Научная статья на тему 'Национальное и региональное самосознание в творчестве В. П. Астафьева (к постановке проблемы)'

Национальное и региональное самосознание в творчестве В. П. Астафьева (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC IDENTITY / РЕГИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / REGIONAL IDENTITY / СУБЭТНОС / SUBETHNOS / НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ / FOLK LITERATURE / ИДИОСТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ / IDIOSTYLE OF THE WRITER / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самотик Людмила Григорьевна

В статье предлагается рассмотрение творчества В.П. Астафьева с позиции его соотнесённости с национальным и региональным самосознанием. Также говорится о смежных понятиях: этническом самосознании, субэтносах, литературном регионализме, народности художественной литературы. Место Сибири при этом отмечается как центральное в проблематике. Автором в рамках темы контурно показывается состояние астафьевоведения на современном этапе. В результате отмечается отсутствие работ такого характера и об актуальности подобного исследования. Статья вносит вклад в астафьевоведение и предлагает дальнейшую разработку темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND REGIONAL IDENTITY IN V.P. ASTAFYEV'S WORKS (acknowledging the issue)

The article focuses on V. P. Astafyev's works in relation to national and regional identity. The paper deals with such concepts as ethnic identity, ethnic groups, literary regionalism and nation literature. The topic of Siberia is noted as a central issue. The author shows the state of the art of the study of Astafyev's fiction. The result refers to the absence of works of this nature and of the relevance of such studies. The article provides further development of Astafyev's studies.

Текст научной работы на тему «Национальное и региональное самосознание в творчестве В. П. Астафьева (к постановке проблемы)»

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

УДК 821. 161.1

НАЦИОНАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ В.П. АСТАФЬЕВА (к постановке проблемы)

Л.Г. Самотик

В статье предлагается рассмотрение творчества В.П. Астафьева с позиции его соотнесённости с национальным и региональным самосознанием. Также говорится о смежных понятиях: этническом самосознании, субэтносах, литературном регионализме, народности художественной литературы. Место Сибири при этом отмечается как центральное в проблематике. Автором в рамках темы контурно показывается состояние астафьевоведения на современном этапе. В результате отмечается отсутствие работ такого характера и об актуальности подобного исследования. Статья вносит вклад в астафьевоведение и предлагает дальнейшую разработку темы.

Ключевые слова и фразы: национальное самосознание; этническое самосознание; региональное самосознание; субэтнос; народность литературы; идиостиль писателя.

NATIONAL AND REGIONAL IDENTITY IN V.P. ASTAFYEV'S WORKS

(acknowledging the issue)

L.G. Samotik

The article focuses on V. P. Astafyev's works in relation to national and regional identity. The paper deals with such concepts as ethnic identity, ethnic groups, literary regionalism and nation literature. The topic of Siberia is noted as a central issue. The author shows the state of the art of the study of Astafyev's fiction. The result refers to the absence of works of this nature and of the relevance of such studies. The article provides further development of Astafyev's studies. Keywords and phrases: national identity; ethnic identity; regional identity; subethnos; folk literature; idiostyle of the writer.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. Проект «Феномен творчества В.П. Астафьева как регионально-национальное самосознание эпохи» №16-14-24006.

Понятие самосознания очень важно для художественной литературы. Художественное творчество субъективно, авторское восприятие действительности, авторская картина мира определяют особенности, а часто и ценность результатов творчества. Это значимо при исследовании произведений В.П. Астафьева. Целью настоящей статьи является обзор работ по проблематике национального и регионального самосознания в связи с творчеством В.П. Астафьева.

Теория самосознания имеет философский, психологический и социальный аспекты. В философии самосознание - это рефлексия сознания относительно себя. Это и процесс, и

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

результат процесса. Единство самосознания человека определяет его идентичность во времени. «Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: "Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня". Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. По мнению Н. Гартмана, возможно "самоосознание мира", ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его, может осознать и самого себя» [Философский энциклопедический словарь 2002: 403].

В психологии самосознание - это осознание своей специфичности и идентичности; создание определенной системы социально-нравственных самооценок [Большой психологический словарь 2007]. Самосознание предполагает возможность заблуждения. Язык - средство и продукт самосознания и познания. Самосознание - это деятельность мышления. Средство самовыражения писателя - его произведения. Анализ художественных текстов и, прежде всего, языка этих текстов позволяет проникнуть в авторское самосознание. Самосознание определяется как оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, - то есть целостная самооценка. Мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди. Поэтому самосознание носит глубоко общественный характер.

В социальных науках индивидуальному самосознанию противопоставлено групповое самосознание, при этом используются термины: «национальное самосознание» и «этническое самосознание», обозначающие осознание членами группы её наличия, её особенностей и целей в социальном мире [Социологический энциклопедический словарь 2000].

