УДК 81'373.42 ББК 81.2
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ АНТИНОМИИ «ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ» РУССКИМИ И ЛИТОВСКИМИ ПАРЕМИЯМИ
Н.Г. Голембовская
В статье, посвященной проблеме выражения антиномии в русских и литовских паремиях, дана оригинальная классификация паремий семантической оппозиции «жадность - щедрость». Охарактеризованы лексические и грамматические средства выражения данной антиномии. Рассмотрены пары узуальных антонимов, формирующих ядро поля контраста, и контекстуальных антонимов, принадлежащих периферии контраста.
Ключевые слова: языковая картина мира, антиномия, паремия, узуальные и контекстуальные антонимы, ядро, периферия, поле контраста.
В любой лингвокультуре существует набор наиболее важных для нации культурных значений, отражающих такие качества, как честность, благородство, милосердие, щедрость и т. д.
Особый интерес в этой связи представляет характеристика антиномичных бинарных оппозиций, семантизирующих значимость ценностей через противопоставление их антиценностям и отражающих особый взгляд на окружающий мир как на гармоническое единство противоположностей. Каждая из лин-гвокультур при помощи подобных оппозиций декларирует определенный набор наиболее важных для этноса культурных значений, в том числе и морально-нравственных [2, с. 24]. Наиболее яркое воплощение антиномии нахо-2 дят в паремическом фонде языков. ^ Материалом для исследования послу-Ч жили русские и литовские пословицы о жад-® ности и щедрости, извлеченные методом ^ сплошной выборки из толковых словарей и ^о сборников пословиц.
§ Содержательный минимум антиноми-
ч
^э ческой оппозиции «жадность - щедрость» свя-© зан с лексическим значением эксплицирую-
щих ее ключевых слов. Лексему жадный В.И. Даль определяет как «ненасытный, падкий... на пищу, на богатство» (Даль, с. 524). Словарь Д.Н. Ушакова отмечает также лексическое значение «скупой, корыстолюбивый» (Ушаков, с. 232).
Человек, который может быть назван в русском социуме щедрым, - это тот, кто «охотно тратится на других, не скупой» (Ожегов, с. 507). Для русской культуры щедрость является важным понятием: русские люди воспринимают склонность к щедрому поведению традиционной чертой своего характера [3, с. 68]. В.И. Даль так интерпретирует лексическое значение слова-репрезентанта оппозиции: щедрый - «милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий; тороватый» (Даль, с. 544). Носителем русского языка лексема щедрость воспринимается исключительно как семантически близкая лексеме милосердие, связанной со свято чтимой заповедью «возлюби ближнего своего, как самого себя» [3, с. 68]. Именно поэтому: Щедрый Богу угоден (русская пословица).
Антиномия «жадность - щедрость», представленная русскими и литовскими паремиями, вербализирует черты характера человека, связывая их прежде всего с нравственными и религиозными ценностями социума:
Тороватому бог дает, а у скупого черт таскает; Prakaituota ranka dosni, sausa -syksti (Потная рука щедра, сухая - скупа) (здесь и далее перевод наш. - Н. Г.).
Мы рассматриваем структуру антиномий как бинарную и выделяем в ее составе мономы - ключевые (как правило, контрастные) понятия, составляющие антиномию, - и субмономы (так называемые репрезентанты мономов в рамках данной антиномии). В рассмотренной группе паремий выделяем моном «Жадность», который в обеих лингвокультурах носит обличительный характер. Данный моном репрезентируют следующие субмономы.
1. Субмоном «Материальная жадность» отражает желание создать (даже нечестным путем) комфортные условия для жизни; вербализован в обоих языках: Ложка узка, таскает по два куска, развести пошире, вытащит четыре; На чужое добро и глаза разгораются; Gobsas ir is ozio nori pieno gauti (Жадина и с козла хочет молока получить); Kysin neima, bet be dovann neprisileidzia (Взяток не берет, но без подарков не подпускает).
