Научная статья на тему 'Национальная система квалификаций: направления взаимодействия и инструментарий'

Национальная система квалификаций: направления взаимодействия и инструментарий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОДУКТ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СЕТИ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / EDUCATION / NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS / A PRODUCT OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SERVICE / COMPETENCE / INTERACTION / EVOLUTION OF THE CONCEPTS OF INTERACTION / INTEGRATED NETWORK OF STAKEHOLDERS / CLUSTER / STRATEGIC POSITIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко Юлия Юрьевна

В статье выделены специфические черты развития образования в контексте реальных условий функционирования экономики России. Представлена эволюция концепций взаимодействия образования с различными группами стейкхолдеров. Обозначено отсутствие в научной литературе определения «продукт вуза» соответствующего новому этапу в эволюции концепций взаимодействия с различными группами стейкхолдеров. Использование методов категориального и дихотомического анализа, междисциплинарного подхода позволило дать авторскую трактовку понятия «продукт вуза». Отмечено, что важным условием формирования образовательного продукта является совпадение интересов всех заинтересованных групп стейкхолдеров. При этом эффективную реализацию функций системы образования предполагается достигнуть системными мерами по созданию и внедрению национальной системы профессиональных квалификаций. Автором показано, что развитие интегрированных структур, отражая новые явления и тенденции в развитии партнерского взаимодействия в рамках национальной системы квалификаций, будет идти по пути кластерных структур, в которых вузы играют роль самоорганизующейся системы. Выделены отличительные особенности взаимодействия в рамках таких структур. Представлены основы методологии определения стратегического позиционирования развития национальной системы квалификаций в России, предложено формировать на основе двух типов стратегий структурно-параметрической (внешней) и внутренней, ориентированной на развитие внутренних структурных компонентов самой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савченко Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National system of qualifications: areas of cooperation and instruments

The article highlights the specific features of the development of education in the context of real conditions of functioning of the Russian economy. Are the evolution of concepts of the interaction of education with various groups of stakeholders. The marked absence in the scientific literature the definition of "product graduation" of the corresponding new phase in the evolution of concepts of interaction with different groups of stakeholders. Using techniques of categorical and dichotomous analysis, the interdisciplinary approach made it possible to give the author's interpretation of the concept of "product graduation". Noted that an important condition for the formation of the educational product is the coincidence of interests of all interested groups of stakeholders. Effective implementation of the functions of the education system is expected to achieve a systemic action for the creation and implementation of a national system of professional qualifications. The author shows that the development of the integrated structures reflecting new phenomena and trends in the development of partnerships in the framework of the national system of qualifications will follow the path of cluster structures, in which universities play the role of self-organizing systems. Distinguishing features of cooperation within such structures. Presents the basics of the methodology for strategic positioning the development of the national qualifications system in Russia. it was proposed to form on the basis of two types of strategies -structural-parametric (external) and internal, focused on the development of the internal structural components of the system.

Текст научной работы на тему «Национальная система квалификаций: направления взаимодействия и инструментарий»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/101EVN117.pdf

Статья опубликована 30.03.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Савченко Ю.Ю. Национальна система квалификаций: направления взаимодействия и инструментарий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/101EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.58

Савченко Юлия Юрьевна1

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Рубцовский институт (филиал), Россия, Рубцовске Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=426834

Национальна система квалификаций: направления взаимодействия и инструментарий

Аннотация. В статье выделены специфические черты развития образования в контексте реальных условий функционирования экономики России. Представлена эволюция концепций взаимодействия образования с различными группами стейкхолдеров. Обозначено отсутствие в научной литературе определения «продукт вуза» соответствующего новому этапу в эволюции концепций взаимодействия с различными группами стейкхолдеров. Использование методов категориального и дихотомического анализа, междисциплинарного подхода позволило дать авторскую трактовку понятия «продукт вуза».

