Научная статья на тему 'Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли'

Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BEANS&GROUND COFFEE MARKET / КОФЕЙНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРУКТУРА РЫНКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ КОМПАНИЙ / СЕГМЕНТ РЫНКА НАТУРАЛЬНОГО И РАСТВОРИМОГО КОФЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ / COFFEE INDUSTRY / MARKET STRUCTURE / COMPETITIVE POSITIONS OF THE COMPANIES / REGIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запекина Н. В., Журавлева Л. А.

В работе дана оценка текущего состояния и направлений развития современной кофейной отрасли в России. Представлены особенности регионального сектора рынка натурального кофе на примере г. Новосибирск и обобщены аспекты, определяющие перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND REGIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN COFFEE INDUSTRY

The article evaluatescurrent state of the coffee industry in Russia and considers general trends of its development, presents thecharacteristicsof regionalbeans&ground coffeemarket on an example Novosibirsk and generalizes the aspects defining developmentprospects of its.

Текст научной работы на тему «Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли»

Библиографический список

1. Fact Book of U.S. Agriculture. - W.: U.S. Government Printing Office, 2010.

2. Marion, W. Bruce The Organization and Performance of the U.S. Food System / W. Bruce Marion. - Madison - Lexington: U.S. Dep. of

Agriculture University of Wisconsin, 1986.

3. Statistical Abstract of the United States 2010. - W.: U. S. Dep. of Commerce Bureau of Census. 2010.

4. Statistical Abstract of the United States 2011. - W. : U. S. Dep. of Commerce Bureau of Census, 2011.

5. Economic Report of the President / Transmitted to the Congress // February, 2007. - W.: U.S. Government Printing Office, 2007.

6. FAO Statistical Yearbook 2010. - Rome: Estadis, 2011.

7. Statistical Abstract of the United States 2011. - W.: U. S. Dep. of Commerce Bureau of Census, 2011.

Bibliography

1. Fact Book of U.S. Agriculture. - W.: U.S. Government Printing Office, 2010.

2. Marion, W. Bruce The Organization and Performance of the U.S. Food System / W. Bruce Marion. - Madison - Lexington: U.S. Dep. of

Agriculture University of Wisconsin, 1986.

3. Statistical Abstract of the United States 2010. - W.: U. S. Dep. of Commerce Bureau of Census. 2010.

4. Statistical Abstract of the United States 2011. - W. : U. S. Dep. of Commerce Bureau of Census, 2011.

5. Economic Report of the President / Transmitted to the Congress // February, 2007. - W.: U.S. Government Printing Office, 2007.

6. FAO Statistical Yearbook 2010. - Rome: Estadis, 2011.

7. Statistical Abstract of the United States 2011. - W.: U. S. Dep. of Commerce Bureau of Census, 2011.

Статья поступила в редакцию 17.07.12

УДК339.13:663.93(470+571.14) Zapekina N.V., Zhuravleva L.A. NATIONAL AND REGIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN COFFEE INDUSTRY. The article evaluatescurrent state of the coffee industry in Russia and considers general trends of its development, presents thecharacteristicsof regionalbeans&ground coffeemarket on an example Novosibirsk and generalizes the aspects defining developmentprospects of its.

Key words: coffee industry, market structure, competitive positions of the companies,beans&ground coffee market, regional aspects of development.

Н.В. Запекина, аспирант Сибирского университета потребительской кооперации, финансовый директор ООО «Чайный Дом», г. Новосибирск, E-mail: nv_06@mail.ru; Л.А. Журавлева, д-р экономич. наук, проф. каф. «Менеджмент» Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск,

E-mail: laj502@rambler.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КОФЕЙНОЙ ОТРАСЛИ

В работе дана оценка текущего состояния и направлений развития современной кофейной отрасли в России. Представлены особенности регионального сектора рынка натурального кофе на примере г Новосибирск и обобщены аспекты, определяющие перспективы его развития.

Ключевые слова: кофейная отрасль, структура рынка, конкурентные позиции компаний, сегмент рынка натурального и растворимого кофе, региональные аспекты развития.

