Научная статья на тему 'Национальная политика Индии в области здравоохранения от начала обретения независимости в 1947 году и по настоящее время'

Национальная политика Индии в области здравоохранения от начала обретения независимости в 1947 году и по настоящее время Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-NC
429
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОМИССИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ / ПЯТИЛЕТНИЕ ПЛАНЫ / СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Диких Алина Александровна

В данной статье объектом исследования является система здравоохранения в Индии, а предметом выступают закономерности ее развития и особенности формирования с момента обретения независимости в 1947 году и по настоящее время. Описывается процесс формирования Комиссии по планированию здравоохранения, ее цель, разработка пятилетних планов и место в этих планах сферы здоровья и благосостояния семьи. Пятилетние планы исследуется блоками с первого (1951-1956) по пятый (1974-1979), затем с шестого (1980-1985) по одиннадцатый (2007-2012). Отдельно рассматривается ныне осуществляемый двенадцатый пятилетний план (2012-2017). Анализируются проекты Национальной политики в области здравоохранения 1983 г., 2002 г., 2017 г. Различия в экономическом положении между штатами и союзными территориями привели к созданию следующих проектов, основные положения которых изучаются в работе: Национальная миссия здравоохранения в сельских районах (2005-2012), Национальная миссия здравоохранения в городах (май 2013), и стратегияНациональная миссия здравоохранения (2012-2017), объединяющая в себе проекты в области здравоохранения в городах и селах. Исследование базируется на следующих методах: структурно-функциональный, системный анализ, сравнительный, исторический, статистический, индукция, дедукция, синтез. Проводится сравнительный анализ доступа к услугам здравоохранения в сельских регионах и городах. Представлены данные прогноза роста населения в городах к 2030 г. и к 2045 г. Рассмотрены изменения в показателях младенческой смертности в Индии на протяжении двенадцати пятилетних планов. Исходя из полученных результатов, мы смогли сделать выводы об улучшении качества предоставления услуг здравоохранения для малообеспеченных слоев населения. Однако младенческая смертность в стране до сих пор остается на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная политика Индии в области здравоохранения от начала обретения независимости в 1947 году и по настоящее время»

Национальная политика Индии в области здравоохранения от начала обретения независимости в 1947 году и по настоящее время

Диких Алина Александровна

кандидат политических наук

преподаватель, Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М Кирова» Министерства обороны

Российской Федерации

194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6

И alinadic86@mail.ru

Статья из рубрики "Система охраны здоровья граждан"

Аннотация.

В данной статье объектом исследования является система здравоохранения в Индии, а предметом выступают закономерности ее развития и особенности формирования с момента обретения независимости в 1947 году и по настоящее время. Описывается процесс формирования Комиссии по планированию здравоохранения, ее цель, разработка пятилетних планов и место в этих планах сферы здоровья и благосостояния семьи. Пятилетние планы исследуется блоками с первого (1951-1956) по пятый (19741979), затем с шестого (1980-1985) по одиннадцатый (2007-2012). Отдельно рассматривается ныне осуществляемый двенадцатый пятилетний план (2012-2017). Анализируются проекты Национальной политики в области здравоохранения 1983 г., 2002 г., 2017 г. Различия в экономическом положении между штатами и союзными территориями привели к созданию следующих проектов, основные положения которых изучаются в работе: Национальная миссия здравоохранения в сельских районах (20052012), Национальная миссия здравоохранения в городах (май 2013), и стратегия-Национальная миссия здравоохранения (2012-2017), объединяющая в себе проекты в области здравоохранения в городах и селах. Исследование базируется на следующих методах: структурно-функциональный, системный анализ, сравнительный, исторический, статистический, индукция, дедукция, синтез. Проводится сравнительный анализ доступа к услугам здравоохранения в сельских регионах и городах. Представлены данные прогноза роста населения в городах к 2030 г. и к 2045 г. Рассмотрены изменения в показателях младенческой смертности в Индии на протяжении двенадцати пятилетних планов. Исходя из полученных результатов, мы смогли сделать выводы об улучшении качества предоставления услуг здравоохранения для малообеспеченных слоев населения. Однако младенческая смертность в стране до сих пор остается на высоком уровне.

