Научная статья на тему 'Национальная политика в Дагестане: опыт 90-х гг. XX века'

Национальная политика в Дагестане: опыт 90-х гг. XX века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
453
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гаджиев М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная политика в Дагестане: опыт 90-х гг. XX века»

© 2008 г. М.М. Гаджиев

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ДАГЕСТАНЕ: ОПЫТ 90-х гг. ХХ века

Дагестан - многонациональная республика. На ее территории живут представители более 100 наций и народностей, составляющих многонациональный дагестанский народ. В такой республике очень важны отношения власти к проблемам социально-экономического и культурного развития всех народов, которые должны быть оформлены, закреплены в четко выверенной, научно обоснованной национальной политике, особенно актуальной в современных условиях.

Следует подчеркнуть, что высшими органами государственной власти Республики Дагестан в 90-е гг. ХХ в. был принят ряд важнейших документов по данному вопросу, что является свидетельством пристального внимания бывшего Госсовета, Парламента и Правительства республики к проблемам национальной политики и межнациональных отношений [1].

В последние годы появились работы дагестанских авторов, в которых рассматриваются различные аспекты национальной политики и межнациональных отношений [2].

Национальная политика представляет собой составную часть социальной политики различных групп и слоев, входящих в структуру полиэтнических государств или сообществ, целенаправленную деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленные в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Она тесно взаимосвязана с другими направлениями политики и политико-управленческой деятельности. Главным в ее содержании является отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.

Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций и др. Наряду с этим она бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния.

На наш взгляд, власть на федеральном уровне до последнего времени по существу не занималась национальной политикой как таковой. Мало того, она не учла положительный опыт, накопленный отдельными субъектами РФ, опыт народной дипломатии в решении сложных межэтнических вопросов. Документы, принятые на федеральном уровне по затронутому вопросу, в большинстве случаев не работали. Как правило, значительная часть их носила декларативный характер.

Не этим ли объяснялось усиление центробежных сил, стремление к вытеснению из национальной политики гуманистического и интернационалистического содержания, демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной направленности, уважительного отношения к человеку, личности независимо от национальности, усиление антикавказской

пропаганды, по сути ксенофобии, национализма, тоталитарной, воинственной, разрушительной направленности. Такая политика привела не к единению и сотрудничеству, не к укреплению дружбы, а к усилению напряженности, конфронтационности и конфликтности.

В сложившейся обстановке в 1990 - 1993 гг. российский центр должен был бы вырабатывать достаточно гибкую, мягкую национальную политику, чтобы удержать национальную психологию масс в равновесии. Между тем увлеченный преимущественно проблемами укрепления центральной государственной власти, использования Федеративного договора в сторону усиления унитаризма, центр порой принимал решения и законы, которые не только не помогали в сложных и трудных ситуациях на местах, но и значительно ухудшали их в Северокавказском и, в частности, в Дагестанском регионе. Так, без должной проработки и учета региональных особенностей был принят закон о реабилитации репрессированных народов.

Кроме того, игра с национальными чувствами масс, фактическое поощрение в начале национально-сепаратистских тенденций призывами «возьмите столько суверенитета, сколько проглотите», объявление дружбы народов пропагандистским штампом, сравнивание либеральными демократами патриотизма с национализмом, даже с фашизмом - все это расшатало общественно-политическую обстановку в Дагестане. Возникшие на волне сепаратистских идей национальные движения к лету 1992 г. объявили бойкот всем государственным структурам Дагестана, многие из них выступали за выход из состава России; появились силы, требующие преобразования Дагестана в исламскую республику [3].

В интересах сохранения гражданского мира, политической стабильности и государственного единства Российской Федерации необходимо проведение продуманной, научно обоснованной национальной политики, учитывающей потребности и запросы всех народов России.

На основе тщательного анализа назревших вопросов в жизни больших и малых народов Республики Дагестан Верховный Совет Дагестана в 1993 г. подготовил и принял «Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан», которая содержала разнообразные практические задачи, определяла сроки, исполнителей, формы и методы их выполнения и контроля.

Комплексная программа учитывала сложившиеся реалии во взаимоотношениях как российских центральных властей и государственных органов Дагестана, так и последних с народами республики, их политическими партиями, общественными движениями. Охватывала самые различные сферы национальной жизни: государственно-правовые, экологические, экономические, кадровые, развития национальных культур, языков,

средств массовой информации и книгоиздания, истории и этнографии, укрепления единства Дагестана и т.д.

Вместе с тем в документе заложена идея, возвышающая роль и значение закона в решении всех проблем национальных отношений в Дагестане. Он должен стать высшим регулятором общественных отношений. В частности, отмечено, что любые ущемления граждан по национальному признаку нужно рассматривать как неприемлемые и противоречащие принципам государственности, Всеобщей декларации прав человека, как оскорбление национального достоинства и чести людей; действия же, направленные на разжигание национальной розни, должны пресекаться по всей строгости закона [4].

