Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МЕКСИКЕ: ВЫЗОВ ИНДЕЙСКОГО МЕНЬШИНСТВА'

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МЕКСИКЕ: ВЫЗОВ ИНДЕЙСКОГО МЕНЬШИНСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕКСИКА / ИНДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО / КРЕОЛЬСКИЕ ЭЛИТЫ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ РАЗНОРОДНОСТЬЮ / MEXICO / INDIAN COMMUNITY / CREOLE ELITES / NATIONAL-STATE BUILDING / MANAGEMENT OF ETHNOCULTURAL HETEROGENEITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кретов С.М.

Статья посвящена политике мексиканских правящих элит по отношению к индейскому меньшинству в контексте обретения им политической субъектности. Поставлен вопрос о генезисе этого внутриполитического вызова, формах его проявления и возможности смены модели национально-государственного строительства. Для ответа на него рассмотрено развитие латентного конфликта между индейским меньшинством и государством и переход его в вооруженную форму в 1990-е гг., проанализированы особенности мексиканской системы политического представительства, выделены основные направления государственной политики по решению «индейского вопроса» на современном этапе. В качестве основного аналитического инструмента использована типология стратегий национально-государственного строительства Х. Линца и А. Степана. Выдвинута гипотеза, что мексиканская политическая традиция сдерживает переход к стратегии включения индейского меньшинства на основе признания его коллективных прав и что у правящих креольских элит нет политической воли к реформе этнонациональной политики. В результате исследования сделан вывод, что стратегия национально-государственного строительства в Мексике исторически формировалась между полюсами включения (ассимиляции) и исключения (сегрегации) при отсутствии целенаправленного идеологического различия между нацией и демосом, однако в последний период компонент сегрегации усиливается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATION-STATE BUILDING IN MEXICO: THE CHALLENGE OF THE INDIAN MINORITY

The article deals with the policy of the Mexican ruling elites towards the Indian minority in the context of their acquisition of political subjectivity. The question has been asked about the genesis of this internal political challenge, its manifestations and the possibility of changing the model of national-state building. In order to answer this question, the development of a latent conflict between the Indian minority and the State and its transition to armed form in the 1990s were considered, the peculiarities of the Mexican system of political representation have been analyzed, and the main directions of state policy on the «Indian question» at the present stage have been highlighted. The main analytical tool used is the typology of nation-state construction strategies of H. Linz and A. Stepan. It has been hypothesized that the Mexican political tradition is holding back the transition to a strategy of inclusion of the Indian minority based on the recognition of their collective rights, and that the ruling Creole elites lack the political will to reform ethnic and national policies. The study concluded that the strategy of nation-state building in Mexico has historically been shaped between the poles of inclusion (assimilation) and exclusion (segregation) in the absence of a purposeful ideological distinction between the nation and the demos; however, in the recent period, the segregation component has increased.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МЕКСИКЕ: ВЫЗОВ ИНДЕЙСКОГО МЕНЬШИНСТВА»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2020.Т. 21. № 2.С.79-96 I ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МЕКСИКЕ: ВЫЗОВ ИНДЕЙСКОГО МЕНЬШИНСТВА

С.М.Кретов

Кретов Станислав Михайлович, Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, проспект Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия. E-mail: kretovstas@gmail.com. ORCID 0000-0003-0577-0509

Аннотация. Статья посвящена политике мексиканских правящих элит по отношению к индейскому меньшинству в контексте обретения им политической субъектности. Поставлен вопрос о генезисе этого внутриполитического вызова, формах его проявления и возможности смены модели национально-государственного строительства. Для ответа на него рассмотрено развитие латентного конфликта между индейским меньшинством и государством и переход его в вооруженную форму в 1990-е гг., проанализированы особенности мексиканской системы политического представительства, выделены основные направления государственной политики по решению «индейского вопроса» на современном этапе. В качестве основного аналитического инструмента использована типология стратегий национально-государственного строительства Х.Линца и А.Степана. Выдвинута гипотеза, что мексиканская политическая традиция сдерживает переход к стратегии включения индейского меньшинства на основе признания его коллективных прав и что у правящих креольских элит нет политической воли к реформе этнонациональной политики. В результате исследования сделан вывод, что стратегия национально-государственного строительства в Мексике исторически формировалась между полюсами включения (ассимиляции) и исключения (сегрегации) при отсутствии целенаправленного идеологического различия между нацией и демосом, однако в последний период компонент сегрегации усиливается. Ключевые слова: Мексика, индейское сообщество, креольские элиты, национально-государственное строительство, управление этнокультурной разнородностью.

Мексиканские Соединённые Штаты — латиноамериканская страна со значительным присутствием коренных народов!. Согласно А.Лейпхарту, это многосоставное общество, так как сегментарные различия этнокультурного характера между индейской (потомки представителей доколумбовых цивилизаций) и креольской (потомки европейских переселенцев) частями населения частично или полностью совпадают с линиями политического противостояния.

После обретения независимости пришедшие к власти креольские элиты приступили к осуществлению национально-государственного строительства на основе собственного культурно-цивилизационного кода. Формирование политического сообщества обеспечивалось либо через меры по ассимиляции индейцев (в том числе с помощью насильственных инструментов), либо путём сегрегации — систематического «выдавливания» этой этнокультурной группы из публичной сфе-

1 Согласно официальным данным за 2018 г., Мексика - государство Латинской Америки с наибольшим количеством индейского населения - 21,2 млн чел. И хотя удельный вес коренного населения (10,6%) не столь велик как, к примеру, в Боливии (41%) или Перу (25,4%), в Мексиканских Соединённых Штатах проживает в два раза больше индейцев, чем в обеих упомянутых странах. См.: Gobierno de México. Instituto Nacional de los Pueblos Indígenas. Retrieved from https://www.gob.mx/inpi/articulos/programa-nacional-de-los-pueblos-indigenas-2018-2024-mexico-185839; INE: Principales resultados del Censo Nacional de Población y Vivienda 2012 (CNPV 2012). Retrieved from http://www.ine.gob.bo:8081/censo2012/PDF/resultadosCPV2012. pdf; INEI difunde Base de Datos de los Censos Nacionales 2017 y el Perfil Sociodemográfico del Perú. Instituto Nacional de Estadística e Informática del Perú. Retrieved from http://rn.inei.gob.pe/prensa/noticias/inei-difunde-base-de-datos-de-los-censos-nacionales-2017-y-el-perfil-sociodemografico-del-peru-10935/

ры. Оба подхода породили длительный латентный конфликт между индейцами и государством.

В конце 1980-х гг. на фоне общемирового тренда демократизации индейцы, которые до этого являлись объектом политического процесса, предприняли попытку обрести политическую субъектность, выступив за пересмотр существовавшей в Мексики политики национально-государственного строительства, которая, с их точки зрения, ущемляла их политические, культурные и социальные права и препятствовала сохранению идентичности.

В чём же состоят особенности процесса национально-государственного строительства в Мексике? Как созревал этот «индейский вызов» социально-политической действительности? В какой форме проявился и как мексиканские власти реагируют на него? Для ответа на этот вопрос в настоящей статье будут проанализированы исторические особенности взаимодействия индейцев и государства, причины обострения конфликта между ними в конце XX в., его содержание и последствия.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что мексиканская политическая традиция сдерживает переход к стратегии включения индейского меньшинства на основе признания его коллективных прав и что у правящих креольских элит нет политической воли к реформам в этой сфере.

