Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ТАДЖИКИСТАНА'

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЭС / МЕЖТАДЖИКСКИЙ КОНФЛИКТ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / МАЛАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маликов Махмуд Хакимович

В статье «Национальное единство и энергетическая независимость Таджикистана» рассматриваются и обсуждаются сложные вопросы начала 1990-х годов, трансформации вооруженной борьбы народа, политических демонстраций 1991-1992 годов и национального единства таджиков. Основываясь на очень сложных действиях нового правительства Таджикистана, соглашение от 27 июня 1997 года заложило основу для упадка двухпартийной оппозиции и нового правительства и начала нового национального единства. В статье также подробно обсуждается реакция правительства Таджикистана на экономический кризис в стране, разработка новых программ запуска, включая новые цели развития энергетики, энергетическую независимость страны и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL RECONCILIATION AND ENERGY INDEPENDENCE OF TAJIKISTAN

The article "National Unity and Energy Independence of Tajikistan" addresses and discusses the complex issues of the early 1990s, the transformation of the armed struggle of the people, the political demonstrations of 1991-1992 and the national unity of the Tajik people. Based on the very complex actions of the new Government of Tajikistan, the agreement of 27 June 1997 laid the foundation for the decline of the bipartisan opposition and the new Government and the beginning of a new national unity. The article also discusses in detail the response of the Government of Tajikistan to the economic crisis in the country, the development of new launch programs, including new energy development goals, energy independence of the country and much more.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ТАДЖИКИСТАНА»

вооружённых сил СССР. Посвященной этому дню, великий учёный написал книгу «Осоавиахим в годы Великой Отечественной войны», состоящей из 172 страниц. Каждая глава этой книги отражает отдельные периоды военной и трудовой жизни таджикских граждан в период Великой Отечественной войны. Безусловно, в исследовании данной темы, это книга может стать незаменимым помощником.

Ключевые слова: выдающий исследователь, исследования, исследователь, статус, планета, Великая Отечественная Война, победа вооружённых сил, празднование, Осоавиахим, разные периоды.

EXPRESSION OF THE THEME OF GREAT PATRIOTIC WAR IN THE RESEARCH OF PROFESSOR MUKHTOROV A.M

This article deals with one of the greatest scientists, professor Mukhtorov A.M, who had made substantial contributions to the development of science. He had published a lot of scientific articles, however the research of the theme Great Patriotic War is the most issuing research among his studies. In 2010 people all over the world celebrated the 65th anniversary of the victory of USSR armed force. The outstanding scientist wrote a book by name "Osoaviakhim in the years of Great Patriotic War", which consists of 172 pages. Each part of this book expresses the war and working life of Tajik citizens during the Great Patriotic War. Definitely, the mentioned book can play one of the main roles on the study of this them.

Keywords: the greatest scientist, research, scientist, status, planet, Great Patriotic War, the victory of USSR armed force, celebration, Osoaviakhim, different periods.

Сведение од автора:

Караев Фарход Кубонович - кандидат исторических наук, доцент кафедры история таджикского народа Таджикского национального университета, тел: (+992) 933131041 About the author:

Karaev Farhod Kurbonovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Tajik People ofthe Tajik National University, tel: (+992) 933131041

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

ТАДЖИКИСТАНА

Маликов М.Х.

Российско-Таджикский (Славянский) университет

Национальное примирение и единение, имея длительную историю, считается основной для продолжения жизни, прогресса и всех реальных достижений в жизни человека, прогресса общества, отдельных народов и наций в особенности. Разрушения, разлады национального единства происходят в сложных - противоречивых условиях политической атмосферы отдельных народов нашей, в том числе государства. Она возникает и при определённых вмешательствах из вне и небольших недоразумений между отдельными группами и слоями населения страны. Опасность данного политического, межнационального проявления состоит в том, что при бездействии определенных административных может принести к сложному гражданскому конфликту, даже распаду страны на отдельные территории.

