волквдионного комитета. Они сумели сплотить вокруг себя беднейших крестьян и создать сначала сельские, а затем и волостные Советы крастьянаких депутатов. Уже в марте-апреле из 66 волостей в 45 были избраны крестьянски« и казачьи Советы, следовательно, новая власть 'И здесь, в деревне, прочно утвердилась.
За крайне непродолжительный период деятельности Челябинский Военно-революционный комитет провел огромную работу по упро-
чению Советской власти как в городе, так и уезде. Уже к марту 1918 года были созданы все необходимые условия для объединения Совета рабочих и солдатских депутатов с чездным Советом крестьянских депутатов. С образованием объединенного Совета надобность в Воен-н о-революционном комитете отпала. Последним днем его деятельности можно считать 15 марта 1918 года, с момента передачи делопроизводства Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Аманжолова Д. А.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА КОЛЧАКА А. В. (1918—1919 ГОДЫ)
Гражданская война в Росши разворачивалась на бывших национальных окраинах империи и самым 'непосредственным образом влияла на судьбы населявших ее народов Р а з 11 ообр а эн ы е анти б ол ь шеви стские правительства в сентябре 1918 г после совещания в Уфе объедини лись, как известно, под началом т. н Директории, которая еакоре упразднила все национальные и облает ные правительства. Однако сама Директория была лишь переходной ступенью в дальнейшей консолида ции сил белых и утверждением авторитарного режима, что диктовалось прежде всего военными обстоятельствами. В связи с этим переворот в Омске 18 ноября 1918 г. бьп закономерным следствием развития белого движения на востоке страны.
Исполнительный орган Директории — Совет Министров утвердил «Положение о временном устройстве государственной власти в России», по которому вся полнота власти, руководство вооруженными силами передавались Варховном\' Правителю — адмиралу А. В. Колчаку. Председателем Временного
Всароосийского правительства — Совета Министров — остался глава Временного Сибирского правительства П. В. Вологодский, большинство в нем составили правокадетские и промонархические аилы Решающую же роль асе больше играл созданный в начале 1919 г. Совет Верховного Правителя.
В настоящей статье рассматривается лационатьная политика правительства А. В. Колчака на примере казахских автономистов. В декабре 1917 г. II всеказахокий съезд в Оренбурге принял решение об образовании казахской автономии Алаш и избрал временный народный совет— Алаш-Орду во главе с А Н. Букейхановым В своих попытках добиться признания со стороны «центральных» властей Алаш-Орда добилась успеча лишь в отношениях с Комучам и на Уфимском совещании выступала в его поддержку. Однако логика гражданского противостояния исключала возможность демократического решения национального вопроса Отношение к нему основных противоборствующих аил определялось политическим прагматизмом.
С усилением позиций противников Национального самоопределения в правительстве Колчака Алаш-Орда оказалась в сложном положении Само ее существование противоречило представлениям омских властей о перспективах развития российской государственности. Уже в первые дни после прихода к власти А. В. Колчак получил из Семипалатинска документы о продолжении действий Алаш-Орда по обору податей, проведению в жизнь других своих решений. На докладе он заложил следующую резолюцию: «Сохранить старый порядок определения полномочий Алаш-Орды центральным прав> 1тельством. Министерству Внутренних Дел немедленно поручить спешную разработку этих вопросов»
Но старый порядок .характеризовался полной неопределенностью и перманентной конфликтностью. Восстановление же порядка и государственной целостности в условиях войны не могло происходить иначе, чем насильственными методами На Всей подчиненной Колчаку территории начался разгул реакции. «Вчерашний царский слуга Колчак предстал перед киргизами (вплоть до конца 20-х гг казахов называли киргизами — Д. А.) во всем своем величин военного диктатора и со всеми прелестями царизма, которые еще не изгладились из памяти народа», — писал один из лидеров Алаш А. Байтурсынов2 Прежде всего это было связано с военными нуждами, тяжким бременем тежавшими на плечах трудящихся
Положение белых на Семиречен-ском фронте, проходившем по юго-восточным районам Казахстана, характеризовалось острым дефицитом продовольствия, обмундирова-
ния, обуви, вооружения. Из-за раз-нонаправленноотн целей соединившихся сил армии Директории, затем Колчака, казачества, партизанских отрядов и алашских частей, а также слабости красноармейских отрядов с другой стороны ситуация на фронте была неустойчивой, что весьма болезненно отражалось на положении масс.
Средства населения Семипалатинской и Семиреченской областей широко привлекались для обслуживания армии. С октября 1918 г. по распоряжению начальника Семипалатинского гарнизона земские управы области ежедневно поставляли по 100 подвод для переброски частей его дивизии в районы боевых действий. С 25 ноября единственными поставщиками подвод, топлива и фуража остались Семипалатинский уезд и город Семипалатинск, являвшийся центром автономии Алаш Отряды атамана Б. Анненкова повсеместно производили самовольные реквизиции Разоренное предшествующими событиями население всячески сопротивлялось выполнению повинностей, поставляя непригодных лошадей, уклоняясь от встреч с властями. Земства, возглавлявшиеся алашординцами, не могли защитить его от грабежей мародеров и насильников Председатель уездной управы А. Козбагарав в январе 1919 г дважды безрезультатно обращался к начальнику милиции и управляющему областью с просьбой об освобождении жителей уезяа от непосильной повинности3.
