АНИСИМОВА Екатерина Александровна,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент, e-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В X-XX1 ВЕКАХ
Аннотация. В статье предпринята попытка оценить исторический опыт развития национальной государственной политики в России на разных этапах исторического развития. Выделены основные характерные черты российской национальной политики: мирный тип сосуществования и взаимодействия восточных славян с инородческими племенами; защита от перманентной внешней угрозы; христианизация Руси как способ формирования национального самосознания; мирная крестьянская колонизация: принципы территориального и экстерриториального самоопределения народов; общегражданские определители.
Ключевые слова: национальная политика России, многонациональное государство, крещение Руси, коренизация, национальное самоопределение, россиянин.
ANISIMOVA Ekaterina Alexandrovna,
candidate of law, associate professor of state-legal disciplines North-West Institute (branch) University named after O. E. Kutafin (MSAL) (Vologda)
NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE IN THE X-X1 CENTURIES
Annotation. The article attempts to assess the historical experience of the development of national state policy in Russia at different stages of historical development. The main characteristic features of Russian national policy are highlighted: peaceful type of coexistence and interaction of Eastern Slavs with foreign tribes; protection from permanent external threat; Christianization of Russia as a way of forming national identity; peaceful peasant colonization: principles of territorial and extraterritorial self-determination of peoples; general civil determinants.
Key words: national policy of Russia, multinational state, christening of Russia, korenization, national self-determination, Russian.
Введение
Очередное обострение палестино-израильского конфликта в октябре 2023 года вновь подтверждает важность проблемы межнациональных отношений в стабильном развитии мирового сообщества. На протяжении восьми десятилетий всего два народа - евреи и арабы - сосуществуют в каждодневном противостоянии друг другу. Казалось бы, что уж тогда говорить про Россию, в которой проживают почти две сотни больших и малых народов[10]? Между тем, Россия едва ли не единственная в мире успешная модель этнически разнообразного мира, в течение тысячелетия своей истории обеспечивающая межнациональное согласие и гарантии выживания и развития всем
ее народам. Разумеется, за все эти века не все было так гладко в устроении межэтнических отношений, но, при всем при этом, история России не знает ни одного случая геноцида, то есть уничтожения русским народом других народов, которые постепенно втягивались в орбиту российской цивилизации в процессе расширения границ России.
Российская Федерация - это уникальная цивилизация, для которой многонациональность является важнейшей характерной чертой. Этнический фактор вплетается в историю нашей страны с самого ее начала, и за более чем одиннадцать веков своего существования и развития Россия накопила такой бесценный опыт, что, без преуве-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
личения, ее можно назвать образцом для подражания в плане выстраивания межнациональных отношений. Этот опыт, схожий в общих чертах с историческим опытом других стран, имеет, тем не менее, важнейшие принципиальные отличия.
Взаимодействие восточных славян с аборигенными народами
В ходе Великого переселения народов М^М веков германские племена утвердились, преимущественно, в западной части Европы, которая до этого уже была освоена римлянами. Напротив, восточная ветвь славян появляется на, практически, необжитой Восточно-Европейской равнине и вынуждена осваивать земли к западу и востоку от Днепра. Они не одни: с севера и востока их окружают угро-финские племена, с юга - степняки. Однако, говоря современным языком, славяне -более продвинутые, поскольку занимаются земледелием, которое обеспечивает их существование, тогда как соседи выживают за счет охоты и собирательства. Таким образом, значительные массивы неосвоенной территории и различие в экономических устремлениях создавали основы и давали возможность славянам и угро-финнам мирно сосуществовать [13 С. 11]. Более того, для новгородских словен - самому северному по территории расселения восточно-европейских славянских племен - племени земледелие также, как и угро-финнам, не было важнейшей частью хозяйственной жизни из-за природно-климатических условий. Зато их нахождение на важнейшем тогда транзитном торговом пути «из варяг в греки», связывающему торговыми отношениями Северную Европу и Византию, предоставляло возможность участвовать в посреднической торговле, да и самим торговать ремесленными изделиями и, главное, пушниной. Противоборство торговых кланов новгородских словен, привело в 862 г. к призванию на княжение в Новгороде варяжского конунга Рюрика с его единоплеменниками Труво-ром и Синеусом и варяжской дружиной. По свидетельству «Повести временных лет» в призвании варягов на Русь участвовали представители племени чудь [14 С.124]. По сути, это совместное участие в решении важнейшего социально-политического вопроса. Что же тогда получается: славяне не подавляют соседние племена иноверцев - они с ними сотрудничают.
