Научная статья на тему 'Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции'

Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальная политика / миграционная политика / внешняя трудовая миграция / трудовые мигранты / национальная безопасность / профилактика правонарушений / содействие занятости / national policy / migration policy / external labor migration / labor migrants / national security / prevention of offenses / employment promotion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсаков К. В., Серова А. В.

Миграционная политика России основывается на идее ее миграционной привлекательности, что позволяет решать ряд важных социальных, демографических и экономических проблем. В то же время большой поток внешних мигрантов создает определенные угрозы национальной безопасности. Настоящее исследование фокусируется на изучении потенциала инструментов национальной политики в сфере труда и содействия занятости населения для решения проблемы декриминализации и демаргинализации сообщества трудящихся-мигрантов. Выявлена необходимость деятельности государственной службы занятости населения в трех основных направлениях: повышение уровня информированности иностранных граждан об основах трудового законодательства, видах, порядке и способах получения соответствующих государственных услуг; адаптация отдельных государственных услуг под потребности и возможности внешних трудовых мигрантов; совершенствование межведомственного взаимодействия. По мнению авторов статьи, для каждого направления требуется развитие функционала единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и ее интеграция с аналогичными цифровыми ресурсами в других странах. Механизм защиты трудовых прав и свобод иностранных граждан также нуждается в совершенствовании. Отмечена особая роль профсоюзов и государственной инспекции труда в снижении уровня преступности среди мигрантов. Сделан вывод, что профсоюзы могут существенно влиять на содержание принимаемых работодателями локальных нормативных актов и на решение отдельных кадровых вопросов в отношении иностранных работников, осуществлять контрольные и иные функции, участвовать в формировании и реализации внутренней государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s National Policy on Regulating Relations in the Field of External Labor Migration

Russia’s migration policy is based on the idea of its migration attractiveness, which makesit possible to solve a number of importantsocial, demographic, and economic problems.At the same time, the large flow of external migrants creates certain threatsto national security. This article focuses on studying the potential of national labor policy instruments and employment promotion to solve the problem of decriminalization and demarginalization of the migrant workers’community. It exposesthe need in improving the performance of the state employment service in three main directions: raising the awareness of foreign citizens about the basics of labor legislation, types, procedures, and methods of obtaining public services; adaptation of individual public services to the demands and capabilities of external labor migrants; and interdepartmental interaction advancement. According to the authors of the article, each direction requires the development of the functionality of a single digital platform in the field of employment and labor relations “Work in Russia” and its integration with similar digital resources in other countries. The mechanism for protecting the labor rights and freedoms of foreign citizens also requires enhancement. The special role of trade unions and the State Labor Inspectorate in reducing the crime rate among migrants is noted. It is concluded that trade unions can significantly influence the content of local regulations adopted by employers and the resolution of certain personnel issues in relation to foreign workers, exercise control and other functions, and participate in the formation and implementation of internal state policy in the field of labor and employment promotion.

Текст научной работы на тему «Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции»

УДК 325.14+349.2 DOI: 10.17506/18179568_2023_20_2_106

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Константин Викторович Корсаков,

Институт философии и права

Уральского отделения Российской академии наук,

Екатеринбург, Россия,

[email protected]

Алена Вадимовна Серова,

Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Получена 27.04.2023. Поступила после рецензирования 26.05.2023.

Принята к публикации 07.06.2023.

Для цитирования: Корсаков К.В., Серова А.В. Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 2. С. 106-126. https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_2_106

Аннотация

Миграционная политика России основывается на идее ее миграционной привлекательности, что позволяет решать ряд важных социальных, демографических и экономических проблем. В то же время большой поток внешних мигрантов создает определенные угрозы национальной безопасности. Настоящее исследование фоку© Корсаков К.В., Серова А.В., 2023

Paradigms and Processes UHCKVDC*!

сируется на изучении потенциала инструментов национальной политики в сфере труда и содействия занятости населения для решения проблемы декриминализации и демаргинализации сообщества трудящихся-мигрантов. Выявлена необходимость деятельности государственной службы занятости населения в трех основных направлениях: повышение уровня информированности иностранных граждан об основах трудового законодательства, видах, порядке и способах получения соответствующих государственных услуг; адаптация отдельных государственных услуг под потребности и возможности внешних трудовых мигрантов; совершенствование межведомственного взаимодействия. По мнению авторов статьи, для каждого направления требуется развитие функционала единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и ее интеграция с аналогичными цифровыми ресурсами в других странах. Механизм защиты трудовых прав и свобод иностранных граждан также нуждается в совершенствовании. Отмечена особая роль профсоюзов и государственной инспекции труда в снижении уровня преступности среди мигрантов. Сделан вывод, что профсоюзы могут существенно влиять на содержание принимаемых работодателями локальных нормативных актов и на решение отдельных кадровых вопросов в отношении иностранных работников, осуществлять контрольные и иные функции, участвовать в формировании и реализации внутренней государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения.

Ключевые слова:

национальная политика, миграционная политика, внешняя трудовая миграция, трудовые мигранты, национальная безопасность, профилактика правонарушений, содействие занятости.

Источники финансирования:

исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 2328-00032, https://rscf.ru/project/23-28-00032/

UDC 325.14+349.2 DOI: 10.17506/18179568_2023_20_2_106

RUSSIA'S NATIONAL POLICY ON REGULATING RELATIONS IN THE FIELD OF EXTERNAL LABOR MIGRATION

Konstantin V. Korsakov,

Institute of Philosophy and Law

of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia, [email protected]

Alena V. Serova,

Ural State Law University named after V.F. Yakovlev Ekaterinburg, Russia, [email protected]

Received 27.04.2023. Revised 26.05.2023. Accepted 07.06.2023.

