Научная статья на тему 'Национальная психология и политическая мобилизация этничности'

Национальная психология и политическая мобилизация этничности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
509
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПОЛИТИТИЧЕСКАЯ ЭТНОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пронин Станислав Валерьевич

В статье обращается внимание на особенности национальной психологии и сознания. Анализируются факторы радикализации этнического сознания и межнациональной напряженности в современном российском обществе. Раскрываются последствия политизации этнических движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная психология и политическая мобилизация этничности»

УДК 323.1:39

ПРОНИН С.В. Национальная психология и

политическая мобилизация этничности

В статье обращается внимание на особенности национальной психологии и сознания. Анализируются факторы радикализации этнического сознания и межнациональной напряженности в современном российском обществе. Раскрываются последствия политизации этнических движений.

Ключевые слова: национальное сознание, национализм, полититическая этнократия.

Среди выявляющихся доминирующих факторов истории ХХ века национализм как явление занимает далеко не последнее место. В недалёком прошлом, как известно, предлагались различные варианты "решения национального вопроса". СССР позиционировался как общество "дружбы народов", "новая историческая общность" и т.д. В результате "общественное сознание России оказалось деформированным, совершенно не подготовленным к мощной волне национализма и целой череде кровавых этнических конфликтов"1. "Распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве"2.

К сожалению, если раньше (в советский период) роль национализма недооценивалась, то сегодня она зачастую переоценивается (в различных формах). Так, В.В. Жириновский, к примеру, пишет: "Если бы во главе Советского Союза оказался бы русский человек, пусть коммунист, но русский, тогда развитие нашей страны могло бы пойти по-другому"3.

В традиционном споре примордиали-стов, конструктивистов и адептов других концепций этничности (инструменталис-тской, релятивистской и т.д.), как убеждается все большее число этнологов, истина лежит "посередине", в синтезе многообразия подходов, ибо, с одной стороны, нельзя не признать, что нация - это объективная реальность, имеющая и материальные характеристики,"привязки"к земле, но, с другой - что в современном мире

повысилась роль социокультурных проявлений этничности и что субъективные начала выполняют во многом преобладающую функцию в актуализации различных форм жизни этноса.

Повышение роли "множества факторов" особенно характерно для переходных обществ, где все структуры приходят в движение, перестраиваются, идет поиск новых возможностей при одновременной частичной реанимации традиций, в которых соотношение различных факторов (экономических, политических, религиозных и пр.) было другим.

В структуре национального (этнического) сознания психологическая составляющая всегда играла особую роль. В периоды подъема национальных движений она нередко приобретает решающее значение. Это связано с целым рядом обстоятельств.

Во-первых, национальное сознание становится актуализировано массовым сознанием; его радикализация ведет к проявлениям толпообразных и даже тоталитарных черт: черно-белое видение ситуации, легкая ранимость национальных чувств, их инерционность; стирание индивидуальных различий, преобладание эмоционального и бессознательного начал и др.

Ясно, что в случае радикализации сознания до степени тоталитаризма возникает качественно новая политическая сила (например, национал-социализм в Германии). Важнейший фактор ее генезиса - использование названных выше особенностей национального сознания для политической мобилизации масс. Этничность обеспечивает тот набор символов, опира-

ясь на которые легче всего можно мобилизовать сторонников политической конкуренции. Очень важно то обстоятельство, что межэтнический конфликт, разгораясь, приобретает свою "логику", иррациональное начало выходит из-под контроля4.

Во-вторых, многомерность этничнос-ти даёт возможность вовлекать в поле межэтнической напряжённости самые разнообразные, порою весьма автономные проблемы и за их счёт усиливать потенциал межэтнической напряжённости. Этому способствует, в частности, лёгкая ранимость национальных чувств, облегчающая возможность "перелива" напряжённости. Ясно, в какой степени все эти трудно прогнозируемые "переливы" могут дестабилизировать и без того неустойчивую в переходный период общественно-политическую ситуацию.

В-третьих, анализ процесса вызревания этнополитического подхода при прохождении через различные его фазы обнаруживает большие возможности его "перелива" из одной формы в другую. Это, в частности, связано с тем, что нация проходит несколько этапов в своём развитии и при переходе от одного этапа к другому повышается конфликтогенность нации в целом5.

В-четвёртых, очень важную роль играет особая "энергоёмкость"_экзальтиро-ванной этничности, т. е. способность генерировать максимальную энергетическую, эмоциональную активность (вплоть до фанатизма, и в этом с ним можно сопоставить разве только религиозный фанатизм).

Назовём некоторые из "блоков" этого механизма генерации и максимизации энергии:

1. Одна из особенностей толпы и тол-пообразных (тоталитарных) движений -возникновение ощущения сверхсилы.

2. Вождь берёт на себя ответственность за последствия агрессии, что избавляет от последних сомнений.

3. Националисты ощущают силу не только за счёт сверхсплочённости ныне живущих соплеменников, но и за счёт ощущения близости всех своих предков.