Таким образом, мы видим первое и важнейшее кардинальное отличие российской национальной политики от аналогичной политики других стран, это взаимодействие с аборигенными народами. Первоначально взаимодействие славян с окружающими народами касалось освоения территорий. Соприкасаясь с более производи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
тельной пашенно-ремесленной культурой экономической жизни [18], соседние со славянами племена начали переходить от промыслов к земледелию и ремеслу. Со временем, как мы увидим далее, сфера взаимодействия расширялась и углублялась.
Внешняя угроза, формирование национального самосознания
В первые десятилетия существования Киевской Руси межэтнические отношения уступали по своей актуальности межплеменным отношениям, и проблему межплеменных отношений первые киевские князья решали вполне традиционным для той эпохи способом: племенной суверенитет подавлялся, и племена одно за другим включались в состав Киевской Руси. И возникает новый аспект взаимодействия славян и соседних народов - противостояние внешней угрозе.
Перманентное давление кочевников вынуждало киевских князей на ответные действия. Усилиями Святослава и - примерно на два десятилетия позже - его сына Владимира была ликвидирована опасность со стороны Хазарского каганата, но появились печенеги, потом половцы. От набегов страдают не только оседлые славяне, но и малые кочевые племена берендеев, торков, черных клобуков, которые стремятся перейти под защиту киевских князей.
За сто с небольшим лет с момента возникновения раннефеодального государства произошло объединение большинства восточнославянских племен в составе Киевской Руси и расширение территории государства. Однако, даже сильная военно-политическая власть не гарантировала сохранения единства государства, успешного противостояния возникновению и усилению центробежных процессов в условиях языческой обособленности племен, их разбросанности на огромной территории, отсутствия дорог и перманентного внешнего воздействия. Помимо политического объединения требовалось идеологическое единение народа. Такой идеей выступило христианство по византийскому обряду. Не сразу, но новая религия укоренилась, и для славян она имела то значение, что все останки былой племенной принадлежности канули в лету, и постепенно население стало называть себя русскими. Начался процесс формирования национального самосознания [13 С.34].
А что же не русское население - христианизация распространялась и на него? Часть его восприняла веру в Христа. Однако, далеко не все, и тут нужно обратить внимание еще на одну утверждающуюся черту национальной политики Российского государства, причем едва ли не важ-
нейшую. Да, не все принимали христианскую веру, утверждавшуюся тогда на Руси, и продолжали жить по своим обычаям, не подвергаясь репрессиям со стороны власти. Этот весьма знаменательный факт веротерпимости начинает сопровождать национальную политику Российского государства на протяжении всей его истории и резко контрастирует с политикой западных государств.
Итак, обширность территории позволяет славянам и неславянским народам сравнительно мирно сосуществовать и даже сотрудничать в случае необходимости. Государство обеспечивает защиту от кочевников и не преследует тех, кто не принял христианскую веру. На этом строятся межэтнические отношения в Киевской Руси на протяжении первых двух веков ее существования. Начинается период феодальной раздробленности, и защитная функция русских княжеств ослабевает по мере ее углубления. Монголо-татарское вторжение наносит военное поражение разрозненным русским княжествам. Русские князья утратили суверенитет, но русский народ не утратил своей самобытности, в которую уже была вкраплена православная вера, и к которой все чаще прибивались соседние народы.
Монголо-татарское иго затормозило процесс формирования централизованного феодального государства на Руси, но не остановило, и пришло время, когда ненавистное иго прекратило свое существование, а Российское государство продолжило свое развитие возмужавшим и окрепшим, готовым расширять свои границы.
Мирная крестьянская колонизация
Расширение территории Российского государства происходило как в результате целенаправленной колонизации новых территорий, так и посредством добровольного вхождения в его состав других земель. Целенаправленная колонизация осуществлялась как мирным путем, так и после военного вмешательства.
