Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
УДК 392.9
DOI: 10.18413/2408-932X-2019-5-4-0-10
Никулин Е. Р.1, Шубин А. Е.2
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
ЗАПАДНЫХ УКРАИНЦЕВ КАК ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва 119991, Россия; 1 egor.nikulin.98@bk.ru;2arseniyshubin@gmail.com
Аннотация. В работе рассматриваются особенности национального самосознания западных украинцев как этнической группы. Для более детального анализа предмета разработан понятийный аппарат статьи, определены границы изучаемого этноса, проанализированы ведущие черты, присущие данному сообществу, которые обособляют западных украинцев от других этнических образований. Использована методика для изучения национального самосознания сквозь призму лозунгов тех или иных политических акторов, обладающих поддержкой в «западенских» регионах. В заключительной части исследования выявлен ряд параметров, характеризующих национальное самосознание западных украинцев.
Ключевые слова: национальное самосознание; этническая группа; украинцы; «западенцы»; лозунг; политический актор; этнос.
Для цитирования: Никулин Е.Р., Шубин А.Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5. № 4. С. 106-116. Б01: 10.18413/2408-932Х-2019-5-4-0-10
E. R. Nikulin1, A. E. Shubin2
NATIONAL IDENTITY OF WESTERN UKRAINIANS AS AN ETHNIC GROUP
Institute of History and Politics, Moscow State Pedagogical University, 1/1 M. Pirogovskaya St., Moscow 119991, Russian Federation; 1 egor.nikulin.98@bk.ru; 2arseniyshubin@gmail.com
Abstract. The paper discusses the features of national identity of Western Ukrainians as an ethnic group. For a more detailed analysis of the topic, the conceptual apparatus of the article is developed, the boundaries of the ethnos under study are determined, the leading features inherent in this community are analyzed, which separate Western Ukrainians from other ethnic entities. National identity through the prism of slogans of various political actors with support in the "Western" regions was studied with a number of methods. In the final part of the study, a number of parameters are identified that characterize the national identity of Western Ukrainians. Keywords: national identity; ethnic group; Ukrainians; "zapadentsy"; slogan; polit i-cal actor; ethnos.
For citation: Nikulin, E. R. and Shubin, A. E. (2019), "National identity of Western Ukrainians as an ethnic group", Research Result. Social Studies and Humanities, 5 (4), 106-116, DOI: 10.18413/2408-932X-2019-5-4-0-10
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RESU ГТД
Интерес к исследуемой нами проблеме обусловлен тем, что сегодня Украину «разрывает» идеологический кризис. Национальное самосознание восточных и западных областей в силу определенных объективных обстоятельств (в первую очередь, исторических) разительно отличается друг от друга. Особое внимание следует обратить на стремление «западенцев» к самостоятельной политической линии, а также на действия западно-украинской элиты, нацеленные на культурное и политическое обособление от российского влияния. Таким образом, мы можем говорить в данном контексте о политическом конфликте внутри украинского общества: одна часть (восточная) ориентируется на Россию, а другая, наоборот, стремится от нее обособиться.
В целом, тема национального самосознания раскрыта в работах Д.В. Ольшанского «Основы политической психологии» (Ольшанский, 2006), К.С. Пигрова «Размышления о структуре национального самосознания» (Пигров, 2015), В.В. Шарапова «Структура и функции этнического самосознания» (Шарапов, 2008), В.А. Шишкин «Формы и виды объективации категорий национального самосознания» (Шишкин, 2009) и других авторов. Изучение национального самосознания жителей Западной Украины помогает углубить понимание причин сегодняшнего кризиса на Украине и возможных путей разрешения острой фазы конфликта.
Проблематика национального
самосознания западных украинцев как отдельной этнической группы (в рамках украинского этноса), формирующей политический курс Украины, практически не представлена в современных отечественных исследованиях. Для четкого определения категориального аппарата следует отметить, что этнос не имеет четких границ, поэтому целесообразно проанализировать иерархию этнических общностей. В советской этнологической науке принято выделять четыре ведущих ступени этноса. Первая из них -это элементарные этнические единицы (се-
мья и непосредственно индивид). Вторая -этнические группы. Третья - этнос, то есть основное этническое подразделение, которое имеет главенствующую роль в научном и политическом дискурсе. Заключительной ступенью являются так называемые макро-этоносы или метаэтносы (Этническая группа, 1995: 147). Данную структуру наглядно можно продемонстрировать на следующем примере: русские - этнос; поморы - этническая группа; славяне - метаэтнос. В этой работе мы рассматриваем западных украинцев не в качестве самостоятельного этноса (в российской этнологической науке есть мнение, что даже украинского самостоятельного этноса не существует), а как этническую группу, которую можно выделить по ряду особенностей, и в первую очередь, по диалекту языка и религиозной приверженности.
