Научная статья на тему 'Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение крымских татар как взаимодействие национального и политического в системе гражданской идентификации'

Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение крымских татар как взаимодействие национального и политического в системе гражданской идентификации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / КРЫМ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / NATIONAL-CULTURAL SELF-DETERMINATION / ETHNORELIGIOUS SELF-DETERMINATION / CRIMEAN TATARS / CRIMEA / CIVIL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гросфельд Е. В., Ходосов Т. Н.

Национально-культурное самоопределение переводит этнокультурные представления и интересы в конкретные организационные формы и позволяет включить их в общий процесс нациестроительства. Национально-культурное самоопределение отражает главное противоречие противоречие между ассимиляцией и сохранением этнокультурной самобытности. С одной стороны, национальнокультурное самоопределение обеспечивает сохранение этнокультурной самобытности, с другой стороны, предоставляет возможности для формирования позитивных этностереотипов, легализации и оптимизации этнических интересов. Таким образом, национально-культурное самоопределение актуализируется в повышении уровня интеграции, степени межкультурного взаимодействия и уровня взаимной терпимости этнических групп. В этой связи актуально изучение национально-культурного самоопределения как фактора упрочения гражданской идентичности российского общества. Такое изучение оправдано необходимостью нейтрализации конфликтогенных факторов этничности и реализации ресурсов национально-культурного самоопределения в сплочении россиян как многонационального этноса. В статье рассматриваются особенности функционирования конфессиональных структур, молодежных организаций, национально-культурных автономий и национально-культурных объединений тюркских народов (преимущественно крымских татар, поскольку их количество в значительной степени превалирует над иными тюркскими народами, проживающих в Крыму) [1, C. 81-93]. Содержание и динамика национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения крымских татар в Крыму отражают процессы постсоветской демократизации межэтнических отношений и современного понимания содержания национального вопроса и межнационального согласия. Позитивная динамика национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения этнических сообществ Крыма осуществляется в благоприятных условиях. На современном этапе в развитии сообществ Крыма есть ряд неоспоримых достижений: отсутствие сепаратистских настроений, стремление к безопасности, стабильности, законности, рост патриотизма, поддержка внешнеполитического курса Президента РФ. Осуществляется всемерная профилактика терроризма и национально-религиозного экстремизма, отмечается ослабление радикально-экстремистских идеологий, достигается баланс между силовым управлением и управлением через традиционные историко-культурные механизмы, в которых используется позитивный опыт добрососедства и взаимных симпатий между народами. В то же время сохраняются: противоречия в реализации реформы местного самоуправления в земельном аспекте; риски распространения радикальных идеологий, а также участия молодых людей в запрещенных на территории России экстремистских и террористических организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Cultural and Ethnic and Religious Self-Determination of the Crimean Tatars as a National and Political Interaction in the System of Civil Identification

National-cultural self-determination translates ethno-cultural ideas and interests into specific organizational forms and allows them to be included in the overall process of nation-building. National and cultural selfdetermination reflects the main contradiction-the contradiction between assimilation and preservation of ethnic and cultural identity. On the one hand, national and cultural self-determination ensures the preservation of ethnic and cultural identity, on the other hand, provides opportunities for the formation of positive ethnic stereotypes, legalization and optimization of ethnic interests. Thus, national-cultural self-determination is actualized in increasing the level of integration, the degree of intercultural interaction, the level of mutual tolerance of ethnic groups. In this regard, it is important to study national and cultural self-determination as a factor of strengthening the civil identity of Russian society. This study is justified by the need to neutralize the conflict-generating factors of ethnicity and the realization of the resources of national and cultural selfdetermination in the unity of Russians as a multi-ethnic people. The article deals with the peculiarities of functioning of confessional structures, youth organizations, national-cultural autonomies and national-cultural associations of Turkic peoples (mainly Crimean Tatars, as their number largely prevails over other Turkic peoples living in the Crimea). The content and dynamics of national-cultural and ethno-religious selfdetermination of Crimean Tatars in Crimea reflect the processes of post-Soviet democratization of interethnic relations and modern understanding of the content of the national issue and interethnic harmony. Positive dynamics of national-cultural and ethno-religious self-determination of ethnic communities of Crimea is carried out in favorable conditions. At the present stage in the development of the Crimean communities there are a number of undeniable achievements: the lack of separatist sentiments, the desire for security, stability, legality, the growth of patriotism, and support for the foreign policy of the President of the Russian Federation. All-round prevention of terrorism and national and religious extremism is being carried out, radical extremist ideologies are being weakened, a balance is being achieved between power management and governance through traditional historical and cultural mechanisms, which use the positive experience of goodneighborliness and mutual sympathy between peoples. At the same time, contradictions in the implementation of the reform of local self-government in the land aspect remain; the risks of the spread of radical ideologies, as well as the participation of young people in extremist and terrorist organizations banned in Russia.

