Научная статья на тему 'Национальная стратегия инновационного прорыва'

Национальная стратегия инновационного прорыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузык Б.Н., Яковец Ю.В.

Исследование тенденций развития науки и техники и обобщение долгосрочных зарубежных и отечественных прогнозов показывают, что в первой половине XXI в. развертывается крупнейший за последние два столетия технологический переворот, результатом которого будет становление и распространение постиндустриального технологического способа производства. Стратегия инновационного прорыва должна быть положена в основу создаваемой национальной инновационной системы, миссия которой обеспечить переход к инновационному типу развития страны на основе избранных приоритетов, стать стержнем перспективной социально-экономической и научно-технической политики, главным ориентиром в деятельности правительства, исполнительных органов власти в центре и на местах, лидеров бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Innovation Breakthrough Strategy

The innovation breakthrough strategy shall underlie the emerging national innovation system whose mission is to ensure transition to the country's innovation development on the basis of the selected priorities, to become the core of a long-term social and economic scientific and technical policy, the main reference mark in the activities of government, executive bodies, both central and local, and business leaders.

Текст научной работы на тему «Национальная стратегия инновационного прорыва»

о

и; со о х

ш

ш

О к

0- ^ с I-

Ш ш

-о го X <

-О о.

<

1-

<

Б. Н. Кузык,

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук

Ю. В. Яковец,

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии государственной службы при Президенте РФ, председатель Отделения исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук

Национальная стратегия инновационного прорыва

Исходным пунктом и содержанием этого переворота станет научная революция, итог которой — формирование постиндустриальной научной парадигмы, становление общества, основанного на знаниях.

Из этой перспективы следует исходить при определении целей и содержания долгосрочного прогноза и стратегии инновационного развития России.

Основной характерной особенностью технологического переворота является освоение и распространение шестого технологического уклада (ТУ), адекватного постиндустриальному технологическому способу производства (сейчас преобладающий пятый уклад носит переходный характер, соединяет черты как индустриального, так и постиндустриального способов производства). Освоение шестого ТУ начинается в авангардных странах и цивилизациях (североамериканской, западноевропейской, японской) в первом десятилетии XXI в. в его базисных направлениях (нанотехнологии, биотехнологии, информационные сети). В последующем десятилетии этот уклад будет переживать фазу диффузии, распространяясь по другим странам и охватывая все новые сферы производства. Можно ожидать, что в 2020-2030-е гг. после очередного глубокого кризиса, аналогичного кризису 1970-х гг., шестой ТУ станет преобладающим в авангардных странах и на мировых рынках, определяя конкурентоспособность обращающихся на них товаров и услуг. По прогнозам, в 2040-е гг. шестой ТУ достигнет фазы зрелости, а с 2050-х гг. будет положено начало его спаду, когда смена поколений техники не будет приносить прежнего эффекта и начнется освоение очередного, седьмого, ТУ. Возможно, в наступившем веке будут наблюдаться сокращение длительности жизненных циклов технологических укладов, ускорение научно-технической и экономической динамики.

Учитывая произошедшее в XX в. ускорение инновационных процессов, в современных условиях осо-

УДК 338.22

бенно важным представляется рассмотрение роли и задач государства в регулировании инновационного развития. Одной из важнейших функций государства наряду с законотворческой, социальной, экологической, оборонной является стратегически-инновационная функция. Государство призвано обеспечивать устойчивое развитие страны с учетом интересов прошлого, настоящего и будущего поколений, вырабатывать долгосрочную стратегию социально-экономического, инновационно-технологического, экологического и территориального развития, прогнозировать кризисы и обеспечивать выход из них и преодоление их последствий, поддерживать прогрессивные структурные сдвиги и своевременное инновационное обновление экономики. Особенно возрастает значение стратегически-инновационной функции государства в периоды перехода к новым технологическим укладам и технологическим способам производства, когда нужна государственная поддержка для освоения эпохальных и базисных инноваций в партнерстве с предпринимательским сектором, которому затем передаются результаты этого освоения для массового распространения на основе волны улучшающих инноваций.

