврале 2014 г. в Ливии выбрали Конституционную ассамблею, которая существует и по сей день [7]. В это же время генерал Халифа Хафтар объявил о низложении правительства Ливии и потребовал роспуска Всеобщего национального конгресса, так как председатель парламента Сахмейн был заподозрен в связях с исламистами [8].

Официально новая фаза гражданской войны началась в мае 2014 г., когда генерал Хафтар объявил о старте военной операции под названием «Достоинство», которая была направлена на ликвидацию исламистских группировок. В связи с недоверием к парламенту, наличием в нем большого количества исламистов и продолжением военных действий, Всеобщий национальный конгресс был распущен. Выборы в новый парламент были назначены на июнь 2014 г. Новый законодательный орган страны получил название Палата представителей Ливии. На этих выборах победу одержали светские партии, что, в свою очередь, вызвало недовольство у исламистских. Проигравшие под руководством Сахмейна с помощью вооруженных группировок взяли под контроль столицу Ливии - Триполи и организовали свой собственный парламент, получивший название Новый Всеобщий национальный конгресс [9. С. 195].

В связи с захватом Триполи Палата представителей Ливии была вынуждена провести свое первое заседание в городе Тобруке [10]. Получилось так, что в Ливии на тот момент начинают работать сразу два парламента: один в Тобруке, а второй в захваченном исламистами Триполи. Параллельно с созданием Нового Всеобщего национального конгресса в Триполи начинает работу так называемое Правительство национального спасения во главе с Омар аль-Хаси, позже его место занял Халифа аль-Гави [11]. В это же время в Тобруке действовало правительство премьер-министра Абдалла ат-Тани [12]. Таким образом, в стране одновременно существовало два парламента и два правительства. В марте 2015 г. генерал Хафтар был назначен главнокомандующим Ливийской национальной армией [13], которая и сегодня защищает интересы Палаты представителей Ливии. В свою очередь, правительство в Триполи находилось под защитой боевиков-исламистов.

Параллельно с конфликтом, нарастающим между Тобруком и Триполи, в Ливии начала действовать вооруженная ячейка, присягнувшая в верности террористической группировке ДАИШ. Появлением третьей крупной стороны конфликта решила воспользоваться итальянская дипломатия во главе с министром иностранных дел республики Паоло Джентилони, которая попыталась объединить между собой два противоборствующих парламента страны, инициировав создание единого правительства. 8 апреля 2015 г. Джен-тилони на встрече с председателем Палаты представителей Ливии Агилой Салихом Иса Гувейдером заявил, что «основанное на широком консенсусе правительство необходимо для того, чтобы международное сообщество смогло полностью включиться в процесс восстановления и стабилизации страны и противодействия терроризму» [14]. В октябре того же года было объявлено о формировании правительства национального согласия при поддержке ООН [15]. 13 декабря 2015 г. на конференции с участием представителей 17 стран в Риме было заявлено о готовности двух противоборствующих группировок в Ливии подписать документ о создании единого правительства [16]. Через четыре дня в марокканском городе Схират между Палатой представителей Ливии и Новым Всеобщим национальным конгрессом при поддержке ООН было подписано соглашение, которое обязывало обе стороны сформировать правительство национального согласия сроком на год. В соответствии с документом также был сформирован Президентский совет, функциями которого стали утверждение решений Совета министров, назначение послов и представителей Ливии в международных организациях, а также высокопоставленных чиновников внутри государства [17. С. 63]. Помимо нового правительства и Президентского совета, был создан Высший государственный совет Ливии, который должен был выступить в роли консультативного органа. В него вошли члены Нового и старого Всеобщего национального конгресса [18].

Главой Правительства национального согласия, сформированного по условиям Схиратского соглашения, стал Фаиз Сарадж [19]. 31 декабря 2015 г. председатель Палаты представителей Ливии в Тобруке Агила Салах Иса заявил, что поддерживает новое правительство [20], однако позже он отозвал свое решение и вступил с ним в конфликт [21]. Генерал Халифа Хафтар и глава парламента Иса не могли принять тот факт, что Триполи продолжал контролироваться группой боевиков-исламистов, и обвинили Сараджа в связях с террористами. Министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони, напротив, в ходе своего визита в Триполи 12 апреля 2016 г. поддержал новое правительство и выразил надежду, что в скором будущем ситуация в Ливии улучшится [22]. Однако кабинет министров, возглавляемый Фаизом Сараджем, не получил вотум доверия Палаты представителей Ливии в Тобруке [23], что еще больше усилило противостояние и дало начало новому витку конфликта между двумя сторонами.

Несмотря на всю ту неуверенность, которую Рим проявил в ходе интервенции стран НАТО в Ливию, Италия довольно быстро адаптировалась к тому хаосу, в котором ее бывшая колония в конечном итоге оказалась. На протяжении двух гражданских войн в Ливии объекты инфраструктуры, принадлежащие итальянской энергетической компании ENI, никогда не становились мишенью для вооруженных группировок и сторон конфликтов. Это стало возможным благодаря решению Италии заключить соглашение по обеспечению безопасности с местными группами ополченцев, и компания ENI довольно быстро возобновила свою деятельность на территории Ливии. Аналогичный подход был применен и в ходе миграционного кризиса, начавшегося в 2014 г. Позиция Италии, которая изначально надеялась на совместную работу с новым правительством по этому вопросу, а также всецело доверилась безрезультатной миссии ЕС по приграничной помощи Ливии под названием «София», постепенно трансформировалась в более практичную и самостоятельную стратегию, в ходе которой министр внутренних дел страны Марко Миннити предложил выплачивать деньги представителям ополченцев, чтобы последние задерживали беженцев, а не переправляли их [24].

