ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ЭКВАДОР
КАРИМ КАДЫРОВИЧ ГАСАНОВ,
доктор юридических наук, профессор; МАРАТ ВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены конституционно-правовые основы деятельности; история возникновения, становления Национальной Полиции Республики Эквадор, ее структура.
Ключевые слова: конституционно-правовые основы, органы полиции, Республика Эквадор, Национальная Полиция.
Annotation. In this article we explore history of origin, formation, structure and constitutional and legal basis for activity of the National Police of the Republic of Ecuador. The authors make analysis.
Keywords: constitutional and legal basis, police, Republic of Ecuador, National Police.
Национальная полиция Республики Эквадор (далее — НП, Полиция Эквадора) находится в подчинении у Министерства внутренних дел Эквадора и представляет собой ведомство, основной целью которого является обеспечение общественной безопасности для всех лиц, находящихся на территории государства1.
В соответствии со ст. 163 Конституции Республики Эквадор:2 «Национальная Полиция — вооруженный, профессиональный, узкоспециализированный, основанный на принципах иерархии и дисциплины государственный институт гражданского характера, чья миссия состоит в обеспечении гражданской безопасности и общественного порядка, защите свободного осуществления прав и защите безопасности людей в пределах национальной территории.
Сотрудники Национальной Полиции должны иметь подготовку в области прав человека, проведения специальных расследований, предотвращения, контроля и предупреждения преступлений и правонарушений, а также используют средства сдерживания и примирения как альтернативу применения силы. В целях реализации своих задач национальная полиция координирует свои функции с автономными децентрализованными органами власти различных уровней»3.
Кроме того, к основным целям НП относятся: защита национального суверенитета; обеспечение внут-
реннего порядка, личной и общественной безопасности посредством не только предупредительных, сдерживающих и репрессивных мер, но и через исполнение и принуждение к исполнению законов и отдельных юридических норм; способствование развитию государства.
Вместе с тем, в задачи полиции Эквадора входят поддержание общественного порядка, обеспечение личной безопасности и безопасности благ, охрана общественной нравственности, предупреждение и расследование преступлений и правонарушений, задержание преступников и правонарушителей, контроль уличного движения, наземного транспорта и миграционных потоков в стране и др.
Обратимся к истории возникновения и развития полиции Эквадора. Надо сказать, что XIX в. для Латинской Америки ознаменовался многими национально-освободительными войнами4. Так, 9 октября 1820 г. началась, а 24 мая 1822 г. закончилась война
1 URL: http://web.archive.org/web/20090919232436/http://www.min-gobierno.gov.ec/entidades.html
2 Конституция Республики Эквадор 2008 г. отменила действовавшую до этого Конституцию 1998 г. и является 20-м по счету Основным законом государства с момента обретения независимости в 1830 г.
3 URL: http://www.asambleanacional.gov.ec/documentos/consti-tucion_de_bolsillo.pdf
4 Административное право зарубежных стран: Учебник; 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
между провинцией Гуаякиль (территория современного Эквадора) и испанской колониальной администрацией. В период с 1822 по 1830 гг. Эквадор именовался как «Область Кито» и входил в состав Великой Колумбии, которая, к слову, к этому моменту уже имела некоторые закрепленные в законах рекомендации к деятельности полиции, включавшие в себя, в том числе, систему кадрового состава и должностные функции5.
После выхода из состава Великой Колумбии и обретения независимости Конгресс Республики Эквадор в 1832 г. рассмотрел необходимость создания базы для формирования единой национальной полиции и распорядился, чтобы Советы муниципалитетов и столицы провинций самостоятельно разработали собственные регламенты деятельности полиции и несли ответственность за ее организацию. Тем не менее, в период правления генерала Хуана Хосе Флореса (1830—1834 гг.) задача по созданию единой национальной полиции решена не была; полномочия действовавших подразделений полиции распространялись лишь в пределах границ соответствующих провинций или кантонов.
Вступивший на пост президента Республики в 1835 г. Висенте Рокафуерте восстановил полицию в том виде, в каком она существовала в 1830 г. в составе Великой Колумбии еще до обретения Эквадором независимости. В целях улучшения службы и повышения эффективности полиции В. Рокафуерте принял Закон «О политической и административной системе», в котором установил, что отныне Советы муниципалитетов осуществляют лишь опеку над полицией в форме заботы о здоровье полицейских, обеспечения комфортных бытовых условий, условий службы и проживания, обеспечения необходимым обмундированием и т.п.
Конституционное собрание 1843 г. приняло новый Закон «О политической и административной системе», в соответствии с которым исполнительная власть сосредоточила в своих руках значительное количество функций, ранее принадлежавших муниципалитетам, и, таким образом, сделала первый шаг на пути к созданию современной полиции Эквадора. Кроме того, согласно названному закону на министров правительства была возложена полная ответственность за все, что касалось организации деятельности полиции во всех городах и населенных пунктах страны.