2. Субмоном «Пагубность жадности» отражает растлевающее влияние этого порока на человека: Кто чужого желает, скоро свое утратит (свое потеряет); Хоть лопни брюшко, да не оставайся добро!; Gobsaus akys ir elgetos maisas vienu siftlu shit (Глаза жадины и мешок нищего одной ниткой сшиты); Gobso vargai - velnio dziaugsmai (Беды жадины - радости черта).
3. Субмоном «Жадность в еде» отражает чревоугодие и частотно представлен в паремиях: Кабы у меня брюхо из семи овчин, все один бы съел; Сколько собаке ни хватать, а сытой не бывать; Godziam kqsnis pats { burnq krinta (Жадине кусок сам в рот падает); Kad akys neregehi, pilvas nenoreti( (Если бы глаза не видели, живот бы не хотел).
4. Субмоном «Скупость» отражает нежелание потратить даже небольшое количество средств: Рад будешь, как долг забудешь; Kas bagotas, tas ir godotas (Кто богат, тот жаден); Gob sus be davoja, kada ir vienq skatikq sunaudoja (Жадина горюет, когда даже одну копейку истратит).
5. Субмоном «Жадность как стимул к действию» в семантике литовских пословиц
не выражен, широко вербализируется в русских пословицах: Глазы - ямы, а руки - грабли; Дай бог много, а захочется и побольше; Дай, кумушка, шец, да и хлебец-эт твой.
6. Субмоном «Жадность как несчастье» отражает страдание от собственной жадности; частотно представлен русскими паремиями: Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает; Горе наше - гречневая каша; есть не хочется, а покинуть жаль; в массиве литовских пословиц найден единичный пример: Syksto zmogaus ir ubagai nekenciа (Скупого человека и нищие не выносят).
7. Субмоном «Зависть» отражает чрезмерную жадность и следствие ее, представлен в паремиях обоих языков: Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток; У людей и шило бреет, а у нас и ножи неймут; Pavyduolio turtuolio sunki mirtis (У завистливого богача тяжелая смерть).
Внутри монома «Щедрость» нами выделены субмономы, репрезентированные в русских и литовских паремиях.
1. Субмоном «Хлебосольство» отражает умение и готовность оказать гостеприимство, при этом радушно и щедро угощать: Что есть в печи, все на стол мечи; Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь; Без соли, без хлеба худая беседа; пословицы, вербализирующие данный субмоном, многочисленны в русской паремике и связаны с особенностями национального менталитета.
2. Субмоном «Гостеприимность» отражает наличие/отсутствие свойства быть радушным хозяином: Где рады, там не учащай, а где не рады - век не бывай!; Гость на гость - хозяину радость ; Svecias pirmq dienq - auksas, antrq - sidabras, treciq - varis ir visai isvarys (Гость в первый день золото, во второй - серебро, на третий - гони и насовсем прогони).
3. Субмоном «Милосердие» отражает разное отношение к оказанию помощи, проявлению сострадания: Рука дающего не оскудевает; Отдал убогий нищему последний пятак, а сам от богатого ушел и так; Ne turtingas duoda, bet gailestingas (Не богатый подает, а милосердный); Prakaituota ranka dosni, sausa -syksti (Потная рука щедра, сухая - скупа).
4. Субмоном «Ложная щедрость» отражает показную, неискреннюю щедрость, реп-
резентируется незначительной группой русских пословиц: Богу жаль куря, а черт возьмет порося; Щедр на слова, да скуп на дела; Вот тебе, боже, что нам негоже.
5. Субмоном «Щедрость и богатство» связан с отличительной чертой русского характера - «нежадным» отношением к деньгам, «нестяжательством» [4, с. 565]; пословицы указывают на взаимосвязь материального достатка и готовности им поделиться: Больше рад, чем запаслив; Кто широко живет, тот не запирает ворот.
6. Субмоном «Щедрость как положительное качество» репрезентирован литовскими паремиями: Jei nebйsi dosnus, nebйsi pagarbintas (Если не будешь щедрым, не будешь уважаемым); Vagystë nepraturtins, dosnumas nesuvargins (Воровство не обогатит, щедрость не обеднит).