Для проведения этнолингвистического анализа мы будем опираться на труды О. Чиркова (Чирков, 2006) и В. Дяченко (Дяченко, 1993), которые исследовали украинский этнос с точки зрения его разделения на этнические группы. Для анализа лозунгов нами будет рассмотрен и применен опыт Д. Блюменстока и Г. Лассвелла (Лассвелл и Блюменсток, 2007), которые нашел свое выражение в работе «Методика описания лозунгов». Помимо этого, интерес для нас представляет работа М. Ильина «Политический дискурс: слова и смыслы» (Ильин, 1994), в которой анализируются лозунги с точки зрения их идеологической нагрузки.
В нашем исследовании важно отдельно рассмотреть следующую характеристику национального самосознания. Для многочисленного этноса характерно мягкое проявление своей «идентичности», низка вероятность появления крайнего национализма, так как индивид не чувствует угрозу для выживания «своих». Малым этносам присуща диаметрально противоположная тенденция: часто встречаются крайние проявления позиционирования себя в качестве нации, жесткого разделения на «они» и «мы». Объяснения этому можно найти в ситуации
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RESU ГТД
опасности «своих» ввиду малочисленности собственного этноса. Такая же ситуация наблюдается в этнически смешанных регионах или на границах проживания различных этносов (Шаймарданов, 2014).
Для начала проанализируем антропологические исследования украинского этноса. Отметим небольшой объем научной литературы по данной тематике. Помимо этого, примечательно, что все фундаментальные научные труды по поводу украинского этноса относятся к имперскому или советскому периоду нашей истории. Так, например, этнограф О.А. Чирков выделял на Правобережной Украине три антропологических типа: украинский, галицко-подольский и волынский (Чирков, 2006). Выделял ученый эти типы по внешним признакам: росту, телосложению, цвету волос и глаз. Василий Дьяченко, известный украинский антрополог, выделял пять антропологических областей: центрально-украинская, карпатская, нижнеднепровско-прутская, валдайская (или деснянская), ильменско-днепровская. Интересно, что карпатскую область с ареалом проживания «западенцев» В. Дьяченко выделял в качестве более самостоятельного и отдаленного от остальных антропологических областей пространства (Дяченко, 1993). Однако все эти разделения украинского этноса главным образом базировались на сравнении внешних, биометрических данных представителей той или иной украинской территории. Более того, все эти исследования уже довольно далеки от нашего времени и не отражают современных реалий в полном объеме.
Для определения «западенцев» как самостоятельной этнической группы на территории современной Украины целесообразно провести языковой анализ населения данного государства. Существует огромное количество социологических опросов о родных и используемых языках, данные которых зачастую противоречат друг другу. Так, например, согласно официальной переписи 2001 года, для 67,5% украинцев родным яв-
ляется украинский язык1, а свободное владение этим языком варьируется в зависимости от региона. Карта этого опроса традиционно разделяет Украину на три части: явно прослеживаются Новороссия, Малороссия и Западная Украина. Однако такое грубое деление не подходит для нашего исследования. К тому же, как отмечалось выше, данные переписи противоречат ряду иных исследований. Например, согласно исследованиям института Гэллапа 2008 года, 83 % граждан Украины выбрали для заполнения опросника не национальный язык, а русский2. Методология данного исследования заключалась в том, что опрос был не связан с языковой тематикой, но сами опросные листы были в трех вариантах: на английском, русском и украинском языках. Тем самым, был достигнут результат, не зависящий от национальной или идеологической идентификации опрашиваемых. Несмотря на отсутствие территориальной переменной во втором опросе, сам факт того, что результаты переписи и исследования противоречат друг другу, не позволяют нам с точностью определить, какие регионы Украины можно назвать «западенскими» с лингвистической точки зрения. В данной ситуации логичным будет обратиться к диалектам украинского языка. Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю, территориальные различия украинского языка объединяются в три основных наречия: юго-западное, юго-восточное и северное (полесское) (Пилинский, 1990). Анализируя ареалы данных диалектов, мы приходим к выводу о том, что на юго-западном наречии украинского языка говорят регионы, которые находятся юго-западнее следующих городов: Винница, Луцк, Ровно и Житомир. Таким образом, на
Всеукрашський перепис населения 2001 https://2001.ukrcensus.gov.ua/results/general/language/ (дата обращения: 07.05.2019)
2 Респонденты из Украины, Казахстана и Беларуси // Gallup [Электронный ресурс] URL: http://www.gallup.com/poll/109228/Russian-Language-Enjoying-Boost-PostSoviet-States.aspx?version=print (дата обращения: 07.05.2019)
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
основе лингвистического анализа нами определен ареал «западенцев». Для более точного очертания границ данного ареала целесообразно проанализировать религиозную и церковную принадлежность жителей Украины и провести корреляцию результатов с полученными данными лингвистического анализа.
