Научная статья на тему 'Национальная культура и этнополитический экстремизм'

Национальная культура и этнополитический экстремизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
209
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА / MARKET-HEDONISTIC PARADIGM / TRANSFORMATION OF CONCEPT OF CULTURE / COMPLETE REPRESENTATION ABOUT THE PERSON / RUSSIAN CULTURE / RUSSIAN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фотиева О. Н.

В статье анализируется проблема истоков этнополитического экстремизма и его возможной связи с этнической и культурной идентичностью. Демонстрируется ошибочность распространенного подхода, при котором стремление сохранить свою культуру и национальную специфику в современном глобальном мире почти с неизбежностью ведет к экстремистским настроениям; показывается важность этнокультурной идентичности и опасность утраты культурно-национальной специфики, выделяются причины экстремистских настроений и тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE AND ETHNOPOLITICAL EXTREMISM

In the article transformation of concept of culture within the limits of a modern market-hedonistic paradigm and loss complete representation about the person is analyzed. Critic of this unilateral and inconsistent approach by his leading western and Russian authors is shown. The understanding of culture by representatives of Russian philosophical tradition is analyzed, which finds out the theoretical importance and a practical urgency is the modern times.

Текст научной работы на тему «Национальная культура и этнополитический экстремизм»

Приложение 1 к региональным компонентам регулирования и саморегулирования (критериям) адаптационной модели культурной политики региона.

Реализация компонентов регулирования и стимулирования в модели региональной культурной политики

№ Основные критерии адаптационной модели (компоненты регулирования и стимулирования) культурной политики Формы реализации в адаптационной модели (законодательные акты, концепции, проекты, программы развития и сохранения)

1. гуманизация и демократизация культуры Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации на 1996—1999 годы

2. культурная идентификация Федеральная целевая программа по национально-культурной политике

З. нормативно-правовое управление «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре). 1992 г.

4. институционализация неформальных проявлений Закон РФ « О некоммерческих объединениях»

5. модернизация технологий культуры Программы и проекты развития информационных ресурсов и внедрения новых технологий культуры

Реализация компонентов в модели региональной культурной политики:

№ Дополнительные критерии адаптационной модели (самоорганизации и саморегулирования ) культурной политики Формы реализации в адаптационной модели (законодательные акты, концепции, проекты, программы развития и сохранения)

1. устранение культурных разрывов Создание преемственной системы образования в сфере культуры и искусства

2. отфильтровывание культурных ценностей Проекты экспертизы произведений культуры и искусства

З. переориентация на консолидированный бюджет Создание координационного совета по объединению возможных ресурсов и источников финансирования

4. все формы поддержки культурных инициатив Соединение федеральных и региональных и муниципальных форм поддержки культуры и искусства

5. формирование регионального культурного опыта Создание центров сохранения и развития историкокультурных

6. интеграция национально-культурного пространства Создание центров сохранения и развития народных традиций

7. создание комплексной зоны единого культурного ландшафта региона Проектирование комплексных зон, мемориальных центров ,историко-культурных заповедников, этнопарков

Библиографический список

1. Курячий, В.А. Региональная культурная политика: проблемы формирования структуры.: автореф. дис. ...д-ра культурол. - М., 2005.

2. Ляпкина, Т.Ф. Концептуализация культурного пространства региона // Фундаментальные проблемы культурологии: в 7 т. - Спб., 2009. -

Т. 4.

3. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

4. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: уч. пособие. - Спб., 2002.

5. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 1986.

6. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

7. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. - Новосибирск, 2000.

8. Рукша, Г.Л. Основы культурной политики: уч. пособие. - Красноярск, 2006.

Bibliography

1. Kurjachy, V.A. Century And. The regional cultural policy: problems of formation of structure.: Author. ... Candidate. Cultural Science. - М., 2005.

2. Ljapkina, T.F. Kontseptualizatsija of cultural space of region // Fundamental problems of cultural science: in 7 b. - St.P., 2009. - V. 4.

3. Horuzhenko, K.M. Cultural science. The encyclopedic dictionary. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1997.

