Научная статья на тему 'Национальная культуракак фактор социально-экономического развити региона(на примере республики Марий Эл)'

Национальная культуракак фактор социально-экономического развити региона(на примере республики Марий Эл) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Волкова Е. Н., Суворова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная культуракак фактор социально-экономического развити региона(на примере республики Марий Эл)»

Статьи и сообщения

2 Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социс. 1998. № 6. С. 38-47.

3 Демографический ежегодник Республики Марий Эл // Статистический сборник. Часть 1. Йошкар-Ола, 2003. С. 49-51, 53-54.

4 Республика Марий Эл в цифрах // Статистический сборник. Йошкар-Ола, 2003. С. 22-23.

5 Демографический ежегодник Республики Марий Эл // Статистический сборник. Часть 1. Йошкар-Ола, 2003. С. 46-47, 51-53.

6 Республика Марий Эл в цифрах // Статистический сборник. Йошкар-Ола, 2003. С. 24.

7 Республика Марий Эл // Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл — Йошкар-Ола, 2008. С. 41-42.

8 Республика Марий Эл // Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл — Йошкар-Ола, 2008. С. 339. С. 41-42.

9 Республика Марий Эл // Статистический ежегодник. Часть 1. Йошкар-Ола, 2001. С. 32.

10 Молодежь Марийской АССР // Статистический сборник. Йошкар-Ола, 1990. С. 12-13.

11 Молодежь Республики Марий Эл // Статистический сборник. Йошкар-Ола, 2009. С. 14.

12 Демографический ежегодник Республики Марий Эл // Статистический сборник. Часть 1. Йошкар-Ола, 2003. С. 7-8.

13 Предположительная численность населения Российской Федерациии до 2025 года (Статистический бюллетень). М.:Федеральная служба государственной статистики, 2006. С. 55.

14 Мукомель М.И. Вызовы иммиграции этносоциальные аспекты // Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнического общества: материалы международной научно-практической конференции. Казань, 26-28 июня 2008 г. / Отв. ред. Р.Н. Мусина. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 138.

Е.Н. Волкова, А.П. Суворова Национальная культура

как фактор социально-экономического развити региона (на примере Республики Марий Эл)

В условиях глобализации и международной конкуренции устойчивое социально-экономическое развитие страны и ее регионов является как никогда актуальным. В России в силу высокой территориальной дифференциации регионализация социально-экономического развития принимает формы, которые требуют применения особых подходов к управлению для достижения желаемых результатов. В настоящее время экономика регионов России нуждается в разработке эффективной социально-экономической политики, гарантирующей высокое качество жизни населения, с учетом особенностей, присущих конкретному региону.

В эти моменты власти обращаются не только к материальным, но и к вечным ценностям — духовно-нравственным, историческому наследию, всемирной помощи и поддержки культуры своей нации. Отсюда следует, что при изучении экономики, как страны, так и отдельного региона нельзя игнорировать национальные культурные факторы. Под термином «национальная культура» следует понимать совокупность достижений нации в производственном, общественном и умственном отношении. Нация, в свою очередь, трактуется нами как исторически сложившаяся форма общности людей. Ей свойственна общность территории и экономической жизни, общность языка, некоторые черты психического и духовного облика. Именно поэтому несмотря на наличие других факторов, влияю-

81

Е.Н. Волкова, А.П. Суворова

щих на развитие экономики страны, национальная культура на уровне отдельного субъекта страны должна выступать как один из важных ресурсов его развития.

Это обстоятельство определило выбор темы исследования, постановку его цели и конкретных задач.

Цель исследования: обосновать роль национальной культуры в качестве одного из основных факторов социально-экономического развития региона.

Решаемые задачи: 1) определение роли и влияния национальной культуры как фактора социально-экономического развития региона; 2) оценка вклада национальной культуры в социально-экономическом развитии применительно к условиям Республики Марий Эл.