Мы обратились к социологическим опросам по религиозной принадлежности граждан Украины. Согласно результатам исследования, проведенного в феврале 2015 года группой социологических компаний, таких как РЕЙТИНГ, КМИС и SOaS, 74 % украинцев считают себя православными, 8 % - греко-католиками; 1 % - римо-католики и 1 % опрошенных - протестанты . Среди итогов данного исследования можно заметить также несколько особо интересных фактов. Во-первых, во всех регионах Украины преобладает православие, кроме трех (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области), где более 50 % граждан являются прихожанами УГКЦ. Если проанализировать данные исследования «Статистика религиозных убеждений в Украине», представленные на сайте Ьа2шса.тйэ, то они по областям Украины совпадают с регионами, говорящими на юго-западном диалекте. Кроме того, анализ данных этого же исследования показывает нам самые радикальные в вопросах автокефалии украинские регионы: Львовская, Тер-нопольская и Ивано-Франковска области. Отметим, что стремление к провозглашению самостоятельной Церкви является ярчайшим признаком проявления национального самосознания. Поэтому в контексте нашего исследования возможно определить ареал проживания «западенцев» тремя областями: Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. Что касается иных регионов Украины, которые традиционно относятся в культурном плане к Западу, то в них этнический, языковой и культурный состав весьма
3 Статистика религиозных убеждений в Украине // baznica.info [Электронный ресурс] URL: http://ieshua.org/statistika-religioznyx-ubezhdenij-v-ukraine.htm (дата обращения: 07.05.2019)
неоднороден, что может повлиять на результаты нашего исследования негативным образом. Закарпатская и Черновицкая области содержат в себе большую часть этнических меньшинств (венгров, русинов), характеризующихся своими ярко выраженными политическими и геополитическими воззрениями, предпочтениями и амбициями. Ровен-ская и Волынская области, которые также относят к западной Украине, не относятся к таковым, исходя из результатов лингвистического анализа, а также рассмотрения религиозного состава данных регионов. Это дает возможность отнести их к Центральной Украине.
Что касается опросов по самоидентификации украинцев, то здесь возможна терминологическая путаница: в условиях украинизации (точнее, конструирования украинской нации) и отсутствия собственного этнонима для «западенцев», не представляется возможным проанализировать самовыражение жителей западных регионов Украины сквозь призму социологических исследований.
Таким образом, на основании анализа лингвистических данных и религиозной принадлежности украинцев, мы можем выделить три ведущих региона преимущественно с населением, которое в российской традиции принято называть «западенцами».
После определения нами трех областей с преимущественно западно-украинским населением наша следующая задача - выявить ведущих политических акторов в данных регионах. Для начала нами будут проанализированы три наиболее ярких электоральных цикла президентских выборов, а затем три последних электоральных цикла по формированию Верховной Рады. Отметим, что последние выборы президента Украины и депутатов парламента не вошли в исследование, так как на сегодняшний день политическое поле находится в состоянии трансформации, то есть «экспансии» политического мировоззрения «западенцев» на юг и восток страны, что может «смазать» результаты нашего исследования.
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RESU ГТД
Для начала определимся с «за-паденскими» кандидатами в президенты. Итак, президентские выборы 2004 года были наиболее показательны с точки зрения разделения Украины на Восток и Запад. Напомним, что выборы проходили в «три» тура. По результатам первого «второго тура» выиграл В. Янукович (кандидат от Востока), а по результатам второго «второго тура» - В. Ющенко (кандидат от Запада). В связи с этим целесообразно проанализировать электоральные карты данного электорального процесса и выявить регионы, наиболее поддержавшие В. Ющенко. Первый тур нецелесообразно анализировать в силу того, что иные кандидаты в подавляющем числе областей набирали голоса в районе статистической погрешности. Мы можем с уверенностью сказать, что В. Ющенко являлся кандидатом, у которого поддержка в областях, определенных нами ранее, составила более 90 %. Отметим также, что в Волынской или Ровенской области В. Ющенко не обладал такой поддержкой в каждом из более мелких административных образований.