В условиях глубоких социально-политических преобразований и экономического кризиса, которые переживает Российская Федерация, высока вероятность возникновения конфликтов между различными этническими общностями, в частности на Северном Кавказе.

Отсюда следует, что важнейшая задача национальной политики страны - предотвращение или трансформация конфликтов из насильственных форм в конституционные, переговорные рамки, снижение уровня агрессивности, недопущение открытых столкновений и человеческих жертв. В зависимости от причин и уровня конфликта должны быть задействованы различные механизмы их разрешения, в частности прогнозирование и раннее предупреждение. Этими вопросами должны заниматься прежде всего местные органы власти, политические партии и общественные организации с опорой на экспертизу и рекомендации прогностических и информационных научных центров и групп, для чего необходимо создание как на федеральном, так и на местном уровнях служб раннего предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов.

Другим механизмом, обеспечивающим межнациональное согласие и снижение напряженности, является воздействие через экономическую инфраструктуру и комплекс направленных социальных мер с целью устранения социально-экономического неравенства групп населения по этническим параметрам.

Третий механизм - дальнейшее развитие конституционно-договорных основ федерализма и децентрализации, расширение и совершенствование нормативно-правовой базы регулирования межнациональных отношений. Речь идет о принятии соответствующих законов на федеральном уровне, государственной границе, национально-культурной автономии, статусе национальных советов в районах компактного проживания национальных меньшинств, а также активной нормо-творческой деятельности республиканских, краевых и областных органов власти в этом направлении.

Как же реализовывалась вышеназванная программа? Во-первых, прошедшее с момента ее принятия время показало и подтвердило верность выбранных руководством республики целей, приоритетов, концептуальных положений. Руководство Дагестана исходило из принципов равноправия, свободного развития и самоопределения всех народов, национального мира и государственной целостности республики. Причем вла-

стям удалось наполнить эти принципы реальным политико-правовым и нравственным содержанием. Во многом благодаря этому, а также терпению и чуткости к национальным чувствам масс, вниманию к потребностям различных народов удалось не только сохранить межнациональный мир, но и упрочить его, нарабатывая опыт и технологию согласования национально-политических и этнокультурых запросов.

В настоящее время острота национальных проблем нисколько не притупилась, как об этом пишут отдельные авторы [5]. Напротив, обретают еще большую динамичность и актуальность. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева, который отмечает, что «война в Чечне, создавшая новую этнополитическую ситуацию на севере республики и в целом на Кавказе, установление жесткой государственной границы на юге, разделившей лезгинский народ и создавшей трудности общения с Дагестаном проживающим в Закавказье аварцам, цаху-рам и другим национальностям, отток части русского и русскоязычного населения Дагестана за его пределы, углубление социально-политического кризиса, резкое сокращение государственных субсидий на цели развития национальных культур, традиций и языков, рост сепаратистских настроений - таковы лишь некоторые новации в сфере национальных отношений» [6].

Государственная национальная политика, в частности, строится на основе согласования общегосударственных интересов, интересов различных национальных общностей и регионов, обеспечивает таким образом единство общегосударственного, затем национального и, наконец, территориального начала в политическом обустройстве страны.

Одно из важных требований программы - обеспечение равного представительства всех народов в структурах государственной власти и управления. В этих целях создан качественно новый политический орган -Государственный Совет, по Конституции РД представлявший собой коллективного президента, а его Председатель выступал главой Дагестанского государства. Каждая из 14 национальностей Дагестана, имеющих статус «народа», представлена в нем одним лицом, независимо от его численного состава.

Такой же принцип представления всех народов Дагестана в высших государственных органах был распространен и на выбор депутатов Народного Собрания РД. Были образованы общетерриториальные, территориально-национальные, профессиональные и женские избирательные округа. В территориально-национальных округах баллотироваться имели право только представители одной национальности. При всей сложности и спорности такой процедуры (ее соответствие с конституционными правами граждан) выборов подавляющее большинство избирателей одобрительно отнеслись к этому новшеству. Опыт показал, что в специфических условиях этнической мозаичности общества пропорциональное национальное представительство народов в структурах государственной власти исторически оправдало себя.

«Проблема межнационального согласия и единства внутри республики, - пишет М.Г. Алиев, - наша национальная политика, ориентированная на практическое решение конкретных жизненных вопросов конкретных народов. Каждый большой, средний и малый народ, каждая этническая и национальная группа находит в ней особое новое место» [3].

