Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ РОССИИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ / РУССКИЙ СТИЛЬ / КУЛЬТУРА / РОССИЯ / DESIGN / NATIONAL FEATURES / RUSSIAN STYLE / CULTURE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Василенко Е.В., Мареева Ю.С.

В данной статье рассматриваются особенности национального дизайна России от истоков возникновения государства до современного времени. Если говорить о России, то наша страна пережила многие сложные времена. Ее завоевывали и пытались завоевать, ее хотели разрушить и подчинить. Но, как раз, русской национальной особенностью является патриотизм, сила духа, смелость и преданность. Поэтому еще с древних времен мы сохранили те достояния и предметы искусства, за которые славится наша страна. Особенно выделился наш русский дизайн в советское время. Появились такие направления как конструктивизм и советский ампир или сталинский ампир. Таких понятий не было больше нигде. В советском дизайне широко применялись советские венки, такие элементы орнамента, как серп и молот, звезды. В постройках преобладал монументальный, внушительный характер. Таким образом, несмотря на то, что развитие не стоит на месте, и дизайнеры предпочитают использовать более современный стиль и материалы, тем не менее, наблюдается и интерес к национальному дизайну. В интерьерах, в моде сейчас широко применяется этнические узоры и мотивы, что говорит о том, что русские национальные традиции ценятся до сих пор и не будут забыты. Ведь именно этим наша культура может выделиться из массы других. России от истоков возникновения государства до современного времени. Выявлены национальные черты, которые выделяют культуру нашей страны. Итогом работы является вывод о сохранности культурных традиций и обычаев и влиянии русского национального дизайна для страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE IN RUSSIAN DESIGN

This article discusses the features of the national design of Russia from the origins of the state to modern times. If we talk about Russia, our country has experienced many difficult times. They conquered and tried to conquer it, they wanted to destroy and subdue it. But, just, the Russian national peculiarity is patriotism, fortitude, courage and devotion. Therefore, since ancient times, we have preserved the treasures and objects of art for which our country is famous. Especially stood out our Russian design in Soviet times. There were such directions as constructivism and the Soviet Empire or Stalin’s Empire. There were no such concepts anywhere else. Soviet wreaths, such ornamental elements as the hammer and sickle, and stars were widely used in Soviet design. Monumental, impressive character prevailed in the buildings. Thus, despite the fact that development does not stand still, and designers prefer to use more modern style and materials, however, there is also an interest in national design. In the interiors, in the fashion now ethnic patterns and motifs are widely used, which means that Russian national traditions are still valued and will not be forgotten. After all, this is where our culture can stand out from the masses of others. Russia from the origins of the state to the modern time. National features that distinguish the culture of our country are revealed. The result of the work is the conclusion about the preservation of cultural traditions and customs and the impact of Russian national design for the country as a whole.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ РОССИИ»

основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. — 2012. — С. 49-55.

8. Мировая скульптура. Виды и жанры, этапы развития, стили и направления. — Санкт-Петербург: СЗКЭО: Кристалл; Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 96 с.

9. Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. — М.: Искусство, 1978. — 360 с.: 240 ил.

10. Савельева Е.В. Проект введения этнокультурного компонента в содер-

жание образовательного процесса на факультете технологии и предпринимательства МГПУ: Монография. — М.: МПГУ, 2008.

11. Смирнова МА. Ассоциативная композиция // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. — М., 2018. — С. 407-412.

12. Тайский адище. Только 18+. [Электронный ресурс]: https://life-thai. сот/Ь-ат-гауа^^а/ (дата обращения 03.01.2019).

13. Храм Рая и Ада. Путеводитель по Пху-кету. [Электронный ресурс]: https:// rino4ka.ru/content/hram-raya-i-ada (дата обращения 10.01.2019).

УДК 7.033/.038

Е.В. Василенко,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Российская Федерация

Ю.С. Мареева,

магистрант кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Российская Федерация

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ РОССИИ

E.V. Vasilenko,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department «Design and applied art».

K.G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russian Federation

E-mail: v-a-s-e-l-e-n-a@mail.ru.