Отмечено, что важным условием формирования образовательного продукта является совпадение интересов всех заинтересованных групп стейкхолдеров. При этом эффективную реализацию функций системы образования предполагается достигнуть системными мерами по созданию и внедрению национальной системы профессиональных квалификаций.

Автором показано, что развитие интегрированных структур, отражая новые явления и тенденции в развитии партнерского взаимодействия в рамках национальной системы квалификаций, будет идти по пути кластерных структур, в которых вузы играют роль самоорганизующейся системы. Выделены отличительные особенности взаимодействия в рамках таких структур.

Представлены основы методологии определения стратегического позиционирования развития национальной системы квалификаций в России, предложено формировать на основе двух типов стратегий - структурно-параметрической (внешней) и внутренней, ориентированной на развитие внутренних структурных компонентов самой системы.

Ключевые слова: образование; национальная система квалификаций; продукт вуза; образовательная услуга; компетенции; взаимодействие; эволюция концепций взаимодействия; интегрированные сети; стейкхолдеры; кластер; стратегическое позиционирование

1 658227, Алтайский край, город Рубцовск, пр. Ленина, 263Б-54

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (январь - февраль 2017)

http://naukovedenie.ru [email protected]

Актуальность и цель исследования

В условиях формирования экономики инновационного типа и усиления интеграционных процессов первостепенной задачей для сферы услуг высшего образования становится адаптация к происходящим переменам, в том числе интеграция с системой национальных квалификаций. В данной области начали формироваться положительные тенденции, в основном в направлении соответствия образовательных программ вузов государственным образовательным стандартам. Но инновационная активность образовательных учреждений развивается медленными темпами и одно из основных препятствий - неподготовленность смежных элементов инновационной инфраструктуры системы национальных квалификаций, в том числе в плане методической проработки их формирования, внедрения и последующего развития.

Несмотря на достаточно большое количество научных работ как отечественных, так зарубежных специалистов по вопросам функционирования системы образования в постиндустриальную эпоху и ее роли в инновационной экономике, не существует комплексных исследований по развитию научных концепций создания такого диалогового взаимодействия, в том числе по проблемам взаимодействия с различными группами стейкхолдеров, которое позволит реализовать потенциал национальной системы квалификаций [1; 2; 3].

Целью исследования является разработка теоретических и методологических подходов, а также практических методик по использованию инструментов национальной системы квалификаций в ее взаимодействии с образовательными учреждениями в условиях формирования инновационного потенциала национальной экономики.

Для ее достижения были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

• обоснование организационно-экономических предпосылок развития научных концепций создания диалогового взаимодействия в рамках национальной системы квалификаций;

• обоснование научно-целостной, теоретико-концептуальной модели развития системы национальных квалификаций, отражающей новые явления и тенденции в развитии партнерского взаимодействия;

• определение методологического содержания определения стратегического позиционирования развития национальной системы квалификаций.

Объектом исследования национальной системы квалификаций в ее взаимодействии с образовательными учреждениями в условиях формирования инновационного потенциала национальной экономики.

Теоретическая модель исследования

В эволюции концепций роли образования в социально-экономическом развитии общества автором выделены четыре временные этапа развития. Первый этап (автономный) характеризует образование как следование «собственному интересу» (конец XVIII века - 30-х гг. XIX века). В данном аспекте роль образования рассматривались в работах А. Смита, К.Ф. Кенэ, Ж.-Б. Сэй и А. Маршалла. Второй этап (рациональный, начало ХХ - последняя четверть ХХ вв.) - развитие теории человеческого капитала (Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Дж. Кендрик, Ф. Уэлч), согласно которой образование рассматривается как одна из форм инвестирования в человеческий капитал и фактор развития экономики. Третий этап (символический, последняя четверть ХХ в.) формирование теории фильтра (А. Берг, М. Спенс, Дж. Стиглиц, П. Уилс, К. Эрроу) и развитие концепций, ставящих под сомнение выгодность

образования играющего роль «сигнального устройства». Четвертый этап (компетентностный, 90-е годы ХХ в. - современный период) развитие теории компетенций и формирование концепций характеризующих образование как основополагающий приоритет для развития реального сектора экономики (Э. Тоффлер, Дж. Нейсбит, П. Аборден, Б. Ридгинс, Ж. Лиотар).

