Научная статья на тему 'Национальное воспитание в системе аграрного образования'

Национальное воспитание в системе аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кострица Н. Н.

Статья посвящена национальному воспитанию в системе аграрного образования; проанализированы основные компоненты национального воспитания, влияющие на формирование духовного мира личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное воспитание в системе аграрного образования»

закономерности, моделируются перспективы профессиональной деятельности человека. Это позволяет обучать бакалавров по одному из технических направлений как настоящих и будущих профессионалов, формируя и перестраивая их профессиональное мышление.

Список литературы:

1. Европейская Система Передачи и Накопления Кредитов (ECTS) European credits transfer systems (ECTS) [Электронный ресурс] / Российский университет дружбы народов. - Режим доступа: www.rudn.ru/?pagec=642.

2. Акмеология: учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006 - 481 с.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Кострица H.H.*

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины,

Украина, г. Киев

Статья посвящена национальному воспитанию в системе аграрного образования; проанализированы основные компоненты национального воспитания, влияющие на формирование духовного мира личности.

Национальный характер образования и воспитания - одно из главных условий духовного здоровья и развития украинского общества. «Национальное воспитание - это воспитание детей на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях и обрядах, многовековой воспитательной традиции, духовности. Национальное воспитание является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического и демократического воспитания. Национальное воспитание духовно воспроизводит в детях родной народ, увековечивает в подрастающих поколениях как специфическое, самобытное, что есть в каждой нации, так и общечеловеческое, общее для всех наций мира» [4, с. 181]. В национальном воспитании четко заложена одна из важнейших педагогических закономерностей, которая заключается в том, что в процессе формирования личности, а, следовательно, и подрастающих поколений, самыми эффективными являются пути познания от родного к чужому, от близкого к далекому, от национального к планетарному, мировому [4, с. 180].

Опыт развития национальной теории и практики убедительно свидетельствует о том, что у каждого народа, этносу исторически сложилась соб-

* Доцент, кандидат педагогических наук, докторант кафедры Педагогики.

ственная национальная система воспитания и образования. Национальная система воспитания - это исторически обусловленная и создана самим народом система идей, взглядов, убеждений, идеалов, традиций, обычаев и других форм социальной практики, направленной на организацию жизнедеятельности подрастающих поколений, воспитания их в духе естественно-исторического развития материальной и духовной культуры нации.

Каждый народ, в том числе и украинский, на протяжении своего существования вырабатывает индивидуальные национальноые принципы, методы воспитания. Украинский народ имеет глубинные национально-воспитательные традиции, которые отображают исторические, географические, экономические, этнографические и психологические особенности данного народа. Каждое новое поколение включается в уже существующую национальную систему воспитания, поэтому необходимым условием ее успешного развития является учет особенностей настоящего. Следовательно, воспитание украинской молодежи, мы должны строить с учетом не только национальных традиций, но и тех заданий, что ставит перед нами современное и будущее. Национальное воспитание, которое гармонично вписывается в жизнедеятельность родного народа, постепенно формирует у подрастающих поколений все компоненты духовности, которая передается детям от родителей, дедов и прадедов и углубляется, обогащается в условиях современного бытия нации. В процессе реализации национального воспитания формируется такая система основных компонентов духовного мира личности: национальная психология, национальный характер и темперамент, национальный способ мышления, народная мораль и этика, народное правосознание, национальная философия, национальная идеология.

Национальная психология. Психология украинца - это психология работящего хозяина, умелого хлебороба, защитника прав личности и государственной независимости родины-Украины. Это психология человека, которая вечно защищала сама себя, свое материальное и духовное наследие, падала в неравном бою, поднималась, побеждала, и в часы политической независимости Украины достигала вершин человеческой цивилизации.

Культурно-исторические, социально-экономические обстоятельства обусловили взаимозависимость человека и природы. Для украинца природа выступает формообразующей силой его национальной психологии и определяет ее особенности. Природа влияет на формы восприятия окружающей действительности человеком, которые находят свое отображение в мыслительной деятельности, ходу чувств, эмоций, особенностях вещания, выражении воли и тому подобное. «Леса располагали к размышлениям, к погружению у себя самого и постоянного ожидания встречи со зверем; поля вызывали своей красочностью и широтой чувства восхищения, покоя, равновесия, свободы; а река - могучий Борисфен - Днепр - глубинную силу, ощущения вечного духа и изменений, такое единенье с небом и

солнцем, такую музыку бессмертия, что и все мироздание вставало как могучий звон в безграничной желто-голубой башне. Это и определяло ядро генотипа украинца» [2, с. 57]. Недооценка, пренебрежение всем богатством и разнообразностью качеств, оттенков национальной психологии обедняет психическую жизнь человека, сужает мировосприятие, стирает оригинальность миропонимания.