Ключевые слова: здравоохранение, система здравоохранения, Министерство здравоохранения, национальная политика, Комиссия по планированию, пятилетние планы, сельские районы, медицинская помощь, медицинские услуги, население

DOI:

10.7256/2453-8914.2018.1.24208

10.7256/2453-8914.2018.1.24208 Дата направления в редакцию:

17-09-2017

Дата рецензирования:

24-09-2017

Исследуя систему здравоохранения в Индии, следует отметить, что с 1947 г., т.е. после обретения страной независимости от британского колониального владения, она сформирована на основе федеральной структуры и состоит из различных подразделений, финансируемых за счет государства. Государство несет ответственность за организацию и предоставление медицинских услуг населению. Правительство Индии, в свою очередь, отвечает за организацию и проведение международных договоров в области здравоохранения, медицинское образование, профилактику фальсификации пищевых продуктов, контроль качества при производстве лекарств, ведет национальный контроль за заболеваниями, реализует программы по планированию семьи, устанавливает

национальную политику в области здравоохранения [4]. В настоящее время политикой в области здравоохранения в Индии занимается Министерство здравоохранения и благосостояния семьи, которое является федеральным министерством и исполнительным органом государственной власти в области здравоохранения, действующим на основе принципов, закрепленных в Конституции Индии, национальной политики в области здравоохранения, а также в соответствии с политическими решениями кабинета министров. Министерство здравоохранения в Индии начало своё полноправное существование с 1947 г. Министерство состоит из следующих департаментов: Департамент здравоохранения, Департамент благосостояния семьи и с 8 декабря 2014 г. - Департамент аюрведы, йоги и натуропатии, Унани, Сиддха и гомеопатии (АЮШ) с уделением особого внимания развитию образования и исследований в данной области

П равительство Индии определило здоровье нации как одно из приоритетных

направлений в своей серии пятилетних планов Пятилетние планы - это

централизованные, интегрированные национальные и экономические программы. С 1947 г. и по настоящее время индийская экономика основывается на концепции планирования. Результатом разработки данной концепции стало создание Комиссии по планированию, которая была учреждена постановлением правительства Индии в марте

1950 года. Ее целью стало содействие быстрому повышению уровня жизни людей путем эффективной эксплуатации ресурсов страны, роста производства и предоставления всем

гражданам Индии возможности для трудоустройства На Комиссию по планированию была возложена ответственность за оценку всех ресурсов страны, увеличение дефицитных ресурсов, разработка планов наиболее эффективного и сбалансированного использования ресурсов и определение дальнейших приоритетов развития страны. Джавахарлал Неру (первый премьер-министр Индии) стал первым председателем

Комиссии по планированию Первый пятилетний план (1951-1956) был запущен в

1951 г. именно под его влиянием. В Комиссии по планированию есть отдел, в функции которого входят обеспечение здоровья, питания и благосостояния семьи. Он занимается разработкой руководящих принципов политики и стратегии, касающейся здоровья и благосостояния семьи, и входит в серию пятилетних планов. Все свои разработки отдел

предоставляет в Министерство здравоохранения и благосостояния семьи и в

Министерство по делам женщин и развития ребенка Подведем итоги результатов серии пятилетних планов в сфере совершенствования системы здравоохранения.

1. С момента принятия первого пятилетнего плана (1951-1956) и по пятый пятилетний план (1974-1979): увеличилась продолжительность жизни населения с 32 лет до 52 лет; снизился коэффициент младенческой смертности (количество смертей детей в возрасте до 1 года на 1000 рождений) с 247,7 детей в 1960 г. до 172,8 в 1979 г. по данным индекса Мунди (сайт содержит подробную статистику по странам, диаграммы и карты, составленные из нескольких источников) В апреле 1977 г. страну объявили свободной от оспы I10!. В данный период в городах проживало 17,6 % населения (71,906,548 жителей в 1955 г.) и 21,3 % (132,732,329 жителей в 1975 г.) Однако, ни в одном из этих пятилетних планов не было четкой программы, стандартов и норм, направленных на усовершенствование системы здравоохранения среди малообеспеченных граждан, их доступа к получению первой медицинской помощи.

