Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАКИСТАНЦЕВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ'

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАКИСТАНЦЕВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

245
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАКИСТАНЦЕВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАКИСТАНЦЕВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Шаислам Икрамович Акмалов

Международная исламская академия Узбекистана, доцент, кандидат политических наук, shaislamakmalov@gmail.com

Благодаря прагматической и дальновидной политике, осуществляемой в последние годы Узбекистаном в регионах Центральной и Южной Азии, удалось достичь расширения многоплановых и взаимовыгодных отношений с Исламской Республикой Пакистан, считающейся крупным государством в Южной Азии после Индии. Настоящий уровень двустороннего партнерства, отличающийся стратегическим характером, позволяет сторонам диверсифицировать дальнейшие связи в политической, экономической, торговой и культурно-гуманитарной сферах. Такое положение дел и перспективы всестороннего сотрудничества между различными субъектами сторон в экономической, инвестиционной-торговой и других областях обуславливает наличие достаточного уровня познаний узбекскими представителями государственных и частных структур об этнопсихологических и национальных особенностях пакистанских партнеров.

Среди стран южноазиатского региона Исламская Республика Пакистан занимает особое место. Данное государство в конфессиональном отношении тяготеет к странам исламского мира, чем и объясняется уникальность его историко-государственной традиции. Это обстоятельство указывает на важность и актуальность и по ныне вопроса о том, что из чего складывается пакистанская национальная идентичность и на чем основано национальное единство Пакистана. Новое государство образовалось путем расчленения обширной английской колонии на полуострове Индостан и прилегающей к нему материковой, северной, части. Поскольку Индостаном (Индией) на протяжении почти всего второго тысячелетия нашей эры управляли главным образом мусульманские династии, представленность мусульманской элиты в верхних слоях местного общества в середине-конце XIX в., была весьма высокой. Это, в определенной степени, являлось предметом постоянных споров о сущности понятия

May 21

283

«пакистанская нация», так как именно представлением о наличии особой идентичности было обосновано право мусульман Индостана на создание собственного государства. Следовательно, образование самостоятельного Пакистана представляет собой реализацию идеи мусульманской государственности в Южной Азии, впервые озвученной лишь в 1930 г. Известный поэт и философ Мухаммад Икбал считал, что консолидированное государство мусульман северо-западной Индии, должны войти Панджаб, Северо-западная пограничная провинция, Синд и Белуджистан.

Следует отметить, что в процессе последующего развития ИРП происходила трансформация самого понимания национальной идентичности, что в основном объясняется борьбой за национальное единство против этно-националистических движений. Эта борьба отражала взаимоотношения центральных властей и общественно-политических кругов, которые нередко прибегали к использованию самых разнообразных средств и инструментов с целью достижения своих политических целей. Усиление межэтнических противоречий в Пакистане, отсутствие общепризнанной концепции национальной целостности обуславливали накал внутриполитической нестабильности, порой переходящий в вооруженные противостояния. Одновременно с этим процесс «исламизации», который начал разворачиваться с 70-х годов ХХ века, выявил несостоятельность попыток использовать религию в качестве главной цементирующей силы пакистанской нации. Наличие среди пакистанцев последователей как суннитской, так и шиитской ветвей ислама, означало отсутствие единообразного представления о сути исламской общественной системы. В то же время, на протяжении 75-летней истории Пакистана наблюдается неуклонное укрепление позиций религии в общественной и политической жизни. Одновременно с этим возрастает влияние исламизма как идеологии, используемой религиозными партиями и организациями. При этом, начиная с этого исторического периода приоритетное значение получила идея исламской идентичности пакистанцев, заключавшаяся в том, что приверженность исламу является не просто основополагающим, но единственным системным признаком пакистанской нации.

