Научная статья на тему 'Национально-художественный традиционализм и формирование реалистических основ мордовской литературы'

Национально-художественный традиционализм и формирование реалистических основ мордовской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кубанцев Трофим Иванович, Кирдяева Татьяна Дмитриевна

В статье описано становление финно-угорских литератур в контексте общероссийского литературного процесса. На примере творчества 3. Ф. Дорофеева рассмотрен реализм в мордовской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-художественный традиционализм и формирование реалистических основ мордовской литературы»

остается одним из лучших достижений мордовской классической поэзии.

Безусловно, те же особенности у другого произведения А. Рогожина — поэмы «Литу-ва», посвященной далекому прошлому мордвы, нелегкой судьбе женщины-эрзянки, которую насильно пытаются выдать замуж за сельского богатея Патолыча. При этом главным сватом выступает не кто-либо, а родной отец Литу вы, который таким образом мечтает выйти из постоянной нужды. В отличие от «Галё» и «Нарспи» данное произведение

Поступила 29.06.10.

заканчивается благополучно: богатея Патолыча убивает слуга, Литува выходит замуж за любимого Иваша, от имени которого поэт завершает поэму: «Тогда только жизнь улыбнется тебе, когда ненавистное сбросишь ярмо».

Значение творчества К. Иванова, прежде всего поэмы «Нарспи», трудно переоценить. Новаторство автора способствовало обогащению и дальнейшему развитию лироэпических традиций литературы не только чувашского, но и других поволжских народов.

НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫИ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ОСНОВ МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Т. И. Кубанцев, Т. Д. Кирдяева

В статье описано становление финно-угорских литератур в контексте общероссийского литературного процесса. На примере творчества 3. Ф. Дорофеева рассмотрен реализм в мордовской литературе.

Научно-детерминационное сближение категорий «национально-художественный традиционализм» и «деятельность творческой индивидуальности» позволяет поместить их на стыке теории и истории литературы, культурологии и поэтики, морали и эстетики и тем самым помогает трактовать литературу как целостный процесс в синкретике общего (традиций) и особенного (писателей). При этом под традициями понимаются не только хронотопические проявления сходной повторяемости идейно-содержательных свойств литературных произведений, но и механика накопления литературой художественного опыта.

Синтетический подход к заявленной проблеме (в национальном, общероссийском и мировом контекстах), использующий опыт контактологического и сравнительно-типоло-гического исследования взаимоотношений национальных литератур, выдвигает в качестве важного звена комплексное рассмотрение межлитературных связей в системе «национальная литература — зональная общ-

ность литератур — региональная общность литератур — всемирная литература». В этом случае происходит изучение межнациональной общности литератур в разных ее формах. Хотя такой путь исследования в литературной компаративистике встречался, он ранее существовал без органической взаимосвязи с контактологией и сравнительной типологией. В отечественном же сравнительном литературоведении (основы такого изучения литератур были заложены академиком Н. Конрадом) он актуализировался лишь в последнее время, что позволяет экстраполировать его на истоки общности финно-угорских литератур, которые восходят к значительно более ранним временам.

В широкой ретроспективе явственно прослеживается принципиальное историкотипологическое сходство как судеб народов Поволжско-Приуральского региона, так и путей развития их духовной культуры, что обусловило в конечном счете образование в новейший период их истории межлитературной общности. Отсюда следует, что при изу-

© Т. И. Кубанцев, Т. Д. Кирдяева, 2011

чении сложной и разветвленной системы взаимоотношений межнациональных литератур необходимо прибегать и к такому дополнительному — по сравнению с традиционными - параметру, как финно-угорская общность. Речь идет не о том, чтобы искусственно выискивать некий общий финно-угорский субстрат в отдаленных друг от друга и географически, и лингвистически, и стадиальнотопологически национальных литературах. Нельзя сводить все дело сравнительного изучения названных литератур лишь к частным сопоставительным «штудиям» в области поэтики и материки, базирующимся на родственности структур тех или иных фин-но-угорских языков.

Литературы финно-угорских народов Поволжско-Приуральского региона, в том числе мордовская, по типу исторического возникновения и формирования художественных традиций имеют особенности, в которых соединились периоды замедленного и прерванного развития, национальные и иноязычные формы самоутверждения. Свидетельством соединения различных периодов литературного развития в дореволюционную эпоху, в частности у мордвы, является: во-первых, сравнительно раннее (XVIII в.) появление письменных форм реалистической литературы; во-вторых, первоначальное становление демократических традиций в формах так называемой «крестьянской литературы»; в-третьих, преимущественное самоутверждение профессиональных литераторов на русскоязычной основе из-за длительного отсутствия единого историко-литературного процесса.

В истории народов России явления повторяемости общественного и духовного развития, как и преемственные связи между литературными эпохами, наиболее концетриро-ванное выражение получили на рубеже XIX —XX вв., ставшем «красной * датой» культурного пробуждения целого ряда наций и этносов страны. Применительно к российским условиям период с конца XIX в. по 1917 г. занимает переходное положение. Литературы, которые в течение XIX столетия вследствие неблагоприятных политических и культурных условий медленно набирали интеллектуальные силы, буквально за два-три десятилетия совершали бросок вперед, причем во время преобразований 1905 — 1917 гг. в России сформировались новые закономерности литературного процесса. За считанные годы многие народы и народности страны выдвинули крупных художников слова, определивших новые пути развития литературы. Никогда еще становление лите-

ратурно-художественной мысли не было столь энергичным, причем не только у народов с развитым литературным прошлым, но и у так называемых младописьменных этносов (в том числе Поволжско-Приуральского региона — башкир, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов).