Президентские выборы 2010 года также показали жесткую дихотомию украинского общества на «Восток» и «Запад». Анализ первого тура выборов показывает, что кандидатом от «западен-ских» регионов остался В. Ющенко. После того, как В. Ющенко не попал во второй тур голосования, его место заняла Ю. Тимошенко. Самый высокий уровень поддержки (выше 90 %) она получила в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, что еще раз доказывает нам обособленность данных регионов от остальной Украины.
Что касается выборов президента Украины в 2014 году, которые проходили на волне цветной революции, то здесь логично проанализировать уровень поддержки кандидата от Евромайдана П. Порошенко. Наибольшая концентрация сторонников П. Порошенко (более 70 %) сосредоточена в определенных нами областях.
Примечательно, что в целом поддержка
«оранжевых» кандидатов в 2014 году достигает своего пика как раз во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, что еще раз показывает справедливость определения их в качестве «западенских».
Таким образом, нами определены три кандидата (В. Ющенко, Ю. Тимошенко и П. Порошенко), чьи лозунги и высказывания мы будет анализировать.
Теперь следует проанализировать парламентские выборы в Верховную Раду и определить политических акторов, которые являются ведущими на территории трех областей Украины. Результаты
парламентских выборов 2007 года показывают, что Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) набрал подавляющее число голосов (более 50 %) именно в определенных нами регионах.
Парламентские выборы 2012 года также показывают, что три области голосуют примерно одинаково с незначительным варьированием результатов. Так, например, во Львовской области лидирующее место заняла националистическая «Свобода», а «Батькивщина» (партия Юлии Тимошенко) - второе. В Тернопольской и Ивано-Франковской областях первое место у «Батькивщины», а «Свобода» на втором месте. Отметим, что разница колеблется от 3 % до 7 %. Таким образом, в 2012 году помимо БЮТ, который был переформирован в «Батькивщину», на сцене ведущих политических акторов «западенских» регионов появляется партия «Свобода», возглавляет которую О. Тягнибок.
Парламентские выборы 2014 года показывают, что самый большой уровень поддержки по стране «Народному фронту», набравшему большинство голосов на выборах, продемонстрировали Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области (более 30 % голосов)4.
4 Украина. Выборы в Верховную Раду 2014 // Электоральная география [Электронный ресурс] URL:
https ://www. electoralgeography. com/new/ru/countries/ u/ukraine/ukraina-vybory-v-verxovnuyu-radu-
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
Таким образом, проанализиров три предпоследних парламентских электо-ралных цикла на Украине, мы определили ведущих политических акторов в виде партии: БЮТ, которая впоследствии стала "Батькивщиной", "Свобода" и "Народный фронт".
Выделив ведущих политических акторов в трех «западенских» областях, мы можем составить список лозунгов, которые транслировались ими в предвыборный период. С нашей точки зрения, целесообразно в формировании базы лозунгов придерживаться следующей схемы: сначала поиск и анализ лозунгов кандидатов в президенты в трех электоральных циклах, а затем - партий в трех парламентских выборах.
Итак, первым, чьи лозунги представляют для нас интерес, является В. Ющенко. Напомним, что именно он в 2004 году составил конкуренцию В. Януковичу во втором туре выборов. Отметим, что лозунги В. Ющенко в 2004 году приравниваются к лозунгам «оранжевого» Майдана, поэтому целесообразно рассматривать их в совокупности. Самым ярким
предвыборным лозунгом В. Ющенко можно назвать «Ющенко-так!»5. Именно он является изобретением
политтехнологов, которые вели
избирательную кампанию В. Ющенко. Отметим, что остальные приведенные здесь лозунги - это своего рода «синтез» ющенковской команды политтехнологов и политтехнологов «Оранжевой
революции». Лозунгом, который носил
выраженный
социальным
характер,
является «Богатые поделятся с бедными» .
(дата
обраще-
2014.html/nggallery/page/1 ния:08.05.2019)
5 Самые яркие цитаты политиков независимой Украины // СТРАНА. UA. [Электронный ресурс] URL: https://strana.ua/news/88916-samye-jarkie-tsitaty-politikov-nezavisimoj-ukrainy.html (дата обращения: 14.05.2019)
6 ЛОЗУНГИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА ВЫБОРАХ 2012 // Политический технолог Василий
Еще один лозунг, который можно выделить из числа прочих, звучит следующим образом: «Бандитам - тюрьмы»7. Таким образом, мы выделили три самых популярных политических лозунга предвыборной кампании («Оранжевую революцию» также целесообразно считать ее частью) «западенского» кандидата.
