УДК 811. 512
Мальчакитова Наталья Юрьевна Natalia Malchakitova
НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТОВ «ДУША», «СУДЬБА» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ЭВЕНКОВ
THE NATIONAL-SPECIFIC MAINTENANCE OF CONCEPTS «SOUL», «DESTINY» IN A LANGUAGE PICTURE OF EVENKS
Рассматриваются особенности нацнонально-спе-цифического содержания концептов душа, судьба в языковой картине мира эвенков.
Выявлено национально-специфическое, культурное содержание концептов душа, судьба в языковой картине мира эвенков, показано своеобразное представление о мире, стереотипы и установки этноса
Ключевые слова: языковая картина мира, концепт, душа, судьба
The article considers the national-specific maintenance of concepts «soul», «destiny» in language picture of Evenks. The aim of our research is to single out the national-specific, cultural maintenance of concepts «soul», «destiny» in a language picture of Evenks and to show original perception of the world, the stereotypes and the installa-tions of ethnos
Key words: language picture, concept, soul, destiny
Информация, которая содержится в языке, свидетельствует об особом мировосприятии и видении народа. Это особое видение мира и составляет богатство картины мира любого языка, является результатом мировосприятия народа. Как считает В.А. Маслова, языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе, как элементу мира). Она задает нормы поведения человека в мире. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира [5; С. 65].
Таким образом, языковая картина мира — отраженная в языке действительность, определенный способ концептуализации мира. И каждый язык имеет свою особенную картину мира. Иначе говоря, язык изображает собственную картину мира.
Концепт является единицей языковой картины мира. К определению данного по-
нятия ученые подходят с разных аспектов: психолингвистического, лингвокультурного, когнитивного, философского. В данном случае мы подходим к определению концепта как лингвокультурного понятия. Так, к пониманию концепта как единицы культуры подходит Ю.С. Степанов: «Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек... входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [7; С. 40]. Концепт, как ментальная сущность, имеет национально-специфические черты. Национально-специфическое содержание концептов обусловлено мировидением, национальной культурой, обычаями и верованиями, историей этноса. Так, каждая культура имеет набор своих концептов. Они существуют в языковом сознании и связываются с самосознанием человека. Поэтому
цель данного исследования — выявить национально-специфическое, культурное содержание концептов душа, судьба в языковой картине мира эвенков, а также обнаружить и показать это своеобразное представление о мире, стереотипы и установки этноса.
Концепты душа, дух, судьба являются универсальными — они существуют во всех лингвокультурах и так или иначе связаны между собой. Вместе с тем, для каждого языка характерны специфические национальные черты.
В мировоззрении эвенков представления о душе и судьбе тесно перекликаются. В языке имеется несколько наименований душ. Как полагает А. Ф. Анисимов, одна из этих душ — маин «душа-судьба». Душамаин
— невидимая для простого смертного нить,
Де циду ананатын Севултын биркэл болла гуннэ Аят адулана ичэтми,
Эр утэн дюва дютариду Увагас сэксэдук онилкан Эр колумтанду ананча Того эИэкэвэ илаттыду Тынис тэкэн сэксэдук дилгалкан,
Умун аи эвэнкин оскечэ-балдыча ивит
Приведенные нами примеры показывают, что эвенки верят в предопределение судьбы. Судьба маин дана свыше. Все зависит от верховного божества Маин, который может повернуть человеческую жизнь в хорошую сторону пли наоборот. Оно имеет два значения. Так, в эвенкийско-русском словаре А.Н. Мыреевой значение слова маин I определяется как дух-хозяин Верхнего мира, хозяин душ человеческих, святой, дух-хозяин зверей; охотничье счастье; душа, а значение маин II означает неудачу (на охоте, при стрельбе) [6; С. 351].
К верховному божеству Маин обращались шаманы во время камлания и просили у него благополучие и удачу для своих сородичей [1; С.195]. Считается, что с рождением ребёнка появляется на свет и его судьба маин. Таким образом, судьба предопределена, предначертана свыше. И в языковой картине эвенков название божества и понятие судьбы обозначено одним словом маин.
которая идет от головы человека вверх на Угу Буга (доел. Верхний мир), в руки верховного божества. В эвенкийском языке это божество имеет разные названия: Амака, Сэвэки, Маин. Одно из этих слов Маин означает: «хозяин душ людей, судьбы»; «хозяин Верхнего мира, бог»; «счастье». В руках верховного божества Маин сосредоточены судьбы эвенков — нити, с помощью которых он управляет людьми [1; С. 109-118]. Например: <Ухикэнин урумкун бичэ>> «Веревка его короткой была», т.е. это ему на родубылонаписано [4; С. 75].
