ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Кулуева Ф.Г. Email: [email protected]
Кулуева Флора Гайнутдиновна - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и национальной идеи, Ташкентский государственный технический университет им. И.А. Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется, что Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята 31 октября 2003 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Соответствующий закон о ратификации данной Конвенции был принят 07.07.2008 г. и она вступила в силу для Республики Узбекистан с 28 августа 2008 г. Коррупция как внутренняя угроза национальной безопасности определена в Концепции национальной безопасности, которая была принята в 1997 году. Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 года, включает решение таких задач, как обеспечение населения возможностью осуществлять взаимоотношения с органами государственной власти в электронной форме, внедрение принципа «Единое окно» в системе государственного управления. 4 января 2017 вступил в силу Закон «О противодействии коррупции».
Ключевые слова: коррупция, мировое сообщество, государство, предупреждение.
NATIONAL CORRUPTION AGAINST STRATEGY AND NATIONAL CORRUPTION AGAINST PLAN Kulueva F.G.
Kuluyeva Flora Gainutdinovna - PhD in Philosophy, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND NATIONAL IDEA, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes that the Republic of Uzbekistan has acceded to the United Nations Convention against Corruption, which was adopted by the United Nations General Assembly on October 31, 2003. The relevant law on ratification of this Convention was adopted on 07.07.2008 and it entered into force for the Republic of Uzbekistan on August 28, 2008. Corruption as an internal threat to national security is defined in the National Security Concept, which was adopted in 1997. The comprehensive program for the development of the National Information and Communication System of the Republic of Uzbekistan for 2013-2020, approved by the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On Measures for the Further Development of the National Information and Communication System of the Republic of Uzbekistan " of June 27, 2013 includes the solution of such tasks as providing the population with the opportunity to relations with state authorities in electronic form, implementation of the "single window" principle in the public administration system. On January 4, 2017, the Law on Combating Corruption entered into force. Keywords: corruption, world community, state, warning.
УДК 32:001.12/18
Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята 31 октября 2003 г. Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций. Соответствующий закон о ратификации данной Конвенции был принят 07.07.2008 г. и она вступила в силу для Республики Узбекистан с 28 августа 2008 г. Коррупция как внутренняя угроза национальной безопасности определена в Концепции национальной безопасности, которая была принята в 1997 году. В законодательстве Республики Узбекистан закреплены нормы, направленные на борьбу с различными проявлениями коррупции. Установлена уголовная ответственность за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве (статьи 210, 211 и 212 УК), за подкуп служащего (ст. 213 УК), а также за злоупотребление властью или должностными полномочиями (ст. 205 УК), превышение власти или должностных полномочий (ст. 206 УК), должностной подлог (ст. 209 УК) и другие [2].
15 мая 2015 года принят Указ Президента «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», который предусматривает упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, процедур осуществления внешнеэкономической деятельности, определены мероприятия по 12 направлениям.
Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2412 от 28 сентября 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» создаются единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
Комплексная программа развития Национальной информационно -коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 года включает решение таких задач, как обеспечение населения возможностью осуществлять взаимоотношения с органами государственной власти в электронной форме, внедрение принципа «единое окно» в системе государственного управления. В программе также определены мероприятия по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «электронное правительство». Для оценки эффективности предлагаемых мер по внедрению системы «Электронное правительство» разработаны целевые показатели и индикаторы по различным сферам и направлениям интерактивных услуг государственных органов.
4 января 2017 вступил в силу Закон «О противодействии коррупции» [1]. На его основе утверждена Госпрограмма по противодействию коррупции на 2017—2018 годы. Создана Республиканская межведомственная комиссия, в состав которой наряду с государственными, правоохранительными органами вошли представительные органы власти, институты гражданского общества, что обеспечивает учет интересов вокруг единой цели.
Целью закона является регулирование отношений в области противодействия коррупции. В документе даются определения понятиям «коррупция», «коррупционное правонарушение» и «конфликт интересов».
Основными принципами противодействия коррупции, согласно документу, являются законность; приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан; открытость и прозрачность, системность; взаимодействие государства и гражданского общества; приоритетность мер по предупреждению коррупции и неотвратимость ответственности.
Закон называет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции:
• повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
• реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества;
• своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, а также обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В документе описываются меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления. В их числе: обеспечение открытости деятельности и подотчетности госорганов, парламентский и общественный контроль, внедрение систем оценки качества работы должностных лиц, а также систем конкурсного отбора и продвижения по службе на основе принципов открытости и беспристрастности. Будет определен правовой статус работников госорганов, обеспечена их социальная защита, материальное обеспечение и стимулирование.
В числе мер по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развития и предпринимательства — устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, оптимизация контрольно-надзорных функций госорганов и внедрение между ними и субъектами предпринимательства дистанционных форм взаимоотношений [3].
Список мер по предупреждению коррупции в сфере административных процедур включает их детальную регламентацию, упрощение и недопущение бюрократического формализма.
Закон предписывает работникам госорганов уведомлять своего руководителя или правоохранительные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также о любых известных им подобных фактах, совершенных другими работниками. Невыполнение этих обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Лица, сообщающие информацию о коррупционных правонарушениях, находятся под защитой государства, их преследование влечет ответственность в соответствии с законом. Эти правила, однако, не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию.
Закон отдельной статьей оговаривает, что каждый обладает правом доступа к информации об организации и функционировании госорганов, о процессах принятия актов, касающихся этого лица или группы лиц. Госорганы, органы самоуправления граждан и организации предоставляют СМИ сообщения о событиях, фактах, явлениях и процессах, связанных с коррупцией, имеющих интерес для общества.