Мирная крестьянская колонизация имела главное и преобладающее значение. Именно ей Россия обязана обширностью своей территории и многонациональностью своего населения. А, вот как, к примеру, шло освоение русскими и обрусение обширной области, прилегавшей к Студеному морю, то есть к Белому и Баренцеву морям. «Свое привычное земское устройство, — пишет историк С. Ф. Платонов в очерке «Прошлое Русского Севера», — русские поселенцы прививали и туземцам, когда крестили «дикую лопь» или «корельских детей» в православную веру. Корел и лопарь, принимая христианство, вместе с новой верой и русским именем принимали и весь облик русского человека, «крестьянина», складываясь в
погосты вокруг церкви или часовни, и начинали жить русским обычаем в такой мере, что по старым грамотам нет возможности отличить коренного новгородца от инородца-новокрещена»[16].
Приход русского крестьянина давал возможность местному населению приобщиться к новым более высоким по уровню развития реалиям экономической и культурной жизни. Однако, процесс влияния не был односторонним, и так называемый «колонизатор» многое получал и для себя. Прежде всего, это касалось смешанных браков и условий быта. Официальное издание «Азиатская Россия» (1914) свидетельствует: «Браки русских с инородцами совершались во множестве. В результате получалось широкое и повсеместное смеша-ние русских со всевозможными инородческими племенами. В Березовском и Сургутском уездах Тобольской губернии русские старожилы напоминают остяков своими скуластыми лицами и узким разрезом глаз». И далее: «В Северном Алтае русские заимствовали от инородцев многие части одежды, способы передвижения, отчасти пищу и способ ее приготовления» [7].
Однако, не все территории могли подвергаться мирному освоению, и, в первую очередь, это касалось Поволжья, где после падения Золотой Орды господствовали Казанское и Астраханское ханства. Требовалось военное вмешательство, чтобы расчистить путь для невооруженной крестьянской колонизации, что и было осуществлено Иваном IV. В результате в 1552 г. пало Казанское ханство. Началось переселение в Поволжье крестьян, а также служилых людей, которые наделялись землей за счет местных землевладельцев, что не могло не вызвать недовольства со стороны последних. Но, в целом, включение местного населения в состав Московского государства, находившегося на более высоком уровне экономического развития, имело для них положительное значение. Но главное не в этом, мусульманское население Поволжья, по сути, потомки ордынцев, но Иван Грозный не подверг завоеванные территории этнической чистке, не лишил население мусульманской веры, хотя пытался провести христианизацию. Первому архиепископу, отбывающему в недавно завоеванный город, в Кремле даются совершенно четкие указания: «страхом к крещению отнюдь не проводить, а проводить только лаской» [11 С. 229]. Москва была гораздо больше заинтересована в том, чтобы сабли казанских татар, хотя бы и мусульманские, были на ее стороне, нежели в православной «чистоте» города. Да, в какой-то мере, мусульмане пострадали экономически, но и только.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
Взятие Казани открывало путь дальше на восток, и следующим шагом стал выход за Уральский хребет и завоевание Сибири. В 1582 г. купцы Строгановы организовали военную экспедицию с целью выяснить, что находится за Уральскими горами и можно ли присоединить эти земли, которую возглавил атаман Ермак. Экспедиция столкнулась с Сибирским ханством, которое возглавлял хан Кучум, разгромивший отряд Ермака. Однако, в 1589 г. Кучум был разгромлен вместе со своим ханством, и Западная Сибирь вошла в состав Русского государства.
Освоение необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока происходило на всем протяжении XVN-XVШ веков. Под словом «освоение» мы здесь понимаем всего лишь разведывание новых территорий и включение их в состав России. Что касается экономического освоения богатейших ресурсов этой огромной территории, то оно продолжается и в наши дни.
Началось переселение на присоединённые земли русскоязычного населения. На завоёванных сибирских землях русские воздвигали крепости-остроги, а затем и города. На эту землю устремились торговые и служилые люди, переселялись крестьяне. Началась экономическая деятельность. Местные народы познакомились с сельским хозяйством, ремеслом, горно-рудным делом и, вообще, втягивались в новую для них орбиту экономической и культурной жизни.