Текст научной работы на тему «Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение крымских татар как взаимодействие национального и политического в системе гражданской идентификации»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 110-119.

УДК 323.1

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИФИКАЦИИ

Гросфельд Е. В.1, Ходосов Т. Н.2

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

1E-mail: alegro.s@mail.ru 2E-mail: belkasoad@mail.ru

Национально-культурное самоопределение переводит этнокультурные представления и интересы в конкретные организационные формы и позволяет включить их в общий процесс нациестроительства. Национально-культурное самоопределение отражает главное противоречие - противоречие между ассимиляцией и сохранением этнокультурной самобытности. С одной стороны, национально-культурное самоопределение обеспечивает сохранение этнокультурной самобытности, с другой стороны, предоставляет возможности для формирования позитивных этностереотипов, легализации и оптимизации этнических интересов. Таким образом, национально-культурное самоопределение актуализируется в повышении уровня интеграции, степени межкультурного взаимодействия и уровня взаимной терпимости этнических групп. В этой связи актуально изучение национально-культурного самоопределения как фактора упрочения гражданской идентичности российского общества. Такое изучение оправдано необходимостью нейтрализации конфликтогенных факторов этничности и реализации ресурсов национально-культурного самоопределения в сплочении россиян как многонационального этноса. В статье рассматриваются особенности функционирования конфессиональных структур, молодежных организаций, национально-культурных автономий и национально-культурных объединений тюркских народов (преимущественно крымских татар, поскольку их количество в значительной степени превалирует над иными тюркскими народами, проживающих в Крыму) [1, С. 81-93]. Содержание и динамика национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения крымских татар в Крыму отражают процессы постсоветской демократизации межэтнических отношений и современного понимания содержания национального вопроса и межнационального согласия. Позитивная динамика национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения этнических сообществ Крыма осуществляется в благоприятных условиях. На современном этапе в развитии сообществ Крыма есть ряд неоспоримых достижений: отсутствие сепаратистских настроений, стремление к безопасности, стабильности, законности, рост патриотизма, поддержка внешнеполитического курса Президента РФ. Осуществляется всемерная профилактика терроризма и национально-религиозного экстремизма, отмечается ослабление радикально-экстремистских идеологий, достигается баланс между силовым управлением и управлением через традиционные историко-культурные механизмы, в которых используется позитивный опыт добрососедства и взаимных симпатий между народами. В то же время сохраняются: противоречия в реализации реформы местного самоуправления в земельном аспекте; риски

распространения радикальных идеологий, а также участия молодых людей в запрещенных на территории России экстремистских и террористических организациях.

Ключевые слова: национально-культурное самоопределение, этнорелигиозное самоопределение, крымские татары, Крым, гражданская идентификация.

Национально-культурное самоопределение является составляющей общей гражданской культуры в системе общегражданской идентичности. Значение национально-культурного самоопределения заключается в институционализации этнокультурного фактора в общественно-политических отношениях. В этой связи повышается значение национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения в развитии межэтнического, межкультурного взаимодействия в Крыму, в реализации важнейшего политического проекта современности -упрочения гражданской идентичности россиян. Данный проект включает организацию новых сфер политического действия, формирование новых субъектов политики, появление новых политических акторов, внедрение новых принципов и приемов политико-административного управления.