Межтаджикский конфликт, приносивший значительный урон таджикскому национальному единству в начале 90-х годов ХХ века возник на основе сложной политической атмосферы после распада СССР, определенных сложностей переходного процесса к построению демократического правового, светского и унитарного государства в Таджикистане. По непредвиденным условиям республику охватил сложный политический кризис, что привело к непредвиденному вооружённому конфликту с тяжелыми человеческими жертвами и материальным ущербом. На полях вооруженного конфликта, в террористических враждебных акциях погибло свыше 150 000 человек[1, с.456] в основном школьного и студенческого возраста, страну охватил глубокий политический и идеологический хаос, в центре республики, в Хатлонской области создались невыносимые для условия 23 000 семей потеряли свои жилища, личные богатства. Из-за страха потерять свою жизнь тысячи и миллионы граждан республики прибегли к эмиграциям в другие страны.

Вооружённые отряды таджикской оппозиции бесчеловечно относились к присвоению имущество граждан, грабежу, уничтожению материальных ценностей собранных трудом самого населения республики в годы социалистических преобразований. Только прямой ущерб, от разрушительных процессов со стороны от оппозиции составили свыше 10 млрд. долларов, враждебное отношение к материальным ценностям и специалистам советского народа

полностью разрушил 86 мостов, сооружённых на денежные средства самого таджикского народа, за ниносимые условия жизни республику оставили свыше 1,5 миллиона самых высокого квалифицированных специалистов. В итоге бессмысленный межтаджикский конфликт отбросил экономику республики на 20 лет назад[2, с.456].

В целом же безмысленный межтаджикский конфликт в начале независимости республики во многом разрушил политические и экономические основы национального единства таджикской населения страна оказалась на грани распада на отдельные административные территории, таджикская идентичность оказалось в глубокой кризисе.

В таких глубоко конфликтных ситуациях молодое правительство независимого Таджикистана предпринимала неимоверные меры ликвидации политического и экономического кризиса, ликвидации межтаджикского вооружённого конфликта восстановления национального примирения и единства народа страны.

Основу всех стремлений планов и программы вывода страны из политического и экономического кризиса составили решения ХУ1 сессии Верховного Совета республики (16.11. -2.12.1992 г.), определивший основные задачи правительство по ликвидации межтаджикского конфликта, остановки эмиграции населения, возвращение беженцев в республику, продолжении межтаджикского диалога и примирения. Как известно длительный межтаджикский конфликт большой урон был нанес и топливно-энергетическому хозяйству республики. Оппозиционные силы старались ликвидировать топливно-энергетическое хозяйство республики. Разрушались электрические линии, подстанции, опорные пункты, опасность надвигалась и электростанциям, в частности Нурекской ГЭС, при надвигающиеся опасности личной жизни республику оставили свыше 500 квалифицированных энергетиков, производство электроэнергии в республике умещалась на 2 млрд. кВтч и т.д. Сложный процесс межтаджикского примирения завершилась подписанием общетаджикского мирного соглашения 27 июня 1997 года.[3, с.143 - 144]

Далее предстоял ни менее сложный процесс по выполнению задач соглашения - остановки вооруженного конфликта, возвращения беженцев, проведения второго этапа межтаджикского диалога - примирения между таджикской оппозицией и конституционным правительством, возобновлении мер доверия и мирного климата жизни в атмосфере таджикского общества, установление связи с таджиками, проживающими вне республики и т.д.

Но, еще в разгаре межтаджикского конфликта новое правительство страны во главе с Эмомали Рахмонов принимал параллельно меры по остановки, ликвидации вооруженного конфликт и промежуточные меры по возрождении экономики страны. Например, осознавая важность для народного хозяйства энергетики на заседаниях правительство принимались меры по развитии энергетического хозяйства - целостности и сохранности энергетических объектов, их устойчивой работы, возобновлении строительство остановленных энергетических объектов. Так, ещё в годы вооруженного конфликта появилась идея о возобновлении строительство остановленных энергетических объектов своими силами - Памир-1, Сангтуда -1, Сангтуда -2, а после завершения межтаджикского конфликта на составление большой энергетической программы[4, с.5] страны, реструктуризации всех руководящих и исполнительных органов системы энергетических системы страны. Для этого был учрежден специальный научно-исследовательский институт, вокруг нее собраны высококвалифицированные специалисты энергетики.

Не смотря на определенные сложности коллектив этого институте проделала большую работу по изучению и определению водно-энергетических запасов республики. Оказалась, что свыше 60% водных и гидроэнергетических ресурсов Центральной формируется в больших и малых рек и их притоков Таджикистана, а также свыше 30 больших и малых озерах республики.