Как основной аналитический инструмент в статье использована типология стратегий национально-государственного строительства, разработанная Х.Линцем и А.Степаном (Linz, 1993; Linz, Stepan, 1996; Linz, Stepan, Yadav, 2004). Матрица, созданная исследователями, является достаточно удачной попыткой классификации вариантов национально-государственного строительства с точки зрения политики в отношении меньшинств. Тем не менее разнообразие политических мер, применяемых в государствах в этой сфере, не всегда позволяет определить их по предложенной модели (приложение теоретической концепции авторов к социально-политической действительности Мексики подтверждает этот тезис). Отсюда возникает «концептная натяжка» (по Д.Сартори): пытаясь схватить момент политической действительности, мы «растягиваем» четыре идеальных типа национально-государственного строительства, но за счёт увеличения охвата теряем в конкретности.

Большое значение для формирования авторской позиции имели работы по управлению этнокультурной разнородностью (Лейпхарт, 1997; Norris, 2008; Wolff, 2010; Метаморфозы разделенных обществ, 2020), а также страновые исследования, посвященные как взаимодействию индейцев и государства в исторической ретроспективе, так и отдельным аспектам социально-политического развития Мексики (Соколова, 1992; Чернышев, 2011; Мексика: парадоксы модернизации, 2013; Granada-Cardona, 2018; Harvey, 2016; Ley, Mattiace, Trejo, 2019; Morales Silva, 2018).

Исторические аспекты этнического вопроса в Мексике

После своего прибытия на территорию современной Мексики европейские завоеватели приступили к строительству государственного образования (части Испанской империи) с эксклюзивной опорой на собственные политико-культурные традиции. При этом гомогенность социокультурного пространства достигалась максимально жёсткими мерами вплоть до физического уничтожения индейских народов или их массового переселения в резервации. Обретение Мексикой независимости практи-

чески никак не повлияло на позицию властей касательно мультикультурности. Такую национально-государственную политику можно отнести к первому типу по модели X. Линца и А. Степана: отождествление нации политической с нацией гражданской вкупе с эксклюзивной стратегией в отношении этнических меньшинств.

На индейскую общину — центральный элемент социальной организации коренных народов — оказывалось колоссальное культурное, экономическое и политико-административное давление. В социокультурном отношении объективный процесс интенсификации межэтнического взаимодействия приводил к «ладинизации»2 — постепенному размыванию этнических черт индейского населения в условиях доминантной креольской^ культуры. Контроль над политике-административными вопросами, касающимися индейской общины, полностью перешёл к крупным землевладельцам, или латифундистам-*. В экономической сфере индейские общины подвергались сначала прямой (практика колониальной «энкомьенды»5), а позднее (уже в Х1Х-ХХ вв.) — косвенной экономической эксплуатации, заставлявшей индейцев-общинников испытывать на себе исторически закреплённое неравенство (проблема крестьянского безземелья) или включаться в современные производственные отношения, жертвуя традиционным укладом и утрачивая некоторые черты идентичности (феномен миграции индейского населения).

Дискриминационные практики в социальных отношениях, экономическая эксплуатация, максимальное ограничение культурной автономии — все эти факторы не раз вынуждали представителей коренных народов с оружием в руках выступать против правительства в отсутствие других инструментов защиты собственных прав. С одной стороны, внушительная территория государства, а с другой — компактность проживания большинства коренных народов обуславливали сепаратистский характер выступлений индейцев, усиливавшихся в условиях внутриполитических кризисов и утраты центральной властью способности пресекать дезинтеграционные процессы на местах. Наиболее известными подобными волнениями стали восстание в провинции «Лос Сендалес» (территория современного Чьяпас и часть Гватемалы) в 1791 г., «Война каст» в Юкатане (1847-1901 гг.) или вооружённый конфликт в том же Чьяпас по поводу переноса столицы штата (рубеж Х1Х-ХХ вв.).

Как и во многих других странах региона, земельный вопрос играл первостепенную роль в отношениях между индейцами и государством. На рубеже Х1Х-ХХ вв. индустриальная революция обусловила продолжение наступления на земли индейских аграриев (к примеру, к моменту обретения независимости на долю общинного землевладения в Мексике приходилось порядка 40% угодий, а к 1910 г.— ме-

2 «Ладино» (от исп. - индеец, грамотно говорящий по-испански) - торговые города в индейских муниципалитетах, которые в колониальное время служили своего рода «аванпостами» на линии соприкосновения между европейской и индейской цивилизациями в Мексике. В таких «городах-рынках» в результате контактов представителей различных индейских общин и испанских колонизаторов сформировался социальный слой испаноязычных жителей, имеющих расово индейское происхождение, - ладинос.

3 В колониальные времена креолами называли лиц европейского происхождения, родившихся на территориях испанской короны в Новом свете. После обретения латиноамериканскими странами независимости этот термин стал применяться к части населения, идентифицирующей себя по расовым и социокультурным признакам с представителями европейской цивилизации (потомками колонизаторов).

4 Латифундисты - крупные землевладельцы, пользующиеся политическим влиянием на экономически подконтрольных им территориях.

5 «Энкомьенда» (от исп. - поручение, вверение) - крепостная зависимость индейцев от землевла-дельцев-энкомендеро — «попечителей» и «защитников».

нее 5%) (Платошкин, 2011,77), что стало предпосылкой к Мексиканской революции 1910-917 гг., в которой индейское население сыграло одну из важнейших ролей.

В отношении индейского вопроса главным достижением революции стало принятие Конституции, оформление новой политической системы, переустройство социально-экономической модели страны, и, что особенно важно, переформатирование стратегии национально-государственного строительства. Буржуазно-демократическая революция в Мексике стала катализатором идеологических изменений в восприятии роли и места коренного населения в общественной жизни. Индейцы стали рассматриваться не как «инородное тело», отсталая социокультурная масса, препятствующая развитию государства, а как необходимый элемент конструкции социального единства общества. Теперь в основу идентификации представителей коренных народов был положен социокультурный (лингвистический), а не расовый элемент, как ранееб (Morales Silva, 2018).

Сформулированный по итогам революционных преобразований курс национально-государственного строительства являлся более демократичным по сравнению с предыдущим историческим этапом. Впервые в истории Основной закон закрепил за страной статус «многоэтничного общества» (т.е. появилось по крайней мере юридически обозначенное различие между нацией политической и нацией гражданской). Конституция признала равные права всех этнических групп на участие в политических процессах, легитимность существования у индейского сообщества собственных общественных, экономических, культурных и политических институтов, формально гарантировала коренным народам право на культурно-административную автономию?. Более того, с целью предоставления индейскому населению дополнительных гарантий политического представительства в документе предусмотрено создание 11 специальных избирательных округов в районах, где проживает более 50% индейского населения. Благодаря фактически большей доле индейцев в этих округах, они получали возможность выдвигать собственных кандидатов на выборах в федеральный парламент». Эти положения, по Х.Линцу и А.Степану, могут быть отнесены к элементам четвёртого варианта национально-государственной политики (приложение значительных усилий по интеграции меньшинств путем разработки ряда политических и гражданских соглашений, в которых признаются их права).

В то же время ограниченный характер революционных преобразований, а также сохранение исторически доминантных авторитарных трендов в социально-политической жизни Мексики привели к тому, что этническое большинство (креолы), пользуясь своим политическим доминированием, попыталось скорректировать политику национально-государственного строительства в своих интересах. Так поя-

6 Впоследствии это изменение проявилось, в частности, в переписях населения. В дореволюционной (1895 г.) переписи этническая принадлежность определялась по расе, т. е. использовался колониальный принцип деления населения на касты. В первой послереволюционной переписи (1921 г.) помимо критерия расы был введен критерий языка, а начиная с переписи 1930 г. использовался уже только языковой критерий.

7 Здесь стоит обратить внимание на оговорку, согласно которой индейское самоуправление не должно наносить вред единству всего мексиканского общества. Впоследствии она трактовалось консервативными креольскими элитами как положение, позволяющее ограничивать индейскую автономию в интересах всей страны.

