Научная статья на тему 'Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки'

Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1034
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY OF YOUTH / THE SOCIOLOGICAL METHOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смакотина Наталья Леоновна, Хвыля-олинтер Надежда Андреевна

В статье рассмотрен социологический метод изучения национально-культурной идентичности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смакотина Наталья Леоновна, Хвыля-олинтер Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National and cultural identity of young people: sociological method of assessing

The article presents a sociological method for studying the national-cultural identity.

Текст научной работы на тему «Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н.Л. Смакотина, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой социологии молодежи социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* Н.А. Хвыля-Олинтер, ассист. кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова**

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ

В статье рассмотрен социологический метод изучения национально-культурной идентичности молодежи.

Ключевые слова: национально-культурная идентичность молодежи, социологический метод.

The article presents a sociological method for studying the national-cultural identity.

Key words: national and cultural identity of youth, the sociological method.

Целью данной статьи является построение идентичной матрицы на основе анализа и выявления показателей национально-культурной идентичности молодежи, а также основных методов ее исследования.

В современных трансформирующихся, а порой кризисных обществах одной из основных проблем является идентичность человека. Будучи взаимосвязанной с социальными условиями и общественной ситуацией, она становится неопределенной и очень непредсказуемой. Особое значение для выхода общества из кризиса и дальнейшего развития имеет идентичность молодежи. Сегодня одна из функций молодежи в социуме заключается не только в выполнении социально-профессиональных ролей и функций в данном обществе, но и в активном преобразовании существующих моделей, ценностей и установок. Исследование национально-культурной идентичности молодежи является поэтому одной из самых актуальных проблем современности.

Идентичность является одним из важнейших факторов, направляющих и реализующих молодежный потенциал. Идентичность проявляется в молодежном сознании в виде ориентации на поступки определенной направленности, в интенсивности социальной активности, в степени готовности к принятию и выполнению

* Смакотина Наталья Леоновна — smakotina@mail.ru

** Хвыля-Олинтер Надежда Андреевна — k_nadejda@mail.ru

молодыми людьми социальных ролей и гражданских обязанностей, в качестве выполнения социальных функций и реализации своего потенциала в интересах страны.

Молодежь — мобильная социальная группа, активно усваивающая культурные, профессиональные и другие социальные модели поведения. Именно молодое поколение в трансформирующемся обществе выступает источником новых объективных изменений, транслятором ценностей и моделей поведения, которые передаются далее от поколения к поколению. «Быстроменяющиеся "правила игры" в современном российском обществе, которые обусловливают выбор стратегий поведения, конкретных способов решения проблем»1, оказывают существенное влияние и на процессы самосознания молодежи.

На наш взгляд, классические типологии идентичности не полностью отражают приоритетные идентичности современной российской молодежи, хотя любая типология может частично использоваться. В работе предлагается авторская модель национально-культурной идентичности, включающая в себя некоторые предложенные ранее элементы, но в совокупности представляющая собой новый методологический подход. В качестве основного критерия выделения составляющих национально-культурной идентичности предлагается оценка значимости того или иного типа идентичности в данное историческое время в данном социальном пространстве, а также его роль в формировании национально-культурной идентичности молодежи.

Компоненты национально-культурной идентичности

Согласно классификации идентичности Хантингтона, культурная идентичность складывается как языковая, религиозная, цивилизаци-онная и национальная принадлежность индивида. Язык, по Бергеру и Лукману, как и в концепции символического интеракционизма Дж. Мида, является компонентом, в большой степени определяющим идентичность. Среди элементов, влияющих на формирование идентичности и выступающих значимыми ее элементами, авторы отмечают также символы (материальные и нематериальные), территориальную и государственную принадлежность, историческую память. Это созвучно современным взглядам на идентичность, концепцию которой предлагает для анализа современного общества риска, например, Э. Гидденс. По Э. Гидденсу, идентичность определяется культурой и сферой политики, а также национальным самосознанием.

1 Смакотина Н.Л. Протестный потенциал современной российской молодежи // Экстремизм в молодежной среде: теоретические и практические аспекты / Ред-кол.: В.И. Добреньков и др. М., 2007. С. 26.

В современных отечественных исследованиях в качестве базовых компонентов национально-культурной идентичности современной российской молодежи рассматриваются культурная, религиозная, национальная, политическая, территориальная, государственная.

Дополнительными элементами, требующими внимания в контексте исследования национально-культурной идентичности молодежи, выступают ценностные установки, восприятие символов современного общества и истории российского народа.