В 1848 г. вступил в силу разработанный Муниципалитетом Кито регламент, в соответствии с которым
полномочия полиции были расширены и теперь не ограничивались территориями муниципалитетов. Во главе полиции кантонов находился Шеф Полиции, обладавший максимальной властью в пределах своей юрисдикции, которого, в свою очередь, назначала высшая исполнительная власть государства. Полиция продолжала тесно взаимодействовать и в некоторых вопросах зависеть, но все же вышла из подчинения муниципалитетов, обрела большую самостоятельность и независимость, а также получила ряд новых функций:
♦ преследование и искоренение тайных и подозреваемых в совершении преступлений сообществ;
♦ пресечение распространения ложных слухов, которые могли бы встревожить или взволновать население;
♦ проверка шефом полиции паспортов и иных удостоверяющих личность документов прибывающих иностранцев;
♦ выдача лицензий на проведение спектаклей, зрелищ, представлений и иных развлекательных мероприятий;
♦ пресечение любых действий, выражающих враждебность в отношении религии, нравственности, принятых обычаев и традиций и т.д.
14 июля 1884 г. президент Хосе Мария Пласидо Кааманьо, понимая необходимость создания полностью независимой от муниципалитетов национальной полиции, издал указ об учреждении полиции «порядка и безопасности», которая с 15 августа 1885 г. была организована по военному принципу и действовала на территории всей Республики.
15 июня 1896 г. президент Элой Альфаро своим указом создает полицию «дознания и расследований», прообраз действующей сегодня судебной полиции. Новая служба, в полномочия которой входило осуществление судебного преследования по делам о кражах и убийствах, начала работу 16 февраля 1897 г. в городах Кито и Гуаякиль.
12 декабря 1923 г. по указу президента Хосе Луиса Тамайо правительство установило единое название «национальная полиция» для всех служб, входивших в ведомство.
В 1925 г. руководство Эквадора пригласило французских специалистов для открытия первых школ по подготовке полицейских в городах Кито и Гуаякиль.
5 Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В 1938 г. президент Альберто Энрикес Гальо сменил название ведомства сначала на «силы полиции», а затем на «корпус карабинеров», который представлял собой военно-полицейскую структуру, и, можно сказать, что основы военной культуры ведомства были заложены именно в эти годы.
В 1944 г. корпус карабинеров был переименован в национальную гражданскую гвардию, подчиненную Конституционному собранию согласно соответствующему Органическому Закону, в свою очередь, установившему новую модель организации полицейской деятельности.
12 января 1949 г. президент Гало Пласа учредил сельскую полицию, ставшую фактически независимой, поскольку деятельность ее регламентировалась отдельным («своим») законодательством.
В 1953 г. президент Веласко Ибарра издал указ, в соответствии с которым национальная гражданская гвардия изменила название и стала национальной гражданской полицией. В 1956 г. сельская полиция была упразднена, а ее функции переданы главному полицейскому ведомству.
27 февраля 1975 г. президент Гильермо Родригес Лара издал Органический Закон «О национальной полиции», установив тем самым новое название ведомства. Кроме того, были созданы Министерство Правительства (прежнее название Министерства внутренних дел), а также секретариат полиции, в задачи которого входила координация взаимодействия между Министерством и Правительством. Так, были установлены организация и структура полиции, которые практически не изменились по сегодняшний день. Также следует отметить создание судебной полиции, подчиненной национальной дирекции судебной полиции и расследований.
Надо сказать, что к началу 90-х гг. прошлого столетия доверие к полиции со стороны населения резко снизилось из-за роста преступности в целом по стране, недостатка профессионализма полицейских, коррумпированности и низкой эффективности их деятельности, в частности при розыске лиц, подозреваемых в совершении различных преступлений. С приходом нового тысячелетия ситуация несколько изменилась в лучшую сторону в результате модернизации полицейской службы, однако принятых мер оказалось недостаточно, поскольку преступники за это время продвинулись гораздо дальше, укрепили свои позиции и улучшили «качество» своей деятельности.
Пришедший к власти в 2007 г. Рафаэль Корреа предпринял ряд решительных действий, направленных на качественное изменение жизни в стране, в том числе и того, что касается деятельности полиции. Так, среди принятых мер можно выделить следующие:
♦ принятие новой Конституции Республики Эквадор в 2008 г.;
♦ освобождение сотен обвиняемых в целях недопущения заключения в тюрьму людей, не получивших должного, справедливого правосудия6;
♦ отнесение всех видов краж и грабежей без применения насилия к категории правонарушений вместо преступлений, а также замена ареста за совершение указанных правонарушений на выплату, как минимум, трех базовых штрафных ставок, предусмотренных в таких случаях (сегодня одна такая ставка составляет 654 долл. США).