Проведенные автором исследования тенденция развития высшей школы России исследования [9; 10; 11] позволили выделить специфические черты развития образования в контексте реальных условий функционирования экономики России: 1) отсутствие модели образования, отвечающей потребностям инновационной экономики; 2) отрицание клиентоориентированности и взаимосвязанности участников образовательного процесса; 3) рост доли выпускников вузов работающих не по специальности; 4) выраженная дифференциация качества образовательных услуг; 5) низкая конкурентоспособность большей части российских вузов на мировом рынке; 6) структура образования не отвечающая потребностям экономики; 7) снижение интеллектуального потенциала системы образования; 8) система образования не создает инноваций и специалистов, способных находить альтернативные решения; 9) появление кластерных форм взаимодействия образования и работодателей.

Одной из основных проблем выработки стратегических ориентиров развития системы образования можно обозначить отсутствие в научной литературе определения «продукт вуза» соответствующего требованиям внедряемой системы национальных квалификаций. Большая часть существующих определений рассматривает данное понятие, либо как результат, воплощенный в выпускнике, либо как процесс производства образовательного продукта, удовлетворяющего потребности различных экономических агентов. Достаточно много исследователей вовлекают в трактовку данного понятия результаты инновационной деятельности образовательных учреждений (И.И. Ганчеренок, А.Ю. Баранова, Т.В. Терентьева, М.Н. Кулакова и др.). Однако, стоит подчеркнуть, инновационной деятельности касается лишь одной грани исследуемой категории. Стали появляется трактовки данного понятия, рассматривающие его через призму «рынка квалификаций». Так, С.И. Добрыднев и Т.С. Добрыднева в качестве одного из элементов продукта вуза рассматривают «профессиограмму или её адаптацию в виде образовательного стандарта, образовательных программ, программ курсов и других документов, характеризующих полезность, которая может быть передана потребителю».

В рамках данного исследования для уточнения экономического содержания понятия «продукт вуза» использовались методы категориального и дихотомического анализа, междисциплинарный подход.

Система образования рассматривается как элемент инновационного потенциала страны и как системообразующее ядро инновационного развития экономики. Образование является средством удовлетворения многообразных потребностей не только индивидуальных потребителей, но бизнес-сообщества, государства, и в конечном итоге общества в целом. Следует отметить, что научный подход, рассматривающий продукт вуза, с позиции функций, реализуемых системой образования, как правило, остается за рамками существующих сегодня определений. Применительно к системе образования продуктом необходимо считать не только образовательные программы, выпускников, результаты инновационной деятельности или собственно образовательный процесс, но и новые знания, производимые ей. Представляется необходимым введение такого признака как наличие различного рода компетенций, а также расширение взаимосвязанность участников процесса производства и потребления продукта системы образования.

С учетом вышеизложенного дано авторское определение продукт вуза - это различного рода компетенции, проявляющиеся на различных уровнях системы образования,

конкретизированные в рамках образовательных программ, производимые с учетом нормативно-правового, трансдисциплинарного и прикладного аспектов и определяющие формирование человеческого капитала как основы создания и поддержания непрерывности инновационного развития национальной экономики. Причем данный продукт является квазиобщественным благом.

Концепции и гипотезы

Важным условием формирования образовательного продукта является совпадение интересов всех заинтересованных групп стейкхолдеров (государство, региональные органы власти, бизнес, абитуриенты, различные общественные организации, обучающиеся разных ступеней образования, научно-педагогический персонал и др.). Наиболее эффективную реализацию функций системы образования предполагается достигнуть системными мерами по созданию и внедрению национальной системы профессиональных квалификаций. В этих условиях создание продукта системы образования более результативно будет происходить через реализацию синергетического управления в интегрированной структуре. При этом каждый из субъектов, используя многочисленные и разнообразные коммуникации, может стать активным участником процесса, в том числе играть роль аттрактора, хотя, в большинстве случаев основными активными участниками управления станут вузы.

