Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудик Е.Д., Масцевая Т.С., Шахмурадян Е.А.

Достаточно новым и значимым понятием в обществе является «цифровая экономика», под которым понимаются определенные виды экономической деятельности, основанные на цифровых технологиях. Развитие цифровой экономики играет важную роль в экономических механизмах Российской Федерации. Целью исследования является оценка важности данной программы для страны и обоснованности ее индикаторов с учетом особенностей ее финансирования в условиях санкций. В статье рассматриваются основные параметры ситуации, которая сложилась в России на пятом году реализации национальной программы, подходы к управлению и параметры самой программы. Анализируются и оцениваются в этом контексте компоненты цифровой экономики, раскрывается важность национальной программы для ускорения экономического роста России. Анализ результатов исследований, опубликованных по этой теме, был проведен в экономическом и методическом аспектах. Рассмотрена динамика общего и госбюджетного финансирования, изучена структура распределения финансовых ресурсов между включенными в нее федеральными проектами. Сделан вывод, что национальна программа востребована для страны и ее регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROGRAM «DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION»: MAIN RESULTS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

A fairly new and significant concept in society is the "digital economy", which refers to certain types of economic activities based on digital technologies. The development of the digital economy plays an important role in the economic mechanisms of the Russian Federation. The purpose of the study is to assess the importance of this program for the country and the validity of its indicators, taking into account the specifics of its financing under sanctions. The article discusses the main parameters of the situation that has developed in Russia in the fifth year of the implementation of the national program, approaches to management and parameters of the program itself. The components of the digital economy are analyzed and evaluated in this context, and the importance of the national program for accelerating Russia's economic growth is revealed. The analysis of the research results published on this topic was carried out in economic and methodological aspects. The dynamics of general and state budget financing is considered, the structure of the distribution of financial resources between the federal projects included in it is studied. It is concluded that the national program is in demand for the country and its regions.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: основные

результаты и перспективы развития

National program «Digital economy of the Russian Federation»: main results and

development prospects

Рудик Елена Дмитриевна

Студент 3 курса

Факультет Факультет прикладной математики и информатики Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: lerudik@gmail.com

Rudik Elena Dmitrievna

Student 3 term

Faculty of Faculty of Applied Mathematics and Computer Science Saint Petersburg State University of Economics Saint Petersburg, Russia e-mail: lerudik@gmail.com

Масцевая Татьяна Сергеевна

Студент 3 курса

Факультет Факультет прикладной математики и информатики Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: balt-39@yandex.ru

Mastseva Tatiana Sergeevna

Student 3 term

Faculty of Faculty of Applied Mathematics and Computer Science Saint Petersburg State University of Economics Saint Petersburg, Russia e-mail: balt-39@yandex.ru

Шахмурадян Елизавета Артемовна

Студент 3 курса

Факультет Факультет прикладной математики и информатики Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: liza201002@gmail.com

Shakhmuradyan Elizaveta Artemovna

Student 3 term

Faculty of Faculty of Applied Mathematics and Computer Science Saint Petersburg State University of Economics Saint Petersburg, Russia e-mail: liza201002@gmail.com

Аннотация.

Достаточно новым и значимым понятием в обществе является «цифровая экономика», под которым понимаются определенные виды экономической деятельности, основанные на цифровых технологиях. Развитие цифровой экономики играет важную роль в экономических механизмах Российской Федерации. Целью исследования является оценка важности данной программы для страны и обоснованности ее индикаторов с учетом особенностей ее финансирования в условиях санкций. В статье рассматриваются основные параметры ситуации, которая сложилась в России на пятом году реализации национальной программы, подходы к управлению и параметры самой программы. Анализируются и оцениваются в этом контексте компоненты цифровой экономики, раскрывается важность национальной программы для ускорения экономического роста России. Анализ результатов исследований, опубликованных по этой теме, был проведен в экономическом и методическом аспектах. Рассмотрена динамика общего и госбюджетного финансирования, изучена структура распределения финансовых ресурсов между включенными в нее федеральными проектами. Сделан вывод, что национальна программа востребована для страны и ее регионов.

Annotation.