При отказе от поставок на места направлялись карательные отряды для принудительного набора верховых лошадей, снаряжения и припасов Так, под угрозой расстрела управитель п. Аркат Чингизской во*
1 Государсйвемнын архив Российской Федерации (дглее ГАРФ). Ф 1701 — Оп 1 — Д 6в — Л 70
д Бантурсьшо® А Революция и киргизы//Жчэнь национальностей — 1919. — № 27 (39) — 3 аагуста
3 Госа,рхИ|В Семипалатинской области (далее ГАСО) Ф 37. — Оп. 1 — Д 34, —Л 128, 1Э7—138, 170
лости был вынужден выполнить приказ военного коменданта дивизии Анненкова о поставке в грех-дневный срок 15 лошадей с седлами, саней с упряжью, пяти ковров, столовой и кухонной посуды, продуктов и пр.4. Как свидетельствовал бывший Главнокомандующий войсками Директории В. Г. Болдырев, «маленькие атаманы чинили суд и расправу, пороли, жгли, облагали население поборами за свой личный страх, оставаясь безнаказанными» 5.
Для решения проблемы улучшения снабжения населения областное земство направило во Владивосток своего председателя алошор-динца Р. Марсекова, который заключил там договор с американской фирмой «Мейер» о поставке в область товаров на 15 млн. руб. в обмен на сырье. Алаш-Орда создала Алашский союз развития национального хозяйства и фабрично-заводской промышленности с целью содействия наиболее выгодному сбыту продукции скотоводства самими производителями и организации поставки им без посредников предметов потребления и сельского хозяйства, развития животноводства путем подъема зоотехники и ветеринарного дела, развитию товарообмена. Союз установил связь с баиками, предпринимателями п фирмами, общественными организациями и имел в своем распоряжении запасы сырья. В него вошли «крупнейшие коммерсанты г. Алаш и киргизской степи»6.
По решению чрезвычайного уезт-ного земского собрания, обсудившего 8 апреля 1919 г. порядок отбывания населением уезда подводной повинности, в правительство Колчака было направлено ходатайство об
освобождении от нее. Собрание от* мечало, что уезд участвует в решении военной задачи «по свержению насильников-большевиков в Туркестане» и выполняет поставки за свой счет. Однако «естественные условия текущей зимы сурово отразились на благосостоянии населения. Четыре пятых уезда составляет кочевое население, фуража на зиму не заготавливается, от бескормицы, гололедицы и вследствие 4ТОГО отсутствия подножного кор ма, снежных буранов, ...морозов скот погиб на миллионы рублей, край пришел в полное разорение, население истощено, свирепствует голод, эпидемия, сил нет далее поставлять для войск подводы»,— откровенно писал от имени земцев Р. Марсеков. Однако и это, и повторное ходатайство от 17 апреля не были удовлетворены. Телеграммы Алаш-Орды застревали в канцеляриях туземного отдела МВД и Совета Министров. И в мае требования о поставках, еще более суровые и грозные, продолжали поступать из Омска 7.
Тем не менее алашординцы все-таки пытались сохранить хотя бы минимум самостоятельности. 1 февраля 1919 г Семипалатинская уездная управа опротестовала решение областного комиссара И. А. Самойлова от 26 ноября и 16 декабря 1918 г. о восстановлении дореволюционного сельского управления и ^упразднении земств. Она указала на недемократический характер земских органов, деятельность которых способствовала изживанию межродовой борьбы, царившей в прежней системе управления. Управа также отметила роль казахских комитетов как коллегиальных органов в противодействии распростра-
4 Там же — Л 2, 11, 34, 82, 63. %
6 Болдырев В Г. Директория, Ko.im Ич, интервенты — Нононпкол.ь *вск, 1925 — С. 54
6 Свободная речь (Семипалатинск.) — 1')19 —31. 5 января
7 ГАСО Ф 37—On 1 — Д 130—Л 178, 173—176,222, Г\РФ Ф. 1701 — On 1 — Д. 55 — Л 3, 4.
йению большевизма и предложила Приравнять их членов к волостным управителям, сельским и аульньш старшинам, т. е. передать власть на местах (национальным органам Алаш. Уездное земство просило областную управу и министерства внутренних дел и юстиции об отмене распоряжений комиссара и сохранении в силе постановления 1917 г. о введении земства в Степном крае. Кроме того, оно вновь настаивало на восстановлении национальных судов. Областная управа поддержала это прошение. Уже в апреле Семипалатинское уездное и областное земские собрания утвердили решение о введении в области волостных земств и приступили к их организации. Вместо 6 волостей с русским и 23 с казахским населением в уезде создавалось 6 смешанных волостей с земствами®.