7. Субмоном «Расточительность» указывает на чрезмерную щедрость и неумение сохранить богатство: Легко добыто, легко и прожито; Шaidш се dija, kai пеШп Ы isleist (Расточительный жалеет, что нечего истратить).
Как свидетельствует фактический материал, в семантике русских и литовских паремий эксплицировано оценочное отношение к важнейшим человеческим качествам, что наиболее ярко выражает национальную специфику ментальности определенного этноса.
Значительная часть исследованных паремий построена на принципе контраста, а сравнительный их анализ позволил классифицировать лексические и грамматические средства его выражения с точки зрения полевого принципа на ядерные и периферийные. В ядро включаем наиболее репрезентативные средства выражения контраста - абсолютные (узуальные, языковые) антонимы, которые являются таковыми в любом контексте. Их характерные признаки: принадлежность к одной части речи и лексико-семантической группе/семантическому полю [1, с. 51]. Контекстуальные (окказиональные) антонимы относим к периферии поля контраста.
Охарактеризуем ядерные средства выражения контраста. Наиболее частотными в русских паремиях являются субстантивные имена прилагательные: Тороватому бог дает, а у скупого черт таскает; Званые по зас-толу, а незваные по застолбу.
Приведем примеры антонимии имен существительных: Приход пономарский, а расход генеральский; Gimimas ar mirimas - tas pats pinigii isleidimas (Рождение или смерть -та же трата денег - пословица о нежелании тратиться на важные события); имен прилагательных: Щедр на слова, да скуп на дела; Prakaituota ranka dosni, sausa - syksti (Потная рука щедра, сухая - скупа); наречий: Зови гостей меньше, так хлеба будет больше; Daug nomsi - mazai ture si (Много пожелаешь - мало будешь иметь); местоимений, противопоставляющих лица: Ваше дело пить, а наше что говорить (потчевать); Kas kitam gaili, tas ir pats neturi (Кто другому жалеет, тот и сам не имеет).
Контрастирующие элементы периферии поля контраста более разнообразно представлены в рассматриваемой группе пословиц русского и литовского языков. В обоих языках активно создается контраст с использованием существительных, связанных с социальным статусом человека: Кто господин деньгам; а кто слуга; Гости как бы со двора , а хозяин запор на ворота; Muziko skatikas ponams akis bado (Копеечка мужика господам глаза режет); субстантивных прилагательных, характеризующих человека по чертам характера и материальному достатку: Убогого одна нужда гнетет, скупого две (убожество и скупость); Ne turtingas duoda, bet gailestingas (Не богатый подает, а милосердный); глаголов со значением противоположных действий: Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь; Juo daugiau turi, tuo daugiau nori (Чем больше имеет, тем больше хочет); существительных - наименований частей тела: Дай с ноготок, запросит с локоток; Kad akys nerege tu , pilvas nenore Щ (Если бы глаза не видели, живот бы не хотел); наименований живых существ (только в русской паремике): Сытый волк смирнее ненасытного человека; Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает; числительных (в русских пословицах преобладает противопоставление числительных один - два): Убогого одна нужда гнетет, скупого две (убожество и скупость); Двух зайцев гонять - ни одного не поймать; Vienám du daug, kitam desimts mazai (Одному два много, другому десять мало).
В обоих языках отмечен пласт пословиц, контраст в которых выражен синтаксической оппозицией с использованием местоимений кто - тот: Кто гостю рад, тот и собачку его кормит; Kas pinigus mègsta, tas tiesos nekencia (Кто любит деньги, тот правды не выносит).
В русских пословицах широко представлена межчастеречная антонимическая пара со значением признака по принадлежности свой -чужой: Кто чужого желает, скоро свое утратит; Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток; а также другими межчастеречными антонимами: И в гости не ездит, и к себе не зовет. В обоих языках отмечен значительный пласт пословиц с контрастирующим сочетанием слов: Люди выпьют, как платком вытрут; а он выпьет, как огнем выжжет; Gobsaus akys ir elgetos maisas vienu siulu suit (Глаза жадины и мешок нищего одной ниткой сшиты).