A fairly new and significant concept in society is the "digital economy", which refers to certain types of economic activities based on digital technologies. The development of the digital economy plays an important role in the economic mechanisms of the Russian Federation. The purpose of the study is to assess the importance of this program for the country and the validity of its indicators, taking into account the specifics of its financing under sanctions. The article discusses the main parameters of the situation that has developed in Russia in the fifth year of the implementation of the national program, approaches to management and parameters of the program itself. The components of the digital economy are analyzed and evaluated in this context, and the importance of the national program for accelerating Russia's economic growth is revealed. The analysis of the research results published on this topic was carried out in economic and methodological aspects. The dynamics of general and state budget financing is considered, the structure of the distribution of financial resources between the federal projects included in it is studied. It is concluded that the national program is in demand for the country and its regions.

Ключевые слова: цифровая экономика, федеральный проект, социальная сфера, федеральный бюджет, цифровые технологии, цифровая среда.

Key words: digital economy, federal project, social sphere, federal budget, digital technologies, digital environment.

Введение. В мае 2018 года президентом России издан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках данного документа были зафиксированы такие национальные цели как:

• обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

• ускорение технологического развития РФ.

В декабре 2018 года утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. В рамках данного документа описаны основные цели, результаты, сроки и ответственные за развитие цифровизации экономики в стране до 2024 года. Основными целями национальной программы являются увеличение внутренних расходов на развитие цифровой экономики, создание стабильной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для быстрой передачи, обработки и хранения больших объемов данных, которая будет доступной всем организациям и домохозяйствам, в основном использование отечественного ПО государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Национальная программа изначально состояла из шести больших направлений деятельности, которые зафиксированы в виде федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Цифровое государственное управление», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии». Позже к ним были добавлены: «Искусственный интеллект», «Цифровые услуги и сервисы онлайн», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли».

Цифровая экономика имеет глубокое влияние на страну и ее экономику в различных аспектах. Цифровые технологии позволяют оптимизировать и автоматизировать процессы производства и обслуживания, повысить производительность труда, что приводит к повышению эффективности деятельности и экономическому росту.

Цифровая экономика стимулирует появление новых отраслей, новых бизнес-моделей, в том числе таких, которые ранее не существовали. Новые возможности приводят к улучшению качества жизни: например, цифровизация в медицине позволяет улучшить качество и эффективность медицинского обслуживания, а в электронной коммерции - сделать покупки более доступными и удобными. Страны, активно развивающие цифровую экономику, становятся более конкурентоспособными на глобальной арене, что может привести к увеличению экспорта и увеличению ВВП.

Одним из важнейших преимуществ развития цифровой экономики является расширение доступа к информации и ресурсам: она помогает улучшить доступ к образованию, медиа и различным ресурсам, даже в

регионах, где ранее был ограниченный доступ. «Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика» направлены на реализацию следующих ключевых направлений преобразования экономики и социальной сферы:

• формирование новой регуляторной среды отношений граждан, государства и бизнеса возникающих с развитием цифровой экономики;

• создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных;

• обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования;

• формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики;

• поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению;

• повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» [3].

Цель данного исследования - выявить особенности национальной программы «Цифровая экономика» в современных условиях, рассмотреть ее структуру, оценить востребованность для страны и обоснованность значений индикаторов.

Исследования. Согласно паспорту нацпрограммы, ее бюджет составляет более 1,8 трлн рублей: около 1,1 трлн рублей предполагается направить из федерального бюджета и 535 млрд рублей — из внебюджетных источников. В 2018 году предусмотрено 7226 млн, в 2019 - 212 964 млн; в 2020 - 498 235 млн; в 2021 - 365 574 млн; в 2023 - 255 422 млн и в 2024 - 220 717 млн. На графике (рис. 1) представлено финансирование программы «Цифровая экономика» в постоянных ценах года начала реализации программы (2018 г).

600000 500000 400000 300000 200000

100000

0

/

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Рисунок 1. Финансирование программы «Цифровая экономика» в постоянных ценах 2018 г., млрд руб.

