УДК 008
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© О. К. Валитов 1а, И. О. Валитов 2
1Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 452681 г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 1.
Тел./факс: +7 (34783) 2 35 80.
E-mail: [email protected] 2Республиканская детская клиническая больница Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Кувыкина, 98.
Тел.: +7 (347) 254 7721.
Проблема глобализации, превращения мировой хозяйственной и социокультурной жизни в целостную самоорганизующуюся систему сегодня у всех на слуху. Некоторые считают ее благом для человечества, другие видят в ней больше трудноразрешимых проблем. Но все соглашаются с тем, что этот процесс исторически неизбежен и не остановим. Вопрос только в том, что он принял неприятную для большинства человечества и крайне опасную по последствиям форму униполярной глобализации. Критическому анализу этого процесса посвящено немало серьезных монографий отечественных и зарубежных ученых.
Авторы представленного труда считают, что отношение к проблемам сохранения национальной культуры России со стороны государства должно быть решительным образом пересмотрено. Сфера культуры — сегодня является одним из важнейших объектов обеспечения информационной безопасности российского общества, которая должна находиться под особой охраной государства.
Ключевые слова: национальная культура, глобализация общества, культурные и духовные ценности, национальная безопасность, ресурсы власти, современная политика, информационная колонизация, цивилизация.
Сегодня на наших глазах происходит глобализация мирового сообщества как ответ на вызов ХХ века, как способ выживания и сохранения человечества. Действительность показывает, что глобализация в ближайшие десятилетия будет оказывать определяющее воздействие практически на все сферы жизнедеятельности общества: экономику, политику, науку, образование и культуру. При этом наиболее радикальные перемены она, вероятно, всего, повлечет за собой именно в сфере культуры, где следует ожидать новой гуманитарной революции, беспрецедентной в истории человечества.
Развитие этой революции прогнозируется на ближайшие десятилетия и уже сегодня ясно, что она приведет не только к радикальным переменам в образе жизни людей, но также во многом изменит их мировоззрение, отношение к природе, к себе и другим людям.
В связи с глобализацией общества произойдут серьезные изменения в сфере духовности, культуры и морали. А это в свою очередь на повестку выдвигает проблемы информационной безопасности России.
На эти острые вопросы авторы данного исследования нашли интересные мысли в научных наследиях академика Д. Лихачева.
Нельзя не согласиться с его критикой вульгарного подхода к истории, когда часто на совещаниях сначала подробно излагаются вопросы экономики и политики, а затем мимоходом пишут о культуре того или иного исторического периода. Жизнь общества намного сложнее и здесь. Причина и следствия часто
меняются своими местами. По этому поводу необходимо вспомнить высказывание Дмитрия Лихачева о том, что именно культура «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения народом, нацией». Далее он пишет, что в понятие «культура» должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Поэтому понятно, что для столь важного, сегодня для новой России вопрос правовой культуры в обеспечении информационной, нравственной безопасности страны является очень актуальным и злободневным.
Что касается будущего России, то оно зависит не только от руководства страны, а в первую очередь от ее народа, от защищенности его культурного наследия. И совершенно прав Лихачев, говоря, что будущее зависит от нас самих, от того, «станем ли проводниками добра или не станем. Поэтому такие вопросы, как «что ждет нас в будущем?», не имеют смысла. Нас ждет то, что мы сделаем сегодня сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали отклониться, в истории нет».
Нам необходимо учитывать и другой момент. В последние десятилетия наблюдается бурный рост политического влияния духовно-информационной власти. Как считает известный американский прогнозист О. Тофлер, к исходу XX столетия знания и информация стали важнейшим ресурсом власти. Они позволяют «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной
* автор, ответственный за переписку.
заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников». Непосредственные носители и особенно распространители знаний и информации -средства массовой информации (СМИ), дополняемые властью денег, все более явно превращаются в важный фактор современной политики.
Сегодняшняя действительность показывает, что человечество вступило в новую информационную фазу своего развития. Информационное воздействие СМИ на государство, общество, гражданина сейчас более эффективно и экономично, чем политическое, экономическое и даже военное. Информация становится реальной, почти физически ощутимой силой.