4. Один из способов решения вопроса о смысле жизни - растворение в социальных общностях. Дестратификация в переходном обществе ведёт к повышению значения этноса, в котором человек растворяется как капля в океане. А это приобретает уже и сакральное значение. Важность этого момента сакрализации усиливается ещё и тем, что в толпообразных общностях действует механизм понижения ценности жизни, вплоть до готовности пожертвовать ею. Втягиваясь в рискованные действия, человек готовит себя к возможной гибели и, следовательно, актуализирует вопросы о бессмертии.

5. Кроме того, в переломные исторические эпохи усиливается взаимосвязь между национальным и религиозным сознанием, которые, следовательно, подпитывают друг друга и в энергетическом, психологическом плане.

6. Максимальная поляризация характеристик "мы" и "они" настраивает на решительные, энергичные действия против "врага", на борьбу не на жизнь, а на смерть и, следовательно, на максимальное напряжение сил.

7. Максимизация энергетического потенциала происходит и в результате упоминавшегося ранее фокусирования, суммирования потенциалов недовольства в этническом плане.

8. Синтезу разнообразия этих потенциалов способствует и отличающаяся особой эффективностью этническая символика. "... Интегрируемость языка и культуры, территории и хозяйства, истории и современности, психологии и сознания, осуществлённая символическими проводниками взаимодействия, даёт ту особую национальную связь, которая предстаёт неуловимой, неосязаемой при их изолированном рассмотрении"6.

П. Сорокин по этому поводу писал: "Не будь этого центрального объединительного узла, мы не считали бы за нечто единое ряд различных по своему характеру групп, живших в различные времена"7.

9. В случае межэтнических столкновений создаются угрозы основополагающим ценностям, базовым потребностям, в том числе идентичности и безо-

пасности, что вызывает "страх уничтожения" и побуждает к максимальной мобилизации группы8.

В-пятых, рациональный компонент национального сознания в некоторых отношениях менее эффективен как средство массовой мобилизации, чем психологический. В частности, это связанно с отсутствием однозначности в трактовке ряда категорий этнологии, начиная с самого понятия "нация". В. Тишков утверждает, что "дать какое-либо чёткое определение нации... невозможно"9. И далее: "... нация не представляет собой научную категорию и должна быть устранена из языка науки"10. По его мнению, феномен нации может быть воспринят лишь как "политический лозунг и средство мобилизации, а не научная категория"11.

На "неуловимость" этничности указывают многие авторы12. И причин здесь немало: многозначность термина, непостоянство состава набора признаков этничности, тот факт, что окраску этничности могут приобретать неэтнические в своей основе явления; один и тот же человек может быть носителем признаков нескольких этносов, что порождает неуверенность в своей идентичности; особая роль бессознательного начала в этническом; колебания в степени интенсивности проявлений этничности, неоднородность этнического массового сознания (например, в социальном, территориальном планах); важность момента релятивности в формировании образов этносов и др.

В-шестых, и мобилизационная, и ма-нипулятивная потенции этничности тесно связаны с ее политизацией.

Политика согласно мнению многих (Макиавелли, анархистов, Ленина и др.) -дело аморальное. Здесь часто "цель оправдывает средства". Следовательно, политизированная этничность позволяет себе резко расширить мобилизационный и манипулятивный арсеналы средств.

Этничность всегда в большей или меньшей степени была связана с политикой и со стремлением этносов, а тем более наций, к созданию своей государственности.

М. Вебер определял нацию как общность, стремящуюся к созданию соб-

ственной государственности13. Гегель связывал национальный дух и государственность14. Н. Бердяев считал государственное бытие нормальным бытием нации, а потерю нацией своего государства - великим "несчастьем, калечащим душу нации"15.

Г. Роджеро писал: "...либеральная идея государства как самоуправляющегося народа реализуется в национальном государстве, обретающем в нации то гармоническое согласие людей одной расы, которое не может выразить ни одна абстрактная конституция, а также те исторические и традиционные элементы, которые подтверждают это согласие, делают его прочным, очищают от непостоянства и произвола эфемерной декларации воли".

Это и естественно, поскольку, с одной стороны, межэтнические отношения часто отличались напряженностью, а с другой - наличие собственной государственности наиболее надежно гарантировало сохранение и развитие этноса и его специфики.

Политизация этнического имеет множество причин. В частности, при определенном уровне взаимодействия этносов политические институты становятся необходимыми посредниками, оптимизирующими эти отношения. Возможности решения конфликтов зависят и от степени организованности сторон. Чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться ее исполнения. И наоборот: противоречия внутри договаривающихся групп часто осложняют урегулирование конфликтов. Примерами могут быть ближневосточный конфликт, когда неподконтрольные вооруженные формирования срывали достигнутые между Израилем и палестинским правительством договоренности.

