ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА - ОСНОВА МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНЕ Камилов А.А.
Камилов Абдусалим Абдуллаевич - доцент, заведующий кафедрой, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются сущность и особенности национальной политики в Узбекистане, которые направлены на развитие и стабилизацию межнациональных отношений. С обретением независимости в Узбекистане возникла совершенно новая социально-политическая ситуация в развитии межнациональных отношений. Так же в статье говорится о коренном повышении эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни.
Ключевые слова: национальная политика Узбекистана, социально-политическая стабильность, межнациональные отношения, реформы.
Достижения нашей страны за годы независимости и ее авторитет на международной арене во многом определяются социально-политической стабильностью в республике, обеспечением устойчивой гармонии общественных, межнациональных и личных интересов граждан. В Узбекистане с первых дней независимости одним из приоритетов государственной политики стало создание для всех проживающих в республике наций и народностей максимально благоприятных условий для возрождения и сохранения традиционного культурного наследия. Непосредственно внедряющим национальную политику Узбекистана в жизнь является Указ Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2017 г. №УП-5046 "О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами" и Постановление Президента от 23 мая 2017 г. №1111-2993 "Об организации деятельности Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан". За несколько лет социологических исследований накоплены материалы, позволяющие проследить динамику изменений, происходящих в оценке межнациональных отношений. 96,8 процента опрошенных оценивают межнациональные отношения в Узбекистане положительно. Их состояние и перспективы углубления характеризуются устойчивыми позитивными тенденциями, отражающими общее поступательное развитие гражданского общества в стране. Одним из качественных показателей межнациональных отношений являются представления респондентов о перспективах сохранения их стабильности. Как свидетельствуют полученные данные, жители республики настроены в этом плане оптимистично и в то же время четко осознают, что укрепление межнационального согласия требует консолидации усилий и дальнейшей общегражданской интеграции. Межэтнические отношения, достижение межэтнического согласия всегда были и остаются важным фактором, определяющим общественную жизнь Узбекистана. Население страны устойчиво высоко оценивает успехи в социально-политической и экономической сферах, достигнутые за годы независимости. В этом солидарны представители всех этнических групп [1]. Руководство республики во главе с первым Президентом Исламом Каримовым главным приоритетом национальной политики выдвинуло создание благоприятных условий и возможностей для представителей всех наций и народностей,
проживающих в стране, развития их культур и традиций. Так, в Конституции республики закреплены равные права всех граждан, независимо от их национальности и вероисповедания. Эта политика во многом предопределила создание в Узбекистане национальных культурных центров, основной целью которых является внесение вклада каждого этноса в развитие духовного богатства страны. В переходном периоде в Узбекистане не было каких-либо серьезных проявлений межнационального напряжения, что еще раз подтверждает наличие у узбекского народа такого исторически сложившегося качества, как дружелюбие и уважительное отношение к представителям всех национальностей, проживающих вместе с ними. Однако на сегодняшний день наблюдается нечто более важное - взаимопроникновение культур, укрепление чувства единой многонациональной семьи, атмосферы доброжелательности, взаимной ответственности, которое в целом мы называем «Узбекистан - наш общий дом». Успехи деятельности многочисленных культурных центров связаны не только с энтузиазмом их активистов, готовых добровольно трудиться на ниве возрождения национальных культур, но и с проявлением со стороны правительства постоянного внимания и заботы о них. Предлагая объявить 2017 год в стране Годом диалога с народом и интересов человека, Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что «интересы человека можно обеспечить только в условиях сохраняющихся в стране мира, атмосферы взаимного уважения, доброты и милосердия, сплоченности общества» [2]. Утвердившиеся в стране мир и согласие являются нашим бесценным богатством, а священный долг каждого -беречь их, как зеницу ока. Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан. Взаимное уважение наций и народностей - это показатель степени цивилизованности всякого общества и основа не только межнационального согласия в государстве, но также важнейшая предпосылка его социально-экономического и общественно-политического развития. Исходя из этого постулата, в межнациональных отношениях независимого Узбекистана устранена почва для проявления высокомерия одной нации над другой, пренебрежения этнических особенностей любой национальности или народности. Основополагающими принципами национальной политики независимого Узбекистана являются: равноправие всех граждан республики независимо от национальной, расовой принадлежности, религиозной убежденности и вероисповедания; верховенство прав человека над всеми другими правами, определяющие приоритет личности и социальной справедливости в обществе; внимательное отношение к правам национальных меньшинств, уважение их языка, народных традиций и обычаев, создание необходимых условий для сохранения их самобытности, а также свободного и всестороннего развития; опора на высокоразвитую, социально-ориентированную рыночную экономику, обеспечивающую; разрешение конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях на социально-политической основе. В независимом Узбекистане сегодня представлены равные права и возможности всем ее гражданам независимо от их национальности, социального статуса, расовой или религиозной принадлежности, что закреплено в основном Законе страны. В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривающая:
1) совершенствование государственного и общественного строительства;
2) обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы; 3) развитие и либерализацию экономики; 4) развитие социальной сферы; 5) обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики [3]. В основе интересов государства лежит цель сохранить нацию как независимую культурную целостность и обеспечить ее внутреннюю и внешнюю безопасность. В их выборе государственная власть как главный выразитель национальных интересов должна исходить из традиций, сложившихся в государстве, исторического опыта, и специфики геополитического положения страны. Таким образом, концепция национальных интересов формируется вместе с менталитетом, и тем самым создает «национальный стиль» во внешней политике, что делает страну узнаваемой на международной арене. Межнациональные отношения в современном Узбекистане строятся на основе национальной политики государства, в которой исторически сложившаяся многонациональность страны рассматривается как благоприятный фактор её социально-экономического развития, источник духовно-интеллектуального обогащения всех наций и народностей, проживающих в республике, благоприятное условие для интеграции республики в мировое сообщество.
Список литературы
1. По материалам Центра «Ижтимоий фикр». [Электронный ресурс]: URL: http://www.uza.uz/ru/society/mezhnatsionalnoe-soglasie-faktor-ukrepleniya-nashei-nezavisimosti-24.07.2007-88/ (дата обращения: 03.12.2018).
2. [Электронный ресурс]: URL: http://uza.uz/ru/politics/obespechenie-verkhovenstva-zakona-i-interesov-cheloveka/ (дата обращения 02.12.2018).
3. [Электронный ресурс]: URL: http://naesmi.uz/ru/site/page/ (дата обращения: 04.12.2018).