8 Constitución Política de los Estados Unidos Mexicanos. Cámara de Diputados del Congreso de México. Retrieved from http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/l_090819.pdf

вилась концепция защиты этнического разнообразия через выстраивание патерналистских взаимоотношений с индейским населением страны — индихенизма

Согласно политике индихенизма, ключом к гармонизации этносоциальных отношений является культурное сближение индейцев и креолов на основе ассимиляции, «культуризации» коренного населения. Это «культурное сближение» понималось не как сопряжение двух процессов — «креолизации» индейцев и «индеизации» креолов, а исключительно как приобщение коренного населения к креольской культуре, содействие развитию материальных и духовных связей индейцев с внешней средой, формирование у них чувства принадлежности к единой нации.

Сторонники индихенизма отводили важнейшую роль антропологическим исследованиям. Изучение образа жизни и культурного наследия коренного населения должно было способствовать формулированию точечных и эффективных мер по его инкорпорации в мексиканское общество. В 1920-е годы произошёл значительный прирост научных знаний о культуре коренных народов, впервые были изданы индейские алфавиты, словари. В этой связи интересно, что сама культура наследников традиций доколумбовых цивилизаций рассматривалась как пережиточная, но тем не менее определяющая глубину и многообразие всей креольской культуры. Мексика стала первой страной Латинской Америки, где был создан государственный орган, ответственный за осуществление политики по отношению к индейскому населениюю.

В свою очередь, политика мексиканских правительств в 1920-1960-е гг. явилась отражением упомянутых идеологических догм. В логике X. Линца и А. Степана индихенизм характерен скорее для третьего типа национально-государственной политики (ассимиляция меньшинств в национальную культуру без признания их особых политических и культурных прав). Таким образом, можно заключить, что в целом курс национально-государственного строительства в постреволюционное время состоял из взаимоисключающих элементов, характерных для разных вариантов этой аналитической модели.

Предпосылки конфликта между государством и индейским сообществом

К 1970-м гг. наметился кризис индихенизма, обусловленный политическими и экономическими причинами. В экономической сфере после 1917 г. мексиканские власти с той или иной степенью интенсивности проводили политику перераспределения земельных ресурсов. Так, доля земель общинников к середине XX в. приблизилась к 50% (Платошкин, 2011, 251). Более того, в 1971 г. был принят специальный закон, запрещающий любые формы отчуждения общинной землип.

Однако с течением времени в сельском хозяйстве Мексики стали проявляться серьёзные проблемы. Во-первых, стал фиксироваться феномен имущественного расслоения крестьян-эхидо (к примеру, за 1950-1960-е гг. число общин в целом

9 От исп. Indígena - индеец, туземец.

10 В 1917-1936 гг.-Управление антропологии, в 1936-1946 гг. - Отдел по делам индейцев при администрации президента, в 1946-1948 гг.- Генеральное управление по делам индейцев, в 1948-2003 гг.-Наци-ональный индихенистский институт, в 2003-2018 гг. - Национальная комиссия по социально-экономическому развитию индейского сообщества, с2018г. - Национальный институт коренных народов.

11 Sucesiones en materia agraria. Procuraduría Agraria, Gobierno de México. Retrieved from http://www. pa.gob.mx/publica/pa070904.htm

по стране уменьшилось на 100, а количество земельных угодий, находящихся в их собственности, наоборот, увеличилось почти на 20%) (Грибанов, 1996). Во-вторых, эффективность эхидального сельского хозяйства снижалась^, что отчётливо прослеживалось в сравнении с производительностью частных угодий. Падение цен на продукцию, снижение темпов прироста урожайности побудили мексиканские правительства искать рецепты решения аграрного вопроса в неолиберальной парадигме путём увеличения частного сектора в сельском хозяйстве вплоть до полного упразднения общинного землепользования. Такая перспектива вызывала серьёзные опасения индейских крестьян (Harvey, 2016).

В политической сфере Институционно-революционная партия (ИРП)13 превратилась в партию-гегемона. В 1940-х гг. произошло фактическое слияние бюрократических структур государства и ее аппарата. Формально в стране продолжала существовать многопартийность, однако за счёт использования разнообразных бюрократических механизмов достигалось практически полное выдавливание других сил из политического процесса. Кроме того, ИРП стремилась подчинить себе региональные политические процессы, внося в конституционно оформленную федеративную систему значительный централистский элемент. Доминантное положение ИРП значительно ограничило возможности для политического представительства индейского населения, инструменты обеспечения которого были также зафиксированы в Конституции. Опасаясь, что избрание популярных индейских активистов из «низовых» общественных организаций в парламент страны создаст угрозу позициям ИРП, её руководство специально поддерживало выдвижение кандидатов преимущественно креольского происхождения в 11 специальных индейских одномандатных округах. Всё это провоцировало крайнее недовольство коренного населения.

Ситуацию усугублял и демографический фактор. Во второй половине XX в. в Мексике началась рассинхронизация темпов прироста коренного и креольского населения. Доля индейцев в общем населении страны постепенно возрастала, что в отсутствие эффективных мер социальной поддержки грозило в перспективе стать ощутимым дестабилизирующим фактором.

На фоне общего разочарования в действиях властей происходили формирование и активизация «низовых» крестьянских организаций, среди которых Трудовая, крестьянская и студенческая коалиция перешейка (штат Оахака)м, Координационный комитет по защите природных, человеческих и культурных ресурсов народа михе (штат Оахака)15, «Объединённые нашей силой» (штат Чьяпас)1б или Крестьянский союз им. Э.Сапаты (штат Мичоакан)!?. Индейские общественно-политические союзы выдвинули ряд лозунгов, которые, что интересно, касались не только экономических вопросов (продолжения политики перераспределения земельной собственности), но также затрагивали серьёзные проблемы, лежащие в культурной и политической плоскостях (предоставление коренному населению

12 Кроме того, деятельность эхидо была значительно бюрократизирована и регулировалась множеством финансовых, технических и кадровыми актов и постановлений.

13 Исп. - Partido Revolucionario Institucional (PRI).

14 Исп. - Coalición Obrera, Campesina, Estudiantil del Istmo (COCEI).

15 Исп. - Comité Coordinador para la Defensa de los Recursos Naturales, Humanos y Culturales de la Región Mixe (CODREMI).

16 Исп. - "Unidos por nuestra fuerza".

17 Исп. - Unión de Comuneros Emiliano Zapata (UCEZ). Названа в честь Эмилиано Сапаты - лидера крестьянского движения и героя Мексиканской революции 1910-1917 г.

культурной и политической автономии, борьба с проявлениями дискриминаци-онныхпрактик) (Чернышёв, 2011).

Идея защиты этнокультурной идентичности путём внедрения альтернативной модели социально-экономического развития страны легла в основу требований о расширении культурно-административной автономии индейского населения. Впоследствии индейскими организациями были сформулированы два конкретных автономистских проекта: проект мультиэтнических автономных регионов (разработан индейцами тохолабаль в штате Чьяпас)18 и проект защиты традиционной общины (разработан индейцами михе в штате Оахака)19. По сути индейские организации выступили за фактическое (а не формальное) внедрение принципов, характерных для четвёртого варианта национально-государственного строительства по Х.Линцу и А.Степану. Правительство отказалось рассматривать обе инициативы, опасаясь, что расширение автономии индейского населения повлечёт за собой рост сепаратистских тенденций и приведёт к распаду государства.