2. Период с шестого пятилетнего плана (1980-1985) - по 11-й пятилетний план (20072012). Основное внимание с 1980 по 2007 год было уделено созданию ресурсов,

инфраструктуры, наличию лекарств в сфере сельского здравоохранения ПШ. Данные идеи легли в серию национальных программ в области здравоохранения. В 1983 г. в Нью Дели Министерством здравоохранения и благосостояния семьи была представлена программа «Национальная политика в области здравоохранения», которая получила

официальное одобрение правительства Индии Программа достаточно обширна, ее целью было - Здоровье для всех к 2000 г. Цель достигалась через всеобъемлющее и универсальное предоставление населению целого комплекса основных услуг первичной

медицинской помощи программа была обновлена в 2002 году Обе программы -Н ациональная политика в области здравоохранения 1983 г. и Национальная политика в области здравоохранения 2002 г.: первое - поменяли основные приоритеты в области здравоохранения. Результатом стало целенаправленное действие в отношении смертности матерей и детей. В 1980 г. младенческая смертность составляла 167,6, а в

2004 г. - 77,7 на 1000 рождений Материнская смертность в настоящее время составляет 0,55% от всех смертей в стране и 4% всех смертей женщин в возрастной

группе от 15 до 49 лет Несмотря на то, что сократилась материнская и детская смертность, число инфекционных заболеваний растет. Туберкулез продолжает оставаться одним из самых распространенных инфекционных заболеваний среди народа Индии; второе важное изменение - здравоохранение сформировалось в целую, надежную отрасль. Растет количество больниц, медицинских образовательных учреждений и др.; третье изменение - значительно выросли расходы государства на сферу здравоохранения. Таким образом, четвертое необходимое изменение возникает в связи с ростом экономического потенциала государства, т.е. необходима новая

национальная политика в области здравоохранения

Система здравоохранения в Индии в рассматриваемый период сильно изменилась, но по-прежнему существуют различия в предоставлении услуг здравоохранения сельскому населению и городскому. В сельских районах (регионах) часто не хватает квалифицированного медицинского персонала. Такие различия между штатами, союзными территориями приводят к тому, что жители беднейших штатов и территорий, имеют меньше доступа к медико-санитарной помощи, чем жители относительно более состоятельных районов (регионов) ^^ В 2005 г. правительство Индии приступило к

осуществлению программы «Национальная миссия здравоохранения в сельских районах (2005-2012)» (НМЗС), направленной на развитие медицины в беднейших штатах страны,

имеющих слаборазвитую сферу здравоохранения [17!. НМЗС в своей программе изначально уделяло особое внимание 18 штатам: Арунанчал-Прадеш, Ассам, Бихар, Чхаттисгарх, Химачал-Прадеш, Джаркханд, Джамму и Кашмир, Манипур, Мизорам, Мегхалая, Мадхья-Прадеш, Нагаленд, Орисса, Раджастхан, Сикким, Уттаракханд, Уттар-

Прадеш, Трипура На настоящий момент данная стратегия охватывает все индийские штаты и союзные территории. Однако, анализируя официальный сайт «Национальная миссия здравоохранения», в разделе «статистика здравоохранения» представлен только штат Уттар-Прадеш Именно этот штат считается наиболее бедным и менее развитым в сфере здравоохранения. Об этом можно судить по данным, опубликованным на сайте

Национальной миссии здравоохранения ^^ Цель Миссии - улучшить доступность к качественному здравоохранению, особенно для тех, кто проживает в сельских районах

(регионах), т.е. для наиболее бедных слоев населения, особенно женщин и детей [17!. Инфраструктура системы здравоохранения в сельских регионах была разработана как трехуровневая: первый - субцентр; второй - центр первичной медико-санитарной помощи (общественный центр здравоохранения); третий - муниципальный центр

здравоохранения Субцентр является самым периферийным и первым пунктом,

взаимодействующим между центром первичной медико-санитарной помощи и муниципальным центром здравоохранения. Каждый субцентр, согласно правилам, должен быть укомплектован как минимум одной вспомогательной медсестрой-акушеркой,

одной женщиной и одним мужчиной медицинскими работниками Центр первичной

медико-санитарной помощи создан для взаимодействия между населением в селах и медицинскими сотрудниками. Обеспечивает комплексное лечебное, профилактическое

