Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ ЯПОНИИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
341
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЯПОНИИ / ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / ТРАДИЦИИ / ИСТОРИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ЭКСПОРТ / JAPANESE CULTURE / INTERIOR DESIGN / TRADITIONS / HISTORY / STANDARD OF LIVING / EXPORT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Смирнова М.А., Мурадова В.В.

В статье рассмотрена культура Японии, имеющая богатую историю, на которую оказывали влияние культурные традиции Азии, Европы и Северной Америки. После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. Линия, форма, пространство, свет и материал - это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна. Япония поглощала многие элементы китайской культуры сначала через Корею, а затем через прямые культурные обмены. Японцы чтут традиции, и при этом имеют большие успехи в науке. Поразительно, но при таком научно-техническом прогрессе, у них получается сохранять окружающую природную среду. После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. И традиции в искусстве этой страны нашли свое отражение в дизайне, который соответствовал новым мировым требованиям. Однако, как только началось производство, экспорт показал отсутствие технологий для создания конкурентоспособных продуктов на рынке. Руководство Японии начало осознавать, что технология касается дизайна, и в рамках политики продвижения промышленности была создана организация. Были созданы торговые организации, такие как Ассоциация промышленного дизайна Японии и Комитет по дизайну Японии, и деятельность дизайнеров начала нарастать. По мере роста экспорта уровень жизни в Японии рос, а внутренние рынки развивались, рос спрос и на товары длительного пользования. В результате дизайн в производственной деятельности получил все большее распространение. У Японии интересная культура. С одной стороны, она погружена в глубочайшие традиции тысячелетней истории, а с другой - это общество, которое постоянно находится в состоянии быстрых изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE IN THE DESIGN OF JAPAN

The article describes the culture of Japan, which has a rich history, influenced by the cultural traditions of Asia, Europe and North America. After the Second World War, the design of Japan began to develop rapidly. Line, shape, space, light and material are just some of the most important elements that are central to the widely popular design aesthetics. Japan absorbed many elements of Chinese culture, first through Korea and then through direct cultural exchanges. The Japanese honor traditions, and at the same time have great success in science. Amazingly, with such scientific and technical progress, the Japanese manage to preserve the environment. After the Second World War, the design of Japan began to develop rapidly. And the traditions in the art of this country are reflected in the design, which corresponded to the new world requirements. However, as soon as production began, exports showed a lack of technology to create competitive products in the market. The leadership of Japan began to realize that technology concerns design, and an organization was created as part of an industry promotion policy. Trade organizations such as the Industrial Design Association of Japan and the Design Committee of Japan were created, and designers began to grow. As exports grew, living standards in Japan grew, and domestic markets developed, and demand for durable goods also grew. As a result, design in the production activities has become increasingly common. Japan has an interesting culture. On the one hand, it is immersed in the deepest traditions of a thousand-year history, and on the other, it is a society that is constantly in a state of rapid change.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ ЯПОНИИ»

4. Розенблат В.В. Проблема утомления / 5. Рибо ТА. Психология внимания // Из-В.В. Розенблат. — 2-е изд., перераб. и дания мировой ПСИХОЛОГИИ. — М.:

доп. — М.: Медицина. 1975. — 240 с. Либриком. 2011. — 98 с.

УДК 7.033/.038

М.А. Смирнова,

профессор кафедры «Дизайн и прикладное искусство» Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

В.В. Мурадова,

студент 1 курса магистратуры направление подготовки «Дизайн социокультурной среды» Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ ЯПОНИИ

M. A. Smirnova,

Professor of the Department « Design and applied arts» Moscow state University of technology and management they. K.G. Razumovsky (RAS), Moscow

V.V. Muradova,

1st year master's student field of study « Design of socio-cultural environment» Moscow state University of technology and management they. K.G. Razumovsky (RAS), Moscow