Однако на современном этапе диапазон вопросов, связанных с национально-культурным и этнорелигиозным самоопределением народов расширяется за счет включения в него проблем социально-политического характера: профилактика межэтнических противоречий и разрешение этнических конфликтов; объединение представителей народов и этнических групп для защиты их прав в области культуры и языка; аккумуляция усилий в диалоге с органами власти и местного самоуправления; отстаивание этнотерриториальных и этноэкологических интересов в том числе. В данный процесс включаются также: участие в реализации программ упрочения российского патриотизма и российской гражданской идентичности, взаимодействие общественных организаций с органами власти в реализации направлений государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении специфики национально -культурного и этнорелигиозного самоопределения крымских татар как взаимодействия национального и политического в системе гражданской идентификации.

Значимость национально-культурного самоопределения в упрочении гражданской идентичности определяется, тем, что оно позволяет гражданам удовлетворять свои этнокультурные интересы и достигнуть этнокультурного комфорта, благополучного этнокультурного самочувствия. Также национально-культурное самоопределение позволяет гражданам участвовать во внутригосударственном, международном и транснациональном взаимодействии. Национально-культурное самоопределение способствует внедрению новых форм и методов социального функционирования, что особенно важно в условиях демократического транзита социальных и политических процессов.

Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение народов и индивидов в институциональном смысле выражается в деятельности национальных общественных и религиозных организаций, этнических движений, центров, фондов, форумов, лагерей, съездов, которые образуются и действуют в целях

акцентирования и решения проблем этносов, прежде всего, в сфере культуры и религии. При этом тенденцией последнего времени является проецирование стратегий и тактик национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения в иные сферы функционирования народов и этнических групп как субъектов социально-экономических и общественно-политических отношений. Это такие сферы, как: экономические отношения и отношения собственности, территориальные проблемы, политика, принятие политико-значимых и управленческих решений. Иными словами, национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение народов и индивидов сближается (а часто и смыкается) с политическим, общесоциальным, а также, все в большей степени, и с геополитическим самоопределением, так как новации международной архитектуры мощно влияют на внутригосударственные и внутрирегиональные процессы, обостряя проблемы меньшинства и большинства [2].

Сочетание общенациональных, этнокультурных и этнорелигиозных интересов в групповых и индивидуальных проекциях ярко выражено в Республике Крым. Этнические сообщества Крыма существенно дифференцированы по факторам этногенеза, по этнодемографическому, этноконфессиональному и социокультурному портрету, а также по историческому пути и по трактовкам отдельных сюжетов общей и этноперсонифицированной истории.

Традиционными целями национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения остаются: возрождение и развитие народных традиций и обрядов, сбережение культурного комплекса народов - материального и духовного, приобщение молодежи к культуре и вере предков. Состоявшийся опыт национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения составлен оправдавшими себя формами и методами. Среди эффективных форм и методов деятельности национально-культурных организаций крымских татар выделяются: организация курсов языка, центров народной истории и культуры, проведение праздников и памятных дат, празднование юбилеев выдающихся деятелей, организация конференций, форумов, круглых столов соответствующей тематики.

Также эффективными формами национально-культурного самоопределения крымских татар, которые можно назвать эмоциональным «видовым рядом этнической культуры», являются: проведение музыкальных и песенных конкурсов и фестивалей, организация национальных подворий и дней национальной кухни, проведение праздников и мастер-классов народных промыслов и ремесел, а также праздников народного костюма, издание книг, журналов, газет, проведение спортивных соревнований, шествий, митингов, пробегов, кроссов.

Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение на современном этапе тесно переплетено и взаимообусловлено, так как этнокультурная традиция и практика все больше отождествляется с этнорелигиозной традицией и практикой. Принципиальной основой этнорелигиозного самоопределения крымских татар выступает ислам, значение которого возрастает, как на уровне мировоззрения, так и на уровне обыденного социального поведения тюркских народов Крыма. Фактор религии, веры, а также внешней конфессиональной атрибутики становится все более выраженным и все более привлекающим внимание этнических сообществ, в

том числе, молодежи. При этом такие личностные черты, как честность, порядочность, нравственность все чаще в общественном и даже в управленческом и политическом дискурсе увязываются с религиозностью. Важным в контексте упрочения единства российской гражданской нации является то, что представители тюркских народов подчеркивают значимую компоненту этноконфессиональной идентичности - следование вере своих предков, религиозным верованиям своего народа, традиционным религиозным обычаям и традициям.

На территории Республики Крым действует единственный официально зарегистрированный, легитимный и традиционный духовный институт, это Духовное Управление Мусульман Крыма (ДУМК), которое объединяет и представляет всех мусульман Республики Крым и г. Севастополя, а также Муфтий, который избирается Курултаем Мусульман Крыма сроком на пять лет.

Религиозная элита во главе с крымским муфтием довольно быстро адаптировалась к новым реалиям и успешно интегрировалась в российское общество. В ходе конференции «Организация хаджа российских мусульман: прошлое и настоящее», муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев обратился к членам делегации Хадж-миссии России с предложением официально закрепить за Духовным управлением мусульман Крыма и г. Севастополь организацию хаджа для крымчан на территории Крыма. По мнению муфтия, это позволит избежать обмана верующих недобросовестными людьми. Он также обратился к делегации поддержать предложение, чтобы вся печатная продукция исламского характера, распространяемая на территории Крыма, была согласована с Духовным управлением мусульман республики. Также муфтий Крыма обратил внимание членов делегации на невозможность осуществления деятельности на территории Крыма параллельных ДУМКу структур, так как их деятельность приводит к расколу и розни между мусульманами Крыма, что влияет на общую обстановку в республике в целом [3].

Руководство ДУМК принимает активное участие как в местных, региональных, так и в международных мероприятиях. Так, заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов в заседании очередной сессии ежегодной конференции «Бюро демократических институтов ОБСЕ» выступил с докладом о ситуации в Крыму, в котором отметил, что в республике продолжают функционировать национальные институты, - духовные, культурные и образовательные; зарегистрировано более двухсот мусульманских религиозных общин; разработаны и согласованы механизмы восстановления прежней топонимики в населенных пунктах Крыма. Он также напомнил, что именно на украинский период приходится повальное создание на территории полуострова альтернативных духовных структур, в частности, автономных мусульманских общин, которые были представлены сторонниками различных мусульманских радикальных сект [4].

ДУМК активно сотрудничает с Централизованной религиозной организацией «Международная исламская миссия», с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, Всемирной организацией по изучению Корана в рамках различных культурных, религиозных, образовательных проектов (День Крыма в «Шатре Рамадана-2017», семинар «Формирование межконфессиональной и

межнациональной гармонии на территории Республики Крым», круглый стол «Экстремистские секты как угроза крымскотатарскому народу» и др.).

Более 25 лет ведет свою деятельность Межконфессиональный совет Крыма «Мир-дар Божий», членами которого являются Духовное управление мусульман Крыма и Духовное управление религиозных общин караимов Украины.

Около сотни мусульман Крыма на сегодняшний день получают высшее духовное образование в исламских ВУЗах РФ. У Духовного управления мусульман Крыма существуют договоренности с рядом ВУЗов России о принятии на второй-третий курсы абитуриентов из Крыма, получивших среднее специальное духовное образование в медресе Республики. Так, например, в Казанском исламском университете обучается более ста человек из Крыма. Большинство - на заочной форме обучения, некоторые учатся дистанционно. Заместитель главы ДУМК отметил, что крымский муфтият продолжает практику делегирования студентов в зарубежные исламские университеты.

С целью оказания поддержки религиозным служителям в вопросах работы с местными религиозными организациями и населением по инициативе Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополь в республике состоялся тренинг для имамов «Социальная деятельность местного имама».