Недооценка процессов глобализации общества на человека и манипуляция общественным сознанием у нас в стране становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Духовные ценности человека и общества оказались незащищенными. «Духовность, - говорил Л. Леонов, - это какой-то высший слой творчества. Очень тонкий слой, странно хрупкий, как озон, который легко нарушить, и который сильно нарушен сегодня». Для того чтобы восстановить гармонию между Законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства.
С позиции синергетики, процесс глобализации общества можно рассматривать как закономерную реакцию мировой цивилизации на новые угрозы для ее дальнейшего развития. При этом здесь следует различать две главные противоположные тенденции. С одной стороны, происходит стремительное повышение информационной взаимосвязанности различных частей мирового сообщества, что повышает его устойчивость как сложной самоорганизующейся системы. А с другой стороны, происходит разрушение традиционных национальных культур слабо развитых и развивающихся стран под воздействием мощной культурологической и информационной экспансии Запада и, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки.
Эта тенденция быстро сокращает культурное разнообразие мирового сообщества, что является одним из признаков его деградации как сложной системы, и поэтому должна рассматриваться как негативная. Она уменьшает устойчивость цивилизации по отношению к внешним и внутренним разрушительным воздействиям.
Какая из этих тенденций возобладает, покажет ближайшее будущее. Однако уже сегодня ясно, что главные проблемы будущего человечества в XXI веке будут решаться не в экономической или политической сферах, а в сфере культуры, которая и должна стать в ближайшие годы центром внимания всего общества в контексте проблем обеспечения дальней-
шего устойчивого развития цивилизации, а также национальной и международной безопасности. Хорошо известно, что именно национальная культура является тем важнейшим генетическим ядром нации, которое и определяет ее жизнеспособность в современном быстро изменяющемся мире, создает духовную общность народа и дает людям уверенность в своем будущем. Именно поэтому российская культура, духовность, сегодня рассматриваются в качестве одного из важнейших объектов национальной безопасности страны.
Духовный мир человека, его культура как особо тонкие образования легко уязвимы, если недостаточно защищены. Так подрываются духовное здоровье и безопасность российского общества. Населению прививаются принципы поклонения внешней грубой силе, внедряются жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям «любой ценой». Все это привело к духовному и нравственному кризису, возросло отчуждение и самоот-чуждение человека. Дело не только в том, что негативная информация для пропаганды лучше, чем всякое ее отсутствие, но и в том, что поступающая из СМИ информация воздействует не только на сознание, но и на бессознательную сферу человеческой психики. В этих условиях эмоциональный голод человека может быть удовлетворен только через обращение к эстетическим, нравственным идеалам человека.
Сегодня, когда в нашей стране кризис культуры, духовности и нравственности общества приобрел угрожающие размеры, недооценка иностранного вмешательства (в первую очередь политического СМИ) является одной из глобальных ошибок. Экономически и политически слабое государство - объект идеологической, политической и экономической экспансии.
Именно поэтому сегодня сфера духовности, культуры является ареной борьбы двух противоположных тенденций дальнейшего развития цивилизации: эгоцентрической либерально-потребительской идеологии стран Запада, лидером которых сегодня выступают США, и идеологии биоцентризма, направленной на сохранение целостности биосферы, частью которой является и человеческое общество. Эта идеология и связанные с ней духовные ценности являются принадлежностью традиционных восточных культур, где наивысшей ценностью считается именно Природа, как творение Высшего Разума. Человек же рассматривается в этой мировоззренческой парадигме лишь как часть Природы, которая несет в себе частицу Высшего Разума и поэтому должна осознавать свою особую ответственность за судьбу Природы.
Россия является евразийской страной и поэтому как для традиционных этнических культур населяющих ее народов, так и для всей российской национальной культуры, более характерными являются духовные ценности Востока, чем эгоцентрические мировоззренческие установки Запада. Общинный
дух, уважение к старшему поколению, приоритет общественных интересов над личными, патриотизм, сострадание к слабым и обездоленным, великодушие к побежденным и терпимость к инакомыслящим - все эти отличительные черты российской национальной культуры давно и хорошо известны. Это принципиально иной взгляд на мир, кардинально отличающийся от мировоззрения стран Запада, в основе которого лежат каноны католической и протестантской церквей, исповедующих и пропагандирующих совсем иные духовные ценности.