For citation: Korsakov, K.V., Serova, A.V. (2023). Russia's National Policy on Regulating Relations in the Field of External Labor Migration. Discourse-P, 20(2), 106-126. (In Russ.). https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_2_106

Abstract

Russia's migration policy is based on the idea of its migration attractiveness, which makes it possible to solve a number of important social, demographic, and economic problems. At the same time, the large flow of external migrants creates certain threats to national security. This article focuses on studying the potential of national labor policy instruments and employment promotion to solve the problem of decriminalization and demarginaliza-tion of the migrant workers' community. It exposes the need in improving the performance of the state employment service in three main directions: raising the awareness of foreign citizens about the basics of labor legislation, types, procedures, and methods of obtaining public services; adaptation of individual public services to the demands and capabilities of external labor migrants; and interdepartmental interaction advancement. According to the authors of the article, each direction requires the development of the functionality of a single digital platform in the field of employment and labor relations "Work in Russia" and its integration with similar digital resources in other countries. The mechanism for protecting the labor rights and freedoms of foreign citizens also requires enhancement. The special role of trade unions and the State Labor Inspectorate in reducing the crime rate among migrants is noted. It is concluded that trade unions can significantly influence the content of local regulations adopted by employers and the resolution of certain

Paradigms and Processes UHCKVDC*!

personnel issues in relation to foreign workers, exercise control and other functions, and participate in the formation and implementation of internal state policy in the field of labor and employment promotion.

Keywords:

national policy, migration policy, external labor migration, labor migrants, national security, prevention of offenses, employment promotion.

Funding :

the study was funded by the Russian Science Foundation grant No. 23-28-00032, https://rscf.ru/project/23-28-00032/

Введение

Осуществляемая в настоящее время либеральная национальная политика в области внешней миграции делает нашу страну одной из наиболее привлекательных для внешних трудовых мигрантов. Согласно статистическим данным ООН, Российская Федерация на протяжении многих лет находится в первой пятерке стран по числу внешних трудовых мигрантов1. В 2022 г. для осуществления трудовой деятельности на ее территории въехало около 308 тыс. человек из стран СНГ. Лидерами являются Таджикистан (42,3 %), Кыргызстан (34,8 %) и Узбекистан (28,7 %)2.

Концепция государственной миграционной политики РФ3 постоянно дополняется и совершенствуется, приобретая все более социальный характер и гуманитарную направленность. В п. 7 особо подчеркивается заинтересованность нашего государства во внешнем миграционном потоке трудовых ресурсов с точки зрения компенсации естественной убыли населения и нехватки рабочих кадров в отдельных отраслях экономики. В связи с происходящими в последние годы геополитическими и экономическими процессами роль внешней трудовой миграции становится все более значимой. Так, например, в Свердловской области ощущается острая нехватка кадров во многих отраслях, включая предприятия

1 Россия входит в пятерку лидеров как по числу мигрантов, так и по числу граждан страны, проживающих за рубежом (2021, 15 января). Новости ООН - Глобальный взгляд. Человеческие судьбы. Взято 10 апреля 2023, с https://news.un.org/ru/story/2021/01/1394392

2 Состояние условий труда работников организаций Российской Федерации по отдельным видам экономической деятельности 2022 (2023, 26 апреля). Федеральная служба государственной статистики. Взято 10 апреля 2023, с https://rosstat.gov.ru/ сотре^штМоситеп1У13264

3 Указ Президента РФ № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» (2018, 31 октября). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_310139/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/

оборонно-промышленного комплекса, в связи с чем в экономику региона требуется дополнительно привлечь порядка 6300 работников4. Если на подготовку новых кадров требуется значительное количество времени, а у отечественных работодателей нет достаточного темпорального ресурса, то использование иностранной рабочей силы, уже обладающей необходимым уровнем квалификации, способно своевременно разрешить остро вставшую кадровую проблему.

Между тем, как подчеркивает политолог А.А. Кокошин, большой и плохо контролируемый приток внешних мигрантов создает существенные угрозы национальной безопасности России (Кокошин, 2014, с. 28). В этой связи в политических актах и документах, определяющих стратегические направления развития национальной политики, отдельное внимание уделяется вопросам миграционной безопасности, под которой понимается «состояние защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в страну, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и своих граждан, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов» (Гриняев и др., 2021, с. 47). Среди актуальных проблем в этой сфере выделяют высокий уровень нелегальной (незаконной) миграции (Корсаков, 2017, с. 29) и преступности среди внешних мигрантов (Черепашкин, 2015, с. 15-16). Причем реальные, точные масштабы незаконной миграции в современной России определить весьма непросто ввиду неупорядоченности и разнородности разработанных и применяемых в текущий период исследовательских методик (Чудиновских, 2020, с. 8). Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2022 г. иностранными гражданами было совершено 36993 преступления, из них 30353 преступления совершено мигрантами из стран СНГ5. По этим причинам в Стратегии национальной безопасности РФ (подп. 16 п. 47) особо важное значение придается решению задачи по противодействию незаконной миграции, усилению контроля за миграционными потоками, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов6.

Взаимосвязь между нарушениями прав иностранных граждан, в том числе трудовых, неудовлетворительными условиями их труда и совершением ими преступных деяний очевидна и интенсивно изучается как в России, так и в других странах мира (Корсаков, 2014, с. 121-122; 2019, с. 456-457). Результаты социологических исследований эффективнее, чем имеющаяся официальная

4 Состоялось заседание Координационного совета Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики (2023, 29 марта). Федерация профсоюзов Свердловской области. Взято 10 апреля 2023, с https://new.fnpr.org/news/20386/

5 Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России (2022). Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Взято 10 апреля 2023, с http://crimestat.ru/analytics

6 Указ Президента РФ № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (2021, 2 июля). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/

Paradigms and Processes UHCKVDC*!

статистика, способны помочь установить истинные масштабы нарушений трудовых прав иностранных граждан. Насущную проблему дискриминации иностранных работников в различных ее проявлениях подробно рассматривает В.И. Мукомель (Мукомель, 2008). Е. Вакуленко и Р. Леухин приводят данные, что заработная плата трудовых мигрантов в среднем на 40 % ниже, чем у российских граждан (Вакуленко, Леухин, 2016, с. 131). Итоги социологических опросов, проведенных в Свердловской области в 2017-2018 гг., показывают, что средняя зарплата трудящихся-мигрантов в Екатеринбурге составляла около 29000 руб., в то время как средняя зарплата в регионе находилась на уровне 34339 руб.7, что вполне можно расценивать как одно из проявлений дискриминации. Также в ходе эмпирических исследований было выявлено, что 48 % мигрантов в области трудится с грубыми нарушениями законодательства, без оформления в письменной форме трудового договора (Корсаков, 2018, с. 40-41).