По гидроэнергетическим запасам отмечает одна из ведущих специалистов этого института Леонидова Н., Таджикистан занимает первое-второе места, а по потенциальным запасам гидроэнергии на один квадратный километр территории (3682,7 тыс.кВтч. в год на км) - первое место[5, с.5-48]. На сегодняшний день годовые гидроэнергетические запасы в республике составляют около 600 млр. кВтч., т.е. республика имеет объективные возможности в году выработать до 600 млрд. кВтч. электроэнергии.

Эти ресурсы ярко свидетельствуют о том, что в перспективе наша маленькая государство может стать высокоразвитым энергетическим государством, обеспечить соседние страны, котором уже наблюдается в решениях ООН.

Исходя из того, что энергетика является неоспоримой двигательной силой в развитии производства, науки, культуры располагая неограниченными ресурсными возможностями для её ускоренного развития, правительство республики сразу поле подписания общетаджикского мирного соглашения, разработала обширную энергетическую программу, рассчитанную до 2010 года.

Правовую основу данной программы составили заранее утвержденные законодательные акты:

- Водный кодекс; Закон республики об энергетике; Закон республики об энергоснабжении; Закон республики об охране природы; Закон республики о недрах; Концепция по рациональному использованную и охране водных ресурсов; Концепция о развитии отраслей топливно-энергетического комплекса республики Таджикистан на период 2003-2015 гг.; Программа экономического развития до 2015 года[6, с.207-208] и др. в которых всесторонне обоснованы вопросы необходимости ускоренного развития энергетики, топливно-энергетической отрасли страны и всестороннее использованное электроэнергии во всех производственных и культурных сферах жизни страны.

Энергетическая программа страны охватывает несколько отдельных направления деятельности:

- Восстановления разрушенного энергетического хозяйства;

- Восстановления строительно-монтажных работ на энергетических объектов - долгостроев;

- Сооружения новых крупных и средних топливно-энергетических объектов;

- Сооружение малой энергетики.

Параллельно энергетической программе в стране реализовались и задачи двух следующих программ. Программа вывода страны из коммуникационной изоляции;

Продовольственная программа. Все форма программ были архиважными для молодой независимой республики и без осуществления их задач на практике, дальнейшей поступательное движение республики вперед на построение демократического общества было немыслимо. Но, в тех исторических условиях тяжелого экономического кризиса реализовать задачи трех сложных программ было архетяжело и правительство страны, эти возможности нашел при разработки политики открытых дверей. Уже в условиях сложения относительно мирной погоды, свободного движения частей бизнесменов по республике и гарантии государства на личное неприкосновенности их личности и вклада, привлекали внимание иностранных бизнесменов, инвесторов на участие и вкладе на сооружение в Таджикистане новых экономических объектов, транспортных коммуникаций.

Так, при финансовой поддержке России, Ирана, Китая других стран сооружались Сангтуда-1. Сангтуда-2, возобновляются строительство важнейшего объекта Рогунская, реставрация более десяти прежде эксплуатируемые энергетические объекты.

По части программы малой энергетики предстоял строительство более 230 небольших, сельских электростанций, в основном планируемые в горных населенных пунктах ГБАО. В реализации задач этой программы значительный вклад имеют иностранные инвесторы, в особенности фонд Агахана-1У и тд.

Именно в годы независимости были построены ГЭСы Намангут, Баошор, Андероб, Пиш, Рушан, Язгулям, Гранитные ворота, Ширговат, Кокчинская, Гармская, Пенджикент-1,2,3, Ягноб, Рават, Пахут, Матчинская, обурдонская Пахутская Бартанг-1,2,3, Гунт, Зворская, Мургабская и многие другие.

Всего с 1991 по 2011 гг. в республике было построено и сдано в эксплуатацию 265 малых ГЭС, общей мощностью в 23,3 МВт. В настоящее время 6 сельских районах республики используется 305 малых ГЭС и 232 оборудования солнечной энергии, имеющие колоссальное значение для социально-культурного развития таджикского села.

По долгосрочной программе на 2009-2020 годы планировалась строительство ещё 189 малых ГЭС. Из них 16 в ГБАО, 46 в Согдийской области, 44 в Хатлонской области, 83 в районах республиканского подчинения. Много малых ГЭС сооружаются и частными предпринимателями и инвесторами.