Художественная литература является формой национального самосознания.

Национальное самосознание - это совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации, позволяющих причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Национальное самосознание является очень сложным интеллектуальным продуктом. В его структуру входят элементы бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы. Значительная часть национального самосознания имеет символическую форму. Кроме этого, в него входят моменты идеологического характера и общечеловеческие ценности.

На примере художественного текста национальное самосознание рассмотрела, например, О.В. Лазарева [Лазарева 2006]. Предложенный в диссертации способ описания

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

национального самосознания можно принять за основу анализа произведений В.П. Астафьева: психолого-социологическая трактовка национального начала должна проводиться с учётом отечественных традиций; должны учитываться особенности и черты русского национального характера; проявления авторского русского национального самосознания в художественных текстах. А.Ю. Большакова в третьей главе диссертационного сочинения «Деревенская проза как феномен "национального сознания"» говорит и о творчестве В.П. Астафьева, рассматривая его не только как литературный, но и как философский, социологический, психологический и этико-эстетический феномен XX века [Большакова 2002]. Анализируя произведения В.П. Астафьева, пишут о национальном характере героев его текстов (А.А. Нерода, 1998), о русском характере (Д.А. Субботкин, 2005; В.В. Аврамченко, 1998), о русской идее (Л.В. Тулаев, 2004), о национальной модели мира (В.А. Доманский, 2007), национальном мировосприятии (Т.А. Демидова, 2006) и т.д. Национальное самосознание непосредственно связано с этническим самосознанием.

Национальное самосознание возникает и развивается в рамках этнического сознания, последнее включает в себя совокупность представлений индивида (или сообщества) о своем этносе [Ондар 2006]. Понятие этнического самосознания привлекало внимание ряда учёных, начиная с 70-х годов прошлого столетия (Ю.В. Арутюнян, В.Ю. Хотинец, А.А. Налчаджян, Ю.В. Бромлей, В.П. Левкович). Проявляется этническое самосознание в образе этнического Я, состоящего из традиций, преданий, символов материальной культуры, схематизированных и устойчивых суждений о различных качествах представителей своего этноса и других этносов, поступков, действий в системе этнического и межэтнического взаимодействия. Формирование этнического самосознания у новых поколений - одна из актуальных проблем современной системы образования. Русская литература (в частности произведения В.П. Астафьева) представляет богатый материал для воспитания этнического самосознания и толерантности - уважения, принятия и правильного понимания других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в условиях, прежде всего, Сибири.

Этническое самосознание русских в Сибири связано с понятием субэтноса. Субэтнос - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие [Ермолаев 1989]. Термин «субэтническая группа» (фр. sous-groupe ethnique, англ. sub-ethnic group) употреблялся во франкоязычной литературе с XIX века, в англоязычной литературе с начала XX века, обозначая этнические группы внутри расы. В русскую науку и культуру

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

термин «субэтнос» был введён Л.Н. Гумилёвым в его пассионарной теории этногенеза для обозначения этнической системы, являющейся элементом структуры этноса [Гумилёв 2001]. По Гумилёву, важный признак устойчивости этноса - наличие разнообразных субэтносов. Через неантагонистическое соперничество субэтносы делают структуру этноса гибкой, не нарушая его единства. Таким образом, субэтносы не расшатывают национальную культуру, не ведут к её разрыву (сепаратизму), а укрепляют нацию, её национальное самосознание. Критерием их выделения служат поведенческие особенности и противопоставление остальным членам суперэтноса; самоназвание и двойственное самосознание -принадлежность к этносу и субэтносу одновременно. Субэтносы возникают в результате разных социальных процессов [Барбашин 2013]. Примеры русских субэтносов: поморы, старообрядцы (в том числе старообрядцы Сибири - «кержаки»), казаки, потомственные сибиряки («челдоны» или «чалдоны») и др. Уже Л.Н. Гумелёв связывал понятие субэтноса с ландшафтом (географией). Специфические черты субэтносов не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой определённый стереотип поведения. Пассионарность - это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью. Мера пассионарности - удельный вес пассионариев в социуме.

Успех творчества того или иного писателя часто бывает связан с выходом на субэтнос как объект описания (донские казаки - М. Шолохов, сибиряки - В. Шишков, старообрядцы - А. Черкасов и т.д.). Понятие субэтноса составляет основу приёма остранения в художественном тексте [Шкловский 1925]. Такое качество текста, как напряжённость, возникает естественно при чтении о незнакомом, особенном в национальной культуре. Анализ творчества В.П. Астафьева с этой точки зрения представляется перспективным.