4. Tulchinsky, G.L. Marketing in culture sphere: the manual. - St.P., 2002.

5. Mol, A. Socialdinamika of culture. - М., 1986.

6. Arnoldov, A.I. Iintroduction in cultural science. - М, 1993.

7. Dragichevich-Sheshich М, Kultura: management, animation, marketing / M.Dragichevich-Sheshich, B. Stojkovich. - Novosibirsk, 2000.

8. Ruksha, G.L. Fudamentals of the cultural policy: the manual. - Krasnoyarsk, 2006.

Article Submitted 16.02.11

УДК 130.2

O.H. Фотиева, acn. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

В статье анализируется проблема истоков этнополитического экстремизма и его возможной связи с этнической и культурной идентичностью. Демонстрируется ошибочность распространенного подхода, при котором стремление сохранить свою культуру и национальную специфику в современном глобальном мире почти с неизбежностью ведет к экстремистским настроениям; показывается важность этнокультурной идентичности и опасность утраты культурно-национальной специфики, выделяются причины экстремистских настроений и тенденций.

Ключевые слова: этнополитический экстремизм, этнокультурная идентичность, глобализация, культурные традиции, факторы экстремизма.

З14

Актуальность исследования проблемы этнополитического экстремизма и его оснований не только в России, но и во всем мире неуклонно возрастает в связи с участившимися случаями его проявления со стороны различных социальных групп. Сложность исследования данной проблемы особенно высока из-за отсутствия в современных науках единого подхода к самому понятию экстремизма, многозначностью его трактовок. Сейчас экстремизм нередко отождествляется с такими понятиями, как терроризм и даже фашизм или нацизм и т.д. В то же время многие авторы справедливо подчеркивают, что в своем исходном значении термин «экстремизм» означает просто проявление крайних взглядов и позиций в любой области. В настоящее же время данный термин имеет стойкий негативный оттенок, что позволяет манипулировать им как самим экстремистским группировкам, так и недобросовестным представителям властных структур. Но в условиях становления гражданского общества в стране, утверждения демократических принципов и принципов толерантности, необходимо, с одной стороны, принимать действенные меры по противодействию реальным экстремистским проявлениям, ставящим под угрозу нормальное функционирование общества, но, с другой стороны, не допускать ложных толкований понятия «экстремизм» и, соответственно, неправомерных действий по отношению к группировкам и личностям, хотя и стоящим в каких-то отношениях на крайних позициях, но при этом не представляющих реальной угрозы обществу.

Одновременно с этим, многие авторы отмечают заметный рост экстремистских настроений в обществе и рост числа людей, сочувствующих экстремистам. В условиях глобального экономического кризиса, постоянно ухудшающейся экологической обстановки, учащения природных катаклизмов и, как следствия этого - растущей волны миграций, экстремистские националистические организации и их лидеры зачастую приобретают статус национальных героев в глазах некоторых представителей коренного населения принимающих стран, так как переселенцы претендуют на материальные ресурсы и рабочие места, которые сегодня становятся предметом жесткой конкуренции. Националистические и религиозные организации, в том числе различные секты в условиях кризиса пользуются особой популярностью благодаря предлагаемой ими возможности «псевдоухода» от реальности; многие из этих организаций тоже являются экстремистскими. Все это вынуждает правительство ужесточать меры по отношению к экстремистским организациям в отсутствии иных действенных механизмов противодействия экстремизму. Но это ужесточение, в свою очередь, лишь провоцирует нарастание экстремистских настроений.

Таким образом, для эффективного противодействия реальной угрозе распространения экстремизма необходимо прежде всего серьезное теоретическое осмысление данного явления, и прежде всего, как уже сказано, его оснований. Можно сформулировать вопрос следующим образом: не заложен ли потенциал экстремизма уже в самом факте существования различных национальностей, религий и культур?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале близкое понятие национализма, который чаще всего рассматривается как идеология этноэкстремизма. Как известно, сегодня наиболее принято деление национализма на гражданский, или государственный, и этнический этнонационализм. Как отмечают Ю.В. Арутюнян и др., первый часто рассматривают как рациональный, основанный на свободном самоопределении личности, отождествляют с патриотизмом и признают нормой человеческого общежития, поскольку он направлен на консолидацию населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агресивные формы шовинизма или изоляционизма. Этнический же национализм (этнонационализм), в свою очередь, может быть политическим или культурным. Политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положи-

тельную роль при двух условиях: «во-первых, если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной направленности против других культур, и во-вторых, если у него нет стремления возродить и распространять те архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса. Обычно критике подвергается именно политический этнонационализм, который характеризуют как направленный на достижение преимуществ для одного институтов и идеологии. Этнонационализм недоминирующих этнических групп в экстремальных формах преследует цели сепаратизма, устранения неравенства любыми путями и средствами» [1, с. 25-26].