Кофе занимает второе место в мире по объемам международных сделок после сделок с нефтью. Потребность в кофе произвела разветвленную индустрию: его выращиванием и продвижением в чашку потребителя занимается огромное количество людей и с каждым годом потребление этого продукта в мире только растет. В России по данным маркетинговых обзоров отраслевой рынок кофе также находится в стадии активного развития. Так, по данным исследования «Рынок кофе РФ», в период с 2006 по 2010 гг. производство кофе в России увеличилось более чем на 64%, с 33 тыс. тонн в 2006 году до 54 тыс. тонн в 2010 году и среднегодовой темп прироста объема производства кофе в России составил 20,7% [1]. Продажи кофе за период с 2006 по 2010 гг. выросли на 57% - с 55 до 86 тыс. тонн [2]. Таким образом, можем констатировать, что рост производства и потребления кофе свидетельствует о явно выраженном интересе к этому продукту в нашей стране. Какие проблемы и перспективы на данной стадии развития присущи отечественному рынку кофе на национальном и региональных уровнях?

Как показывает статистика, популярность кофе в России высока - его покупают свыше 90% домашних хозяйств [3]. Емкость отечественного рынка кофе и всех кофейных напитков по оценкам Ассоциации «Росчайкофе» составляет 112 000 - 114 000 тонн [4]. При этом структура кофейного рынка в России характеризуется явным преобладанием сегмента растворимого кофе. В объемных показателях доля этого сектора составляет 55-60% розничных продаж кофе, в стоимостном - более 70%. Однако, по мнению экспертов, на российском рынке наблюдается долгосрочная тенденция переключения потребителей с растворимого кофе на премиальные молотые и зерновые сорта. В целом, начиная

с 2006 г. объем производства натурального кофе внутри страны вырос почти в 2,5 раза [5]. По мнению генерального директора Paulig в России Александра Колкова, натуральный кофе занимает около 30% рынка в натуральных величинах и по очень приблизительным оценкам составляет 125 млн. евро[4]. Алексей Горбунов, директор по маркетингу крупной российской кофейной компании «Куппо», считает, что темпы роста рынка натурального кофе сегодня составляют около 15% в год [4].

Анализ потерь и приобретений на рынке горячих напитков дает нам право утверждать, что в последние годы прирост объема сегмента натурального кофе обеспечен как за счет изменения интенсивности потребления, так и благодаря переключению покупателей с других сегментов. Наибольшую выгоду сегмент натурального кофе извлек в 2009 году - прирост его объема составил почти 30% [3].

Анализируя данные исследований панели домашних хозяйств, проведенных «ГфК-Русь» (по выборке 7065 домашних хозяйств, репрезентативной для всей России - городской и сельской, включая все федеральные округа, 2010 г.), отметим, что по распределению покупок чая и кофе по социальным группам, структура потребления растворимого кофе близка к структуре чая в пакетиках. В то же время на рынке наблюдается смещение потребления натурального кофе в сторону домохозяйств, имеющих более высокий доход и проживающих в крупных и средних городах - соответственно более 1 млн. и 50-499 тыс. человек (таблица 1, 2) [3].

На сегодняшний день в российской кофейной отрасли лидерами в сегменте растворимого кофе являются крупнейшие международные игроки - Nestle SA (TM Nescafe) Швейцария,

Таблица 1

Потребление натурального кофе по доходу на члена семьи в натуральном выражении, в %

Доход, руб. 4500 4501 -6000 6001 -10000 10001-15000 15001-25000 более 25000

100 % 8 14 22 25 19 12

Таблица 2

Потребление натурального кофе по размерам населенных пунктов в натуральном выражении, в %

Населенные пункты, кол-во чел. менее 10 тыс. 10 тыс.-49 тыс. 50 тыс.-499 тыс. 500 тыс.-999 тыс. 1 млн. и более Москва

100 % 20 13 29 6 17 15

KraftFoodsInc. (TM Jacobs, MaxwellHouse, CarteNoire) США и TchiboGmbH (Tm Tchibo, Davidoff) Германия. По оценкам Института маркетинговых исследований ГфК-Русь, эти компании занимают около 50% рынка в натуральном выражении. На рынке зернового и молотого кофе, напротив, доминируют локальные игроки. Основные российские производители кофе сконцентрированы в трех регионах: Центральном, Северо-Западном и Южном. На долю отечественных компаний, таких как ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ Jardin, «Жокей»), Российская производственная компания «Куппо» (Москва, ТМ Attache, «Петр Великий») и др. приходится, по разным оценкам, от 57% [6] до 65 % [7] сегмента рынка. Согласно даннымкомпании ACNielsen, занимающейся исследованиями рынка, лидерами на рынке натурального кофе в России (% от рынка) являются: «Ори-ми трейд» - 25%, Paulig - 15,5%, StraussGroup - 13,5% и Куппо

- 10% [4]. Рынок натурального кофе по сегментам, по данным «Куппо» выглядит следующим образом: в базовом, самом большом сегменте рынка (35 руб. за 100 г), лидеры - «Орими трейд» (марка «Жокей»), Strauss («Черная карта»), более скромная доля у «Куппо» («Петр Великий») и у ЗАО «Продукт сервис» («Лебо»). В среднем сегменте (70-100 руб. за 100г), который гораздо меньше по объему, чем базовый, лидеры - финская Paulig, KraftFoods и Tchibo [4].

