Научная статья на тему 'Национальное богатство креативного общества, его элементы и оценка'

Национальное богатство креативного общества, его элементы и оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ (ИННОВАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО / CREATIVE (INNOVATIVE) SOCIETY / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / NATIONAL WEALTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев В.А.

Богатство является одной из главных целей креативного общества. В свою очередь, национальное богатство в креативном обществе складывается из человеческого, производственного, финансового, инновационного капиталов, природных ресурсов, потребляемого обществом конечного продукта, социального и международного каптала. Как оценить богатство креативного общества? Читайте об этом в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National wealth of the creative community, its elements and evaluation

Wealth Is one of the main goals of the creative community. In turn, the wealth of creative society consists of human, Industrial, financial, Innovation capital, natural resources, the final products consumed by society, social and international capital. How to evaluate the richness of the creative community? Read this article.

Текст научной работы на тему «Национальное богатство креативного общества, его элементы и оценка»

Девиз: Лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным

Окончание. Начало в «рп» №№ 6 (2), 7, 2009

_Аннотация

Богатство является одной из главных целей креативного общества. В свою очередь, национальное богатство в креативном обществе складывается из человеческого, производственного, финансового, инновационного капиталов, природных ресурсов, потребляемого обществом конечного продукта, социального и международного каптала. Как оценить богатство креативного общества? Читайте об этом в статье.

Журавлев В.А.

канд. экон. наук, доцент кафедры логистики и менеджмента Международного института трудовых и социальных отношений, г. Минск.

креативное общество

и национальное богатство

национальное богатство креативного общества,

его элементы и оценка

2. Производственный капитал оценивается как сумма балансовой остаточной стоимости материальных и нематериальных активов и дисконтированных доходов отраслей (3). При прогнозной оценке стоимости материальных и нематериальных активов надо учитывать их выбытие за счет износа и обновление за счет инвестиций. Коэффициент обновления основных фондов в России на конец 2003 г. составил 1,9%, а коэффициент выбытия - 1,1% (6). В настоящее время считается, что поток доходов отраслей должен быть уменьшен на величину при-

родного капитала, потребленного в процессе хозяйственной деятельности (природная рента и ущерб от загрязнения окружающей среды) (7).

3. Финансовый капитал равен чистым финансовым активам (финансовые активы минус обязательства) предприятий, организаций, банков, государства, граждан (без активов за рубежом, см. международный капитал).

4. Элементами инновационного капитала являются расходы на науку (фундаментальные и прикладные исследования), на опытно-конструкторские и технологи-

Таблица 41

Оценки важности (перспективности) направлений развития инновационного капитала

Важность (перспективность) направлений Очень важные Важные Менее важные Не важные Ненужные (устаревшие)

Баллы 10 7 3 0 -10

Коэффициенты важности (перспективности) 1,4 1,0 0,4 0 -1,4

ческие разработки, количество магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, направления исследований и разработок, количество патентов на 1000 жителей, система защиты ОИС, доля высокотехнологичных отраслей и производств, доля высокотехнологичной продукции в экспорте.

Оценка инновационных направлений и природного капитала

С целью учета роли инноваций в развитии креативного общества при оценке стоимости национального богатства целесообразно учитывать важность (перспективность) направлений использования ресурсов и получаемых результатов по таблице 4 (см. выше). Коэффициенты важности определяются как отношения баллов направлений к баллу важного направления.

Классификация направлений инноваций по уровням важности (перс-

1 В статье приводится сквозная нумерация таблиц и формул (начало и продолжение см. в «рп» №№ 6 (2), 7 (1), 2009 - прим. ред.

пективности) дается экспертами с учетом мирового развития. Оценка затрат и результатов по направлениям с учетом их важности и перспективности дается в таблице 5 (см. на с. 38).

Оценка

затрат и результатов к базовому году

5. Элементами природного капитала являются: экологическая обстановка, пахотная земля, территория для проживания, пресная вода, гидроэнергетические ресурсы, лес, нефть, газ, минеральные ресурсы, растительный и животный мир, транспортная инфраструктура (водные магистрали, выходы к морю), солнечная и геотермальная энергия (4, 5].

Ключевые слова:

креативное (инновационное) общество,

национальное богатство Keywords:

creative (innovative) society, national wealth

Таблица 5

Оценка взвешенных затрат и результатов по направлениям инноваций

Направления Коэффициенты Затраты (результаты), Взвешенные

инновации важности ден. ед. затраты (результаты)

1. а1 с1 а1-х с1

2. а2 с2 а2х с2

3. а3 с3 а3х с3

Сумма

Таблица 6

Оценка лесных ресурсов с учетом качества

Лесные ресурсы Количество, нат. ед. (тыс. га) (А) Цена 1 тыс. га, ден. ед. (В) Стоимость, всего, ден. ед. (А х-В)

1. Высокого качества

2. Среднего качества

3. Низкого качества

Сумма

Каждый из элементов природного капитала по качеству можно разделить на три группы (высокого, среднего и низкого качества), которые оцениваются в стоимостном выражении или в баллах по отношению к уровню наиболее развитых стран. Например, оценка лесных ресурсов дается в таблице 6 (см. выше).

Аналогично оцениваются и другие элементы: пахотная земля, территория для проживания, вода и др. Экологическая обстановка задает повышающий или понижающий коэффициент оценки территории для проживания, или всего природного капитала по коэффициенту качества обстановки, аналогично расчетам, произведенным в таблицах 3 или 6.