Мексиканские власти отреагировали на рост недовольства индейских граждан через косметическую корректировку официальной политики индихенизма путём включения положений о необходимости побороть хроническую проблему бедности или обеспечить право индейцев на культурную автономию. Популизм правительства в отношении «индейского вопроса» заключался в том, что официально государство признавало недостатки индихенизма но фактически продолжало твёрдо придерживаться линии на отказ от признания этнического плюрализма в обществе. В ходе непубличных мероприятий высшие должностные лица высказывали мнение о том, что отстаивание коренными народами права на идентичность представляет собой угрозу национальной безопасности. Характерный пример: выступая с докладом по индейской проблематике перед мексиканским правительством в 1977 г., директор Индихенистского национального института И. Овалье Фернандес поднял вопрос о возможности реализации принципа этнического плюрализма как «необходимой компоненты развития страны», на что получил резкие возражения со стороны президента Х.Лопеса Портильо (1976-1982), отметившего, что в этом кроется огромная опасность для национального единства Мексики (Соколова, 1992).

Одновременно государство предприняло попытку обуздать политическую активность индейского населения через создание подконтрольных ему структур. Так, в 1975 г. по инициативе проправительственной профсоюзной организации «Национальная крестьянская конференция» был организован I Национальный конгресс индейских народов, собравший представителей 72 этнических групп. На конгрессе было принято решение о создании Национального верховного совета, на который была возложена функция посредничества между правительством и индейским сообществом Мексики (Granada-Cardona, 2018). Стоит отметить, что оформление такой политической структуры по схеме «сверху вниз» было раскри-

18 Согласно этому проекту, различные этнические группы должны проживать на исторически заселенных ими территориях компактного проживания, подчиняясь региональным органам управления, в которых коренные народы должны быть представлены в соответствии со своим удельным политическим весом.

19 Проект предусматривал, что государство должно поощрять автономизацию индейской общины путём признания исторически сложившихся культурно-административных практик (традиционное право, медицина, образование).

тиковано региональными движениями коренных народов из-за практики отбора представителей по принципу лояльности официальным властям. Более того, к 1980-м гг. ИРП сменила свою политическую тактику в отношении индейского сегмента. Вместо искусственного выдавливания кандидатов индейского происхождения в специальных избирательных округах было решено сделать ставку на кооптацию самых популярных активистов из числа коренных народов для их последующего выдвижения не только на местных, но и на национальных выборах. Такая тактика используется ИРП до сих пор.

Усиление политического давления со стороны властей вкупе с нерешёнными хроническими проблемами социально-экономического характера обусловили радикализацию (а затем и милитаризацию) местных индейских организаций. В начале 1990-х гг. экономический (дестабилизация финансовой системы государства) и политический (падение авторитета ИРП) кризисы поставили индейское сообщество и государство на грань открытого конфликта (Чернышёв, 2011).

Восстание сапатистов и его последствия

Катализатором вооружённого противостояния стало присоединение Мексики к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА), которое, помимо прочего, предполагало дальнейшее ограничение прав индейцев на управление своими землями в пользу международных корпораций, открывая путь последним к организации производств на традиционных индейских территориях (соответствующие изменения были внесены в аграрное законодательство стран в 1992 г.)20. Стал максимально очевиден тот факт, что интересы правящих консервативных креольских элит, заинтересованных в привлечении международного капитала, прямо противоположны интересам индейских крестьян, долгое время добивающихся расширения своих земельных угодий.

Первые вооружённые отряды, составившие впоследствии ядро Сапатистской армии национального освобождения (CAHO)2i, появились в джунглях штата Чьяпас еще в середине 1980-х гг. Ведущую роль в консолидации вооружённого движения сыграл субкоманданте22 Маркое (предположительное настоящее имя — Р. С.Гильен Висенте) — леворадикальный писатель и философ, главный идеолог и лидер САНО в последующие годы. На рубеже 1980-1990-х гг. он активно занимался пропагандой левых революционных идей среди населения южных регионов страны, благодаря чему за короткое время к САНО примкнули тысячи активистов — не только представители индейских общин, но и значительное количество бедных крестьян-метисов. Идеология движения наиболее ярко была отражена в заявлении субкоманданте Маркоса от 1 января 1996 г., в котором он от лица сапатистов выдвинул мексиканскому правительству ряд требований: разрешение аграрного вопроса (запрет на отчуждение индейских земель), отказ от неолиберальной экономической политики, реализация комплексных социальных программ по борьбе с бедностью, и, что особенно важно, — реформирование модели политического управления путём внедрения механизмов прямой демо-

20 Original: Ley Agraria. DOF 26-02-1992. Cámara de Diputados del Congreso de México. Retrieved from http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/ref/lagra/LAgra_orig_26feb92Jma.pdf

21 Исп. - Ejército Zapatista de Liberación Nacional - EZLN.

22 Исп. - заместитель командующего.

кратии для обсуждения насущных общественных проблем (к слову, характерная черта индейской общинной политической культуры)23.

1 января 1994 г. в Чьяпас началось вооружённое восстание, в котором приняли участие несколько тысяч сапатистов. Всего за 12 дней они захватили четверть территории региона, однако встретили жёсткий отпор со стороны мексиканской армии, значительно превышающей их как по численности, так и по материально-технической оснащённости. Под давлением тысяч людей, вышедших на улицы крупнейших мексиканских городов с требованиями организовать общенациональный диалог, а также из-за опасений дальнейшей дестабилизации политической обстановки мексиканские власти перешли к переговорам с повстанцами, результатом которых стало заключение в феврале 1996 г. так называемых соглашений Сан-Андрее.

Документ предусматривал внесение изменений в Конституцию Мексики с целью обеспечения прав и свобод коренных народов, расширения их культурной автономии, создания комплексных социальных программ, нацеленных на повышение уровня жизни индейских сообществ. Кроме того, в этих соглашениях нашла отражение идея построения новой модели государства на основе концепции национального единства в социокультурном разнообразий-!. Что важно — включение последнего пункта по сути означало достижение консенсуса между индейцами и правящими классами по вопросу реформирования национально-государственной политики (Meentzen, 2007). Тем не менее договорённости так и остались на бумаге.

Мексиканские власти максимально затягивали проведение реформ, проявляя категорическую неготовность идти на серьезные изменения социально-политической модели. Лишь спустя 5 лет, в 2001 г., при президенте В. Фоксе был принят закон, который вместо признания правосубъектности за индейскими общинами (по сути предпосылки к оформлению автономии) наделил их статусом «социальных групп особой важности», для которых государство должно разрабатывать специальные программы социально-экономического развития (Cabrero, 2013).

Параллельно государство активизировало тактику силовой нейтрализации лидеров протестного движения. К 1999 г. в регион были переброшены, по разным оценкам, от 45 до 70 тыс. солдат, что эквивалентно одной трети всей мексиканской армии (Чернышёв, 2011). Помимо этого правительство прибегло к помощи парамилитаристских группировок. В 1994-1995 гг. при непосредственном участии представителей ИРП, мексиканской армии и влиятельных местных бизнесменов-латифундистов был основан ряд полулегальных военизированных организаций («Мир и справедливость», «Красная маска», «Кинжалы» и др.), которые стали устраивать акции устрашения, направленные как против самих членов САНО, так и против мирных жителей штата, сочувствующих сапатистам. Пик кровавых расправ пришёлся на 1996-1997 гг.: за это время в Чьяпас были убиты сотни индейских крестьян, значительное количество людей пропали без вести. Правоохранитель-

23 Primera Declaración de La Realidad. Contra el neoliberalismo y por la humanidad. Enlace Zapatista. Retrieved from https://enlacezapatista.ezln.org.mx/1996/01/01/primera-declaracion-de-la-realidad-contra-el-neoliberalismo-y-por-la-humanidad/

24 Los acuerdos de San Andrés Larraínzar en el contexto de la declaración de los derechos de los pueblos americanos. Archivos Jurídicas UNAM. Retrieved from https://archivos.juridicas.unam.mx/www/bjv/ libros/l/l/12.pdf

ные органы проявили бездействие и отказались расследовать эти инциденты: действия парамилитаристов отвечали интересам мексиканских властей, опасавшихся расширения базы сторонников и популяризации идей САНО. Грязные методы политической борьбы показали свою эффективность (Green, 2016).