Колебания графика достаточно незначительные. Максимальное значение, которое принимает график -478 195, после которого происходит резкий спад и в 2022 году уже принимает значение 198 357.

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ввп (%) составляют 19 для 2019 г., 46 для 2020 г., 27 для 2021 г., 19 для 2022 г. - синие столбцы диаграммы на рисунке 2. Реальные же значения показаны оранжевыми столбцами, видно, что реальные внутренние затраты превышают запланированные.

60%

50%

46%

48%

40%

30%

20%

10%

0%

33%

27%

27%

19%20%

1% 1%

2018

21%

18%

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Рисунок 2. Сравнение реальных и запланированных валовых внутренних затрат на развитие цифровой

экономики, %

Цифровые технологии. Национальная программа «Цифровая экономика» предусматривает расходы в размере 451,9 млрд рублей на поддержку развития и разработку цифровых технологий в России. Основные расходы связаны с трансформацией приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных ИТ-продуктов. График на рисунке 3 показывает, что максимальные затраты планируются в 2021 году, после чего сокращение расходов составит 37%.

120000 100000 80000 60000 40000 20000

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Рисунок 3. Запланированные затраты на федеральный проект «Цифровые технологии» с 2018 по 2024 года в постоянных ценах года начала реализации программы (2018 г), млн руб.

Реализация проекта рассчитана на период до конца 2024 г. и предусматривает суммарные затраты в размере 451,9 млрд руб., из которых 282 млрд руб. должны быть выделены из федерального бюджета и 169,6 млрд руб. из внебюджетных источников согласно паспорту проекта [4].

В 2019 году в рамках этого федерального проекта определены семь «сквозных» направлений цифровых технологий и приняты дорожные карты развития по каждому из них. Эти области включают в себя: беспроводную связь, распределенные системы реестра, нейронные технологии и искусственный интеллект, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, новые производственные технологии, а также компоненты роботехники и сенсорики [4].

0

Одним из мероприятий по проекту является поддержка разработки и внедрения ведущими компаниями продуктов, услуг и платформенных решений на базе преимущественно российских технологий и решений для цифровой трансформации в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы. На его реализацию будет выделено 50,5 млрд рублей: из них 36,5 млрд рублей выделено из федерального бюджета, а 14 млрд рублей из внебюджетных средств (рис. 4). Внебюджетные источники составляют 27 % от всей суммы, что выше, чем в финансировании других мероприятий по данному проекту.

14000,00

36524,00

■ федеральный бюджет ■ внебюджетные источники Рисунок 4. Финансирование мероприятия, направленного на поддержку компаний-лидеров, млн руб.

По данным Росстата [1] количество поддержанных компаний-лидеров должно составлять на конец 2019 - 18 шт., на конец 2020 - 28 шт., на конец 2021 - 53 шт., 2022 - 78 шт., 2023 - 124 шт., 2024 - 124 шт.

350,00

300,00

250,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200,00

150,00

100,00

50,00

0,00

2019 2020 2021 2022

Рисунок 5. Вклад в одну компанию-лидера с 2019 по 2022 гг., млн руб.

На основе этих данных рассчитан вклад в одну компанию-лидера (млн руб.) по годам, который представлен на графике выше (рис. 5). Можно заметить, что наибольший вклад был в начале национального проекта в 2019 году и в 2021 году.

Информационная безопасность. В условиях сегодняшнего дня, когда большинство людей пользуются различными технологиями и социальными сетями, эффективная защита прав и свобод граждан в интернете становится все более важной. Цифровая среда должна быть безопасной для пользователей, где их личные данные, коммуникации и онлайн-активности защищаются от нарушений со стороны государства, фирм-стратегов, а также злоумышленников.

Безопасность прав граждан на цифровом пространстве требует улучшения законодательства для

обеспечения защиты личных данных. Это необходимо для запрета несанкционированного сбора, использования, и распространения информации граждан. В целом, акцент на безопасность прав и свобод граждан при работе с цифровыми технологиями должен стать одним из основных приоритетов правительств и производителей технологий. Это будет способствовать к обеспечению гарантии безопасности и свободы для всех пользователей цифрового пространства.