В последние годы стало актуальным понятие «региональное самосознание», это популярная тема публикаций последних лет. Региональное самосознание - осознание и оценка населением особенностей своего региона и самого себя как части этой территории со своими специфическими чертами. Оно изучается как с теоретической точки зрения, так и на примерах конкретных регионов. Активно обсуждается самосознание жителей разных регионов: Калининградской области (Э. Маттес, 2003), Твери (Материалы семинара, 1999), Пензы, Поволжья (Н.В. Розенберг, 2007 и посл.), Урала (И.Я. Мурзина, 2003) и многих других. В Поволжье Мордовским государственным университетом (г. Саранск) издаётся журнал «Регионология». Описание регионального самосознания сегодня ведется в разных аспектах: в геополитическом (в контексте проблем глобализации и регионализации), в

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

социологическом (анализируется деятельность определенных социальных групп), в историко-краеведческом (описываются специфические особенности жизни на данной территории), демографическом (рассматриваются проблемы расселения населения, размещения трудовых ресурсов, характера и динамики миграций), в культурном (изучается специфика региональной культуры), в филологическом (анализируются местные литературные традиции, жанрово-стилистическая особенность художественных текстов, специфика восприятия действительности местным населением, имеющая вербальную выраженность - через ассоциативный анализ) и т.д. Нельзя не согласиться с И.Я. Мурзиной, что «одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры России в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой серьезного междисциплинарного исследования, где многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но в силу локализованности во времени и пространстве они носят более очевидный характер» [Мурзина 2003: 24]. Автор выделяет пять этапов адаптации материнской русской культуры и трансформации её в региональную на территориях позднего поселения. Очевидно, полезно проверить эти выводы на филологическом материале. «Процесс символизации пространства жизни становится условием существования социума как единой системы. Это необходимое условие коммуникации, в ходе которой происходит своеобразная дифференциация мира жизни на "свой" и "чужой"» [Там же: 134].

Значительная литература посвящена региональному сибирскому самосознанию. Вопросы регионализма актуальны на территории Сибири. Сибирь - не совсем обычный регион России. Это территория позднего заселения наряду со многими в европейской части страны, Уралом и Дальним Востоком, но традиционно она именовалась: колонией, русской Америкой, внутренней колонией, особо отдалённой территорией и т.д. Предварительные результаты переписи населения в октябре 2010 года свидетельствуют, что в графе «национальность» жители ряда регионов указывали новые национальные самоидентификации. Среди них в количественном отношении выделяется национальность «сибиряк» - 4166 человек [Тишков 2011]. Самоидентификация сибиряков строится на нескольких основаниях: особых соматических признаках, отличающих их от русских европейской части страны, некоторой специфике этнографии в отличие от жителей «Русского Севера», особых бытовых привычках, мировоззрении, сибирском наречии, ведущих чертах характера [Брубейкер, Купер 2002; Верхотуров 2011].

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

Сибирский литературный регионализм имеет глубокие корни в истории региона. Сибирское областничество, возглавляемое Г.Н. Потаниным и Н.М. Ядринцевым, несмотря на преследование правительства из-за боязни сепаратизма, сыграло значительную роль в развитии сибирской культуры [Чмыхало 1982]. Б.А. Чмыхало создана типология сибирской региональной литературы, уточнённая затем К.В. Анисимовым [Анисимов 2005]. Но аналогичных изданий по современной региональной литературе нет.

Современный сибирский регионализм не может обойтись без серьёзного анализа художественных текстов, прежде всего, таких «последних классиков русской литературы», как В.Г. Распутин и В.П. Астафьев. В связи с творчеством В.П. Астафьева говорят о «новом почвенничестве», объединяющем литературу русского зарубежья и сибирскую литературу: «Перекличка между почвенниками за рубежом и почвенниками в самой России не случайна, она очень важна. Почвенническая тематика, смесь религиозных поисков с обостренным национализмом общи для части советской литературы и части русской литературы в эмиграции» [Нива 1981: 143]. «Возвращение к областническому контексту в новых условиях произошло во второй половине XX в. в творчестве крупнейших писателей В.Г. Распутина и В.П. Астафьева» - отмечено К.В. Анисимовым в статье «Литература Сибири» в «Исторической энциклопедии Сибири» [Анисимов 2010].

«Символами, репрезентирующими определенное сообщество и служащими знаками его консолидации, могут стать те человеческие типы, которые объединяют в себе характерные черты личности, воспитанной в определенных исторических условиях на данной территории, такие символы можно назвать неформальными» [Мурзина 2003:187]. Такие человеческие типы отражаются, прежде всего, в художественной литературе, в творчестве такого писателя, как В.П. Астафьев.