Что касается прогнозов развития рынка, по данным Euromonitor International, объем рынка натурального кофе в будущем будет расти, достигая совокупного среднегодового темпа роста 9% в период с 2011 по 2016 годы, в то время как этот показатель по растворимому кофе за тот же период будет равен 3% [8]. В аналитическом обзоре, подготовленном BusinesStat, говорится, что в 2014 году кофе будут пить уже 96,7 млн. россиян и будет продано 175 тыс. тонн кофе [7]. По нашему мнению, дальнейшее развитие рынка натурального кофе будет происходить за счет роста числа кофеин и переключению потребителей с сегмента растворимого кофе, в то время как рынок растворимого кофе близок к стадии насыщения. Эксперты также полагают, что дальнейшее развитие сегмента растворимого кофе будет происходить за счет перераспределения долей в сторону премиальной продукции - сублимированного кофе, а основные игроки этого рынка будут конкурировать между собой на марочном уровне [9].

Мы согласны с экспертами, что рынок натурального кофе в России имеет устойчивую тенденцию активного развития. По мере насыщения рынка, конкуренция возрастет. К тому же нельзя не отметить положительные сдвиги за последние пять лет на российском кофейном рынке - повысилось качество обжаренного кофе, наблюдается переключение потребителей на дорогой натуральный кофе, где свою роль играет и мотив заботы о здоровье, появилось множество компаний, специализирующихся только на кофе.

Во многом этому способствовала государственная политика, направленная на расширение доли внутреннего рынка и укреплению позиции кофейной отрасли в экономике. Так, обнуление правительством РФ с 2006г. ввозных пошлин на зеленый кофе позволило существенно снизить себестоимость и цену конечной продукции, а также послужило стимулом для открытия новых производств на территории РФ [5]. Благодаря крупным инвестициям реализованы проекты Организации производителей кофе. К примеру, производство полного цикла существует на заводе, принадлежащем «Московской кофейне на паях». В его строительство было вложено более 50 млн. долл. Компа-

ния «Русский продукт» инвестировала около 30 млн. долл. в кофейную фабрику в Калужской области [10].

Однако мы считаем, что сегодня положение небольших российских игроков на рынке натурального кофе непростое. Во-первых, рентабельность производства именно растворимого кофе исключительно высокая, что позволяет выровнять производителям общие показатели по прибыли и, как следствие, держать низкое ценовое предложение на натуральный кофе. Отечественные производители, работающих преимущественно в маломаржинальном сегменте натурального кофе, не имеют таких финансовых возможностей, как у крупных транснациональных компаний. Во-вторых, рынок кофе переживает резкий и перманентный скачок цены на сырье - зеленый кофе. «За последние полтора года цена на зеленый кофе выросла на 100%, а среднее увеличение потребительских цен составило 40%. Переложить на потребителя рост цены целиком нельзя - он не готов к такому росту цены. Оставшаяся разница идет за счет прибыли производителя», - поясняет генеральны йдиректор Paulig в России Александр Колков [4]. Сейчас рентабельность небольшой российской фирмы по натуральному кофе, по его мнению, может составлять и полпроцента.

Нам не удалось найти точных данных о количестве отечественных предприятий-ростеров, т.к. такая статистика отсутствует, отметим лишь, что во всероссийской системе выбора поставщиков Fis [11] числится всего 8 компаний, занимающихся обжаркой натурального кофе, 4 из них московские компании, 1 компания из г.Санкт-Петербург, и всего 1 сибирская компания (г. Новосибирск). Эти данные только подтверждают мнение экспертов о том, что данный сегмент рынка не структурирован и неоднороден. Лидерами сегмента являются две абсолютно разные по идеологии компании, производящие 20-25 тонн продукции в месяц - это «Омни», г. Краснодар, работающая в коммерческом сегменте, и компания «Монтана кофе», г. Москва, на протяжении ряда лет являющаяся ведущим производителем кофе премиального сегмента. Можно предположить, что наберется до 10 компаний, выпускающих 5-10 тонн в месяц, хотя наиболее характерным для этого сегмента является объем производства 1-3 тонны в месяц. В то же время, как считает Андрей Савинов (генеральный директор СФТ ТреиПдинг), сегмент натурального кофе - это наиболее динамично развивающийся сегмент с ростом 10-15% в год, число работающих в нем обжарщиков постоянно растет, а география их размещения - расширяется [12, с. 26].