Именно эти ценности (индивидуальная свобода, социальная активность, карьеризм, стремление к материальному благополучию и личному обогащению) и являются идеологической основой той либеральной рыночной экономики, демократизации и глобализации общества, которые сегодня не только доминируют во всех странах Запада, но и агрессивно навязываются ими всему остальному миру как единственно правильные и перспективные формы дальнейшего существования человечества.
История показала, что этот путь общественного развития порождает культ безудержного потребления, вызывает глубокое экономическое, образовательное и информационное расслоение общества, чреватое социальными, этническими, религиозными и военными катаклизмами. Поэтому дальнейшая экспансия западной идеологии представляет собой сегодня самую большую опасность для будущего цивилизации. Эта идеология развития человеческого общества особенно опасна сегодня, в условиях антропогенной перегрузки нашей планеты, вызванной хозяйственной деятельностью человека. Она поставила современную цивилизацию перед реальной угрозой самоуничтожения уже в ближайшие десятилетия.
Западные страны в глобализации общества активно и широко применяют не только методы финансовой, экономической и технологической экспансии, но также новейшие информационные технологии воздействия на массовое сознание, т.е. происходит «информационная колонизация». Иногда по-другому говорят как «информационный империализм».
«Информационный империализм» является новой формой мирового господства в XXI веке, а эффективным инструментом для его утверждения служат новые информационные технологии, которые используются для деформации общественного сознания населения колонизируемых стран, разрушения их традиционных национальных культур, национального самосознания и патриотизма. Исследования показывают, что для достижения этих целей совсем не обязательно деформировать сознание всего населения той или иной страны. Вполне достаточно сформировать необходимый колонизаторам тип сознания лишь примерно у 20 % населения. В этой части населения часто оказывается элита общества, и в итоге она идеологически перерождается и становится на путь предательства национальных интересов, которые уже больше не соответствуют ее собственным целям и ин-
тересам. Это явление мы, к сожалению, наблюдаем в последние годы и в политической, и в экономической жизни России.
Информационная колонизация представляет собой реальную и весьма серьезную опасность для дальнейшего развития многих стран мира, в том числе и для России. Именно поэтому в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации специально подчеркивается, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляет «неспособность современного гражданского общества России обеспечивать формирование у подрастающего поколения и поддержания в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны».
К сожалению, эффективных механизмов для решения этой актуальной проблемы сегодня в России не имеется, так как вопросы развития и использования духовного и интеллектуального потенциала российского общества не являются сейчас приоритетными ни в государственной политике России, ни в системе образования, ни в идеологии деятельности средств массовой информации, ни в произведениях литературы и искусства. И эта ситуация представляет собой серьезную угрозу для будущего нашей страны, которая может лишить ее достойной исторической перспективы.
В последние годы проблема обеспечения национальной безопасности России объективно выдвигается на первый план среди других проблем развития нашего общества. Однако при обсуждении этой проблемы на различного рода научных и общественнополитических форумах, а также в органах законодательной и исполнительной власти России основное внимание уделяется геополитическим, экономическим и военно-техническим аспектам этой проблемы. При этом культурологические аспекты проблемы считаются второстепенными и практически не рассматриваются.
Такая оценка, по мнению автора, является глубоко ошибочной, а ее последствия мы наблюдаем повсеместно в виде многочисленных и все усиливающихся процессов разрушения традиционной российской культуры, деморализации и криминализации нашего общества, резкого снижения уровня нравственности людей и, что особенно опасно, - молодого поколения.
Основными причинами этих негативных явлений следует считать два сравнительно новых для истории развития российского общества фактора. Одним из них является мощное информационное воздействие на российское общество со стороны стран Запада и, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки. Это явление уже получило название информационной войны, цели и методы которой, а также возможные последствия сейчас начали обсуждаться на страницах научной печати. Конечно же, такое воздействие на Россию осуществлялось и ранее,
но никогда еще оно не было столь интенсивным и многоплановым.