Разобравшись с миграционными потоками беженцев, Италия сконцентрировалась на урегулировании внутриполитической ситуации в Ливии, используя дипломатический инструментарий и свое влияние в регионе. В отличие от Франции, которая оказывала безоговорочную поддержку генералу Халифе Хафтару и Палате представителей Ливии, Италия старалась придерживаться другой стороны конфликта и неоднократно высказывала свою уверенность в деятельности Правительства национального согласия во главе с Фаизом Сараджем. Так, перед конференцией в Вене, прошедшей 16 мая 2016 г., на которой поднимался вопрос снятия эмбарго с поставок оружия в Ливию, министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони заявил, что «этот процесс должен идти параллельно с укреплением ливийских сил безопасности под руководством правительства национального согласия во главе с Фаизом ас-Сараджем» [25]. В конечном счете запрос ливийского правительства в ООН об ослаблении эмбарго был отклонен из-за опасений бесконтрольного распространения оружия по региону [26].

Франко-итальянское дипломатическое противостояние разгорелось с новой силой спустя два года в ходе «битвы конференций». 29 мая 2018 г. в Париже состоялась встреча, организованная по инициативе президента Франции Эмманюеля Макрона и посвященная возможному сближению двух противоборствующих сторон ливийского конфликта. В ходе конференции, на которой присутствовали представители 20 государств, Фаиз Са-радж и Халифа Хафтар договорились о проведении парламентских и президентских выборов, ликвидации параллельного правительства и создании единых правоохранительных и армейских структур при посредничестве ООН. Эмманюель Макрон, председательствующий на конференции, назвал ее «исторической» [26].

В ответ на инициативу Франции Италия в ноябре 2018 г. организовала конференцию в Палермо, которая по своим масштабам превосходила встречу в Париже. На Сицилию приехало 38 иностранных делегаций, 10 из которых были представлены на уровне глав государств и премьер-министров. Во встрече также приняли участие Фаиз Сарадж и Халифа Хафтар. В ходе конференции премьер-министр Италии Джузеппе Конте уделил достаточно большое внимание генералу Хафтару, что не могло не разочаровать главу Правительства национального согласия, считавшего Италию близким партнером. Действия Рима, весьма вероятно, были обусловлены достижениями Ливийской национальной армии и ее успешной борьбой против террористов. Однако решение Италии занять равноудаленную от сторон конфликта позицию только ослабило ее авторитет в Ливии, а конференция в Палермо в итоге оказалась безрезультатной [27].

Тем не менее Италия не оставляла попыток повысить свою роль в процессе урегулирования ливийского конфликта и в январе 2020 г. попыталась организовать в Риме встречу между представителями двух противоборствующих сторон. Однако, узнав о том, что премьер-министр Италии Джузеппе Конте проводит переговоры с генералом Хафтаром, Фаиз Сарадж принял решение не участвовать в римской встрече и вернулся в Триполи [28]. Позже глава российской контактной группы по ливийскому урегулированию Лев Деньгов в интервью российским СМИ сообщил, что встреча была провалена в связи с неудачной организацией с итальянской стороны [29].

Еще одной страной, попытавшейся взять на себя роль арбитра в ходе данного конфликта, была Германия. При посредничестве Ангелы Меркель 19 января 2020 г. была организована Берлинская конференция, которая стала апогеем так называемого берлинского процесса, начавшегося после просьбы специального представителя ООН Гасана Саламе к канцлеру ФРГ [24]. Германия, в отличие от Италии, достигла по данному вопросу гораздо большего прогресса и смогла добиться согласования итогового документа по результатом встречи. В нем предлагалось разбить процесс урегулирования в Ливии на шесть «корзин»: прекращение огня, выполнение оружейного эмбарго, политический процесс, реформа сектора безопасности, экономическая реформа, соблюдение норм гуманитарного права и прав человека [30]. Реализация достигнутых в Берлине соглашений началась с создания Совместной военной комиссии 5+5, в которую вошли по пять представителей от каждой стороны конфликта [31]. Данная инициатива должна была запустить процесс переговоров о полномасштабном прекращении огня в Ливии, однако очередное обострение в зоне военного противостояния завело в тупик процесс мирного урегулирования.

Несмотря на возобновление боевых действий весной 2020 г., Европейский союз для обеспечения выполнения оружейного эмбарго объявил о начале операции

]Ш№, мандат которой позволял осуществлять инспекцию судов в Центральном Средиземноморье. Штаб-квартира операции была размещена в Риме, а командующим операцией был назначен контр-адмирал итальянских ВМС Ф. Агостини, что подчеркивает главенствующую роль Италии в реализации миссии. В течение первых девяти месяцев проведения операции были запрошены данные 1 560 судов и досмотрены 68 кораблей, а один танкер и вовсе был отконвоирован в греческий порт для конфискации груза в связи с нарушением эмбарго [32].