Сапатисты претендовали на представительство интересов всего индейского сообщества Мексики, однако сама структура и силовые методы борьбы организации делали практически невозможным её трансформацию в полноценное политическое объединение, отстаивающее права бедного крестьянства южных регионов страны. Развязывание вооружённой борьбы против САНО с помощью герильи не могло привести к снижению уровня противостояния между властями и восставшими. О включении организации в процессы легальной политической борьбы речи не шло. Тем не менее в 1996 г. при ее непосредственной поддержке был созван первый Национальный конгресс индейских народов Мексики (НКИН) — консультативный совет, в который входят представители сотен индейских народов страны. Однако НКИН является слабо институционализированной организацией, не имеющей ни чёткой структуры, ни функциональных органов управления, позволяющих обеспечить координацию действий, способность представлять и последовательно продвигать интересы индейского населения.

В условиях невыполнения государством своих обязательств по мирному договору 1996 г. сапатисты усилили давление на мексиканские власти, видоизменив тактику политической борьбы. Вместо вооружённых столкновений САНО перешла к организации крупномасштабных протестных акций (к примеру — мирный поход на Мехико в 2001 г. и «иная кампания» накануне президентских выборов 2006 г.). Одновременно сапатисты стремились обратить внимание мировой общественности на проблемы коренного населения Мексики, активно используя для этого как интернет ресурсы, так и связи с различными альтерглобалистскими организациями левого толка за пределами страны. В условиях обостряющегося политического и управленческого кризиса в Мексике, роста преступности и невыполнения государством своих социальных обязательств ушедшие в глубокое подполье лидеры восстания 1994 г. поощряли создание «параллельных правительств», которые фактически взяли на себя функции органов местного самоуправления на территориях проживания индейского населения в Чьяпас и других южных регионах. Эта тенденция сохраняется до сих пор (Мексика: парадоксы..., 2013,186).

Ирония состоит в том, что проблема неподконтрольности целых регионов, которая, по мнению правительства, возникла бы вследствие расширения автономии индейского сообщества, в 2000-е гг. проявилась в результате действий наркомафии, развязавшей настоящую войну против центрального правительства, жертвами которой за последние десять лет по приблизительным оценкам стали 150 тыс. чел.25 Индейское сообщество оказалось напрямую затронуто вспышкой насилия: через территории традиционного проживания проходят маршруты нелегальной миграции и наркотрафика под контролем преступных кланов. Это мотивировало индейцев создать не только управленческие, но и военизированные структуры — отряды самозащиты, регулярно вступающие в стычки с наркогруппировками.

25 Lo que debes saber sobre la guerra contra las drogas en México. CNN. Retrieved from https:// cnnespanol.cnn.com/2019/10/21/lo-que-debes-saber-sobre-la-guerra-contra-las-drogas-en-mexico/

Современная государственная политика по решению «индейского вопроса»

В последние 20 лет мексиканские правительства демонстрируют незаинтересованность в решении проблем индейского населения. Отказавшись выполнять условия Соглашений Сан-Андрее от 1996 г., правящие круги хоть и несколько видоизменили, но по сути продолжили практиковавшуюся в предыдущие исторические периоды этнонациональную политику. Устами высших государственных деятелей власти неоднократно заявляли о необходимости признания культурного разнообразия и борьбы с социальной отсталостью индейских народов, однако на практике подавляющее большинство подобных инициатив так и не было реализовано.

Единственным изменением стала разработка специализированных социальных программ в интересах индейского населения при правительствах Ф. Кальдерона (2006-2012), Э. Пенья Ньето (2012-2018) и А.М.Лопеса Обрадора (2018-настоя-щее время), однако их результаты на данный момент можно признать неудовлетворительными. Так, по данным Национального совета по оценке политики социального развития Мексики, за последнее десятилетие уровень бедности индейского населения практически не сократился (76% в 2008 г. и 74,9% в 2018 г.)2б. Коренное население продолжает страдать от отсутствия доступа к базовой социальной инфраструктуре и основным благам цивилизации. К примеру, 19,9% индейских хозяйств не имеют бесперебойного доступа к питьевой воде27, при этом в целом в Мексике этот показатель в два раза ниже28. Большинство других индикаторов социального развития коренных народов (уровень грамотности, детской и взрослой смертности, доступ к системе здравоохранения) также значительно отстает от средних значений по стране. Сохраняется проблема дискриминации представителей индейского населения на рынке труда29. На этом фоне уместно сделать заключение о неэффективности мер социальной помощи индейцам со стороны государства.

Говоря о социальной политике, необходимо упомянуть проблему отсутствия в Мексике четких критериев определения этнического происхождения. Несмотря на то что в конституции зафиксирован принцип самоопределения, в соответствии с которым к индейскому населению отнесли себя 21,2 млн. чел. (10,6%), существуют как минимум ещё два способа определения этнической принадлежности: доля индейских хозяйств (где хотя бы один из членов является представителем коренных народов)зо и количество человек, говорящих исключительно на индейских языках. По первому варианту доля индейцев составляет примерно 9,5-10%, по второму — всего лишь 6,5% (за последние 30 лет количество граждан, не говорящих на испанском языке, уменьшилось в 1,5 раза). Языковой крите-

26 10 años de medición de pobreza en México, avances y retos en la política social. Consejo Nacional de Evaluación de la Política de Desarrollo Social. Retrieved from https://www.coneval.org.mx/SalaPrensa/ Comunicadosprensa/Documents/2019/COMUNICADO_10_MEDICION_POBREZA_2008_2018.pdf

27 En pobreza, 71% de los indígenas en México. El Economista. Retrieved from https://www.eleconomista. com.mx/politica/En-pobreza-71-de-los-indigenas-en-Mexico-20180809-0145.html

28 Un 10 % de los mexicanos no tiene acceso a agua potable. EFE. Retrieved from https://www.efe.com/ efe/usa/mexico/un-10-de-los-mexicanos-no-tiene-acceso-a-agua-potable/50000100

29 Indígenas, los más vulnerables ante la desigualdad social: Coneval. Proceso. Retrieved from https:// www.proceso.com.mx/482828/indigenas-los-vulnerables-ante-la-desigualdad-social-coneval

30 В частности, этим критерием руководствуется Национальный институт коренных народов.

рий продолжает применяться для определения численности коренных народов в переписях населения отдельных штатов и, что интересно, при разработке общенациональных социальных программ^. Методическая неточность напрямую влияет на результаты политики государства по улучшению условий жизни мексиканских коренных народов.

С развитием промышленного и нефтяного секторов национальной экономики на первый план в отношениях между индейцами и государством выдвинулись проблемы защиты окружающей среды. Укоренившаяся за последние десятилетия в социально-политической жизни Мексики и других латиноамериканских государств идея развития, основанная на тотальной эксплуатации богатых природных ресурсов (так называемая политика «неоэкстрактивизма»), встретила жёсткое сопротивление со стороны коренных народов континента и вылилась в ряд экологических конфликтов. Индейцы крайне недовольны тем, что правительство страны продолжает активно выдавать лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых на территориях проживания коренного населения без предварительного проведения референдумов среди местных жителей^.