Не менее сложным было положение трудящихся в Семиреченской области, ставшей театром военных действий, что еще более усугубило разорительные последствия событий 1916—1917 гг. Прежние попытки алашских деятелей через Туркестанский комитет Временного правительства в 1917 г. облегчить участь населения области не увенчались успехом. В марте 1919 г. Семиреченский комитет Алаш направил ходатайство в Омск о выделении области долгосрочной ссуды в 30 млн. руб. При этом половину суммы предполагалось выделить безвозвратно для срочного приобретения семян и покупки продуктивного скота, на восстановление хозяйств. Прошение было направлено через управляющего областью и уполномоченных 2-го отдельного Сибирского корпуса атамана Анненкова и полковника Гулидова.
В своем докладе от 1 апреля начальник штаба 5-й дивизии Гулидов
писал- «Киргизское население действительно всемерно идет на помощь войскам всем, чем только может, и несет всякого рода повинности не только безропотно, но и охотно, оказав и продолжая оказывать войскам услуги по доставке войсковых грузов. Большинство киргиз бедно; живут при самых ужасных антигигиенических услови ях и влачат жалкое существование, питаясь, за отсутствием хлеба и муки, толченым зерном. Жестокие морозы, и отсутствие фуража довершили бедствие киргиз значительным падежом скота. Оказание помощи киргизскому населению в силу этих обстоятельств желательно». Гулидов указывал, что в помощи нуждаются 165 тыс. жителей области и беженцев, вернувшихся из Китая, пострадавших «от беспредельного грабежа советских комис-сародержцев». Он поддержал прошение казахского комитета. Одновременно за его удовлетворение выступило и областное правление. Оно просило долгосрочную беспроцентную ссуду в 10 млн. руб. в дополнение к уже запрошенным 18 млн. руб., а также 2 млн. руб. на нужды голодающего населения. При этом указывалось, что казачество области, составлявшее лишь 5,2% ее жителей, уже получило в январе 1919 г. аналогичную ссуду в 7,5 млн. руб.9.
Кое-что правительством уже было сделано. В январе и марте в Семиречье были направлены 100 тыс. руб. и 2 тыс. м арабской бязи, 1 дезинфекционный аппарат, 1 дезинфекционная камера и один врач для борьбы с эпидемией. Министерство снабжения и продовольствия подготовило в ответ на ходатайства Семиречья сельскохозяйственный инвентарь для проведения восстановительных работ. В апреле он дол-
8 ГАСО Ф 37 —Он 1 — Д ПОЗ — Л 13-115, 33, 16; Д 44. - Л 211, 2|14, 215, 217, 2/9
9 ГАРФ Ф 17-01. — Оп 1 — Д 36 —Л. 9, 10, 35, 7
жен> был направляться в область10. Но эта помощь была настолько мизерной, что не могла ощущаться и в малейшей степени.
16 апреля 1919 г. уполномоченный от Семиреченской области, член Аланы-Орды, бывший глава Коканд-ской автономии М. Тынышпаев направил в МВД докладную запишу о бедственном положении коренного населения. Он, пожалуй, как никто другой, имел наиболее полное представление об этих проблемах на основе опыта своей работы комиссаром Временного правительства в 1917 г. Тынышпаев просил поставить вопрос об удовлетворение ходатайства в Совете Министров и подробно характеризовал предпринятые им в 1917 г. меры. Состоявшееся лишь накануне Октября решение о выделении 5 млн. руб. на нужды коренного населения не достигло цели. Лишь 1 млн. руб. из них были использованы по прямому назначению до февраля 1918 г., когда в области утвердилась советская власть.
Прилагая сведения о количестве хозяйств и жителей-казахов в Семиречье и приблизительный подсчет необходимых средств, он просил о следующих мерах: 1) отдать срочное распоряжение управляющему областью В. В. Балабанову о закупке возможно большего количества хлеба через алашординские комитеты помощи населению и раздаче его. По данным Тынышпаев^, требовалось около 510 тыс. пудов хлеба; 2) срочно распорядиться о бесплатном отпуске сельхозорудий на освобожденные от большевиков территории и подготовке их для временно занятых районов; 3) отменить сбор податей и всех денежных повинностей за 1918—1919 гг., освободить коренное население от уплаты всех недоимок за прежние годы
и провести при первой возможности переучет и обследование казахски^ хозяйств; 4) отменить реквизиции лошадей у коренных жителей; 5) разрешить с наступлением весны бесплатный отпуск леса на восстановление зимовок, юрт и прочего имущества по определенному расчету; 6) выделить безвоз!вратную ссуду в 26100 тыс. руб. коренному населению ив расчета в среднем 150 руб. на хозяйство, в том числе для освобожденных районов 7650 тыс. руб.; 7) выделить достаточное количество необходимых медикаментов, командировать в область врачей к фельдшеров.
Прошение Тынышпаева поддержали в своих телеграммах в адрес Колчака, министров его правительства и газеты «Наша Заря» А. Бу-кейханов и представители Алаш из Семиречья. МВД, «относясь в принципе благожелательно по ходатайству киргизского населения, изложенному в докладе инженера Тынышпаева», вызвало в мае в Омск управляющего областью для всестороннего изучения дела".
