Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ТУРКМЕН'

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ТУРКМЕН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОД / ОЦЕНКА / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оразгелдиева Джемал

В данной работе рассматривается вопрос развития культуры и обычай через призму истории. Проведен перекрестный и сравнительный анализ культурных ценностей народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL DREAM OF TURKMEN

This paper discusses the development of culture and custom through the prism of history. A cross and comparative analysis of the cultural values of peoples has been carried out.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ТУРКМЕН»

УДК 24.00.01

Оразгелдиева Джемал

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ТУРКМЕН Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос развития культуры и обычай через призму истории. Проведен перекрестный и сравнительный анализ культурных ценностей народов.

Ключевые слова Анализ, метод, оценка, история, культура, ценности.

Orazgeldieva Jemal

Turkmen state institute of economics and management

Ashgabat, Turkmenistan

NATIONAL DREAM OF TURKMEN Abstract

This paper discusses the development of culture and custom through the prism of history. A cross and comparative analysis of the cultural values of peoples has been carried out.

Keywords

Analysis, method, evaluation, history, culture, values.

Туркменистан-страна древнейших цивилизаций и великих традиций. Многочисленные исторические факты и документальные свидетельства однозначно указывают на то, что древнейшим центром культурного коневодства являются оазисы Центральной Азии, и, в первую очередь, Туркменистана, где, как считают многие специалисты, лошадь и была впервые одомашнена далёкими предками туркменского народа. Доказательством этому служат находки, обнаруженные в разное время в результате раскопок археологических памятников Туркменистана.

Действительно, первые свидетельства о домашней лошади происходят именно с юга нашей страны - на обломке керамического сосуда из Кара-депе, датируемом IV тыс. до н.э., имеется изображение лошади. На поселениях Алтын-депе и Улуг-депе в слоях второй половины III тыс. до н.э. были найдены две статуэтки лошади. Описание глиняной фигурки из Алтын-депе совпадает с описанием ахалтекинской лошади - слегка горбоносый и сухой профиль, торчащие уши, аккуратно подстриженная грива (что говорит об ухоженности лошади и т.д.).

Археологические раскопки на городище Гонур-депе дали исключительно богатый материал, свидетельствующий о том, что в III-II тыс. до н.э. на территории Туркменистана лошадь использовалась не только в качестве упряжного домашнего животного, но она уже ходила под седлом. Еще в 2001 г. в некрополе Гонур-депе была раскопана могила жеребенка, лежащего в полном анатомическом порядке. В том же году среди множества найденных изделий были обнаружены бронзовые, серебряная и фаянсовые рожки - духовые музыкальные инструменты (5 экземпляров) с широким раструбом, служившие для тренинга лошадей.

Археолог В.И.Сарианиди пишет о том, что последние сомнения скептиков относительно

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

коневодства в архаической Маргиане исчезли после того, как следом за рожками в одной из богатых могил гонурского некрополя нашлась миниатюрная бронзовая скульптура в виде головы лошади с длинной шеей, настороженно поднятыми ушами и большими, как у ахалтекинца, глазами. Это совершенно уникальное изделие при длине всего в 7 сантиметров являлось навершием деревянного посоха, который, конечно, истлел за тысячи лет пребывания в земле.

Итак, есть все основания считать, что, по крайней мере, на рубеже III-II тысячелетий до н.э., т.е. свыше 4000 лет назад, древние племена Туркменистана уже были знакомы с коневодством и разводили в своем хозяйстве домашних лошадей. Не доказано, но в высшей степени вероятно, что тем самым было положено начало селекции элитарных пород, что в конечном счете привело к созданию ахалтекинской родословной.

В последующие годы на Гонур-депе были обнаружены новые артефакты: в гробнице у "большого водоема" извлечена еще одна серебряная сигнальная труба - инструмент для подачи команд для лошадей и всадников; там же найдена и каменная статуэтка оседланного скакуна - "едва ли не самое раннее бесспорное свидетельство наличия верховой лошади в Центральной Азии, что имеет принципиально важное значение для истории коневодства Востока".

В VII в. до н.э. из Центральной Азии вновь двинулись на запад воинственные племена туранцев, которые были известны под различными именами: скифы, саки, массагеты, дахи, киммерийцы, парфяне, сарматы. Уже в то время они разделялись на тяжеловооруженных и легковооруженных всадников. Причем броней были защищены и кони.

Парфянская Ниса, расположенная в Южном Туркменистане, является древнейшим очагом разведения лошадей. Отсюда выводились ежегодно ко двору ахеменидских царей 20 тысяч жеребят для празднеств в честь Митры.