Если проанализировать, какие преступления чаще всего совершают трудящиеся-мигранты, и характер допускаемых работодателями нарушений, то вполне легко можно заметить, что одним из детерминантов является низкий уровень защищенности внешних трудовых мигрантов в области труда. Решение этой проблемы в научной литературе вслед за логикой Стратегии национальной безопасности и Концепции миграционной политики видится в усилении акцента миграционной политики на социальной адаптации, интеграции и аккультурации, поскольку по мере этого трудящиеся-мигранты становятся более законопослушными. В качестве возможной меры по их социальной адаптации российскими авторами называется, в частности, улучшение культуры и качества трудовой деятельности, а также уровня социальной защищенности трудящихся-мигрантов (Корсаков, 2019, с. 461).

Социальная интеграция и адаптация как одни из важных направлений миграционной политики государства обладают большим потенциалом в решении острых проблем внешней трудовой миграции. Причем в этой сфере важное значение имеет именно тот инструментарий, которым оперирует наше государство при реализации внутренней политики в сфере труда и содействия занятости населения. Неслучайно в Концепции миграционной политики отдельно выделяются направления, которые касаются развития механизмов организованного привлечения иностранных работников (п. 22), развития инструментов государственной политики в области занятости населения, обеспечения полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории России (п. 25), обеспечения эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства работодателями, привлекающими и использующими труд иностранных работников, а также обеспечения возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства (п. 26).

Как верно отмечает Е.И. Янгирова, гуманитарный подход, экономический прагматизм и обеспечение национальной безопасности - «три кита, на ко-

7 Среднемесячная начисленная зарплата наемных работников в организациях, у ИП и физических лиц (2022). Федеральная служба государственной статистики. Взято 10 апреля 2023, с https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

торых должна строиться современная миграционная политика» (Янгирова, 2019, с. 6). Поэтому управление миграционными процессами должно носить интегративный характер, объединяющий инструментарий разных направлений государственной политики: социальной политики, экономической политики и политики обеспечения национальной безопасности. Причем социально ориентированная повестка должна быть «лейтмотивом и рефреном» их корреляции. В этой связи наиболее значимыми для научного изучения представляются вопросы содействия занятости внешних трудовых мигрантов, предупреждение совершения в отношении них нарушений трудового законодательства и гарантирование действенных способов защиты трудовых прав и свобод, учитывающих специфику их правового положения, на чем и сфокусировано настоящее исследование.

Стоит подчеркнуть, что качество правового регулирования - один из факторов, влияющих на эффективность любого полюса внутренней политики государства. Миграционная политика не является исключением. Неслучайно среди условий формирования и реализации миграционной политики в Концепции подробно перечисляются успехи государственной деятельности в период действия предыдущей Концепции 2012 г. в той части, что было усовершенствовано значительное количество инструментов правового регулирования в сфере миграции (п. 11), а в качестве вывода подчеркивается, что «эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования» (п. 12). Ученые-политологи, занимающиеся в настоящее время вопросами российской миграционной политики, выделяют эти изменения в числе существенных отличий между документами 2012 г. и 2018 г., которые позволяют говорить о качественно новом этапе в развитии национальной политики России в сфере миграции (Неймарк, 2020, с. 503).

Правовая политика является неотъемлемой частью государственной политики, а совершенствование правовых основ в конкретной предметной области непременно становится одной из задач деятельности государства. Д.Ю. Знаменский, применяя системно-динамический подход к исследованию национальной политики, выделяет три ее измерения: пространственное, временное и технологическое. Говоря о пространственном измерении, автор справедливо отмечает принципиальное значение нормативно-правовых и концептуальных основ национальной политики, «поскольку они задают ее основные направления и методы их реализации» (Знаменский, 2014, с. 104).

Вышесказанное обусловливает необходимость определения такого вектора научных исследований, который будет интегрировать рассмотрение не только проблемных вопросов, возникающих при реализации конкретных мероприятий в рамках миграционной политики, но и качества и полноты их нормативного (юридического) регулирования.

Потенциал инструментов национальной политики

в области содействия занятости населения

Совершенствование государственной политики в области содействия занятости населения в отношении иностранных граждан в контексте разраба-

тываемой нами концепции управления миграционными процессами следует рассматривать в качестве одного из обязательных компонентов, имеющих превентивную функцию по предупреждению возникновения социальных конфликтов внешних трудовых мигрантов и созданию условий для профилактики преступного поведения как с их стороны, так и в отношении них со стороны работодателей. Тем более, о тесном взаимодействии данного направления социальной политики и миграционной политики не раз упоминается в Концепции 2018 г.

Основные проблемы, которые возникают в этой области, включают наличие безработных иностранных граждан, проживающих в России (уровень безработицы среди мигрантов из стран СНГ составляет 5,1 %8); неосведомленность приезжающих с целью заработка относительно того, как можно найти работу и легально трудоустроиться, каковы особенности трудовых отношений (Скачкова, 2013, с. 116); подтверждение квалификации.

Отечественное законодательство в сфере занятости населения позволяет всем категориям иностранных граждан вставать на учет в государственную службу занятости населения (ГСЗН) с целью поиска подходящей работы, а постоянно или временно проживающим на территории РФ иностранцам получить статус безработных и пособие по временной нетрудоспособности. Они могут пользоваться такой услугой, как информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. Им доступны и иные мероприятия, реализуемые в сфере содействия занятости населения. Однако основная проблема заключается не столько в нехватке каких-либо специально созданных для них видов государственных услуг, сколько в том, что процедура их оказания не адаптирована для того, чтобы ими беспрепятственно могли воспользоваться мигранты.

Популяризировать и расширить масштаб охвата услуг ГСЗН среди внешних трудовых мигрантов можно в нескольких направлениях, взаимно дополняющих друг друга. Первое касается повышения уровня информированности иностранных граждан о видах государственных услуг, условиях, порядке и способах их получения, в том числе о цифровых сервисах, с помощью которых ими можно воспользоваться, и об основах трудового законодательства. Второе направление - организационное - предполагает совершенствование межведомственного взаимодействия относительно внешних трудовых мигрантов. В рамках обоих направлений представляется необходимым максимально использовать возможности тех цифровых сервисов и ресурсов, которые уже сейчас применяются в деятельности ГСЗН. К тому же сейчас это является трендом развития любой области государственной политики: практически все документы стратегического планирования фиксируют необходимость поддержания и развития государственных информационных систем, как это сделано, например, в Концепции миграционной политики (пп. 13 и 26).