Много примеров находим и в устном народном творчестве эвенков. В эвенкийском сказании «Со бэе Содани мата» (Храбрый Содани-богатырь) читаем:
Если хорошо присмотреться,
Думая, что это за оружие,
Для кого оно предназначено, —
Оказывается, родился и вырос один эвенк-аи, Которому по жидкой крови было суждено Стать этого утэна хозяином,
По крепкой родовой крови его предназначено, Лредопределено разводить Втомочагеогонь-дедушку [9;С. 132-133].
В мировоззрении эвенков судьба представлена в виде нити. И если ниточка по какой-либо причине оборвется, то жизнь человека прерывается, т.е. жизнь эвенка зависит от божества Маин. Отсюда следует, что судьба маин непредсказуема, ее нельзя как предугадать, так и изменить.
По представлениям эвенков, человек имеет несколько душ: ханян «душа — тень // отражение», бэен «телесная душа (доел, душа // тело)», маин «душа-судьба», каждая из которых несет определенное предназначение. Так, ханян находится при человеке в виде тени, отражения, пока тот живет. Эвенки считали, что ханян может покидать человека и уходить, куда ей вздумается: охотиться, рыбачить и т.д. Поэтому полагали, что нельзя человека будить неожиданно, т.к. ханян не успеет вовремя добежать до спящего и человек может заболеть (лишиться души).
Бэен всегда находится в теле человека и
никогда его не покидает, пока человек жив. Воспринимается в облике тела человека.
Третья душа — Майн — находится не в человеке, а в истоке мифической родовой реки — мумоци хокто бира (доел, водное пространство — дорога-река»). У истоков этой мифической родовой реки растут прекрасные леса с пастбищами. Там много зверя, птицы и рыбы. В этой обетованной земле и живут души эвенков маин. Но каждая живет по-своему, врозь и в разном достатке.
Вместе с тем, вместо множества душ фигурирует единая душа-творение — <<оми>>. После смерти ханян удаляется от тела покойного и принимает новое качество. Она становится источником творческого начала (зарождения) и перевоплощения, что и подчеркивается ее новым названием. Название оми происходит от о-ми, что означает:
1) стать, возникнуть, появиться, образоваться;
2) создать, сотворить, образовать;
3) сделать, исполнить, произвести;
4) настать, прийти, наступить [1; С. 190].
Душа является жизнью, средством жизни. Омин — бэе индевунин — «Душа — это средство жизни»; Бэе индевунин омин мэндыкэн — «Средство жизни человека — сама его душа». Эвенки также полагают, что душа — это и разум: Бэе дялин, омин умукэн-дэ — «Ум человека и душа — одно и то же». Видимо, поэтому считается, что оми находится в голове.
Эвенки связывают оми и с дыханием человека эриксэ. Сообщая ее местонахождение, эвенки полагают, что оми помещается в эмугдэ (общее название сердца и легких). Следовательно, эмугдэ приняло значение«душа» [3; С. 224].
Душа есть и у животных, местом обитания которой являются наиболее развитые органы: например, у пушных — нос
... Дюлакин дэрэлкэн,
Дялкинтыма му дялалкан,
Эенэмэ энин омилкан,
Боско дылилкан
(<<оцоктолди упкатван амтадяран «носом все чует»). Считается, что эти части животных могут принести человеку добро (охотнику — удачу, людям — здоровье), поэтому их хранят.
Личные имена эвенков также тесно связаны с представлениями о душе. Имя считается одним из воплощений души, поэтому его не выбирают заранее, а дают его уже родившемуся ребенку. У эвенков в прошлом обычно было два имени. Одно — основное, главное хэгдыгу, его дают сразу после рождения, второе эвибгэн — шутливое, или кличка. Оно давалось для того, чтобы обмануть злых духов, которые могут наслать болезнь или неудачу [2; С. 69].
В картине мира эвенков душа настолько самостоятельна, что она может покидать тело и заниматься своими делами: охотиться, рыбачить, ходить по стойбищу и т.д. Она имеет свойства перевоплощения, вечной жизни, перемещения внутри человека, ло-кализованность, связь с загробным миром и т.д. В языковой картине эвенков душа
— средство жизни: <<Дылачакур этыркэн омидин алгана аривум — духом старика Дылачанкура богословив, тебя оживил». Шамана, который лечит больного, эвенки называют Омилак «добыватель душ».
Наиболее четко национально-специфическое восприятие действительности проявляется в устойчивых сочетаниях. Например, имеет интересное значение такой фразеологизм: <<Омилватын девми «наслать болезнь» (доел, души их съесть).
В эвенкийской языковой картине душа ощутима, может восприниматься в облике тела человека, например, бэен «телесная душа». Слово душа имеет больше универсальных свойств, но также не лишена и национально-специфических черт.