медицинское обслуживание Его приоритетная цель - профилактика и пропаганда здорового образа жизни в сельских регионах. Муниципальный центр здравоохранения, в соответствии с минимальными нормами, должен быть укомплектован, как минимум,

четырьмя медицинскими специалистами: терапевт, хирург, гинеколог и педиатр Младенческая смертность в Индии в целом значительно снизилась за счет снижения младенческой смертности в селах, но всё же остается очень высокой. После введения программы НМЗС, младенческая смертность составляла 74,6 на 1000 родившихся

младенцев в 2005 г. 17 и снизилась до 40,5 в 2016 г. Первоначально программа была рассчитана на период с 2005 по 2012 год. К 2013 году значительный успех Национальной миссии здравоохранения в сельских районах (регионах) побудил Кабинет министров создать в мае 2013 года программу «Национальная миссия здравоохранения

в городах» (НМЗГ)^16^. Количество людей, проживающих в городах, в последнее время сильно увеличилось. По данным сайта «Всемирная статистика населения», в рассматриваемый период, в городах проживало - 23,2 % (161,445,950 жителей в 1980 г.) и 30,3 % (372,901,884 жителей в 2010 г.), т.е. по сравнению с предыдущим блоком пятилетних планов, городское население выросло на 10 %. Помимо того, что в сельских районах (регионах) растет количество малообеспеченных семей, также и в городских районах, проживающим малообеспеченным семьям, всё труднее получать доступ к услугам здравоохранения. Это связано прежде всего с тем, что в городах отсутствует

четкая система норм и стандартов доступа населения к услугам здравоохранения I16!. В целях эффективного решения проблем, связанных с ухудшением здоровья малообеспеченной части городского населения, Кабинет министров инициировал создание программы улучшения здравоохранения в городах (НМЗГ). Инфраструктура системы здравоохранения в городах также, как и в сельских регионах, трехуровневая,

но тем не менее имеет отличия: на начальном уровне - пациент выбирает частную или городскую медицину. На этом уровне отсутствует субцентр, как в сельских районах; второй - центр первичной медико-санитарной помощи (общественный центр здравоохранения) - на 50 000 населения должен быть один центр. Таким образом, количество центров зависит от населенности города; третий - муниципальный центр здравоохранения - сюда также входят информационно-пропагандистские пункты, направленные на агитацию среди населения здорового образа жизни и услуг здравоохранения, укрепление существующей системы здравоохранения [16, 4].

В настоящее время проекты Н МЗС и Н МЗГ существуют в качестве вспомогательных программных документов в рамках стратегии «Национальная миссия здравоохранения (2012-2017)» И31. Национальная миссия здравоохранения в сельских районах, Н ациональная миссия здравоохранения в городах, а также Н ациональная миссия здравоохранения (2012-2017) находятся в ведении Министерства здравоохранения и благосостояния семьи.

3. На сегодняшний день реализуется 12-й пятилетний план Индии (2012-2017) В этот период вышел обновленный проект «Национальная политика в области здравоохранения

2017 года» Работа над проектом была начата ранее, на тот момент программа

называлась «Национальная политика в области здравоохранения 2015 года» и находилась в процессе разработки, была представлена в открытом доступе для

комментариев и предложений Проект 2017 года реализует свое направление

параллельно со стратегией «Национальная миссия здравоохранения 2012-2017». Основной целью новой программы является первоочередное сосредоточение внимания правительства к системе здравоохранения. Среди основных приоритетов выделяются: дополнительное инвестирование в данную сферу, улучшение качества предоставления медицинских услуг, проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и укрепления здоровья, и, в связи с этим, - разработка эффективной стратегии финансовой защиты населения И^!. Коэффициент младенческой смертности в

беднейших штатах Уттар-Прадеш, Мадхья, Ассам и Орисса продолжает снижаться118! но, несмотря на снижение младенческой смертности, можно сделать выводы о том, что доступ населения к медико-санитарной помощи в этих штатах до сих пор находится на низком уровне. Скорее всего, это может быть связано с продолжающимся ростом населения в стране. На данный момент количество городского населения составляет уже 32,8 % (439,801,466 жителей в 2017 г.) По прогнозам Организации объединенных наций (О О Н ), при нынешнем росте, к 2030 году 46 % населения И ндии будут проживать в городах -Ц^!. По данным сайта «Всемирная статистика населения», прогноз - 45,3 %,