Национальный характер и темперамент. Культурно-исторические украинские традиции сформировали у его народа самобытный национальный характер и темперамент. Научно доведено, что наследственность, семья и род и естественное окружение являются основными источниками формирования характера.

Украинскому национальному характеру присущие такие черты, как истинноискание, гостеприимство и щедрость, ласковость и доброжелательность, песенность и музыкальность, трудолюбие и талантливость, нежность и глубокий лиризм, свободолюбец и душевное богатство. Историческое влияние инородных политических веяний, установок, идеологических догм внесли в характер и темперамент многих украинцев наслоения не присущие им: неуважение к родному языку, ощущению национальной неполноценности, недостаточное ощущение единства людей и своей нации, соборности всех украинских земель, смирение и долготерпение к явлениям, которые нарушают целостность, сплоченность народа, унижают его духовные, культурные ценности.

Национальный способ мышления. Народные знания, в которых накоплено бесценные знания и представления о мире и себя в нем, являются неоценимым источником формирования национального способа мышления. У них заложен многовековой опыт наблюдения и профессионально-производственные знания и навыки, которые до сих пор не должны теряют своих позиций среди специалистов-аграриев. Скрыпник Г. отмечает: «Система народных знаний - важная составляющая традиционно-бытовой культуры, рациональные сведения из разных отраслей знаний, приобретенные на протяжении многовековой трудовой деятельности народа. Потребности развития хозяйства побуждали человека выявлять закономерности в природе, наблюдать небесные светила, познавать и толковать разнообразные явления окружающего мира» [5, с. 206]. К системе народных знаний входит народная медицина, ветеринария, народный календарь и метеорология, народную метрология и астрономия и др.

Народная мораль и этика. Народная мораль - система взглядов и представлений украинцев, норм и оценок, которые регулируют поведение людей. Для народа самым главным мерилом действий и поступков человека является моральный аспект. Мораль является сущностью жизни украинского народа, которая пронзает все его грани и проявляется в совести правдивости, достоинства, справедливости, честности. Осмысление мо-

ральных и этических идей, положений, правил, принципов, взглядов происходит через систему национального воспитания.

Этико-эстетические основы украинских культурных традиций исконно удерживали народ на ступенях высокой духовности и предоставляли ему силы в самых тяжелых испытаниях физического, духовного и морального сорта. Морально-этические нормы связывались с эстетичными вкусами, потому что мораль была неотделимой от красоты душевной и красоты в быту украинского народа. Народная этика и этикет охватывают принципы и нормы обращения не только к человеку, обществу, но и к живой и неживой природе.

Народное правосознание. Главное место в национальной системе воспитания занимает формирование правосознания. Народная мораль в сознании народа имела статус закона жизни. Добро и красота, правда и справедливость, достоинство и милосердие - это основные народные законы. В процессе развития украинского общества на основе народной морали возникают справедливые юридические законы, которые отображают общественное мнение, заложенное в ее нормах, идеях. Нормы устанавливают правила поведения людей в связи с представлениями о красоте человеческих поступков (норм этикета). Национальные и общечеловеческие моральные идеи, нормы являются основой формирования народного права.

Национальная философия - междисциплинарная отрасль знания, что изучает философию этноса, философские представления как системную составляющую духовной культуры этноса, особенности национальных философских традиций, этнометодологию, аспекты этических и эстетичных представлений определенного этноса. Собственное украинское виденье мира определяет мировоззренческая ментальность, которая заложена в индивидуализме и проявлялся в инициативности, самостоятельности, настойчивости, умении владеть и руководить собой. Жажда неограниченной свободы и воли связана с личной независимостью и почитанием свободы каждым украинцем. Понимание свободы для украинца связано со свободолюбивым казаком и казачеством. Такой характер мировосприятия порождает романтический дух народа, который неоднократно воспет в мелодичных украинских песнях.

Национальные философские идеи, взгляды, заложенные в традициях, обычаях украинского народа, способствуют формированию духовных ценностей личности. В законах народной мудрости народом осмыслен его жизненный опыт, проблемы цели и смысла жизни, жизни и смерти, пути достижения намеченных заданий, средствами реализации своих планов.