По инициативе Общественного объединения мусульманок Крыма «Буллюр» («Хрусталь») Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя состоялся трехдневный форум «Школа лидерства для мусульманок». В форуме приняли участие более 30 активных молодых мусульманок из разных регионов Крыма. В течение трех дней участницы посетили различные тренинги, семинары и лекции, приняли участие в религиозных квестах и сухбетах (беседах).

Куратор просветительского проекта «Файдалы илим» («Полезные знания») Зейнеб Баирова и член Общественного объединения мусульманок Крыма «Буллюр» Нияра Джанбазова приняли участие в V Всероссийском съезде женских мусульманских организаций «Этнические традиции в мусульманской семье». В ходе работы съезда участницы обсудили этнические традиции в современной мусульманской семье, поделились предложениями в вопросах сплетения коранической традиции и не противоречащих ей этнических традиций, выработанных историей. В числе различных обсуждений тем, участницами также были предложены способы адаптации супругов при вступлении в межнациональный брак.

Представители духовенства активно участвуют во всех светских мероприятиях, связанных с воспитанием молодежи, направленных против религиозного и этнического экстремизма и терроризма. Это тем более актуально, что международные экстремистские организации стремятся влиять на религиозное самоопределение народов, демагогически и провокационно используя религиозную догматику [5, С. 55-64].

В рамках исследования молодежных инициатив представителей тюркских народов необходимо отметить ряд проектов, которые за небольшое время своего существования уже успели получить поддержку среди молодого поколения. Одна из инициатив - молодежная организация «Медений Къырым» («Культурный Крым»),

появившаяся в апреле 2016 года. Данный проект работает под патронатом Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя и позиционирует себя как неполитический и некоммерческий, созданный группой молодых инициативников. За относительно небольшой период организация сумела воплотить несколько интересных проектов. К примеру, по инициативе членов организации был создан первый крымскотатарский словарь для iOS и Android смартфонов - Canli Lugat. Уникальность в том, что его автором может стать каждый желающий. Для этого необходимо добавить новое слово или поделиться диалектным звучанием. В приложении Canli Lugat также присутствует функция оповещения о предстоящих мероприятиях для крымскотатарской молодежи. Еще один проект «Джанлы тиль» -видеоуроки, направленные на изучение крымскотатарского языка. В рамках проекта известные деятели культуры, искусства, фотографы, педагоги и другие представители крымскотатарского народа в игровой форме обучают словам.

Кроме того, «Медений Къырым» организовывает экскурсии и походы по Крыму с целью знакомства с историческими достопримечательностями и интересными объектами полуострова. В 2016 и 2017 гг. представители «Медений Къырым» выступили организаторами восхождения крымскотатарской молодежи на гору Чатыр Даг, чтобы почтить память людей, погибших в результате депортации 1944 года. На вопрос «Что сейчас может служить объединяющим фактором для крымских татар и молодежи, в частности?» исполнительный директор «Медений Къырым» Эмир Керимов отвечает: «Религия, культура, язык, патриотизм. Я думаю, не нужно делать ставку на что-то одно». По мнению Керимова, объединяться нужно вокруг своей идентичности, но при этом «не забывать, что мы - тоже граждане мира и только на себе замыкаться нельзя» [6].

Региональная общественная организация «Комитет Крымскотатарской Молодежи» (ККТМ) создана в 2015 г., председатель - Смирнов Аслан Заурович (сын экс-председателя Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Заура Смирнова). Целью организации является объединение молодых граждан крымскотатарской национальности для возрождения культуры, религии, традиций, истории народа, межличностного общения граждан, а также социальной поддержки и защиты крымских татар, проживающих на территории Крыма.