8 Состояние условий труда работников организаций Российской Федерации по отдельным видам экономической деятельности 2022 (2023, 26 апреля). Федеральная служба государственной статистики. Взято 10 апреля 2023, с https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13264

Базовое значение в этом аспекте имеет единая цифровая платформа (ЕЦП) в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», которая на сегодняшний день уже обладает весьма значительным функционалом и разнообразными сервисами: «Поиск работы», «Справочник востребованных профессий», «Справочная информация», «Опросы и тесты», где есть отдельная вкладка по профессиональной ориентации, и др. В целях решения проблем внешней трудовой миграции следует развивать данный ресурс таким образом, чтобы иностранные граждане, еще находясь на территории своей страны, заблаговременно могли четко определиться с выбором подходящего для них варианта работы и конкретного работодателя, к которому они в дальнейшем целенаправленно поедут. Тем самым будут снижены риски их нетрудоустройства после приезда в Россию, что может побудить к совершению противоправных действий. В этом смысле очень важно проработать момент информирования иностранцев о существовании ЕЦП «Работа в России», ее функционале, в том числе о том, какие услуги могут быть получены иностранными гражданами, когда они еще находятся у себя дома. Как следствие, в рамках совершенствования инструментов государственной политики в области содействия занятости населения стоит определить случаи и условия получения в дистанционном формате государственных услуг иностранными гражданами, которые территориально находятся за границей. Технические возможности для этого уже созданы, поскольку с 2020 г. ЕЦП «Работа в России» используется для регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных.

Саму платформу следует интегрировать с аналогичными базами вакансий, созданными на территории других стран, что автоматически прорекламирует ее среди граждан, проживающих за рубежом. Апробировать такую модель целесообразно внутри государств-участников ЕАЭС и СНГ. К слову, такая идея уже приобрела объективированное воплощение благодаря совместным усилиям представителей сторон социального партнерства (п. 3.1.5 Соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством9). Сейчас на ЕЦП «Работа в России» есть сервис «Иностранная рабочая сила», в котором содержится справочная информация об организованном наборе граждан Узбекистана и Таджикистана. Между правительствами достигнута договоренность использования ЕЦП «Работа в России» в качестве информационного ресурса для размещения определенных в соглашениях об организованном наборе сведений о работодателях, вакансиях, требованиях к соискателям и условиях труда. Вместе с тем интеграция российской платформы с базами вакансий данных государств пока не осуществляется.

В целях повышения уровня информированности иностранцев содержательное наполнение ЕЦП «Работа в России» нуждается в дополнении той информацией, которая имеет значение для легального и гарантированного

9 Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 20212023 годы (2021, 31 марта). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381237/aa78541801a1cf8867fe174d1c15c212b 7d47720/

трудоустройства мигрантов, в том числе следует усовершенствовать возможности поиска вакансий по заданным фильтрам.

Для решения обозначенной задачи может использоваться и другая государственная информационная система - Онлайнинспекция.рф. У нее также есть полезные для иностранных граждан сервисы: памятки с разъяснением действующего трудового законодательства; бланки трудоправовых документов; сервис по самостоятельной проверке работодателем требований трудового законодательства; сервис для направления жалоб в государственную инспекцию труда и др.

Для получения разрешения на работу (патента) мигранты должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ российского законодательства10. В части последнего основной акцент сделан на требованиях миграционного законодательства. В целях совершенствования информационного сегмента миграционной политики полагаем необходимым для лиц, желающих работать в России, усилить компонент знаний об основных правах, свободах и обязанностях иностранных граждан углубленными знаниями о трудовом законодательстве, в том числе способах защиты трудовых прав и свобод работников, о государственных информационных ресурсах в сфере содействия занятости населения и их функционале. В качестве альтернативы данному предложению можно задуматься о создании на ЕЦП «Работа в России» специального образовательного ресурса.

Еще одним направлением развития инструментов государственной политики в области содействия занятости населения в отношении внешних трудовых мигрантов должно стать усиление возможности использования еЦп «Работа в России» как информационной системы для осуществления электронного кадрового документооборота. В настоящее время использование такой формы документооборота является добровольным для российских работодателей. Однако целесообразно сделать это обязательным для случаев использования работодателем иностранной рабочей силы. Причем это должно касаться не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров, опосредующих применение труда мигрантов. Такой переход позволит усовершенствовать межведомственное взаимодействие между различными органами государственной власти в целях осуществления контроля за соблюдением требований миграционного и трудового законодательства работодателями, использующими труд иностранцев.

Региональная политика в области содействия занятости населения также нуждается в совершенствовании. Серьезным упущением следует считать отсутствие в документах стратегического планирования субъектов РФ, заин-

10 Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002, 25 июля). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/; Постановление Правительства РФ № 840 «Об утверждении требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (2021, 31 мая). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385626/

тересованных в привлечении иностранной рабочей силы, таких индикаторов, с помощью которых можно было бы проводить мониторинг обеспечения достойных условий труда для привлекаемых на территорию региона иностранных граждан: осуществление ГСЗН деятельности по информированию о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), по поиску подходящей работы; отсутствие допущенных в отношении мигрантов нарушений трудового законодательства, отсутствие с их стороны правонарушений по причинам, связанным с нарушением их трудовых прав и свобод. В противном случае такие индикаторы не объективируются в документах стратегического планирования, а значит, на их решение не выделяются бюджетные средства, их выполнение не контролируется. В Свердловской области в настоящее время предусмотрен только один такой индикатор - численность иностранных граждан, обратившихся за информацией о возможностях трудоустройства на предприятиях области.

Роль профессиональных союзов

в реализации направлений национальной политики

по декриминализации и демаргинализации сообщества

внешних трудовых мигрантов

Профсоюзы как институт гражданского общества обладают большим потенциалом в деле профилактики правонарушающего поведения со стороны внешних трудовых мигрантов. Отмечается, что общество возлагает большие надежды на профсоюзы как на один из наиболее организованных институтов гражданского общества в ситуациях, когда политические партии не могут эффективно решить проблемы, возникающие между властными структурами и институтами гражданского общества (Шмарион, 2019, с. 78). Политолог В. А. Волох подчеркивает, что «важнейшим приоритетом стратегии развития миграционной политики должно быть именно формирование и развитие институтов гражданского общества» (Волох, 2021, с. 13). Российские профсоюзы, хотя и не позиционируют себя как часть политической системы, де-факто имеют необходимый ресурс, позволяющий быть активными участниками, акторами политического процесса (Гревцова, 2014, с. 69).