В период неолиберальных рыночных реформ 1990-х гг. стратегически-инновационная функция государства в России была ослаблена, если не утрачена совсем, что во многом способствовало хаотичности преобразований и углублению кризиса. Переход к оживлению экономики, стабилизация социально-политических условий и укрепление на рубеже веков государства создали предпосылки для выработки и последовательной реализации им долгосрочной политики социально-экономического развития, ядром которой является стратегия инновационного прорыва.

Разработка долгосрочного прогноза инновационно-технологического развития России с учетом мировых тенденций служит исходной базой для выработки долго-

Исследование тенденций развития науки и техники и обобщение долгосрочных зарубежных и отечественных прогнозов показывают, что в первой половине XXI в. развертывается крупнейший за последние два столетия технологический переворот, результатом которого будет становление и распространение постиндустриального технологического способа производства.

срочной стратегии инновационного развития нашей страны. Долгосрочная инновационная стратегия предусматривает проведение перспективной инновационной политики, результатом которой будет решение ее главных задач:

• осуществление перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, что предусмотрено «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;

• обеспечение инновационного про-

рыва, разработки «Основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2020 года» и комплекса мероприятий по реализации этого документа;

• создание условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения высоких темпов экономического роста.

Понятно, что столь масштабные задачи не могут быть решены в рамках краткосрочного и долгосрочного периодов. Требуется более длительный период стратегии — 25-30 лет, охватывающий примерно половину длительности Кондратьевского цикла и технологического уклада, одно поколение людей, два-три поколения техники (технологий). Это обусловлено высокой конкурентоспособностью экономики, продолжительностью периода для осуществления радикальных сдвигов в технологическом уровне и структуре экономики.

Учитывая поставленные задачи, на основе методологии долгосрочного стратегического планирования был разработан пилотный проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года и более отдаленную перспективу. Авторы проекта исходят из следующих основных положений.

1. Стартовые позиции для реализации инновационной стратегии в России к началу XXI века можно оценить как весьма неблагоприятные. В результате неолиберальных рыночных реформ и длительных экономического и технологического кризисов резко упала изобретательская и инновационная активность, подорван научно-технический потенциал, критически устарели основные фонды (особенно активная их часть). Много-

кратно сокращено финансирование оборонно-промышленного комплекса, где преобладала высокотехнологичная продукция; значительная его часть необратимо разрушена. Централизованно-плановый механизм поддержки инноваций разрушен, новый, адекватный условиям регулируемой рыночной экономики, пока не создан. В 1990-е гг. преобладала тенденция технологической деградации экономики, вымывания наукоемкой продукции, сокращения доли пятого технологического уклада. Конкурентоспособность отечественной продукции, которая вытеснялась с внешнего и внутреннего рынков, падала.

Исходя из этого долгосрочная стратегия должна быть нацелена на восстановление, модернизацию и развитие во многом разрушенного за годы кризиса инновационного потенциала, на корректировку реформ и формирование эффективно действующего инновационного механизма, гармонично сочетающего предприимчивость частного сектора с активной поддержкой государством инновационного обновления основного капитала, технологий и продукции в рамках создаваемой национальной инновационной системы как важнейшего фактора формирования и динамики эффективной регулируемой рыночной экономики.

2. Ориентация на инерционно-рыночную стратегию, преобладавшая в правительственных программах и прогнозах, закрепляла указанные негативные тенденции. Отсутствие долгосрочной инновационной стратегии, отказ от государственной поддержки базисных инноваций, уравнительное налогообложение, отсутствие реальной защиты интеллектуальной собственности и заботы об использовании отечественных изобретений, технологическая деградация экономики вели к потере конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей, вытеснению ее с внутреннего и внешнего рынков, углублению сырьевой структуры экономики. Ориентация на опережающее развитие импорта ставит в неблагоприятные условия предпринимателей-инновато-ров и изобретателей, предопределяет дальнейшее технологическое отставание и потерю конкурентоспособности российской экономики в условиях развертывающегося в мире научно-технологического переворота, угрожает потерей технологической и оборонной без-