В. Ющенко был лидером в первом туре голосования на выборах президента в исследуемых нами региона Украины в 2010 году. Можно выделить так же три ведущих лозунга политика. Первый из них - «За европейский выбор!»8. Второй и третий - «За процветающую Украину!» и «Украине - быть!»9. Однако после поражения в первом туре выборов В. Ющенко выбыл из предвыборной гонки, и место «западенского» кандидата заняла Ю. Тимошенко. Ведущим лозунгом предвыборной кампании Ю. Тимошенко является: «Выбери новый путь!»10. Однако стоит учитывать в данном контексте и иные лозунги. Например, нетрадиционно длинный для лозунга, но популярный в массах слоган «Она работает»: «Она работает. Она - это Украина. Она победит. Они блокируют - она работает. Они болтают, она - работает. Они мешают, она - работает. Они обещают, она -работает. Украина победит! Украина - это ты!»11.
Следующим политиком, чьи лозунги логично привести в данной работе, является П. Порошенко. Ведущим слога-
Стоякин [Электронный ресурс] URL: http://stoyakin.org.ua/2012/10/lozungi-politicheskix-partij-na-vyborax-2012/ (дата обращения: 14.05.2019)
7 Политическая агитация - 2004. Донбасс. // Блог Дениса Казанского [Электронный ресурс] URL: http://deniskazansky.com.ua/%D0%BF%D0%BE%D (дата обращения: 14.05.2019)
8 Предвыборные слоганы, девизы, лозунги // Народ.ги [Электронный ресурс] URL: http://voxfree.narod.ru/slogan/election.html (дата обращения: 14.05.2019)
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
ном, с которым П. Порошенко проводил свою предвыборную программу, можно назвать: «Жить по-новому»12. Также стоит упомянуть о менее известном, но не менее значимом лозунге П. Порошенко: «Время объединяться»13.
Таким образом, нами определены самые популярные и часто употребляемые в украинском медийном пространстве в предвыборный период лозунги политиков - кандидатов в президенты. Теперь целесообразно сформировать базу лозунгов «западенских» политических партий перед выборами в Верховную Раду Украины.
Ведущим лозунгом БЮТа на парламентских выборах 2007 года является: «Коса внутри»14. Помимо данного слогана можно также выделить следующий лозунг с яркой социально ориентированной окраской: «Благосостояние для всех - через работу каждого»15.
Главным лозунгом предвыборной кампании 2012 года объединения «Батькивщина» можно назвать «Юле волю». Напомним, что Ю. Тимошенко была осуждена по так называемому «Газовому делу» и активно участвовать в парламентских выборах 2012 года не могла. Однако она стала символом борьбы с режимом В. Януковича. Отсюда вытекает второй лозунг «Батькивщины»: «Мы их
остановим!»16. Подчеркнем, что под «ними» понимается В. Янукович и его ближайшее окружение. Лозунг «Свободы», который «сделал» предвыборную кампанию данному объединению, звучит следующим образом: «Украина - для украинцев!»17. Еще два слогана, которые имели широкое медийное распространение в предвыборный период в 2012 году: «Спасем Украину от Украинской» и «Изменить всё в пользу Украинской!
Начнем с закона всемирного притяжения ... »18.
В исследуемых нами регионах победу одержала партия А. Яценюка «Народный фронт». Основным лозунгом партии на выборах был «Сильная команда для трудных времен!»19.
Таким образом, на основании анализа медийного пространства Украины в предвыборный период нами была создана база лозунгов, анализируя которые мы определим ведущие черты «западенцев». Для удобства работы с базой лозунгов целесообразно представить ее в виде таблиц (табл. 1 и 2).
12 Президентство Петра Порошенко // Википедия [Электронный ресурс] URL : https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9F%D 1%80 %D0%B (дата обращения: 14.05.2019)
13 «КОСА ВСЕРЕДИН1» // Украина молодая [Электронный ресурс] URL: http://www.umoloda.kiev.ua/number/971/113/35312/ (дата обращения:14.05.2018)
14 Блок Юлии Тимошенко // Партии и объединения [Электронный ресурс] URL:http://ediro.ru/partii/ukraina/blok-ulii-timoshenko.html (дата обращения: 14.05.2019)
15 "БАТЬКИВЩИНА" ТЕРЯЕТ РЕЙТИНГ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮДЯМ НАДОЕЛ ЛОЗУНГ "ЮЛЕ ВОЛЮ" // ТСН [Электронный ресурс] URL:https://ru.tsn.ua/politika/batkivschina-teryaet-reyting-potomu-chto-lyudyam-nadoel-lozung-yule-volyu-ekspert.html (дата обращения: 14.05.2019)
16 "Наружка" им в помощь! // Новости политики [Электронный ресурс] URl: https ://www. obozrevatel.com/politics/09147-naruzhka-im-v-pomosch.htm (дата обращения: 14.05.2019).
