Научная статья на тему 'Национальное украшение в авангардном стиле'

Национальное украшение в авангардном стиле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ / СТИЛЬ / МОДА / TRADITIONAL / STYLE / FASHION / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева С.И.

В последнее время стало модным носить украшения, изготовленные в национальном стиле, остаются для молодежи очень актуальными, особенно если они являются ручного изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное украшение в авангардном стиле»

Николаева С.И. ®

Ст. преподаватель кафедры Технология обработки драгоценных камней и металлов, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

НАЦИОНАЛЬНОЕ УКРАШЕНИЕ В АВАНГАРДНОМ СТИЛЕ

Аннотация

В последнее время стало модным носить украшения, изготовленные в национальном стиле, остаются для молодежи очень актуальными, особенно если они являются ручного изготовления.

Ключевые слова: украшение, традиционное, стиль, мода.

Keywords: ornament, the traditional, style, fashion.

Ювелирное искусство является древнейшим видом художественной деятельности человека, в котором этнические традиции народа передается по наследству, с поколения на поколение и относится к декоративно-прикладному искусству.

Традиционные металлические украшения являются неотъемлемой частью

традиционного национального костюма. Главную определяющую роль в комплексе украшений якутских женщин составляет наспинно-нагрудные украшения, изготовленные из серебра.

Традиционные украшения как: илин кэбиЬэр (Рис.1), бастына, бо5ох, дэйбиир, национальные серьги, кольца, колье, наполнены теплотой и любовью наших предков, они обладают не только материальной ценностью, но и превращаются с течением времени в фамильные драгоценности, сохраняя на долгие годы память об истории семьи и рода.

а б.

Рис.1 а) традиционное национальное украшение якутов «Илин кэбиЬэр».

б) фрагмент «Илин кэбиЬэр»

Если в старину традиционные украшения якутов предпочитались только в национальном стиле, то сегодня молодежь в основном предпочитает традиционные украшения в авангардном стиле, хотя традиционные национальные украшения авангардного стиля в ювелирной моде достаточно смелы, формы и силуэты неожиданны для традиционных украшений, особенно если они являются ручного изготовления.

Особенности авангардного стиля - это смелые модели, яркие неоновые цвета, необычные формы. Авангардный стиль - это экзотичность, экстравагантность, броскость, новизна, это

© Николаева С.И., 2014 г.

стиль представляющая собой смешение других стилей. Авангардный стиль характерен отсутствием строгих требований и ограничений, которые можно предъявить к нему. Авангардное украшение очень необычные, нечто совершенно вызывающие.

В наше время модными являются следующие модели ювелирных украшений. Это пустотелые, из тонкого листа металла, сочетание в себе многоцветность одного металла или нескольких, украшенные множеством вставок из различных камней яркой окраски, с применением всех видов ажура, сочетающие черную гамму материалов (черное серебро, черную эмаль, черные камни, черный сланец, а также титан, вороненую сталь и черную резину).

Материалами для изготовления модных моделей служат разноцветные материалы в сочетании с эмалью, драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, металлами, а также с жемчугом, янтарем, кораллом. Следовательно основной признак модных современных колье и ожерелий является щедрое использование драгоценных металлов, камней и других материалов. По виду модны колье, состоящие из тонких изящных по шее цепочек с акцентированной центральной частью (колье-подвеска), а также жесткие колье-обручи, отполированные до зеркального блеска. Нарядны жесткие широкие и утолщенные ожерелья-ошейники различных конфигураций с камнями или без камней, с рельефным орнаментом.

С учетом этих определений, для изготовления национального нагрудного украшения в авангардном стиле использовала два типа «илин кэбиhэр» (Рис 1). Оно заключается в монументальности форм и функциональности изделия. Данное изделие предназначена для одевания не только на торжественных случаях, но и в повседневной носке.

Изделие состоит из шейной гривны, наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов, которое является составной частью женских украшений, где подвешивались передняя и задняя части нагрудно-наспинного комплекса От них спущен на грудь в середине серебряная круглая бляха выполняющая функцию оберега, которая обрамлена бисером из трех цветов.

Использование бисера встречается во многих экземплярах нагрудного украшения и носит свой функциональный знак. Цвета для бисера взята на основе символических цветов якутов. В археологических раскопках триада белый - черный - голубой в цветовой композиции якутской одежды, как отмечает Е.Д. Стрелов, встречается только на старинных могилах до первой половины XVIII века.

Рис.2. Колье «Дьиэрэнкэй»

Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) - символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока - жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет - это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы;

Синий цвет - цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) - символ мужского начала;

Черный цвет - не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. Мать-Земля (Ийэ сир) - символ женского начала. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.[1]

Таким образом, триада белый - черный - синий составляет основные точки жизненного пространства древнего человека. В тюрко-монгольской (и многих других народов) мифоритуальной традиции число 3 обладает особой сакральностью (три мира, три души, три времени и т. д.).

Диаметр бляхи 6,5 см. бляхи имеют богатый орнаментальный декор в виде розеток, заполненных криволинейными и растительными мотивами узора. В центре бляхи вставлен поделочный камень «агат», с диаметром 2см. Хотя в старинных якутских украшениях вставки из драгоценных камней не использовались.

В комплекте с обеих сторон круглой бляхи опущены дугообразные пластины украшенные гравировкой с подвесками из бисера с висюльками. Композицию дополняет полукруглая пластина, которая соединена бисером, украшена гравировкой, в середине которой вставлен поделочный камень «Бирюза».

Украшения оканчивается различными мелкими подвесками из бисера с висюльками из серебра и представлена названием якутского танца «Дьиэрэнкэй». (Рис.2.)

Литература

1. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков/ С.И Петрова ; Якутск, «Бичик» 1999г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.