Таким образом, в годы независимости было объективно исправлено недостатки Советского периода освоение гидроэнергетических ресурсов малых рек и их притоков, в результате которого достигнута сплошная электрификация сельских населённых пунктов всей республики. Жители даже самых отдалённых кишлаков теперь широко пользуются электроэнергией для освещения жилищ, сохранения продуктов, освещении школ, улиц, культурных учреждений. Теперь сельский житель Таджикистана полностью подключена к таджикскому телевидению, радиопередачам к иностранным телепередачам итд.

Задачи программы малой энергетики в годы независимости республики претворяется успешно.

На основе реального выполнения минимальных задач энергетической программы к середине 20-х годов создалась реальная возможность ликвидации энергетического кризиса в республике, дефицита в потреблении электроэнергии в народном хозяйстве, появилась признаки ликвидации экономического кризиса.

На позициях этих положительных шагов страны, президент страны 26 сентября 2005 года на общественном митинге по восстановлению строительно-монтажных работ на стройплощадке Рогунской ГЭС отметил: «Значение Рогунской ГЭС велико для нашей страны. Главнейшей основой экономической мощи любого государства является развитие энергетической составляющей.

Реализуя существующий потенциал в этой области, мы намерены совершить решительный скачок в обеспечении процветания страны и обеспечит достойного уровня жизни населения. Энергетическая независимость Таджикистана окажет мощное содействие развитию промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса»[7, с.3].

Развивая свои замысли об энергетике, о возобновлении строительно-монтажных работ на Рогуне и намереваясь получить поддержку законодательного собрания страны, в своем послании Маджлиси Оли 20 апреля 2006 года президент отметил: «Дальнейшее развитие экономики страны невозможно без достижения энергетический независимости и широкого применения электроэнергии в трудовых процессах развития экономики и других отраслях»[8, с.11]

С единодушного одобрения народных представителей президент, правительства страны предпринимали любые возможные меры по возобновлению и ускорению темпов строительно-монтажных работ на строительстве Рогунской ГЭС, других топливно-энергетических объектов страны.

Проектно-сметные документации Рогуской ГЭС несколько раз были пересмотрены всемирными и региональными научно-проектными учреждениями, разыскиваются новые и новые внутренние ассигнования, президент обращается всему народу страны о помощи на сооружение Рогуна, разыскиваются иностранные инвесторы и специалисты.

Президент, правительство страны постоянно, ежедневно думали, заботились о Рогуне, о его специалистах, рабочих, о финансировании строительства, о материально-техническом обеспечении строительства Рогуна, лично президент Эмомали Рахмон более десяти раз посетил Рогуна, каждый раз лично встречаясь специалистами, строителями Рогуна, слушал них заботы и заказы принимал своевременные по их выполнению меры.

Например, с целю развертывания восстановительных работ и подготовку к продолжению строительства, в 2008 году для Рогуна было приобретено 241 единиц современной техники. Из них, 100 мощных грузовиков марки МАЗ, 10 булдозиров, 10 экскаваторов и 10 мощных кранов, 10 спецмашин для работы в туннели, 3 компрессора и другой специальной техники и оборудования. Белазы, в основном вывозят из затопленных объектов в будущие участки необходимые для стройки камни и галку в расположение на возвышенности, и склады. Для возведения самой платины необходимо было доставить 81млн м3 камней, галки. Вновь правительство приглашал высококвалифицированных специалистов - энергетиков, строителей из России и других стран. Контролируя ход выполнения заказов Рогуна президент постоянно отмечал : «Выполняйте работы на самом высоком уровне и не забывайте о том, что электростанция должна служить века»[9, с.227]

Все это свидетельствовало о том, что по статусу своего значения страна нацелена строить Рогунский ГЭС не желая ничего, сделать её прочным на века.