Роль профсоюзов в реализации миграционной политики и политики по обеспечению национальной безопасности в части профилактики преступного поведения трудящихся-мигрантов и совершения в отношении них противоправных деяний в сфере труда раскрывается в следующих аспектах. Во-первых, они имеют право активно участвовать в формировании политики в сфере труда и содействия занятости населения на разных уровнях (начиная с федерального и заканчивая локальным, т. е. уровнем конкретного работодателя). Это означает, что у профсоюзов, особенно тех, которые создаются самими внешними трудовыми мигрантами, есть возможность лоббировать их интересы и содействовать принятию выгодных для них политических решений. Во-вторых, профсоюзы обладают специфическим функционалом и на сле-

дующих стадиях развития политики, осуществляя защитные, контрольные, просветительские и иные функции. Рассмотрим данные положения подробнее.

Первичная профсоюзная организация на локальном уровне социального партнерства может влиять на решения, принимаемые работодателем в отношении иностранного работника, ставшего ее членом: высказывать свое мнение относительно увольнения мигранта по пп. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ11, а в некоторых случаях даже давать или нет свое согласие на его увольнение, что имеет для работодателя обязательную силу; профсоюзы могут осуществлять в отношении мигрантов текущий профсоюзный контроль, в том числе со стороны своих правовых и технических инспекций; такие работники могут помочь профсоюзу обеспечить объединение большинства работников у конкретного работодателя, ввиду чего работодатель будет обязан учитывать его мнение при принятии локальных нормативных актов и решении ряда кадровых вопросов. Тем самым профсоюз сможет влиять на содержание принимаемых работодателем правовых решений, обеспечивающих достойный уровень условий труда для иностранных граждан. Профсоюз может обратиться от имени работника-мигранта в орган по рассмотрению индивидуального трудового спора, причем такой работник может не быть членом профсоюза (ст. 23 Федерального закона № 10-ФЗ12). К сожалению, судебная практика пока не признает возможность обращения профсоюза в защиту неопределенного круга работников, на что неоднократно указывалось исследователями (см., например: Сошникова, 2014, с. 98). Многие профсоюзы, помимо защитных и представительских полномочий, активно занимаются культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работой, правовым просвещением своих членов, оказанием им юридической и материальной помощи.

На иных уровнях социального партнерства профсоюзы, членами которых являются мигранты, разными способами могут влиять на принятие политико-правовых решений. Чаще всего это происходит в рамках формирования государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения. Они могут рассматривать проекты нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и иных актов в сфере труда федерального, регионального и местного уровня в соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений; предлагать органам государственной власти и местного самоуправления принять нормативные правовые акты в сфере труда и участвовать в их обсуждении (но при этом у них нет права самостоятельной законодательной инициативы); участвовать в осуществлении задач координационных комитетов содействия занятости населения или межведомственных комиссий; инициировать проведение с органами исполнительной власти и работодателями взаимных консультаций по проблемам занятости

11 Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ (2001, 30 декабря). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/

12 Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996, 12 января). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/

населения, включая иностранных работников, а по итогам таких консультаций заключать соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения; представлять интересы работников при заключении коллективных договоров и соглашений.

Возникает закономерный вопрос, в чем заключается интерес профсоюзов в распространении своей деятельности на мигрантов, ведь многие профсоюзы, наоборот, настроены против из-за боязни ущемить российских граждан на рынке труда. К слову, такие настроения носят универсальный характер и характерны для профсоюзного движения в государствах, входящих в число лидеров по внешней трудовой миграции (Бурда и др., 2020, с. 42). Ранее уже говорилось о проблеме дискриминации внешних трудовых мигрантов, особенно в части размера зарплаты. Отстаивая трудовые права иностранных работников, российские профсоюзы могли бы помочь решить проблему социального демпинга. Иными словами, благотворно влияя на условия труда мигрантов, они одновременно способствуют поддержанию достойного уровня условий труда непосредственно российских работников. В аспекте профсоюзной защиты иностранные граждане не должны рассматриваться как конкуренты для российских граждан. Попутно отметим, что в России идея создания профсоюзов среди мигрантов достаточно активно реализуется на практике. Так, в Свердловской области с 2019 г. успешно действует профсоюзная организация «Независимый межрегиональный профсоюз трудовых мигрантов».

В целях совершенствования правовых механизмов реализации социальной и миграционной политики государству необходимо разрешить обнаружившуюся неопределенность в том, все ли категории иностранных работников могут быть членами российских профсоюзов и пользоваться их защитой. В п. 4 ст. 2 Федерального закона № 10-ФЗ указано, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Возникает вопрос относительно толкования того, каких лиц следует относить к числу проживающих на территории России. Можно ли к ним относить временно пребывающих иностранцев?

С точки зрения буквы международных договоров, отсутствие возможности у мигрантов, временно пребывающих на территории России, вступать в профсоюзы является нарушением их основополагающих трудовых прав. Вместе с тем в научной литературе обоснованно указывается, что в отсутствии разрешения таким мигрантам вступать в профсоюзы есть своя логика. Прежде всего она кроется в необходимости обеспечения национальной безопасности, поддержании оптимального баланса трудовых ресурсов, содействии в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан и решении других задач внутренней и внешней политики государства (Кузнецов, 2014, с. 453). В. В. Коробченко и В. А. Сафонов выделяют также «отсутствие у данных лиц длительной связи с Россией, сиюминутный характер их интересов в сфере труда» (Коробченко, Сафонов, 2019, с. 36).

Стоит также отметить, что в правовой политике поддерживается подход, согласно которому временно пребывающие иностранцы не могут вступать

в российские профсоюзы. Но и деятельность иностранных профсоюзов, членами которых они могут быть, на территории нашего государства юридически практически невозможна (Сафонов, Коробченко, 2019, с. 168-169). В такой ситуации эта категория внешних трудовых мигрантов может реализовать свои коллективные трудовые права посредством избрания иного представителя, о чем говорится в ст. 31 ТК РФ. Однако его права значительно урезаны в сравнении с тем, что могут делать профсоюзы, особенно если они объединяют более половины работников. К тому же иной представитель может функционировать только на локальном уровне социального партнерства. Таким образом, он не может быть полноценным актором политического процесса. Поэтому особого смысла в его создании для внешних трудовых мигрантов, временно пребывающих в России, думается, нет.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что в полном объеме закрывать мигрантам доступ к вступлению в профсоюзы нецелесообразно. Допустимо установить разумные ограничения в тех аспектах, которые могут быть использованы иностранными гражданами в случае выступления их в роли проводников для реализации интересов других государств с целью осуществления политической борьбы, дестабилизации экономической ситуации и социального спокойствия в российском обществе, а также деятельности конкретного работодателя и рисков затягивания процедуры увольнения самого иностранного гражданина. Например, запретить создавать профсоюз исключительно временно пребывающими иностранными гражданами, установить максимально допустимую долю членства в составе действующего профсоюза с одновременным недопущением их в состав выборного органа первичной профсоюзной организации, запретить участвовать в проводимой забастовке и т. п.