опасности страны, подчинением экономики контролю со стороны °£ ТНК, особенно после вступления ^ ^ в ВТО. хх

3. Преодолеть указанные выше негативные тенденции, перейти на о ^ путь инновационного развития стра- ^ ™ ны возможно лишь при реализа- ^^ ции стратегии инновационного прорыва, ориентированной на рас- ^ о пространение современного пято- ^ к го и пионерное освоение отдель- ^ ¡Е ных направлений перспективного ш щ шестого технологических укладов, ^ 2 на реализацию селективной науч- ^ ^ но-технической и инновационной > политики по узкому кругу страте- V гических приоритетов, на активную < поддержку государством базисных инноваций и создание благоприятного инновационного климата.

Теоретической основой этой стратегии является отказ от неолиберализма, выражающего интересы ТНК позднеиндустриального общества, ориентация на формирование общества, основанного на знаниях, экономики постиндустриального гуманистически-ноосфер-ного типа, на эффективное выполнение государством своей стратегически инновационной функции в партнерстве с инновационно-активными предпринимателями всех форм собственности, на возрождение России и занятие достойного места в технологической трансформации глобализированной мировой экономики, на обеспечение безопасности страны.

4. Несмотря на значительные потери в 1990-е гг., Россия сохранила потенциал инновационного прорыва, который формируют:

• значительный фундаментальный научный задел по ряду перспективных научных направлений, лежащих в основе шестого технологического уклада и перехода к обществу, основанному на знаниях;

• немалое число крупных отечественных изобретений, которые могут стать основой создания принципиально новых инновационных продуктов и технологий;

• высокий технологический уровень ряда отраслей оборонно-промышленного комплекса, являющегося основой для формирования новых поколений техники, технологий двойного назначения;

• наличие квалифицированных кадров, инновационно ориентированных ученых, конструкторов, инженеров, программистов, менеджеров, способных создавать

О 2 1- ш

0 н-

1 О I х О О X X ^3

< I

со ^

0 ш

1 со I I—

х о

— X

^ со ш о

-О со

I <

_0 Со <

>

Биотехнология и биомедицина

Наноэлектроника и фотоника, информационно-коммуникационные системы

Возобновляемые энергоресурсы, водородная энергетика, энергосбережение

Принципиально новые материалы

Новые поколения ресурсосберегающих гибких производственных технологий

Новые авиакосмические технологии, принципиально новые средства транспорта

Новые поколения вооружений, средств борьбы против терроризма и поддержания правопорядка

Рис. 1. Система инновационно-технологических приоритетов России на перспективу до 2030 года

и эффективно использовать инновационную продукцию;

• значительный объем ресурсов для инновационного обновления, накопленных предпринимателями, банками, государством, которые могут быть использованы для финансирования инновационно-инвестиционных проектов;

• благоприятная конъюнктура мировых рынков, которая позволяет накопить и использовать для осуществления инноваций большой объем ресурсов. Важно объективно оценить и

умело использовать эти благоприятные факторы инновационного прорыва, которые могут ослабеть, частично быть потерянными при ориентации на инерционно-рыночный сценарий.

5. Стратегия инновационного прорыва должна быть положена в основу создаваемой национальной инновационной системы, миссия которой — обеспечить переход к инновационному типу развития страны на основе избранных приоритетов, стать стержнем перспективной социально-экономической и научно-технической политики, главным ориентиром в деятельности правительства, исполнительных органов власти в центре и на местах, лидеров бизнеса. Указанную стратегию после открытого обсуждения нужно закрепить законодательно, подкрепить действенными механизмами реализации, изучать в вузах и пропагандировать в средствах массовой информации, поставить под контроль институтов гражданского общества ее реализацию.