Второй фактор проявляется в том удивительном и беспрецедентном по своей глубине и масштабам безразличии к дальнейшей судьбе российской культуры, которое в последние годы проявляется со стороны руководящих органов страны, занятых, в основном, экономическими и политическими проблемами, региональными конфликтами, а в последнее время -еще и проблемами борьбы с терроризмом.
В то же время хорошо известно, что именно национальная культура является тем важнейшим генетическим ядром нации, которое и определяет ее жизнеспособность в современном быстро изменяющемся мире, создает духовную общность народа и дает людям уверенность в своем будущем. Именно поэтому российская культура сегодня должна рассматриваться в качестве одного из важнейших объектов национальной безопасности страны.
В настоящее время наиболее опасными по своим последствиям для будущего России являются следующие угрозы российской культуре:
1. Многоплановая агрессия стран Запада и ближнего зарубежья в отношении русского языка и русскоязычного информационного пространства, которое быстро сокращается. При этом деформируется также и исторически сложившееся пространство российской культуры в мировом сообществе.
2. «Вестернизация» российской культуры, активная пропаганда западного образа жизни, моделей одежды, стереотипов поведения в обществе и отношений между людьми. Развитию этих процессов в значительной мере содействует информационная политика средств массовой информации и, в особенности, телевидения, а также все более широкое распространение в нашей стране низкопробной литературы и видеопродукции прозападной ориентации.
3. Дискредитация российской истории, разрушение системы патриотического воспитания молодого поколения в семье, в системе образования, в профессиональной сфере и в армии.
4. Деформация традиционных для российской культуры основных духовно-нравственных ценностей общества и подмена их ориентирами и ценностями материально-потребительского плана. В результате этого происходит деморализация и криминализация российского общества, которые достигли небывалых масштабов.
5. Продолжающийся процесс деинтеллектуализации российского общества, снижение престижности интеллектуального труда и социального статуса работников науки, образования и культуры, которые сегодня являются самыми низкооплачиваемыми специалистами среди всех других категорий занятого населения.
Воздействие перечисленных угроз на российское общество представляет собой особую опасность именно в настоящий период времени, когда в состоянии глобального кризиса находится не только Россия, но и все мировое сообщество, которое стоит на пороге новой, постиндустриальной информационной цивилизации. Ведь благодаря достижениям синергетики сегодня мы знаем, что именно в критические периоды эволюции любая сложная самоорганизую-щая система теряет свою устойчивость и становится особенно чувствительной к внешним информационным воздействиям. Поэтому именно сегодня необходимо активно и действенно противостоять перечисленным выше угрозам для российской культуры. С этой целью необходимо объединить усилия всех здоровых сил нашего общества, всех патриотов России, которым не безразлична дальнейшая судьба своей Родины. При этом в первую очередь необходимо изменить общественное сознание, осознать и законодательно закрепить стратегическую значимость российской культуры для настоящего и будущего нашей страны, а также для окружающих ее молодых независимых государств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. -302 с.
2. Коэн С. Провал крестового похода. США и трагедия по-сткоммунистической России. М., 2001. - 303 с.
3. Кьеза Дж. Тоталитарная диктатура Америки. М.: Мегаполис, 2002. -411 с.
4. Лесков Л. В. Чего не делать? Футуросинергетика России. М., 1998. -172 с.
5. Лесков Л. В. Знание и власть. Синергетическая кратология. М., 2001. -94 с.
6. Лесков Л. В. // Философия хозяйства. 2002. №°4.
7. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2002. -415 с.
8. Паршев А. П. Почему Америка наступает. М., 2002. -370 с.
9. Саттон Э. Кто управляет Америкой? М., 2002. -174 с.
10. Уорвик К. Наступление машин. М., 1999. -240 с.
11. Уткин А. Н. Мировой порядок XXI века. М., 2002. -511 с.
12. Федотов А. Г. Глобалистика: начало науки о соременном мире. М., 2002. -224 с.
13. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. -346 с.
Поступила в редакцию 14.11.2007 г. После доработки —15.04.2008 г.