Украиноведческое мировоззрение - это система взглядов на жизнь, природу и общество, детерминированная концептосферой «Украина». Другими словами, украиноведческое мировоззрение охватывает концентры ук-раиноведения, определенные П. Кононенком: Украина - этнос, Украина -

природа, Украина - язык, Украина - история, Украина - нация, Украина -государство, Украина - культура [1].

Украиноведческое мировоззрение раскрывает связь языка народа с его психологией, характером мировосприятия, историей, культурой, в конечном итоге, с природой, где живет этнос. Формирующее влияние на украиноведческое мировоззрение имело тесную связь народа с природой. Украинцы проявляли высокий уровень толерантности к окружающей среде. Доминантной чертой взаимоотношений человека и природы было гармоничное сожительство с ней, рациональное использование ее ресурсов.

Синтезирующая, интегральная роль языка определяется на уровне формирования украиноведческого мировоззрения через языковую стойкость подрастающего поколения. Украиноведческое мировоззрение человека связано с ее языковой стойкостью, и наоборот - языковая стойкость удостоверяет наличие украиноведческого мировоззрения у каждого гражданина государства. В настоящее время основу понятия «языковая стойкость» определяют такие факторы, как авторитет украинского языка, осознание внутренней потребности общаться и познавать мир средствами родного языка, стремление лишиться монополии суржика, беспокойство о высокой культуре общения.

По нашему мнению, приобщение к языку как к атрибуту государства должен происходить естественным путем - это семейное воспитание, воспитание в детсадах, в общеобразовательных средних и высших учебных заведениях. Средства массовой информации, наука, образование должны представлять основы духовной культуры украинского народа, его национальное мировоззрение в единстве поколений, в следующей и обновлении культурного достояния нации.

Национальная идеология. Система украинского национального воспитания предусматривает такую жизненную позицию каждого юноша и девушки, в формировании которой ведущая роль принадлежит философии сознания, идеологии. За условия, если мы хотим иметь самостоятельное государство, а не территорию, если мы хотим иметь украинский народ, а не население, то Украине нужная национальная идеология, которая должна стать компасом создания государства. Под национальной идеологией создания государства понимают систему целостных ориентаций личности и общества, системы идей, принципов, норм, установок, идеалов, целей, что приемлемые для всех граждан государства и ориентируют их на обеспечение целостности и прочности государства, консолидации нации, экономический и культурный взлет. Идеология может носить национальный характер лишь за условия, если она отображает интересы нации, является ее сердцевиной, вокруг которого синтезируется система национального са-мосознания. С помощью национальной идеологии в государстве утверждаются вечные общечеловеческие ценности.

Следовательно, на формирование национального сознания влияют такие средства, как родной язык, история, культура, искусство, народные традиции и обычаи. Систематическое и целеустремленное национальное воспитание призвано сформировать полноценную целостную личность, которая имеет украиноведческое мировоззрение, национальное сознание и самосознание, гражданскую позицию.

Список литературы:

1. Срмоленко С.Я. Мова I украшознавчий свтогляд: монограф1я. - К.: НД1У, 2007. - 444 с.

2. Кононенко П.П. Украшознавство: Конспект лекцш / П.П. Кононен-ко, А.Ю. Пономаренко. - К.: МАУП, 2005. - 392 с.

3. Костомаров Н.И. Мысли южнорусса: Историческая неправда и за-паднороссийский патриотизм // Науково-публщистичш1 полем1чш писания Костомарова. - К., 1928.

4. Сележан Й.Ю. Основи нацюнального виховання (Украшознавство: юторичний, фшософсько-релшезнавчий аспекти): Хрестомапя. - Чершв-щ: Книги - XXI, 2005 - 306 с.

5. Украшська минувшина: 1люстрований етнограф1чний довщник / А.П. Пономарьов, Л.Ф. Артюх, Т.В. Косм1чна та ш. - К.: Либвдь, 1993. - 256 с.

КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ

© Кузенко В.В.*

Камчатский филиал Российского университета кооперации Центросоюза Российской Федерации, г. Петропавловск-Камчатский

В статье проводится анализ понятий «компетенция» и «компетентность», уточняется их значение и выявляется их сущность. В содержании выделены две трактовки данных двух понятий. Автор считает, что компетентность является более полным и емким понятием, чем компетенция.

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. В конце XX века многие исследователи вместо понятий «знания», «умения», «навыки» стали употреблять термины «компетенция» и «компетентность» как результат деятельности образовательного учреждения. В современной научной литературе имеются различные подходы к определению этих понятий, а также перечень ключевых компетенций, которыми должен владеть специалист.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков, аспирант кафедры Педагогики КамГУ им. В. Беринга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.