Колонизация не сопровождалась истреблением местных народов. Напротив, численность местного населения возрастала. Причина такой заботы понятна: население должно было платить дань (ясак). И тем не менее: нерусские народы не истреблялись, не сгонялись с мест обитания, не лишались возможности жить привычной для них жизнью, поклоняться своим богам.
Обратим внимание на те народы и государственные образования, которые приняли решение добровольно войти в состав России. В 1557 г. такое решение приняли башкиры. По договору, при вхождении в состав Русского государства башкиры могли свободно распоряжаться своей территорией, иметь собственную армию, администрацию, религию, но обязывались платить ясак и выделять солдат для российской армии. Россия, в свою очередь, обеспечивала башкирам полную защиту от внешних врагов [8 С.16].
Стремление обезопасить себя от внешней угрозы являлось главной побудительной причиной добровольного вхождения в состав России. Таким образом, в 30-гг. XVIII в. в состав России вошел Младший казахский жуз, положив начало для последующего полного вхождения Казахстана
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
в состав России, а еще ранее (1711 г.) - Молдавия. В 70-е гг. XVIII в. это произошло с Осетией, в 1801 г. с Картли-Кахетинским царством (восточная Грузия), в 1806 г. с Азербайджанским ханством, в 1810 г. с Абхазским княжеством, в 1828 г. с Эри-ванским и Нахичеванским ханствами (Армения) и уже в 1914 г. с Тывой.
На Кавказе помимо осетин добровольно в состав России вошли балкарцы и ингуши. Вхождение остальных горских народов было осложнено сильными сепаратистскими настроениями среди части населения, которые усиленно подогревались и турками, и персами. Это обстоятельство привело к Кавказской войне, которая длилась с 1817 г. по 1864 г. В конечном итоге Кавказ был замирен, и все кавказские народы вошли в состав Российской империи. В XIX веке Россия продвигается в Среднюю Азию, присоединяя значительные территории.
Общеизвестные политические события начала XX века напрямую не связаны с национальной политикой Российской империи того периода, хотя и она, отчасти, способствовала свержению монарха в ходе февральской буржуазно-демократической революции, а позже и революции социалистической.
Принцип территориального национального самоопределения
Национальная политика первых лет Советской власти была отрицанием национальной политики Российской империи. Одним из первых документов Советской власти была «Декларация прав народов России», принятая в ноябре 1917 г., и провозглашавшая право всех народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства [5]. Действие принципа самоопределения привело к тому, что в 1921 - 1922 гг. на территории бывшей Российской империи возникло 7 социалистических республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В свою очередь, в составе РСФСР появились 8 автономных республик, 11 автономных областей, 2 трудовых коммуны. Автономии создавались и в других республиках.
В ноябре 1917 г. в РСФСР был создан Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), который возглавил И.В. Сталин. В задачи Наркомнаца входило создание условий для проведения в жизнь мероприятий, обеспечивающих братское сотрудничество и интересы всех
национальностей и национальных меньшинств. Наркомнац содействовал организации национальных республик, автономных областей, вел работу с национальными кадрами, боролся с проявлениями шовинизма и национализма, сепаратизма, издавал литературу на национальных языках, участвовал в подготовке документов по национально-государственному строительству [15 С.229].
Воспользовавшиеся принципом национального самоопределения республики сразу же ощутили потребность в сближении. В значительной мере это было связано со стремлением устоять в Гражданской войне, и в июне 1919 г. Россия, Украина, Белоруссия создают военно-политический союз. Позднее они договариваются о военно-хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.
Формирование союзного государства сопровождалось острой полемикой, суть которой сводилась к тому, какую форму государственного устройства должно иметь союзное государство: федерация, чего требовал Ленин или федерация на основе автономии, которую предлагал Сталин. Возобладала первая и 30 декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР и ЗССР (в марте 1922 г. Грузия, Азербайджан и Армения создали Закавказскую ССР) в Москве утвердили договор и декларацию о создании Союза советских социалистических республик (СССР). Новая форма территориального устройства была отражена в Конституции СССР 1924 года [4].
