Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ КАВКАЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИИ, АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ)'

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ КАВКАЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИИ, АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / ГРУЗИЯ / GEORGIA / АБХАЗИЯ / ABKHAZIA / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / SOUTH OSSETIA / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / АВТОНОМИЯ / AUTONOMY / ПОЛИТИКА / POLITICS / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / NATIONAL SELF DETERMINATION / НАЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ / DECLARATION / ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ / SUPREME COUNCIL / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ДОГОВОР / TREATY / РАВНОПРАВИЕ / СЪЕЗД / CONGRESS / СОЮЗНАЯ РЕСПУБЛИКА / UNION REPUBLIC / АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА / AUTONOMOUS REPUBLIC / ДЕПУТАТ / DEPUTY / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / РУКОВОДСТВО / LEADERSHIP / ЭТНОПОЛИТИКА / ETHNIC POLICY / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / TERRITORIAL INTEGRITY / EQUAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзидзоев В.Д.

В статье анализируется сложная политико-правовая проблема, связанная с реализацией национального самоопределения для народов Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Дается краткая оценка политико-правового положения молодых и независимых государств - Абхазии и Южной Осетии, на которые определенные политические и религиозные круги Грузии до сих пор претендуют. Приводятся факты, подтверждающие ожесточенное этнополитическое и правовое противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией, особенно в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SELF-DETERMINATION AND ITS REALIZATION ON THE TERRITORY OF POST-SOVIET CAUCASUS (ON EXAMPLE OF GEORGIA, ABKHAZIA AND SOUTH OSSETIA)

Complicated political and legal problem connected with the realization of national self-determination for peoples of Georgia, Abkhazia and South Ossetia is analyzed in the article. Short assessment of political and legal status of young and independent states - Abkhazia and South Ossetia, which definite political and religious communities of Georgia still claim on, is given. Facts confirming violent ethnopolitical and legal confrontation of Georgia with Abkhazia and South Ossetia especially in the post-Soviet period are given.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ КАВКАЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИИ, АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ)»

УДК 34

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ КАВКАЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИИ, АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ)

Дзидзоев В.Д., Горский государственный аграрный университет, Владикавказский научный центр РАН и Правительства РСО-А, Владикавказ, Российская Федерация, dzidzoevv@mail.ru

В статье анализируется сложная политико-правовая проблема, связанная с реализацией национального самоопределения для народов Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Дается краткая оценка политико-правового положения молодых и независимых государств - Абхазии и Южной Осетии, на которые определенные политические и религиозные круги Грузии до сих пор претендуют. Приводятся факты, подтверждающие ожесточенное этнополитическое и правовое противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией, особенно в постсоветский период.

Ключевые слова: СССР, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, конституция, автономия, политика, идеология, национальное самоопределение, нация, декларация, Верховный Совет, конфликт, договор, равноправие, съезд, союзная республика, автономная республика, депутат, суверенитет, руководство, эт-нополитика, территориальная целостность.

UDK 34

NATIONAL SELF-DETERMINATION AND ITS REALIZATION ON THE TERRITORY OF POSTSOVIET CAUCASUS (ON EXAMPLE OF GEORGIA, ABKHAZIA AND SOUTH OSSETIA)

Dzidzoev V.D., Gorskyi State Agricultural University, Vladikavkaz research centre of RAS and Government of RNO-A, Vladikavkaz, Russian Federation, dzidzoevv@mail.ru

Complicated political and legal problem connected with the realization of national self-determination for peoples of Georgia, Abkhazia and South Ossetia is analyzed in the article. Short assessment of political and legal status of young and independent states - Abkhazia and South Ossetia, which definite political and religious communities of Georgia still claim on, is given. Facts confirming violent ethnopolitical and legal confrontation of Georgia with Abkhazia and South Ossetia especially in the post-Soviet period are given.

Key words: USSR, Georgia, Abkhazia, South Ossetia, constitution, autonomy, politics, ideology, national self determination, nation, declaration, Supreme Council, conflict, treaty, equal rights, congress, union republic, autonomous republic, deputy, sovereignty, leadership, ethnic policy, territorial integrity.

Грузия, как известно, дважды воспользовалась национальным самоопределением, «ключевым принципом советской национальной политики» [1, с. 202], которое позволило ей в 1918 и 1991 гг. приступить к созданию независимого самостоятельного государства. По Договору, подписанному 7 мая 1920 года между РСФСР и Грузинской Демократической Республикой (ГДР), во главе которой стояла меньшевистская партия, Абхазия и Южная Осетия, вопреки воле абхазского и осетинского народов, были включены в состав «территориально целостной» Грузии. Заметим, что меньшевики Грузии во главе с Н.Н. Жордания в 1920 г. учинили кровавые расправы над абхазским и осетинским населением в Абхазии и Южной Осетии. Нет необходимости доказывать, что абсолютное большинство абхазов и осетин, проживавших в Абхазии и Южной Осетии, были против волюнтаристского решения их исторической и правовой судьбы. Свидетельством этого могут служить массовые антигрузинские выступления в Абхазии и Южной Осетии в советский период. Подписывая в Москве Договор между РСФСР и Грузией, которая воспользовалась нацио-