17 Предвыборные слоганы, девизы, лозунги // Народ. ru [Электронный ресурс] URL: http://voxfree.narod.ru/slogan/election.html (дата обращения: 14.05.2019).
18 ЛОЗУНГИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА ВЫБОРАХ 2012 // Политический технолог Василий Стоякин [Электронный ресурс] URL: http://stoyakin.org.ua/2012/10/lozungi-politicheskix-partij-na-vyborax-2012/ (дата обращения: 14.05.2019).
19 ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБ0РЫ-2014: АНАЛИЗ БИЛБОРДОВ ИСТОЧНИК // Выборы.ш.иа [Электронный ресурс] URL: http://vibori.in.ua/vibori-2010/analitika/1996-parlamentskie-vybory-2014-analiz-bilbordov.html (дата обращения: 14.05.2019).
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
Таблица 1
База лозунгов кандидатов в президенты трех электоральных циклах
Table 1
The corpus of slogans ofpresidential candidates of three electoral cycles
Кандидат / Candidate Год / Year Лозунги и слоганы / Slogans
В. Ющенко 2004 1) «Ющенко-так!» 2) «Богатые поделятся с бедными» 3) «Бандитам-тюрьмы»
В. Ющенко 2010 1) «За европейский выбор!» 2) «За процветающую Украину!» 3) «Украине - быть!»
Ю. Тимошенко 2010 1) «Она работает. Она - это Украина. Она победит. Они блокируют - она работает. Они болтают, она -работает. Они мешают, она - работает. Они обещают, она - работает. Украина победит! Украина - это ты» 2) «Выбери новый путь!»
П. Порошенко 2014 1) «Жить по-новому!» 2) «Время объединяться»
Таблица 2
База лозунгов политических партий на выборах в Верховную Раду Украины в трех
электоральных циклах Table 2
The corpus of three public electoral cycles in the elections to the Verkhovna Rada of
Ukraine
Название политической партии / Name of political party Год / Year Лозунги и слоганы / Slogans
БЮТ 2007 1) «Коса внутри» 2) «Благосостояние для всех - через работу каждого»
ВО «Батькивщина» 2012 1) «Юле волю!» 2) «Мы их остановим»
ВО «Свобода» 2012 1) «Украина для украинцев 2) «Спасем Украину от Украинской» 3) «Изменить все в пользу Украинской! Начнем с закона всемирного притяжения ...»
«Народный фронт» 2014 «Сильная команда для трудных времен»
Отметим, что лозунги, представленные в таблицах, в большинстве носят ярко выраженный социальных характер. Эта черта характеризует национальное самосознание «западенцев» достаточно объемлющим образом. Подчеркнем, что национальное самосознание - это не только видение нацией (или этносом) своего места в
политическом мировом или региональном поле, но и в историческом глобальном процессе. Такие лозунги, как ««Богатые поделятся с бедными»; «Бандитам-тюрьмы»; «Жить по-новому!»; «Время объединяться», согласно методологии Лассвелла и Блюменстока, целесообразно отнести к лозунгам - требованиям. Данные
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RESU ГТД
слоганы показывают нам, что украинское общество в целом, и в большей мере за-падноукракинское общество, находится в ситуации кризисного менталитета. Сегодняшний уклад жизни на Украине, социальные и экономические проблемы государства создают ситуацию, при которой национальное самосознание активируется для консолидации вокруг внутриполитических вызовов. «Западенцы», желавшие обрести независимость в течение нескольких сотен лет, став суверенными, не смогли воплотить в реальность свои политические, экономические и социальные устремления. Поэтому в данном контексте логично указать на то, что национальному самосознанию заданных украинцев присуще состояние фрустрации, которое украинцы в целом, и «западенцы» в частности, еще не преодолели. Данный тезис подтверждает и другой лозунг: «Сильная команда для трудных времен». Популярность слогана «Народного фронта» обусловливается как раз тем самым периодом фрустрации. С точки зрения идеологемно-го подхода, данные слоганы носят характер общечеловеческих или социоцентрист-ских ценностей (справедливость, стремление к лучшему и т.д.), что также подтверждает наличие в западноукраинской среде запроса на эти ценности и что свидетельствует о состоянии несоответствия реального положения дел ожиданиям.