По этнопсихологии, после образования государств люди, проживающие на их территории, подвергаются воздействии идеологии, законов, принятых на данной территории, существовавших ранее обычаев, традиций, убеждений, включая особенности

May 21

284

языка, это, в свою очередь формируют определённые взгляды, убеждения, стереотипы, модели взаимоотношений и поведения членов общества. Одновременно с этим в ходе исторических процессов серьёзное воздействие на психологию жителей различных государств оказывали определённые события: резкое изменение внутриполитической ситуации, расстановки внутриполитических сил, их ориентации, государственные перевороты, войны, значительные природные катастрофы. Эти факторы впоследствии на генетическом уровне передавались из поколения в поколение, формируя у представителей каждого народа, национальности и нации специфические психологические особенности. В этом разрезе Пакистан не исключение.

Следует отметить, что, говоря непосредственно о национально-психологических особенностях пакистанцев, представляется весьма сложным дать точный ответ на вопрос, какая же этническая общность в современном Пакистане на самом деле полностью соответствует данному понятию. Поскольку под этнонимом «пакистанцы» в первую очередь подразумеваются все жители современной Исламской Республики Пакистан, относящиеся по сути к разным национальностям, объединённым общей территорией, историей, культурой, этническими и религиозными традициями.

В административном плане Пакистан состоит из четырех провинций (Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), Белуджистан), федеральной столичной территории, а также Территории племен федерального управления (ТПФУ). Под контролем Пакистана находятся также так называемые "Северные территории" и "Азад (Свободный) Кашмир". ИРП пятая по численности населения страна в мире - 218 066 558 жителей по данным переписи 2020 года и вторая по численности мусульманского населения после Индонезии (соответственно, 276 и 205 млн мусульман).

Основные национальности - пенджабцы, пуштуны, синдхи, белуджи, брагуи. Государственный язык - урду, при этом на официальном уровне и в деловой переписке широко используется английский, который понимает более 20% населения городов, в первую очередь образованные слои общества, в провинции он почти не используется. В повседневной жизни широко используются также хинди, пенджаби, белуджи, пушту, фарси и другие восточные языки.

ИРП - многоконфессиональная страна, в которой смешались воедино очень разные и самобытные исламские,

May 21

285

буддийские и индуистские традиции, элементы культурной и социальной организации, истоки которых имеют возраст более пяти тысяч лет. В большинстве своем (97% населения страны - мусульмане: 77 % суннитов, 20% шиитов) пакистанцы исповедуют ислам - государственную религию суннитского (ханафитского) толка, играющую огромную роль в общественной и политической жизни страны. Мусульманские традиции пронизывают всю жизнь пакистанца, что явным образом отражается и в привычках, и в поведении людей. Законы государства построены на базисе шариата, а основополагающей точкой всех общественных отношений является Коран. В то же время, "пакистанская версия" ислама несколько более терпима к проявлениям инакомыслия, а в жизни самой страны очень сильны и светские традиции. Образовательная система основывается на доминанте исламских ценностей, где теология является главной дисциплиной наряду с академическими предметами и языками.

Основываясь на сведениях различных источников и учитывая нынешние реалии современной жизни в Пакистане, представляется целесообразным выделить наиболее важные с практической точки зрения национально-психологические особенности пакистанцев:

- культура ИРП резко контрастирует с ее международным имиджем. Пакистанцы нередко сталкиваются с дилеммой объяснения того, что на самом представляет их культура, учитывая не всегда достоверно освещаемая СМИ социально-культурной, многонациональной и поликонфессиональной жизни в стране;

- хотя пакистанцы относятся другу к другу благосклонно, существует гендерная дискриминация ;

- суфизм породил прекрасную поэзию и музыку;

- пакистанцы выносливы и трудолюбивы;

- их отличает способность сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях.

- несмотря на отклонения от демократических свобод и правил свободной-рыночной экономики, однако существует и активно функционирует гражданское общество, которое занимается сохранением в неприкосновенности основополагающие ценности культурной жизни страны;

- достаточно высокий уровень религиозности населения. Требования канонов ислама соблюдаются неукоснительно, включая необходимость своевременного

May 21

286

совершения молитв или обязательного для каждого мусульманина отчисления специализированных налогов;

- в отличие от многих своих соседей по региону, пакистанцы приветливы ко всем иностранцам без исключения, и традиционная политизированность местного общества, в основном с подачи зарубежных масс-медиа, не всегда явно прослеживается;