К осени 2020 г. силы Правительства национального согласия при поддержке Турции нанесли Ливийской национальной армии ряд крупных поражений и смогли оттеснить войска Хафтара от Триполи. В связи со сложившейся ситуацией участники конфликта согласились на перемирие, и 23 октября 2020 г. представители двух противоборствующих сторон подписали в Женеве соглашение о введении постоянного режима прекращения огня [33]. В ходе Форума ливийского политического диалога, работавшего в Швейцарии с 1 по 5 февраля 2021 г., был избран новый кабинет министров, получивший название Правительство национального единства. Кресло премьер-министра Ливии занял Абдель Хамид Дбейба, а пост председателя Президентского совета страны получил Мухаммед аль-Манфи [34].

Параллельно со сменой правительства в Ливии в феврале 2021 г. начал работу и новый Совет министров Итальянской Республики во главе с Марио Драги [35]. Обновленное итальянское правительство отошло от политики равноудаленности и предприняло попытку сблизиться с новым кабинетом министров Ливии. Уже в апреле того же года премьер-министр Италии посетил с официальным визитом Триполи, где встретился со своим ливийским коллегой. В ходе встречи Драги и Дбейба отметили важность подписания соглашений о сотрудничестве и восстановления авиасообщений между странами. Также были подняты вопросы о необходимости упрощения визовых процедур и об обмене опытом в сфере энергетики. Премьер-министр Ливии отдельно подчеркнул проблему нелегальной миграции в Средиземном море, назвав Ливию транзитным пунктом для беженцев [36].

Спустя месяц после встречи в Триполи состоялся ответный визит премьер-министра Ливии Абделя Ха-мида Дбейбы в столицу Итальянской Республики. В ходе своей поездки в Рим глава Правительства национального единства провел встречу со своим итальянским коллегой, в рамках которой Марио Драги заявил, что Италия продолжит поддерживать Ливию в этот сложный для североафриканской страны период. Председатель Совета министров отметил важность соблюдения режима прекращения огня и определения конституционной основы Ливии. По мнению Драги, осуществление вышесказанных пунктов могло бы содействовать успешному проведению выборов в стране, что, в свою очередь, стало бы толчком для реализации национального перемирия. В ходе встречи

Драги и Дбейба также обсудили вопросы сотрудничества в области здравоохранения, энергетики, миграции, а также строительства прибрежной дороги, соединяющей восточную и западную границы Ливии. Однако, по словам итальянского премьера, реализация вышеперечисленных проектов невозможна без национального примирения, а оно, в свою очередь, является недостижимым без поддержки Европейского союза [37].

Намерения Италии сблизиться с новым правительством Ливии были еще раз подчеркнуты визитами главы МИД республики Луиджи ди Майо в Триполи в августе и октябре того же года. В ходе октябрьской встречи итальянский министр подчеркнул готовность Рима к сотрудничеству в вопросах вывода из Ливии всех наемников и иностранных боевиков, а также организации выборов 24 декабря 2021 г. [38]. Правительство национального единства, которое должно было управлять страной до проведения президентских и парламентских выборов, не смогло организовать плебисцит в нужные сроки, и процедура волеизъявления ливийского народа так и не состоялась. 10 февраля 2022 г. Палата представителей Ливии проголосовала за назначение бывшего министра внутренних дел Фатхи Башага на пост главы Правительства национального единства. Адбель Хамид Дбейба выступил против данного решения и отказался покидать премьерское кресло. Выбор альтернативного премьер-министра и нежелание Дбейбы сложить свои полномочия вновь вернули Ливию во времена двоевластия [39].

Арабская весна и смерть Муаммара Каддафи пошатнули как авторитет Италии в Ливии, так и безопасность республики и ее экономическое присутствие в Южном Средиземноморье. Попытки итальянской дипломатии восстановить действие Договора о дружбе и сотрудничестве привели к подписанию формальной Триполитанской декларации, которая подразумевала лишь кооперацию в области демократии. Однако Италия достаточно быстро адаптировалась к ситуации, которая сложилась в Ливии в дальнейшем. Прагматичная политика итальянского правительства, заключавшаяся в прямом взаимодействии с местными ливийскими группами ополченцев, позволила Италии обезопасить свои объекты инфраструктуры и решить проблему незаконной миграции, не оглядываясь на миссию ЕС «София».

Тем не менее в политической плоскости Рим так и не смог добиться значительных успехов. Поощрив инициативу по созданию единого правительства и оказав новому кабинету министров свою поддержку, Италия в конечном итоге обнаружила, что позиция Франции в Ливии намного улучшилась. Усиление влияния Парижа было связано с поддержкой Халифа Хафтара, который в ходе гражданской войны добился значительных успехов. Попытки Рима наладить связь с генералом Хафтаром ухудшили отношения Италии с правительством Фаиза Сараджа и привели итальянскую дипломатию к позиции равноудаленности по отношению к сторонам конфликта. Такая политика еще