Названные меры, по мнению президента, должны были разгрузить судебную и пенитенциарную системы и, тем самым, значительно сэкономить бюджетные средства7. Однако, в последующие годы количество совершаемых преступлений только росло, в то время как полиции Эквадора не хватало ни кадров, ни технических возможностей, чтобы противостоять такому росту преступности.
В качестве ответа на сложившуюся ситуацию в 2010 г. правительство Эквадора принимает План гражданской безопасности, а в 2011 г. — новую модель управления национальной полицией.
Суть Плана состояла в модернизации и переоснащении НП, в том числе, патрульными автомобилями, оружием, бронежилетами, светоотражающими жилетами, а также в увеличении численности полицейских и увеличении криминалистических лабораторий. Новая модель управления национальной полицией в числе прочего утвердила новые образовательные стандарты подготовки и обучения курсантов полицейских академий, предусмотрев в качестве обязательных развитие переговорных навыков, навыков убеждения и управления. Одним из главных итогов действия названных Плана и Модели стало ежегодное снижение числа убийств, краж и грабежей с устойчиво сохраняющейся тенденцией вплоть до настоя-
6 URL: http://spanish.peopledaily.com.cn/31617/6285956.html
7 URL: http://www.elumverso.com/2009/04/12/1/1422/06BFC9D-060D54F55B110FCB2AC8330D8.html
8 URL: http://web.archive.org/web/20111215104214; hoy.com.ec/noticias-ecuador/la-policia-nacional-festeja-su-aniver-sario-corriendo-289535-289535.html
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Схема 1. Организационная структура Генерального командования Национальной Полиции Республики Эквадор
*КП — Командование провинции
щего 2017 г.8. Заметим, что в рассматриваемой сфере Эквадор демонстрирует лучшие показатели по сравнению с соседними и территориально близкими государствами — Колумбией, Перу и Венесуэлой9.
Кроме того, 15 июля 2011 г. в стране была запущена национальная программа «Самые разыскиваемые», суть которой состояла в том, чтобы граждане активно участвовали в розыске и поимке самых опасных преступников за вознаграждение со стороны государства. Информация о программе распространялась всеми возможными способами и получила положительный отклик от населения. Реализация названной программы оказалась настолько успешной, что уже к концу 2011 г. многие преступники были задержаны. В этой связи правительство решило опубликовать дополнительные списки опасных разыскиваемых преступников, но уже не на национальном, а на уровне провинций и кантонов. И в этом случае результаты оказались очень успешными10.
Одной из причин, по которой руководство Республики Эквадор запустило указанную программу по розыску и поимке преступников, стал дефицит кадров полиции. По состоянию на октябрь 2011 г. в НП Эквадора служили порядка 39 тыс. полицейских11. Министерство внутренних дел Республики, проанализировав криминогенную обстановку в государстве, а также возможности и потенциал НП, сделало вывод о необходимости существенного увеличения числа полицейских — до 69 тыс. сотрудников к 2018 г. Так, в 2015 г. на службе в НП состояло 45 тыс. человек, а в 2017 г. уже 57 тыс.12.
Как уже было отмечено ранее, НП находится в подчинении у Министерства внутренних дел и управ-
ляется Генеральным командованием, которое, в свою очередь, также имеет свою организационную структуру (схема 1)13.
Кроме того, отметим, что иерархия званий национальной полиции Эквадора имеет следующий порядок:
♦ генерал-инспектор;
♦ генерал округа;
♦ полковник;
♦ майор;
♦ капитан;
♦ лейтенант;
♦ младший лейтенант;
♦ старший подофицер;
♦ подофицер первого класса;
♦ подофицер второго класса;
♦ сержант первого класса;
♦ сержант второго класса;
♦ капрал первого класса;
♦ капрал второго класса;
♦ полицейский.
На службу в национальную полицию Республики Эквадор принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста14.
9 Административное право зарубежных стран: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
10 Plan «Los m6s buscados» a nivel provincial ser6 lanzado esta semana». Andes. 3 de octubre de 2011. Consultado el 18 de marzo de 2012.
11 URL: http://www.ministeriointerior.gob.ec/
12 URL: http://www.ecuavisa.com/noticias-nacionales/41540-ecua-dor-preve-aumentar-de-39000-a-69000-policias-para-prevenir-deli-tos.html
13 URL: http://www.policiaecuador.gob.ec/wp-content/uploads/do-wnloads/2016/03/Ley-0rganica-Policia-Nacional.pdf
14 URL: http://ecuadorconsultas.com/reclutamiento-linea-aspiran-tes-policia-nacional-ecuador/