Следует отметить, что показатели (элементы) различных видов идентичности в отдельных случаях могут дублировать друг друга, что обусловлено тесной взаимосвязью и взаимозависимостью рассматриваемых компонентов национально-культурной идентичности. Данный факт, с одной стороны, усложняет исследование рассматриваемого вопроса в силу возможной вариативности интерпретации того или иного показателя, а с другой — обусловливает репрезентативность результатов эмпирического исследования, так как "дублеры" могут выступать в качестве контрольных индикаторов.

Рассматривая содержание предлагаемых компонентов национально-культурной идентичности, следует обратить внимание на то, что культурная идентичность в данном случае предстает как особое качество личности, лежащее в основе чувства причастности к элементам культуры данного общества, ее ценностям, символам, ритуалам, обычаям, языку и поведенческим моделям. Это качество позволяет окружающим отнести конкретного человека к конкретному сообществу, охарактеризовав его как носителя культуры этого сообщества. Речь идет о сложном наборе "убеждений и установок, которые люди проявляют в отношении себя и своего членства в культурной группе"2. Понятие культурной идентичности шире понятия идентичности национальной. Хотя, по данным, например, П. Нойрата3 в конце XX в. были зафиксированы транскультурные передвижения более чем 200 миллионов человек, которые, покинув границы собственных наций, осели в чуждых для себя культурах, став, по сути, маргиналами.

На культурную идентичность человека указывают внешние и внутренние признаки. К внутренним признакам относятся следующие: когнитивный, который включает владение общим кругом культурного знания; психосоциокультурный, к которому относится владение общими ментальными образованиями, нормами, ценностями, обычаями и идеалами культуры группы; эмоциональный, включающий чувство принадлежности к группе, компоненты. К внешним признакам относятся поведенческий и языковой компонент.

2 Кросскультурная психология. Исследования и применение. Харьков, 2007. С. 385.

3 www.iriss.ru

Религиозная (духовная) идентичность в современном обществе представляется одним из значимых компонентов системы идентификации человека. Религиозная идентичность призвана поддерживать единство определенной национальной культуры, в чем заключается одна из многих позитивных ее функций. Разночтение религиозных ценностей, свойственное современному социуму, может иметь негативные последствия в виде утраты духовных ориентиров, интолерантности, конфликтов и т.д. Это подтверждает необходимость анализа того, каким образом религия работает в качестве не конфликтогенного, а объединяющего начала.

В отсутствие уверенности в будущем религиозная идентичность может стать рефлексивно значимым компонентом, фактором снятия напряжения неопределенности, подтверждения в сознании архаических (традиционных) форм мировосприятия.

Опыт исследований религиозной идентичности небогат, что связано с деликатностью данной тематики и сложностью ее объективной и субъективной оценки. Еще одним моментом, затрудняющим исследование на данную тему, является ее двойственность. Речь идет о том, что религиозная идентичность может проявляться как элемент культурной принадлежности, когда человек относит себя к той или иной конфессии не в силу глубокой веры, а, скорее, в силу исторической памяти и культурных характеристик своего сообщества, что особенно характерно для молодого поколения. В этом случае при исследовании, например, православной принадлежности молодежи мы получим значительную группу молодых людей, называющих себя православными, отмечающих некоторые религиозные праздники, носящих нательный крест и т.д., однако более глубокие составляющие религиозной идентичности останутся ими невостребованными.

Такой подход обусловливает необходимость детального исследования глубины таких составляющих религиозной идентичности, как включенность молодого человека в церковную жизнь и конфессиональную группу, основанного на измерении таких показателей, как посещение храма, участие в религиозных обрядах, знание и использование молитв, чтение религиозных текстов, соблюдение постов, характер взаимоотношений с членами конфессии и участие в жизни конфессиональной группы.

Актуализация вопроса национальной идентичности в совокупности с активизацией глобализационных процессов в российском обществе становится значительным фактором воздействия на молодежные слои населения. По данным различных исследований4, молодежь — самая благоприятная для распространения национа-

4 http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros200.html

лизма среда, где суммарный уровень националистических настроений (от "жестких" до "мягких") доходит почти до 50%.

Для того чтобы описать такой компонент, как национальная идентичность, необходимо обратиться к понятию "нация". Нация — это "народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями". По сути, это народ, организованный в государство. Однако следует отметить, что гло-бализационные процессы не только трансформируют сущность такой социальной структуры, как нация, но и вносят изменения в традиционные научные трактовки данного феномена.

Выделенные компоненты и показатели национальной идентичности применимы также и для исследования этнической идентичности. Несмотря на подчеркиваемое многими учеными различие значений понятий "нация" и "этнос"5, предлагаемые показатели могут быть использованы при исследовании как этнической, так и национальной общности.