NATIONAL CULTURE IN THE DESIGN OF JAPAN

Аннотация. В статье рассмотрена культура Японии, имеющая богатую историю, на которую оказывали влияние культурные традиции Азии, Европы и Северной Америки. После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. Линия, форма, пространство, свет и материал — это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна. Япония поглощала многие элементы китайской культуры сначала через Корею, а затем через прямые культурные обмены. Японцы чтут традиции, и при этом имеют большие успехи в науке. Поразительно, но при таком научно-техническом прогрессе, у них получается сохранять окружающую природную среду. После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. И традиции в искусстве этой страны нашли свое отражение в дизайне, который соответствовал новым мировым требованиям. Однако, как только началось производство, экспорт показал отсутствие технологий для создания конкурентоспособных продуктов на рынке. Руководство Японии начало осознавать, что технология касается дизайна, и в рамках политики продвижения промышленности была создана организация. Были созданы торговые организации, такие как Ассоциация промышленного дизайна Японии и Комитет по дизайну Японии, и деятельность дизайнеров начала нарастать. По мере роста экспорта уровень жизни в Японии рос, а внутренние рынки развивались, рос спрос и на товары длительного пользования. В результате дизайн в производственной деятельности получил все большее распространение. У Японии интересная культура. С одной стороны, она погружена в глубочай-

шие традиции тысячелетней истории, а с другой — это общество, которое постоянно находится в состоянии быстрых изменений.

Ключевые слова: культура Японии; дизайн интерьера; традиции; история; уровень жизни; экспорт.

Abstract. The article describes the culture of Japan, which has a rich history, influenced by the cultural traditions of Asia, Europe and North America. After the Second World War, the design of Japan began to develop rapidly. Line, shape, space, light and material are just some of the most important elements that are central to the widely popular design aesthetics. Japan absorbed many elements of Chinese culture, first through Korea and then through direct cultural exchanges. The Japanese honor traditions, and at the same time have great success in science. Amazingly, with such scientific and technical progress, the Japanese manage to preserve the environment. After the Second World War, the design of Japan began to develop rapidly. And the traditions in the art of this country are reflected in the design, which corresponded to the new world requirements. However, as soon as production began, exports showed a lack of technology to create competitive products in the market. The leadership of Japan began to realize that technology concerns design, and an organization was created as part of an industry promotion policy. Trade organizations such as the Industrial Design Association of Japan and the Design Committee of Japan were created, and designers began to grow. As exports grew, living standards in Japan grew, and domestic markets developed, and demand for durable goods also grew. As a result, design in the production activities has become increasingly common. Japan has an interesting culture. On the one hand, it is immersed in the deepest traditions of a thousand-year history, and on the other, it is a society that is constantly in a state of rapid change.

Keywords: Japanese culture; interior design; traditions; history; standard of living; export.

Япония, имеющая богатую историю, является одной из самых развитых стран. Культура Японии значительно изменилась за тысячелетия, начиная с периода доисторического времени до современной культуры, на которую влияли культурные традиции Азии, Европы и Северной Америки. Влияние Китая все еще очевидны в традиционной японской культуре, так как исторически Китай был региональным культурным центром, в результате чего Япония поглощала многие элементы китайской культуры сначала через Корею, а затем через прямые культурные обмены во времена китайских династий Суй и Тан. Сегодня культура Японии является одной из ведущих и наиболее выдающихся во всем мире, главным образом благодаря глобальному охвату ее популярной культуры. «Формирования понятия «декоративность» как базовой основы в монументальном искусстве и культуре является одним из значимых элементов эстетики дизайна» [10, с. 50].

Японцы чтут традиции, и при этом имеют большие успехи в науке. Государство выделяет средства на развитие высоких технологий. Среди ученых Японии тринадцать лауреатов Нобелевской премии, три обладателя Филдсовской премии и один получивший премию Гаусса. Пора-

зительно, но при таком научно-техническом прогрессе, у японцев получается сохранять окружающую природную среду. «Концепции экоурбанистики или «города-сада», возникнув однажды, не теряют своей актуальности и поныне» [11, с. 159]. Традиционные японские сады имеют богатую историю. Прежде всего, японские сады демонстрируют буддийские влияния, которые были принесены в Японию в 612 году; Оно-но-Имоко, эмиссар из Японии, посетил Китай и смог освоить буддийский образ жизни, чтобы воссоздать его после возвращения домой (рис. 1).