которого Индия достигнет только к 2045 г. ^^ Предполагаемый рост населения в городах всё больше будет увеличивать количество малообеспеченных семей в сельских и городских районах, в связи с чем и потребность в качественном оказании медико-санитарной помощи возрастет. Несмотря на рост населения, коэффициент смертности в И ндии по-прежнему выше, чем в странах с более высоким уровнем дохода на душу населения. Сердечно-сосудистые заболевания, особенно коронарная (ишемическая)

болезнь сердца, являются основными факторами роста смертности в Индии Именно у бедных слоев населения больше вероятности развития болезней сердца, чем у материально обеспеченных людей, получающих полный доступ к качественной медицинской помощи. Правительству необходимо упростить доступ бедному населению к государственным медицинским услугам, т.к. частную медицину, которая в Индии по-прежнему на высоком мировом уровне, малообеспеченное население не может себе

позволить.

Индийские врачи и специалисты в области здравоохранения широко известны во всем мире; большинство из них занимают высокие посты в ведущих клиниках США, Великобритании и других странах. В Индии сосредоточенно значительное число высококвалифицированных врачей, которые переехали в страну после работы в лучших

клиниках мира ^^ Стоимость медицинских услуг при этом значительно дешевле, чем в других странах. Индия является третьей по величине лекарственной отраслью во всем мире по объему производства и 13-й по величине медицинской индустрии в мире в

соответствии с ее стоимостью i231. По данным компании Fitch Group (американская корпорация - рейтинговое агентство, предоставляющее независимую мировую оценку кредитоспособности, проводит аналитические исследования финансовой сферы и др.), индийская медицинская промышленность вырастет на 20% в период с 2015 по 2020 год и

будет находиться в списке десяти ведущих медицинских торговых компаний ¿¿З!.

Именно поэтому Индия продолжает являться популярным местом среди туристов и приезжающих на лечение, ищущих не только квалифицированное предоставление недорогой медицинской помощи, но и альтернативные методы лечения, такие как

ведическая медицина Аюверда t61. Эту отрасль продолжает активно развивать Департамент аюрведы, йоги и натуропатии, Унани, Сиддха и гомеопатии (АЮШ) Министерства здравоохранения и благосостояния семьи.

Библиография

1. About the Ministry [electronic resource] // Government of India. Ministry of health & family welfare. URL: http://www.mohfw.nic.in/about-us/about-the-ministry (accessed: 12.09.2017).

2. Country Comparison to the World. Infant Mortality rate (deaths /1,000 live births) // Central intelligence agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2091.html (accessed: 16.09.2017).

3. Five year plans [electronic resource] // Planning commission. Government of India. URL: http://planningcommission.gov.in/plans/planrel/index.php?state = planbody.htm (accessed: 13.09.2017).

4. Gupta I. The Indian Health Care System [electronic resource] / I. Gupta, Bhatia M. // International Health Care System Profiles. India. URL:

http://international.commonwealthfund.org/countries/india/ (accessed: 14.09.2017).

5. Health statistics [electronic resource] // National Health mission. Department of health & family welfare, Govt. of U.P. URL: http://upnrhm.gov.in/site-files/Major_Health_Profile-_UP_Updated__May_2017 (accessed: 15.09.2017).

6. Healthcare system in India. Private and Public [electronic resource] // International student insurance. URL: https://www.internationalstudentinsurance.com/india-student-insurance/healthcare-system-in-india.php (accessed: 14.09.2017).

7. India-Mortality rate. Mortality rate, under-5 (per 1,000 live births) // indexmundi [Site]. URL: http://www.indexmundi.com/facts/india/mortality-rate (accessed: 16.09.2017).

8. India population [electronic resource] // Worldometers [Site]. http://www.worldometers.info/world-population/india-population/ (accessed: 15.09.2017).