В конце XX в. Питер Алтер провел дифференциацию понятий культурной национальной идентичности и политической национальной идентичности и соответственно их компонентов. В качестве основных компонентов, отражающих содержание культурной национальной идентичности, Алтер предлагает единство языка, традиций, религии, место проживания, обычаев и истории; а в качестве компонентов политической — сознание равенства перед законом представителей той или иной нации (или этноса)6. Элементы культурной составляющей национальной идентичности, предлагаемые Алтером, уже были рассмотрены в составе других типов идентичности, что подтверждает верность отобранных в данной работе компонентов. Кроме того, по мнению норвежского антрополога Ф. Барта, культура выступает основой консолидации нации и этноса и как результат и смысл их существования7.

Сознание равенства (или неравенства) перед законом представителей той или иной нации включается в систему показателей по причине того, что данный элемент не только работает как дополнительный индикатор оценки самоидентификации человека со "своей" группой, но и является контрольным индикатором по от-

5 Понятие "нация" в большей степени отражает культурно-историческое единство людей, тогда как понятие "этнос" — единство кровное, племенное. Кроме того, различие можно проводить по принципу открытости для аутсайдеров нации и этноса (общность, сформированная по национальному признаку, более открыта, нежели общность, сложившаяся по признаку этническому).

6 Alter P. Nationalism. L., 1994.

7 Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий / Под ред. Ф. Барта. М., 2006.

ношению к установкам толерантности личности и ее взглядам на долженствующий характер межнациональных отношений.

В структуре национальной идентичности важнейшими составляющими являются когнитивный и аффективный компоненты8. Когнитивный состоит из представлений человека о дифференцирующих признаках "своей" группы, что выражается в формировании в сознании личности "образа мы" (так называемого автостереотипа), о его эмоциональной оценке, а также из интерпретации национального характера. Аффективный — в самоидентификации с общностью по национальному признаку, а именно в отнесении себя к нации (самоназвание), в осознанном выделении значимых элементов самоидентификации и в позитивных/негативных атти-тюдах на принадлежность к нации. Под аттитюдами в данной работе понимаются установки, в зависимости от характера которых человек испытывает удовлетворенность от членства в общности или, напротив, негативные эмоции, указывающие на отрицание собственной национальной идентичности.

Политическая идентичность молодежи в рамках тематики изучения национально-культурной идентичности представляет особый интерес, поскольку формирование политической культуры молодого поколения происходит в условиях форсированной замены традиционных ценностей на новые "демократические", "общечеловеческие", "западные"9, что в свою очередь в ближайшем будущем будет определять как политический, так и культурный вектор развития страны. В условиях нестабильности мировых процессов и их колебаний между глобальным и локальным политическая идентичность характеризуется как одна из наиболее динамичных, в отличие, например, от идентичности религиозной или этнической.

Политическая идентичность молодого поколения современной России должна анализироваться не с точки зрения оценки политических предпочтений (политические программы, партии и лидеры) и самоотождествлений молодежи. Данный подход имеет право на использование, однако сегодня он мало репрезентативен в силу высокого уровня недоверия молодежи к власти. Намного интереснее взгляд на политическую идентичность молодого поколения через построение идентификационной матрицы молодежи как субъекта политической деятельности, т.е. через изучение политической активности молодежи. Такой подход активно используется в идее "политики идентичности", когда поддержка политических

8 См.: Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999. С. 211.

9 Политическая активность молодежи: Результаты социологического исследования / Под ред. В.И. Добренькова, Н.Л. Смакотиной. М., 2009.

лидеров со стороны населения возникает не в результате общности интересов, а в силу политических воздействий на идентичности людей10.

В качестве базисных компонентов, позволяющих анализировать политическую идентификацию молодого поколения, применены следующие понятия:

— поведение молодежи в политике, выражающееся в оценке необходимости участия молодежи в общественной и политической жизни страны; в оценке сфер общественной жизни, с точки зрения важности привлечения к ним молодежи; в представлениях о личности молодых людей — участников политической жизни; в представлениях о целях участия молодых людей в политической жизни; в оценке необходимости участия молодежи в политике;

— политическая активность молодежи, характеризуемая такими переменными, как наличие интереса к политическим процессам, представления о степени заинтересованности политикой молодыми людьми, мнения о причинах участия/неучастия в общественной и политической жизни, участие молодежи в общественной жизни страны, политические взгляды (предпочтения), оценка эффективности политического участия как возможного канала социальной мобильности;

— участие в деятельности молодежных политических организаций, описываемое с помощью таких показателей, как самоидентификация с молодежной политической организацией/партией и членство в ней, осведомленность о деятельности общероссийских и региональных молодежных политических организаций, оценка возможности создания молодыми людьми собственных политических организаций;

— протестное поведение молодежи, характеризуемое через анализ желания участвовать в каком-либо политическом действии, представления о наиболее важных целях политического действия, оценку молодыми людьми возможности своего участия в различных акциях протеста, оценку результативности различных методов воздействия на власть;

— электоральная активность, проявляющаяся в установке на необходимость выборов как социального института и в непосредственном участии в выборах различного уровня.