На связь творчества В.П. Астафьева с Сибирью аргументированно указывала В.К. Размахнина в статье «Астафьев и Сибирь» [Размахнина 2002], об «образе Сибири» в произведениях писателя писал П.П. Гончаров [Гончаров 2007] и т.д. Отдельные авторы рассматривали не только «сибирский характер» в произведениях Астафьева (П.А. Гончаров, П.П., Гончаров, 2005; Т.Н. Садырина, 2011), «региональную языковую личность» (Т.Б. Авлова, 2007), но и нащупывали основные ключевые слова-символы, и даже определяли особенности их интерпретации: «В тайге, у Енисея», «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» - об изучении рассказов В.П. Астафьева в школе (М.А. Христенко, 2008), «Енисей - кормилец и погубитель» (П.А. Гончаров, 2007), «"Кладовая", "Храм",

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

"Дом" как знаковые образы в произведениях В.П. Астафьева о Сибири» (Т.Н. Закаблукова, 2004) и т.д.

Виктора Петровича Астафьева относят к писателям-деревенщикам. В литературоведении указывалось на широкую философско-психологическую проблематику его произведений. Но, как деревенщик, В.П. Астафьев тесно связан со своим регионом -Приенисейской Сибирью. Ориентация творчества на Сибирь была выбрана автором сознательно. С благодарностью В.П. Астафьев вспоминает Бориса Никандровича Назаровского - главного редактора Пермского книжного издательства, который посоветовал начинающему литератору не насиловать свой дар, не приспосабливать его к «"неродной стороне", а петь свою родимую Сибирь и сибиряков» [Астафьев 1997: 40]. 33 года Виктор Петрович прожил вне Сибири (24 года на Урале и 11 лет в Вологде), но творчество его всегда было связано с Сибирью. Первый свой рассказ он так и назвал: «Сибиряк». Традиционно регионализм связывают с использованием диалектизмов (М. Чудакова, 1972; М.К. Милых, 1982; Е.А. Охомуш, 1984; О.В. Бойко, 1987; М.Ю. Жукова, 1990; Л.Г. Самотик, 1994, 1998, 2002, 2003, 2005, 2007; Л.Н. Падерина, 2008; Е.А. Андрусенко, 2012 и др.). Но ориентация на Сибирь - значительно шире. Интерес исследователей вызывает специфика регионально-сибирского сознания автора, выражающаяся в образной структуре произведений, особо - образе автора, общем соотношении формы и содержания текстов, а также в прямых высказываниях.

Близко к вопросам самосознания стоит такое понятие национальной культуры, как народность. Еще недавно оно было центральным в нашем литературоведении. Это - емкое, неоднозначное и изменяющееся во времени понятие. Традиционно выделяются: 1. степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой мотивов, образов, поэтики народнопоэтического творчества (фольклора); 2. мера глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа; 3. мера эстетической и социальной доступности искусства массам (Ю. Барбаш, О. Смирнов и др.).

Отношение народности к искусству впервые рассматривалось в эстетике просвещения. Просветители (Дж. Вико, И.Г. Гердер, В. Гумбольдт, Ж.-Ж. Руссо) указывали на связь ученого искусства с народным мышлением, с образным и метафорическим характером народного языка, с народным эпосом и мифологией [Недошивин 1974]. Соотношение между народным и профессиональным творчеством особенно остро волновало романтиков, которые, противопоставляя их, иногда принижали профессиональное

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

искусство как искусственное и индивидуалистическое в противовес естественному и бессознательному, содержащемуся в фольклоре. В романтизме народность связывается с проблемой национальной специфики в художественном творчестве, с определением того «духа народа», который преломляет исторический опыт нации. Вслед за немецкими романтиками русские славянофилы говорят об особом предназначении и особом пути своего народа. Народность понимается ими как верность национальной самобытности, нравам, обычаям и языку. Русскую же самобытность они толковали как сочетание особого чувства «соборности», приверженности православию и терпения (смирения).

В дальнейшем понятие народности подвергается трансформации. Уже «западник» В.Г. Белинский понимает под народностью воплощение в литературе всех прогрессивных тенденций в развитии общества, служащих интересам народа, а таковыми в большей степени являются интернациональные черты. Постепенно под влиянием взглядов разночинцев-демократов литература рассматривается в рамках реализма не только как зеркало жизни, но и ее учебник. Н.А. Добролюбов противопоставляет народ образованным слоям общества (это еще не классовое противопоставление, не противопоставление народа - трудящихся масс эксплуататорским классам с их идеологией и литературой) и впервые затрагивает третий аспект проблемы - доступность литературы народу. Народность начинает пониматься как степень востребованности народом произведений профессионального искусства. В дальнейшем именно этот аспект начинает доминировать (взгляды Л.Н. Толстого, знаменитая фраза В.И. Ленина, переданная К. Цеткин, - «искусство принадлежит народу» и т.д.).