Если мы можем констатировать большое внимание власти нашей республики к межнациональным проблемам, национальной политике, то этого нельзя сказать о власти центральной. Именно она способствовала разрушению экономики, обнищанию большинства россиян, росту межнациональных конфликтов. До 1996 г. Правительство России, парламент, не приняли ни одного документа, определяющего национальную политику. Демократы, стоящие у власти, проповедуя деи-деологизацию общества, изъяли из употребления идеи дружбы, патриотизма и интернационализма. Лишь в 1996 г. появилась «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» [7]. В ней четко обозначены важнейшие принципы: равенство прав и свобод человека независимо от его национальности и языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; равноправие народов; сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации; равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти; гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией, и т.д.

Вышеупомянутый документ направлен на обеспечение стабильного развития Российского государства, дальнейшего развития культуры, языка и т.д. Рост и сближение наций, упрочение их взаимосвязей делают более плодотворным взаимное обогащение, открывают гражданам страны возможность для приобщения ко всему ценному, что рождено талантом каждого из народов России.

К сожалению, в реальной действительности допускались такие действия, которые не только не способствовали укреплению межнационального согласия, а наоборот разжигали межнациональную рознь, вражду. В начале 90-х гг. (более 4 лет) проводилась кампания, которая фактически с молчаливого согласия Правительства России, высших политических деятелей была развернута на страницах центральных газет, других средств массовой информации против лиц «кавказской национальности», а по существу против граждан субъектов РФ, проживающих на Кавказе. При этом случались попытки физического «выдавливания» кавказцев, живущих в Москве и других крупных городах России десятилетиями. Подобные эксцессы вызывают чувства досады у большинства русских людей, живущих как в Дагестане, так и за его пределами.

Являясь гражданином Российской Федерации, дагестанец по сути оказывается в роли изгоя, лишенного права спокойно жить и работать там, где он желает.

Этнический дагестанец, точно также как этнический русский или представитель любой другой национальности России, является абсолютно равным членом нашего общества.

Неотъемлемой частью национальной политики считается кадровая политика. Она в условиях многонационального региона, каким представляется Дагестан, выступает не только могучим рычагом решения сложнейших вопросов социально-экономического и культурного развития, но и действенным средством обеспечения стабильности, укрепления единства дагестанских народов, в упрочении дружбы и сотрудничества.

Важность и жизненность такой постановки вопроса со всей очевидностью прослеживается на примере нашего многонационального края, который можно назвать бывшим «Союзом в миниатюре». Существование на территории Дагестана большого количества народностей, этнических и национальных групп не может не сказываться на интенсивности межнациональных отношений, ускорении процесса интернационализации общественной жизни. Вместе с тем оно предъявляет повышенные требования к разработке и проведению экономической и социальной политики, работе с кадрами.

Состояние национальных отношений не в последнюю очередь зависит от того, как представлены населяющие республику народы в ее государственных органах, в том числе высших.

После принятия новой Конституции РД были разработаны и приняты Концепция и Программа осуществления государственной кадровой политики РД. Последняя предусматривает выявление, отбор и расстановку специалистов и руководящих работников республиканских органов государственного и хозяйственного управления на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Другим важным шагом стала подготовка реестра государственных должностей государственной службы РД. Этот документ систематизирует всю структуру государственных органов управления в республике, начиная от аппарата Президента, Народного Собрания и Правительства Дагестана.

Каковы же принципы государственной кадровой политики? Это - равное право граждан на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, приоритет профессионализма и высоких человеческих и нравственных качеств, пропорциональное представительство всех народов Дагестана в органах государственной власти и управления. Эти основные принципы государственной кадровой политики и пытается реализовать руководство республики. Вся государственная кадровая политика ориентирована на укрепление стабильности республики и сохранение межнационального мира.

К сожалению, вышеперечисленные принципы кадровой политики, провозглашенные властью Дагестана, - это де юре, а де факто - очень часто видим совсем другое. Давно уже сложилось так, что на первый план при решении этого вопроса выходят клановые и корпоративные интересы, что разрушает и разъедает

государственные принципы кадровой политики, да не только кадровой.

Все это имеет непосредственное отношение и к формированию представительной власти республики. Так, согласно Конституции Республики Дагестан, в Народное Собрание РД обеспечивается пропорциональное численности населения количество депутатов для 14 конституционно обозначенных народов Даге-

Опыт Дагестана в национальной политике уникален уже тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, - это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему дому - Дагестану.

Во-вторых, национальная политика Республики Дагестан в достаточной мере этнически индивидуализирована. За основу своей концепции она берет конкретный народ, его национальные запросы, заботы и интересы.