больше подорвала авторитет Италии в Ливии и не привела к каким-либо существенным результатам. В данном случае Рим в своем стремлении выступить в качестве посредника уступил Берлину, где прошла итоговая конференция, которая заложила основы для дальнейшего урегулирования конфликта. Статус Италии и отсутствие сильного международного авторитета не позволили ей провести успешные переговоры между сторонами конфликта в рамках ее политики равноудаленности, в то время как Германия в этом вопросе добилась достаточно больших результатов. Несмотря на ощутимый провал на дипломатическом фронте, Италия заняла главенствующую роль в ходе выполнения операции Ш.Ш1, которая была начата по инициативе ЕС. Активность Рима в ходе данной миссии еще раз подтверждает, что в рамках международных организаций Италия способна действовать намного эффективнее. Параллельно с началом операции 1Ы№ в Ливии продолжались военные действия, в ходе которых Правительство национального согласия смогло добиться значительных успехов, что в конечном счете подтолкнуло обе стороны конфликта к перемирию. Изменение ситуации заставило Италию пересмотреть свой подход к ливийскому вопросу и вновь попытаться сблизиться с Триполи, но и для Фаиза Сара-джа, и для сменившего его Правительства национального единства во главе с Абделем Дбейбой ключевым партнером в ходе постконфликтного урегулирования стала Турция, которая ранее сама же и помогла западным ливийцам переломить ситуацию на фронте в свою пользу.

Заключение

Южное Средиземноморье и непосредственно Ливия всегда занимали достаточно весомое место во внешней политике итальянского государства. Вопросы безопасности, проблема незаконной миграции и обеспечение экономического присутствия Рима в регионе вот уже долгие годы обусловливают актуальность данного направления для Итальянской Республики. Наибольшего прогресса в реализации вышеперечисленных пунктов смог добиться Сильвио Берлускони в период своего премьерства. Внешняя политика итальянского премьера, строившаяся на межличностных отношениях первых лиц государств, помогла ему сблизиться с лидером Ливийской Джамахирии Муаммаром Каддафи. Дружба Берлускони и Каддафи постепенно привела Италию к дипломатическим успехам, которые были материализованы в виде ряда очень важных соглашений, апогеем которых стал Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный лидерами стран в 2008 г. Однако дальнейшие события, произошедшие в Южном Средиземноморье и ставшие причиной гражданской войны в Ливии, поставили итало-ливийское взаимодействие под угрозу. Ситуация ухудшалась еще и тем, что Франция достаточно активно подталкивала Североатлантический альянс к военной интервенции в североафриканскую страну. Италия, взявшая в 2008 г. на себя обязательство оказывать военную поддержку Ливии в случае

опасности, фактически оказалась в тупике. После долгих раздумий итальянского истеблишмента Рим все же решил поддержать НАТО и предоставил свои базы союзникам по блоку для дальнейшей атаки на Ливию. Как уже было сказано ранее, действия Италии очень четко вписываются в логику концепции средней державы, во главе угла которой ставится поведенческая модель государства. Боязнь остаться в стороне от политических и экономических процессов в постконфликтной Ливии побудила Италию пожертвовать своими национальными интересами и принять сторону международных организаций, членом которых она является. В отличие от Франции, которая сыграла главенствующую роль в процессе принятия решения о начале военной операции, Италия даже не попыталась остановить подготовку к военной интервенции, используя свои дипломатические возможности.

Гражданская война в Ливии и последовавшая за ней военная интервенция НАТО ввергли страну в хаос и стали причиной распада бывшей Джамахирии на несколько частей, каждая из которых была под контролем местной вооруженной группы племен. Попытки Италии провести переговоры с новыми официально признанными властями страны с целью восстановить действие Договора о дружбе и сотрудничестве не принесли значительных результатов. Однако Италия смогла адаптироваться к сложившейся ситуации, решив проблему сохранности своих объектов инфраструктуры и вопрос незаконной миграции, игнорируя миссию ЕС, благодаря прагматичным действиям министра внутренних дел Марко Миннити, но, как и в случае с Берлускони, это была инициатива одного человека.

В политическом плане у Италии дела обстояли не так успешно. Придерживаясь линии создания единого правительства при поддержке ООН в Ливии, Рим смог наладить с новым кабинетом министров хорошие отношения и был готов оказать ему поддержку, однако обнаружил, что авторитет Франции в регионе значительно вырос. Успехи Парижа были связаны с военными продвижениями генерала Хафтара, которого Пятая Республика безоговорочно поддерживала. Попытки Италии сблизиться с лидером Ливийской национальной армии испортили ее отношения с правительством Фаиза Сараджа и привели республику к политике равноудаленности. Дальнейшая погоня Италии и Франции за влиянием в Ливии привела их дипломатическое противостояние к «битве конференций».

Для Франции, как и для Италии, Ливия имеет особое значение. К бывшей итальянской колонии в Париже относятся как к стране, которая смогла избежать включения во Франсафрику и выскользнула из-под рук французского колониализма. В тот момент, когда Италия занимала в Ливии главенствующее положение, президент Пятой республики Николя Саркози сделал все, чтобы Североатлантический альянс начал военную операцию против Джамахирии. Именно поэтому дипломатическое противостояние Парижа и Рима в рамках Ливийского кризиса имело для обеих сторон принципиальную важность. Однако политика Франции в Южном Средиземноморье, в отличие от Италии,

была более последовательной. Позиция равноудален-ности вынудила итальянские власти приложить немалые дипломатические усилия для организации переговоров между двумя сторонами ливийского конфликта. И если конференция, организованная Францией, в итоге привела хоть к каким-то договоренностям, то встреча в итальянском Палермо полностью провалилась, как и последовавшая за ней попытка премьер-министра Италии провести переговоры между Хафтаром и Сараджем в Риме. Тем не менее добиться успеха в ходе переговорного процесса все же получилось, однако ключевую роль в этом уже сыграла Германия. В данном случае решающее значение сыграли позиции страны в мировой политике и ее по-настоящему нейтральный статус в ходе конфликта.