В советском общественном мнении размываются как понятие народа (единый советский народ, не имеющий элементов противопоставления), так и понятие народности («Строго говоря, всякое большое искусство всегда народно») [Основы марксистско-ленинской эстетики 1966]. Для современного искусства, литературы, языкознания, как нам представляется, необходимо возвращение к понятию народности и его уточнение. Это очень важное для сегодняшнего национального и регионального самосознания понятие, оно чрезвычайно многогранно и емко и требует усилий многих специалистов в разных областях знаний.

Все проблемы народности в современной прозе, как мы полагаем, целесообразно рассматривать первоначально на наиболее ярких в этом отношении текстах; к таким, несомненно, принадлежат произведения В.П. Астафьева. О народности его произведений писали многие авторы (А. Хватов, 1973, 1978; М.М. Рукавицын, 1990), о народном характере в его произведениях (В.С. Синенко, 1984; А. Большов, 1986 и др.), о народной

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

нравственности (Ш. Галимов, 1979), об отдельных чертах народного мировосприятия (А. Большов «Российская жалость», 1987), даже о «серебряном веке простонародья» (В.Г. Бондаренко, 2004) и т.п.

Творчество писателя народно уже по тематике - в основном изображение или сибирской деревни, или провинциального города; центральный герой - сибирский крестьянин в обычных бытовых условиях или вырванный из обыденного течения жизни и превращенный в солдата. Часто в произведениях Виктора Петровича трудно выделить главного героя или даже главных героев, они все герои - люди, проходящие перед глазами писателя и перед нашими глазами. Они - это и есть народ.

Но прежде всего народность у Астафьева представлена через естественную, ненавязчивую передачу народного мировосприятия. Оно проявляется во всем: в высвечивании определенных элементов сюжета, акцентах на теме семьи, патриархального быта и патриархальных отношений в деревне, в авторской их оценке, склонной к сохранению старого уклада жизни; в особом образе автора, как бы олицетворяющем народную мудрость и несуетность, стабильность представлений и оценок, отличных от «городских». В текстах передана народная оценка отдельных национальных характеров и слоев населения (прежде всего старожилов-чалдонов и переселенцев - «расейских»).

В литературе неоднократно подчеркивалась мысль о том, что народность текстов Астафьева не наносна, не искусственна, она связана с его биографией. Эта глубинная народность отражает традиционную русскую культуру еще в одном ее повороте - сибирском - и передает народное мировосприятие, загадочный дух загадочной русской души. Виктору Петровичу чужда идеализация народа (весьма распространенное явление в советской литературе), но не оставляла его любовь к нему, да не побоимся слов...

Задумывался ли сам Виктор Петрович об этом? Горькие мысли иногда высказывал он... Между двумя серьезными разговорами на эту тему при его участии: в 1997 году в городе Ачинске на конференции, посвященной его творчеству, и на международном симпозиуме в г. Красноярске (1998), посвященном славянским культурам, где «круглый стол» полностью был посвящен творчеству писателя, - было опубликовано интервью с В.П. Астафьевым под знаменательным заголовком-цитатой: «Люди у нас хорошие, а народа нет» (Аргументы и факты. 19 мая. 1998).

Народность как выражение национальной самобытности не вызывает сомнений в отношении его произведений. Но доступны ли они для народа и любимы ли им? Что В.П. Астафьев один из самых публикуемых писателей русской действительности и,

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

соответственно, самых покупаемых, не вызывает сомнений. Отношение к последним его публикациям спорно. Так, на страницах «Красноярской газеты» за роман о войне «Прокляты и убиты» целенаправленно поругивали земляка почти в каждом номере. Поругивали «простые» люди, жители села, жители города. Поругивали со знанием дела, знанием текстов. Значит, читают, следят внимательно, пристально за каждой строкой. Но нет пророка в своем Отечестве...

Место творчества В.П. Астафьева в русской литературе определено соответствующей статьей «Литературной энциклопедии» [Белая 1978], контурно обозначено место в сибирской литературе в «Очерках русской литературы Сибири» [Шлёнская 1982], а также отмечено фундаментальными изданиями ряда авторов: А.Ю. Большаковой [Большакова 2002], П.А. Гончарова [Гончаров 2003], Т.М. Вахитовой [Вахитова 2005],

A.М. Мартазановым [Мартазанов 2007] и др.