В это время сады в Японии создавались исключительно как религиозные представления различных верований, которые устанавливали взаимопонимания с китайскими буддистами. Каждый элемент буддийского сада разрывается с религиозным значением; пути ведут к просветлению, в то время как почва представляет плодородную и питательную природу ума Будды [7]. Тем не менее, хотя некоторые из буддийских идей были приняты в Японии, это происходило не за счет древней японской религии синто. Всегда твердо верили, что две религии, синтоизм и буддизм, могут сосуществовать в гармонии; вместо того, чтобы отделить их друг от друга, они переплетаются. Это слияние религий было

широко продемонстрировано в японской культуре; отражено в основополагающем дизайне японских садов. «С самой древности люди думали над проблемой синтеза искусств, но изначально они реализовыва-ли синтез в своем творчестве» [3, с. 126].

Дальнейшее влияние проникло в страну в 1192 г. с приходом Эйсая, буддийского монаха из Китая. Эйсай ввел в Японии «чаньский» или «дзенский» способ обучения, а также чайную церемонию, основанную, на приготовлении и презентации порошкообразного зеленого чая (маття).

Между 1333 и 1573 годами дзенские монахи продвигали чайную церемонию до такой степени, что ритуал был вшит в культурную ткань Японии, и с тех пор оставался запутанным фундаментом японской культуры. Вскоре сады чанива (специально предназначенные для чайных церемоний) начали процветать по всему японскому ландшафту, что является весомым свидетельством того, насколько высоко ценились эти церемонии. Тем не менее, самое значительное влияние чайной церемонии на японский дизайн сада произошло между 1568 и 1600 годами (известный

как период Азучи-Момояма), когда павильоны чайной церемонии стали играть заметную роль в качестве популярных характеристик сада. Фонари, ступени и арочные мосты становились все более модными в этих новых садах, которые сегодня считаются культовыми объектами японских садов. В результате эти особенности стали неотъемлемой частью японского садового дизайна, и, таким образом, религиозное значение, которое когда-то сопровождало создание японских садов, было утрачено, чтобы приспособить тех, кто хотел использовать их для альтернативных игр или просто для того, чтобы наслаждаться медитативной обстановкой.

После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. И традиции в искусстве этой страны нашли свое отражение в дизайне, который соответствовал новым мировым требованиям. «Природная среда, влияя на воображение, способствует формированию новых подходов в разработке визуализации искусственного пространства...» [8, с. 146]. Это и свободная композиция, и целесообразность, а также асимметрия.

Рис. 1. Японский сад ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Прошло более полувека с тех пор, как в Японии систематически проводились мероприятия по продвижению дизайна. Темы, связанные с продвижением дизайна, меняются с годами. Таким образом, история знаменует собой вехи, которые указывают на масштабы потребности в дизайне, в промышленности и обществе в Японии. Ниже приводится краткое введение в эту историческую прогрессию.

Примерно 150 лет назад, когда началась модернизация Японии, началась деятельность по улучшению формы и цвета посуды и изделий ручной работы, которые составляли основной экспорт в то время. Усилия были направлены на улучшение внешнего дизайна, так как «любое художественное произведение, даже если оно создано в абстрактной форме, должно выражать определённую идею» [2, с. 520]. В 1928 году была создана, хотя и небольшая, национальная лаборатория, и началось изучение и практическое обучение дизайну в современном понимании. Для осуществления задуманного сюда были приглашены известные дизайнеры, такие как Бруно Таут и Шарлотта Перриан, и традиционное мастерство было пересмотрено с промышленной точки зрения.

Однако, как только началось производство, экспорт показал отсутствие технологий для создания конкурентоспособных продуктов на рынке. Руководство Японии начало осознавать, что технология касается дизайна, и в рамках политики продвижения промышленности была создана организация. Были учреждены награды Good Design Awards, которые остаются основной программой продвижения дизайна, и обучение проходило активно по приглашению дизайнеров из Соединенных Штатов.