26 мая 1919 г Особое совещание при правительстве заслушало прибывшего в Омск М. Тынышпаева. Управляющий делами совещания Т. О. Белоусов в своем докладе ссылался на ходатайство Тынышпаева к Верховному Правителю о помощи обездоленному «неурожаем, эпидемиями и хозяйничаньем большевиков» населению Семиречья и поачеркивал его лояльность к правительству, о чем свитетельствова-ло участие около 1000 джигитов Алаш-Орды в антисоветской борьбе. Совещание решило снять с обсуждения прошение Тынышпаева о выделении пособия в 26100 тыс. руб Причиной послужили ссылки на подготовку законопроекта о создании государственного продоволь-
10 Там же — Д 35 — JI 59, Сибирская речь (Омск) — 1919 — 12 апреля.
11 ГАРФ Ф 1701 —On 1 — Д 36 — Л 4—10, 11, 20
ственного капитала для рассмотрения ходатайства и разработку министерством земледелия по поручению Колчака общего проекта государственной помощи всему населению области К тому же Управление делами Совета Министров указало, что «среди киргизского насе лети я нет юридического лица, кото-оому можно было отпустить средства», что еще раз подтверждало факт непризнания таковым ^лаш-Орды 12
Но алашординц^ не оставляли усилий по достижению своей цели Они провети в Семипалатинске междуведомственное совещание по вопросам снабжения населения Семипалатинской и Семиречепской областей, где констатировали беспомощность местных властей в их решении «по причине расстройства транспорта» 11 июня состоялся прием представителей населения Семиречья у председателя Совета Министров в Омске, на котором делегация вновь дотожила о положении края и просила предоставить продовольственную помощь 13
Результатом всех этих акций стало заседание Комитета экономической политики под председательством министра земледелия Н И Петрова, 18 июня обсудившее до клад Переселенческого управления о мерах по восстановлению хозяйств области Было признано, что этот регион особенно пострадал в экономическом отношении и требует неотложных забот со стороны пра вительства Точных данных о размерах убытков коренного населения и казачества, а также русского крестьянства, за исключением поселков Урджарского подрайона Лепоинского уезда не было Но приводились следующие светения По данным комитета \лаш было
убито до 10 тыс казахов «причем красными уничтожались целые аулы Лошади и крупный рогатый скот отбирались у киргиз в большем количестве, чем у оседлого населения» Аналогичные примеры приводились о положении таранчинских поселков Верпенского и Джаркент-ского уездов, жители которых бежали в Китай летом 1918 г По Теп синскому уезду убытки только осет-лого населения составил i 180 мтн руб К 1 марта 1919 г в 25 поселках уезда выбыло около 10% работоспособного населения, было уведено 2279, или 46% рабочих юшадей, от 12 до 20% прочего скота мшчюжс-но от 7 до 18% сельхозорудий и машин У казахского населения Леп-синского уезта красноармейскими частями было реквизировано 10 тыс лошадей
Комитет одобрил доклад и решил <дать ему дальнейший законный ход», а также предложит выдс иль из государственного казначейства средства на заготовку сельхозинвен-таря, семян стройматериалов ття нужт населения области п предоставить кретит на организацию ссуд по восстановлению хозяйс!в Министерство земледелия в связи с этим запросило в правительове ссуду в 45 млн руб «киргизам Семиречья, пострадавшим от большевиков»14 Вскоре Совет Министров постановил выделить Семиречью 44979500 руб, из которых 1797500 руб ппед-назначались для заготовки и снабжения пострадавших житетей сель-хозинвентарем и стройматериалами и 27 млн руб — на выдачу долгосрочных ссуд с 5%-ным готовым кредитом для восстанов пения хозяйств Были утверждены правила выдачи ссуд Они предоставлялись преимущественно кретитным и ссудно-сберегательным товарищест-
12 ГА.РФ Ф 1701 — Оп 1 — Д 2 — Л 93
13 Рчсокая афчия (Омск) -19)19 — 22, 13 июня
14 Русская армия — 1919 — 21 июня, Кусганайский листок 1919
12 июня Бючлетен.ь Осведомительного отдела Штаба Верховного Глав нокочандч юшего —1919 —№ 10 —1 иючя, № 88—30 сентября
вам сельских хозяев и показательным культурным хозяйствам на срок не более 5 лет с условием ежегодного погашения равными частями 15.
2 сентября по докладу управляющего военным министерством правительство выделило в его распоряжение 3 млн руб. на расходы по выдаче вознаграждения населению Семиречья за предметы, реквизированные на нужды армии. 2 мл>н руб, выделенные казахам области Советом Министров 11 июня на продовольственную помощь, не дошли до адресата, так как по распоряжению военного министерства были направлены в октябре консулу правительства в Кульдже16. В целом, реализация принятых решений была затруднена, прежде всего по военным обстоятельствам, все более складывавшимся в пользу красных.