Территориальная идентичность в данном исследовании понимается как системная совокупность культурных отношений, связанная с понятием "малая родина"11, включающая в себя четыре

10 См.: Климова С.Г. Идентификация и политический выбор // http://t115.adv. ги/(!оситеп1хт1?&11оситеп1^11

11 Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России // Социологические исследования. 2005. № 3.

5 ВМУ, социология и политология, № 2 65

приоритетных компонента: пространственный аспект (основанный на топонимике, что, по сути, и является осознанием территориальной принадлежности); так называемый "местный патриотизм", характеризующий интенсивность (силу) территориальной идентичности; восприятие малой родины и культурно-регональную составляющую. Ф. Ратцель полагал, что уровень духовного единения человека с конкретной территорией является мерой развития культуры данного общества12.

Далее в исследовании будет употребляться термин "региональная идентичность", что в данном контексте наиболее правомерно, так как он указывает не только на территориальную принадлежность индивида, но и на его "культурную укорененность"13. При этом под термином "регион" подразумевается не некая территория, удаленная от крупнейших городов страны (провинция), а социально-территориальная система, обладающая "социально-пространственной общностью организации проживающего в его рамках населения"14. Культурно-ландшафтные образования, согласно такому подходу, могут быть дифференцированы по культурно-историческому, лингвистическому, этноконфессиональному и другим признакам, являющимся основанием для формирования собственной идентичности.

Для анализа региональной идентичности в научной литературе используется ее "привязка": к субэтническим (лингвистическим) общностям, к крупным географическим образованиям и к административным единицам15. Сегодня наиболее актуально выделение региональной идентичности исходя из административного деления России, так как другие основания не столь отчетливы в силу различных причин, например, утраты традиций, размытости ареалов, особенностей территориальных образований, тогда как административно-территориальное деление России остается относительно стабильным на протяжении длительного времени, т.е. большинство россиян воспринимает сегодняшние административные границы как естественную территорию и культурную данность.

Особенности культурной составляющей региональной идентичности молодежи могут быть выделены, исходя из анализа показа-

12 Цит. по: Синицкий Л.Д. Политическая география по Ратцелю // Землеведение. 1899. Кн. 3. С. 53.

13 Крылов М.П. Феномен региональной идентичности в Европейской России: концептуальный контекст и опыт количественного анализа // Интеллектуальные и информационные ресурсы и структуры для регионального развития. М., 2002. С. 104—117.

14 Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 440.

15 См.: Туровский Р. Региональная идентичность в современной России // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/56404.htm

телей, характеризующих культурную идентичность, и из описанных выше.

Территориальная идентичность анализируется на основе изучения укорененности населения (место рождения отдельного человека и доля уроженцев региона) и самоидентификации молодого человека как представителя данного региона. Результаты эмпирических исследований показали, что интенсивность распространения местного патриотизма коррелирует с величиной доли уроженцев региона16.

Для выявления особенностей местного патриотизма были использованы такие понятия, как "оценка сущности патриотизма как социокультурного явления", "выявление значения и роли патриотического воспитания молодежи, его методов и субъектов", "факторы формирования патриотических настроений; создание образа и прототипа патриота". С целью оценки характера восприятия смысла и значимости малой родины в жизни молодежи анализируется комплекс значений, приписываемых молодыми людьми данному понятию, маркеры, использованные для описания малой родины, а также рассматриваются миграционные установки молодежи. В контексте изучения значения малой родины представляется значимым анализ таких переменных, как понимание и знание молодым поколением местной символики, праздников, памятников культуры, традиций, подчеркивающих индивидуальность региона.

Дополнительными критериями оценки региональной идентичности молодежи могут выступать такие политические составляющие, как показатели доверия к местной власти и отношение к выходу из состава России, которые, однако, могут быть репрезентативны не для всех регионов и зависят от продолжительности и истории пребывания региона в составе России17. По данным социологических исследований, проведенных РНИСиНП в 1998 г.18, развитие регионального патриотизма в некоторых регионах России (например, на Дальнем Востоке, в Калининградской области) влечет за собой рост одобрений идеи выхода из состава страны, распространение сепаратистских установок молодежи, а также доминирование региональной идентичности над общероссийской или государствен-ной19. В некоторых регионах, напротив, сложность процесса самоидентификации современной молодежи проявляется, по мнению исследователей, в том, что молодому поколению свойственно от-

16 Там же.

17 Там же.

18 См.: Давыдова Н.М. Понимание демократии населением российских регионов и их готовность принять рыночную трансформацию. М., 1998.

