Научная статья на тему 'Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике'

Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL ECONOMIC INTERESTS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / DISINTEGRATION / МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова Элима Адамовна

В статье анализируются вопросы достижения национальных экономических интересов России в мировой экономике, характеризующейся интеграционными и дезинтеграционными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s national economic interests and the processes of integration and disintegration in the world economy

The article analyzes the issues of Russia’s achievement of its national economic goals in the world economy which is characterized by integration and disintegration processes.

Текст научной работы на тему «Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Исраилова Э.А.

1 Ростовский государственный экономический университет (Ростовский институт народного хозяйства)

Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируются вопросы достижения национальных экономических интересов России в мировой экономике, характеризующейся интеграционными и дезинтеграционными процессами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальные экономические интересы, интеграция, дезинтеграция, мировое хозяйство

JEL: F00, F02, F52

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Исраилова Э.А. Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 8. — с. 1083-1090. —

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/195/

Исраилова Элима Адамовна, канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры международных экономических отношений Ростовского государственного экономического университета (Ростовский институт народного хозяйства) (Elima84@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 20.02.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.04.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/195/ (с) Исраилова Э.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Говоря о национальных экономических интересах России, следует отметить, что в современной глобализированной экономике они проявляются в форме достижения ряда первоочередных для государства целей, таких как:

— увеличение ВВП РФ за счет повышения промышленного производства и эффективности сельского хозяйства;

— приспособление финансовой системы России к условиям мировой экономики, в том числе в части привлечения инвестиций;

— изменение структуры внешней торговли в сторону экспорта готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

— увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства.

Априорно отметим, что достижение данных целей, во многом раскрывающих собой национальные экономические интересы, в сложившихся условиях мирового хозяйства, характеризующегося переплетением и углублением хозяйственных связей, возможно на основе реализации собственных интересов в комбинаторике или в нахождении компромисса с другими участниками международного товарообменного процесса.

Эти обстоятельства подразумевают необходимость участия в интеграционных объединениях, возникающих на кратковременной или долгосрочной основе, поскольку отстаивание собственных экономических интересов может быть достаточно эффективно достигнуто в рамках конкурентной кооперации между странами, когда конкурирующие экономики учитывают интересы друг друга и гармонизируют между собой собственные хозяйственные системы для нахождения оптимума в поиске общих искомых преимуществ во взаимоотношении с другими странами или их объединениями.

Наряду с интеграционными тенденциями в современной мировой экономике наблюдаются и дезинтеграционные процессы. Эти процессы сложные и многослойные. Они проявляются в рамках хозяйственного сотрудничества между интегрированными в одну хозяйственную систему странами (по сути, представляющую собой

и «_»«_»«_» \ 1 Г

единый, пусть и разнородный, хозяйственный организм). Примером таких процессов может служить Европейский союз, в котором сложился надгосударственный аппарат управления и главенство общих интересов

над частными и вместе с тем звучат призывы по выходу из еврозоны части его членов или их несогласия с общей политикой, проводимой Европейским союзом, то есть имеют место тенденции превалирования национальных экономических и иных интересов над надциональными в рамках данного устойчивого объединения, что и свидетельствует том, что дезинтеграция сосуществует в некоем симбиозе с интеграцией [2].

Другим вариантом достижения собственных национальных экономических интересов в системе мирового хозяйства может быть вариант жесткого конкурентного противостояния, в котором ставится цель приумножения собственных выгод практически любой ценой, без учета мнения контрагента по межгосударственному взаимодействию. Важным обстоятельством выступает следующее: в таком конкурентном противостоянии, выходящем за рамки только экономической проблематики, страны могут в определенные дискретные временные промежутки сотрудничать, когда это представляется им выгодным или не имеет внятной альтернативы. Однако это не мешает им в попытке достижения собственных экономических и иных интересов стремиться к практически полному вытеснению «неугодного» им по разным причинам партнера с ведущих торгово-экономических площадок под любыми благовидными предлогами.