Представители молодежных организаций принимают активное участие в мероприятиях, направленных на модернизацию образования, духовно-нравственное развитие и воспитание, а также подготовку подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию, что в свою очередь будет способствовать сохранению межэтнического согласия и национально-культурной идентичности народов Крыма (круглый стол «Роль молодежи в укреплении национального единства народов Республики Крым. Общественная дипломатия - эффективный механизм укрепления мира, межнационального согласия и предотвращения межэтнических конфликтов», Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие образования в полиэтническом регионе», круглый стол «Голос крымскотатарской молодежи», «Крымско-татарская молодежь против терроризма», Региональный молодежный форум «Вместе», Форум крымско-татарской молодежи,

социальная акция «Крымчане едины», Республиканский фестиваль «Соцветие культур Крыма», VII Региональный фестиваль крымскотатарской культуры «Ички нагъмелери», III Литературный фестиваль «КрымБукФест-2017» и др.).

С целью оптимизации взаимодействия молодежных организаций с органами власти, главой региональной общественной организации «Общество крымских татар» Эксендером Биляловым в ходе заседания Совета по межнациональным отношениям было инициировано создание при главах местного самоуправления Крыма молодежных межнациональных советов. Он также озвучил предложение совместно с телевизионными компаниями разработать и реализовать концепцию молодежного телевизионного проекта, направленного на гармонизацию межнациональных отношений в Крыму [7].

Также выступая на Всероссийской богословской конференции с докладом на тему: «Паломничество к святыням - путь к нравственному оздоровлению общества. Мусульмане России против экстремизма», посвященной 15-летию Хадж-миссии России, заместитель Муфтия Крыма Эсадуллах Баиров отметил, что «крайне важно воспитывать молодежь в свете традиционных религиозных ценностей. И если мы сами не научим их элементарным понятиям, о Боге, о религии, то этот пробел восполнят другие, и таким образом наше молодое поколение может стать объектом влияния чуждых идеологий [8]». По итогам конференции участниками было принято решение, в котором говорится о необходимости укрепления единства народов России, осуждаются любые формы проявления насилия, терроризма и экстремизма.

Исследование национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения тюркских народов, проживающих на территории Крыма показало, что за последние четыре года сложился ряд положительных тенденций, позволяющих говорить о развитии и упрочении гражданского единства российской нации. Регулирование этнокультурных и этнорелигиозных отношений в Крыму основано на принципах толерантности, равенства всех, независимо от национальной и религиозной принадлежности, свободной национальной самоидентификации, всестороннего развития национального самосознания, языка и культуры.

В настоящее время крымскотатарская светская национальная элита в российском обществе еще окончательно не сформирована, а претенденты в нее не пользуются достаточной популярностью в народе, в отличие от религиозной, мягко интегрировавшейся в новое государственное пространство. Небывалый потенциал открывшихся возможностей ДУМК (отправка паломников в хадж, начало строительства соборной мечети, реставрация и реконструкция старых мечетей и др.), и все это при содействии государства, способствует формированию положительных взглядов у верующих на религиозную политику властей.

В условиях упрочения гражданского единства российской нации национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение крымских татар в Крыму является стабильно положительным и расширяющимся в плане направлений и векторов, техник и технологий. Его содержание предусматривает соотнесение гражданской идентичности с этнической и религиозной. Их баланс важен для достижения социального комфорта этнических сообществ и индивидов, для обеспечения

взаимной этнокультурной и этнополитической безопасности народов, а также и для национальной безопасности России.

Знаковой проблемой, которая соотносится с общими тенденциями национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения, является проблема представленности тюркских народов в органах государственной власти и местного самоуправления РФ на всех уровнях и во всех регионах и территориях их проживания. В рамках национально-культурного и этнорелигиозного самоопределения тюркских народов Крыма с учетом проблем, противоречий и конфликтов - бытовых, экономических, политических, управленческих и ценностных, - систематически актуализируется национальный вопрос: «крымскотатарский», который, в свою очередь, является многосоставным, «блоковым», так как включает множество переплетенных проблем - ценностных, социокультурных, религиозных, земельных, территориальных, а также политико-правовых и политико-управленческих. Это делает их не только трудноразрешимыми, но и трудно поддающимися осмыслению и операциональному воздействию.