Для понимания сути вопроса развития отечественнойкофей-ной индустрии обратимся к двум примерам - Германии, где на пять крупнейших производителей приходится до 85% рынка жареного/молотого кофе, и Италии, где общее число обжарщиков превышает 1500, из них более 60% - мелкотоварные производители. Мы не склонны считать, что для России близка итальянская модель, поскольку появление тысяч российских обжарщиков в обозримом будущем - это утопия. Как мы видим, торговые сети расширяют свое присутствие во всех регионах, ориентируясь в основном на сбыт брендов. Однако широкая география нашей страны и относительно высокая доля городского населения способствует увеличению спроса на свежеобжаренный кофе, создавая стимул для развития регионального мелкотоварного производства. На примере ООО «Чайный Дом» (г. Новосибирск) отметим также еще один важный фактор - мелкооптовое производство по обжарке кофе не является капиталоемким и может быть запущено в относительно короткие сроки.

Полагаем, что перспективы активной динамики роста сегмента рынка натурального кофе в том числе за развитием сектора НоРеСа - сферы индустрии гостеприимства (общественного питания и гостиничного хозяйства). В последние пять лет именно развитие кофеин привело к росту осведомленности потребителей и их стремлению приобретать высококачественный кофе.

В то же время проведенный анализ цен на чашку кофе в предприятиях общественного питания. Новосибирск показал, что цены значительно завышены. Это может быть объяснено низким уровнем конкуренции в отрасли. Так, на 1000 жителей г. Новосибирска приходится 0,3 предприятия общественного питания и 0,2 - специализированных кофеин. Для сравнения: в Нью-Йорке на это количество жителей приходится по 2,5-3 предприятия, в Париже по 3-3,5, в Лос-Анджелесе - 7 предприятий. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель близок к единице (на 01.01.2008) [13]. Эти показатели ярко демонстрируют недостаточность конкуренции. Доминирующее положение производителей кофе (кафе, кофейни и т.п.) позволяет устанавливать цены на кофе в пределах 75-130 руб. за чашку, в то время как реальная себестоимость, по словам Кристофера Майкла (хозяина сети кофеин «TravelersCoffee») выходит не выше 35 руб. за чашку. По оценкам специалистов, эта сумма включает все затраты производителя, от закупки сырья до оплаты труда официанта, в т.ч. прибыль в размере 15-20%. Таким образом, рентабельность затрат чашки кофе на рынке услуг общественного питания г. Новосибирск колеблется, в зависимости от сорта, от 120 до 270% в противовес европейской рентабельности на этот продукт до 37% [14, с. 153].

Беря во внимание тот факт, что г. Новосибирск является третьим мегаполисом страны, состояние потребительского рынка

услуг города может вполне выступать лакмусом развития потребительских услуг в России. Отсутствие реальной конкуренции и территориальное сосредоточение предприятий общественного питания в центральных частях города (места массового скопления или прохождения) проводит к росту цен, снижению потребительской мотивации приобретать услуги чаще и больше. В подтверждение приведем данные исследования, проведенного в кофейнях г. Новосибирск: более 95% респондентов указали готовность приобретать более одной чашки кофе в день при диапазоне цен от 50 до 90 руб. Безусловно, что для 78% опрошенных кофейни - это место встреч, общения и отдыха. Но только каждый второй клиент готов приобрести там качественно приготовленный кофе, перекусить. 98% посетителей кофеин города считают запредельной наценку на кофе в 70-90%. На наш взгляд, интересен подход Е.А. Разомасовой по определению, каким должно быть количество предприятий, конкурирующих в отрасли, при приемлемых для потребителя ценах и разумной рентабельности производителя [14, с.157]. За базу были взяты предприятия, оказывающие услуги по приготовлению кофе, и на основании равновесия Нэша-Курно была построена модель. При значении себестоимости 35 и норме рентабельности 0,2 число фирм равняется 3237. Фактически в городе на 01.01.2010г. действовало всего 434 предприятий общественного питания разного уровня, 290 из них (67%) специализируются на реализации кофе, т.е. на 1000 жителей в Новосибирске приходится 0,3 предприятия, оказывающие услуги по приготовлению кофе, а по модели должно быть 2,3. При среднем же фактическом (для Новосибирска) значении рентабельности получаем число предприятий, равное как раз 430.