В-третьих, национальная политика, проводимая в республике, исходит из гармоничного соединения специфических интересов каждого отдельно взятого народа (национальной идеи) с общедагестанскими интересами (общедагестанской идеей), направлена на удовлетворение общегосударственных, российско-федеральных интересов (государственная идея), равно как и интересов ближнего и дальнего зарубежья.

В-четвертых, национальная политика в республике осуществляется всеми ветвями власти, использующими различные методы и средства претворения ее в жизнь, имеющими одну и ту же общую цель. Между ними нет расхождений в ее историческом истолковании и путях ее реализации. Принцип конструктивного сотрудничества является гарантом национальной политики Республики Дагестан.

В-пятых, дагестанская национальная политика соединяет государственно-правовые нормы национальных отношений с традиционно-народными, общест-

стана: аварцев, агульцев, азербайджанцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, ногайцев, русских, рутуль-цев, табасаранцев, татов, цахуров и чеченцев. Народное Собрание Республики Дагестан второго созыва (1999 г.) состоит из 121 депутата, реальное расчетное и фактическое количество которых по национальностям приведено в следующий таблице.

венными регуляторами. Совершенствуется механизм достижения межнационального согласия, отработанный народами Дагестана с давних времен. Стратегия и этика согласия встают из глубинных структур традиционного сознания дагестанцев. Все политические партии и национальные движения республики, за редким исключением, различаясь по многим позициям, едины в признании общедагестанской идеи [3].

В регулировании межнациональных отношений особенно важна роль самого общества, общественных организаций и государства. Ведь излишнее государственное регулирование, тем более преднамеренная политизация межнациональных отношений в угоду тем или иным партийным платформам, игра с национальными чувствами, бездумное использование силовых методов, отсутствие осторожности, внимания, чутья и такта приводят к негативным результатам, даже при благих задачах.

Вышеизложенное показывает, что уникальность Дагестана состоит прежде всего в том, что он, строго говоря, не «национален». На его территории, как уже было отмечено, проживают десятки народов, ни один из которых не обладает абсолютным численным превосходством по отношению ко всем остальным вместе взятым. Здесь проживают и представители практически всех народов Кавказа, с которыми дагестанцы имеют давние экономические и культурные связи.

Таким образом, многонациональность для Дагестана стала не помехой, не фактором разобщения народов, а их богатством, реальной силой единения, условием интегрирования с другими этническими общ-

Народы Расчетное количество Фактическое количество

Дагестана мест депутатов мест депутатов

Аварцы 33,88 33

Даргинцы 19,72 20

Кумыки 15,6 16

Лезгины 14,76 15

Русские 7,86 10

Лакцы 6,17 6

Табасаранцы 5,56 5

Азербайджанцы 5,26 6

Чеченцы 4,05 4

Ногайцы 1,93 2

Таты 0,96 2

Рутулы 0,96 1

Агульцы 0,90 1

Цахуры 0,36 1

ностями, приобщения горного края к странам мирового сообщества.

Литература

1. Постановление Совета министров Республики Дагестан от 2.12.1991 г. «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства ДАССР, принятых в связи с насильственным переселением чеченского населения в годы Великой Отечественной войны»; Постановление Президиума Верховного Совета Дагестанской ССР и Совета министров Дагестанской ССР от 22.07.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»; Постановление Президиума Верховного Совета Дагестанской ССР от 10.09.1991 г. «Об обстановке в Казбековском районе Дагестанской ССР»; Постановление Совета министров Дагестанской ССР от 18.02.1992 г. № 51 «О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской ССР.

2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала. 1995.; Агаев А.Г. Дружба народов Дагестана: миф или реальность? // Дагестанская правда. 1992. 29 окт.; Абдуллаев М.А.

Национальные движения в Дагестане // Народы Дагестана. 1994. № 2; Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Махачкала, 1990; Алиев М.Г. Республика Дагестан: приоритеты современной национальной политики // Дагестанская правда. 1995. 15 дек.; Алиев А.К. Сохранить единство, целостность и стабильность // Дагестанская правда. 1993. 23 июня; Мусаева С.И. Межнациональные отношения в Дагестане: история и современность. Махачкала. 2001; Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал. 1997. № 3; Садыки М.А. Дагестан: политические реалии и перспективы. М., 1996.

3. Алиев М.Г. Республика Дагестан...

4. Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан // Дагестанская правда. 1993. 1 июля.

5. Барановский К. О феномене цивилизованного национализма // Дружба народов. 2000. № 3; Кадиев Х.-М. Чувство Родины // Народы Дагестана. 2001. № 5. С. 49-51.

6. Алиев М.Г. Национальной политике - приоритетное значение // Дагестанская правда. 1997. 1 марта.

7. Российская газета. 1996. 4 июня.

Дагестанский НЦ РАН 15 декабря 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.