нальным самоопределением, российские большевики, среди которых было немало этнических грузин (И.В. Сталин - Джугашвили, Г.К. Орджоникидзе, А.С. Енукидзе и др.), активно старались расширить территорию независимого Грузинского государства за счет Абхазии и Южной Осетии. Следует обратить внимание и на то, что с 1918 года, когда Грузия вышла из состава РСФСР и до победы социалистической революции и прихода к власти большевиков, отношения между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией, с другой, не были подкреплены политико-правовыми документами. Из этого явствует, что юридически стороны не могли придерживаться четких установок, которые бы вытекали из правовых положений того периода. Народы Абхазии и Южной Осетии обладали по-прежнему российским гражданством. Заметим, что народы Грузии, ставшие независимыми и суверенными и отделившиеся в самостоятельное государство в 1918 году, имели грузинское гражданство. Это означает, что произошло разделение стран и народов по всем основным показателям: по государственности, гражданству, национальному и

другим признакам. Уже из этого вытекает, что в Грузии, Абхазии и Южной Осетии проживали граждане различных государств. Следует подчеркнуть, что коренной народ Южной Осетии - осетины требовали от высшего руководства РСФСР и Грузинской Демократической Республики (ГДР) оставить его по-прежнему в составе Советской России. Осетины Южной Осетии были верны принципам добровольного вхождения в состав Российской империи в 1774 году, что подчеркивалось и в Меморандуме революционного осетинского народа в адрес ЦК РКП(б), Всероссийского ЦИК, Совнаркома РСФСР, Военно-революционного совета Кавказского фронта, а также Политотдела и командования XI Красной Армии. Напомним, что этот исторический документ был принят на II конференции юго-осетинской партийной организации. В Меморандуме подчеркивалось: «Мы свергли у себя жалкую власть меньшевиков и объявили власть Советов. Мы повторяем и подтверждаем непреклонную волю трудовой Южной Осетии, высказанную еще в 1918 году о том, что Южная Осетия - неотъемлемая часть Советской России; Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании. В данную минуту мы предоставлены сами себе, истекаем кровью в неравной борьбе с меньшевистскими шовинистами в Грузии. Мы обращаемся к товарищам-коммунистам и победоносной Красной Армии - помочь нам окончательно сокрушить во всем Закавказье шовинистов и помещиков всех рангов и везде водрузить красное знамя коммунизма. Мы убеждены, что наши протянутые руки не будут парализованы и наши русские товарищи долго не оставят нас в состоянии ожидания братской помощи» [2, с. 231]. Необходимо подчеркнуть, что абсолютное большинство граждан Южной Осетии, как в годы Гражданской войны в России, так и сейчас, после признания независимости этого государства в августе 2008 года, считали себя гражданами Российского государства. Что касается Абхазии, то она в этот период оставалась суверенным государством, полноправным субъектом международного права [3, с. 312; 4, с. 17].

Однако высшее политическое руководство Грузии умело использовало в те годы разногласия внутри абхазского и осетинского обществ. Грузинскому руководству в тот период удалось переманить, добровольно или принудительно, на сторону тбилисских властей определенную часть политиков, влиятельных граждан абхазской и осетинской национальностей. Опыт истории убеждает, что таких перебежчиков всегда хватает у каждого народа, борющегося за свое национальное освобождение. Заметим, что таких конъюнктурщиков, занятых исключительно собственным благополучием, а не государственными интересами, можно найти в осетинском обществе и в наши дни, когда созрели необходимые условия для добровольного объединения Севера и Юга единой Осетии.

Как известно, Абхазия и Южная Осетия были разгромлены грузинскими карательными

войсками в 1918-1920 гг. Грузинские войска сожгли сотни населенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии, а генерал Валико Джугели, командовавший грузинской национальной гвардией, был объявлен в Тбилиси национальным героем грузинского народа, спасителем грузинской нации, мужественным грузином, отстоявшим «территориальную целостность» Грузии. Он был настолько почетным, узнаваемым и авторитетным человеком в кругах меньшевистской Грузии, что парламент независимой Грузии счел необходимым переименовать старинный грузинский город Квирилы в Джу-гели. Правда, город носил его имя недолго - до 1921 года, т.е. до установления советской власти в Грузии. Этот человек вошел в историю не только грузинского, но также абхазского и осетинского народов как палач. Он действительно был палачом этих народов и в этом легко убедиться, прочитав его книгу «Тяжелый крест» [5]. Здесь он расписал свои ежедневные «подвиги», показав необузданную жестокость, фанатизм и ненависть к абхазам и южным осетинам. Отметим и то, что В.Джугели активную помощь оказывали отдельные осетины, например, генерал Александр Кониев, Коста Кази-ев и др. Это лишний раз свидетельствует о том, что осетинское общество, как и абхазское, в трудные периоды существования оказывалось по разные стороны баррикад. В 1924 году Валико Джугели по решению советского суда был расстрелян в Тбилиси.