Италия отошла от политики равноудаленности и вернулась к поддержке официального правительства после перевеса чаши весов на сторону западных ливийцев в военном противостоянии с Хафтаром и формирования нового кабинета министров по итогам переговоров о прекращении огня. Однако, к удивлению итальянского истеблишмента, роль ключевого партнера для правительства уже играла Турция, при поддержке которой Триполи смог добиться значительных успехов в ходе военных действий.

Подводя итог, можно сделать вывод, что Италия достаточно успешно решает свои проблемы в рамках исключительно двухстороннего сотрудничества, а также добивается серьезных результатов благодаря действиям отдельных политических лидеров страны, как это было в случае с Берлускони и Миннити. В рамках же международных проблем и конфликтов Итальянская Республика не проявляет достаточную уверенность, не желая рисковать своим авторитетам в рамках международных организаций и союзов, в которых она состоит, что четко вписывается в поведенческую модель средней державы.

Желание Рима сохранить главенствующее положение в Ливии побудило Италию принять активное участие в процессе урегулирования конфликта. Поначалу итальянская дипломатия действовала довольно результативно, так как поощряла инициативу создания единого правительства при непосредственной поддержке ООН. Однако неуверенность в дальнейших успехах нового ливийского правительства и рост французского влияния привели Италию к политике равноудаленности, которая значительно ухудшила отношение сторон конфликта к Риму. Итальянским властям не удалось организовать успешную встречу Хафтара и Сара-джа в связи с падением своего влияния в регионе и отсутствием сильных позиций в мировой политике. Попытавшись занять нейтралитет, Италия допустила серьезную ошибку, которая оказалась непростительной для страны, имеющей прямые интересы в Ливии. Позже итальянские власти вновь вернулись к политике поддержки правительства, однако обнаружили, что место главного союзника для Триполи уже заняла Турция, которая в отличие от Италии была намного решительнее в своих намерениях помочь западной стороне конфликта.

Таким образом, можно резюмировать, что Итальянская Республика в ходе решения более масштабных региональных проблем гораздо эффективнее действует в качестве участника процессов, инициированных различными международными институтами, в то время как ее единоличные попытки урегулировать конфликты разбиваются об низкий уровень

организации и отсутствие сильного авторитета в мировой политике. На сегодняшний день кризис в Ливии все еще не завершен, а попытки его политического урегулирования продолжаются, однако роль Италии в разрешении конфликта значительно ослабла и вопрос возвращения былого влияния Рима в регионе остается открытым.

Список источников

1. Brighi Е. 'One Man Alone'? A Longue Durée Approach to Italy's Foreign Policy under Berlusconi // Government and Opposition. 2006. Vol. 41,

Is. 2. P. 278-297. doi: 10.1111/j.1477-7053.2006.00179.x

2. Маслова Е.А. Италия - Ливия: сложности взаимоотношений и перспективы сотрудничества // Научный диалог. 2012. № 4. С. 86-96.

3. Васильков В. В. Ливийский вызов для внешней политики Италии на современном этапе // Журнал международного права и международных

отношений. 2021. № 3 (98). С. 43-47.

4. Бабич Д. Ливийская война Николя Саркози и его советчиков // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20110826/424506784.html (дата обращения:

10.06.2022).

5. Кочетов Д.В. Италия - Ливия: эволюция отношений (2008-2016 гг.) // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 66-71.

6. Солянская К. Первый урок ливийской демократии // Газета^а URL: https://www.gazeta.ru/politics/2012/07/07_a_4673273.shtml?updated

(дата обращения: 11.06.2022).

7. В Ливии пройдут выборы Конституционной ассамблеи // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/986149 (дата обращения:

11.06.2022).

8. Gaffey C. Who Is Khalifa Haftar, Libya's Divisive General? // Newsweek. URL: https://www.newsweek.com/khalifa-haftar-isis-libya-muammar-el-

qaddafi-483246 (дата обращения: 11.06.2022).

9. Видясова М.Ф. Европа и гражданская война в Ливии: куда идет страна 140 племен и «120 воюющих сторон»? // Актуальные проблемы

Европы. 2018. № 4. С. 184-209.

10. В Ливии депутаты нового парламента принесли присягу // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1359041 (дата обращения: 11.06.2022).

11. Kirkpatrick D. Provisional Government in Libyan Capital Forces Out Its Own Prime Minister // The New York Times. URL: https://www.ny-times.com/2015/04/01/world/middleeast/provisional-government-in-libyan-capital-forces-out-its-own-prime-minister.html (дата обращения: 11.06.2022).

12. Парламент Ливии поручил действующему премьеру ат-Тани сформировать новое правительство // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1413275 (дата обращения: 11.06.2022).

13. Libyan parliament names General Khalifa Haftar army chief // Al Bawaba. URL: https://www.albawaba.com/news/libyan-parliament-namesgen-eral-khalifa-haftar-army-chief-663626 (дата обращения: 11.06.2022).