Ещё одним камнем преткновения стало решение президента страны A.M. Лопеса Обрадора о запуске строительства «Поезда майя» — железной дороги, протяжённостью 1,5 тыс. км от г. Паленке (штат Чьяпас) до г. Канкун (штат Кинтана-Роо), которая, по замыслу властей, должна будет связать один из главных курортов страны с основными достопримечательностями южных штатов (пирамиды майя)зз. Реализация этого мегапроекта предполагает вырубку значительной части сельвы и неизбежное переселение сотен тысяч индейских общин. С целью получения народного одобрения вопрос о строительстве железной дороги был вынесен на референдум на уровне 84 муниципалитетов в штатах Чьяпас, Табаско, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, который состоялся 15-16 декабря 2019 г. По его результатам 92,3% населения высказалось за осуществление инициативы, 7,4% — против. При этом в голосовании участвовало всего 2,3% населения этих муниципалитетов (109 тыс. из 3,5 млн. чел.)34. Несмотря на ничтожную явку, референдум был признан состоявшимся. Индейское население южных штатов негативно отреагировало на планы мексиканского правительства, опасаясь, что запуск «Поезда майя» приведёт к экологической катастрофе. САНО в своём коммюнике от 1 января 2020 г. от имени индейских жителей этих штатов высказалось резко против строительства^. Интересно, что даже Совет по правам человека ООН выступил с критикой в адрес мексиканского правительства за принятие итогов голосования при отсутствии проведения разъяснительных мероприятий

31 La agenda pendiente en material de representación y participación política: voces de los pueblos y comunidades indígenas de México. Instituto Nacional Electoral. Primera edición: Septiembre 2018. Retrieved from http://cdhpuebla.org.mx/pdf/Agenda-participacion-politica.pdf

32 Ante senadores, indígenas afirman que en México no existe consulta previa a comunidades. La Coperacha. Retrieved from https://lacoperacha.org.mx/mexico-no-existe-consulta-indigena/

33 Tren Maya: así es el ambicioso proyecto que propone AMLO y tiene un costo de miles de millones de dólares para México. BBC News. Retrieved from https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-45254080

34 Solo votó el 2.86% del padrón por Tren Maya. Diario ContraReplica. Retrieved from https://www. contrareplica.mx/nota-Solo-voto-el-286-del-padron-por-Tren-Maya-2019171249

35EZLN reitera rechazo a megaproyectos de AMLO. El Segundero. Retrieved from https://www. elsegundero.com/2020/01/ezln-reitera-rechazo-megaproyectos-de.html?fbclid=IwAR0wyNP3J5_ zyUpHF53tECvEKrRRUJ70iUSBvCyt-ECcfRPELMNxshjlFWc

насчёт негативных эффектов от строительства железной дороги^. Мексиканское правительство проигнорировало критику и приняло решение во что бы то ни стало осуществить проект, руководствуясь сугубо экономическими причинами: по оценкам аналитиков, «Поезд майя», который будет запущен ориентировочно в 2023 г., улучшит туристическую и инвестиционную привлекательность курортов страны на Карибском море. Таким образом, мексиканские элиты в очередной раз пренебрегают неугодным им мнением коренного населения.

В политической сфере события 1994 г. напомнили мексиканским правящим элитам о том, что индейское население является ощутимой силой, которую можно использовать в качестве электорального ресурса. В 2004 г. правительство В. Фокса приняло решение о проведении электоральной реформы с целью расширить политическое представительство депутатов индейского этнического происхождения в органах федеральной власти. Так, число индейских одномандатных округов было увеличено с 11 до 29, однако критерий численности населения был снижен с 50% до 40%. Благодаря реформе в последующие годы действительно увеличилось количество индейских депутатов в нижней палате Конгресса: с 4-5 чел. в 1989-2003 гг. до максимального значения за всю историю Мексики (17-18 чел.) в 2006-2018 гг. (Sonnleitner, 2013). Наконец, 13 чел. были избраны депутатами на период 2018-2024 гг.37 При этом в настоящее время в верхней палате индейцы не представлены. Такое число депутатов-индейцев не может считаться справедливым представительством этой этнической группы: 13 депутатов — это всего лишь 2,6% всех членов Палаты представителей и 2,1% парламентариев обоих палат (доля индейского населения Мексики почти в 5 раз больше).

До 2012 г. независимые (считай — неподконтрольные традиционным политическим силам) кандидаты в принципе не могли принимать участия в выборах на федеральном уровне. Проведённая реформа хоть и способствовала либерализации электорального законодательства, но ввела жёсткие требования для кандидата в президенты страны. Для выдвижения на этот пост необходимо собрать за 120 дней 1% голосов всех избирателей страны — примерно 876 тыс. подписей — минимум в 17 штатах, при этом процент подписей в каждом из штатов должен быть, согласно формулировке, «примерно равным». Такие требования не позволили первому в истории Мексики кандидату индейского происхождения — М. де Хесус Патрисио Мартинес собрать необходимое для регистрации количество подписей прежде всего в «неиндейских» штатах страны38. Для кандидатов в Сенат и Палату представителей требования более мягкие — 2% голосов избирателей в каждом шта-те39. Тем не менее независимые кандидаты не могут конкурировать «на местах» с представителями крупнейших политических сил (здесь идёт речь прежде всего об ИРП), использующих весь свой административный потенциал для достижения

36 El Gobierno de AMLO reprocha criticas de la ONU-DH sobre consulta por Tren Maya. El Proceso. Retrieved from https://www.proceso.com.mx/612029/tren-maya-observaciones-onu?fbclid=IwAR2VoXIMd PRpF7qvlHYOIqCK45PRBoVWfAWg6ueCufOJe3hzJqtHoZ4XVtY

37Representación indígena. Un avance necesario. El Sol de Mexico. Retrieved from https://www. elsoldemexico.com.mx/analisis/representacion-indigena.-un-avance-necesario-1905322.html

38 El fracaso de Marichuy: México no quiere una presidenta indígena y feminista. Diario el Español. Retrieved from https://www.elespanol.com/mundo/america/20180222/fracaso-marichuy-mexico-no-presidenta-indigena-feminista/286722363_0.html

39 Candidatos Independientes: Requisitos, derechos y obligaciones. Instituto Nacional Electoral de Mexico. Retrieved from https://www.ine.mx/actores-politicos/candidatos-independientes/requisitos/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимого результата на выборах. Именно поэтому независимые депутаты как в Сенате, так и в Палате представителей в настоящее время не представлены-«.

Таким образом, единственной возможностью для представителя коренных народов быть избранным в федеральные органы власти стало вступление в ряды общенациональных партий. Те индейские политические деятели, которые получили возможность войти в Конгресс, проходили партийный «фильтр», доказывая тем самым свою лояльность политическому истеблишменту, который был крайне заинтересован в привлечении таких активистов для увеличения своей популярности среди коренного населения.

Исполняя рекомендации Национального электорального института о необходимости увеличения количества кандидатов индейского происхождения-«, крупнейшие партии страны нередко прибегают к различным манипуляциям. Так, в случае отсутствия кандидатур из числа коренных народов на местных или национальных выборах к участию привлекается так называемый «технический кандидат», который, хоть и является этническим индейцем, на деле не имеет никаких связей с избирателями из конкретного региона со значительным количеством коренного населения42. Такая практика не способствует развитию подотчётности избранных парламентариев и обоснованно вызывает жёсткую критику со стороны самих индейских общин.

В последние годы разочарование индейцев в положении дел в стране достигло такого масштаба, что ряд муниципалитетов с преобладающей долей коренного населения, где фактическими органами управления являются непризнанные государством индейские ассамблеи, отказались проводить на своей территории всеобщие выборы 2018 г. и признавать их итоги43. Мотивируя своё решение, индейцы выступают с жёсткой критикой в адрес мексиканских властей за систематическое проявление бездействия в вопросах расширения автономии коренных народов, социально-экономического развития индейских хозяйств, их защиты от действий наркогруппировок (Ley, Mattiace, Trejo, 2019). Активисты из числа коренных народов считают, что все политические силы используют «индейский вопрос» лишь в популистских целях, на самом же деле ни одна партия не представляет интересов коренных народов, следовательно, не имеет никакого смысла проводить голосование44.