В то же время по поручению А В Колчака МВД занималось определением взаимоотношений с Алаш-Ордой Пытаясь придать действиям правительства по ее ликвидации как самостоятельного национального органа, показать преемственность по читаки нового режима с решениями Директории, оно образовало междуведомственное совещание, которое должно было подготовить особое положение о Главноуполно-моченном и постановление об органах управления Алаш17. Для участия в нем были приглашены представители Алаш-Орды. В интервью «Сибирской речи» один из них, вероятно, А. Букейханов, заявил-«6-миллионный кайсак-тсирпизский народ твердо верит, что образование такого правительства, как Алаш-Орда, поднимет его на надлежащую высоту культуры и просве
ь ГАРФ Ф 1701
115 Русская армия Д ЗЭ—Л 103
17 ГАРФ Ф 1701
18 Сибирская речь
19 ГАРФ Ф 1701
щения, содействует развитию его хозяйства, сохранит его в целом как народность кайсак-ыиргизской нации и, наконец, она завоюет «равноправие» одинаково перед всеми сынами России.
В этом самоопределении кайсак-киршзсыий народ во главе с правительством Алаш-Орда не видел отделения от России, наоборот, себя считал должником России и считал своим долгом перед родиной работать р\ка об руку в контакте с государственно мыслящими людьми, идущими навстречу возрождению России»1® Таким образом, руковоч-ство Алаш было намерено последовательно отстаивать автономию
Не менее определенной, но противоположной планам Алаш-Орды была позиция правящих кругов Омска Уже в январе 1919 г управ ляющпй Министерством туземных дел докладывал в Совет Министров, что после упразднения Директорией существовавшие ранее политические организации Алаш-Орда, Башкур-дистая и т. п начинают приобретать замаскированный характер в виде культурно-религиозной организации и предполагается и\ пеза висимое от государственной власти существование Он считал, что национальное объединение мусульман может быть допущено только в порядке образования частных обществ и союзов при их точной регистрации 19
Колчаковокий режим не только не предусматривал предоставление политической самостоятельности народам России, но и возобновил проводившуюся до свержения самодержавия дискриминационную политику в отношении «инородцев», прежде всего в аграрной сфере. На осно-
— Оп 1 — Д 36 — Л 17—18
— 1919 — 5 сентябри Г\РФ Ф 1701 — Оп 1 —
-Оп 1 - Д 66 - 1 12
— 191® — 19 февраля
— Оп 1 — Д 55 — Л 5
ве статистического обследования юааахских хозяйств Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской областей 1909 года Министерство земледелия сделало вывод, что для имеющихся в них 11352 тыс. голов скота достаточно предоставить по 10 десятин земли на голову Несмотря на проведенные уже изъятия, указывало оно, казахи имеют по 101 десятине земти на единицу скота, в том числе в Акмолинской области было обнаружено 16985 тегя тин земли, нз которых около 7,5 тыс. считались излишними на основе обследования 1907—1911 гг 20 Действовавшее при правительстве Переселенческое управление намеревалось возобновить переселенческое движение в эти регионы Трагический опыт восстания 1916 гота при этом не учитывался
Проправительственная пресса единодушно выступала против претензий Алаш-Орды «Правительственный вестник» обвинял ее в сотрудничестве с эсерами на Уфимском совещании и поддержке их «во всех спорных боевых вопросах» «Такое сильное представитетьство инородческих групп населения» в деле создания русской национальной власти казалось автору статьи «Социалисты - революционеры и Алаш-Орда» В Донскому очень странным Особенно убедительным доказательством ненадежности Алаш-Орды служило для него составленное в апреле 1918 г в Саратове воззвание главы западного отделения автономии Д Досмухаме-дова к казахскому населению В нем, составленном во время переговоров Алаш-Орды в СНК (Д. и X Досмухамедовы были направлены в Москву с этой целью в апреле 1918 г, но компромисс с большевиками в итоге не был достигнут), со-
держался призыв не сотрудничать с белоказаками Воззвание было обнаружено в делах Комуча Катет-окая «Свободная речь» (Семипалатинск) протестовала против назначения А Букейханова Главноупол-номоченным по управлению краем и считала «несвоевременной а потому гибельной политику автономии для некультурного нома 1а» Поел-седателя Алаш Орты Букейханова газета характеризовала как «обыкновенного главаря, преследующего лишь интерес отдельной группы ичг-теллигентов-киргиз», а не 3)П0 всего казахского населения21
В таких условиях 11 февра ш 1919 г пот, председательством товарища министра внутренних дел П Ф Коропачинского в Омске состоялось предварительное междуведомственное совещание «по вопросам административно-хозяйственного устройства казак-киргизского народа» Его созыв можно рассматривать как существенное достижение националов и проявление определенной уступки со стороны колчаковского режима, заинтересованного в укреплении своих позиций среди населения прифронтовых территорий.
На совещании присутствовали представители министерств внутренних и иностранных дел, юстиции, финансов, переселенческого управления и другие а также председатель Алаш-Ор ш А Букейханов и ее члены В Таначев и А. Турлыба-ев Совещание было призвано наметить пути реализации известного указа Директории об Аташ-Орде, но не могло рассматривать вопрос о создании представительного органа Алаш, так как это предусматривалось лишь после созыва Учредительного собрания.