В паспорте проекта [5] располагаются мероприятия, обеспечивающие достижения высокой степени защищенности личности, общества и государства от различного рода информационных угроз, при которых будет обеспечиваться реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Он включает в себя процесс доступности и конфиденциальности информации и в то же время полноты. Это три базовых принципа данного проекта.

План предусматривает финансирование из федерального бюджета в размере 18 089 млн рублей и внебюджетное финансирование - 12 614 млн рублей (рисунок 6).

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

1000 2000 3000 4000 5000

■ Внебюджетные источники ■ Федеральный бюджет

6000

Рисунок 6. Финансирование федерального проекта «Информационная безопасность», млн. руб.

По данным паспорта федерального проекта большая часть финансирования направлена в 2019, 2020 и 2021 года, а именно 7 647 млн руб., 9 674 млн руб. и 10 630 млн руб. Его основной особенностью является отсутствие бюджета в 2018 году и отсутствие внебюджетного финансирования с 2022 года.

В 2018 году направление «Информационная безопасность» столкнулось с проблемой финансирования. Руководить службы ИБ Сбербанка (Центр компетенций по информационной безопасности в нацпрограмма цифровая экономика) заявил, что в части ИБ финансирование составило 5% от плана. С таким финансированием судьба направления «Информационная безопасность» государственной программы «Цифровая экономика» была не ясна.

Отсутствие внебюджетного финансирования с 2022 года может быть обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, связанной с пандемий и политической ситуацией. Уменьшение потока внешних инвестиций или сокращение доходов могло повлиять на пропадание внебюджетного финансирования.

Условно «Информационную безопасность» можно разделить на 5 блоков:

• безопасность информационной инфраструктуры;

0

• поддержка отечественных решений и импортозамещение;

• защита прав и сервис безопасности для граждан и бизнеса;

• кадры и образования в области информационной безопасности;

• развитие перспективных технологий безопасности.

Важнейшим из них является защита прав и свобод человека и гражданина в цифровой среде. Особое внимание уделено вопросам импорт замещения, как программного обеспечения, так и телекоммуникационного оборудования. Не оставлен вопрос кадров и образования, развитие перспективных технологий и безопасность информационной инфраструктуры.

Также в планах проекта обучение специалисты по кибербезопасности. Они будут отслеживать работу подозрительных сайтов и предупреждать онлайн-мошенничество, будет запущен сервис проверки мобильных приложений на уязвимости, создана информационная система противодействия телефонному мошенничеству.

Утвержденный план содержит перечень целевых показателей и индикаторов. Так, например, планируется, что не менее 90% закупаемого программного обеспечения будет разработано отечественными компаниями. Это позволит стране быть более независимой от зарубежных разработчиков.

Также ожидается, что к 2024 году доля граждан, повысивших грамотность в области информационной безопасности, потребления СМИ и использования интернет-услуг, удвоится.

В результате компьютерных атак среднее время простоя государственных информационных систем должно быть сокращено с 65 часов до 1 часа в 2024 году.

Рассмотрим обоснованность значений его целевых показателей и индикаторов.

Одной из проблем данной тематики является оборудование, связанное с защитой информации. Цель федерального проекта заключается не только в расширение средств по защите информации, но и в переходе на отечественные средства.

За 6 лет планировалось повысить данный показатель от 86% до 97%. По данным Росстата общая доля населения, которая использует средства защиты информации в сети интернет вне зависимости от производителя, составляет 83,4% на 2018 год. Модели изменения с течением времени ежегодных величин этих показателей представлены на диаграмме (рисунок 7).

100

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

■ Доля населения, использующего средства защиты информации, в общей численности населения, использующего сеть Интернет

Доля населения, использовавшего отечественные средства защиты информации по субъектам РФ

Рисунок 7. Модели изменения ежегодных величин долей населения, которые используют средства защиты

информации, %

Можно сделать вывод, что данные Росстата и паспорта проекта не сильно отличались, но тенденция людей, использовавших защиту информации, с каждым годом падало, когда по планам проекта должна была расти. Это может быть связанно с уязвимостью в программном обеспечении и операционной системе, кибермошенничестве, которое возросло в тот период или просто в недостаточной защите данных. Многие компании и организации не обеспечивают достаточной защиты своей конфиденциальной информации, что может привести к утечкам данных и нарушениям безопасности.