19 См.: Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 77—85.

сутствие дифференциации между региональной и общероссийской идентичностями. В этой связи особо значимым параметром, позволяющим проанализировать особенности национально-культурной идентичности молодежи, представляется государственная идентичность молодого поколения современной России.

По мнению некоторых исследователей, в состав комплекса гражданских идентификаций входит государственная идентичность, определяемая как идентичность, связанная "с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, где не родственные связи, мифы и легенды о своем народе, а правовое поле и взаимодействие с государственными институтами и институтами гражданского общества"20 лежат в основе данного вида самосознания. Однако, как представляется, сегодня гражданская идентичность молодого поколения как результат идентификации с устоявшимися институтами государства является малозначимой для характеристики национально-культурной идентичности в силу своей слабой выраженности. В данном исследовании выделим тот аспект гражданской идентификации, который отражается в государственной идентичности в виде отнесения себя к гражданам России, россиянам, а также в надгосударственной идентичности, проявляемой, например, как осознание себя гражданином мира, представителем человечества и т.д.

В качестве ценностной составляющей, дополнительно характеризующей гражданскую идентичность молодежи, предлагается оценка системы отношений "государство и молодежь", проявляющаяся в представлениях молодого поколения о наиболее эффективном способе построения взаимоотношений молодежи (в том числе и молодежных организаций) и государства, а также в оценке необходимых направлений и степени важности направлений работы государства с молодежью.

Таким образом, национальность, религиозная и территориальная принадлежность, культура, государственность, политическое поведение, проявляющиеся в базовых паттернах повседневного поведения, служат основой национально-культурной идентичности, выполняют функцию ее элементов и, образуя систему, позволяют личности идентифицировать свою национально-культурную общность и подтверждать собственную принадлежности к ней. Описанный выше подход к изучению национально-культурной идентичности лег в основу идентификационной матрицы, позво-

20 Данилова Е.Н. Гражданские и этнические идентификации в России и Польше // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 2006. С. 78.

ляющей операционализировать понятие "национально-культурная идентичность", а также разрабатывать эмпирический инструментарий для исследования национально-культурной идентичности современной молодежи (таблица).

Операционализация понятия "национально-культурная идентичность" и система показателей для исследуемых переменных (идентификационная матрица)

Параметры (содержание) национально-культурной идентичности Переменные (базисные компоненты) Показатели

Культурная идентичность поведенческие модели данной культуры — знание поведенческих моделей, применяемых окружающими в различных ситуациях; — владение поведенческими стандартами; — следование ритуалам, распространенным в данной культуре

языковая идентичность — языковая компетенция; — особенности тезауруса; — символическое значение языка; — предпочтения употребления того или иного языка; — ситуационные различия в употреблении того или иного языка; — использование "языковых клише"

владение культурным знанием — знание и чтение классических литературных произведений; — знание и использование музыкальной классики; — знание истории своего народа; — знание значимых в истории личностей

психосоциальный компонент — принятие норм; — ценностей; — идеалов, укорененных в данной культуре

эмоциональная составляющая чувства и эмоции, сопровождающие принадлежность к группе

Параметры (содержание) национально-культурной идентичности Переменные (базисные компоненты) Показатели

Религиозная идентичность конфессиональная принадлежность — ощущение причастности к той или иной вере; — самоназвание

включенность в церковную жизнь — знание и использование молитв; — знание смысла и участие в религиозных обрядах; — посещение мест совершения религиозных обрядов; — чтение религиозных текстов; — соблюдение постов

включенность в конфессиональную группу — характер взаимоотношений с членами конфессии; — участие в жизни конфессиональной группы

оценка взаимоотношений Церкви и государства — мнение о роли религии в государстве; — отношение к введению религиозного компонента в образование

эмоциональный компонент чувства и эмоции, сопровождающие принадлежность к группе

Национальная идентичность самоидентификация с общностью по национальному признаку — отнесение себя к нации (самоназвание); — значимые элементы самоидентификации; — позитивные/негативные аттитюды на принадлежность к нации

представления о "своей" общности — "образ мы" — автостереотипы; — оценка "образа мы"; — трактовка национального характера

установки на характер межнациональных отношений — сознание степени равенства перед законом представителей той или иной нации (или этноса); — толерантность по отношению к представителям иных национальностей; — образ представителей других национальностей; — опыт совместного проживания с представителями других национальностей;

патриотические установки — оценка сущности патриотизма как социокультурного явления; — выявление значения и роли патриотического воспитания, его методов и субъектов; — факторы формирования патриотических настроений; — создание образа и прототипа патриота

эмоциональный компонент чувства и эмоции, сопровождающие принадлежность к группе

Параметры (содержание) национально-культурной идентичности Переменные (базисные компоненты) Показатели