Инновационный прорыв может быть успешно осуществлен лишь при обоснованном выборе и последовательной реализации сравнительно узкого круга стратегических инновационных приорите-

тов, рассчитанных на длительную перспективу и периодически корректируемых. Критерии выбора таких приоритетов следующие.

• Технологический уровень инновационной продукции (технологии), ее соответствие последним поколениям пятого или первым поколениям шестого технологических укладов, что служит основой перспективной конкурентоспособности этой продукции (технологии) на внутреннем и внешнем рынках.

• Технологическая потребность экономики, способность инновационной продукции занять эффективные рыночные ниши в российской и мировой экономике.

• Наличие научно-технологического задела для освоения принципиально новой продукции (результатов фундаментальных исследований, отечественных изобретений, технологий двойного назначения, кадрового потенциала).

• Уровень эффективности инновационных продуктов и технологий: экономической (коммерческой, бюджетной) и некоммерческой (социальной, экологической, военной и т. п.).

Исходя из технологического уровня и имеющегося задела была определена система инновационно-технологических приоритетов на перспективу до 2030 г. (рис. 1).

• Биотехнология и биомедицина, обеспечивающие улучшение питания, сокращение заболеваемости и смертности населения, создание новых высокоэффективных лекарственных средств, сортов растений и пород животных, использование биологических методов борьбы с их вредителями, извлечение с помощью штаммов микроорганизмов

полезных компонентов минерального сырья (геобиотехнология).

• Наноэлектроника и фотоника, информационно-коммуникационные сети и системы в области медицины, образования, культуры, экологии, науки.

• Принципиально новые возобновляемые энергоресурсы (включая водородную энергетику) и энергосберегающие технологии в производстве, на транспорте, в ЖКХ и бытовом потреблении.

• Принципиально новые материалы; композиты и керамика новых поколений.

• Новые поколения ресурсосберегающих, экологически чистых производственных технологий во всех отраслях производства и в потреблении.

• Новые авиакосмические технологии и средства транспорта, позволяющие модернизировать транспортную сеть страны на более эффективной основе.

• Новые образцы оборонной техники, средств борьбы против терроризма и поддержания правопорядка.

На основе прогноза технологических потребностей экономики и уровня социально-экономической эффективности определены следующие перспективные рыночные ниши для инновационного освоения (рис. 2).

• Потребительский сектор, прежде всего продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности, личный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, социальные услуги. Доходы населения будут расти опережающими темпами, увеличивающийся спрос необходимо насыщать конкурентоспособными товарами и услугами, проводить политику импортоза-мещения.

Рис. 2. Перспективные рыночные ниши инновационного развития

• Инвестиционное оборудование для удовлетворения спроса быстро растущего объема инвестиций и замены ныне преобладающего импортного оборудования.

• Энергосектор, принципиально новые технологии и оборудование для освоения возобновляемых источников энергии, уменьшения выбросов в окружающую среду.

• Оборонно-промышленный комплекс, обеспечивающий достаточный уровень безопасности на основе разработки и освоения новых поколений вооружений и средств защиты.

• Транспортный комплекс, модернизация транспортных средств и путей сообщения на новейшей технологической базе. Для того чтобы выбранная стратегия инновационного прорыва не осталась суммой добрых намерений, необходимо выработать эффективный механизм ее реализации, включающий следующие основные элементы.

1. Законодательное обеспечение инновационной деятельности, которая отличается необходимостью длительного предвидения, межотраслевым характером,

высоким риском. До сих пор нет федерального закона, комплексно регулирующего этот особо сложный вид хозяйственной деятельности и государственную инновационную политику. Необходимо законодательное закрепление стратегии инновационного прорыва, принятие пакета федеральных законов, формирующих благоприятный инновационный климат, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, создающих стимулирующие условия для инвесторов и предпринимателей, участвующих в реализации стратегических инновационных приоритетов, включая налоговые и таможенные преференции и страхование инновационных рисков для инвесторов и предприятий, выполняющих государственные инновационно-инвестиционные проекты и программы.

2. Долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационного развития, в том числе:

• разработка и периодическая (раз в 4-5 лет) корректировка и продление долгосрочных (на 20-40 и более лет) и среднесрочных (на 10-15 лет) прогно-

зов научно-технического и инновационного развития России с учетом мировых тенденций;

• определение целей селективной инновационной политики, выбор, периодическое уточнение и продление стратегии инновационного развития РФ на 20-30 лет и перечня инновационных приоритетов, пользующихся поддержкой государства;

• включение основных положений и приоритетов инновационного развития в долгосрочные стратегические планы (на 10-15 лет) и среднесрочные программы (на 4-5 лет) социально-экономического развития РФ, в текущие индикативные планы и в перечни федеральных целевых программ, финансируемых за счет бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка целевых инновационных программ и важнейших инновационных проектов по каждому из выбранных стратегических приоритетов, чтобы обеспечить их реализацию в возможно короткий срок и с максимальным эффектом.

3. Приоритетное финансирование и стимулирование реализации инновационных программ и проектов на основе:

О 2 1- ш

0 н-

1 О I х О О ^ X

< I

со ^

0 ш

1 со I I—

х о — >х

^ со ш о

-О со

I < <

>

• применения преференций для частных инвестиций в инновационные программы и проекты, реализующие государственные инновационные приоритеты;

• формирования федерального инновационного фонда и аналогичных фондов в субъектах федерации, активного участия Бюджета развития, Стабилизационного фонда и валютных резервов Центробанка в финансировании, гарантировании и страховании инноваций в нерыночном секторе экономики и в стартовом освоении базисных инноваций в рыночном секторе;

• развития системы венчурных фондов для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса;

• создания высокотехнологичной фондовой биржи для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций к крупным инновационным проектам. Следует учитывать, что освоение принципиально новых техники и технологии, базисных инноваций связано со значительными стартовыми затратами и повышенным риском; инновационные продукты часто на первых порах оказываются убыточными, а значительная часть созданной интеллектуальной собственности не реализуется, не приносит доходов ее авторам, предприятиям, государству, а порой за бесценок скупается зарубежными компаниями. Поэтому государство должно создать режим, компенсирующий часть затрат по освоению принципиально новых товаров и технологий, основанных на отечественных изобретениях и отличающихся высокой конкурентоспособностью, стимулирующий освоение инноваций и реализацию интеллектуальной собственности, обеспечивающий ее реальную защиту и эффективное использование. Необходима также система страхования инновационных рисков — как государственная, так и частная. Это важные составляющие благоприятного инновационного климата.

4. Ориентация создаваемой национальной инновационной системы на технологический прорыв. Формирование национальной инновационной системы усилиями чиновников может свестись к смене вывесок, к закреплению ныне преобладающей инерционно-рыночной стратегии. В таком случае польза от такой системы будет минимальная, сведется к

имитации инновационной деятельности, а технологическое отставание страны будет нарастать.

Главным содержанием национальной инновационной системы, а также региональных и межрегиональных (в федеральных округах) и межгосударственных (со странами СНГ) инновационных систем должно стать обеспечение перехода к инновационному пути развития, стратегического прорыва в распространении пятого и пионерном освоении отдельных направлений шестого технологических укладов, создание максимально благоприятного климата для такого прорыва как основного фактора повышения конкурентоспособности продукции и ускорения темпов экономического роста. Лишь в этом случае формирование инновационных систем будет оправданным и эффективным.

5. Организационное, информационное и кадровое обеспечение инновационной стратегии — важнейшая предпосылка для ее реализации.

Формируется сеть целевых инновационных оргструктур — холдингов, национальных и международных стратегических технологических альянсов, центров трансфера технологий, территориальных зон инновационного освоения. Необходимо оптимальное сочетание и взаимодействие инновационно активного малого бизнеса, берущего на себя риск пионерного освоения принципиально новых продуктов и технологий при поддержке государства и венчурных фондов, и среднего и крупного бизнеса, осуществляющего массовое производство принципиально новой продукции и освоение новых поколений технологий, инновационное обновление экономики.