14. Италия поддержала создание правительства национального единства Ливии // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20150408/1057382871.html (дата обращения: 11.06.2022).

15. Куделев В.В. Ситуация в Ливии: октябрь 2015 г. // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=26533 (дата обращения:

11.06.2022).

16. Керри: конференция по Ливии поддержит создание правительства единства // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20151213/1341468540.html (дата обращения: 11.06.2022).

17. Васецова Е. Ливия: пять лет без Каддафи // Россия и мусульманский мир. 2017. № 8 (302). С. 59-69.

18. Schleifer A. Libyan deal on course, but who is on board? // Al Arabiya English. URL: https://english.alarabiya.net/views/news/middle-east/2015/12/25/Libyan-deal-on-course-but-who-is-on-board- (дата обращения: 12.06.2022).

19. Главой правительства Ливии стал Фаиз Сарадж, назначены трое вице-премьеров // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2331479 (дата обращения: 12.06.2022).

20. Zaptia S. Ageela Salah now supports UN-brokered Skhirat agreement: Kobler // LibyaHerald. URL: https://www.libyaherald.com/ 2016/01/ageela-salah-now-supports-un-brokered-skhirat-agreement-kobler/ (дата обращения: 12.06.2022).

21. Парламент Ливии на востоке не признает правительство нацсогласия // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160518/1435794149.html (дата обращения: 12.06.2022).

22. Lewis A. Italian foreign minister meets new leaders in Libya, pledges support // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-libya-italy-idUSKCN0X90O6 (дата обращения: 12.06.2022).

23. Тобрукский парламент выразил вотум недоверия правительству Ливии // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/2169931.html (дата обращения: 12.06.2022).

24. Мегериси Т., Кузнецов В. Политика европейских государств и России в отношении Ливии // Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16453.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

25. Глава МИД Италии: международная конференция по Ливии пройдет в Вене 16 мая // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160510/1430698491.html (дата обращения: 12.06.2022).

26. Хронология международных конференций по Ливии // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/7553007 (дата обращения: 12.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Мануков С. Саммит в Палермо: победители и проигравшие // EADaily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/11/18/sammit-v-palermo-pobediteli-i-proigravshie (дата обращения: 12.06.2022).

28. Премьер Италии Конте и фельдмаршал Хафтар обсудили совместное заявление глав РФ и Турции // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdu-narodnaya-panorama/7483911 (дата обращения: 13.06.2022).

29. Деньгов: в Риме сорвалась встреча Сарраджа, Хафтара и Конте // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20200108/1563197197.html (дата обращения: 13.06.2022).

30. Участники конференции по Ливии согласовали текст итогового документа // NEWS.ru. URL: https://news.ru/world/uchastniki-konferencii-po-livii-soglasovali-tekst-itogovogo-dokumenta/ (дата обращения: 13.06.2022).

31. The 5+5 Libyan Joint Military Commission starts its meeting in Geneva today // UNSMIL. URL: https://unsmil.unmissions.org/55-libyan-joint-military-commission-starts-its-meeting-geneva-today (дата обращения: 13.06.2022).

32. Попцов Д. Операция IRINI: основные итоги 2020 года // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/operatsiya-irini-osnovnye-itogi-2020-goda/ (дата обращения: 13.06.2022).

33. В Женеве подписали соглашение о постоянном перемирии в Ливии // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/733865 (дата обращения: 14.06.2022).

34. Стали известны имена нового премьер-министра Ливии и трех членов президентского совета // Новости ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/02/1395982 (дата обращения: 14.06.2022).

35. Марио Драги согласился возглавить новое правительство Италии // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10691655 (дата обращения: 14.06.2022).

36. Il Presidente Draghi in visita in Libia // Governo Italiano. URL: https://www.governo.it/it/articolo/il-presidente-draghi-visita-tripoli/16543 (дата обращения: 14.06.2022).

37. Incontro con il Primo Ministro libico Dabaiba, le dichiarazioni del Presidente Draghi // Governo Italiano. URL: https://www.governo.it/it/arti-colo/incontro-con-il-primo-ministro-libico-dabaiba-le-dichiarazioni-del-presidente-draghi/16964 (дата обращения: 14.06.2022).

38. Италия готова содействовать выводу наемников из Ливии - глава МИД // Анадолу. URL: https://www.aa.com.tr/ru/мир/италия-готова-содействовать-выводу-наемников-из-ливии-глава-мид/2399503 (дата обращения: 14.06.2022).

39. В Ливию вернулось двоевластие // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5207549 (дата обращения: 14.06.2022).

References

1. Brighi, E. (2006) 'One Man Alone'? A Longue Durée Approach to Italy's Foreign Policy under Berlusconi. Government and Opposition. 41 (2). pp.

278-297. doi: 10.1111/j.1477-7053.2006.00179.x

2. Maslova, E.A. (2012) Italiya - Liviya: slozhnosti vzaimootnosheniy i perspektivy sotrudnichestva [Italy - Libya: the complexity of relationships and

prospects for cooperation]. Nauchnyy dialog. 4. pp. 86-96.

3. Vasil'kov, V.V. (2021) Liviyskiy vyzov dlya vneshney politiki Italii na sovremennom etape [The Libyan Challenge for Italy's Foreign Policy at the

Present Stage]. Zhurnal mezhdunarodnogoprava i mezhdunarodnykh otnosheniy. 3 (98). pp. 43-47.