При этом задача системы образования максимально быстро обеспечить стейкхолдерам построение эффективного функционирования (цепочки создания ценности). Это возможно только в том случае, если будут созданы эффективные механизмы инфраструктурной поддержки и сопровождения диалогового взаимодействия стейкхолдеров. Именно в этом случае участники смогут получить синергетический эффект, т.е. объединят ресурсы в процессе достижения целей национальной системы квалификаций.

Основным продуктом системы образования в рамках национальной системы квалификаций является удовлетворение потребностей различных групп стейкхолдеров в формировании и развитии различного рода компетенций. Основная цель таких компетенций: 1) повышение эффективности функционирования определенного субъекта или проекта; 2) снижение возможных рисков функционирования; 3) определение экономической целесообразности нововведений.

Исходя из этого, вузы как полноправные субъекты рыночных отношений, должны сформулировать новую идеологию своей деятельности, стать клиентоориентированными и выстраивать свои отношения со стейкхолдерами на основе принципов инновационного развития. Причем в условиях наметившихся интеграционных процессах между системой образования и рынком труда, особую роль будет играть система инфраструктурной поддержки их взаимодействия.

Взаимодействие с различными группами стейкхолдеров инициируется, как правило, вузами и ориентировано на развитие крупных интегрированных структур с использование сетевых форм сотрудничества при поддержке государства. Новым направлением взаимодействия является аутсорсинг развития критичных технологий в сферу высшего образования.

Развитие интегрированных структур, отражая новые явления и тенденции в развитии партнерского взаимодействия в рамках национальной системы квалификаций, может развиваться, по мнению автора, по пути кластерных структур, в которых вузы играют роль самоорганизующейся системы (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Кластерная модель партнерского взаимодействия в рамках национальной системы квалификаций (составлено автором)

Выделены отличительные особенности взаимодействия в рамках таких структур: ориентация на создание «опережающего продукта» для сегментов быстрого экономического роста; возможность обеспечения сервисного компонента через развитие виртуальных и сетевых форм взаимодействия внутри структуры; своевременное изменение компетенций в соответствии с требованиями рынка; ориентация на создание проблемно-ориентированных образовательных программ для участников интегрированных структур; возрастающая роль центров сертификации в качестве системообразующего аттрактора; особая последовательность стадий кластерного взаимодействия «экономика - производство - образование - компетенции»; развитие информационно-коммуникационных технологий диалогового взаимодействия; рост инновационности за счет оптимизации инфраструктурного обеспечения бизнес-процессов стейкхолдеров.

Таким образом, достижение устойчивого развития системы образования в условиях изменяющихся внешних условий, в первую очередь стандартизации профессиональных квалификаций, и интересов различных групп стейкхолдеров требует разработки концептуальных методологических и организационных положений и стратегических ориентиров развития.

Необходима реструктуризация системы образования на базе перехода от тактического к стратегическому, ориентированному на долгосрочную перспективу взаимодействия со стейкхолдерами, подходу. Основные проблемы, связанные с ориентацией на преимущества и положительный синергетический эффект системной цели интегрированной структуры в рамках партнерского взаимодействия, определяют необходимость решения следующих задач: 1) выравнивание диспаритета продуктового портфеля образовательных учреждений; 2) опережающий учет структуры потребительских ценностей стейкхолдеров; 3) определение параметров интегрированности в рамках процесса создания компетенций в общей структуре инновационной активности; 4) актуализацию компетенций самой системы образования.

Методология

Основу методологии определения стратегического позиционирования развития национальной системы квалификаций автор предлагает формировать на основе двух типов

стратегий - структурно-параметрической (внешней) и внутренней, ориентированной на развитие внутренних структурных компонентов самой системы.