Осуществляется подготовка кадров для реализации инновационных программ и проектов, усиливается инновационный аспект во всей системе обучения молодых специалистов, организуются потоки информации о научных открытиях и изобретениях, осуществляемых в стране и за рубежом инновациях, организуются инновационные выставки и ярмарки.

Развертывается реальная интеграция науки и образования, формируется сеть исследовательских университетов, что позволит привлечь молодежь к инновациям, возродить сильные научные, конструкторские и инженерные школы, противостоять тенденции ста-

рения кадрового состава науки и инженерного корпуса, сократить «утечку мозгов».

6. Главной предпосылкой и условием успешного осуществления стратегии инновационного прорыва, перехода к инновационному пути развития экономики является формирование инновационного партнерства предпринимателей, государства, творческих личностей и гражданского общества. Каждый из участников этого партнерства должен эффективно выполнять присущие ему функции:

• предприниматели — проявлять инновационную инициативу в рыночной конкуренции, осваивать базисные и улучшающие инновации, осуществлять своевременное инновационное обновление основного капитала, поощрять инноваторов;

• государство — определять инновационную стратегию и перечень приоритетов, создавать законодательную базу и благоприятный инновационный климат, финансировать инновации в нерыночном секторе экономики и участвовать в стартовом финансировании базисных инноваций в рыночном секторе, обеспечивать эффективное использование изобретений и защиту интеллектуальной собственности, поддерживать малый инновационный бизнес;

• творческие личности — ученые, инженеры, конструкторы, менеджеры, специалисты — осуществлять поиск новых научно-технических решений, активно участвовать в инновационном процессе;

• гражданское общество и его институты — формировать романтику технического творчества, поддерживать новаторов и распространять их опыт, осуществлять контроль за выполнением государством своей стратегически инновационной функции, за эффективностью реализации избранных приоритетов, инновационных программ и проектов.

Представление о том, что истощенная кризисом экономика России не имеет ресурсов для осуществления инновационного прорыва, не отвечает действительности. В начале XXI века в стране наблюдается избыток финансовых ресурсов, которые не находят производительного применения и могут стать источником финансирования

инновационных проектов и программ.

Инвестиции в основной капитал растут в последние годы высокими темпами (за 1999-2003 гг. — 9,4% среднегодовых) и достигли в 2003 г. 2186 млрд руб. Инвестиции должны стать главным каналом инновационного обновления основных фондов, особенно критически устаревшей их активной части. Инвестиции без инноваций могут стать бесполезными или даже вредными, продляя на перспективу технологическую отсталость, неконкурентоспособность продукции и технологий. Особенно возрастает этот риск в периоды смены поколений техники (технологий) и технологических укладов, поэтому необходима инновационно-технологическая экспертиза инвестиционных проектов и программ, чтобы обеспечить поворот инвестиций к инновациям.

Капитал частного сектора, предприятий, банков, созданный в результате приватизации и первоначального накопления капитала, имеет значительный объем и в малой степени используется для финансирования инноваций. Прибыль предприятий в 2002 г. составила 923 млрд руб. (около 30 млрд долл.). Необходимо создать условия, при которых эти капиталы было бы выгодно вкладывать в инновационное обновление российской экономики, гарантируя в этом случае их защищенность. Это дало бы толчок для инновационного прорыва.