4. Babich, D. (2011) Liviyskaya voynaNikolya Sarkozi i ego sovetchikov [The Libyan war of Nicolas Sarkozy and his advisers]. RIA Novosti. [Online]

Available from: https://ria.ru/20110826/424506784.html (Accessed: 10.06.2022).

5. Kochetov, D.V. (2017) Italiya - Liviya: evolyutsiya otnosheniy (2008-2016 gg.) [Italy - Libya: the evolution of relations (2008-2016)]. Aziya i

Afrika segodnya. 1. pp. 66-71.

6. Solyanskaya, K. (2012) Pervyy urok liviyskoy demokratii [The first lesson of Libyan democracy]. Gazeta.Ru. [Online] Available from:

https://www.gazeta.ru/politics/2012/07/07_a_4673273.shtml?updated (Accessed: 11.06.2022).

7. TASS. (2022) VLiviiproydut vyboryKonstitutsionnoy assamblei [Elections to the Constitutional Assembly will be held in Libya]. [Online] Available

from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/986149 (Accessed: 11.06.2022).

8. Gaffey, C. (2022) Who Is Khalifa Haftar, Libya's Divisive General? Newsweek. [Online] Available from: https://www.newsweek.com/khalifa-haftar-

isis-libya-muammar-el-qaddafi-483246 (Accessed: 11.06.2022).

9. Vidyasova, M.F. (2018) Evropa i grazhdanskaya voyna v Livii: kuda idet strana 140 plemen i "120 voyuyushchikh storon"? [Europe and the civil

war in Libya: where is the country of 140 tribes and "120 belligerents" going?]. Aktual'nyeproblemyEvropy. 4. pp. 184-209.

10. TASS. (2022) V Livii deputaty novogoparlamentaprinesliprisyagu [In Libya, the deputies of the new parliament took the oath]. [Online] Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1359041 (Accessed: 11.06.2022).

11. Kirkpatrick, D. (2015) Provisional Government in Libyan Capital Forces Out Its Own Prime Minister. The New York Times. [Online] Available from: https://www.nytimes.com/2015/04/01/world/middleeast/provisional-government-in-libyan-capital-forces-out-its-own-prime-minister.html (Accessed: 11.06.2022).

12. TASS. (2022) Parlament Livii poruchil deystvuyushchemu prem 'eru at-Tani sformirovat' novoe pravitel'stvo [The Libyan Parliament instructed the current Prime Minister al-Thani to form a new government]. [Online] Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1413275 (Accessed: 11.06.2022).

13. Al Bawaba. (2022) Libyan parliament names General Khalifa Haftar army chief. [Online] Available from: https://www.albawaba.com/news/libyan-parliament-namesgeneral-khalifa-haftar-army-chief-663626 (Accessed: 11.06.2022).

14. RIA Novosti. (2015) Italiya podderzhala sozdanie pravitel'stva natsional'nogo edinstva Livii [Italy supported the creation of the government of national unity of Libya]. [Online] Available from: https://ria.ru/20150408/1057382871.html (Accessed: 11.06.2022).

15. Kudelev, V.V. (2022) Situatsiya v Livii: oktyabr' 2015 g. [Situation in Libya: October 2015]. [Online] Available from: http://www.iimes.ru/?p=26533 (Accessed: 11.06.2022).

16. RIA Novosti. (2015) Kerri: konferentsiya po Livii podderzhit sozdanie pravitel'stva edinstva [Kerry: conference on Libya will support the creation of a unity government]. [Online] Available from: https://ria.ru/20151213/1341468540.html (Accessed: 11.06.2022).

17. Vasetsova, E. (2017) Liviya: pyat' let bez Kaddafi [Libya: five years without Gaddafi]. Rossiya i musul'manskiy mir. 8 (302). pp. 59-69.

18. Schleifer, A. (2015) Libyan deal on course, but who is on board? Al Arabiya English. [Online] Available from: https://english.alarabiya.net/views/news/middle-east/2015/12/25/Libyan-deal-on-course-but-who-is-on-board- (Accessed: 12.06.2022).

19. TASS. (2022) Glavoy pravitel'stva Livii stal Faiz Saradzh, naznacheny troe vitse-prem'erov [Faiz Saraj became the head of the government of Libya, three deputy prime ministers were appointed]. [Online] Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2331479 (Accessed: 12.06.2022).

20. Zaptia, S. (2016) Ageela Salah now supports UN-brokered Skhirat agreement: Kobler. LibyaHerald. [Online] Available from: https://www.libyaherald.com/2016/01/ageela-salah-now-supports-un-brokered-skhirat-agreement-kobler/ (Accessed: 12.06.2022).

21. RIA Novosti. (2016) Parlament Livii na vostoke ne priznaet pravitel'stvo natssoglasiya [The Libyan Parliament in the East does not recognize the government of national accord]. [Online] Available from: https://ria.ru/20160518/1435794149.html (Accessed: 12.06.2022).

22. Lewis, A. (2022) Italian foreign minister meets new leaders in Libya, pledges support. Reuters. [Online] Available from: https://www.reuters.com/article/us-libya-italy-idUSKCN0X90O6 (Accessed: 12.06.2022).