Одной из причин снижения показателя также может являться неосведомленность людей о безопасности в сети или защите информации. Многие пользователи не знают о рисках, которые могут возникнуть при использовании интернета, и не принимают меры для защиты своих данных, а крупные компании терпят информационные утечки, поэтому еще одним целевым показателем данного федерального проекта являлось повышение количество специалистов по информационной безопасности.

Модели изменения с течением времени ежегодных величин этих показателей представлены на графике (рис. 8). По данным паспорта проекта планировалось подготовить в общей сумме 90 тыс. специалистов к концу 2024 года. Несмотря на то, что государством было выделено достаточно мест, связные с этим направлением, по данным из Минпросвещения [2] в сумме за этот период получилось подготовить примерно 17,74 тыс.

25 20 15 10 5 0

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Распределение выпуска бакалавров, специалистов, магистров по направлению

"Информационная безопасность"

Количество подготовленных специалистов

по образовательным программа в области информационной безопастности

Рисунок 8. Модели динамики распределения выпуска специалистов и количества подготовленных

специалистов, тыс. чел.

Студентов, дошедших до выпуска, не так много. Это может быть связанно с низкий уровень образования и квалификации сотрудников в области ИТ-безопасности, с ростом числа киберпреступлений или недостаточное финансирование и внимание со стороны государства данной сфере, что заставляет людей находить в процессе более востребованные и высокооплачиваемые ниши в 1Т-сфере.

Кадры для цифровой экономики. Развитие современного общества стимулирует появление новых профессий и навыков, однако из-за стремительного развития информационных технологий, общество не успевает перестраиваться и закрывать потребность в необходимой рабочей силе. Для поддержки развития цифровизации

в России создана программа «Цифровая экономика», одной из инициатив которого стала «Кадры для цифровой экономики». Решением проблемы нехватки кадрового резерва в ИТ области стало предложение о совершенствовании системы образования внутри страны, которое с одной стороны обеспечит подготовку востребованных квалифицированных кадров, а с другой - расширит возможности для граждан и повысит их мотивацию к изучению цифровых компетенций. Как дополнительный положительный результат будет поддерживаться баланс спроса и предложения на рынке труда.

Плановые числовые характеристики реализуемого проекта:

• «200 тыс. россиян получат возможность освоить цифровые компетенции по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат;

• 50 тысяч госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления;

• до 120 тыс. человек в год будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий;

• 80 тысяч преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для ИТ-специальностей и различных предметных отраслей» [7].

Рассматривая общие показатели финансирования программы, можно заметить рост бюджетирования, и особенно быстрый скачок, сравнивая 2020 и 2022 года (более чем в 2,2 раза). На рисунке 9 изображена кривая, отражающая изменения в материальной поддержке проекта с 2019 по 2024 гг. в млн рублей, согласно паспорту проекта [6].

35000,00 30000,00 25000,00 20000,00 15000,00 10000,00 5000,00 0,00

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рисунок 9. Статистика бюджетирования проекта «Кадры для цифровой экономики», млн руб.

Несмотря на общую положительную динамику, плановое финансирование в последний рассматриваемый год идёт на спад, вероятно это вызвано тем, что основные инициативы будут введены в эксплуатацию ранее и необходимы средства лишь на их поддержание. Таким образом, после 2023 года может быть потенциальное уменьшение бюджетирования проекта.

На данный момент более 250 тыс. человек приняты на обучение по образовательным программам высшего образования в сфере информационных технологий. На диаграмме ниже (рисунок 10) представлена статистика численности студентов, принятых в государственные образовательные организации высшего образования по ИТ направлениям подготовки (ряд 1), и общая численность занятого населения в секторе ИКТ (ряд 2).