Государство также накопило капиталы, не находящие производственного, инновационного применения. Доходы консолидированного бюджета РФ в 2003 г. составили 4137 млрд руб. (134 млрд долл.), расходы — 3955 млрд руб. (128 млрд долл.), однако на инвестиции из федерального и местных бюджетов было направлено всего 409 млрд руб. (13,3 млрд долл.) — 10% расходной части, причем инвестиции эти шли в основном на строительство социальных и оборонных объектов, административных зданий и в минимальной мере в сферу материального производства. Валютные резервы Центробанка превысили к концу 2004 г. 120 млрд долл., причем хранятся они в основном в виде долларовой массы и американских ценных бумаг (под 2,5% годовых), поддерживая экономику США, а не России. Стабилизационный фонд также не используется для модернизации эко-

номики, а хранится на «черный» день. Но этот день быстрее наступит, если не будет проводиться активная инновационная политика при поддержке государства. Целесообразно использовать накопленные финансовые ресурсы для поддержки базисных инноваций, создания полновесного Федерального инновационного фонда (как это сделано в Казахстане), восстановления действия Бюджета развития, поддержки на конкурсных началах инновационно-инвестиционных проектов, а также предоставления гарантий и страхования инновационных рисков по программам и проектам, реализующим государственные стратегические приоритеты.

Накопления частных лиц, которые, по разным источникам, оцениваются в сумму от 70 до 150 млрд долл., могут стать одним из источников инновационного прорыва, особенно по проектам малого бизнеса, а также при возможности продажи акций инновационно активных предприятий физическим лицам. Однако этому препятствует недоверие населения к банкам и государству в результате неоднократной потери сбережений. Следует поэтапно восстанавливать доверие, обеспечить прозрачность финансовых операций и страхование инновационных рисков. Впрочем, на значительный приток инвестиций от населения в ближайшие годы рассчитывать не следует. Однако в перспективе при целенаправленной инновационной политике государства они могут существенно возрасти.

Иностранные инвестиции, прежде всего прямые, являются одним из источников инновационного обновления капитала, технологий, продукции. Уровень инновационной активности предприятий с иностранным капиталом существенно выше, чем с отечественным. Прямые инвестиции обычно сопровождаются притоком иностранных технологий и оборудования, чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции. Но не всегда это достигается, как например, получилось с соглашениями о разделе продукции «Сахалин-1» и «Са-халин-2». К тому же иностранные инвесторы обычно не поставляют перспективные технологии, чтобы не создавать себе конкурентов. Поэтому наряду с созданием благополучного инвестиционного климата необходима инновационно-технологическая экспертиза ин-

вестиционных проектов с участи- 2 ^ ем иностранного капитала.

Эффект реализации страте- ^ ^

гии инновационного прорыва х х

следует оценивать исходя из сле- < ^

со ^

дующих основных критериев: о ш

• повышения технологического ^ ™ уровня и конкурентоспособно-

гх

сти экономики, роста доли пя- 5 т того, а затем и шестого техно- ^ § логических укладов в структуре о к экономики; ¡^н-

• увеличения доли России в ми- ЬУ т ровом экспорте высоких техно- □= < логий и замещения импорта в ^ ключевых секторах экономики, > прежде всего в потребитель- ^ ском и инвестиционном;

• прогрессивных сдвигов в структуре экономики и экспорта, ухода от энергосырьевой структуры и повышения доли высокотехнологичных товаров и услуг;

• инновационного обновления основных фондов, инновационного наполнения инвестициями основного капитала;

• обеспечения достаточно высоких (до 7-8% среднегодовых) и относительно устойчивых (при неизбежных колебаниях по фазам экономических циклов) темпов экономического роста; с учетом качества роста среднегодовые темпы увеличения производства на 25-летнюю перспективу могут быть оценены в 9-10%;

• гуманизации и высокого уровня экологической защиты инновационного процесса, усиления востребованности научно-технических достижений в обеспечении непрерывного роста уровня и качества жизни населения;

• улучшения использования природных ресурсов и уменьшения выбросов в окружающую среду, формирования экономики ноо-сферного типа.

Предварительная оценка возможного эффекта реализации предложенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования и Институтом экономических стратегий проекта стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 г. и более отдаленную перспективу приведена на рис. 3. Данная оценка носит относительный, прогностический характер, но является ориентиром для возможных будущих расчетов и в этом смысле вполне приемлема.