Иные слоганы политических акторов Западной Украины в тех рамках, в которых мы ее определили выше, отражают геополитические черты национального самосознания «западенцев». «За европейский выбор!»; «За процветающую Украину!»; «Украине - быть!» - лозунги-идентификации, выражающие державные ценности. Отметим, что данные слоганы выделяют такую черту национального самосознания исследуемого нами этноса, как евроцентризм. Лозунг П. Порошенко «Жить по-новому!», учитывая контекст его создания (процесс евроинтеграции Украины в 2014 году), можно также расценивать в качестве аргумента в пользу «проевро-
пейскости» самосознания «западенцев». Однако наряду с евроцентризмом следует обозначить еще одну черту, присущую национальному самосознанию «западен-цев». Например, такой лозунг, как «Украине - быть!» можно расценивать как показатель чувства неполноценности в национальном самосознании рассматриваемой нами этнической группы. Вполне естественно, что для общности, которая в разные периоды истории была зависимой от разных государств, которые представляли, используя концепцию С. Хантингтона, разные цивилизационные парадигмы, данная черта будет проявляться достаточно ярко. Этот тезис подтверждают и националистические слоганы всеукраинского объединения «Свобода»: «Украина для украинцев»; «Спасем Украину от Украинской»; «Изменить всё в пользу Украинской! Начнем с закона всемирного притяжения ...». Они, как и предыдущие лозунги, являются идентифицирующими. Однако помимо комплекса неполноценности, они выражают еще и следующую характерную черту национального самосознания «запа-денцев». Так называемое «сознание осажденной крепости», как рычаг пропаганды, характерно для всех националистических лозунгов. Выдвижение на первый план национальных интересов, и ничего более, акцентирует внимание национального общества на дихотомии «они» -«мы».
Единственным лозунгом-символом можно считать слоган «Коса внутри». Данный лозунг, безусловно, усиливает самоидентификацию украинцев, в большей степени «западенцев», так как коса-каравай, своего рода архаичный символ, наиболее распространенный, в том числе, и на Западной Украине. Поэтому популярность данного лозунга среди «западенцев» обусловливает еще одну выделенную нами черту национального самосознания данной этнической группы: «зацикливание» сообщества на самом себе, что сочетается с националистическими слоганами ВО «Свобода» о некоей абсолютизации соб-
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
ственной этнической группы в национальном самосознании «западенцев».
Таким образом, нам удалось определить на основе анализа лозунгов ведущих политических акторов Западной Украины те особые черты, которые характеры для национального самосознания западно-украинской этнической группы. Перечислим эти черты: фрустрация, сознание осажденной крепости, евроцентризм, комплекс собственной политической несостоятельности, абсолютизация собственно этнического сообщества.
Литература
Дяченко, В. Етнонацюнальний розвиток Украши. Термши, визначення, персоналп / Вщп. ред. Ю.1. Римаренко, 1.Ф. Курас. К., 1993. С.149-153.
Ильин, М.В. Политический дискурс: слова и смыслы (Государство) // Полис. 1994. № 1. С. 127-140.
Лассвелл, Г., Блюменсток, Д. Методика описания лозунгов // Политическая лингвистика. 2007. № 23. С. 152-171. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-opisaniya-lozungov (дата обращения: 09.06.2019).
Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии. Национальное самосознание // Библиотека «Полка букиниста», 2006 [Электронный ресурс] URL: http:// society.polbu.ru/olshansky_psychology/ch60_i. Html (дата обращения: 15.05.2019)
Пигров, К.С. Размышления о структуре национального самосознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2015. № 1. С. 13-21. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-strukture-natsionalnogo-samosoznaniya (дата обращения: 15.05.2019).
Пилинский, Н.Н. Украинский язык // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. C. 533-534.
Чирков, О.А. Антропологический тип // Украина-Этнос. Научный понятийно-терминологический словарь-справочник по этнологическим и касаемым их проблемам украинознавства / НДИ украинознавства МОН Украины. К., 2006. С. 11. (на укр. яз.)
Шаймарданов, Р.Х. Национальное самосознание и технология его формирования в педагогике народа ханты // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 6. С.505-517.
Шарапов, В.В. Структура и функции этнического самосознания // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-1. С. 188194. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-fonktsii-etnicheskogo-samosoznaniya (дата обращения: 19.04.2019).
Шишкин, В.А. Формы и виды объективации категорий национального самосознания // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). С. 89-92. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-vidy-obektivatsii-kategoriy-natsionalnogo-samosoznaniya (дата обращения: 19.04.2019).