Современная этнонациональная политика в Мексике действительно пропитана популизмом. Так, представители индейских общин были крайне удивлены заявлением президента А. М.Лопеса Обрадора, в котором прозвучало требование к Испании принести официальные извинения латиноамериканской стране за ущерб времён конкисты. По мнению индейцев, вместо абсурдных требований

40 Recursos Electorales en la Internet: Elecciones Federales en México - Consulta de Resultados. Retrieved from http://recursoselectorales.org/mx/senadores.php?election=2018

41 ¿Sabías que el INE estableció cuotas en candidaturas indígenas para diputaciones en 2018? Instituto Nacional Electoral. Retrieved from https://centralelectoral.ine.mx/2019/08/09/sabias-ine-establecio-cuotas-candidaturas-indigenas-diputaciones-2018/

42 Sufragio, representación e inclusión política: ¿Hubo un voto indígena en 2018? La Jornada del Campo. Retrieved from https://www.jornada.com.mx/2018/08/18/cam-sufragio.html

43 Estas son las comunidades indígenas de México que evitaron las elecciones. Sputnik Mundo. Retrieved fromhttps://mundo.sputniknews.com/politica/201807111080352396-mexico-indigenas-elecciones-gobierno/

44#sáquense: La rebelión indígena contra las elecciones en México. EsBarrio. Retrieved from https:// esbarrio.com/poplitics/se-rebelan-indigenas-elecciones/

глава государства должен сам попросить прощения у коренного населения страны, которое как страдало в период колонизации, так и продолжает страдать в настоящее время от социальной маргинализации и практически полной политической изоляции^.

Заключение

Руководствуясь типологией стратегий национально-государственного строительства Х.Линца и А.Степана, мексиканский вариант можно отнести к промежуточному типу: это политика включения индейского меньшинства в форме ассимиляции при наличии юридически (но не идеологически) закреплённого различения между народом и нацией. При этом в последние десятилетия наблюдается усиление сегрегационной компоненты, что обусловлено событиями 1994 г.

Вооружённое восстание САНО действительно стало поворотным моментом во взаимоотношениях между индейцами и государством. Максимально жёсткая реакция властей на него была обусловлена радикализацией позиций индейского меньшинства из-за ухудшения социально-экономического положения в предшествующие десятилетия. Как следствие — правящие элиты де-факто отвергли предлагаемые индейским сообществом проекты реформирования национально-государственной политики несмотря на достигнутые договорённости. Слабость демократических институтов, отсутствие политического плюрализма и авторитарная традиция политического управления позволили мексиканским властям отказаться от полномасштабного диалога с индейским протестным фронтом. Стратегия национально-государственного строительства претерпела изменения за счет усиления элементов сегрегации.

В настоящее время уровень взаимного недоверия между индейцами и государством настолько высокий, что даже наличие общих и стратегически важных интересов, как, например, борьба с разгулом преступности, не способствует сближению позиций сторон. Создаётся впечатление, что мексиканские власти и индейское население существуют как будто бы в разных политических пространствах. Первые устраняются от решения комплексных проблем, затрагивающих индейцев, и ограничиваются использованием декларативной, популистской риторики в электоральных целях. Вторые в отсутствие поддержки со стороны государства вынуждены самостоятельно изыскивать ресурсы для обеспечения экономической жизнедеятельности, организации местного самоуправления и защиты территорий своего проживания от действий мафиозных группировок.

Таким образом, систематическое уклонение мексиканских властей от необходимости изменения модели управления многосоставным обществом привело к ещё большему обострению межэтнических противоречий. Вместо удовлетворения хотя бы части вполне обоснованных требований индейского сообщества, реализации отдельных компонентов политики мультикультурализма, оформления политических инструментов урегулирования межэтнического конфликта путем предоставления индейцам автономии и сглаживания экономических диспропорций был избран совсем другой способ урегулирования, основанный на комбинации репрессивных мер и стратегии «выдавливания» индейского сообщества из

45 Indígenas mexicanos a López Obrador: «Es una farsa, el primero que nos tiene que pedir perdón es él». El Mundo. Retrieved fromhttps://www.elmundo.es/espana/2019/03/27/5c9b699221efa0cf4e8b46e9.html

социально-политического пространства. Осуществление такого стратегии делает перспективу нормализации отношений между индейским сообществом и государством в Мексике весьма отдалённой.

Библиографический список

Грибанов, П. В. (1996). Этнические процессы в Мексике. Этнографическое обозрение, 5,57-70.

Режим доступа http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1996/no5/1996_5_57_Gribanov.pdf Давыдов, В. М. (ред.) (2013). Мексика: парадоксы модернизации. М.: ИЛА РАН. Кудряшова, И. В., Харитонова, О. Г. (ред.) (2020). Метаморфозы разделенных обществ. М.: МГИМО-Университет.

Лейпхарт, А. (1997). Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс.

Платошкин, Н. Н. (2011). История Мексиканской революции. Истоки и победа 1810-1917 гг.

М.: Университет Дмитрия Пожарского: Русский Фонд содействия образованию и науке. Соколова, И. В. (1992). Политика официального индеанизма в Мексике (идеология и практика). М.:ИЭАРАН.

Чернышев, А. Л. (2011). Борьба индейцев Мексики за землю и автономию. В Чумакова М. Л.,

Мартынов Б. Ф. (ред.) Индейский мир перед вызовами XX века (38-57). М.: ИЛА РАН. Cabrero, F. (2013). Cómo los indígenas amplían la ciudadanía. Ciudadanía intercultural. Aportes desde la participación política de los pueblos indígenas en Latinoamérica. Ouito: PNUD. Retrieved from http://www.onu.cl/es/wp-content/uploads/2016/06/LIBRO-CIUDADANIA-INTERCULTURAL-PNUD-democracia.pdf

Granada-Cardona, J. S. (2018). Alternatives for Latin American Integration. Beyond Racial Fusion and Multiculturalism. Latin America Perspectives, 45(2), 107-118. DOI: 10.1177/0094582X17741280 Green, W. J. (2016). A History of Political Murder in Latin America: Killing the Messengers of Change.

Albany: State University ofNewYork Press. Harvey, N. (2016). Practicing Autonomy: Zapatismo and Decolonial Liberation. Latin American and

CaribbeanEthnicStudies, 11:1,1-24. DOI: 10.1080/17442222.2015.1094872 Linz, J. (1993). State Building and Nation Building. European Review, 1(4), 355-369. DOI: 10.1017/ S1062798700000776

Linz, J., Stepan, A. (1996). Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe,

South America, andPost-CommunistEurope. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. Linz, J., Stepan, A., Yadav, Y. (2004). "Nation State" or "State Nation"? Conceptual Reflections and Some Spanish, Belgian and Indian Data. Human Development Occasional Papers (1992-2007) HDOCPA-2004-15, Human Development Report Office (HDRO), N.Y.: United Nations Development Programme (UNDP). Retrievedfromhttps://ideas.repec.org/p/hdr/hdocpa/hdocpa-2004-15.html Ley, S., Mattiace, S., Trejo G. (2019). Indigenous Resistance to Criminal Governance: Why Regional Ethnic Autonomy Institutions Protect Communities from Narco Rule in Mexico. Latin American ResearchReview, 54(1), 181-200. DOI: 10.25222/larr.377 Meentzen, A. (2007). Políticas públicas para los pueblos indígenas en América Latina. Los casos de México, Guatemala, Ecuador, Perú y Bolivia. Lima: Fundación Konrad Adenauer, Programa Regional Participación Política Indígena. Morales Silva, G. (2018). Comparing Ideologies of Racial Mixing in Latin America: Brazil and

Mexico. Social Anthropology, 8(2), 427-456. DOI: 10.1590/2238-38752017v824 Norrs, P. (2008). Driving Democracy: Do Power-Sharing Institutions Work? N.Y.: Cambridge University Press.