Особый дар Виктора Петровича позволил ему открыть свою страницу в отечественной литературе, создать свой мир, населенный не идеальными героями, а обычными людьми, со всеми их достоинствами и недостатками. Значимость творчества Виктора Петровича с течением времени возрастает в контексте поиска путей и форм духовного обновления общества, преобразования России, развития национального самосознания, исследования тайны, загадки русской души, регионального и национального менталитета.

В настоящее время очевидна необходимость выявления специфики творчества

B.П. Астафьева как факта проявления общечеловеческих гуманитарных ценностей через авторское регионально-национальное самосознание, обусловленное определённой эпохой. Также важно установить степень устойчивости и трансформации регионального самосознания в разные периоды истории государства и периоды творчества писателя через контекстный анализ произведений автора и параллельных художественных произведений региона, а также привлечение специальных источников. Должны быть выявлены при этом ключевые понятия (слова-символы), как репрезентанты национального и регионального самосознания; необходимо уделить в этом плане особое внимание образу автора как в художественных текстах, так и в публицистике.

Современное астафьевоведение состоит более чем из 2000 наименований. Рассматриваются самые разные аспекты его творчества. Но работ, специально посвящённых национальному и региональному самосознанию, нет, хотя есть заголовки сборников, тематика конференций. Значит это в повестке дня.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

Список литературы

Анисимов К.В. Литература Сибири // Историческая энциклопедия Сибири: В 3 т. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. Т. 2. С. 283-287. URL: http://russiasib.ru/literatura-sibiri (дата обращения: 01.01.2017)

Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 304 с.

Астафьев В.П. Подводя итоги // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 1. Красноярск: «Офсет», 1997. С. 5-64.

Барбашин М.Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах: монография. 2-е изд., расшир. и доп. Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2013. 356 с.

Белая Г.А. Астафьев // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 78-79.

Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы (вторая половина XX века): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002. 49 с.

Большой психологический словарь / Под ред. В.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 402 с. URL: http://www.alleng.ru/d/psy/psy013.htm

Брубейкер Р., Купер. Ф. За пределами идентичности // Ab Imperio. 2002. № 3. С. 61114. URL: http://www.twirpx.com/file/749263/ (дата обращения: 01.01.2017)

Вахитова Т.М. Астафьев Виктор Петрович // Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 1. С.121-126.

Верхотуров Д. Что такое сибирская нация? Аудиозапись лекции 13.10.2011. URL: http://schriftsteller.livejournal.com/632355.html (дата обращения: 01.01.2017)

Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. М.: Высш. шк., 2003. 385 с.

Гончаров П.П. «Царь-рыба» В.П. Астафьева: жанровая и композиционная функция образа Сибири: дис. ... канд. филол. наук / Тамб. Гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Мичуринск, 2007. 216 с.

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 642 с.

Ермолаев В.Ю. Толковый словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилёва // Л.Н. Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. URL: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/args800.htm (дата обращения: 01.01.2017)

Лазарева О.В. Проблема русского национального самосознания в прозе И.А. Бунина 1910-1920-х гг.: формы художественного выражения, эволюция: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 М., 2006. 180 с.

Мартазанов А.М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы»: В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев: автореф. Дис. ... докт. филол. наук / С-Петерб. Гос. ун-т. СПб., 2007. 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурзина И. Я.. Феномен региональной культуры: Бытие и самосознание: Дис. ... д-ра культурологических наук: 24.00.01. Екатеринбург, 2003. 237 с.

Недошивин Г.А. Народность искусства // Большая советская энциклопедия. Изд. 3 -е. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 280.

Нива Ж. К вопросу о новом почвенничестве": моральный и религиозный подтекст «Царь-рыбы» Виктора Астафьева // Одна или две русских литературы. Лозанна, 1981. С. 58143. URL: http://russia-west.ru/viewtopic.php?id=632 (дата обращения: 01.01.2017)

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

Ондар Л. М. Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности (На примере тувинских подростков): Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Красноярск, 2006. 200 с.

Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Госполитиздат, 1966. 640 с.

Размахнина В.К. Астафьев и Сибирь // Научный ежегодник Краснояр. Гос. пед. ун-та. Красноярск, 2002. Вып.3, т.2. С. 163-197.

Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 488 с. URL: http://www.twirpx.com/file/204859/ (дата обращения: 01.01.2017)

Тишков В.А. О Всероссийской переписи населения 2010 года: разъяснения для ретроградов и националистов и предупреждения для чиновников и политиков // Этнологический мониторинг переписи населения / Под ред. В. В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2011. С. 15-30. URL: http://demoscope.ru /weekly/2011/0491/nauka02.php (дата обращения: 01.01.2017)

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. 576 с. Чмыхало Б.А. Молодая Сибирь: регионализм в истории русской литературы. Красноярск: КГПИ, 1982. 200 с.