На протяжении трех лет меньшевистского руководства Грузии (в 1918-1921 гг.) в Абхазии и Южной Осетии постоянно имели место различные демонстрации в поддержку свободы и равноправия абхазского народа. Разумеется, очень часто эти демонстрации разгонялись насильственными методами. В 1920 году грузинские войска, находившиеся на территории Абхазии, были изгнаны силами Добровольческой армии генерала А.И. Деникина [6, с. 302]. Следует подчеркнуть, что в условиях продолжавшейся всеобщей неразберихи, политического и правового противостояния, разгула экстремизма и бандитизма, трудно было говорить о стабильности и, тем более, правовом порядке в Абхазии и Южной Осетии. Обратим внимание на то, что карательные экспедиции, широкомасштабные военные действия в отношении Абхазии и Южной Осетии совершались государством, которое получило независимость от РСФСР 26 мая 1918 года. Важно подчеркнуть и другой момент, что к этому времени Грузия не была признана ни одним государством мира.

Одной из главных проблем во взаимоотношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, как в прошлом, так и в настоящем, остается разъяснение и научное толкование таких важнейших понятий, как «коренной народ», «национальное меньшинство», «суверенитет», «право нации на самоопределение» и т.д. На протяжении более ста лет грузинские специалисты ведут ожесточенные споры по толкованию сути этих понятий. И это потому,

что их объективное толкование оправдывает распад так называемой «территориальной целостности» Грузии, особенно в тех случаях, когда Грузию в территориальных границах пытаются представить как бывшую Грузинскую ССР. В политико-правовом отношении Грузинская ССР и Грузия -это разные понятия. Проблема осложняется тем, что грузинские специалисты, как в прошлом, так и в настоящем, за редким исключением, не признают право коренных народов ни за абхазами, ни за южными осетинами, проживающими, соответственно, в Абхазии и в Южной Осетии. Не имея возможности подробно остановиться и всесторонне проанализировать вышеобозначенные проблемы (что невозможно в формате журнальной статьи), сосредоточимся на термине и понятии «коренной народ», которому автор настоящей статьи дал собственную дефиницию*. Как известно, понятие «коренной народ» впервые был введен в оборот в 1957 году Конвенцией МОТ №107 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Заметим, что аналогичную Конвенцию МОТ принял 27 июня 1989 года № 169 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах». По определению Конвенции, под коренным народом подразумевается тот, который жил на своих исконных землях до прихода туда переселенцев из других государств. Следует подчеркнуть, что в мире есть немало территорий, где трудно определить, какому конкретному народу принадлежит та или иная земля. К тому же в определении Конвенции, на наш взгляд, имеются отдельные поверхностные суждения. Так, если говорить об абхазах и южных осетинах, то они не вели племенной или полуплеменной образ жизни. Нет необходимости доказывать, что абхазы и южные осетины представляют собой современные цивилизованные народы, хотя и малочисленные. Но в мире существуют еще менее малочисленные народы , чем абхазы и осетины, но они проживают в собственных странах и никто их не притесняет. То, что абхазы и южные осетины живут на своей соб-

* Под «коренным народом» («коренной нацией») подразумевается «тот, который на данной конкретной территории живет веками, а то и тысячелетиями. Этногенез этого народа произошел именно здесь, и он создал на данной конкретной территории свои лучшие национальные творения (язык, эпос, культуру, традиции, духовность и т.д.), неоднократно защищал ее с оружием в руках от различных завоевателей и притеснителей, обильно проливая кровь своих сыновей и дочерей, что дает ему политическое и моральное право называть эту землю исконной, родной, отцовской, суверенной» [7].

В качестве примера можно сослаться на итальянцев, которые проживают в Сан-Марино. Их не более 30000 человек. Убедительным примером могут служить и исландцы, проживающие в Исландии. Их не более 270000 чел. Аналогичные примеры можно и дальше приводить.

ственной территории и обладают всеми суверенными правами на этой территории не вызывает особых возражений [8; 9; 10; 11]. Исключение составляют лишь грузинские исследователи, которые в угоду политической конъюнктуре, фальсифицируя факты, пытаются доказать, что абхазы и южные осетины переселились из Северного Кавказа в Абхазию и Южную Осетию относительно недавно -2-3 века назад. Такую версию пропагандируют, например, все авторы коллективного сборника статей «Осетинский вопрос», изданный в Тбилиси в 1994 году. Доказывая эту антинаучную версию, грузинские исследователи не просто фальсифицируют историю, но и лишают возможности абхазов и южных осетин своей государственности. Между тем известно, по крайней мере, не ангажированным ученым, что на территории Абхазии и Южной Осетии грузины живут издавна, но они были на этих территориях не коренными жителями, а пришельцами, подобно тому, какими пришельцами до 1917 года были русские и русскоязычные, например, в Финляндии или в Польше.