Эффективной деятельности профсоюзов мешает множество факторов, среди которых особую озабоченность вызывает отсутствие у них согласительных полномочий. Однако сегодня они сохраняют статус института, посредством которого, с одной стороны, может быть решен ряд задач государственной политики без привлечения органов государственной власти, с другой - выявляется мнение целевой аудитории, которое транслируется органам государственной власти. Тем самым профсоюз становится одной из форм политического участия внешних трудовых мигрантов, также создаются условия для обеспечения конструктивного взаимодействия между государством и гражданским обществом в политическом процессе. Решение вопросов социально-трудовой защищенности мигрантов с помощью инструментов социального партнерства благотворно повлияет на реализацию политики миграционной безопасности.

Обеспечение эффективного государственного контроля

за соблюдением трудового законодательства работодателями,

использующими труд иностранных работников

Организационный механизм взаимодействия социальной политики, миграционной политики и политики по обеспечению национальной безопасности требует рассмотрения особенностей деятельности специальных органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. На сегодняшний день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства13 является более надежным и доступным инструментом реализации государственной политики в части решения проблемы криминального поведения трудящихся-мигрантов.

Во-первых, проводимые государственными инспекциями труда (ГИТ) по субъектам РФ плановые и внеплановые проверки деятельности работодателей могут осуществляться без жалобы от конкретного работника (например, на основании требования прокуратуры). Во-вторых, государство в последние годы заметно смещает курс в сторону превентивной функции в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Именно она выходит на первый план как наиболее эффективная в решении проблемы профилактики противоправного поведения в отношении трудовых мигрантов со стороны работодателей и, как следствие, снижения уровня преступности среди данной группы населения. В этой связи повышается значение профилактических мероприятий, осуществляемых ГИТ, особенно в части объявления предостережения и профилактического визита.

Вместе с тем эффективная реализация миграционной политики и политики по обеспечению национальной безопасности в части декриминализации поведения мигрантов требует совершенствования порядка осуществления ГИТ контрольных полномочий. Так, среди критериев отнесения подконтрольных объектов к определенной категории риска отсутствует критерий использования труда иностранной рабочей силы. Как следствие, если работодатель относится к категории низкого риска, то в отношении него вообще не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Данное основание также не является самостоятельным для обязательного профилактического визита в отношении работодателей, использующих труд иностранных граждан. Кроме того, с марта 2022 г. и до 2030 г. в России действует мораторий на плановые проверки в отношении работодателей. Внеплановые проверки могут быть проведены только по определенному перечню оснований и при условии согласования с прокуратурой. Таким основанием может быть, например, непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью. Вместе с тем конкретные критерии, что к этому может быть отнесено, не установлены. Очевидно, что это нарушения требований охраны труда. Но ограничивается ли данное основание только указанными случаями? Роструд считает, что оценка обоснованности внеплановой проверки по данному основанию должна проводиться прокуратурой индивидуально. Это значит, что ответ на сформулированный вопрос остается открытым. Мы полагаем необходимым учитывать факт использования иностранной рабочей силы как в рамках риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорных мероприятий в отношении работодателей, так и в период действия моратория на осуществление проверок.

13 Постановление Правительства РФ № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (2021, 21 июля). КонсультантПлюс. Взято 10 апреля 2023, с https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_391463/

Paradigms and Processes UHCKVDC*!

Структуры институционального обеспечения социальной политики, миграционной политики и политики по обеспечению национальной безопасности достаточно автономны. Однако решение вопросов профилактики криминального поведения внешних трудовых мигрантов предполагает налаживание механизма взаимодействия между различными отраслевыми ведомствами и четкого разграничения между ними полномочий. Ранее было установлено сотрудничество между ГИТ и Федеральной миграционной службой. Несмотря на расформирование данной службы такое межведомственное взаимодействие должно развиваться и далее, а в рамках формирования правовых основ реализации социальной политики, миграционной политики и политики по обеспечению национальной безопасности необходимо обеспечивать четкое разграничение полномочий компетентных органов. При этом усиление роли ГИТ в реализации миграционной политики необходимо, что будет подчеркивать ее социально ориентированный характер.

Заключение

Конструируемая сегодня российской властью при содействии научного сообщества новая концепция национальной политики в области внешней трудовой миграции требует комплексного и системного подхода. Особое значение имеют вопросы социальной адаптации и интеграции внешних трудовых мигрантов в России, а также предупреждения их конфликтов с представителями местного населения и профилактики преступного поведения как со стороны самих трудящихся-мигрантов, так и со стороны автохтонов в отношении первых. Следует согласиться с мнением, что нарушение трудовых прав и свобод иностранных граждан является одним из факторов, детерминирующих совершение ими противоправных деяний. Выход из сложившейся проблемной ситуации может состоять в совершенствовании институтов внутренней государственной политики в области содействия занятости населения в отношении иностранных граждан, желающих работать на территории России, а также в усилении роли профсоюзов в реализации социальной политики по вопросам, сопряженным с целями и задачами миграционной политики, в модернизации деятельности контрольно-надзорных органов (особенно в части профилактики нарушений трудового законодательства работодателями, использующими иностранную рабочую силу). При разработке в выбранном направлении конкретных мероприятий должна учитываться не только специфика правового статуса внешних трудовых мигрантов, но и их демографические и социологические характеристики, что позволит заранее учесть риски, возникающие в области миграционной безопасности, и тем самым их минимизировать. В большей степени данная задача сводится к необходимости усиления роли превентивной функции правовой политики в сфере труда и содействия занятости населения в отношении трудящихся-мигрантов.