Методические принципы стратегии внешнего развития отражают базовые принципы организации системы, ориентация на которые обеспечит ускоренную адаптацию стандартизации профессиональных квалификаций к требованиям всех заинтересованных сторон и динамично меняющимся рынкам. Не все группы стейкхолдеров имеют одинаковые требования, и, следовательно, ни одна стратегия развития не может удовлетворить потребности всех участников партнерского взаимодействия. Это предопределяет необходимость анализа развития региональных рынков с позиции выявления потребностей реального сектора экономики. Для более полного учета интересов различных групп стейкхолдеров при создании интегрированных структур взаимодействия целесообразно на первом этапе определить стратегический деловой узел (СДУ), т.е. построить матрицу, на которой отмечены позиции заинтересованных групп на рынке квалификаций, а затем определить стратегические платформы взаимодействия. Для определения СДУ могут быть использованы следующие показатели и методы: 1) показатели, характеризующие отраслевую структуру экономки; объемы, концентрация производства, соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал, уровень инновационной активности; существующие интегрированные структуры в регионе и межотраслевые взаимосвязи; 2) построение матриц SWOT-анализа отдельных отраслей экономики территории; 3) разработка прогнозов развития структуры экономики территории с помощью методологии Форсайт.

С учетом результатов выделения СДУ как самостоятельной структурной единицы разрабатывается проектная группа, ответственная за разработку стратегических ориентиров в рамках данного узла и показателей его развития - вырабатываются взаимозависимые инициативы. Тем самым идентификация СДУ позволит выявить на основе факторного анализа потребности заинтересованных сторон и путем агрегирования всех альтернативных вариантов, через которые можно удовлетворить данные потребности, разработать адекватную требованиям рынка рамку квалификаций. Для каждого СДУ предложено разрабатывать свой перечень альтернативных управленческих инициатив и маркетинговых решений по сопровождению.

Одна из основных проблем, связанная с позиционированием национальной системы квалификаций, выбор стратегии сопровождения и маркетинговой поддержки. Для установления организации механизма сопровождения системы предложено учитывать: функцию спроса со стороны заинтересованных групп стейкхолдеров; структуру потребительской ценности системы на основе прогнозных оценок ее динамики; степень «проработанности» системы планирования квалификаций; компетенции, как добавленную стоимость, в возрастающей степени определяющую инновационную составляющую экономики. Предложена блок-схема алгоритма организации механизма сопровождения системы, включающая в себя следующие этапы: 1) определение целей диалогового взаимодействия; 2) формирование СДУ; 3) выявление существующих траекторий взаимодействия и возможностей их использования; 4) разработка и оценка возможностей новых схем построения сетей диалога; 5) анализ степени «проработанности» инфраструктурной поддержки; 6) адаптация элементов сопровождения к реальным условиям.

В ходе проведенного проблемно-ориентированного анализа выявлены основные инструменты поддержки внедрения системы национальных квалификаций с учетом особенностей российской практики. В рамках проблемного поля инновационного развития системы, к комплексу сопровождения и маркетинговой поддержки традиционных элементов системы, следует отнести в-первую очередь создание ИТК-среды поддержки развития профессиональных квалификаций и сети квалификационных центров (Центров сертификации).

При внедрении системы, учет субъективных факторов должен иметь не менее важное значение, чем при объективно-детерминированных. Основные аргументы субъективного характера, действующие в отношении основной группы стейкхолдеров - работодателей. Определено, что при анализе субъективных факторов целесообразно проводить их деление на следующие группы: самоутверждающие, сенсорные или менталитентные.