Естественно, мощным толчком в обеспечении восстановления Рогунской ГЭС стало обращение президента Эмомали Рахмон к населению страны от 5 января 2010 года и выставление на продажу акции Рогунской ГЭС. В результате которого при поддержке народа в адрес Рогуна поступило более 2 миллионов сомни. В порядке стройплощадка Рогуна, вновь стало полем мужества, благородство, испытания чести и достоинства населения Таджикистана. Постоянно увеличивалась размеры государственного ассигнования на Рогун и другие строящиеся энергетические объекты страны. Например, в своем послании от 23.01.2015 года Эмомали Рахмон отметил, что выделена на сооружение Рогуна и других энергетических объектов из государственных ассигнованный в 2010 году 13,4миллиард сомони а на 2011 года только на строительство Рогунской ГЭС свыше одного миллиарда сомони и в предпусковом 2017 году только на Рогун 4 миллиарда 700 миллион сомон, на 2018 год свыше 5 миллиардов сомони[10, с.21] и т.д. Всё это свидетельствуют о том, что в последние годы по всей стране нет важнейшего строительного объекта чем Рогунская ГЭС.

Социально-экономическое и культурное значение Рогунской ГЭС для Таджикистана и других, соседних с ним стран на сложившее время состоит в следующие:

1. После 16 ноября 2018 года в стране ликвидируются дефицит в электроэнергии полностью, и появляется возможности реальное использование в народном хозяйстве, населением страны по разным режимным графикам;

2. После полной сдачи в эксплуатацию Рогунской ГЭС она обеспечить энергетическую

независимость республики. Производство электроэнергии в стране достигнет 31- 32 миллиардов кВт часов, который полностью обеспечит внутреннюю потребность страны а в летнее время образуется определенное - до 5 миллиардов кВт часов измещество, электроэнергии, которая будет выведена на международный энергетический рынок с продажей по с международным расценком в Узбекистан, Казахстан, Афганистан, Пакистан и тд. Ещё раз отметим, что велика значение Рогунского гидролуза в решении многих энергетических проблем Среднеазиатского региона .

Строительство плотины высотой 335 метров способствует:

1. Обеспечить среднегодовую выработку электроэнергии до 13,3 млрд. килловат часов, которая способствует закрытию острейшего дефицита энергоресурсов в регионе.

2. Сдачи в эксплуатацию Рогунского водохранилище даст возможность дальнейшего водохозяйственного развития по бассейну Амударья по двум направлениям:

- продолжится развиваться орошаемое земледелие, что позволит использовать емкость водохранилище в целях покрытия ирригационного водопотребления.,

- водохранилище Рогунской ГЭС, совместно с Нурекским, обшей полезной емкостью в 1819 км3, способно обеспечить многолетнее регулирование стока реки Амударья с дополнительно гарантированной водоотдачей в размере 5,0-5,9 км3 на земли Амударьинского бассейна распложенных на территории Узбекистана и Туркмении, увеличится мощности и в частности параллельно работающих энергосистем стран Центральной Азии.

В целом же, высокая эффективность Рогунского гидроузла обеспечивается за счет совместного дохода от электроэнергии к подачи воды на ирригацию.

Неоценим значение Рогунской ГЭС и для дальнейшего - качественного развития образования, науки, культуры, быта, других форм развития социальной сферы жизни населения страны.

Снятие ограничения электроэнергии для внутреннего потребления снимает все преграды на путях получения населением достойного образования, подготовку высококвалифицированных специалистов, ускорения научно-технического прогресса в стране и применения её достижения в трудовых процессах экономики, социально-бытовых и культурных сферах жизни населения, что обеспечить высокую социальную и культурную жизнь народу Таджикистана. Только на основе данных суждений президент страны Э.Рахмон назвал строительству и сдачу в эксплуатацию этого крупного стратегического объекта крупным прорывом на пути обеспечения энергетической независимости Таджикистана и подчеркнул, что эта работа станет ценным вкладом Таджикистана в мировую цивилизацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Многотомная история таджикского народа, вып, т.6. - Душанбе, 2011. - 456 с.

2. Многотомная история таджикского народа, вып.2, том 6, Душанбе, 2011 - 456 с.

3. Россия и Таджикистан: По пути дружбы и создания. - М., 2018 - С.143-144

4. Нурафзо Общеэнергетичекой программой Президента Э.Рахмона. Душанбе, 2011 - 5 с.

5. Леонидова Н.. Фролов В. Гидроэнергетика Таджикистана. Душанбе, 2005 - С.5-48

6. Маликов М. Энергетическая независимость Таджикистана: История, проблемы и перспективы. Душанбе, 2013 - С.207-208

7. Рогун, 26 сентября 2005 - 3 с.