Право нации на самоопределение, возможность создания собственного государства является выдающимся достижением политической и правовой мысли человечества. Право нации на самоопределение основано на взаимном уважении прав всех без исключения народов. Данный принцип был основным в национальной политике Советского государства, где большие и малочисленные народы имели одинаковые юридические права для того, чтобы пользоваться всеми благами огромного государства. В этом принципе можно увидеть реальное воплощение демократических принципов во взаимоотношениях народов, взаимоуважения и толерантности. Как политический и правовой принцип национальное самоопределение «родилось из опыта национальных движений и формирования национальных государств XVШ-XIX вв., из мирового опыта решения национального вопроса» [12]. Национальное самоопределение нашло воплощение в образовании и развитии новых государств в Европе, в мирном, добрососедском сотрудничестве больших и малочисленных наций, в демократическом решении вопроса о выходе нации из состава многонационального государства и образовании нового суверенного государства. Примеров тому множество. Так, например, в 1905 году Норвегия отделилась от Швеции, а в самом начале 90-х гг. ХХ в. Словакия и Чехия разделились и единая федеративная Чехословацкая Республика прекратила свое существование. Следует подчеркнуть, что «развод» между этими государствами произошел вполне цивилизованно, по самым лучшим демократическим правилам. Даже «развод» Восточного Тимора, который был оккупирован Индонезией, в конечном итоге завершился мирным созданием нового государства в 2002 году. Напомним, что граждане Восточного Тимора после падения диктатуры генерала Сухарто в Индонезии, воспользовались результатами референдума о независимости

Восточного Тимора и новые индонезийские власти признали волеизъявление коренных жителей небольшого острова. Всего этого не скажешь о Грузии, которая, по-прежнему, тешит себя надеждой вернуть под свою юрисдикцию Абхазию и Южную Осетию, которые во всех политико-правовых документах Грузии считаются «временно оккупированными Россией территориями». Грузия, как государство-агрессор, делает все необходимое для того, чтобы восстановить свою территориальную целостность в пределах бывшей Грузинской ССР. Однако, коренные народы Абхазии и Южной Осетии, испытавшие немало гонений, издевательств, даже геноцид со стороны тбилисских властей не собираются возвращаться под юрисдикцию Грузии. В исследованиях многих отечественных ученых [13; 14; 15, с. 20; 16, с. 43] такой вариант развития событий считался возможным, хотя тбилисские власти, как всегда, игнорировали это.

Развитие абхазского и осетинского народов в составе Грузии было существенно ограничено конкретными действиями тбилисских властей. Факты истории свидетельствуют о том, что национально-освободительная борьба абхазского и юго-осетинского народов продолжалась десятки лет и слишком много представителей этих народов сложили свои головы в борьбе с государством-агрессором. Политическое руководство Грузии всегда стремилось к тому, чтобы в Абхазии и Южной Осетии любой ценой достичь арифметического большинства этнических грузин. Решив эту задачу, тбилисские власти безвозмездно хозяйничали в бывших автономиях, поскольку там этнические грузины оказались в большинстве. Было немало и других перекосов в национальной политики и межнациональных отношениях в бывшей Грузинской ССР. Все это в совокупности давало право абхазскому и югоосетискому народам на самоопределение. Именно данное обстоятельство давало коренным народам бывших автономий Грузинской ССР и на вооруженную борьбу, которая продолжалась в тяжелых условиях с конца 80-х гг. ХХ века и до августа 2008 года.

Большинство межнациональных конфликтов и войн на земле происходят потому, что большие и сильные народы пытаются насильственными методами подавить стремление малочисленных народов к равноправию и взаимовыгодному сосуществованию. Стремление малочисленного народа к реализации принципа национального самоопределения по-научному называется сепаратизмом. Парадоксально выглядит то, что в Тбилиси абхазы и южные осетины считаются сепаратистами. Некоторые грузинские ученые и публицисты считают их агрессивными сепаратистами. В то же время политико-правовые документы, принятые Верховным Советом Грузинской ССР в конце 80-х гг. ХХ в. убедительно свидетельствуют о сепаратизме грузинских властей в отношении союзного центра. Однако почему-то и тогда, и сегодня в Грузии это считается «национально-освободительной борь-