Были созданы торговые организации, такие как Ассоциация промышленного дизайна Японии и Комитет по дизайну Японии, и деятельность дизайнеров начала нарастать. По мере роста экспорта уровень жизни в Японии рос, а внутренние рынки развивались, рос спрос и на товары длительного пользования. В результате дизайн в производственной деятельности получил все большее распространение [4]. Требовалось учреждение для продвиже-

ния дизайна. В результате была создана организация «Продвижения промышленного дизайна в Японии».

В качестве специализированного учреждения по содействию международному обмену через дизайн был создан «Японский фонд дизайна», который содействовал проведению международных конкурсов и обменов дизайном с различными азиатскими странами.

Поскольку качество жизни в Японии улучшилось в течение 1980-х годов, японский рынок значительно расширился, и японская промышленность стала процветать до огромных масштабов. Рост вызвал потребность в дизайне во всех отраслях промышленности, в то время как деятельность по продвижению, направленная на передачу технологии проектирования из областей потребительских товаров в области промышленных и коммунальных продуктов, достигла огромных результатов [5]. Созревание общества в целом привело к пониманию того, как сила дизайна может поддерживать многие виды деятельности граждан. Министерство международной торговли и промышленности и «Организация продвижения промышленного дизайна в Японии» предложили активизировать компетенцию в области дизайна для повседневной жизни и развития сообщества и призвали местные органы власти, ведущие дизайнерские фирмы и академические институты дизайна участвовать в новых видах деятельности через дизайн. Эта программа действий, проводимая под знаменем «Год дизайна», выросла до очень больших масштабов и включала в себя World Design Expo, которая ознаменовала 100-летнюю историю муниципального образования в Нагое и привлекла к участию 400 компаний. Программа действий расширила область продвижения дизайна в сферах, охватывающих граждан и повседневную жизнь.

С приходом XXI века структурные преобразования в обществе стали становиться все более очевидными, и возросли ожидания в отношении дизайна. Дизайн получил высокую оценку своей ресурсной ценности в обществе. Токийский дизайнерский рынок создал форум для дизайнеров, обладающих способностями к проектированию,

и ведущих производителей в создании продуктов дизайна для общения и встреч. Было очевидно намерение стимулировать новые продукты и новый бизнес. Компания Design Excellence Company Awards позиционировала дизайн как бизнес-ресурс и высоко оценила владельцев бизнеса, которые предоставили продукты и услуги, представляющие образцовую ценность для жизни.

Премия Good Design Awards отпраздновала свое 50-летие с момента основания в 2006 году. За полвека более 35 000 работ получили награду Good Design Award. За эти годы неуклонно растущее признание привело к тому, что более 1500 компаний и дизайнеров подавали заявки ежегодно, в общей сложности более 3000 заявок, а осведомленность о программе достигла 87%. Премия «Хороший дизайн» превратилась в социальный институт как способ получения поддержки от потребителей, в дополнение к промышленности и дизайнерам. Цифры продемонстрировали, что продвижение дизайна в Японии достигло определенного, ощутимого успеха.

Не является исключением и развитие графического дизайна, которое рассматривается как целостное и уникальное явление с богатым творческим наследием. Основополагающими составляющими являются сочетания традиции японской гравюры с современными элементами графики, которые зачастую представляют дизайн в интернациональном стиле. «Можно сказать, этот визуальный язык графики понятен каждому зрителю» [1, с. 22]. Монохромная живопись, которая в Японии во многом схожа с графикой, каллиграфия, знаки и иероглифы здесь превращаются в эмоционально насыщенные образы, визуально воздействующие на зрителя.

В архитектуре Японии ярко выражены самобытные и национальные особенности культуры. «Одной из таких особенностей является своеобразное понимание пространства, которое определяет архитектурные принципы возведения зданий. Это связано и с религиозным мировоззрением японцев, и с образом их жизни. Все пространственные представления складывались на протяжении многих веков» [12].