9. Joby A. Why India is one of the best medical tourism destination in the world? / A. Joby // Quora [Site]. URL: https://www.quora.com/Why-India-is-one-of-the-best-medical-tourism-destination-in-the-world (accessed: 15.09.2017).

10. Kumar A. Towards a Healthier India [electronic resource] / A. Kumar / 65 years of independence // YOJANA August 2012. P.34-8. URL:

http://www.insightsonindia.com/wp-content/uploads/2013/09/towards-a-healthier-india.pdf (accessed: 13.09.2017).

11. National Health Policy 1983 [electronic resource] // Government of India. Ministry of health & Family welfare. New deli. 1983. URL:

https ://www.nhp.gov.in/sites/default/files/pdf/nhp_1983.pdf (accessed : 11.09.2017).

12. National Health Policy 2017 [electronic resource] // Government of India. Ministry of health & Family welfare. New deli. 2017. URL:

https ://www.nhp.gov.in//NHPfiles/national_health_policy_2017.pdf (accessed : 11.09.2017).

13. National Health Mission 2012-2017 [electronic resource] // Ministry of Health and Family Welfare. Government of India. URL:

http://www.nhm.gov.in/images/pdf/NHM/NHM_Framework_for_Implementation__08-01-

2014_.pdf (accessed: 14.09.2017).

14. National Health Mission: Affordable Healthcare in Cities and Villages [electronic resource] // MapsofIndia [Site]. January 17, 2015 URL:

https ://www.mapsofindia.com/government-of-india/national-health-mission.html (accessed: 14.09.2017).

15. National Health Policy 2015. Draft. Placed in Public Domain for Comments, Suggestions, Feedback // Ministry of Health & Family Welfare December, 2014. URL: http://www.thehinducentre.com/multimedia/archive/02263/Draft_National_Hea_226317 9a.pdf (accessed: 15.09.2017).

16. National Health Urban Mission [electronic resource] // Government of India. Ministry of health & family welfare. May 2013. URL:

http://www.nhm.gov.in/images/pdf/NUHM/Implementation_Framework_NUHM.pdf (accessed: 14.09.2017).

17. National Rural Health Mission (2005-2012). Mission Document [electronic resource] // National Health mission. Department of health & family welfare, Govt. of U.P. URL: http://upnrhm.gov.in/site-files/Mission-Document.pdf (accessed : 14.09.2017).

18. Noronha R. Little tragedies [electronic resource] / R. Noronha // indiatoday.intoday.in [Site]. August 10, 2016. URL: http://indiatoday.intoday.in/story/little-tragedies-madhya-pradesh-infant-mortality-rate-national-rural-health-mission-anganwadi/1/737409.html (accessed: 15.09.2017).

19. Part 1. Rural health care system in India /Rural health statistics 2016 // Health Management Information System. URL: https://nrhm-mis.nic.in/RURAL%20HEALTH%20STATISTICS/(A)RHS%20-%202016/Rural%20Health%20Care%20System%20in%20India.pdf (accessed: 16.09.2017).

20. Patel V. Chronic diseases and injuries in India / V. Patel, S. Chatterji, D. Chisholm, S. Ebrahim, G. Gopalakrishna, C. Mathers, V. Mohan, D. Prabhakaran, R.D Ravindran, K.S. Reddy // India: Towards Universal Health Coverage 3. Vol 377. January 12, 2011. P.413-428. URL: http://www.who.int/choice/publications/Chronic_diseaseIndia.pdf (accessed: 15.09.2017).

21. Planning commission. Government of India. History. [electronic resource]. URL: http://planningcommission.gov.in/aboutus/history/index.php?about=aboutbdy.htm (accessed: 13.09.2017).

22. Planning commission. Government of India. Health, Nutrition and Family Welfare

[electronic resource]. URL: http://planningcommission.gov.in/sectors/health.php? sectors = hea (accessed: 13.09.2017).

23. Top Ten Best Pharmaceutical Companies in India 2017 / Health // Worldblaze [Site]. URL: http://www.worldblaze.in/top-10-largest-medical-companies-in-india/ (accessed : 15.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Twelfth Five Year Plan 2012-17 [electronic resource] // Planning commission. Government of India. [electronic resource]. URL:

http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/welcome.html (accessed : 13.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.