23. IA REGNUM. (2022) Tobrukskiyparlament vyrazil votum nedoveriya pravitel'stvu Livii [Tobruk parliament voted no confidence in the government

of Libya]. [Online] Available from: https://regnum.ru/news/polit/2169931.html (Accessed: 12.06.2022).

24. Megerisi, T. & Kuznetsov, V. (2022) Politika evropeyskikh gosudarstv i Rossii v otnoshenii Livii [The policy of European states and Russia towards Libya]. Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung. [Online] Available from: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16453.pdf (Accessed: 12.06.2022).

25. RIA Novosti. (2016) Glava MID Italii: mezhdunarodnaya konferentsiya po Livii proydet v Vene 16 maya [Italian Foreign Minister: an international conference on Libya will be held in Vienna on May 16]. [Online] Available from: https://ria.ru/20160510/1430698491.html (Accessed: 12.06.2022).

26. TASS. (2022) Khronologiya mezhdunarodnykh konferentsiy po Livii [Chronology of international conferences on Libya]. [Online] Available from: https://tass.ru/info/7553007 (Accessed: 12.06.2022).

27. Manukov, S. (2018) Sammit v Palermo: pobediteli i proigravshie [Summit in Palermo: winners and losers]. EADaily. [Online] Available from: https://eadaily.com/ru/news/2018/! 1/18/sammit-v-palermo-pobediteli-i-proigravshie (Accessed: 12.06.2022).

28. TASS. (2022) Prem'er Italii Konte i fel'dmarshal Khaftar obsudili sovmestnoe zayavlenie glav RF i Turtsii [Italian Prime Minister Conte and Field Marshal Haftar discussed a joint statement by the heads of the Russian Federation and Turkey]. [Online] Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7483911 (Accessed: 13.06.2022).

29. RIA Novosti. (2020) Den'gov: v Rime sorvalas' vstrecha Sarradzha, Khaftara i Konte [Dengov: the meeting of Sarraj, Haftar and Conte broke down in Rome]. [Online] Available from: https://ria.ru/20200108/1563197197.html (Accessed: 13.06.2022).

30. NEWS.ru. (2022) Uchastniki konferentsii po Livii soglasovali tekst itogovogo dokumenta [Participants of the conference on Libya agreed on the text of the final document]. [Online] Available from: https://news.ru/world/uchastniki-konferencii-po-livii-soglasovali-tekst-itogovogo-dokumenta/ (Accessed: 13.06.2022).

31. UNSMIL. (2022) The 5+5 Libyan Joint Military Commission starts its meeting in Geneva today. [Online] Available from: https://unsmil.unmissions.org/55-libyan-joint-military-commission-starts-its-meeting-geneva-today (Accessed: 13.06.2022).

32. Poptsov, D. (2020) Operatsiya IRINI: osnovnye itogi 2020 goda [Operation IRINI: main results of 2020]. RSMD. [Online] Available from: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/operatsiya-irini-osnovnye-itogi-2020-goda/ (Accessed: 13.06.2022).

33. Interfax. (2022) V Zheneve podpisali soglashenie o postoyannom peremirii v Livii [An agreement on a permanent truce in Libya was signed in Geneva]. [Online] Available from: https://www.interfax.ru/world/733865 (Accessed: 14.06.2022).

34. UN. (2021) Stali izvestny imena novogo prem'er-ministra Livii i trekh chlenov prezidentskogo soveta [The names of the new Prime Minister of Libya and three members of the Presidential Council became known]. [Online] Available from: https://news.un.org/ru/story/2021/02/1395982 (Accessed: 14.06.2022).

35. TASS. (2022) Mario Dragi soglasilsya vozglavit' novoe pravitel'stvo Italii [Mario Draghi agreed to head the new Italian government]. [Online] Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10691655 (Accessed: 14.06.2022).

36. Governo Italiano. (2022) Il Presidente Draghi in visita in Libia. [Online] Available from: https://www.governo.it/it/articolo/il-presidente-draghi-visita-tripoli/16543 (Accessed: 14.06.2022).

37. Governo Italiano. (2022) Incontro con il Primo Ministro libico Dabaiba, le dichiarazioni del Presidente Draghi. [Online] Available from: https://www.governo.it/it/articolo/incontro-con-il-primo-ministro-libico-dabaiba-le-dichiarazioni-del-presidente-draghi/16964 (Accessed: 14.06.2022).

38. Anadolu. (2022) Italiya gotova sodeystvovat' vyvodu naemnikov iz Livii — glavaMID [Italy is ready to contribute to the withdrawal of mercenaries from Libya - Foreign Minister]. [Online] Available from: https://www.aa.com.tr/ru/mir/italiya-gotova-sodeystvovaf-vyvodu-naemnikov-iz-livii-glava-mid/2399503 (Accessed: 14.06.2022).

39. Kommersant". (2022) V Liviyu vernulos' dvoevlastie [Dual power returned to Libya]. [Online] Available from: https://www.kommersant.ru/doc/5207549 (Accessed: 14.06.2022).

Информация об авторе:

Сараджян Н.А. - аспирант кафедры интеграционных процессов Московского государственного института международных

отношений (университета) МИД России (Москва, Россия). E-mail: norair.saradzhian@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

N.A. Saradzhian, postgraduate student, MGIMO University (Moscow, Russian Federation). E-mail: norair.saradzhian@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.07.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.

The article was submitted 15.07.2022; approved after reviewing 17.02.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.