Мордовская литература по генезису неотделима от общероссийского историко-литературного процесса, во многом обусловленного задачами государственного строительства России XVIII —XX вв. Пройдя два неоднозначных и неодинаковых по временной протяженности периода (синкретический — с первой половины XVII в. до 80-х гг. XIX в. и собственно национальный — с 80-х гг. XIX в. до 1917 г.), мордовский историко-литературный процесс как таковой представляет особый тип национального формирования литературной культуры. Специфичность его становления заключалась в том, что в структурно-организационном смысле — вплоть до образования у мордвы национального культурного центра в 20-х гг. XX в. — он складывался на основе тех культурных центров Российского государства, где в силу тех или иных исторических обстоятельств компактно проживала значительная часть мордовского населения.

Формирование предпосылок мордовской книжной словесности шло в двух направлениях: во-первых, духовно-светском, которое явилось результатом * реализации геополитических интересов России на ее восточных окраинах и было исторически неизбежным (оправданным) социально-педагогическим явлением; во-вторых, народно-демокра-тическом, которое сформировалось под воздействием полупрофессиональной крестьянской (народной) литературы, оказавшейся первоначальным резервуаром реалистических традиций художественной словесности. По общей типологии развития мордовская литература относится к одноструктурным, т. е. не имевшим в истории древнего и древнейшего периодов, характерных для двуструктурных литератур типа русской и трехструктурных, как таджикская, узбекская и др.

Вычленение мордовской литературы в самостоятельное явление национальной культуры оказалось сложным и длительным процессом со свойственными ему «прерван-ностью» и замедленностью утверждения традиций на родном языке. Для формирования структурно-жанрового поля мордовской литературы характерна креативная установка не столько на изображение индивидуальной

150

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 1

судьбы человека как личности, а на показ явлений и событий общенародной значимости. Такая тенденция закладки идейно-эсте-тических принципов и жанровых форм оказалась магистральной для мордовской литературы на всем пути ее развития, в том числе на современном этапе. Подключенная в русло идей и традиций классического критического реализма, мордовская литература начала XX в. наиболее полно освоила его художественные принципы в творчестве 3. Ф. Дорофеева.

Захар Федорович Дорофеев, являясь первым профессиональным литератором мордовского народа и соответственно основоположником мордовской художественной литературы, в нашем видении предстает во множестве обликов: просветитель, общественный деятель, поэт, переводчик, собиратель фольклора и т. д. Его творчество было искрой, высеченной соударением трех факторов: литературного контекста времени, влияния русской классической литературы и мордовского фольклора. Лишь при учете этих равновеликих составляющих можно было продуктивно осмыслить своеобразие его поэтического видения мира в форме субъективных переживаний, скрытых от непосредственного восприятия, которое противопоставляется эпосу, где мир находится вне субъекта и понимается прежде всего со стороны его материальности.

Художественное наследие 3. Ф. Дорофеева — это лирические и эпические произведения, написанные на русском языке, большая часть которых составила сборник «Песни и думы народного учителя» [1]. Вошедшие в него стихи и баллады проникнуты пафосом революционного обновления жизни, гуманизмом и мыслями о счастье народа и путях его достижении, гражданственностью и патриотизмом. Поэзия 3. Дорофеева, несмотря на то что создавалась на русском языке, стала не только выражением социальных надежд мордовского народа, но и отражением внутреннего мира мордвина с национальными особенностями его мировосприятия и мироощущения. При определении феномена творческой индивидуальности 3. Ф. Дорофеева особую значимость имеет

эволюция его художественного метода — от романтизма к реализму, при этом в его текстах наблюдаются признаки и символизма, и натурализма, и футуризма, и соцреализма.

Определив главенствующей концепцию сравнительно-типологического исследования литератур финно-угорских народов как некоего межлитературного комплекса, нужно исходить из основополагающего тезиса — национальную литературу можно изучать

только изнутри, НО ПОНЯТЬ ее истинный смысл, определить ее место на «литературной карте» страны и мира возможно только в окружении типологически схожего или различного, сопоставлении с диахронными и синхронными явлениями. Такой подход дает возможность воссоздать цельную картину \ литератур полиэтнической России, особенностей каждой из них и ее окружения в жанровом, стилевом, идейно-тематическом, национальном своеобразии, а также четко трактовать роль и значение литературы и художника слова в рамках региона, зоны, страны и мира (в данном случае — мордовской, марийской, удмуртской и коми литератур в рамках финно-угристики).

Поэтическое наследие 3. Дорофеева,

С. Чавайна, К. Герда, И. Куратова, Ш. Пете-фи в контексте межлитературной общности и сопоставительного анализа свидетельствует о том, что социально-эстетическая и нрав-ственно-психологическая значимость их художественного творчества наиболее отчетливо проявилась в концепции изображения человеческой личности в ее отношениях с общественной средой, чаще всего враждебно настроенной против индивидуальных и коллективных порывов людей к свободной жизни, исключающей всякие причины и условия социального и национального угнетения. При этом художественное осмысление судеб героев на разных этапах творчества у названных авторов было неодинаковым по этическому содержанию, которое диктовалось, как правило, сменой исторической обстановки, но каждый раз при любых обстоятельствах сохраняло просветительско-реалистическую и революционно-демократическую направленность.

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дорофеев 3. Песни и думы народного учителя / 3. Дорофеев. — М. : Тип. торгового дома «М. В. Болдин и Ко», 1912. — 176 с.

Поступила 16.11.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.