Коренизация
В основу национальной политики СССР был положен принцип коренизации, суть которого сводилась к тому, что каждая этническая группа должна обладать собственным национально-государственным образованием. В рамках собственного государственного образования данная группа получала статус «коренной» (т. е. она становилась символическим собственником территории -«главным» народом), а все остальное население относилось к «некоренным» жителям. Однако, при том числе этносов, которые проживали на территории Советского Союза выделить для каждого «свою» союзную республику было невозможно, поэтому возникает иерархия этнотеррито-риальных образований: одни народы получили право на союзные республики (в 1922 г. их было 4, в 1936 - 11), другие - на автономные республики в составе союзных, третьи - на автономные области, округа или края. В местах проживания этниче-
ских меньшинств создавались национальные районы, национальные сельсоветы и национальные колхозы. На основе этого происходило национально-государственное размежевание. В конечном итоге, на момент распада СССР состоял из 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных краев.
Образование СССР позволило в короткий срок провести индустриализацию страны, выстоять и победить фашизм и превратиться в мировую сверхдержаву. Рожденные в СССР первыми на планете покорили атом и сделали его мирным, первыми преодолели земное притяжение, построили тысячи заводов и фабрик, создали новые отрасли производства, открыли новые месторождения угля, нефти, газа, других полезных ископаемых. Построили города, дороги, покорили Арктику и Мировой океан, совершили выдающиеся научные открытия, создали непревзойденные образцы культуры и искусства. СССР стал смыслом жизни нескольких поколений людей разных национальностей, создал неведомую миру ранее общность, называемую советский народ, и будь ты калмык или якут, белорус или узбек, для западного обывателя ты все равно русский, советский. СССР явил миру такой уникальный феномен, как дружба народов СССР.
Вместе с тем, идея этнической федерации, которая была реализована в проекте «Советский Союз», изначально таила в себе угрозу распада страны, ибо строилась на принципах этнически разделенного общества. Усиленное внимание к развитию национальных культур, культурных институтов национальных республик, что само по себе благо для живущих там людей, одновременно создавало опасность роста национализма и сепаратизма в среде элит национальных образований, тем более, что западный враг всячески поощрял и подогревал подобные настроения.
Любой серьезный кризис мог привести к бунту этнических провинций против центральной власти, что и произошло в декабре 1991 г., когда СССР фактически распался по этническим границам, т.е. по границам союзных республик.
Принцип экстерриториального самоопределения народов
Новая Россия с самого начала подверглась опасности уже собственного распада. Усиление центробежных настроений выразилось в так называемом «параде суверенитетов». В ряде национальных республик, в частности, в Татарстане и Чечне были приняты акты, вычленявшие их из общего правового пространства страны. Требовалось в корне менять подход к выстраиванию национальной политики.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», принятая в 1996 г., была первым шагом на этом пути. Согласно Концепции, все народы на территории Российской Федерации являются коренными, поскольку все они формируют российское государство, и, следовательно, целью национальных отношений и национального взаимодействия является общегражданская интеграция. По-новому Концепция трактует самоопределение как форму обеспечения права гражданских и этнокультурных общностей на выбор самостоятельных путей национального и культурного развития, форм политического управления [6]. Теперь оно может быть реализовано как территориально (республики в составе Российской Федерации), так и экстратерритори-ально (в рамках федеральной или региональной национально-культурной автономии субъектом которой могут быть любые этнокультурные общности независимо от территории расселения и статуса) [2].
Право на определение национальной принадлежности
В 1994 г. было создано Министерство национальной политики (сейчас это Федеральное агентство по делам национальностей), а граждане получили право самим определять свою этническую принадлежность, и потому обязательная фиксация ее в паспортах и других государственных документах была отменена [9 С.111][1]. Это, во-первых, подчеркивало равенство всех граждан страны, а во-вторых, способствовало усилению значимости общегражданского определителя -россиянин.