Так, в героическом эвенкийском сказании «Со бэе содани мата» мы нашли такие строки:
... Среднейземли-материхозяин,
С двумя ногами,
С голым лицом,
С гибкими суставам
Урацкай эвэнки гунмури итчилкэн Бимчэ бичэн гуннэ
Аят эли-тали Иэринэ уйденэ ичэми — ...
В комментариях к тексту А.Н. Мырее-вой объясняется, что здесь речь идет о душе (обозначаемой словом оми), способной как бы течь (от эен- «течь, литься, протекать», находясь в воздухе рядом с человеком, ко-торомуонапринадлежит) [9; С. 372].
Каждый предмет, будь он одушевленным (живым) или неодушевленным, считают эвенки, имеет свою душу — оми. Например, огонь имеет своего бога — пожилую женщину. Каждая речка, дерево имеют своих духов. Со смертью дерева, оленя и т.д. оми покидает их навсегда. Упавшее дерево, не увядшее, сухое — это уже без собственного оми [8; С. 107]. Действительно, эвенки, издревле живя рядом с природой, очеловечивают ее. Поэтому каждый кустик, камень, гора, ручей имеет свою душу, называемую мусун ~ мухун «сила движения». Понятие мусун очень сложное. Оно соответствует понятию «психическая энергия» («живая энергия»). Неживые, на современный взгляд, вещи, в системе традиционного мировоззрения эвенков живы, т.к. обладают силой мусун. Отсюда у эвенков существует много запретов одё, которые остерегают человека от того, чтобы он нечаянно, ненамеренно не убил эту жизненную силу в каком-либо предмете: <<Экэл улерэ дуннэвэ — мусунмэн хэрэкидицэс» — «Не рой землю — поранишь ее мусун»; <<Экэл дё-лово япчура — мусунман вадицас» — «Не дроби камни без надобности — убьешь мусун» [4; С. 59].
Вещи, созданные человеком, тоже могут иметь мусун. Термином му сучи назы-
С текучей душой-матерью С легко поворачивающейся головой С именем эвенка-уранкая — [9;С. 130].
вались предметы, изготовленные человеком, например, лук-самострел, убивающий лося. Му сучи, мухулкэн (доел, имеющий мусун) — так говорится и о вещах, памятных и дорогих человеку, подаренных ему. Такие вещи имеют мусун, т.к. несут в себе неосязаемый, но вполне ощутимый заряд доброго — того, что желал нам даривший и любивший нас человек [4; С. 60]. Отсюда у эвенков многие обряды и традиции связаны с данным представлением о душе, как некой движущей живой силе, которая может вести самостоятельную жизнь.
Оми «душа человека» не всегда уходит в потусторонний мир. Она может остаться поблизости, где умер человек. У всех людей, умерших неестественной смертью, не от старости и не от болезней, умершие самоубийством и утоплением, — их души не уходят, а витают вокруг да около [8; С. 107].
Таким образом, в представлениях о душе и судьбе у эвенков зафиксировались все стороны живой и неживой физической и духовной активности человека, а также связи человека с живой и неживой природой. Концепты душа, судьба, являясь ключевыми для языковой картины эвенков, обладают лингвоспецифичностью. Они имеют в себе такую ключевую идею, которая характерна только для эвенкийского языка. В этом и есть особенность восприятия окружающего мира эвенками. Каждый народ образует концепты тех фрагментов действительности, которые важны для него.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Представления эвенков о душе и проблема происхождения анимизма // ТрудыИн-таэтнографииАНСССР. —Т. 14. — 1951. — С. 190-195.
2. Арчакова О.Б., Трифонова Л.Л. Мифологические представления эвенков. — Благовещенск, 2006.
3. ВасилевичГ.М. Эвенки: Историко-этнографическиеочерки (ХУИ-ХХвв.). — Л., 1969.
4. Варламова Г.И. (Кэптукэ). Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре. — Новосибирск, 2004.
5. Маслова В.А. Лингвокультурология. — М., 2001.
6. Мыреева А.Н. Эвенкийско-русский словарь (Эвэды-лучады турэрук). — Новосибирск, 2004.
7. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «языки русской культуры», 1997. — 824 с.,51 илл.
8. ШубинА.С. Эвенки. - Улан-Удэ, 2007.
9. Эвенкийские героические сказания. Сер. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск: Наука, 1990.
Коротко об авторе_________________________________________________Briefly about the author
Малъчакитова Н.Ю., аспирантка, Бурятский го- N. Malchakitova, post-graduate student, Buryat
сударственный университет (БГУ) state university
Научные интересы: исследование языковой картины эвенкийского языка, в частности, базовые лингвокультурные концепты в языковой картине эвенков
Scientific interests: language picture investigation of Evenks, basic lingvo-cultural con-cepts in language picture of Evenks