Список литературы

1. Гросфельд Е. В. Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение адыго-абхазских и тюркских народов Республики Крым в условиях упрочения гражданского единства российской нации // «Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение адыго--абхазских и тюркских народов Северного Кавказа и Крыма в условиях упрочения гражданского единства российской нации». Экспертный доклад. Монографическое издание. Ч. 1 / Науч. ред. В. А. Тишков, отв. ред. М. А. Аствацатурова. - Пятигорск: ПГУ, 2017. - С. 81-93.

2. Европа меньшинств. Меньшинства в Европе / Отв. ред. и сост. М. Е. Кавицкий, М. Ю. Мартынова. - М.: ИЭА РАН, 2016. - 302 с.

3. В Крыму прошло заседание Хадж-миссии России // Ислам в СНГ. URL: http://www.islamsng.com/sng/news/10796 (Дата обращения: 21.11.2018)

4. Не будет удивительным, если ДУМК явится кузницей кадров современного крымскотатарского истеблишмента // Голос Крыма. URL: http://goloskrimanew.ru/ne-budet-udivitelnyim-esli-dumk-yavitsya-kuznitsey-kadrov-sovremennogo-kryimskotatarskogo-isteblishmenta.html (Дата обращения: 21.11.2018).

5. Гросфельд Е. В., Харабуга В. В. Деятельность Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 г.) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. -Том 3 (69). - 2017. - № 2. - С. 55-64.

6. Акадыров З. Крымскотатарская инициатива. Как молодежь возрождает культуру // Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/blog/zair_akadyrov/2002672-echo/ (Дата обращения: 21.11.2018).

7. Крымские татары предлагают создать межнациональные советы в Крыму // РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20161031/1480394660.html (Дата обращения: 21.11.2018).

8. Баиров Э. Защищенность прав не даст взрастить экстремизм в молодежной среде // ЦРО ДУМК. URL: http://qmdi.org/zashhishhyonnost-prav-ne-dast-vzrastit-ekstremizm-v-molodezhnoy-srede-esadullah-bairov/ (Дата обращения: 21.11.2018).

Grosfeld E. V., Khodosov T. N. National Cultural and Ethnic and Religious Self-Determination of the Crimean Tatars as a National and Political Interaction in the System of Civil Identification // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2018. -Vol. 4 (70). - № 4. - P. 110-119.

National-cultural self-determination translates ethno-cultural ideas and interests into specific organizational forms and allows them to be included in the overall process of nation-building. National and cultural self-

determination reflects the main contradiction-the contradiction between assimilation and preservation of ethnic and cultural identity. On the one hand, national and cultural self-determination ensures the preservation of ethnic and cultural identity, on the other hand, provides opportunities for the formation of positive ethnic stereotypes, legalization and optimization of ethnic interests. Thus, national-cultural self-determination is actualized in increasing the level of integration, the degree of intercultural interaction, the level of mutual tolerance of ethnic groups. In this regard, it is important to study national and cultural self-determination as a factor of strengthening the civil identity of Russian society. This study is justified by the need to neutralize the conflict-generating factors of ethnicity and the realization of the resources of national and cultural self-determination in the unity of Russians as a multi-ethnic people. The article deals with the peculiarities of functioning of confessional structures, youth organizations, national-cultural autonomies and national-cultural associations of Turkic peoples (mainly Crimean Tatars, as their number largely prevails over other Turkic peoples living in the Crimea). The content and dynamics of national-cultural and ethno-religious self-determination of Crimean Tatars in Crimea reflect the processes of post-Soviet democratization of interethnic relations and modern understanding of the content of the national issue and interethnic harmony. Positive dynamics of national-cultural and ethno-religious self-determination of ethnic communities of Crimea is carried out in favorable conditions. At the present stage in the development of the Crimean communities there are a number of undeniable achievements: the lack of separatist sentiments, the desire for security, stability, legality, the growth of patriotism, and support for the foreign policy of the President of the Russian Federation. All-round prevention of terrorism and national and religious extremism is being carried out, radical extremist ideologies are being weakened, a balance is being achieved between power management and governance through traditional historical and cultural mechanisms, which use the positive experience of good-neighborliness and mutual sympathy between peoples. At the same time, contradictions in the implementation of the reform of local self-government in the land aspect remain; the risks of the spread of radical ideologies, as well as the participation of young people in extremist and terrorist organizations banned in Russia.