¿0
ля
Известия МмнистерсГвл земледелия —1919 —№ 3—4 — 1 февра--С 19, № 7—8 —15 марта — С 20—21.
21 Дравительстаениый вестник, — 1918 —6 декабря, Свободная речь — 191(9 — 9 февра пя
Букейханов в своем выступлении кратко изложил историю создания Алаш-Орды, решения всеказахсних съездов 1917 года и указал на подчинение Алаш-Орды требованиям Директории о прекращении деятельности областных правительств «...Мы пришли сюда, мак братья, — подчеркнул он. — Киргизский народ не питает сепаратистских замыслов... Мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток... Получить культуру мы можем... через Россию, при посредстве русских. Мы пришли сюда с единственным желанием устроить порядок, необходимый для того, чтобы страна могла дойти до Учредительного собрания»22. Вся направленность его доклада подтверждала желание преодолеть барьер недоверия колчаковской бюрократии к автономистам, достигнуть приемлемого компромисса с ней
В ответ на предложение председателя рассматривать вопросы о земском самоуправлении и административных органах надзора, устройстве суда для обеих частей населения — казахского и русского — Букейханов заострил внимание на следующих проблемах. Он указал что «наиболее больным вопросом нашей жизни» является восстановление национального суда, способного анерпично и эффективно решать многие дела с учетом самобытного уклада жизни казахов, их традиций. Об актуальности этого вопроса алашординцы писали и говорили и ранее. Далее он предложил поручить Алаш-Орде организацию сельского управления и смешанного земства, назвав приемлемым для края закон Временного правительства о земстве от 17 июня 1917 г., который лидеры Алаш счи-
22 Алаш-Орда. Сб док — Кзыл^Орда —
23 Алаш-Орда — С. Ili7—118.
24 Там же — С. ММ9
тали важным завоеванием революции и настойчиво отстаивали все время. Демонстрируя верность принципиальным требованиям движения Алаш, он охарактеризовал политику Переселенческого управления в крае, как завоевательную, направленную на вытеснение коренного населения с лучших земель, изъятие мечетей и т. д. Букейханов потребовал от совещания рассмотрения аграрного вопроса. «Отнимать у киргиз земли и потом сдавать их им же в аренду — значит подготавливать в степи аграрные беспорядки», — предупреждал глава Алаш-Орды. Кроме того, он поставил вопрос о предоставлении ее органам права установления своих налогов23.
Однако, несмотря на все усилия, понимания алашординцам добиться не удалось. Ссылаясь на неправомочность совещания решать вопрос о земстве и милиции, а также на нерешенность их прежним Сибирским правительством, члены совещания предложили ограничиться обсуждением проблем самоуправления и взаимоотношений между национальными органами и правительством. Букейханов был вынужден и ю 13ь вернуться к вопросам о суде, земле и милиции, предложив на обсуждение готовый проект и материалы по вопросу о суде. По аграрной проблеме он высказался за возврат к решениям правительства Львова-Керенского Букейханов подчеркнул также, что народная милиция, по сути дела, является национальной армией, которая внесла решающий вклад в успехи белых на Семиреченском фронте24.
После выступления других участников совещания, сводившихся к отказу решать поставленные Алаш-Ордой вопросы, В. Таначев заявил: «Мы мыслим работу комиссии в рамках Указа 22 октября (4 нояб-
1929 — С. 116—117
ря) 1918 г., нам же предлагают по разным вопросам входить предварительно в различные Министерства,.. Нужно выяснить положение этой комиссии, входит ли в ее компетенцию рассмотрение указанных вопросов». По поводу деятельности Главноуполномоченного по Алаш-Орде, он отметил, что его «мы мыслим, как лицо, на правах генерал-губернатора или с правами статс-секретаря Индии...». Совещание предложило обратиться в соответствующие министерства и передало материалы Алаш-Орды в комиссию, приостановив работу до получения точных директив ведомств и уточнения своей компетенции25. Алаш-Орда, таким образом, ставилась в положение обыкновенного ходатая по местным административным и хозяйственным вопросам.
19 февраля Семипалатинская уездная управа известила волостные' организации о прекращении деятельности областного совета Алаш-Орды по распоряжению Сибирского правительства и возвращении на места мобилизованных в народную милицию джипитов26.
После совещания МВД подготовило записку о взаимоотношениях с Алаш-Ордой, в которой отмечалось, что при создании единого государства необходимо учитывать задачу обеспечения надежного тыла путем привлечения на свою сторону «не Только государственно мыслящих элементов общественности, но и в возможной мере широких масс населения, . почти совершенно апатичных». С этой целью «необходимо совершенно отказаться от старых методов русификации, а строить государство при условии согласова-
ния интересов господствующей народности с интересами отдельных национальностей. ...Политика ведомства в отношении народностей киргизских может быть лишь только благожелательной». Было предложено строить отношения с ними, исходя из признания права на культурно-национальное самоопределение, на оонове «полного доверия к туземным народностям вообще и к киргизам в частности», оказывать «всемерное содействие в поднятии духовного уровня и экономического благосостояния на началах, соответствующих их бытовым и хозяйственным особенностям»27. Подобная позиция отражала политический реализм правительства и отвергала обвинения в безоглядном шовинизме, господствовавшие прежде в отечественной историографии.