Примером подобного осуществления межгосударственного взаимодействия в рамках достижения собственных интересов, пренебрегая мнением партнеров, могут быть реализованные санкционные инициативы США и Европейского союза применительно к России.

Получается, что данные экономические системы интегрируются с Россией по тем вопросам, которые им выгодны в конкретный период хозяйствования (космические программы, бурение на шельфе и т.д.), но проявляют тенденции к дезинтеграции во взаимодействии по другим направлениям под любым, в том числе политическим предлогом, когда это представляется им необходимым для получения ряда преимуществ в обозримой перспективе.

Следует отметить, что описанный первый вариант конкурентной кооперации основан на сосуществовании национальных экономик на консенсусной основе, то есть в процессе взаимодействия изначально положен компромисс двух или более взаимодействующих сторон, уважающих экономические интересы друг друга. Это предполагает определенную комплиментарность участников товарообменных

процессов, которая проявляется в данном случае на уровне взаимодействия государств, ищущих пути достижения собственных экономических интересов [3].

Следующий вариант осуществления согласованности между взаимодействующими сторонами характеризуется отсутствием комплиментарности и, как следствие, нацеленностью на максимальное достижение собственных экономических интересов, без принятия компромиссных решений настолько, насколько это позволяет сделать сложившаяся (в том числе политическая) ситуация.

Прослеживая проблематику стремления России в достижении своих экономических интересов, следует отметить такой важный рубеж интеграционного взаимодействия РФ с мировым экономическим сообществом, как вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Арменией.

Характеризуя факт вступления России в ВТО, следует указать, что данная мера по интеграции и сближению несет в себе определенные риски для экономического состояния государства и отдельных отраслей его экономики, что может препятствовать реализации собственных национальных экономических интересов [6].

Тем не менее, участие в этом интегрированном объединении несет в себе определенный потенциал, связанный с входом в унифицированное правовое пространство, возможным обеспечением условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки, получения режима наибольшего благоприятствования для экспортируемых и импортируемых товаров, а также, в идеале, улучшением имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [7].

Однако, наряду с этим, как было отмечено, проявляется дезинтеграционная тенденция, связанная с попыткой вытеснения России с ведущих мировых площадок в виде санкций, введенных Евросоюзом и США. Данные санкционные меры противоречат правилам международной торговли и пренебрегают правилами ВТО, созданной для либерализации торговой деятельности [5].

Получается, что в интегрированной мировой экономике прослеживается тренд на «выдавливание» России как одного из ведущих «игроков» на мировой экономической арене из ряда отраслей. Так, под

влиянием санкций оказались российские государственные банки, нефтяная промышленность, финансовые и фондовые рынки и т.д., соответственно в долгосрочной перспективе России грозит снижение национальной конкурентоспособности.

Следовательно, можно отметить, что эти дезинтеграционные меры по отношению к России предпринимаются рядом государств для достижения собственных национальных экономических интересов.

Однако в долгосрочной перспективе представляется, что интеграционные инициативы России в виде вступления во Всемирную торговую организацию дадут для нее положительный результат и будут способствовать обеспечению ее национальных экономических интересов на международных рынках. Произойти это может после разрешения проявившегося кризиса в политическом диалоге между Россией и ее западными партнерами, выступившего формальным поводом для дезинтеграции в хозяйственных взаимоотношениях и вытеснения РФ с ведущих мировых площадок.

В отмеченной непростой ситуации в мировой экономике для реализации национальных экономических интересов России приоритетным направлением представляется создание Евразийского экономического союза. Основой интеграции в данном объединении является, по сути, идея выживания и сближения экономических потенциалов для повышения общей конкурентоспособности интегрируемых национальных экономик.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. Следует указать, что в ЕАЭС предусматривается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [4].

В настоящее время государствами - членами Евразийского экономического союза являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Армения (с 2 января 2015 г.) и Российская Федерация, в процессе вступления находится Киргизия.