В 2012 г. был создан Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, в состав которого вошли специалисты в области этнополи-тики, представители общественных движений, основных конфессий, журналисты. Тем самым было продемонстрировано, что этническая политика должна представлять собой синтез усилий различных государственных ведомств и общественников в реализации цели построения стабильного и интегрированного гражданского общества. Значимость координации между институтами власти и гражданского общества при проведении этнополитики была особо подчеркнута в утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным 19 декабря 2012 г. «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3]. Данный документ не был лишь декларацией намерений, а строился как руководство к действию по следующей схеме: оценка проблемных ситуаций - постановка политических целей и задач - определение механиз-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
мов реализации сформулированных целей. Важным изменением в доктрине российской этнопо-литики стал тот факт, что руководство государства не только признало политическое значение, но всячески утверждало идею российской нации.
Ты - русский, ты - удмурт, ты - эвенк, и это важно. Но важно и то, что ты гражданин России, Российской Федерации. Сообщая о присвоении звания Героя Россси Нурмагомеду Гаджимагоме-дову, погибшему геройской смертью в сражении СВО, Президент РФ В.В. Путин выразил это так: «Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нур-магомеда Гаджимагомедова, уроженца Дегестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». Всех невозможно перечислить [17] .
Выводы
Российская государственность возникла и развивалась как союз земель и культурных групп. По мере расширения и укрепления государственности поликультурность российского общества становилась все более сложной, что требовало от властей разрабатывать модели этнополитики, которые помогали регулировать отношения между центральной властью и регионами, населяющими их этническими и конфессиональными группами. По мере развития государства происходила последовательная смена этих моделей: древнерусской - имперской - советской - современной российской, что диктовалось опытом истории. Этот опыт показал, что только гражданская солидарность российских граждан, вырастающая и укрепляющаяся снизу - через рост гражданского самосознания и укрепление гражданской солидарности - может быть базовой основой российского общества и российской гражданской нации.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.11.2023).
[2] Федеральный закон О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 N 74-ФЗ // URL: https://base.garant.ru/135765/ (дата обращения: 29.11.2023).
[3] Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года»// Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 декабря 2012 г.
[4] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) (утратила силу) // URL: https:// constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/ red_1924/5508660/ (дата обращения: 29.11.2023).
[5] Декларация прав народов России (утратила силу) // URL: https://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/5307/ (дата обращения: 29.11.2023).
[6] Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (утратил силу) // URL : https://docs.cntd.ru/document/9018776 (дата обращения: 29.11.2023).
[7] Азиатская Россия // Санкт-Петербург. -1914. URL: https://www.prlib.ru/item/1639026 (дата обращения: 29.11.2023).
[8] Акманов И.Г., Зайтунов Р.Б.,Касимов С.Ф., Даутов А.А. О вхождении юго-восточных башкир в состав Русского государства // Проблемы востоковедения, 2017, № 1 (75) С. 15-21.
[9] Горохова Е.Ю. Дискуссия 1990х гг. Об указании национальной принадлежности граждан СССР и России в официальных документах // Вестник Московского Университета Серия 21 Управление (Государство и общество), 2017, № 4 С. 105-126.
[10] Данные Всероссийской переписи населения // URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_ Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami (дата обращения: 29.01.2023).
[11] Ибрагимов Р.Ю. Русский: соборность, единство, братство // Гуманитарий юга России. 2022. № 6 (58). С. 221-246.
[12] История России с древнейших времен до конца XIX в. : учеб. пособие / А. А. Беркутов, Г. В. Гарбуз, В. Ю. Карнишин, А. И. Кошелева, С. А. Уразова, О. Е. Шевнина, Е. Н. Шелепина ; под ред. В. Ю. Карнишина. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. -248 с.
[13] Карташев А.В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение //Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. 1991.- С. 32-37.
[14] Ключевский В.О. Сказания иноземцев о Московском государстве // М.1918 г., 333 с.
[15] Наркомнац РСФСР и реализация национальной политики в 1917-1920-е годы / Е. К. Мине-ева, Т. Н. Иванова, А. П. Зыкина [и др.]. - Москва : Этносфера, 2022. - 551 с.
[16] Платонов С.Ф. Прошлое Русского Севера. Очерки по истории колонизации Поморья -Изд. Время, 1923 г.