бой» грузинского народа против СССР (России). К сожалению, все это ложится на страницы учебников истории и преподносится ученикам средних школ, а затем студентам вузов и других учебных заведений Грузии. Фальсификация исторических фактов, создание образа великой нации, «богоизбранного народа», такого, как грузины, и «второсортных народов», таких, как абхазы, южные осетины, русские, азербайджанцы, армяне и др., их научное обоснование является самой короткой дорогой к межэтническим конфликтам. Малочисленные народы, в частности, абхазы и южные осетины, испытавшие немало унижений, оскорблений, упреков, узнали немало интересного от грузинских ученых, средств массовой информации о своей истории, культуре, традициях, языках, нравах и т.д. Они тоже стали одной из главных причин конфликтов, межэтнического противостояния и борьбы за национальное равноправие. На мой взгляд, данная проблема стала главной, или одной из главных в территориальном распаде Грузинской ССР. Обращаем внимание на то, что территория государства является надежной материальной базой для граждан, проживающих здесь. Банальная истина заключается в том, что без территории не может существовать государство. В цивилизованных государствах, например, в Швеции, от которой отделилась Норвегия, или Чехия, от которой отделилась Словакия, изменения территории, как правило, происходит на основе принципа самоопределения нации. Старый способ и форма приобретения чужой территории - аннексия утратила свое правовое значение, так как противоречит принципам международного права. Завоевание чужой территории также запрещается современным международным правом. Существуют различные влиятельные международные организации во главе с ООН, которые, в случае необходимости могут даже наказать государство-агрессора. Так было с Ираком, когда в самом начале 90-х гг. ХХ в. он оккупировал Кувейт. Какие бы причины тогда ни представил Саддам Хусейн, к его доводам никто не прислушался в мировом сообществе. С изгнания иракских войск из Кувейта начался закат военной машины Ирака и самого Саддама Хусейна. Этот классический пример новейшей истории служит прекрасным примером для любого агрессивного государства. Исключение составляет США и их ближайшие сателлиты. Для всех остальных, так называемых средних государств, это является убедительным предостережением. Однако сказанное не означает, что многие государства даже средненькие, наподобие Грузии отказались от силового варианта решения своих так называемых внутренних проблем. Они находят десятки возможных и узаконенных вариантов подавления малочисленных народов, оказавшихся когда-то по воле политиков в составе «территориально целостных» государств. Грузия с приобретением независимости как в 1918-1921 гг., так и с 1991 г. по настоящее время не может расстаться с имперской психологией и политикой великодержавного

грузинского шовинизма. Она всегда мечтала и проводила политику приобретения территории Абхазии и Южной Осетии в пользу исключительно грузинского народа. При этом политики и государственные деятели Грузии старались лишить абхазов и южных осетин на территории Абхазии и Южной Осетии полноты власти. Таким образом, национальная политика тбилисских властей сводилась к тому, чтобы заселять этническими грузинами территорию своих автономий и постепенно уничтожить коренные народы Абхазии и Южной Осетии. Политика и практика грузинских властей способствовала выдавливанию абхазского и осетинского факторов в практике национально-государственного строительства на территориях бывших автономий. Не секрет, что Грузия выступала по отношению к Абхазии и Южной Осетии как государство-агрессор. Именно грузинские войска по решению высшего политического руководства страны учинили на территории Абхазии и Южной Осетии не только крупномасштабный разгром, но и акты геноцида [17; 18; 19; 20; 21; 22; 23]. Так было в 1918-1921 гг. Так было и в постсоветский период, когда грузинские войска устроили на территориях бывших автономий чудовищные акты войны и геноцида. Если государство - агрессор, в данном случае Грузия, используя военную силу, пытается диктовать свою волю другому народу, навязывает ему свои порядки, представления о чести, достоинстве, храбрости, а также предательстве, то в этом случае, по нашему убеждению, угнетаемый малочисленный народ имеет право выступить против превосходящих сил агрессора, обуздать угнетателей и вести победоносную войну, как это было в начале 90-х гг. ХХ века, когда грузинские войска вынуждены были оставить Южную Осетию, а в Абхазии в 1993 г. потерпели сокрушительное поражение. При этом не столь важно считаться с такими понятиями, как «территориальная целостность» государства, «член ООН» и др. Чем быстрее разрушится территориальная целостность агрессивного государства, тем свободнее будут себя чувствовать сотни тысяч представителей малочисленных коренных народов, когда-то «втиснутых» в территориально-целостные государства, помимо воли этих народов. Следует подчеркнуть, что главным признаком любого государства является суверенитет (от фр. souverainete - верховная власть; англ. Sovereignty; нем. Souveränität), т.е. «верховенство и независимость власти» [24, с 829]. Как известно, термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле впервые был введен во Франции в XVI веке Ж. Боденом. По замыслу основателя данного термина «суверенитет определялся как верховенство и независимость его единственного носителя - монарха» [25]. К этому следует добавить, что принцип суверенитета является одним из главных принципов международного права, получивший юридическое закрепление в Уставе ООН (статья 2) [26]. Политико-правовую сущность любого государства, в том числе Абхазии и Южной

Осетии, определяют верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти. Все это проявляется в соответствующих формах, как внутренней, так и внешнеполитической деятельности государства. Надо обратить внимание на то, что суверенными правами обладают с августа 2008 года Абхазия и Южная Осетия. Суверенитет народа свидетельствует о верховенстве в решении всех вопросов в жизни страны [27, с. 19]. Подчеркнем и то, что с момента провозглашения суверенитета основным принципом государственной науки он стал предметом серьезных и продолжительных дискуссий между учеными и политиками.