Yu.S. Mareeva,

graduate student of the Department «Design and decorative arts» msutm named after K.G. Razumovskiy (RAS), Moscow, Russian Federation

NATIONAL CULTURE IN RUSSIAN DESIGN

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности национального дизайна России от истоков возникновения государства до современного времени. Если говорить о России, то наша страна пережила многие сложные времена. Ее завоевывали и пытались завоевать, ее хотели разрушить и подчинить. Но, как раз, русской национальной особенностью является патриотизм, сила духа, смелость и преданность. Поэтому еще с древних времен мы сохранили те достояния и предметы искусства, за которые славится наша страна. Особенно выделился наш русский дизайн в советское время. Появились такие направления как конструктивизм и советский ампир или сталин-

ский ампир. Таких понятий не было больше нигде. В советском дизайне широко применялись советские венки, такие элементы орнамента, как серп и молот, звезды. В постройках преобладал монументальный, внушительный характер. Таким образом, несмотря на то, что развитие не стоит на месте, и дизайнеры предпочитают использовать более современный стиль и материалы, тем не менее, наблюдается и интерес к национальному дизайну. В интерьерах, в моде сейчас широко применяется этнические узоры и мотивы, что говорит о том, что русские национальные традиции ценятся до сих пор и не будут забыты. Ведь именно этим наша культура может выделиться из массы других. России от истоков возникновения государства до современного времени. Выявлены национальные черты, которые выделяют культуру нашей страны. Итогом работы является вывод о сохранности культурных традиций и обычаев и влиянии русского национального дизайна для страны в целом.

Ключевые слова: дизайн, национальные черты, русский стиль, культура, Россия.

Abstract. This article discusses the features of the national design of Russia from the origins of the state to modern times. If we talk about Russia, our country has experienced many difficult times. They conquered and tried to conquer it, they wanted to destroy and subdue it. But, just, the Russian national peculiarity is patriotism, fortitude, courage and devotion. Therefore, since ancient times, we have preserved the treasures and objects of art for which our country is famous. Especially stood out our Russian design in Soviet times. There were such directions as constructivism and the Soviet Empire or Stalin's Empire. There were no such concepts anywhere else. Soviet wreaths, such ornamental elements as the hammer and sickle, and stars were widely used in Soviet design. Monumental, impressive character prevailed in the buildings. Thus, despite the fact that development does not stand still, and designers prefer to use more modern style and materials, however, there is also an interest in national design. In the interiors, in the fashion now ethnic patterns and motifs are widely used, which means that Russian national traditions are still valued and will not be forgotten. After all, this is where our culture can stand out from the masses of others. Russia from the origins of the state to the modern time. National features that distinguish the culture of our country are revealed. The result of the work is the conclusion about the preservation of cultural traditions and customs and the impact of Russian national design for the country as a whole.

Key word: design, national features, Russian style, culture, Russia.

Прежде, чем говорить о национальных особенностях дизайна отдельной страны, стоит разобрать сам тезис «дизайн». Дизайн — понятие сложное и неоднозначное. В переводе с английского означает чертеж, план, проект, узор. То есть, дизайн включает в себя и конструирование и оформление. Хорошее определение слову «дизайн» дал Луис Салливан, говоря, что «форма следует функции». Дизайнер, при разработке идеи должен учитывать, как функциональность вещи, для чего она нужна, так и эстетику, чтобы положительно воздействовать на эмоциональную сферу человека.

Недаром, если говорить о зарождении дизайна, то многие специалисты относят начало данной деятельности к первобытному обществу. Именно там появились первые наскальные рисунки, орудия труда, вещи, которые одновременно выполняли полезную функцию и были, хоть и примитивно, но оформлены различными орнаментами и узорами.

Также с развитием человечества развивалось и искусство. «Изучение народного творчества, фольклора в контексте диалога культур, является новой и одной из важнейших концепций в образовании, требующей глубоких знаний, широты ассоциативных связей, умений сравнивать и сопоставлять» [5, с. 207]. Основные принципы искусства заключаются в том, чтобы соответствовать потребностям эстетики людей в данную эпоху. В соответствии с нуждами людей, формируются определенного типа здания, компании, живопись, литература, искусство в целом. Все это не существовало бы без общества, в котором мы находимся. Ведь массы людей являются двигателем прогресса, а «Основой творческого замысла в изобразительном искусстве являются образные ассоциации, представляющие собой важнейшее средство художественного воображения и влияющие на качественный показатель предметной среды и формирующие её» [10, с. 410].