Выделим особенности инновационной взаимозависимости участников партнерского взаимодействия: необходимость учета межотраслевого характера диалога; организационно-методическое сопровождение со стороны регулятора (государства); зависимость его масштаба и качества от потенциала различных групп стейкхолдеров. За счет создания взаимозависимой инфраструктуры участники взаимодействия обеспечат устойчивость своего развития. Выделены два направления формирования взаимозависимой инфраструктуры: 1) соглашение, при котором «доработка» развития интегрированных сетей взаимодействия осуществляется всеми участники; 2) выбор аттрактора развития. Сеть взаимодействия в зависимости от условий своего функционирования, от типа инновационной активности участников и степени разработки инфраструктурной поддержки, решает вопрос о том, какое из направлений является наиболее эффективным. В дальнейшем формируется комплекс сопровождения для конкретного стратегического делового узла системы.

Результаты

С учетом результатов проведенного анализа разработана методика формирования внутренних организационных компетенций сетей взаимодействия, позволяющая: 1) описать функционал сети в рамках полной модели бизнес-процессов; 2) осуществить постановка регулярного менеджмента внутреннего развития с использованием моделей профессиональных компетенций; 3) смоделировать развитие интеллектуальной компоненты на основе параметрического и структурного преобразования внутренних компетенций и мотиваций.

Показано, что интеграцию управленческих воздействий в рамках стратегии внутреннего развития необходимо осуществлять одновременно в трех направлениях: 1) компетенции должны быть привязаны не только к уровням управления, но и к модели бизнес-процессов; 2) структурированное представление компонентах профессиональной деятельности должно сочетаться с определение вектора их наращивания; 3) моделирование развития интеллектуальной компоненты базируется на соединении инжинирингового и социально-психологического подходов.

Выявлены особенности реализации системы во взаимосвязи с принципами ее построения: организация системы управления формированием и развитием внутренних компетенций сложная, динамичная и многофакторная деятельность; фактически в общей системе действуют три подсистемы: подсистемы формирования, подсистема оценки и подсистема развития внутренних компетенций системы в целом; схемы элементов каждой из подсистем могут уточняться и детализироваться в зависимости от конкретных условий функционирования экономики; отдельные элементы подсистемы имеют между собой многофункциональные связи.

В отличие от существующих данная методика позволяет не только обеспечить постановку регулярного менеджмента системы национальных квалификаций, но смоделировать направления развития интеллектуальной компоненты с учетом взаимодействия участников интегрированных структур через описание функционала в рамках полной модели бизнес-процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева К.Ю. Стейкхолдерский подход к оценке деятельности университетов // Сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. РЭУ им. Г.В. Плеханова «Анализ и современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства».

- М. - Издательство: Издательство «Аудитор». - 2016. - с. 62-69.

2. Патрахин А.И. Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной организации // Молодой ученый. - 2016. - №22. - с. 184-186.

3. Екшикеев Т.К. Стейкхолдеры рынка образовательных услуг // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - №9. - с. 106-109.

4. Добрыднев С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом, 2004. - №4. - с. 26-31.

5. Ганчеренок И.И. Инновационная деятельность - новая миссия университетов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2009. - №6. - С. 26.

6. Баранова А.Ю. Финансирование и продвижение инноваций вуза // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - №9 (69). - С. 5.

7. Лазарев Г.И., Терентьева Т.В. Инновационные подходы к управлению научно-исследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики // Высшее образование в России. - 2014. - №10. - С. 1018.

8. Кулакова М.Н. Высшее образование в России: современные тенденции и возможность стратегического анализа // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

- 2010. - №2. - С. 199-205.

9. Земляк С.В., Савченко Ю.Ю. Тенценции и закономерности развития процессов интеграции «образование-бизнес»: создание инноваций совместно // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №4. - С. 384-391.

10. Савченко Ю.Ю. Новая концепция организации и развития маркетинга в системе высшего образования в условиях формирования региональных производственных кластеров // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №2-1. - С. 320-325.

11. Савченко Ю.Ю. Рынок услуг высшего профессионального образования: тенденции и закономерности развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13482 (дата обращения: 11.12.2016).