При изучении экономики, как страны, так и отдельного региона нельзя игнорировать национальные культурные факторы. Они выступают опосредованными факторами производства валового регионального продукта. В странах, где придерживаются подобной позиции, это приносит вполне ощутимые плоды, значимые с точки зрения общества. Они выражаются в виде увеличения объема, разнообразия и доступности культурных продуктов, роста занятости в отрасли культуры и в смежных отраслях, увеличения налоговых поступлений в бюджеты, ускорения экономического роста, укрепления социальной сплоченности населения, изменения жизненных ценностей, позитивного формирования личности и многих других.

Примеров положительного опыта других регионов в области национальной культурной политики множество. Назовем хотя бы некоторые. Французский городок Авиньон после второй мировой войны организовал у себя театральный фестиваль, который сегодня является крупнейшим в Европе. Месяц фестиваля «кормит» полгода город и окрестности. То же самое с шотландским Эдинбургом, в котором проходит второй по значимости европейский театральный фестиваль. Есть пример испанского города Бильбао, еще недавно вполне депрессивного, в котором построили музей современного искусства — и город преобразовался, став туристической меккой. Есть пример Барселоны, ставшей всемирным конгресс-центром. Есть города-музеи, вроде Венеции, целиком живущие за счет своего культурного наследия, дополненного крупнейшими форумами (кинофестивалем и биеннале). Из отечественных примеров можно отметить Пермь, Санкт-Петербург. К примеру, в пермском крае два года продолжается небывалый для нашей страны эксперимент по насаждению культуры в регионе, не слишком к этому приспособленного. Были выбраны прорывные направления, в которых наиболее быстро и наглядно можно достичь результата, главное из них — современное искусство, фестивали в самых различных областях искусства (документальное кино, музыка, театр, поэзия и проч.) [1].

Для того, чтобы более успешно решать вопросы социально-экономического развития региона, необходимо разработать систему показателей, раскрывающих экономическую эффективность функционирования и развития сферы национальной культуры, Например, Британская библиотека подготовила доклад Правительству о роли Библиотеки в экономическом процветании Великобритании, где отмечено, что на каждый вложенный фунт стерлингов страна получает четыре.

В настоящее время основной целью развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. То, что национальная культура воздействует на качество жизни людей и отдельных сообществ, яв-

82

Статьи и сообщения

ляется залогом стабильного развития и потенциально приводит к увеличению экономических и социальных благ признано в докладах ЮНЕСКО («Наше творческое многообразие», 1997 г.) и Совета Европы («Стремление к целостности», 1997 г.) по результатам исследования в целом ряде стран, в том числе Франции и Великобритании [2].

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным (традиционным) интегральным показателям, учитывая специфику страны.

В контексте настоящего исследования особенно значимым является изучение роли и места такого субъекта РФ как Республика Марий Эл, обладающая на сегодняшний день особыми уникальным национальным историко-культурным наследием и преимуществом. Несмотря на то, что уровень социально-экономического развития Республики Марий Эл сопоставим с наименее развитыми регионами страны, являясь дотационным регионом, он, в отличие от многих из них, обладает значительным конкурирующим национальным культурным потенциалом и соответствующей социальной инфраструктурой, что обеспечивает значительный экономический потенциал.

Используя электронный ресурс с результатами рейтинга развития регионов России, в котором участвует 79 регионов, где первое место занимает регион с наилучшим значением показателя, последнее — с наихудшим, отметив, что РМЭ занимающая 38 место в социальной сфере и 67 место в экономической сфере подтвердим, что уровень его развития сопоставим с наименее развитыми регионами. [3] Тем не менее, являясь дотационным регионом, он в отличии многих из них, обладает значительным конкурирующим национальным культурным потенциалом и соответствующей социальной инфраструктурой, что обеспечивает значительный экономический потенциал.

В состав национальной культуры Республики Марий-Эл входят более 50 национальностей, в т. ч.: марийцы — 42,9 %, русские — 47,5 %, татары — 6 %, чуваши — 1 %, украинцы — 0,7 %, удмурты — 0,3 %, мордва — 0,2 %, другие национальности РФ.