Результаты проведенного исследования демонстрируют несовершенство проводящейся сегодня государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения с точки зрения способности положительно повлиять на декриминализацию общественных отношений, субъектами которых явля-

ются трудящиеся-мигранты. Весь комплекс сформулированных рекомендаций образует сложную систему, состоящую из нескольких уровней: программно-стратегический - корректировка действующих документов стратегического планирования в области содействия занятости населения и сфере труда; законодательный - модернизация законодательства о занятости населения, трудового и административного законодательства; правоприменительный - изменение подходов в применении норм трудового права; институциональный - создание специальных координационных органов для более эффективной организации межведомственного взаимодействия, развитие социального партнерства, включая профсоюзное движение; организационный - совершенствование технического обеспечения деятельности уполномоченных субъектов и порядка осуществления отдельных процедур за счет внедрения цифровых технологий.

Подводя итог, отметим, что, помимо рассмотренных проблемных аспектов содействия занятости населения и защиты трудовых прав и свобод иностранных граждан, перспективными направлениями исследований в изучаемой области являются также организованный набор иностранных граждан, использование труда иностранных работников в дистанционном формате, социальная ответственность работодателей, концепция социального инвестирования и ряд других компонентов, которые наравне с другими могут быть гармонично встроены в разрабатываемую сегодня новую концепцию национальной политики в области миграционных отношений.

Список литературы

1. Бурда, М.А., Михайлова, Н.В., Гришин, О.Е. (2020). Инициативы президента Д. Трампа в контексте формирования и реализации иммиграционной политики США. Этносоциум и межнациональная культура, (6), 40-49.

2. Вакуленко, Е., Леухин, Р. (2016). Дискриминируются ли иностранные работники на российском рынке труда? Экономическая политика, 11(1), 121-142. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-1-08

3. Волох, В.А. (2021). Связь с общественностью: развитие институтов гражданского общества. Вестник Института мировых цивилизаций, 12(1), 11-16.

4. Гревцова, Д.В. (2014). Участие профсоюзов в политическом процессе современной России. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, (2), 69-74.

5. Гриняев, С.Н., Мареев, П.Л., Медведев, Д.А. (2021). Национальная безопасность России: сущность, виды, понятийный аппарат. М.: АНО ЦСОиП.

6. Знаменский, Д.Ю. (2014). Системно-динамический подход к исследованию процесса формирования и реализации государственной политики. Теория и практика общественного развития, (12), 104-106.

7. Кокошин, А.А. (2014). Методологические проблемы прогнозирования в интересах национальной безопасности России. М.: Институт востоковедения РАН.

8. Коробченко, В.В., Сафонов, В.А. (2019). Реализация иностранными гражданами права на объединение в профессиональные союзы: проблемы

и пути решения. Сибирское юридическое обозрение, 16(1), 36-42. https://doi. org/10.19073/2306-1340-2019-16-1-36-42

9. Корсаков, К. В. (2014). Парадигмальный фон дискурса об абсолютном и утилитарном в уголовном наказании. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 14(1), 119-132.

10. Корсаков, К.В. (2017). О государственной политике в отношении трудящихся-мигрантов в современной России. Российское право: образование, практика, наука, (3), 29-32.

11. Корсаков, К.В. (2018). Трудящиеся-мигранты на рынке труда Уральского региона: неочевидные плюсы и очевидные минусы. В С.А. Маковкина (Ред.), Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика: Сборник научных трудов по итогам XIVМеждународной научно-практической конференции (27-28 ноября 2018 г., Екатеринбург) (с. 40-42). Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал РАНХиГС.

12. Корсаков, К.В. (2019). Эффективные формы и средства предупреждения криминальной активности трудящихся-мигрантов в России. Всероссийский криминологический журнал, 13(3), 455-464. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2019.13(3).455-464

13. Кузнецов, Г.А. (2014). Права временно пребывающих иностранных граждан на участие в российских профессиональных союзах. Ежегодник трудового права, (9), 446-454.

14. Мукомель, В. И. (2008). Миграционная политика и политика интеграции: социальное измерение. Россия реформирующаяся, (7), 250-272.

15. Неймарк, М.А. (2020). Миграционная политика России: новые точки отсчета. Проблемы постсоветского пространства, 7(4), 495-507. https://doi. org/10.24975/2313-8920-2020-7-4-495-507

16. Сафонов, В.А. (2019). Реализация коллективных трудовых прав иностранными гражданами. В Е.Б. Хохлов, Е.В. Сыченко (Ред.), Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход. (с. 154-180). М.: Юстицинформ.

17. Скачкова, Г. С. (2013). Труд иностранцев в России: проблемы и перспективы правового регулирования (обзор научно-практической конференции). Государство и право, (5), 113-119.

18. Сошникова, Т.А. (2014). Пути повышения роли профессиональных союзов в современной России. М.: Издательство Московского гуманитарного университета.

19. Черепашкин, А. С. (2015). Криминологическая характеристика преступности трудовых мигрантов. Виктимология, (4), 15-18.

20. Чудиновских, О.С. (2020). Оценки масштабов нелегальной миграции в России: возможные подходы и источники информации. Вопросы статистики, 27(1), 8-28. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-1-8-28

21. Шмарион, Ю.В. (2019). Особенности профсоюза как института гражданского общества. Гуманитарные исследования центральной России, (4), 72-81. https://doi.org/10.24411/2541-9056-2019-00009

22. Янгирова, Е.И. (2019). Направления совершенствования социально

ориентированной политики в отношении мигрантов в РФ. Экономика и управление: научно-практический журнал, (2), 6-9.

References

1. Burda, M.A., Mixajlova, N.V., & Grishin, O.E. (2020). Iniciativy prezidenta D. Trampa v kontekste formirovaniya i realizacii immigracionnoj politiki SSh [President's initiative D. Trump in the context of the formation and implementation of US immigration policy]. E'tnosocium i mezhnacional'naya kul'tura, (6), 40-49.

2. Cherepashkin, A.S. (2015). Kriminologicheskaya xarakteristika prestupnosti trudovyx migrantov [Criminological characteristic of crime of labor migrants]. Viktimologiya, (4), 15-18.