В конце XIX в. Боде писал: "Нет сомнений, что кони теке - потомки знаменитых в древности ниссейских коней; округ Нисса и развалины города того же имени входят в состав нынешних теке -туркменских владений".

Вполне вероятно, что знаменитый Буцефал Александра Македонского, которым он очень дорожил и которого седлали в самые ответственные минуты сражения, был из породы прекрасных нисейских лошадей. Генуэзец Марко Поло в XIII в. писал, что у туркмен были резвые лошади, "копыта которых столь тверды, что не нуждаются в ковке; они взбегают галопом на самые крутые горы; там, говорят, еще недавно были жеребята с отметиной на лбу из породы Буцефала, происшедшей от знаменитого коня Александра Македонского".

Российский журналист Е. Лепетухин прямо называет Буцефала ахалтекинцемб. Буцефал, прожив 25 лет, погиб в одном из боёв в Индиию. Александр устроил коню похороны и приказал соорудить ему памятник, а также заложил первый камень основанного впоследствии города под названием Буцефалы.

Таким образом, именем ахалтекинского скакуна ещё в IV в. до н.э. назван целый город.

С начала XX века туркменские кони появляются на выставках в городах России и Европы, привлекая внимание и вызывая всеобщее восхищение. В 1935 г. был создан Государственный племенной рассадник ахалтекинцев, с того же года на ахалтекинскую и йомудскую породы лошадей стали вести Государственные племенные книги. Тогда же, в 1935 г., был совершен героический конный переход (4300 км за 81 день) из Ашхабада в Москву. А через 10 лет один из участников этого знаменитого пробега, белый жеребец Араб стал конем Победы. В тот день, когда маршал Г.К. Жуков, сидя на своем самом любимом скакуне, принимал парад на Красной площади, кадры кинохроники запечатлели для потомков и триумф туркменского коневодства.

И только с обретением Туркменистаном независимости в 1991 г., началась широкомасштабная

государственная кампания по сохранению ахалтекинских и йомудских лошадей. В Туркменистане было образовано Государственное объединение "Туркмен атлары" (такого министерства нет ни в одном государстве мира).

В Ашхабаде введен в строй Ахалтекинский конный комплекс. Это - крупнейший в Центральной Азии суперсовременный комплекс, раскинувшийся у подножия Копетдага.

Ежегодно по всей стране с размахом отмечается национальный праздник туркменского скакуна, в рамках которого в туркменской столице проводится международный научный форум по развитию коневодства.

Огромный восторг тысяч зрителей торжественного парада, проходившего 9 мая 2010 года в Москве, вызвало гордое шествие по Красной площади туркменского воина верхом на ахалтекинском скакуне -великолепном Гырате, имеющем ту же родословную, что Г.М. Жуков принимал знаменитый Парад Победы в 1945 году. В эти мгновения сердце каждого туркмена еще раз переполнилось гордостью за своих "небесных скакунов".

В апреле 2011 г. во всех пяти велаятах (областях) Туркменистана были введены в строй одновременно суперсовременные конноспортивные комплексы.

В эру Возрождения новой эпохи могущественного государства в целях стимулирования развития отечественного коневодства, переживающего подлинный подъём, приумножения мировой славы ахалтекинцев в стране учреждён конкурс на лучшего представителя этой легендарной породы-своеобразный смотр красоты непревзойденных скакунов, ставший бесценным достоянием не только туркменского народа, но и всей человеческой цивилизации. В стране созданы все условия для выращивания чистокровных лошадей, и нет сомнений в том, что племенной генофонд будет бережно сохранен и передан благодарным потомкам как бесценное духовное богатство. Список использованной литературы:

1. Сарианиди В.И. Статуэтка лошади с Алтын-депе // Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1973.

2. Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в древней дельту р. Мургаб. Ашхабад, 2002.

3. Сарианиди В.И. Гонур-Депе. Город царей и богов. Ашхабад, 2005.

4. Гундогдыев О. А. Конь и конница у туркмен. Ашхабад, 1999.

5. Марко Поло. Книга / Пер.И.П.Минаева.- М.,1955.

6. Лепетухин Е. Ахалтекинцы // Советская культура.-1990.

7. Заянчковский И.Ф. На службе человека.-Уфа, 1977.

©Оразгелдиева Дж. 2022

Романова Юлия Андреевна

Библиотека Российской академии наук Тилева Екатерина Анатольевна

Библиотека Российской академии наук г. Санкт-Петербург, РФ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТЫ ПО СОХРАННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КОНСЕРВАЦИИ

Аннотация

Обеспечение сохранности фондов библиотек - сложная и многоплановая задача. Количество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.