8. Послание Президента Э.Рахмона мачлиси Оли от 20 апреля 2006 - 11 с.

9. Шарипов А., Касымова З. Фархундапай, 227 с.

10. Послание Президента Мачлиси Оли от 22 декабря 2017 - 21 с.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

ТАДЖИКИСТАНА

В статье «Национальное единство и энергетическая независимость Таджикистана» рассматриваются и обсуждаются сложные вопросы начала 1990-х годов, трансформации вооруженной борьбы народа, политических демонстраций 1991-1992 годов и национального единства таджиков.

Основываясь на очень сложных действиях нового правительства Таджикистана, соглашение от 27 июня 1997 года заложило основу для упадка двухпартийной оппозиции и нового правительства и начала нового национального единства.

В статье также подробно обсуждается реакция правительства Таджикистана на экономический кризис в стране, разработка новых программ запуска, включая новые цели развития энергетики, энергетическую независимость страны и многое другое.

Ключевые слова: ГЭС, межтаджикский конфликт, Республика Таджикистан, вооруженный

конфликт, малая энергетика

NATIONAL RECONCILIATION AND ENERGY INDEPENDENCE OF TAJIKISTAN

The article ""National Unity and Energy Independence of Tajikistan" addresses and discusses the complex issues of the early 1990s, the transformation of the armed struggle of the people, the political demonstrations of1991-1992 and the national unity of the Tajik people.

Based on the very complex actions of the new Government of Tajikistan, the agreement of 27 June 1997 laid the foundation for the decline of the bipartisan opposition and the new Government and the beginning of a new national unity.

The article also discusses in detail the response of the Government of Tajikistan to the economic crisis in the country, the development of new launch programs, including new energy development goals, energy independence of the country and much more.

Keywords: hydroelectric power station, inter-Tajik conflict, Republic of Tajikistan, armed conflict, small energy Сведения об авторе:

Маликов Махмуд Хакимович - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории факультета истории и международных отношений Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: p.rektora@mail.ru About the author:

Malikov Mahmud Khakimovich - Doctor ofHistorical Sciences, Professor of the Department of Russian History, Faculty of History and International Relations of the Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU) (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: p. rektora@mail. ru

ББК 66.4 (06) УДК 323 (575.3) Ф34

ДВУХСТОРОННЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

Фармонова Д.Ж.

Худжандский государственный университет им академик Б. Гафуров

Таджикско-узбекские отношения основываются также на том, что Республика Узбекистан является ближайшим соседом Таджикистана, имеет общую границу протяжённостью 1,161км, тесные исторические, экономические культурные связи, одну религию, родственные традиции и бытовые особенности. Имеются все предпосылки для углубления сотрудничества во всех сферах деятельности.

Таджикистан, несмотря на все тяжести начала своей независимости, очень активно и плодотворно ведёт свою внешнюю политическую деятельность, что благоприятно влияет на укрепление политического авторитета нашей республики. Развитие связей и сотрудничества со странами Средней Азии является очень важным. Поэтому анализ и изучение политических, экономических и культурных отношений Таджикистана с Республикой Узбекистан в наши дни является ещё одним устойчивым шагом для укрепления и развития отношений между нашими странами.

Взаимоотношений Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан, несмотря на усилия сторонни в период 2002 - 2012 года не были лишены проблемами. Так, таджикская сторона, согласно пункту 2 Протокола заседания рабочих групп от 21 декабря 2001 года, представила в 2002 году узбекской стороне документы, необходимые для признания права собственности на перевалочные базы АО «Ленинабадснаб», «Агротехснаб» и коллективного хозяйства «Маргедар».Согласно п.2 Протокола Заседания рабочих групп от 6 июня 2003года Стороны согласились ускорить решение данного вопроса.В соответствии с п.2 Протокола заседания рабочих групп от 27 декабря 2003года Стороны договорились, что оформление прав собственности будет осуществлено узбекской стороной в первом квартале 2004 года на основании представленных материалов рабочей комиссии. Сформированных из заинтересованных представителей сторон для проведения инвентаризации имущества прирельсовых баз, а также для рассмотрения вопросов взаимоотношения сторон.

Указанная комиссия провела инвентаризацию и предложила своим протоколом от 7 мая 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.