Этническая группа // Свод этнографических понятий и терминов. Этнические и этносоциальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 6. М.: ИЭА РАН, 1995.С. 147.
References
Chirkov, O. (2006), "Anthropological type", Ukraina-Etnos. Nauchnyj ponjatijno-terminologicheskij slovar'-spravochnik po jetnologicheskim i kasaemym ih problemam ukrainoznavstva [Ukraine-Ethnos. Scientific conceptual and terminological dictionary-reference book on ethnological and related problems of ukrainoznavstva], NDI ukrainoznavstva MON Ukrainy, Kyiv, Ukraine, 11 (in Ukr.).
Djachenko, V. (1993), Etnonatsional'nij rozvitok Ukrai'ni. Termini, viznachennja, personalii [Ethnonational development of Ukraine. Terms, definitions, personalities], Kyiv, Ukraine, 149-153 (in Ukr.).
Il'in, M. V. (1994), "Political discourse: words and meanings (State)" Polis [Polis], 1, 127140 (in Russ.).
"Ethnic group" (1995), Svod etnografich-eskih ponjatij i terminov. Etnicheskie i etnosotsi-al'nye kategorii: Svod etnograficheskih ponjatij i terminov [Set of ethnographic concepts and terms. Ethnic and ethno-social categories: a Set of ethnographic concepts and terms], 6, IEA RAN, Moscow, Russia, 147, (in Russ.).
Lassvell, G. and Bljumenstok, D. (2007), "The method of the description of the slogans", Politicheskaja lingvistika [Political linguistics], 23, 52-171, [Online], available at:
Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Национальное самосознание западных украинцев как этнической группы // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 5, № 4,2019. С. 106-116.
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-opisaniya-lozungov (Accessed: 09.06.2018) (in Russ).
Ol'shanskij, D. V. (2006) Osnovy politich-eskoj psikhologii. Natsional'noe samosoznanie [Fundamentals of political psychology. National consciousness] [Online], available at: http: //society.polbu.ru/olshansky_psychology/ch60_i. Html (accessed 15 May 2018) (in Russ.).
Pigrov, K. S. (2015), "Reflections on the structure of national consciousness", Vestnik SPbGU. Filosofija i konfliktologija [Bulletin of St. Petersburg state University. Philosophy and conflict studies], 1, 13-21, [Online], available at: http: https://cyberleninka.ru/article/n7razmyshleniya-o-strukture-natsionalnogo-samosoznaniya (accessed 15 May 2018) (in Russ.).
Pilinskij, N. N. (1990), "The Ukrainian language", Lingvisticheskij Entsiklopedicheskij slovar' [Linguistic encyclopedic dictionary], in Yartseva, V.N. (ed.), Sovetskaja entsiklopedija, Moscow, Russia, 533-534 (in Russ.).
Shaimardanov, R.H. (2014), "National consciousness and the technology of its formation in the pedagogy of the Khanty people", Rossijskij gumanitarnyj zhurnal [Russian Humanitarian Journal], (3), 6, 505-517 (in Russ.).
Sharapov, V. V. (2008), "Structure and functions of ethnic consciousness", Izvestija Sa-marskogo nauchnogo tsentra RAN [Proceedings of the Samara Scientific Center of RAS], 6-1, 188-194. [Online], available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-funktsii-etnicheskogo-samosoznaniya (accessed 19 April 2018) (in Russ.).
Shishkin, V. A. (2009), "Forms and types of objectification of categories of national consciousness", ONV [Omsk Scientific Bulletin], 4 (79), 89-92. [Online], available at: https://cyberleninka.ru/article/n7formy-i-vidy-obektivatsii-kategoriy-natsionalnogo-samosoznaniya (accessed 19 April 2018) (in Russ).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для деклараций.
Conflict of Interests: the authors have no conflict of interests to declare.
ОБ АВТОРАХ:
Никулин Егор Романович, студент 4-го курса Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва 119991, Россия; egor.nikulin.98@bk.ru Шубин Арсений Евгеньевич, студент 4-го курса Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва 119991, Россия; arseniyshubin@gmail.com
ABOUT THE AUTHORS: Egor R. Nikulin, 4th-year Student, Institute of History and Politics, Moscow State Pedagogical University, 1/1 M. Pirogovskaya St., Moscow 119991, Russian Federation;
egor. nikulin. 98@bk. ru
Arseny E. Shubin, 4th-year Student, Institute of History and Politics, Moscow State Pedagogical University, 1/1 M. Pirogovskaya St., Moscow 119991, Russian Federation; ar-
seniyshubin@gmail. com