12. Земляк С.В., Лапшова О.А., Шеломенцева М.В. Человеческий капитал приграничных регионов: социально-психологический аспект // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №5-1 (58-1). - С. 380-382.

13. Арутюнов Ю.А. Анализ кризисных явлений в развитии общества на основе цивилизационного подхода // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2012. - №4. - С. 28-33.

14. Быкова М., Семенов Н., Десенко В., Емельянова А. Инновационно ориентированное взаимодействие научно-образовательных организаций с бизнес-структурами // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. -2013. - №4. - С. 291-294.

15. Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1. - М. -Ось-89. - 1997.

16. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Том 1. - М. - Прогресс Универс. -1993.

17. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя. - 1998. - 68 c.

18. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М. - Академия. - 578 с.

19. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя. - 1998. - 168 c.

20. Стиглиц Дж.Ю. Экономика державного сектора. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА - М. - 1997. - 720 с.

21. Тоффлер, Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. - М.: АСТ, 2010. - 784 с.

22. Arrow Kenneth. Higher education as a filter. «Journal of Public Economics». - 1973. -Vol. 2. - №3.

23. Becker, Gary S. Human Capital: Theoretical and empirical analysis, with special reference to education. - NY. - 1964. - 2 ed. N.Y., 1975 (рус. пер.: Беккер, Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). «США: экономика, политика, идеология». - 1993. - № 11-12).

24. Berg, Ivor. Education and jobs: the great training robbery. - NY. - 1972.

25. Blaug, Mark. The empirical status of human capital theory: a slightly jaundiced survey. «Journal of Economic Literature». - 1976. - Vol. 14. - №3.

26. Chiswick, Barry R. Income inequality: regional analysis within a human capital framework. - NY. - 1974.

27. Denison, Edward F. The sources of economic growth in the United States and the alternatives before us. - NY. - 1962.

28. Kendrick, Jhon W. Formation and stocks of total capital. NY. 1976 (рус. пер.: Кендрик, Джон. Совокупный капитал США и его формирование. - М. - Прогресс. -1978.

29. Mincer, Jacob. Schooling, experience and earnings. - NY. - 1975.

30. Psacharopoulos, George. Returns to education: an international comparison. -Amsterdam. - 1973.

31. Schultz, Theodore W. Economic value of education. - NY. - 1963.

32. Schultz, Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. - NY, 1971.

33. Spence, A.M. Market signalling. - Cambridge (Mass.). - 1974.

Savchenko Yuliya Yurevna

Altai state university Rubtsovsk mashine institute (branch), Russia, Rubtsovsk

E-mail: [email protected]

National system of qualifications: areas of cooperation and instruments

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article highlights the specific features of the development of education in the context of real conditions of functioning of the Russian economy. Are the evolution of concepts of the interaction of education with various groups of stakeholders. The marked absence in the scientific literature the definition of "product graduation" of the corresponding new phase in the evolution of concepts of interaction with different groups of stakeholders. Using techniques of categorical and dichotomous analysis, the interdisciplinary approach made it possible to give the author's interpretation of the concept of "product graduation".

Noted that an important condition for the formation of the educational product is the coincidence of interests of all interested groups of stakeholders. Effective implementation of the functions of the education system is expected to achieve a systemic action for the creation and implementation of a national system of professional qualifications.

The author shows that the development of the integrated structures reflecting new phenomena and trends in the development of partnerships in the framework of the national system of qualifications will follow the path of cluster structures, in which universities play the role of self-organizing systems. Distinguishing features of cooperation within such structures.

Presents the basics of the methodology for strategic positioning the development of the national qualifications system in Russia. it was proposed to form on the basis of two types of strategies -structural-parametric (external) and internal, focused on the development of the internal structural components of the system.

Keywords: education; national system of qualifications; a product of the University educational service; competence; interaction; evolution of the concepts of interaction; integrated network of stakeholders; cluster; strategic positioning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.