Sonnleitner, W. (2013). La representación legislativa de los indígenas en México: De la representatividad descriptiva, a una representación de mejor calidad. México Tribunal electoral del Poder Judicial

de la Federación. Retrieved from https://www.te.gob.mx/publicaciones/sites/default/files// archivos_libros/Temas%20Selectos%20No.%2032.pdf Wolff, S. (2010). Consociationalism, power sharing, and politics at the center. Retrieved fromhttp:// www.stefanwolff.com/files/Consociationalism,%20Power%20Sharing,%20and%20Politics%20 at%20the%20Center.pdf

Статья поступила в редакцию 04.05.2020 Статья принята к публикации 18.07.2020

Для цитирования: Кретов С. М. национально-государственное строительство в Мексике: вызов индейского меньшинства. — Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 2. С. 79-96.

NATION-STATE BUILDING IN MEXICO: THE CHALLENGE

OF THE INDIAN MINORITY

S.M.Kretov

Stanislav M. Kretov, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) under the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Vernadskogo prosp., 76, Moscow, 119454, Russia.

E-mail: kretovstas@gmail.com. ORCID 0000-0003-0577-0509

Abstract. The article deals with the policy of the Mexican ruling elites towards the Indian minority in the context of their acquisition of political subjectivity. The question has been asked about the genesis of this internal political challenge, its manifestations and the possibility of changing the model of national-state building. In order to answer this question, the development of a latent conflict between the Indian minority and the State and its transition to armed form in the 1990s were considered, the peculiarities of the Mexican system of political representation have been analyzed, and the main directions of state policy on the «Indian question» at the present stage have been highlighted. The main analytical tool used is the typology of nation-state construction strategies of H. Linz and A. Stepan. It has been hypothesized that the Mexican political tradition is holding back the transition to a strategy of inclusion of the Indian minority based on the recognition of their collective rights, and that the ruling Creole elites lack the political will to reform ethnic and national policies. The study concluded that the strategy of nation-state building in Mexico has historically been shaped between the poles of inclusion (assimilation) and exclusion (segregation) in the absence of a purposeful ideological distinction between the nation and the demos; however, in the recent period, the segregation component has increased.

Keywords: Mexico, Indian community, Creole elites, national-state building, management of

ethnocultural heterogeneity.

DOI: 10.31429/26190567-21-2-79-96

References

Cabrero, F. (2013). Cómo los indígenas amplían la ciudadanía. Ciudadanía intercultural. Aportes desde la participación política de los pueblos indígenas en Latinoamérica. Ouito: PNUD. Retrieved from http://www.onu.cl/es/wp-content/uploads/2Ol6/O6/LIBRO-CIUDADANIA-INTERCULTUR-AL-PNUD-democracia.pdf Chernyshev, A. L. (2011). Bor'ba indeytsev Meksiki za zemlyu i avtonomiyu [The Mexican Indians' Struggle for Land and Autonomy]. In Chumakova M. L., MartynovB.F. (Eds.) Indeyskiy mir pered vyzovami XX veka [The Indian World Faces the Challenges of the Ewentieth Century] (pp. 38-57). M.:ILARAN.

Davydov, V. M. (Ed.) (2013). Meksika: paradoksy modernizatsii [Mexico: The Paradoxes of Modernization]. M.: ILARAN.

Granada-Cardona, J. S. (2018). Alternatives for Latin American Integration. Beyond Racial Fusion and Multiculturalism. Latin America Perspectives, 45(2), 107-118. DOI: 10.1177/0094582X17741280 Green, W. J. (2016). A History of Political Murder in Latin America: Killing the Messengers of Change.

Albany: State University ofNewYork Press. Gribanov, P. V. (1996). Etnicheskiye protsessy v Meksike [Ethnic Processes in Mexico]. Etnogra-ficheskoye obozreniye [Ethnographic Review], 5, 57-70. Retrieved from http://journal.iea.ras.ru/ archive/1990s/1996/no5/1996_5_57_Gribanov.pdf Harvey, N. (2016). Practicing Autonomy: Zapatismo and Decolonial Liberation. Latin American and

CaribbeanEthnicStudies, 11:1,1-24. DOI: 10.1080/17442222.2015.1094872 Kudryashova, I. V., Kharitonova, O. G. (Eds.) (2020). Metamorfozy razdelennykh obshchestv [Metamorphoses ofDivided Societies]. M.: MGIMO-Universitet. Ley, S., Mattiace, S., Trejo G. (2019). Indigenous Resistance to Criminal Governance: Why Regional Ethnic Autonomy Institutions Protect Communities from Narco Rule in Mexico. Latin American ResearchReview, 54(1), 181-200. DOI: 10.25222/larr.377 Lijphart, A. (1997). Demokratiya v mnogosostavnykh obshchestvakh: sravnitel'noye issledovaniye

[Democracy in Plural Societies: A Comparative Exploration]. M.: Aspekt Press. Linz, J. (1993). State Building and Nation Building. European Review, 1(4), 355-369. DOI: 10.1017/ S1062798700000776

Linz, J., Stepan, A. (1996). Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe,

South America, andPost-CommunistEurope. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. Linz, J., Stepan, A., Yadav, Y. (2004). "Nation State" or "State Nation"? Conceptual Reflections and Some Spanish, Belgian and Indian Data. Human Development Occasional Papers (1992-2007) HDOCPA-2004-15, Human Development Report Office (HDRO), N.Y.: United Nations Development Programme (UNDP). Retrievedfromhttps://ideas.repec.org/p/hdr/hdocpa/hdocpa-2004-15.html Meentzen, A. (2007). Políticas públicas para los pueblos indígenas en América Latina. Los casos de México, Guatemala, Ecuador, Perú y Bolivia. Lima: Fundación Konrad Adenauer, Programa Regional Participación Política Indígena. Morales Silva, G. (2018). Comparing Ideologies of Racial Mixing in Latin America: Brazil and

Mexico. Social Anthropology, 8(2), 427-456. DOI: 10.1590/2238-38752017v824 Norrs, P. (2008). Driving Democracy: Do Power-Sharing Institutions Work? N.Y.: Cambridge University Press.

Platoshkin, N. N. (2011). Istoriya Meksikanskoy revolyutsii. Istoki i pobeda 1810-1917 gg [History of the Mexican Revolution. Origins and Victory of 1810-1917]. M.: Universitet Dmitriya Pozharsk-ogo: Russkiy Fond sodeystviya obrazovaniyu i nauke. Sokolova, I. V. (1992). Politika ofitsial'nogo indeanizma v Meksike (ideologiya i praktika) [Official

Indianism in Mexico (Ideology and Practice)]. M.: IEA RAN. Sonnleitner, W. (2013). La representación legislativa de los indígenas en México: De la representa-tividad descriptiva, a una representación de mejor calidad. México Tribunal electoral del Poder Judicial de la Federación. Retrieved from https://www.te.gob.mx/publicaciones/sites/default/ files//archivos_libros/Temas%20Selectos%20No.%2032.pdf Wolff, S. (2010). Consociationalism, Power Sharing, and Politics at the Center. Retrieved fromhttp:// www.stefanwolff.com/files/Consociationalism,%20Power%20Sharing,%20and%20Politics%20 at%20the%20Center.pdf

Received 04.05.2020 Accepted 18.07.2020

For citation: KretovS.M. Nation-State Building in Mexico: The Challenge of the Indian Minority. - South-Russian Journal ofSocial Sciences. 2020. Vol. 21. No. 2. Pp. 79-96.

© 2020 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.