[17] Путин: Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин...// URL: https://www.kp.ru/daily/27371/ 4553876/// (дата обращения: 29.11.2023).
[18] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Том 1. Глава 4 // URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev/istorija-rossii-s-drevnejshih-vremen/ (дата обращения: 29. 11.2023).
Spisok literatury:
[1] Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-iami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniia 01.07.2020) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. - URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[2] Federal'nyi zakon O natsional'no-kul'turnoi avtonomii» ot 17.06.1996 N 74-FZ // URL: https:// base.garant.ru/135765/ (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[3] Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabria 2012 g. N 1666 «O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda»// Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii» (www.pravo.gov.ru) 19 dekabria 2012 g.
[4] Konstitutsiia (Osnovnoi Zakon) Soiuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik (utverzh-dena II S»ezdom Sovetov Soiuza SSR ot 31 ianvaria 1924 g.) (utratila silu) // URL: https://constitution. garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508660/ (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[5] Deklaratsiia prav narodov Rossii (utratila silu) // URL: https://constitution.garant.ru/history/ act1600-1918/5307/ (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[6] Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 15 iiunia 1996 goda № 909 «Ob utverzhdenii Kontseptsii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii» (utratil silu) // URL : https://docs.cntd.ru/docu-ment/9018776 (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[7] Aziatskaia Rossiia // Sankt-Peterburg. -1914. URL: https://www.prlib.ru/item/1639026 (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[8] Akmanov I.G., Zaitunov R.B.,Kasimov S.F., Dautov A.A. O vkhozhdenii iugo-vostochnykh bashkir v sostav Russkogo gosudarstva // Problemy vostoko-vedeniia, 2017, № 1 (75) S. 15-21.
[9] Gorokhova E.Iu. Diskussiia 1990kh gg. Ob ukazanii natsional'noi prinadlezhnosti razhdan SSSR i Rossii v ofitsial'nykh dokumentakh // Vestnik Mosk-ovskogo Universiteta Seriia 21 Upravlenie (Gosu-darstvo i obshchestvo), 2017, № 4 S. 105-126.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
[10] Dannye Vserossiiskoi perepisi naseleniia // URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacional-nyj_sostav_i_vladenie_yazykami (data obrashche-niia: 29.01.2023).
[11] Ibragimov R.Iu. Russkii: sobornost', edin-stvo, bratstvo // Gumanitarii iuga Rossii. 2022. № 6 (58). S. 221-246.
[12] Istoriia Rossii s drevneishikh vremen do kontsa XIX v. : ucheb. posobie / A. A. Berkutov, G. V. Garbuz, V. lu. Karnishin, A. I. Kosheleva, S. A. Urazova, O. E. Shevnina, E. N. Shelepina ; pod red. V. lu. Karnishina. - Penza : Izd-vo PGU, 2014. - 248 s.
[13] Kartashev A.V. Kreshchenie Rusi sviatym kniazem Vladimirom i ego natsional'no-kul'turnoe znachenie //Russkoe zarubezh'e v god tysiacheletiia kreshcheniia Rusi. 1991.- S. 32-37.
[14] Kliuchevskii V.O. Skazaniia inozemtsev o Moskovskom gosudarstve // M.1918 g., 333 s.
[15] Narkomnats RSFSR i realizatsiia natsion-al'noi politiki v 1917-1920-e gody / E. K. Mineeva, T. N. Ivanova, A. P. Zykina [i dr.]. - Moskva : Etnosfera, 2022. - 551 s.
[16] Platonov S.F. Proshloe Russkogo Severa. Ocherki po istorii kolonizatsii Pomor'ia -Izd. Vremia, 1923 g.
[17] Putin: la lakets, ia dagestanets, ia chech-enets, ingush, russkii, tatarin, evrei, mordvin, ose-tin...// URL: https://www.kp.ru/daily/27371/4553876/// (data obrashcheniia: 29.11.2023).
[18] Solov'ev S.M. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen / Tom 1. Glava 4 // URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Sergej_Solovev/istorija-rossii-s-drevne-jshih-vremen/ (data obrashcheniia: 29. 11.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023