Рис. 2. Дзен-стиль в домашнем интерьере — триумф минимализма

Дизайн японского интерьера представляет собой одно из ключевых влияний минимализма и устанавливает принципы создания интерьера «дзен» [6]. Японская философия дзен создает простую, естественную сущность минималистской архитектуры и дизайна (рис. 2). Линия, форма, пространство, свет и материал — это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для этой широко популярной эстетики дизайна. «Современный образ городской среды соответствует эстетике современного общества» [9, с. 357]. Большое значение придается отсутствию несущественных внутренних стен, чтобы открыть пространство и позволить органический поток между внутренней и внешней частью конструкции. Считается, что эта практика снижает все элементы до их основного качества. Японские архитекторы, такие как Тадао Андо, воплотили эту концепцию «Дзен» с помощью материалов, геометрии и природы, чтобы создать острую связь между природной средой, местом и его зданиями.

Японская студия Mizuishi Architect Atelier разработала проект House in Horinouchi, двухэтажного дома для семьи из трех человек. Современная резиденция 52 м2, расположена на узком треугольном участке между рекой и дорогой в Суги-нами, одном из 23 специальных районов Токио. Дизайнеры визуально увеличили помещения за счет высоких потолков, светлой отделки и, конечно же, окон во всю стену, которые наполняют гостиную солнечным светом.

У Японии интересная культура. С одной стороны, она погружена в глубочайшие традиции тысячелетней истории, а с другой — это общество, которое постоянно находится в состоянии быстрых изменений, с постоянно меняющимися тенденциями, модой и технологическим развитием, которое постоянно проверяет и расширяет границы. Это часть того, что делает ее такой захватывающей страной.

Список литературы

1. Вартанова Л.К. Интернациональный язык графического дизайна // Про-

странство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. — Стерлитамак, 2017. — С. 22-29.

2. Вартанова Л.К. Методы развития творческой идеи в процессе обучения будущих дизайнеров // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. — М., 2017. — С. 520-522.

3. Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. — 2018. — С. 125-127.

4. Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений // Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. — 2018. — С. 206-208.

5. Коикэ Кадзуко, Танака Икко. Японский дизайн. Традиции и современность. — Сэйбу, 1984. — С. 330.

6. Коновалова НА. «Триада»: пустота — промежуток — тень в современной архитектуре Японии // Ежегодник Япония. — 2006. — № 35. — С. 105-127.

7. Коновалова Н.А. Современные сады Японии: трансформации и константы // Современная архитектура мира. — 2017. — № 9. — С. 111-131.

8. Кукенков В.И. Типология пространства интерьера на основе когнитивной деятельности в визуальной культуре // Визуальные образы современной культуры: светские и религиозные стратегии построения жизненного мира. — Омск: ОГУ, 2017. — С. 145-146.

9. Лопасова Е.В. Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / Под ред.: В.П. Гриценко, И.В. Алексеевой, С.С. Зенгина, А.А. Еникеева. —2014. — С. 354-361.

10. Лопасова Е.В., Паллотта В.И. К вопросу формирования у студентов понятия «декоративность» как базовой основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. — 2012. — С. 49-55.

11. Савельева Е.В. Дворянские усадьбы как фактор формирования экологиче-

ской эстетики городского пространства // Зеленая инфраструктура городской среды: современное состояние и перспективы развития. — Воронеж, 2018. — С.159-160.

12. Сытник В.М. Основные концепты категории пространства в японской архитектуре// Электронное научное издание: Альманах Пространство и Время. Т. 8. Вып. 2. — Москва, 2015.

13. Japanese interior design. — Braun Publish, 2011. С. 208.

УДК 12

А.М. Третьяков,

студент 1 курса Юридического факультета направление «Правоохранительная деятельность», Московский финансово-юридический университет — МФЮА, г. Москва

В.В. Дзюбан,

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук,

профессор и заведующий кафедрой «Гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий» НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

A.M. Tretyakov,

1st year student Department of law direction «law enforcement», Moscow financial and law University MFUA, Russia, Moscow

E-mail: trollface1939@gmail.com

V.V. Dzuban,

Doctor of Historical Sciences; Candidate of Pedagogical Sciences,

Professorand Head of the Department of Humanitarian Disciplines and Communication Technologies of the NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

E-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация. В данной научной-исследовательской работе рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации. В процессе работы раскрывается смысл патриотизма, его важность и необходимость для развития личности. Ключевые слова: патриотизм, молодежь, Россия, культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.