- добродушное отношение к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, вполне снисходительная реакция к чужим ошибкам;

- как в большинстве азиатских стран, пакистанцы надежды на лучшую жизнь связывают с образованием;

- практически абсолютное большое количество школ дают классическое светское образование, но при этом обязательно в школьном расписании присутствуют уроки по исламу, причем преподают не только историю этой религии, но и непосредственно изучают Коран, много внимания уделяют правильному пониманию заложенного в нем смысла;

- "пакистанская версия" ислама несколько более терпима к проявлениям инакомыслия, а в жизни самой страны очень сильны и светские традиции;

- пожилые люди-родители часто живут вместе со своими детьми и пользуются непререкаемым авторитетом, причем как мужчины, так и женщины. Все важные события в жизни семейства отмечаются обязательно всей семьей, зачастую со всеми родственниками и друзьями;

- подобно другим народам Азии, пакистанцы обладают сложным кодексом правил поведения, среди которых главенствуют понятия социального статуса, репутации рода (или клана) и уровень материального достатка. Причем это относится не только к мусульманам страны, но в большинстве случаев прижилось и среди индуистов и христиан.

- браки обычно устраиваются по родственному типу или в пределах одной общины (клана). Дети считаются подарками Аллаха, и потому отношение к ним самое трепетное (однако сыновей балуют явно больше, чем дочерей. Этот фактор в основном объясняется тем, что дочери при замужестве требуют большого приданого, что заставляет родителей надолго залезать в долги).

- племенная система в Белуджистане и Пенджабе очень сильна и является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а

временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии.

May 21

287

Краткий анализ неполного комплекса проблем, связанных с национально-психологическими особенностями пакистанцев, а также эволюции идеи национальной идентичности в Пакистане, позволил прийти к определенным выводам.

- современные национально-психологические особенности пакистанцев, находившихся еще в составе британской Индии, будучи важным феноменом, за годы независимого развития Исламской Республики Пакистан превратились в уникальное сочетание философских, националистических, культурных и религиозных элементов.

- они одновременно представляют собой важный фактор, способный оказывать определенное воздействие на трансформацию национальной идентичности современных пакистанцев, что немаловажно в условиях перманентной неустойчивой общественно-политической, этно-религиозной обстановки в ИРП.

1- Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева парламенту страны, 29 декабря 2020. https://president.uz/ru/lists/view/4057. 2 - Joint Declaration on the Establishment of Strategic Partnership between The Republic of Uzbekistan and the Islamic Republic of Pakistan https://mofa.gov.pk/wp-content/uploads/2021/07/Pakistan-Uzbekistan-Joint-Declaration-22.pdf

3- Белокреницкий В.Я, Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. -. М.: «Международные отношения». 2003. С.40.

4- Исламская Республика Пакистан. Справка. https://ria.ru/20100323/215914246.html

5-Meena Singh Roy. Pakistan's Strategies in Central Asia. https://www.idsa.in/strategicanalysis/PakistansStrategiesinCentralAsia msroy 10 06 . October 2006.

6-Mennell Stephen. National Character/ in International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition), 2015. https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/national-identity

7- Национальная идентичность: концептуальный аспект / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. - 2011. - № 10. - С. 3-16.

8- Национально-психологические особенности и свойства народов и наций

Список литературы:

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-02-283-289

https://psyera.ru/nacionalno-psihologicheskie-osobennosti-i-svoystva-narodov-i-naciy 13604.htm.11.04.2020

9-Nadia Ayub, Shahid Iqbal, Emaan Rangoonwala. Religious Identity and Psychological Well-being: Gender Differences Among Muslim Adolescents/Pakistan Journal of Psychological Research. Current Issue - Vol. 37 No. 1 (2022). 99-110

10- Степанянц М. Т. Философско-мировоззренческие основания политического ислама Индии и Пакистана. E-mail: marietta@iph.ras. ru /767-1661-1-SM. 2020.

11- Шавкат Мирзиёев и Имран Хан подписали совместную декларацию https://news.mail.ru/politics/50307534/?frommail=1

12- Что такое этнопсихология https://unotices.com/answer-u/5383

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.