Большие города имеют множество возможностей в реализации себя, а также искусства. Определенные группы людей выдают спрос, другая группа потребление, таким образом существует этот механизм.

Человек, живущий вдали от мегаполиса, не нуждается в этих массовых движениях. Ему достаточно того, что он имеет и создает свои изделия из того что есть. Однако сейчас мы живем в том веке, когда многое стало возможным. Человек, мастер своего дела, может найти спрос на рынке по интернету. Таким образом, ремесленник может радовать людей, нуждающихся в эстетике его творчества, которое не лишено «художественного образа, возникновение которого связано со зрительными впечатлениями» [11, с. 185]. Эти необычные вещи, сделанные с любовью, могут порадовать их и сделать жизнь радостнее и счастливее. Ведь, та среда, в которой мы обитаем воздействует на нас, на наше мышление и, если мы сознательно стремимся к ее улучшению, прогресса не избежать.

Искусство на нас влияет положительно, а особенно народное, вдохновляет нас на творчество. Искусство украшает наш мир. Простое умение замечать эстетику, даже там, где её нет. Обращая свой взгляд на эстетические вещи, мы меняем фокус восприятия мира. Всегда приятнее смотреть на прекрасное, чем на безобразное. Мы сами выбираем, куда мы смотрим, о чем думаем, принимаем решения. Каждый человек может привносить в искусство что-то свое. Показывать, как он видит мир, в каких красках играет его восприятие и тональность. «Грамотное знание визуального языка в графическом представлении информации применяется в самых различных областях визуальной коммуникации» [2, с. 25].

Любая из национальных культур занимает в этом процессе одно из ведущих мест, так как вбирает в себя факты отечественной и мировой материальной и духовной культуры. Культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обряды и обычаи, религиозные представления являются базой для современного искусства и дизайна.

Рассматривая межкультурный диалог, как процесс творческого мышления раз-

ных культур во времени и пространстве, как столкновение и соотнесение различных творческих индивидуальностей, художественных точек зрения необходимо воплощать народное творчество в современном дизайне.

Изучение прикладного искусства, фольклора в контексте диалога культур, является новой и одной из важнейших концепций в дизайне, требующей глубоких знаний, широты ассоциативных связей, умений сравнивать и сопоставлять [1].

Классические и современные деятели искусств всегда вдохновлялись народным творчеством.

В древнем Египте, Греции, Риме были свои особенности и способы создания вещей. И здесь уже стоит говорить о национальном дизайне, так таковом. У всех народов, живших на земле на разных территориях, сложились свои особенности искусства и дизайна, по которым их народность отличали от других. Эти отличительные особенности были связаны с разной религией, с географическим положением, с наличием соседствующих стран, с научными и географическими открытиями и прочим. Конечно, практически все народы заимствовали у других какие-то идеи, материалы, вещи. Но, тем не менее, национальные черты в культуре и дизайне, присутствуют у всех народов, во всех странах.

Если говорить о России, то наша страна пережила многие сложные времена. Ее завоевывали и пытались завоевать, ее хотели разрушить и подчинить. Но, как раз, русской национальной особенностью является патриотизм, сила духа, смелость и преданность. Поэтому еще с древних времен мы сохранили те достояния и предметы искусства, за которые славится наша страна.

Национальная культура русского народа всегда считалась душой России. Неповторимость и удивительное разнообразие народной культуры всегда привлекало и будет привлекать своей самобытностью. У каждого народа, у каждой нации развивается собственная культура и традиции. Национальная культура не терпит подражания и копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях.

Россию принято рассматривать отдельно. Культура этой страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточными направлениями. Конечно же, все народы разные, но именно понимание важности внутреннего развития и объединяет людей на всей планете.