На территории формирования Евразийского экономического союза предусмотрены единые таможенные условия, что необходимо для восстановления трансграничной научно-технической и

производственной кооперации предприятий, которые призваны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В числе декларируемых целей формирования Евразийского экономического союза заявлены:

— общий рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

— условия стабильного развития экономики и уровня жизни населения интегрированных стран;

— создание единой транспортной, энергетической и информационной систем;

— согласование налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенно-тарифной политик;

— общая система государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики и конкурентной кооперации.

Представляется, что данное объединение олицетворяет собой вариант достижения национальных экономических интересов на основе симбиоза хозяйственных систем стран-участниц, поскольку главным принципом евразийской экономической интеграции является достижение выгоды всеми странами объединения вне зависимости от их экономического потенциала [1].

Так, в рамках данного интеграционного процесса могут активно функционировать децентрализованные агентства, созданные для решения отдельных задач в сферах совместной компетенции национальных и наднациональных органов, для повышения общей эффективности интеграционного процесса [8], поскольку данные структуры смогут осуществлять работу по конкретным проектам, ведущимся в интересах всех участников ЕАЭС.

Несмотря на значение данного интеграционного объединения для достижения национальных экономических интересов России на современном этапе, следует отметить, что и в нем могут возникать различные «очаги напряженности» и попытки дезинтеграции по причине преследования собственных интересов национальных элит, которые могут идти в разрез с общими хозяйственными интересами. Тем не менее, представляется, что в рамках Евразийского экономического союза подобные противоречия могут быть сглажены на основании поиска компромиссных решений.

Заключение

Национальные экономические интересы России в рамках ее межстрановых контактов на мировой арене могут относительно эффективно реализовываться за счет интеграционного взаимодействия с другими государствами.

В современном мировом хозяйстве интеграционные процессы переплетаются с дезинтеграционными, что предполагает необходимость учета данного факта, а также постоянного поиска баланса взаимоотношений, в идеале, на основе взаимного компромисса для рационализации пути достижения национальных интересов.

Представляется, что в настоящее время проявившийся дезинтеграционный тренд в хозяйственных отношениях России и ее западных партнеров может быть частично нивелирован за счет интеграционного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза для достижения ее экономических интересов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бордачёв Т. Выбор и вызов евразийской интеграции / Т. Бордачёв, Е. Островская, А.

Скриба // Россия в глобальной политике. — 2013. — Т. 11. — № 5. — С. 37.

2. Бондаренко В.А. Перспективы инкорпорации российской экономики в европейскую и

динамика центростремительных и центробежных тенденций в Евросоюзе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2006. — № 2. — С. 42-46.

3. Бондаренко В.А. Этнопсихологические факторы влияния на отношения контрагентов во

внешней торговле // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — №1 (45). — С. 136-142.

4. Сайт Евразийского экономического союза.

5. Смеетс М. Несовместимые цели: экономические санкции и ВТО // Россия в глобальной

политике. — 2014. — Т. 12. — № 4. — С.133.

6. Петров А.А. Россия как член ВТО: за и против // «Право и бизнес: Сборник статей I

ежегод. Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова» / под ред. И.В. Ершовой. — М.: Юрист, 2012. — 770 с.

7. Трегубова В.М. Вступление России в ВТО: ожидания и реальность // Социально-

экономические явления и процессы. — 2013. — № 10 (56). — С.124.

8. Ушкалова Д.И. К вопросу о моделях и механизмах участия России в процессах

региональной экономической интеграции // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — № 4 (37). — С 139.

Elima A. Israilova, Candidate of science, Economics, Associate professor, Doctoral candidate at the Chair of International Economic Relations of the Rostov State University of Economics (the Rostov National Economy Institute)

Russia's national economic interests and the processes of integration and disintegration in the world economy

ABSTRACT:

The article analyzes the issues of Russia's achievement of its national economic goals in the world economy which is characterized by integration and disintegration processes. KEYWORDS: national economic interests, integration, disintegration, the world economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.