Прогноз динамики природного богатства общества строится с учетом его выбытия и увеличения за счет инвестиций по модели:

ПК(1 +1) = ПКЦ) - М ■ 0П(!) + УК ■ ипкщ-эщ, ПРЦ +1) = ПР(1) - УК ■ ИПЩ+УР ■ ИПР(1\ ПП(1 + ]) = Я/7(0 - УР ■ ИПР(1) + УП ■ ИПП(1),

(5)

где ПЩ), ПРф, ППф - природные капитал, ресурсы и потенциал в натуральном выражении, в году I соответственно; МП - норма потребления природного капитала при производстве продукции; ОПф - объемы производства продукции в году t; ЭЩ) - экспорт природного капитала; ИПЩ), ИПР^), ИППА) - инвестиции в увеличение природных капитала, ресурсов и потенциала соответственно; УК, УР,

УП - увеличение природных капитала, ресурсов и потенциала соответственно, на единицу инвестиций.

Инвестиции в увеличение природных ресурсов и потенциала включают инвестиции в восстановление природных ресурсов. Отдельно рассматриваются инвестиции в обеспечение качества экологической обстановки в стране.

Оценка потребительского, социального

и международного капиталов

6. Элементами потребительского капитала являются ассортимент, качество и объемы потребляемых обществом конечных продуктов и услуг, в том числе имущество домашних хозяйств. Богатство граждан является целевой, главной частью национального богатства креативного общества. Потребительский капитал следует оценивать в стоимостном выражении, с учетом качества (см. табл. 7 ниже) по группам потребительских товаров: жильё, продукты питания, мебель,

.. .считается, что поток

доходов отраслей должен быть уменьшен на величину природного капитала, потребленного в процессе хозяйственной деятельности (природная рента и ущерб от загрязнения окружающей среды)

одежда, бытовая техника, автомобили, услуги населению. Если граждане не могут иметь и улучшать все элементы своего богатства, то общество не может считаться богатым. 7. Элементами социального (общественного) капитала являются расходы бюджетов всех

№ Конечный продукт Коэффициент качества (А) Стоимость, ден. ед. (В) Взвешенная стоимость (А-В)

1 Жилье

2 Продукты питания

3 Одежда

4 Мебель

5 Бытовая техника

6 Автомобили

7 Услуги (ЖКХ, транспортные и др.)

Сумма

Таблица 7

Оценка потребительского капитала общества

богатство граждан является целевой, главной частью национального богатства креативного общества

уровней на социальные цели; количество и расходы общественных и предпринимательских союзов, организаций и партий; количество занятых в общественных, предпринимательских организациях и партиях; государственные законы, их социальная и гуманитарная направленность; информационные, транспортные и социально-экономические коммуникации между городами и регионами.

8. Международный капитал включает расходы общества на международные связи в социально-экономической и политической сферах, активы за рубежом, внешнеторговый товарооборот, объемы экспорта, импорта и сальдо во внешней торговле, платежный баланс страны.

Стоимостная оценка элементов социального и международного капитала должна учитывать их качество, по аналогии с таблицами 3, 6, 7.

Такой подход позволяет анализировать структуру национального богатства, давать ему оценку как в стоимостном, так и в качественном отношении, и разрабатывать на этой основе эффективные мероприятия по его увеличению и разви-

тию в кратко-, средне-, и в долгосрочной перспективе. Как показывают международные финансовые и экономические кризисы, необходимо также иметь эффективную систему (механизмы и инструменты) обеспечения устойчивого количественного и качественного роста и безопасности национального богатства креативного общества. Важнейшим фактором увеличения национального богатства общества является инновационная политика в различных его сферах. Бюджетно-налоговая система страны должна быть построена в интересах развития всего общества, а не отдельных социальных групп.

Литература

1. Журавлев В.А. Креативное общество - новая парадигма развития стран в XXI веке // Креативная экономика. - 2008. - №11.

2. Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества // Креативная экономика. - 2009. -№5.

важнейшим фактором увеличения

национального богатства общества является инновационная политика в различных его сферах

3. Сколько стоит Россия / И.А. Николаев и др.; под ред. И.А. Николаева. - М.: ЗАО «Иэд-во Экономика»: Изд. центр «Елима», 2004. -400 с.

4. Лицкевич Е.В. Национальное богатство: теоретико-методологический анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Уфа, 2005.

5. Башнев М.А. Природно-ре-сурсный фактор в структуре национального богатства. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Казань, 2008.

6. Наумова Е.В. Трансформация элементов национального богатства в условиях новой экономики. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Саратов, 2006.

бюджетно-налоговая система страны должна быть построена в интересах развития всего общества, а не отдельных социальных групп

7. Дарбалаева Д.А. Природный капитал в устойчивом развитии эколого-экономической системы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Улан-Удэ, 2008.

Zhuravlev V.A.

Cand. of Econ. Sci., assistant professor of logistics and management, International Institute of Labor and Social Affairs, Minsk, Belarus.

Creative Society and its national wealth

National wealth of the creative community, its elements and evaluation

_Abstract

Wealth is one of the main goals of the creative community. In turn, the wealth of creative society consists of human, industrial, financial, innovation capital, natural resources, the final products consumed by society, social and international capital. How to evaluate the richness of the creative community? Read this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.