Для исследования национальной культуры республики нам интересен вклад марийцев, как приоритетной исторической нации, которая представлена в основном составе республики, поэтому вклад ее окажет преемственное воздействие на экономику региона [4].

В качестве конкурирующего преимущества марийского народа следует отметить, что она впитала в себя богатое наследие. Сейчас во многих уголках России и за ее пределами известны Государственный ансамбль танца «Марий Эл», Государственная капелла им. А.И. Искандарова, оркестр народных инструментов «Марий кундем».

Основоположниками современного марийского искусства стали писатель Сергей Григорьевич Чавайн (Григорьев) (1888-1937) и композитор Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926). Все их творчество пронизано фольклорными мотивами народа мари.

83

Е.Н. Волкова, А.П. Суворова

С именем Сергея Чавайна связаны лучшие, наиболее яркие страницы истории марийской литературы. Он является ее родоначальником, писателем-классиком, высоко поднявшим значение художественного слова в глазах соотечественников. Его произведения вошли в золотой фонд марийской художественной литературы.

Марийская народная песня — это единственное откровение народного духа среди мрачного многовекового гнета. Имена следующего поколения классиков национальной культуры стали известны далеко за пределами республики. Именно Марийский край подарил России творчество композитора Андрея Яковлевича Эшпая и поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).

Большое внимание в республике уделяется подготовке достойной смены нынешним мастерам искусства. В Марий Эл работают 8 домов ремесел, студий, мастерских, 48 детских музыкальных учреждений, детских художественных школ, детских школ искусств. Настоящей кузницей профессиональных кадров для сцен театров не только республики, но и России, стал факультет «Актерское мастерство» Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая.

В качестве конкурирующего преимущества марийского народа следует отметить, что оно входит в одно из древних братских содружеств родственных финно-угорских народов России, нация, которая имеет корни по всему миру, поэтому из года в год укрепляются культурные, общественные и научные связи народов финно-угорского мира. Республика приобретает широкую известность, мировая общественность получает возможность познакомиться с самобытной культурой народа мира.

В республике действует несколько общественных организаций, работающих в сфере финно-угорского сотрудничества: Фонд развития финно-угорских культур, Общества дружбы Марий Эл — Венгрия, Марий Эл — Финляндия, Марий Эл — Эстония.

Сотрудничество Республики Марий Эл с Финляндией является особенно активным и разносторонним. В качестве важного организационного инструмента удачных международных отношений с Финляндией необходимо отметить реализацию специальных целевых программ, направленных на поддержку культур финно-угорских народов.

С финской стороны координирующую роль в развитии марийско-финских культурных отношений выполняет Общество М.А. Кастрена, которое оказывает значительную финансовую поддержку проектам в области языка, литературы (в основном переводческая деятельность), журналистики, СМИ, образования, книгоиздания (прежде всего, детской литературы), а также общество дружбы «Финляндия — Россия».

Работают научные организации: Институт финноугроведения МарГУ и др.

Образовалась молодежная ассоциация финно-угорских народов.

В отличие от других регионов, в регионе на постоянной регулярной основе действует наибольшее количество национальных театров: Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана, Академический русский театр драмы им. Г.В. Константинова, Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева, Республиканский театр кукол, Марийский театр юного зрителя, Горномарийский драматический театр.

84

Статьи и сообщения

Такое лидерство Марий Эл в области театрального искусства признается коллегами из других регионов России. Неспроста Йошкар-Ола стала местом постоянного проведения Международного финно-угорского театрального фестиваля.

Республика Марий Эл становится центром культуры мирового масштаба. Каждые два года в столице проходит Международный фестиваль театров финноугорских народов, традиционным стало проведение Международного фестиваля русских театров национальных республик России и стран ближнего зарубежья. А в последние годы звезды мировой величины стали частыми гостями еще одного крупного международного фестиваля оперного и балетного искусства — «Зимние вечера».