Keywords: National-Cultural Self-Determination, Ethnoreligious Self-Determination, Crimean Tatars, Crimea, Civil Identification.

References:

1. Grosfel'd E. V. Nacional'no-kul'turnoe i ehtnoreligioznoe samoopredelenie adygo-abhazskih i tyurkskih narodov Respubliki Krym v usloviyah uprocheniya grazhdanskogo edinstva rossijskoj nacii [National-Cultural and Ethno-religious Self-determination of the Adyghe-Abkhaz and Turkic Peoples of the Republic of Crimea in the Conditions of Strengthening the Civil Unity of the Russian Nation]. In: «Nacional'no-kul'turnoe i ehtnoreligioznoe samoopredelenie adygo-abhazskih i tyurkskih narodov Severnogo Kavkaza i Kryma v usloviyah uprocheniya grazhdanskogo edinstva rossijskoj nacii» [National-cultural and Ethno-religious Self-determination of the Adyghe-Abkhaz and Turkic Peoples of the Republic of Crimea in the Conditions of Strengthening the Civil Unity of the Russian Nation]. Ekspertnyj doklad. Monograficheskoe izdanie. Ch. 1, ed. by V. A. Tishkov, M. A. Astvacaturova. Pyatigorsk, PSU, 2017, pp. 81-93.

2. Evropa men'shinstv. Men'shinstva v Evrope [Europe of Minorities. Minorities in Europe]. Red. by. M.E. Kavickij, M. U. Martynov. Moscow, IEHA RAN, 2016, 302 p.

3. V Krymu proshlo zasedanie Hadzh-missii Rossii [The Meeting of the Russian Hajj Mission Took Place in Crimea]. URL: http://www.islamsng.com/sng/news/10796 (Accessed: 21 November 2018)

4. Ne budet udivitel'nym, esli DUMK yavitsya kuznicej kadrov sovremennogo krymskotatarskogo isteblishmenta [It will not be Surprising if DUMK Becomes a Forge of Personnel of the Modern Crimean Establishment]. URL: http://goloskrimanew.ru/ne-budet-udivitelnyim-esli-dumk-yavitsya-kuznitsey-kadrov-sovremennogo-kryimskotatarskogo-isteblishmenta.html (Accessed: 21 November 2018)

5. Grosfel'd E. V., Harabuga V. V. Deyatel'nost' Medzhlisa krymsko-tatarskogo naroda po sozdaniyu v Krymu nacional'noj gosudarstvennosti krymskih tatar (2017 g.) [The Activity of the Mejlis of the Crimean Tatar People to Create in the Crimea the National Statehood of the Crimean Tatars (2017 year)]. Scientific notes of the Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology, 2017, vol. 3 (69), no. 2, pp. 55-64.

6. Akadyrov Z. Krymskotatarskaya iniciativa. Kak molodezh' vozrozhdaet kul'turu [Crimean Tatar Initiative. How Youth Revives Culture]. URL: https://echo.msk.ru/blog/zair_akadyrov/2002672-echo/ (Accessed: 21 November 2018)

7. Krymskie tatary predlagayut sozdat' mezhnacional'nye sovety v Krymu [Crimean Tatars Propose to Create Interethnic Councils in Crimea]. URL: https://ria.ru/society/20161031/1480394660.html (Accessed: 21 November 2018)

8. Bairov E. Zashchishchyonnost' prav ne dast vzrastit' ehkstremizm v molodezhnoj srede [Protection of Rights will not Allow Extremism to Grow in the Youth Environment]. URL: http://qmdi.org/zashhishhyonnost-prav-ne-dast-vzrastit-ekstremizm-v-molodezhnoy-srede-esadullah-bairov/ (Accessed: 21 November 2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.