Только в русских пословицах периферию контраста образуют грамматические оппозиции по степени сравнения: Есть много, а хочется больше; по падежной форме: На двор зазывай, а со двора не спускай; Сам на лавку, а ноги (хвост) под лавку. В обоих языках представлена оппозиция глагольных форм: Умел в гости звать, умей и встречать; Dek skatikq prie skatiko, sude si rubl[ (Клади копейку к копеечке - сложишь рубль).
Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить о том, что паремический фонд, выражающий антиномию «жадность -щедрость», представляет собой микросистему, органично входящую в пространство национальных картин мира.
Рассмотренная бинарная оппозиция в русских и литовских паремиях репрезентируется мономами «Жадность» и «Щедрость», внутри каждого монома выделяются общие для обеих лингвокультур субмономы. Массив русских пословиц данной оппозиции богаче по количеству отобранных единиц.
Национально-специфичные субмономы «Жадность как стимул к действию», «Жадность как несчастье», «Ложная щедрость» (моном «Жадность»), «Хлебосольство», «Щедрость и богатство» (моном «Щедрость») вербализируются только в русских пословицах. Субмоном «Щедрость как поло-
жительное качество» репрезентирован только литовскими пословицами.
Анализ паремий обнаружил широкие аналогии в моделях структурно-синтаксической организации антиномии. В качестве ядерных компонентов контраста продуктивны антонимические пары субстантивных имен прилагательных, других частей речи. Периферийными компонентами противопоставления являются контекстуальные антонимы: существительные (в том числе наименования частей тела или живых существ), числительные, субстантивные прилагательные со значением «черты характера и материальный достаток», глаголы со значением противоположных действий, местоимения грамматической пары кто - тот, меж-частеречные антонимы, контрастирующие сочетания слов, оппозиции глагольных форм. Специфичными для русских паремий являются антонимическая пара со значением признака по принадлежности: местоимение свой и прилагательное чужой, а также грамматические оппозиции степеней сравнения, падежных форм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деева, И. М. Особенности выражения контраста в английской и немецкой фразеологии / И. М. Деева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №№ 43 (181). - С. 51-55.
2. Милованова, М. В. Категория посессивно-сти в русском и немецком языках в лингвокульту-рологическом освещении / М. В. Милованова. -Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2007. - 408 с.
3. Семенова, Н. В. О русской щедрости / Н. В. Семенова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2009. - №2 52. - С. 68-71.
4. Степанов, Ю. С. Константы : Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - М. : Акад. Проект, 2001. - 990 с.
ИСТОЧНИКИ И СЛОВАРИ
Даль - Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1 / В. И. Даль. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 640 с.
Даль. Пословицы - Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. - Красноярск : АСТ, 2008. - 736 с.
Ожегов - Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. -М. : Рус. яз., 1982. - 625 с.
Ушаков - Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 4 / Д. Н. Ушаков. - М. : Наука, 1995. - 570 с.
Patarle s - Lietuvii^ patarles ir priezodzai : elektroninis s^vadas. - Electronic text data. - Mode of access: http://www. aruodai. lt/patarles. - Title from screen.
THE REPRESENTATION OF A BINARY ANTINOMIC OPPOSITION
"GREED - GENEROSITY " IN SEMANTICS OF RUSSIAN AND LITHUANIAN PAROEMIAS
The article deals with the problem of the expression of the antinomy in Russian and Lithuanian paroemias, there is an original classification of a semantic opposition "greed - generosity", and the analyses of the lexical and grammatical means of this antinomic expression, usual and contextual antonymic consideration is based on a field approach, these pairs are included in the kernel and periphery of a contrast field.
Key words: linguistic world image, antinomy, paroemia, usual and contextual antonyms, kernel, periphery, contrast field.
N.G. Golembovskaya