По инициативе Национального театра драмы имени М.Шкетана 1 раз в два года проводится Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул». В рамках этого фестиваля российские и зарубежные артисты из Эстонии, Венгрии и Финляндии представляют свои спектакли на суд зрителей Марий Эл, встречаются с населением республики, знакомятся с культурой и бытом сельских жителей.

Используя национальную культуру РМЭ, мы поможем ей справиться с названием дотационного региона. Наглядно оценить вклад национальной культуры, представленной подведомственными организациями и учреждениями в социально-экономическом развитии, применительно к условиям Республики Марий Эл можно в таблице 1.

Финансирование национальной культуры в 2011 году осуществлялось в пределах бюджетной росписи в соответствии со сметными назначениями, на содержание которой всего направлено в 2011 году 181641,582 тыс. рублей, что превышает вложения за 2010 год.

Одним из крупнейших источников в общем объеме финансирования расходов учреждений являются средства от приносящий доход деятельности, их поступление за 2011 год по республиканским учреждениям составило 25760,18 тыс. рублей.

Следует отметить, что в настоящее время наибольший доход от приносящей доход деятельности получают несколько учреждений национальной культуры. Первое учреждение — ГУК РМЭ «Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева», доход которого составляет 6483,60 тыс. рублей, что составляет 25 % от всей доходности учреждений.

Таблица 1

Сведения об объемах финансирования национальной культуры РМЭ за 2011 год, тыс. руб. [5]

Наименование показателя Всего Объем финансирования

Бюджет Доходы

Национальная культура (марийская), тыс. руб. 207401,7 181641,5 25760,18

1. ГОУ ДОД РМЭ «Национальная президентская школа искусств» 10103,81 9887,07 216,74

2. ГОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств» 55745,40 52822,21 2923,19

85

Е.Н. Волкова, А.П. Суворова

3. ГУК «Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева» 7999,81 6812,03 1187,78

4. ГУК РМЭ «Горномарийский драматический театр» 4378,19 4021,43 356,76

5. ГУК РМЭ «Марийская государственная филармония им. Я.Эшпая» 13312,98 11082,98 2230,00

6. ГУК РМЭ «Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана» 30211,06 25384,73 4826,33

7. ГУК РМЭ «Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна» 17426,92 16774,95 651,97

8. ГУК РМЭ «Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева» 32803,97 26320,37 6483,60

9. ГУК РМЭ «Республиканский театр кукол» 15469,25 10003,77 5465,48

10. ГУК РМЭ «РНМЦНТ и КДД» 8999,14 8253,48 745,66

11. ГУК РМЭ «Республиканский центр марийской культуры» 2571,74 1899,07 672,67

Наиболее значимые события и успехи года этого театра следующие: 6-15 февраля — XIV фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера», 5-9 апреля — VIII Международный фестиваль балетного искусства в честь 100-летия великой русской балерины Галины Улановой, 1-5 декабря — XV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера».

Второе учреждение — ГУК РМЭ «Республиканский театр кукол» с доходностью 5465,48 тыс. рублей, что занимает 21 % от всей доходности учреждений.

К наиболее значимым мероприятиям театра следует отнести: участие в Международном фестивале театров кукол «Муравейник» (г. Иваново) со спектаклем «Колыбельная» (март), участие в региональном фестивале театров кукол «Карусель сказок» (г. Чебоксары) со спектаклем «Каштанка» (апрель), участие в фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» (г. Набережные Челны) со спектаклем «Лиса и медведь» (апрель);

Третье учреждение — ГУКРМЭ «Марийский национальный театр драмы им. Шкетана», доход которого составляет 4826,33 тыс. рублей, что составляет 19 % от всей доходности учреждений.