Разумеется, в определении суверенитета могут быть и некоторые исключения из общих правил. Можно перечислить десятки независимых государств, суверенитет которых в той или иной степени ограничен. В ограничении суверенитета также можно усмотреть две причины: добровольная, когда часть суверенных полномочий по договору передается другому государству или группе государств. Однако ограничить суверенитет можно и под давлением других государств или мощного государства - диктатора в международном масштабе. В этом отношении следует, на наш взгляд, внимательно изучить суверенитет многих европейских государств, объединенных в Европейское Содружество (ЕС), объявивших в 2014 году экономические и иные санкции против Российской Федерации. Вряд ли найдется специалист, который бы не понимал, что эти санкции объявлены в угоду Вашингтону. Возникает вопрос: насколько обладают суверенитетом такие государства, как Латвия, Литва, Эстония, Румыния и многие другие, которые, объявив антироссийские санкции, сами страдают от них же? Вопрос суверенитета, как видим, остается дискуссионным с политической и правовой точек зрения. Если суверенитет действительно является верховенством в решении важнейших вопросов в жизни страны, обретением правовой возможности государства, то какие важнейшие вопросы для своих народов решили вышеперечисленные государства? Суверенитет, как известно, является классическим методом самостоятельно решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики любого государства. Но какие же проблемы решили, объявив Российской Федерации экономические санкции, многие страны ЕС, особенно слабые в политическом и экономическом отношении? Этот вопрос остается спорным и можно быть уверенным, что, спустя годы, специалисты внимательно и всесторонне попытаются ответить на него.

Одним из главных показателей существования государства является его признание другими государствами, т. е. международным сообществом. Исследователи данной проблемы Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин по этому поводу подчеркивают: «Суверенитет есть верховенство государства внутри страны в пределах его границ и независимость на международной арене, и он появляется немедленно с возникновением государства, приобретая

статус de facto вне зависимости от его признания или непризнания другими субъектами международного права» [28, с. 172]. Возьмем, к примеру, Нагорно-Карабахскую Республику, которая фактически с 1988 года является независимым и суверенным государством, хотя и непризнанным международным сообществом. Разумеется, непризнание другими государствами Нагорного Карабаха является существенным в функционировании этого государства. Однако непризнание международным сообществом второго после Республики Армения армянского государства не повлияло на исход войны с Азербайджаном, которому армяне Нагорного Карабаха нанесли военное поражение. Более того, армяне смогли отстоять не только независимость Нагорного Карабаха, но и заметно расширили его территорию. Разумеется, за счет земель, принадлежавших Азербайджану. Кроме того, непризнание другими государствами в целом не помешало Нагорному Карабаху наладить экономическую, военную, политическую и культурную жизнь на протяжении более четверти века. Аналогичных Нагорному Карабаху примеров в мире имеется немало. Это свидетельствует о том, что признание международным сообществом считается, конечно же, важным моментом, но не самым главным.

Развитие государственности в мировом масштабе и международное право давно установили основные правила существования государств. Сюда же входят международно-признанные правила суверенитета. В первую очередь, в государстве должна проживать государствообразующая нация (народ), которая владеет собственной территорией. У этой нации должна быть своя культура, свой язык и традиции государственности. А владение собственной территорией является обязательным атрибутом государства, без которой его не может быть. Территория является основой государства и главным признаком суверенитета. Эксперты подчеркивают, что политической основой суверенитета является стабильность внутри страны, развитая политическая организация и структура власти [12]. Что касается правовой основы суверенитета, то ею признаются конституция государства, международные договора, в которых подчеркивается суверенитет государства, территориальная целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела и другие важнейшие политико-правовые документы. Без всего этого не может существовать государство. Таким образом, молодые независимые государства - Абхазия и Южная Осетия обладают всеми необходимыми характеристиками суверенитета и независимости. Во-первых, верховенство новых независимых государств Южного Кавказа распро-

страняется как на территориях этих стран, так и на международной арене. По крайней мере, с теми государствами, которые их признали. Кроме того, в Абхазии и Южной Осетии имеются государствооб-разующие нации - абхазы и южные осетины, которые по всем международным канонам обладают своими территориями на законном основании. Абхазы и южные осетины имеют свою древнюю историю, культуру, языки, а также традиции государственности, которые уходят в глубокую древность. Добавим, что Абхазия и Южная Осетия имеют демократически избранные парламенты, конституции, которые правомочны от имени своих народов подписывать любые международные соглашения и договора. Все это в совокупности свидетельствует о том, что Абхазия и Южная Осетия имеют хорошие перспективы дальнейшего совершенствования государственности.