Шкловский В.Б. Искусство как приём // О теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7-30. URL: http://www.opojaz.ru/manifests//kakpriem.html (дата обращения: 01.01.2017)

Шлёнская Г.М. Повесть и рассказ. В.П. Астафьев //Очерки русской литературы Сибири. Т.2. Новосибирск: Наука, 1982. С. 518-523.

References

Anisimov K.V. Literatura Sibiri [Literature of Siberia]. Istoricheskaya ehnciklopediya Sibiri [The Historical encyclopedia of Siberia]. In 3 t. Novosibirsk: publishing house of SB RAS, 2010. Vol. 2. Pp. 283-287. Available at: http://russiasib.ru/literatura-sibiri (accessed 01.01.2017)

Anisimov K.V. Problemy poehtiki literatury Sibiri XIX - nachala XX veka: Osobennosti stanovleniya i razvitiya regional'noj literaturnoj tradicii [Problems of poetics of the literature of Siberia of XIX - early XX century: peculiarities of formation and development of regional literary traditions]. Tomsk: Publishing house TSU, 2005. 304 p.

Astafev V.P. Podvodya itogi [Summing up]. Sobranie sochinenij [Collected works]. In 15 vol. Vol. 1. Krasnoyarsk: "Offset" Publ., 1997. Pp. 5-64.

Barbashin M.Y. Instituty i ehtnogenez: institutsional'noe vosproizvodstvo ehtnicheskoj identichnosti v lokal'nykh soobshhestvakh [Institutions and ethno-Genesis: institutional reproduction of ethnic identity in local communities]. Monograph. 2-e Izd., EXT. and EXT. Rostov n/D: IPO PI yufu, 2013. 356 p.

Belaja G.A. Аstafev [Astafyev]. Kratkaya literaturnaya ehntsiklopediya [Brief literary encyclopedia]. T. 9. M.: Soviet encyclopedia Publ., 1978. Pp. 78-79.

Bolshakov A.Y. Fenomen derevenskoj prozy (vtoraya polovina XX veka) [The Phenomenon of village prose (the second half of the XX century)]. Author. dis. ... d-ra filol. Sciences. M., 2002. 49 p.

Bol'shoj psikhologicheskij slovar' [Big psychological dictionary]. Ed. by B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. M.: Praym-2007 Publ. 402 p. Available at: http://www.alleng.ru/d/psy/psy013.htm (accessed 01.01.2017)

Brubaker R., Cooper. F. Za predelami identichnosti [Outside identity]. Ab Imperio. 2002. № 3. Pp. 61-114. Available at: http://www.twirpx.com/file/749263/ (accessed 01.01.2017)

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

Vakhitova T.M. Astafyev Viktor Petrovich [Astafev Viktor Petrovich]. Russkaya literatura XX veka: prozaiki, poehty, dramaturgi [Russian literature of XX century: novelists, poets, playwrights]. Ros. akad. nauk, In-t rus. lit. M.: OLMA-PRESS invest, 2005. Vol. 1. Pp. 121-126

Verkhoturov D. Chto takoe sibirskaya natsiya? Audiozapis' lektsii 13.10.2011 [What is the Siberian nation? Audio lectures 13.10.2011]. Available

at: http://schriftsteller.livejournal.com/632355.html (accessed 01.01.2017)

Goncharov P.A. Tvorchestvo V.P. Astafeva v kontekste russkoj prozy 1950-1990-kh godov [The Work of V. P. Astafiev in the context of Russian prose of the 1950-1990 years]. M.: Vyssh. shk. Publ., 2003. 385 p.

Goncharov P.P. «TSar'-ryba» V.P. Astafeva: zhanrovaya i kompozitsionnaya funktsiya obraza Sibiri [Tsar'-Ryba V.P. Astafiev: genre and compositional function of the image of Siberia]. Dis. ... kand. filol. nauk. Michurinsk, 2007. 216 p.

Gumilev L.N. Ehtnogenez i biosfera Zemli [Ethnogenesis and biosphere of the Earth]. SPb.: Crystal Publ., 2001.

Ermolaev V.Y. Tolkovyj slovar' ponyatij i terminov teorii ehtnogeneza L.N. Gumilyova [Explanatory dictionary of concepts and terms of the theory of ethnogenesis L.N. Gumilev]. L.N. Gumilyov. EHtnogenez i biosfera Zemli [L.N. Gumilev.Ethnogenesis and biosphere of the Earth]. L.: Leningrad University Publ, 1989. Available

at: http://maystemi.com/publication.php?id=43500 (accessed 01.01.2017)

Lazareva O.V. Problema russkogo natsional'nogo samosoznaniya v proze I. A. Bunina 1910-1920-kh gg.: formy khudozhestvennogo vyrazheniya, ehvolyutsiya [The Problem of Russian national identity in the prose by I.A. Bunin 1910-1920-ies: forms of artistic expression, evolution]. Dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.01. M., 2006. 180 p.