Настоящее исследование показывает, что учреждения национальной культуры РМЭ играют, кроме культурной, еще и существенную роль в социальноэкономическом развитии региона. Чтобы выполнять свои задачи, учреждения национальной культуры РМЭ пока еще не могут обойтись без государственных субсидий. Их деятельность, однако, вызывает обратные потоки средств в государственный бюджет и оказывает сильное оживляющее воздействие на социальную и экономическую сферу региона, что позволяет нам говорить о национальной культуре как о важном факторе прямо или косвенно влияющем на социальноэкономическое развитие региона.

К наиболее значимым мероприятиям театра следует отнести: с 18 по 27 ноября был проведен VIII фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул», 22 ноября был организован «Круглый стол», послуживший созданию «Ассоциации театров финно-угорских народов». 26 ноября проведен семинар «Современ-

86

Статьи и сообщения

ная национальная драматургия XXI века» с участием драматургов Республик Карелия и Марий Эл.

Учитывая, что все учреждения национальной культуры приносят доход и имеют свои особенности в области национальной культуры, мы полагаем, что в отличие от других дотационных регионов страны, РМЭ обладает значительным конкурирующим национальным культурным потенциалом, что позволяет нам говорить о национальной культуре как о важном факторе прямо или косвенно влияющем на социально-экономическое развитие региона.

В заключении отметим вклад национальной культуры в социальноэкономическое развитие РМЭ:

1. Прямой вклад национальной культуры в экономику:

- национальная культура предоставляет рабочие места;

- национальная культура обладает существенным инвестиционным потенциалом;

- национальная культура и искусство служат одним из источников развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

2. Прямое социальное влияние:

- национальная культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха;

- позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними;

- способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала,

- предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения в других культурах.

3. Косвенное экономическое влияние:

- взаимовыгодное, стимулирующее сотрудничество делового мира и сферы национальной культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию;

- национальная культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые используются в коммерческой и некоммерческой деятельности;

- современные технологии бизнеса и менеджмента: реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы национальной культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- национальная культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

4. Косвенное социальное влияние:

- национальная культура и искусство обогащают социокультурную среду;

- выступает источником цивилизационного влияния, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения;

87

Г.С. Зеленеева

- национальная культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений, они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения;

- велика роль национальной культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;

- возрастает роль национальной культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе с использованием современных технологий.

Приведенный перечень показывает реальное значение сферы культуры, степень и масштабы ее реальной востребованности. Осознание этого является важным моментом самосознания профессионалов, работающих в этой сфере. Национальная культура не «жалкая и убогая», просящая деньги «на факт бытия». Речь идет о глубоко укорененной в экономике и социальной жизни сфере деятельности, обеспечивающей многообразные формы социального партнерства, связей и отношений, развития общества в целом.

С учетом всех указанных связей между национальной культурой и социально -экономическим развитием можно сказать, что национальная культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабах.

—И------------------------------ Примечания

1. http://www.gazetaprotestant.ru

2 Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов. М.: Либерия, 2002. С. 9-11, 149.

3. http://www.5-tv.ru/rating/method.html

4. http://www.maristat.mari.ru/

5. http://www.mincult12.ru/

Г.С. Зеленеева

Ценностные ориентации молодежи Республики Марий Эл (по материалам социологических исследований 2005, 2010 гг.)

Основная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить и воспитать достойное поколение, которое придет на его смену в будущем. В условиях череды экономических, политических кризисов, социально-экономической нестабильности, упадка морально-нравственного облика общества, а так же СМИ, которые нередко «сливают грязную», непроверенную информацию в общество, к сожалению, неизбежно меняет облик нашей молодежи. Зачастую бытует мнение о разобщенности молодежи, о полной оторванности ее от остального социума, о том, что она эгоистична, не желает ничего понимать. Особое беспокойство вызывает тот факт, что подросткам не чуждо такое чувство, как неприязнь, негатив к представителям других национальностей.

В Республике Марий Эл всегда уделялось и уделяется большое внимание молодежи. На республиканском административном уровне, а так же в научной среде идет работа по изучению современного состояния молодежи, и предпри-

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.