новости
Т.Н. Щербакова, А.А. Мельникова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: КОНТЕКСТ ОБСУЖДЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЗГ, ПОЗНАНИЕ, ЯЗЫК: МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ».
Москва, 4-5 апреля, 2024 г.
© Щербакова Татьяна Николаевна - заместитель директора по социально-реабилитационной работе, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Московского района», Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Мельникова Алла Александровна - доктор культурологии, профессор, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Первая Международная научно-практическая конференция «Мозг, познание, язык: мультидисциплинарный подход в нейроре-абилитации» прошла в Москве 4-5 апреля 2024 г. В рамках конференции состоялись пленарное заседание, 10 площадок секционной работы, стендовые доклады и мастер-классы. Научно-практическая конференция была приурочена к 140-летию Юлии Александровны Флоренской (1884-1947) -выдающегося русского врача-психиатра и логотерапевта, психолога и невролога.
Ю.А. Флоренская в годы Великой Отечественной войны активно занималась изучением и реабилитацией различных расстройств лиц, пострадавших от боевых травм. Поэтому обращение к ее наследию именно сейчас - не просто дань уважения, а важнейший и необходимый шаг для более эффективного решения проблемы адаптации детей и взрослых, в том числе тех, кто оказался так или иначе затронут боевыми действиями и их последствиями, включая участников военных операциях и членов их семей.
Всего в рамках конференции состоялось десять секций. Участники конференции рассмотрели широкий спектр вопросов: на секциях «Когниция», «Координирование», «Интеграция», «Реабилитация», «Технологии», «Нейрофизиология», «Функционирование» и др.
В ходе обсуждения были рассмотрены такие темы, как особенности использования компьютерных технологий в области когнитивной реабилитации и нейропсихологии, вопросы организации межведомственного взаимодействия, создание мультидисциплинарной команды специалистов по адаптации и реабилитации детей и взрослых, возможности дистанционных форм коммуникации в обучении и реабилитации детей, а также особенности
проведения он-лайн занятий; обсуждались подходы в клинико-психологической реабилитации, важность мультидисциплинарного подхода в социализации детей и многие другие вопросы. Свои варианты решений обозначенных на пленарном заседании сложнейших задач представили делегации из более, чем 15 регионов России, а также Португалии, Белоруссии и Израиля. Зачастую, выступления докладчиков носили противоречивый характер, что ярко демонстрирует важность и необходимость подобных мероприятий, аккумулирующих в себе многолетней опыт различных специалистов, в пространстве дискуссии и научного спора создающих возможности для совершенствования и обогащения теоретических и практических разработок.
Особый интерес вызвала секция «Психотравма», в рамках которой специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Луганской народной республики, Донецкой народной республики обсудили различные аспекты психосоциальной работы в современных реалиях, в том числе - специфику формирования национально-культурной идентичности, значимость создания которой в контексте ситуации, связанной со специальной военной ситуацией, не вызывает сомнений. Присоединение новых регионов актуализирует вопросы определения точки сборки этой идентичности, которая, как оказалось, в значительной степени была слабо рефлекси-руемой и при этом предполагалось, что она саморазвивается, не нуждаясь в каком-то специальном осмысленном стимулировании. Однако наглядное свидетельство того, как осмысленные, просчитанные, планомерные действия могут переформатировать культур- -Е ные установки на прямо противоположные, о привело к осознанию хрупкости такого есте-
ственного саморазвития, к признанию необходимости как рассмотреть сущность нашего культурно-идентификационного кода, так и определись способы его развития. В настоящий момент все более ощущается важность этой работы: при отсутствии четко выраженной национально-культурной идеологии под активным внешним воздействием целенаправленной деформации культурных ценностей, попыток «отменить» русскую культуру и язык, есть опасность податься экспансии неспецифических для русской культуры ценностей индивидуализма и гедонизма и утратить свою идентичность.
Создание национально-культурной идентичности - это, в первую очередь, формирование культурного и языкового единства, в котором возможно сохранение и транслирование ценностей, норм и обычаев.
В этом контексте своим опытом делились коллеги с новых территорий, для которых это не выглядит неким теоретическим вопросом - по разные стороны в их дискурсе о своей идентичности оказываются родственники, и это усугубляет и без того травматичную ситуацию, в которой они долгое время находятся. Приехавшие коллеги из Луганска, участники программы «Донбасс: психология жизни» (И.В. Кузьминых, Ю.А. Бондарева, М.А. Бол-гова, Г.Л. Кравченко, В.В. Спахова), поделились своим опытом решения этих вопросов в рамках секции «Психотравма», рассмотрев в докладах особенности комплексного подхода к работе с психологическими травмами, отягощенными социокультурным контекстом.
Наиболее развернуто вопросы формирования национально-культурной идентичности были развернуты в докладе Т.Н. Щербаковой «Культурные практики как способ формирования национально-культурной идентичности подростков в работе социоза-щитных учреждений». Докладчица обратила внимание на острую необходимость комплексной последовательной и эффективной работы с детьми, в том числе оказавшимися в трудной жизненной ситуации, направленной на создание условий для воспитания и формирования гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, сохранение исторической памяти, защиту и поддержку русского языка, укрепление единства и сплоченности российского общества посредством культурного и гуманитарного развития.
Тему поддержали и её коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга В.И. Мальцева, А.А. Ми-шурова, Е.Б. Скачкова, О.В. Дутова, в докладах которых раскрывались различные аспекты работы такого рода с участниками боевых действий, а также их семьями, где в психологическую помощь был включен компонент, связанный с вопросами национально-культурной идентичности.
Коллеги из других регионов высоко оценили качество, эффективность и профессионализм представленных докладов. Мероприятие вызвало большой интерес и собрало более 1500 специалистов, которые участвовали в программе как очно, так и дистанционно.
А.В. Петров
ЮБИЛЕЙНАЯ XX РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Санкт-Петербург, 12-13 апреля 2024 г.
см о
О
3
ю О
© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
В Санкт-Петербургском государственном университете на факультете социологии 1213 апреля 2024 г. состоялась юбилейная XX российско-китайская социологическая конференция. Она была посвящена 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета и 20-летию Российско-китайского центра факультета социологии СПбГУ.
Тема конференции этого года: «Современная система образования в России и Китае». В конференции приняли участие ученые из разных вузов и научных центров России и Китая, в частности, из Санкт-Петербурга, Москвы,
Самары, Хабаровска, Читы, а также из разных университетов Китая, в том числе: Народного университета Китая, Нанкинского университета, Харбинского политехнического университета, Чжэцзянского университета - ведущих вузов КНР и учебно-научных партнеров Российско-китайского центра. В этом году впервые в конференции приняли участие также ученые из университета Китайской академии общественных наук (Пекин), Сычуаньского университета (Чэнду), Фуданьского университета (Шанхай) и Даляньского университета. Кроме того, в конференции приняли участие