Таблица 3

Количество предприятий общественного питания, осуществляющих производство кофе в ассортименте, по районам г. Новосибирск на 01.01.2010

Наибольшее количество предприятий, как видно из таблицы 3, сосредоточено в центральной части города, при этом в большинстве районах города предприятий, способных предложить чашку кофе потребителю, ниже нормативов советского периода.

Таблица 4

Количество предприятий общественного питания, осуществляющих реализацию кофе в ассортименте, на 1000 жителей по районам г. Новосибирск на 01.01.2010

Район Общая численность населения, проживающего в районе, тыс. чел. Количество предприятий в районе, ед. Среднее количество предприятий на 1000 чел. Средняя численность чел.на 1 предприятие

Центральный 73824 130 1,8 568

Заельцовский 130276 58 0,4 2246

Ленинский 272207 73 0,3 3729

Советский 127599 27 0,2 4726

Октябрьский 178083 46 0,3 3871

Калининский 174136 24 0,1 7256

Железнодорожный 58134 27 0,5 2153

Кировский 164833 21 0,1 7849

Дзержинский 157495 24 0,2 6562

Первомайский 72550 4 0,05 18137

Всего по Новосибирску 1409137 434 0,3 3247

Как видно из таблицы 4 [14, с. 108], в районах г. Новосибирска с высокой концентрацией проживающего населения, таких как Ленинский, Заельцовский, Калининский, Кировский, Дзержинский и Железнодорожный, количество предприятий по приготовлению кофе не достигает единицы. Что касается структуры этих предприятий, то можно отметить преобладание статуса кафе (55%), рестораны (21%), рестораны быстрого питания и кофейни составляют 12% каждый. Очевидно, что выбрать для исследования один сегмент предприятия по приготовлению кофе не представляется возможным, т.к. они все предлагают потребителям товар в виде чашки кофе, и, следовательно, влияют на формирование предложения.

В рамках данной статьи мы не будем рассматривать предпринимательские риски в секторе НоРеСа (высокая арендная плата, административные барьеры и т.д.), защитной реакцией на которые является рост цен на кофе, как на конечный продукт. Будем оптимистичны в своих прогнозах развития сектора общественного питания на региональном уровне, ведь, как показывает практика, сетевые кофейни вряд ли захватят эту нишу по всей России. Следовательно, отдельные кофейни, небольшие сети регионального уровня в условиях конкуренции будут вынуждены предлагать потребителю особый продукт, для чего

Библиографический список

требуется местные производители (если они сами не являются предприятием-ростером), которые способны оперативно реагировать на покупательский спрос.

Таким образом, выявленные нами национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли свидетельствуют о том, что:

- в целом по стране и в регионах наблюдаются высокие темпы прироста сектора натурального кофе (10-15% в год);

- в данном секторе отслеживается тенденция развития мелкооптового производства, что несколько сближает нас со структурой и практикой развития ряда европейских стран;

- следствием развития таких организационных форм, как кофейня, кафе, является процесс роста как производства, таки потребления натурального кофе (и в регионах, и в общем по стране);

- обращает внимание тот факт, что не смотря на последствия финансового экономического кризиса 2008г., уровень потребления натурального кофе резко вырос (прирост объема почти 30%);

- формирующаяся привычка пить кофе в обществе выражает его социальный синергетический эффект.

1. Рынок кофе РФ // РБК - исследование рынков [Э/р]. - Р/д: http://www.marketing.rbc.ru/news_research/12/08/2011/562949981244522.shtml

2. Анализ рынка кофе в России в 2006-2010 гг., прогнозна 2011-2015 гг. [Э/р]. - Р/д: http://www.coffeetea.ru/single/archive/2011/september/ item/3061/

3. Юргенс,(И. Обзор российского рынка горячих напитков // Russian food&drinks market magazine. - 2011. - № 3.

4. Колтунова, О. Кофе сливается // Компания. - 2011. - № 43.

5. Рынок кофе в России. - 2010 [Э/р]. - Р/д: http://novosib.ru/marketing-research/index.php?id=8501&h=novosib.ru&parent= getdemo&child=getresearch_new#b2b_question

6. Самодурова, Е. Обзор российского рынка чая и кофе института маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь» [Э/р]. - Р/д: http://www.gfk.ru/Go/View?id=946

7. Морозова, Л. Молотый против растворимого // Российская Бизнес-газета. - 2011. - № 787 (5). - 08 февраля.