3. Chudinovskikh, O.S. (2020). Ocenki masshtabov nelegal'noj migracii v Rossii: vozmozhnye podxody i istochniki informacii [Assessing the scale of illegal migration in Russia: Possible approaches and sources of information]. Voprosy statistiki, 27(1), 8-28. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-1-8-28

4. Grevtsova, D.V. (2014). Uchastie profsoyuzov v politicheskom processe sovremennoj Rossii [Participation of trade unions in the political process of modern Russia]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke, (2), 69-74.

5. Grinyaev, S.N., Mareev, P.L., & Medvedev, D.A. (2021). Nacional'naya bezopasnost'Rossii: sushhnost', vidy,ponyatijnyj apparat [National security of Russia: Essence, types, conceptual apparatus]. Moscow: ANO CSOiP.

6. Kokoshin, A. A. (2014). Metodologicheskie problemy prognozirovaniya v interesah nacional'noj bezopasnosti Rossii [Methodological problems of forecasting in the interests of national security of Russia]. Moscow: Institut vostokovedeniya RAN.

7. Korobchenko, V.V., & Safonov, V.A. (2019). Realizaciya inostrannymi grazhdanami prava na ob»edinenie v professional'nye soyuzy: problemy i puti resheniya [The realization by foreign citizens of the right to unite in labor unions: Problems and solutions]. Sibirskoeyuridicheskoe obozrenie, 16(1), 36-42. https://doi. org/10.19073/2306-1340-2019-16-1-36-42

8. Korsakov, K.V. (2014). Paradigmalnyj fon diskursa ob absolyutnom i utilitarnom v ugolovnom nakazanii [Paradigmatic background of the discourse on the absolute and utilitarian in criminal punishment]. Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii iprava Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk, 14(1), 119-132.

9. Korsakov, K.V. (2017). O gosudarstvennoj politike v otnoshenii trudyashhixsya-migrantov v sovremennoj Rossii [About the state policy in respect of migrant workers in contemporary Russia]. Rossijskoepravo: obrazovanie,praktika, nauka, (3), 29-32.

10. Korsakov, K.V. (2018). Trudyashhiesya-migranty na rynke truda Ural'skogo regiona: neochevidnye plyusy i ochevidnye minusy [Migrant workers in the labor market of the Ural region: Non-obvious advantages and obvious disadvantages]. In S.A. Makovkina (Ed.), E'konomika schast'ya v formate ABLE: iskusstvo, biznes, pravo, e'konomika: Sbornik nauchnyx trudov po itogam XIV Mezhdunarodnoj

Paradigms and Processes OîfCKVOC*!

nauchno-prakticheskoj konferencii (27-28 noyabrya 2018 g., Ekaterinburg) (pp. 4042). Ekaterinburg: Ural'skij institut upravleniya - filial RANXiGS.

11. Korsakov, K.V. (2019). E'ffektivnye formy i sredstva preduprezhdeniya kriminal'noj aktivnosti trudyashhixsya-migrantov v Rossii [Effective forms and means of preventing criminal activity of migrant workers in Russia]. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal, 13(3), 455-464. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2019.13(3).455-464

12. Kuznetsov, G.A. (2014). Prava vremenno prebyvayushhix inostrannyx grazhdan na uchastie v rossijskix professional'nyx soyuzax [Rights of temporarily staying foreign citizens to participate in the Russian trade unions]. Ezhegodnik trudovogo prava, (9), 446-454.

13. Mukomel, V.I. (2008). Migracionnaya politika i politika integracii: social'noe izmerenie [Migration policy and integration policy: Social dimension]. Rossiya reformiruyushhayasya, (7), 250-272.

14. Neimark, M.A. (2020). Migracionnaya politika Rossii: novye tochki otscheta [Russian migration policy: New starting points]. Problemy postsovetskogo prostranstva, 7(4), 495-507. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-4-495-507

15. Safonov, V.A. (2019). Realizaciya kollektivnyx trudovyx prav inostrannymi grazhdanami [Implementation of collective labor rights by foreign citizens]. In E.B. Xoxlov, & E.V. Sychenko (Eds.), Pravovoe regulirovanie social'no-trudovyx otnoshenij s inostrannymi grazhdanami: mezhdisciplinarnyj podxod (pp. 154-180). Moscow: Yusticinform.

16. Shmarion, Yu.V. (2019). Osobennosti profsoyuza kak instituta grazhdanskogo obshhestva [Peculiar features of the trade union as an institution of civil society]. Gumanitarnye issledovaniya central'noj Rossii, (4), 72-81. https:// doi.org/10.24411/2541-9056-2019-00009

17. Skachkova, G. S. (2013). Trud inostrancev v Rossii: problemy i perspektivy pravovogo regulirovaniya (obzor nauchno-prakticheskoj konferencii) [Work of foreign employees in the Russian Federation: Problems and perspectives of legal regulation (survey of the scientific and practice conference)]. Gosudarstvo ipravo, (5), 113-119.

18. Soshnikova, T.A. (2014). Puti povysheniya roli professional'nyx soyuzov v sovremennoj Rossii [Ways to increase the role of trade unions in modern Russia]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta.

19. Vakulenko, E., & Leukhin, R. (2016). Diskriminiruyutsya li inostrannye rabotniki na rossijskom rynke truda? [Wage discrimination against foreign workers in Russia]. E 'konom icheskaya politika, 11(1), 121-142. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-1-08

20. Volokh, V.A. (2021). Svyaz' s obshhestvennost'yu: razvitie institutov grazhdanskogo obshhestva [Public relations: Development of civil society institutions]. Vestnik Instituta mirovyx civilizacij, 12(1), 11-16.

21. Yangirova, E.I. (2019). Napravleniya sovershenstvovaniya social'no orientirovannoj politiki v otnoshenii migrantov v RF [Directions of the improvement of the socially-oriented policy in relation to the migrants in Russia]. E'konomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal, (2), 6-9.

22. Znamenskij, D.Yu. (2014). Sistemno-dinamicheskij podxod k issledovaniyu

processa formirovaniya i realizacii gosudarstvennoj politiki [Dynamic system approach to the process of elaboration and implementation of state policy]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, (12), 104-106.

Информация об авторах

Константин Викторович Корсаков, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела права, Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2967-9884, e-mail: [email protected]

Алена Вадимовна Серова, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7444-9690, e-mail: [email protected]

Information about the authors

Konstantin Viktorovich Korsakov, Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher, Department of Law, Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2967-9884, e-mail: ko [email protected]

Alena Vadimovna Serova, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Departments of Labor Law, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev, Ekaterinburg, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7444-9690, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.