Представленные оценки включают в себя как экономический эффект, получаемый от роста ка-

О 2 1- ш

0 н-

1 О I х О О X X ^3

< I

со ^

0 ш

1 со I I—

х о

— X

^ со ш о

Повышение технологического К 2030 г. доля пятого ТУ возрастет до 30-35%,

уровня экономики шестого ТУ до 12-15%

Повышение конкурентоспособности продукции Сокращение доли импорта в потреблении с 20 до 15-16%, рост доли в мировом высокотехнологичном экспорте с 0,3 до 4-5%

Инновационное обновление основного капитала Повышение коэффициента обновления основных фондов с 1,7 до 4-5%

-О со

I <

_0 Со <

>

Ускорение темпов экономического роста Среднегодовой прирост ВВП 6-7,5%,

увеличение ВВП за 25 лет в 4,5-6 раз

Улучшение уровня и качества жизни населения Среднегодовой прирост реальных доходов на душу населения до 8% в год, рост за 25 лет более чем в 4 раза

Улучшение использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых при добыче на 10-20%, сокращение выбросов парниковых газов на 10-15%

Рис.3. Эффект реализации стратегии инновационного прорыва

чества и конкурентоспособности продукции, активизации долгосрочных факторов экономической динамики, так и эффект, обусловленный мотивацией труда, активизацией потенциала фондового рынка, а также воздействием ряда других факторов научно-технического и социально-экономическо-

го свойства. Позиции прогноза при доработке проекта стратегии на более отдаленную перспективу до 2050 года могут быть уточнены в зависимости от сценарных условий и набора инвестиционных проектов и программ. Предложенный подход к исследованию стратегии экономического развития России

имеет право на жизнь и все основания для дальнейшего рассмотрения в научно-исследовательских организациях Российской академии наук, других научных центрах, министерствах и ведомствах, отвечающих за выработку экономической и научно-технической политики на долгосрочную перспективу.

Актуальная статистика

Национальный проект «Здравоохранение»

По мнению главного кардиолога Петербурга и Северо-Западного федерального округа, директора НИИ кардиологии им. В. А. Алма-зова, члена-корреспондента РАМН Евгения Шляхто, сердечные недуги по-прежнему на всей планете лидируют среди причин ранней смертности — в прошлом году они отняли жизни 17 млн человек. 80% этих смертей приходятся на слаборазвитые страны. К последним мировое сообщество причисляет и нашу страну, что не удивительно: Россия занимает 2-е место в мире по уровню сердечно-сосудистой заболеваемости после Украины.

По приблизительным оценкам, страдают болезнями сердца более 16 млн россиян, значительная часть которых — люди в трудоспособном возрасте.

Северо-Запад — один из самых неблагополучных районов страны

по заболеваемости сердечно-сосудистой системы. Показатели заболеваемости здесь очень велики: 250 жителей Северо-Запада из каждой тысячи страдают сердечно-сосудистыми недугами и цифры эти ежегодно растут.

В прошлом году зафиксирован рост показателей заболеваемости в полтора раза в Новгородской и Вологодской областях. Санкт-Петербургу тоже похвастать нечем.

С каждым годом на 3-4 года снижается средний возраст, в котором впервые развивается инфаркт миокарда.

Государство уделяет здравоохранению небывалое внимание: выделяются огромные средства на развитие высоких технологий, строительство новых центров, на проведение дорогостоящих видов лечения. Но кардинально ситуация не изменится до тех пор, пока

люди сами не начнут заботиться о своем сердце.

Эти проблемы предполагается решить с использованием национального проекта «Здравоохранение». Пока же общество несет колоссальные потери.

Ученые доказали, что сердце человека может работать в нормальном режиме до 90-100 лет в том случае, если ему помогать. Пока же по подсчетам экономистов Всемирной организации здравоохранения, если показатели высокой смертности в России не изменятся, к 2015 г по причине сердечно-сосудистых заболеваний в стране снизится на 1-5% рост валового национального продукта, а экономический ущерб будет равен 303 млрд долл.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости.

Составитель: к. э. н. Л.А.Добрынин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.