Политическая идентичность представления о молодежи как субъекте политики — оценка необходимости привлечения молодежи к общественной и политической жизни; — оценка сфер общественной жизни с точки зрения важности привлечения к ним молодежи; — представления о личности молодых людей — участников политической жизни; — представления о целях участия молодых людей в политической жизни; — оценка необходимости участия молодежи в политике

политическая активность молодежи — наличие интереса к политическим процессам; — представления о степени заинтересованности политикой молодыми людьми; — причины участия/неучастия в общественной и политической жизни; — участие молодежи в общественной жизни; — политические взгляды; — оценка эффективности политического участия как возможного канала социальной мобильности

деятельность молодежных политических организаций — членство в политической организации, партии; — осведомленность о деятельности общероссийских и региональных молодежных политических организаций; — оценка возможности создания молодыми людьми собственных политических организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

протестное поведение молодежи — желание участвовать в каком-либо политическом действии; — представление о наиболее важных целях политического действия; — оценка возможности своего участия в различных акциях протеста; — оценка результативности различных методов воздействия на власть

электоральная активность — точка зрения на необходимость выборов; — участие/неучастие в выборах

эмоциональный компонент чувства и эмоции, сопровождающие принадлежность к группе

Параметры (содержание) национально-культурной идентичности Переменные (базисные компоненты) Показатели

Региональная (территориальная) идентич- территориальная идентичность — укорененность молодежи в данном регионе; — самоотнесение к региону

ность местный патриотизм — оценка сущности патриотизма как социокультурного явления; — выявление значения и роли патриотического воспитания, его методов и субъектов; — факторы формирования патриотических настроений; — представление об образе и прототипе патриота

восприятие смысла и значимости малой родины — миграционные установки; — маркеры малой родины и их значимость; — комплекс значений, приписываемых понятию "малая родина"; — понимание и знание молодым поколением местной символики, праздников, памятников культуры, традиций

эмоциональный компонент чувства и эмоции, сопровождающие принадлежность к группе

Гражданская идентичность государственная идентификация — отнесение себя к гражданам России, россиянам

надгосудар-ственная идентификация — самоидентификация представителя человечества; — человека мира; — космополита

патриотические установки — оценка сущности патриотизма как социокультурного явления; — выявление значения и роли патриотического воспитания, его методов и субъектов; — факторы формирования патриотических настроений; — представления об образе и прототипе патриота

гражданственность — знание основных прав и обязанностей гражданина; — знание способов реализации прав и опыт их использования

оценка системы отношений "государство и молодежь" — представление о наиболее эффективном способе построения взаимоотношений молодежных организаций и государства; — оценка необходимых направлений и степени важности направлений работы государства с молодежью

эмоциональный компонент чувства и эмоции, сопровождающие принадлежность к группе

Для оценки того, какие механизмы и в какой степени влияют на формирование национально-культурной идентичности молодежи, следует исследовать такие составляющие, как уровень доверия к социальным институтам, оценка их деятельности и готовность к включенности в нее; самостоятельность и самореализация; источники ценностных установок.

Исследование влияния процесса глобализации на молодое поколение включает в себя рассмотрение когнитивных и аффективных оценок данной группы населения проявлений глобализации (согласно идеям В.И. Добренькова, высказанным в докладе на 36-м Всемирном конгрессе в Пекине, к ним относятся глобальная коммуникация, глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальная наука, глобальный язык, глобальный образ жизни21), а также степени включенности молодежи в глобальные процессы.

Сложность и многокомпонентность рассматриваемого феномена ставит вопрос о методах эмпирического изучения трансформации национально-культурной идентичности российской молодежи в условиях глобализации.

Наиболее точно исследовать эмоциональную составляющую идентичности возможно с помощью качественных методов, позволяющих установить непосредственный контакт исследователя с исследуемыми, "уловить их восприятие действительности и мотивы их действий"22, нюансы, которые невозможно отразить в формализованном опроснике. Качественный анализ позволяет не только разносторонне охарактеризовать исследуемый феномен, но и интерпретировать используемые респондентом языковые клише и словесные формулировки (их значимость в контексте изучения национальной идентичности подтверждалась выше), предоставив выводы, подкрепленные цитатами.

Еще одним доводом в пользу применения качественных методов при изучении национально-культурной идентичности именно в молодежной среде, является то, что терминология, отражающая сущность данного явления, часто сложна и неоднозначна. В процессе проведения фокус-группы можно использовать метод аппроксимации, заключающийся в замене сложных понятий или объектов рассмотрения на более простые. Так, при проведении фокус-групп на тему "Патриотизм и патриотическое воспитание молодежи", целью которых было изучение представлений молодежи о патриотизме и существующей системе и методах патриотического

21 См.: Добреньков В.И. Правда о глобализации: Доклад на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине // http://www. zlev.ru/61_40.htm

22 Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002. С. 61.