Чрезвычайно разнообразны причины политизации этнических движений в СССР и постсоветской России. Распад СССР - это распад империи, а подобные процессы, естественно, имеют по своей природе политический характер. В советский период сохранение империи теснейшим образом было связано с социалис-

тической революцией и последующими преобразованиями, в которых политика играла решающую роль. Утопизм марксистской идеологии во многом предопределил самые разнообразные проявления волюнтаризма национальной политики в СССР и как результат - создание искусственного конгломерата, который накапливал в себе потенциал противоречий, и в жизни наций и межнациональных отношениях эти противоречия до поры до времени сдерживались железными обручами тоталитаризма, но когда тоталитаризм рухнул, то обручи рассыпались и произошел взрыв накопившихся противоречий, что неизбежно привело к политизации этнического. Конечно, свою роль сыграло и стремление различных политических сил разыграть "национальную карту". "Национальный фактор оказывается наиболее доступным для мобилизации больших групп людей на действия"16. Этнонационализм, выходя за рамки культурной деятельности и "становясь политической программой, служит для "этнических предпринимателей" средством обеспечения доступа к власти и ресурсам, подавляет частные стратегии и интересы и порождает попытки реализовать принципы этнической государственности через узурпацию власти представителями одной группы, через подавление меньшинств или через сецессию и создание новой, национальной ... государ-ственности"17, то есть так называемой "этнократии".

Политизация этничности во многом зависит от деятельности "этнических предпринимателей", формирующих националистическую идеологию. "Нация... является продуктом идеологии национализма... Нация возникает с момента, когда группа влиятельных людей решает, что именно так должно быть. И в большинстве случаев нация начинается как явление, порождаемое городской элитой. Тем не менее, чтобы стать эффективным политическим средством, эта идея должна распространиться на массовом уровне"18.

Одна из причин этнизации политического - разжигание национализма как средства борьбы с коммунизмом. В наибольшей мере это наблюдалось в При-

балтике. Поскольку было общепризнанным, что именно русский народ был первопроходцем социализма, постольку крах социализма обернулся возложением вины за бедствия(депортации, оккупация и т.д.) именно на русских. Естественно, здесь имелись и мотивы, связанные с различием культур. Поскольку социализм многие рассматривали как политическую гиперболизацию русского менталитета (соборность, созерцательность и т.д.), то отвержение социализма разворачивалось в спектр аргументов, базирующихся на иных культурно-этнических ценностях - рационализме, прагматизме, индивидуализме и т.д., которые объединялись категориями этничности.

И, наконец, потенциал манипулятив-ных возможностей национальным сознанием в большей степени объясняется спецификой и особой остротой межнациональных конфликтов. Конфликты в острой стадии становятся неуправляемыми; при этом резко возрастает роль субъективного фактора. Как пишут Р. Фишер и У. Юри, "причиною конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей"19. Вы можете оставить большую часть оружия в Чечне (как сделал Б. Ельцин, "символизируя" уважение к национальной суверенности в Чечне), восстановить ее экономический потенциал, но, если не остынут страсти и не произойдут соответствующие подвижки в менталитете чеченцев, все это пойдет прахом.

Важнейший вопрос политики - о власти, обладании ею и борьбе за нее, которая часто приобретает ожесточенные и циничные формы. "Именно вопрос о власти, о стремлениях элитных элементов в обществе к ее обладанию, о ее связи с материальным вознаграждением в форме обеспечения доступа к ресурсам и привилегиям власти является ключевым для понимания причин роста этнических национализмов и конфликтов"20.

Этнические конфликты отличаются особой остротой и сложностью. В частности, многие авторы отмечают, что территориальные проблемы трудно разрешаются, почти неразрешимы21 , чем объясняется стремление к установлению принципа нерушимости границ.

Как отмечает Е.И. Степанова, этнические конфликты способны проникать во все другие виды конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодей-ствия22.

1 Содохин А.А., Грушевская Т.Г. Этнология. М., 2008. С. 3.

2 Содохин А.А., Грушевская Т.Г. Этнология. М., 2008. С. 14.

3 Жириновский В.В. Геополитика и русский вопрос. М., 1998. С. 207.

4 Колосков В. Территориальная идентичность и межнациональные отношения // Полис. 2001. № 2. С. 42-57.

5 Колесова Л. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов // ОНС. 1992. № 4. С. 117-120.

6 Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социс. 1999. № 5. С. 64.

7 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 399.

8 Семеннякова Л.И. Россия в мировом содружестве цивилизаций. Брянск. 1995. С. 63.

9 Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма)// ЭО. 1998. № 5. С. 12.

10 Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма)// ЭО. 1998. № 5. С. 12.

11 Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С. 640.

12 Чешко С.Человек и этничность //ЭО. -1994. № 6. С. 35.

13 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 87.

14 Гегель Г. Философия права //Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1990. С. 56.

15 Ruggiero G. The History of European Liberalism. Boston, 1966, p. 410.

16 Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001. С. 27.

17 Тишков В. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3. С. 31.

18 Thomas Hylland Ericson/ Ethicity and Nationalism. London, 1993, p. 105.

19 Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990. С. 38.

20 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 313.

21 Баттлер А. Национальные интересы и международная безопасность // Полис. 2002. № 4. С. 146-158.

22 Степанова Е.Н. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996. С. 198-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.