8. Гребинский, Г. К ним в гости засуха зашла. Российский рынок горячих напитков // Исследования компании Euromonitor International [Э/ р]. - Р/д: http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2011&article=1661&section=5

9. Обзор российского рынка кофе // Исследования КредИнформ Северо-Запад. - 2011 [Э/р]. - Р/д: http://infovend.ru/2011/05/obzor-rossiyskogo-ryinka-kofe/

10. Магомедова, А. Кофейная промышленность на пороге перемен // Prod&Prod Продвижение продовольствия. - 2010. - №09.

11. Система выбора поставщиков [Э/р]. - Р/д: http://russia.fis.ru/Kofe/Svezheobzharennyj-kofe

12. Савинов, А. Рынок кофе - взгляд изнутри // Кофе и чай в России. - 2007. - №3.

13. Сокирянский, Ф. Что ожидает рынок общепита после кризиса [Э/р]. - Р/д: http://www.pitportal.ru/market_research/6638.html

14. Разомасова, Е.А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие: монография. - Новосибирск, 2011.

Bibliography

1. Rihnok kofe RF // RBK - issledovanie rihnkov [Eh/r]. - R/d: http://www.marketing.rbc.ru/news_research/12/08/2011/562949981244522.shtml

2. Analiz rihnka kofe v Rossii v 2006-2010 gg., prognozna 2011-2015 gg. [Eh/r]. - R/d: http://www.coffeetea.ru/single/archive/2011/september/ item/3061/

3. Yurgens,?I. Obzor rossiyjskogo rihnka goryachikh napitkov // Russian food&drinks market magazine. - 2011. - № 3.

4. Koltunova, O. Kofe slivaetsya // Kompaniya. - 2011. - № 43.

5. Rihnok kofe v Rossii. - 2010 [Eh/r]. - R/d: http://novosib.ru/marketing-research/index.php?id=8501&h = novosib.ru&parent= getdemo&child=getresearch_new#b2b_question

6. Samodurova, E. Obzor rossiyjskogo rihnka chaya i kofe instituta marketingovihkh i socialjnihkh issledovaniyj «GfK-Rusj» [Eh/r]. - R/d: http:/ /www.gfk.ru/Go/View?id=946

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Morozova, L. Molotihyj protiv rastvorimogo // Rossiyjskaya Biznes-gazeta. - 2011. - № 787 (5). - 08 fevralya.

8. Grebinskiyj, G. K nim v gosti zasukha zashla. Rossiyjskiyj rihnok goryachikh napitkov // Issledovaniya kompanii Euromonitor International [Eh/

r]. - R/d: http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2011&article=1661&section=5

9. Obzor rossiyjskogo rihnka kofe // Issledovaniya Kredlnform Severo-Zapad. - 2011 [Eh/r]. - R/d: http://infovend.ru/2011/05/obzor-rossiyskogo-ryinka-kofe/

10. Magomedova, A. Kofeyjnaya promihshlennostj na poroge peremen // Prod&Prod Prodvizhenie prodovoljstviya. - 2010. - №09.

11. Sistema vihbora postavthikov [Eh/r]. - R/d: http://russia.fis.ru/Kofe/Svezheobzharennyj-kofe

12. Savinov, A. Rihnok kofe - vzglyad iznutri // Kofe i chayj v Rossii. - 2007. - №3.

13. Sokiryanskiyj, F. Chto ozhidaet rihnok obthepita posle krizisa [Eh/r]. - R/d: http://www.pitportal.ru/market_research/6638.html

14. Razomasova, E.A. Sfera uslug: teoriya, sostoyanie i razvitie: monografiya. - Novosibirsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 12.07.12

УДК 330.322

Mirohina A.A. SUBSTANTIATION OF METHODICAL REQUIREMENTS FOR MONITORING SPATIAL DEVELOPMENT IN THE REGION. In the article the author defined demarcation signs for monitoring spatial development in the region and monitoring processes of its socio-economic development. Formulated methodical requirements and targets for monitoring spatial development in the region as a form of management system of regional management. Key words: region, regional economics, spatial policy, monitoring, socio-economic development.

А.А. Мирохина, соискатель НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарно-технический университет», г. Ставрополь, E-mail: Lyasay21@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.