Министерство внутренних дел предполагало переработать и изменить действующее аульное и волостное положение об инородцах с приданием им характера национальных органов управления и самоуправления, а также сохранить принцип смешанного представительства городских и земских органов. Надзор за законностью действий всех этих органов поручался бы помощникам управляющих уездами по туземным делам, управляющим областей и их помощникам по туземным делам. В целом же деятельность и надзор за туземными самоуправлениями и управляющими должен был бы осуществлять Главноуполномочешный и его помощники, причем в областях и уездах с преимущественно коренным населением один из помощников назначался бы из лиц данной национальности Главно-
25 Алаш-Орда — С 120 Главой индийского государственного аппарата с тинулом вице-короля Индии был генерал-губернатор Он обычно назначался из крупных деятелей Англии, не зависел от законодательных учреждений Индии и подчинялся министру по делам Индии, нес ответственность перед английским правительством и парламентом
26 ГАСО Ф 37 — Оп 1, — Д &7 — Л. 27.
27 ГАРФ Ф 1701, —Оп 1, — Д 66 — Л. 12, 13
уполномоченным и министерством по предоставлению управляющих областей. Главноуполномоченный в свою очередь назначался Советом Министров по представлению министра внутренних дел. На заседании Совета Министров 11 апреля 1919 г. эта записка была заслушана, и принято решение возвратить ее в министерство для переработки и указания в проекте постановления четких принципов «политики Российского правительства по вопросу об инородцах»26.
Туземный отдел министерства приступил к разработке «Положения о Главноуполномоченном по управлению делами, касающимися культурно-бытовых и экономических нужд казак-киргизских народностей». По предложению земского отдела на места были командированы представители туземного отдела, призванные изучить объем, права и круг деятельности внутренних органов управления «среди киргизского населения» и собрать соответствующий материал. 2 мая в Семипалатинск прибыл уполномоченный туземного отдела Г. Малахов, который встретился с представителями казахского населения. В своем отчете он указывал, что на местах не существует волостных и уездных органов власти и суда Алашской автономии. Более того, встречавшиеся с ним жители высказались против требований Букейханова, выдвинутых на февральском совещании в Омске, и поддержали позицию MBU относительно судьбы Алаш-Ортьт. Они предложили подчинить управляющих областям Главноуполномо-ченному по краю и согласились на их назначение с учетом мнения Главноуполномоченного, которому просили придать статус министра, подчиненного лишь правительству. Очевидно, эта инициатива исходила от той части казахской обществен-
ности, которая составляла противников и соперников движения Алаш Еще в январе они направили а МВД телеграмму с просьбой не допускать назначения Букейханова Главноуполномочениым 29.
Со своей стороны члены Семипалатинской организации Алаш Р. Марсеков, А Козбагаров, С. Дкк сенбинов, X. Габбасов, М. Тыныш-паев, а также член I и II Думы А. Беремжанов 6 мая направили в министерство внутренних дел специальную обширную записку. Она была вызвана приездом Малахова, ознакомившего их с планами ведомства относительно с\дьбы автономии и ее органов. В записке говорилось, чю II всеказахский съезд явился завершением всех предшествовавших ему областных казахских съездов 1917 года и своим решением образовать автономию «суммировал стремления своего киргизского народа» При этом подчеркивалась приверженность казахов идее возрождения Российского государства, ради которой теперь он сдерживает свои национальные чаяния и «мирится с указом Временного Всероссийского Правительства от 4 ноября 1918 г.». Представители Алаш выступили за скорейшую реализацию указа и предложили при организации национального управления в крае опираться не на материалы командируемых министерством лиц, а на указания представителей Алаш-Орды, ведущих переговоры с правительством в Омске.
Записка содержала изложение основных принципов, на которых Алаш-Орда считала возможным строить управление краем в новых условиях В частности, предполагаемая должность Главноуполномоченного, заменявшая Алаш-Орду, должна была, по мнению авторов, подчиниться не министру внутрен-
28 ГАРФ Ф. 1701 — Оп И — Д 66 — Л 151.
« ГАРФ. Ф. 1701,—Оп. 1, — Д. 4 — Л. 28; Д 6а,—Л 138—139, 106-. 107.
■Них дел, а Совету Министров. При Гл авноу пол но \юч етюм п р едл а г а-лось создать Совет. «Управление на местах должно быть построено на принципе национальном», а это должны быть особые административные и милицейские органы, подчиненные Главноуполномоченному, а также прежние земства. Для решения религиозных дел в Совет при нем вводились лица духовного звания Должностные лица казахского национального управления должны были также вести внешнеполитические дела казахов — подданных России30. Таким образом, выступая согласованно с депутацией Алаш-Орды ч Омске, авторы добивались сохранения национального представительства в новой структуре управления.