воспитания, авторами было отмечено напряжение участников фокус-групп, вызываемое терминами "патриотизм" и "патриот". Дискуссия осложнилась и свелась к односложным ответам, что не соответствовало ни целям исследования, ни методике проведения фокус-группы. Только после совместного уточнения смысла неоднозначных понятий и выработки некоторого собирательного образа патриота молодые люди были готовы искренне отвечать на задаваемые модератором вопросы.

Однако приведенные в пользу качественных методов доводы не означают противопоставления качественного и количественного подходов к изучению объектов социальной реальности. Наибольший эффект может быть достигнут при взаимодополнении обоих подходов, что встречается достаточно редко, по всей видимости, в силу некоторой контрактурности позиций исследователей. В социологии советского периода неприятие качественного подхода с одновременным развитием количественной парадигмы объясняется монистическими принципами того времени23. В качестве примера сочетания подходов можно привести исследование Т. Шанина, использовавшего "методологию двойной рефлексивности"24, включающую взаимосвязь качественных и количественных теоретических концепций. Сочетанное применение качественной и количественной методологий при изучении национально-культурной идентичности молодежи позволяет, с одной стороны, обогатить знание о малоизученном явлении, что важно в контексте уточнения некоторых понятий и формулировки гипотез, а с другой — проверить обоснованность выводов, сделанных исходя из количественных методов, и степень их совпадения с мнением отдельных участников исследования.

Проблема выбора методов социологического исследования трансформации национально-культурной идентичности (НКИ) российской молодежи может быть упрощена, если каждому смысловому блоку данной темы подобрать наиболее адекватный метод его изучения. Выше были выделены следующие области изучения: содержание национально-культурной идентичности российской молодежи; механизмы формирования национально-культурной идентичности; влияние глобализации на процесс формирования национально-культурной идентичности молодежи; особенности трансформации национально-культурной идентичности российской молодежи; социальные риски, вызванные трансформацией национально-культурной идентичности молодежи. Методы, кото-

23 См.: Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003. С. 8.

24 См.: Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Социологический журнал. 1998. № 3—4. С. 101—116.

рые могут быть использованы для эмпирического изучения каждого из смысловых блоков приведены на рис. 1.

Рис. 1. Методы, применяемые для изучения трансформации национально-культурной идентичности (НКИ) молодежи

Рассмотрим преимущества предложенных методов, поставив их в соответствие с особенностями выделенных смысловых блоков. Одним из преимуществ анкетного опроса является возможность охвата больших групп людей в относительно короткие сроки. Следовательно, применение данного метода позволит определить содержание национально-культурной идентичности молодежи как особой социально-демографической группы, определить приоритетные механизмы ее формирования. Выявить влияние глобализации на самоопределение молодежи можно, проследив корреляцию ответов респондентов, полученных в ходе анкетного опроса.

В качестве дополнительного метода при изучении первых трех смысловых блоков (рис. 1) целесообразно применить метод фокус-групп. Преимущество его заключается в непосредственном контакте с респондентами, а следовательно в возможности уточнения смыслов и значений, вкладываемых ими в рассматриваемые понятия и описываемые ситуации.

Значимость эмоциональной составляющей идентичности, о которой говорилось выше, дает основания говорить о возможности использования при изучении содержания национально-культурной идентичности молодежи проективных методов цветовой психодиагностики, которая может быть предложена участникам фокус-групп, например, в виде цветового теста отношений. Этот метод основывается на положении В.Г. Ананьева относительно того, что психические структуры любого уровня отличаются образностью, а также на идеях А.Н. Леонтьева, подчеркивающего чувственную основу сознания. Основная идея последнего заключается в возможности отражения основных характеристик отношений индивида к значимым другим в цветовых ассоциациях. В качестве достоинств метода можно отметить способность выявлять неосознаваемое, обойдя механизмы психологической защиты и частично исключить конформизм оценок, присущих молодым людям. Также следует отметить игровой характер проективных методов, позволяющий снять напряжение и скованность, возникающие в процессе исследования фокус-группы.

Проследить эмоциональную окрашенность принадлежности к какой-либо группе или общности позволяет метод кейс-стади. Исходя из положения Ф. Знанецкого о том, что восприятие реальности индивидом есть и результат социального взаимодействия и значимый детерминант социальной реальности25, предположим, что метод кейс-стади позволит добиться более глубоких обобщений, касающихся молодежи как социальной группы. Он отвечает традиции символического интеракционизма, подчеркивающей значимость анализа частного мнения как основы понимания нестандартных, отличающихся от общепринятых смыслов. В контексте объяснения причин деформации национально-культурной идентичности молодежи и трансформации самих механизмов ее формирования метод кейс-стади можно считать одним из самых перспективных.