Краткие выводы. В результате национального самоопределения в 1918 г. возникли новые независимые суверенные государства - Армения, Азербайджан и Грузия. За годы советской власти Грузия под давлением союзного центра предоставила автономные права Абхазии, Аджарии и Южной Осетии. Следует подчеркнуть, что с 1921 по 1931 гг. Абхазия была равноправной Грузии союзной республикой. Однако с 1931 года в результате политической борьбы грузинских политиков, которых поддерживала Москва, Абхазия превратилась из союзной республики в автономию и на правах автономной республики оказалась в составе Грузинской ССР. Абхазский и осетинский народы, оказавшиеся помимо их воли в составе «территориально-целостной» Грузинской ССР постоянно были нацелены на национально-освободительную борьбу, которая успешно завершилась в начале 90-х гг. ХХ века. Абхазы и осетины, заявившие о государственной независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия в начале 90-х гг. ХХ века и испытавшие воины на своих территориях, в августе 2008 года были признаны независимыми государствами Российской Федерации. После 2008 года эти молодые государства были признаны еще рядом других стран, такими, как Венесуэла, Никарагуа, Науру и др.

Таким образом, абхазы в Абхазии и осетины в Южной Осетии реализовали свое законное право на национальное самоопределение - основной принцип цивилизованной национальной политики, которая максимально полно выражает сущность и принципы демократии, международного права, равноправия народов и толерантности.

Литература

1. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.

2. Плиев Д.З. Борьба трудящихся Южной Осетии за советскую власть в 1917-1921 гг. Цхинвали: Изд-во «Иристон», 1977.

3. Бгажба О.Х., Лакоба С.З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. Сухум: Изд-во «Алашарбата», 2007.

4. Захаров В.А., Лаквитава А.Б. Правовые аспекты грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов / Центр Кавказских исследований Института Международных исследований МГИМО (У) МИД России. М., 2010.

5. Джугели В. Тяжелый крест (записки народногвардейца с предисловием Е. Гегечкори). Тбилиси: Изд-во «Тифлис», 1920 (на русск. яз.).

6. Бгажба О.Х., Лакоба С.З. Указ.соч.

7. Дзидзоев В.Д. Военно-политическое и межнациональное противостояние на Северном Кавказе в 1917-1925 гг. (к вопросу периодизации вооруженной борьбы в регионе) // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарные и специальные исследования. Ростов-на-Дону: Изд-во «Северо-Кавказский научный центр высшей школы», 2008. № 3.

8. Марыхуба И.Р. Абхазия: пошлое и настоящее (очерки, документы, материалы). Сухум: Изд-во «Алашарбага», 2007.

9. Ачугба Т.А. К обоснованию государственной независимости Абхазии. Сухум: Изд. -полиграф. объединение Республики Абхазия, 2002.

10. Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. М.: Изд-во «Европа», 2006.

11. Бгажба О.Х., Лакоба С.З. Указ. соч.

12. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.

13. Абдуллаев М.-З.Н. Межнациональный вопрос в Республике Дагестан: политико-правовой аспект. Махачкала: Изд.-полиграф. центр ДГУ, 2004.

14. Данилов С., Воробьев Н. Материалы по истории Абхазии. № 1. (Издательство «Алашара»). Сухуми, 1990.

15. Дзапшба Ф.З. Суверенитет Абхазии: историко-правовое обоснование. Саратов: Изд-во «Саратовский университет», 1995.

16. Ачугба Т.А. К обоснованию государственной независимости Абхазии. Сухум: Изд.-полиграф. объединение Республики Абхазия), 2002.

17. Кочиева И.А., Маргиев А.М. Грузия. Этнические чистки в отношении осетин. М.: Изд-во «Европа», 2005.

18. Геноцид осетин: 1920 год. Документы и материалы / сост., подгот. текстов и вступ. ст. Р.С. Бзарова. Изд. 2-е. Владикавказ: Изд-во «СОГУ», 2011.

19. Сиукаев Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ: Изд-во «СОГУ», 1994.

20. Грузино-осетинский конфликт: История и современность / кол. авт. М.: Изд-во «Европа», 2007.

21. Август 2008 года. Правда глазами очевидцев: сборник воспоминаний очевидцев геноцида южных осетин 2008 года. Цхинвал: Изд-во «Алания», 2013.

22. Аргун Ю.Г. Геноцид абхазов. Сухум: Изд-во «Алашара», 1998.

23. Грузино-абхазский конфликт: 1917-1992 гг. / сост. К.И. Казенин. М.: Изд-во «Ин-Октаво»,

2007.

24. Юридическая энциклопедия. М.: Изд-во «Тихомирова М.Ю.», 2007.

25. Там же.

26. Там же.

27. ЛевинИ.Д. Суверенитет. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.

28. Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитет. Изд. 2-е, перераб. М.: Изд-во «Ин-Октаво», 2004.

29. Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Указ. соч.