7 июля делегация Семипалатинского земства, в которую вошли Р Марсеков, Бердалин и Т. Кунан-баев, была принята председателем Совета Министров П. В. Вологодским. Суть их ходатайства заключалась в ускорении рассмотрения Советом Министров законопроекта о суде Кроме того, они настаивали на решении вопросов административного устройства области и регулировании земельных отношений, Просили содействия в обеспечении населения продовольствием и прекращении гонений на местах на казахскую интеллигенцию31.
Приглашенный участвовать в работе комиссии по организации суда и административного управления среди казахского населения Букей-ханов был также введен в состав Государственного Экономического Совещания под председательством Г. К. Гинса. которое начало работу 19 июня 1919 г 32 В апреле комиссия закончила подготовку проекта
закона о казахском народном суде и передала его в юрисконсульскую часть МВД. В его основе был, видимо, подготовленный Алаш-Ордой проект. Его содержание нам не известно, и судить о степени учета предложений Алаш-Орды правительством Колчака мы не можем. 21 августа Верховный Правитель подписал постановление Совета Министров «Об утверждении положения о киргизском суде». Министру юстиции было поручено выработать расписание округов и штаты отделений по киргизским делам окружных судов, уездных и волостных киргизских судов33.
Волостные, уездные суды и отделения окружных судов по казахским делам возглавлялись судьями, владеющими казахским языком «и письменностью, по преимуществу киргизами» и работали на казахском языке. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, предусмотренные Положением, «возникшие между сторонами киргизами», а также в случае, если одной из сторон является лицо неказахской национальности, «выразившее, однако, согласие судиться в означенных судебных учреждениях». В окружных судах должны были участвовать присяжные заседатели, «избираемые как из киргиз, так и других лиц, владеющих киргизским языком» в установленном порядке.
Все суды избирались на три года. Волостной суд состоял из одного судьи и 12 биев, а также двух кандидатов к ним. Выборы судей проходили тайно на собраниях выборщиков от аульных съездов. Положение подробно регламентировало порядок избрания выборщиков и судей, проведения заседаний и разбора дел в судах, полномочия су-
М Г>\РФ Ф 1701 — Оп 1 — Д 6в —- Л 183—131
31 Правительственный вестник —19Ю. июл?, Русская армия —■ lili 9l —ilO июля
32 ГАРФ ф 1701 — Оп 1 - Д. 6а — Л. 73; Сибирская речь — 19>1'9. — 10 апреле
33 ГТр<шлтьльствевный вестник. 1919 —10 сентября«
дей. При решении гражданских дел волостные суды руководствовались местными обычаями, и при их отсутствии — общегосударственными законами 34
Положение в целом было построено на основе буржуазного права и было важным достижением Алаш-Орды в сложных условиях войны и политического давления, которому она постоянно подвергалась. В связи с «дарованием киргизского суда» коренное население Акмолинского уезда Омской области 26 сентября отслужило благодарственный молебен В телеграмме на имя Колчака говорилось' «Киргизы, понимая полное сочувствие правительства к их нуждам, выражают свою готовность помочь правительству в борьбе с общим врагом — насильниками, захватчиками власти — большевиками Они твердо верят, что Ваше мудрое управление в полном единении с волею народа ведет Россию на путь величия, могущества и свободы» Одновременно была направлена телеграмма и Букейхано-ву с благодарностью «за труды и помощь, оказанную правительству» 35
Сведений об утверждении должности Главноуполномоченного по управлению краем и установлении порядка управления Казахстаном мы не имеем Вероятно, общий ход событий, прежде всего военные неудачи, не позволили режиму Колчака завершить эту работу МВД предложило учредить при нем особый Департамент туземных дел. Проект предусматривал включение в него и Совещание при министерстве представителей основных министерств и ведомств и присутствие
с правом решающего голоса на их заседаниях членов Совещания — представителей других народностей при рассмотрении всех дел. Совещание должно было предварительно рассматривать все наиболее важные вопросы, касающиеся национальных прав, экономических и культурных потребностей инородцев. Департаменту туземных дел проектом предписывалось составление законопроектов по туземным делам, подготовка материалов для Совещания, исполнение его решений и ведение текущей переписки. На межведомственном совещании, обсуждавшем инициативу МВД 25 августа 1919 г, она была отклонена. Накопление за год 200 дел по на^ циональным вопросам показалось правительству недостаточным для создания такого органа Лишь представитель МВД Г Малахов заявил об особом мнении, отстаивая проект Совещание же ссылалось на необходимость экономии средств и на то, что «настоящий момент совершенно не подходящ для спокойной творческой работы»36.
Итак, национальная политика правительства Колчака носила двойственный характер Объективные потребности военного времени в хозяйственных, экономических, управленческих вопросах требовали максимальной централизации власти и сужения демократических ее основ В то же время разбуженные революционными потрясениями начала XX века национальные движения заставляли даже наиболее правые силы в белом лагере учитывать их роль и значение в обеспечении социально-политической опо* ры своей деятельности
34 Г/\рф ф 170Ц — Оп 1 —Д 38—Л 186 Р\сская армия 1919 — 21, 26 июня
35 За роднил' (Семипалатинск) — 1919 —5 октября
% ГАРФ Ф 1701 — Оп 1 — Д 1 -Л 28, Д 4 — Л 51. 60 32