Трансформацию национально-культурной идентичности можно проследить, используя сравнительный метод, сопоставляя сведения, полученные в результате проведения анкетного опроса и фокус-групп, со вторичными данными более ранних исследований идентичностей молодежи. Следовательно, можно говорить о необходимости (целесообразности) проведения лонгитюдных исследований (мониторингов) на данную тему. Также для этих целей можно применять исторический метод, позволяющий подчеркнуть социокультурный аспект исследуемого явления и выделить его культурные и хронологические особенности26.

25 См.: Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

26 См.: ЧерныхА.И. Историческая социология на Западе (конец XX в.) // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 87—92.

Оценить возможность возникновения социальных рисков и выявить степень их опасности вследствие деформации национально-культурной идентичности молодежи позволяет метод Дельфи, заключающийся в выработке коллективной позиции и рекомендаций в результате многоступенчатой экспертной оценки. Этот метод позволяет оценить возможные последствия трансформации идентичности молодого поколения, исследовать перспективы развития рассматриваемой проблемы, осуществить экспертное прогнозирование, а также выработать рекомендации по устранению социальных рисков и корректировке национально-культурной идентичности молодежи в целях сохранения культуры и единства российской нации.

Сопоставление различных точек зрения, а также данных, полученных в результате применения разных методов, позволяет добиться достаточной объективности выводов, что отвечает такому типу исследовательской стратегии, как множественная триангуля-ция27. Это особая исследовательская стратегия, придающая новому знанию конвенциональный характер, когда вывод делается на основе анализа различных ситуаций, находящихся в рамках одного и того же опыта.

Подводя итог, отметим, что основу для выделения переменных и показателей национально-культурной идентичности молодежи современной России должны составлять те признаки, которые наиболее значимы с точки зрения реализации молодежного потенциала в данное историческое время в данном социальном пространстве. В нашем понимании национальность, религиозная и территориальная принадлежность, культура, государственность, политическое поведение, проявляющиеся в базовых паттернах повседневного поведения, служат основой национально-культурной идентичности, выполняют функцию ее элементов и, образуя систему, позволяют личности идентифицировать свою национально-культурную общность и подтвердить собственную принадлежности к ней. Таким образом, под национально-культурной идентичностью молодежи следует понимать результат осознанного самоотнесения молодых людей к социальным группам на основе таких признаков как национальность, культура, религия, государственная, политическая и территориальная принадлежность, и принятие свойственных им норм, ценностей и моделей поведения.

В связи со сложностью феномена национально-культурной идентичности возникает проблема разработки нового теоретико-методического подхода к его изучению, адекватного реалиям современного общества, а также проблема выбора методов его эм-

27 Webb E.J., Campbell D.Т., Scwartz R.D., Sechrest L. Unobtrusive measures: Non-reactive measure in the social sciences. Chicago, 1966.

пирического исследования. Вопрос о методах упрощается, если тематику исследования национально-культурной идентичности молодежи в условиях глобализации разбить на несколько категорий анализа или смысловых единиц, что было предложено выше. Такая процедура позволяет подобрать метод эмпирического исследования, в наибольшей степени отвечающий поставленной задаче и особенностям данной категории. Сопоставить полученные в результате использования различных методов социологического исследования данные можно, используя стратегию триангуляции, позволяющую обобщать накопленные знания. Последовательность описанных действий отражена на рис. 2.

Рис. 2. Методика изучения трансформации НКИ молодежи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 77—85.

Данилова Е.Н. Гражданские и этнические идентификации в России и Польше // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 2006.

Добреньков В.И. Правда о глобализации: Доклад на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине // http://www.zlev.ru/61_40.htm

Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003.

Кросскультурная психология. Исследования и применение. Харьков, 2007.

Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России // Социологические исследования. 2005. № 3.

Политическая активность молодежи: Результаты социологического исследования / Под ред. В.И. Добренькова, Н.Л. Смакотиной. М., 2009.

Смакотина Н.Л. Протестный потенциал современной российской молодежи // Экстремизм в молодежной среде: теоретические и практические аспекты / Редкол.: В.И. Добреньков и др. М., 2007.

Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999.

Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий / Под ред. Ф. Барта. М., 2006.

Alter P. Nationalism. L., 1994.

http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros200.html

http://t115.adv.ru/document.xml?&document_id

Webb E.J., Campbell D. Т., Scwartz R.D., Sechrest L. Unobtrusive measures: Nonreactive measure in the social sciences. Chicago, 1966.

www.iriss.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.