Reference

1. Politologija. Jenciklopedicheskij slovar'. M.: Izd-vo Moskovskogo kommercheskogo universi-teta,

1993.

2. Pliev D.Z. Bor'ba trudjashhihsja Juzhnoj Osetii za sovetskuju vlast' v 1917-1921 gg. Chinvali: Izd-vo «Iriston», 1977.

3. Bgazhba O.H., Lakoba S.Z. Istorija Abhazii s drevnejshih vremen do nashih dnej. Suhum: Izd-vo «Ala-sharbata», 2007.

4. Zaharov V.A., Lakvitava A.B. Pravovye aspekty gruzino-abhazskogo i gruzino-osetinskogo konfliktov / Centr Kavkazskih issledovanij Instituta Mezhdunarodnyh issledovanij MGIMO (U) MID Rossii. M., 2010.

5. Dzhugeli V. Tjazhelyj krest (zapiski narodnogvardejca s predisloviem E. Gegechkori). Tbilisi: Izd-vo «Tiflis», 1920 (na russk. jaz.).

6. Bgazhba O.H., Lakoba S.Z. Ukaz.soch.

7. Dzidzoev V.D. Voenno-politicheskoe i mezhnacional'noe protivostojanie na Severnom Kavkaze v 1917-1925 gg. (k voprosu periodizacii vooruzhennoj bor'by v regione) // Nauchnaja mysl' Kavkaza. Mezh-disciplinarnye i special'nye issledovanija. Rostov-na-Donu: Izd-vo «Severo-Kavkazskij nauchnyj centr vysshej shkoly», 2008. №3. S. 50.

8. Maryhuba I.R. Abhazija: poshloe i nastojashhee (ocherki, dokumenty, materialy). Suhum: Izd-vo «Ala-sharbaga», 2007.

9. Achugba T.A. K obosnovaniju gosudarstvennoj nezavisimosti Abhazii. Suhum: Izd.-poligraf. ob'edinenie Respubliki Abhazija, 2002.

10. BlievM.M. Juzhnaja Osetija v kollizijah rossijsko-gruzinskih otnoshenij. M.: Izd-vo «Evro-pa», 2006.

11. Bgazhba O.H., Lakoba S.Z. Ukaz.soch.

12. Politologija. Jenciklopedicheskij slovar'. M.: Izd-vo Moskovskogo kommercheskogo universi-teta,

1993.

13. AbdullaevM.-Z.N. Mezhnacional'nyj vopros v Respublike Dagestan: politiko-pravovoj aspekt. Makhachkala: Izd.-poligraf. centr DGU, 2004.

14. Danilov S., Vorob 'ev N. Materialy po istorii Abhazii. № 1. (Izdatel'stvo «Alashara»). Suhumi, 1990.

15. Dzapshba F.Z. Suverenitet Abhazii: istoriko-pravovoe obosnovanie. Saratov: Izd-vo «Saratovskij un-iversitet», 1995.

16. Achugba T.A. K obosnovaniju gosudarstvennoj nezavisimosti Abhazii. Suhum: Izd.-poligraf. ob'edinenie Respubliki Abhazija), 2002.

17. Kochieva I.A., Margiev A.M. Gruzija. Jetnicheskie chistki v otnoshenii osetin. M.: Izd-vo «Evropa»,

2005.

18. Genocid osetin: 1920 god. Dokumenty i materialy / sost., podgot. tekstov i vstup. st. R.S. Bzarova. Izd. 2-e. Vladikavkaz: Izd-vo «SOGU», 2011.

19. SiukaevN.V. Dve tragedii Juzhnoj Osetii. Vladikavkaz: Izd-vo «SOGU», 1994.

20. Gruzino-osetinskij konflikt: Istorija i sovremennost' / kol. avt. M.: Izd-vo «Evropa», 2007.

21. Avgust 2008 goda. Pravda glazami ochevidcev: sbornik vospominanij ochevidcev genocida juzh-nyh osetin 2008 goda. Chinval: Izd-vo «Alanija», 2013.

22. Argun Ju.G. Genocid abhazov. Suhum: Izd-vo «Alashara», 1998.

23. Gruzino-abhazskij konflikt: 1917-1992 gg. / sost. K.I. Kazenin. M.: Izd-vo «In-Oktavo», 2007.

24. Juridicheskaja jenciklopedija. M.: Izd-vo «Tihomirova M.Ju.», 2007.

25. Tam zhe.

26. Tam zhe.

27. Levin I.D. Suverenitet. SPb.: Izd-vo «Juridicheskij centr Press», 2003.

28. Shamba T.M., Neproshin A.Ju. Abhazija. Pravovye osnovy gosudarstvennosti i suverenitet. Izd. 2-e, pererab. M.: Izd-vo «In-Oktavo», 2004.

29. Shamba T.M., Neproshin A.Ju. Ukaz.soch.

Поступила в редакцию 3 февраля 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 3 February 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.