Отмечается, что если международным договором Узбекистана установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о противодействии коррупции, то применяются правила международного договора.
Анализ проделанной в этом направлении работы свидетельствует о твердой политической воле руководства страны в борьбе с данным крайне негативным явлением, способствующим разложению государственных институтов, снижению уровня доверия граждан к их деятельности, попранию прав и свобод человека.
Государственная политика в области противодействия коррупции предусматривает комплексное изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, их своевременное выявление и пресечение, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение подобного рода деяний. Отдельное внимание уделяется формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции в первую очередь через повышение правового сознания и правовой культуры населения, уровня правовой грамотности.
Так, в целях информирования граждан о национальном законодательстве в текущем году принят Закон «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», в соответствии с которым с 25 сентября 2017 года Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан — Lex.uz, действующей при Министерстве юстиции, придан статус официального источника опубликования нормативно-правовых актов Республики Узбекистан.
Каждый желающий через интернет может ознакомиться с интересующим его нормативно-правовым актом, узнать о том, какие задачи возложены на те или иные органы государственной власти и управления. Это в свою очередь можно отметить в качестве важной составляющей общественного контроля, который играет ключевую роль в повышении ответственности государственных органов и должностных лиц, сведении к минимуму коррупционных проявлений в их деятельности.
Одним из действенных механизмов по предупреждению коррупции является укрепление обратной связи между населением и госорганами. В центре и на местах созданы Виртуальная приемная и народные приемные Президента, что обеспечило доступ и открытость государственных институтов для граждан.
В новой редакции 11.09.2017 был принят Закон «Об обращениях физических и юридических лиц», регламентирующий современные подходы и формы работы с обращениями. Широкое использование ИКТ обеспечивает транспарентность деятельности госорганов. Возможность подачи электронного обращения исключает бюрократизм, формализм и волокиту при взаимодействии с государственными органами. Поэтому сегодня все больше людей выбирают онлайн-приемные.
В 2017 году приняты беспрецедентные меры по реформированию судебных и правоохранительных органов, в том числе за счет исключения коррупциогенных факторов. Так, определен единый высший орган — Верховный суд, ответственный за качественную работу судов, которая в свою очередь непосредственно связана с кадровым вопросом. Поэтому образован Высший судейский совет, уже сегодня играющий значимую роль в укреплении независимости суда, повышении кадрового потенциала.
Создана новая система административных судов, уполномоченных рассматривать административные споры, возникающие между гражданами и государственными органами. Проводится системная работа по реформированию механизмов расследования, рассмотрения дела в суде и отбывания наказания.
В Указе Президента «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» от 30 ноября текущего года речь идет о создании эффективной системы противодействия коррупции главным образом за счет обеспечения прозрачности деятельности судебных и следственных органов. В практику вводится обязательная видеофиксация процессуальных действий в виде осмотра места происшествия, обыска, проверки показаний на месте события, следственного эксперимента с использованием средств видеозаписи.
Впервые в истории нашей страны Президентом принят указ о помиловании 2 700 осужденных. Решение принималось на высшем уровне на основе проведения консультаций с общественностью. Следует отметить, что данная процедура практически полностью исключает коррупцию и тем самым в корне отличается от амнистии, при которой имели место случаи коррупции во всех звеньях органов прокуратуры, внутренних дел, а также судах.
Портал открытых данных data.gov.uz был запущен в рамках Правительственного портала Республики Узбекистан. Портал позволяет, получит доступ к информации в машиночитаемом формате с возможностью её многократного, свободного и бесплатного использования. Единый портал интерактивных государственных услуг my.gov.uz. Запущен Единый портал интерактивных государственных услуг, позволяющий, в том числе, запрашивать в электронной форме информацию у более чем 600 органов власти и государственных учреждений, а также их структурных и территориальных подразделениях в регионах. Ежеквартально ведется мониторинг оказания услуг органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с внесением информации в Кабинет Министров [4].
На едином портале была запущена система по обсуждению проектов разрабатываемых нормативно-правовых актов и оценке действующих нормативных актов, воздействующих на предпринимательскую деятельность. Так, население и субъекты предпринимательства могут принять участие в обсуждении разрабатываемых проектов и принятых нормативно-
74
правовых актов в сфере предпринимательства. Комментарии и предложения пользователей, оставленные на Едином портале, рассматриваются государственными органами. Кроме того, пользователи могут участвовать в оценке воздействия на предпринимательскую деятельность уже действующего нормативного акта путем заполнения специального опросника, размещенного на Портале.
Также нужно отметить, портал государственных программ (http://programms.gov.uz), который служит инструментом открытости госорганов, и regulation.gov.uz. через которого возможно обсуждение нормативно правовых актов.
Итак, начатые реформы в Узбекистане за короткий срок продемонстрировали позитивные результаты. Самое главное — люди ощущают происходящие перемены, которые обрели необратимый характер. И сегодня каждый госслужащий должен приложить максимум усилий для того, чтобы они и дальше приносили позитивные плоды.
Список литературы /References
1. Закон Республики Узбекистан» о противодействии коррупции» от 3 января 2017 года № ЗРУ-419.
2. Сборник международных договоров и законодательства Республики Узбекистан в сфере борьбы с коррупцией. 2-е издание. Т.: Центр повышения квалификации юристов, 2013. 496 с.
3. Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004.
4. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.
5. Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества. Под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.