Martazanov A.M. Ideologiya i khudozhestvennyj mir «derevenskoj prozy»: V. Rasputin, V. Belov, V. Astafev, B. Mozhaev [Ideology and the art world "village prose" by V. Rasputin, V. Belov, V. Astafiev, B. Mozhaev]. Avtoref. dis. ... dokt. filol. nauk / S-Peterb. Gos. un-t. St. Petersburg, 2007. 30 p.

Murzina I.I. Fenomen regional'noj kul'tury: Bytie i samosoznanie [The Phenomenon of the regional culture: the Genesis and identity]. Dis. ... d-ra kul'turologicheskikh nauk: 24.00.01. Ekaterinburg, 2003. 237 p.

Nedoshivin G.A. Narodnost' iskusstva [Folk art]. Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya [The Great Soviet encyclopedia]. Ed. 3-E. M.: Soviet encyclopedia Publ., 1974. P. 280.

Niva J. K voprosu o novom "pochvennichestve": moral'nyj i religioznyj podtekst «Tsar'-ryby» Viktora Astafeva [The question about the new "pochvennichestvo": moral and religious overtones "King-fish" of Victor Astafiev]. Odna ili dve russkikh literatury [One or two Russian literature]. Lausanne, 1981. Pp. 58-143. Available at: http://russia-west.ru/viewtopic.php?id=632 (accessed 01.01.2017)

Ondar L.M. Vzaimosvyaz' strukturnykh komponentov natsional'nogo samosoznaniya lichnosti (Na primere tuvinskikh podrostkov) [The Relationship of the structural components of national identity of the individual (For example, Tuvan adolescents)]. Dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.01. Krasnoyarsk, 2006. 200 p.

Osnovy marksistsko-leninskoj ehstetiki [Fundamentals of Marxist-Leninist aesthetics]. M: Gospolitizdat, 1966. 640 p.

Razmahnina V.K. Astafev i Sibir' [Astafiev and Siberia]. Nauchnyj ezhegodnikKrasnoyar. gos. ped. un-ta. Krasnoyarsk: Krasnoyar. state. ped. un-t Publ., 2002. Vol. 3. Vol. 2. Pp. 163-197.

Sotsiologicheskij ehntsiklopedicheskij slovar': na russkom, anglijskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh [Sociological encyclopedic dictionary: in English, Russian, German, French and Czech languages]. Editor-coordinator academician G.V. Osipov.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 156-169

Национальное и региональное самосознание в творчестве В.П. Астафьева (к постановке

проблемы) Л.Г. Самотик

M.: Publishing house NORM (Publishing group NORM-INFRA-M), 2000. 488 p. Available at: http://www.twirpx.com/file/204859/ (accessed 01.01.2017)

Tishkov V.A. O Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda: raz"yasneniya dlya retrogradov i natsionalistov i preduprezhdeniya dlya chinovnikov i politikov [On the population census of 2010: clarification for the reactionaries and nationalists and warnings for officials and politician]. Ehtnologicheskij monitoring perepisi naseleniya [Ethnological monitoring census of population]. Ed. by V.V. Stepanov Moscow: IEA RAN, 2011. Pp. 15-30. Available at: http://demoscope.ru /weekly/2011/0491/nauka02.php (accessed 01.01.2017)

Filosofskij ehntsiklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. M.: INFRA-M Publ., 2002. 576 p.

Chmykhalo B.A. Molodaya Sibir': regionalizm v istorii russkoj literatury [Young Sibir': regionalism in the history of Russian literature]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk pedagogical Institute Publ., 1982. 200 p.

Shklovsky V.B. Iskusstvo kak priyom [Art as a method]. O teorii prozy [On the theory of prose]. Moscow: Krug Publ., 1925. Pp. 7-30. Available at: http://www.opojaz.ru/manifests//kakpriem.html (accessed 01.01.2017)

Shlyonsky G.M. Povest' i rasskaz. V.P. Аstafev [Story and the story. V.P. Astafyev]. Ocherki russkoj literatury Sibiri [Essays on Russian literature of Siberia]. Vol. 2. Novosibirsk: Nauka Publ., 1982. Pp. 518-523.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Самотик Людмила Григорьевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего языкознания

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89 E-mail: samotiklg@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Samotic Lyudmila Grigoryevna, Doctor of Philology, Full Professor, Professor of the Department of General linguistics

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P.Astafiev 89 street A. Lebedevoy, Krasnoyarsk 660049 Russia E-mail: samotiklg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.