255000

1245000

250000 245000 240000 235000 230000 225000 220000 215000 210000 205000

1240000

1235000

1230000

1225000

1220000

1215000

1210000

2019

2020 Ряд1 Ряд2

2021

Рисунок 10. Численность занятого населения в ИТ сфере, в сопоставлении с абитуриентами, поступившими на

смежные специальности

Изображенный график отражает пик количества населения, привлеченного в сферу информационных технологий в 2020 году, когда как наибольшее количество студентов, поступивших на ИТ направления, было в 2021 году. Это объясняется экономической востребованностью кадров в 2020 году, значит конкурентоспособным предложением для привлечения недостаточного количества профессионалов, что повлекло интерес абитуриентов, и, как следствие, рост студентов, поступивших на востребованные направления.

При этом, согласно проекту «Кадры для цифровой экономики», финансирование разработок информационно-технологических образовательных программ (модулей) высшего образования (представлено в млн рублей на рисунке 11), достигло своего пика в 2021 году и далее пойдёт на спад. Рост абитуриентов влечёт необходимость в актуализации образовательных материалов и, соответственно, денежных ресурсов. Вероятно, сокращение бюджетирования после 2021 года обосновано релевантностью написанных образовательных программ и отсутствием необходимости в их кардинальном ежегодном обновлении.

250,00

200,00

150,00

100,00

50,00

0,00

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рисунок 11. Статистика финансирования разработок ИТ образовательных программ, млн руб. .

Помимо приведенной статистики, в рамках инициативы параллельно развиваются 3 проекта: «Цифровые профессии», «Готов к цифре» и «ОБО». Каждый из них стимулирует граждан к изучению информационных

технологий. Так, проект «Цифровые профессии» предлагает россиянам получить дополнительное ИТ-образование по одному из 24 направлений за половину стоимости, а проект «Готов к цифре» поможет оценить уровень цифровой грамотности, узнать о возможностях онлайн-среды и сформировать необходимые ИТ-навыки, благодаря проекту «CDO» каждый сможет получить новые цифровые компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, инициатива «Кадры цифровой экономики» направлена не только на поддержание стабильности и роста экономики страны, а на просвещение населения, мотивацию к изучению новых навыков и создание безопасной среды для профессионального развития

Выводы. Цифровая экономика является одним из приоритетов экономического развития России в настоящее время. В последние годы правительство страны активно продвигает цифровые технологии, цифровизацию государственных сервисов и бизнес-процессов.

Одним из ключевых событий в развитии цифровой экономики России было создание в 2018 году национальной программы «Цифровая экономика», в рамках которой были разработаны ряд мероприятий, направленных на развитие цифровых технологий, улучшение доступности высокоскоростного интернета, создание цифровых сервисов и инфраструктуры.

Одним из показателей успеха цифровой экономики в России является рост рынка электронной коммерции, который по данным аналитической компании Data Insight, в 2020 году составил 2,4 трлн рублей, что на 47% больше, чем в 2019 году.

Однако, несмотря на достигнутый прогресс, цифровизация в России все еще неравномерна, и многие регионы страны испытывают проблемы с доступностью цифровой инфраструктуры и технологий. Также существуют проблемы в области информационной безопасности и защиты персональных данных.

Список используемой литературы:

1. Официальная статистика / [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 16.04.2023).

2. Статистика / [Электронный ресурс] // Минпросвещения России : [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/actual_statistical_information (дата обращения: 08.05.2023).

3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / [Электронный ресурс] // Правительство России : [сайт]. — URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 04.04.2023).

4. Паспорт федерального проекта цифровые технологии / [Электронный ресурс] // Правительство России : [сайт]. — URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovyie-tehnologii.pdf?utm_referrer=https%3a%2f%2iyandex.ru%2f (дата обращения: 26.04.2023).

5. Паспорт федерального проекта информационная безопасность / [Электронный ресурс] // Правительство России : [сайт]. — URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-informatsionnaya-bezopasnost.pdf?utm_referrer=https%3a%2i%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 11.04.2023).

6. Паспорт федерального проекта кадры для цифровой экономики / [Электронный ресурс] // Правительство России : [сайт]. — URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdi?utm_referrer=https%3a%2i%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 23.04.2023).

7. КАДРЫ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / [Электронный ресурс] // Национальные проекты : [сайт]. — URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-p (дата обращения: 01.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.