К национальным особенностям нашей страны можно отнести использование дерева, яркие и красочные орнаменты в украшениях. Это связано, в первую очередь с географическим положением и русскими традициями и обычаями. Ведь все передается испокон веков. Еще в искусстве Древней Руси можно выделить деревянные постройки. Именно из дерева, которого на русской территории очень много, благодаря лесам, создавались различные сооружения, поделки, предметы труда и т.д. Также с древней Руси мы славимся нашими мастерами по росписи хохломы, гжели, городецкой росписи и т.д. Эти национальные орнаменты служат символами нашей страны. Такие росписи широко используются и в наши дни, служат напоминанием о традициях и истоках.

Еще одним ярким отличием является цветовая гамма. Если у скандинавов, например, преобладают больше пастельные тона, то у нас яркие: красный, желтый, зеленый. Яркий и контрастный колорит отличительная черта изобразительного искусства народов России.

Конечно, затем Россия испытала на себе влияние Византийского искусства, когда стали создаваться каменные храмы и сооружения, использоваться византийские узоры и орнаменты. Хотя все же стоит заметить, что русские мастера не слепо копировали византийский стиль и смогли выделить русские мотивы.

После в искусстве и культуре России мы можем наблюдать влияние Европейского искусства и моды. Россия пережила направления, как барокко, рококо, классицизм, модерн. Но, все же, во всех этих европейских стилях можно было увидеть ту национальную черту, присущую только России. Например, если говорить о модерне, то здесь также проявилась русская отличительная черта дизайна. Это использование дерева и орнаментов в русских растительных мотивах, многоцветные моза-

ичные панно на сюжеты народных былин. Вспомним дом Перцова в Москве (архитекторы С.В. Малютин и Н.К. Жуков) или «особняк С.П. Рябушинского» Шехтеля.

Особенно выделился наш русский дизайн в советское время. Появились такие направления как конструктивизм и советский ампир или сталинский ампир. Таких понятий не было больше нигде. В советском дизайне широко применялись советские венки, такие элементы орнамента, как серп и молот, звезды. В постройках преобладал монументальный, внушительный характер. Вспомнить, МГУ, библиотеку им. Ленина. Эстетика классического реализма лишается просветительских иллюзий относительно естественной добродетели человека и возможности чисто воспитательными средствами преодолеть социальное зло и усовершенствовать общественную жизнь. Да и сейчас на многих московских проспектах возвышается дома в стиле сталинский ампир.

Не секрет, что Россия очень многонациональная страна. «Признание за древней живописью художественного значения вызвало рост интереса к ней» [8, с. 81]. За сотни лет, она увеличила свои земли, включая в себя все больше и больше различных народов. И, конечно, здесь сложно употреблять однотонное понятие «русский национальный дизайн». Так как у каждых народов остались свои черты, традиции, свое искусство и нравы. Поэтому наш дизайн многолик, многогранен и разнообразен. Если говорить про настоящее время, то сейчас дизайн в России очень вырос по своему уровню. Он ничем не уступает западному или американскому. «Механизм творческого мышления и проявление его визуального образа на языке графики представляется самыми различными методами подачи материала» [3, с. 521], а колорит имеет истоки древнерусской иконописи [7]. Появляется все больше дизайнерских и рекламных фирм, которые работают на клиентов, желающих выделить свой бренд. Самой известной фирмой в графическом дизайне, пожалуй, является «Студия Артема Лебедева». Здесь разрабатываются фирменные стили, логотипы, рекламная, полиграфическая продукция для государственных и частных заказов.

В дизайне интерьера можно выделить Станислава Орехова, который имеет свое дизайнерскую компанию и школу. Также русские дизайнеры принимают участие в различных зарубежных конкурсах, выставках, мероприятиях.

В апреле 2014 года на Миланской неделе дизайна, одной из самых престижных выставок, главном международном фестивале дизайна интерьера были представлены предметы дизайнерской мебели, светильники, аксессуары, текстиль. Все предметы интерьера были специально разработаны на основе изучения народной культуры, традиций, верований и обрядов русского народа. Идеи, позаимствованные из традиционной культуры, были переосмыслены с точки зрения современных представлений и с помощью современных материалов и дизайн воплощены. Дизайнерские произведения далеки от историзма и декоративности. Это востребованные в современной жизни вещи. При этом они содержат в себе отсылки к понятиям традиционной культуры. Многие из них отошли на второй план, многое забывается, так как современный образ жизни совсем другой. Тем не менее, эти отсылки легко читаются, а значит и стоящие за ними идеи остаются актуальными в системе наших культурных ценностей «С самой древности люди думали над проблемой синтеза искусств, но изначально они реализовывали синтез в своем творчестве» [4, с. 126].

Таким образом, несмотря на то, что развитие не стоит на месте, и дизайнеры предпочитают использовать более современный стиль и материалы, тем не менее, наблюдается и интерес к национальному дизайну. В интерьерах, в моде сейчас широко применяется этнические узоры и мотивы, что говорит о том, что русские национальные традиции ценятся до сих пор и не будут забыты. Ведь именно этим наша культура может выделиться из массы других. Фундаментом для стабильного развития культурного общества является сохранение и изучение исторического наследия народа. Современный человек, погружаясь в яркую, самобытную среду традиционного фольклора, знакомится с окружающим миром и культурой народа.

Список используемой литературы

1. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: перспективы альтернативных решений в эпоху глобализации // Многогранная глобализация. — М., 2003.

2. Вартанова Л.К. Интернациональный язык графического дизайна // Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн: Коллективная монография. — Стерлитамак, 2017. — С. 22-29.

3. Вартанова Л.К. Методы развития творческой идеи в процессе обучения будущих дизайнеров // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. — М., 2017. — С. 520-522.

4. Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. — 2018. — С. 125-127.

5. Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений // Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. — 2018. — С. 206-208.

6. Ивановская В. Русские орнаменты — М.: Издательство В. Шевчук, 2013.

7. Кукенков В.И. Колориты древнерусской иконописи // Инновации в дизайне и дизайн-образовании. — Екатеринбург: РГППУ 2017. — С. 128-133.

8. Лопасова Е.В. Образ в монументальной композиции древнерусского искусства // Культурная жизнь Юга России. — 2010. — № 4 (38). — С. 81-82.

9. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские вопросы и интерпретации / Под ред. Г.И. Зверевой. — М., 2003.

10. Смирнова М.А. Ассоциативная композиция // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. — М., 2018. — С. 407-412.

11. Смирнова МА., Сокарева О.Н. Архитектурно-художественный образ в графической композиции // Дизайн как

ресурс развития социокультурного пространства. — Ульяновск, 2008. — С.185-188.

УДК 12

М.Р. Малышева,

студент 1 курса,

факультета Международных отношений и Геополитики направление «Зарубежное регионоведение», НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва

В.В. Дзюбан

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук,

профессор и заведующий кафедрой «Гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий» НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва

СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

M.R. Malysheva,

1st year student

Faculty of International Relations and Geopolitics direction «Foreign Regional Studies», NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow E-mail: Missis.Malischeva2020@mail.ru

V.V. Dzuban,

Doctor of Historical Sciences; Candidate of Pedagogical Sciences,

Professor and Head of the Department of Humanitarian Disciplines and Communication Technologies of the NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

E-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

PRESERVATION AND MAINTENANCE OF LANGUAGE AND CULTURE

IN MODERN SOCIETY

Аннотация. Данная статья затрагивает актуальную тему современности — сохранение и поддержание языка и культуры России. В работе рассмотрены понятия «язык» и «культура», как факторы развития населения, престижа страны на мировой арене. Особое внимание уделяется замещению большинства слов англицизмами, что может быть рассмотрено как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. В результате анализа автор выявляет важность повышения заинтересованности у молодого населения РФ к своим традициям, обычаям, осознание необходимости оберегать язык от изменений, желание возвысить свою страну в глазах всего мира. Публикация представляет интерес для молодёжи, студентов факультетов социологии, политологии и международных отношений, лингвистики, психологии, а также для специалистов массовой информации и коммуникации для дальнейшего распространения.

Ключевые слова: язык, культура, Россия, сохранение, поддержание, современное общество, молодёжь, актуальность, развитие, В.В. Жириновский, В.В. Дзюбанов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.