Но в сложных современных условиях глобализации, стирания национальных границ и процессов утраты культурной идентичности проблема сохранения языка, культуры народа, его исторического наследия оказывается очень непростой. Прежде всего, возникает вопрос о том, возможно ли и даже нужно ли сохранять этническую, культурную, религиозную идентичность, не есть ли это «пережиток» традиционного общества, навсегда уходящий в прошлое? И не служит ли он во всех случаях питательной почвой для развития экстремистских настроений? Где проходит граница между национальнокультурной идентичностью и развивающимся чувством превосходства над другими нациями и культурами и тем более отвержения или даже подавления последних? Так, А.М. Верховский пишет: «...Ощущение и проповедь (пропаганда) исключительности по религиозному признаку есть неотъемлемое качество религиозной идентичности во многих самых распространенных религиях, включая православие» [2, с. 14]. В этом же сборнике эксперт В.А. Лихачев отмечает: «Сама по себе пропаганда исключительности и превосходства. не должна караться никоим образом хотя бы потому, что буквальное применение этой статьи загонит в подполье большинство религиозных организаций (по крайней мере, всех традиционных монотеистов). Абсурдным представляется понятие “религиозного экстремизма” - в рамках сложившихся представлений большинство религиозных доктрин может быть признано экстремистским (монотеистический Бог тоталитарен). Сотериология большинства религий (“мы спасемся, остальные - нет”) в рамках действующей ст. 282 УК и так является преступной» [2, с. 36]. Но если и не касаться религиозного аспекта, то даже настойчивое стремление сохранить свою культуру, национальные традиции почти всегда сегодня сталкивается с серьезными препятствиями: у титульных наций - например, из-за проблем, связанных с миграцией, формированием мощных диаспор, оказывающих все более сильное влияние на социокультурное бытие нации; у нетитульных, соответственно, - из-за «размывания» национально-культурных традиций в инородной среде, особенно среди молодежи. И если преодолеть эти препятствия не удается легальными способами, то, казалось бы, почти неизбежен переход на использование способов нелегальных. Отсюда вывод: постепенная утрата национально-культурных специфик - не только неизбежна в процессе глобализации, но и позитивна. Известный западный автор С. Хантингтон прямо утверждает, что «в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой... Наиболее значимые конфликты... будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям... Линии разлома между цивилизациями это и есть линии будущих фронтов» [3, с. 33].

На эту позицию можно выдвинуть ряд возражений. Во-первых, надо отметить важность этнокультурной идентичности для личности и нации в целом. Иногда факт ее ослабления или даже утраты интерпретируется как нейтральный процесс, считается, что ее может компенсировать другая форма идентичности. Но на самом деле, как пишет С.В. Кортунов, «если в результате модернизации меняется национальная идентичность, это значит лишь то, что последняя не выдерживает модернизации и перерождается в нечто иное. Великие нации же умеют успешно модернизироваться, сохраняя свою идентичность. Более правильным нам поэтому представляется вывод В.И. Пантина и И.С. Семененко, которые отмечают, что процессы

формирования новой, современной идентичности (современных идентичностей) сопровождаются поисками путей и методов органичного совмещения императивов модернизации с императивами сохранения основы культурной идентичности, определённой преемственности в культуре. В противном случае, при наличии значительных разрывов в культуре и формировании слабо связанных между собой идентичностей "из разных эпох" разрушается культурная ткань модернизирующегося общества, и все кажущиеся успехи модернизации рано или поздно оборачиваются её поражениями» [4]. Во-вторых, утрата национально-культурной идентичности связана с утратой многообразия ценностей и с навязанным доминированием одной системы ценностей. Не говоря уже о том, что это означает крайнее обеднение культурного пространства человечества, но такой процесс чреват и негативными практическими последствиями, так как базовые ценности во многом определяют и магистральный путь развития страны и, в целом, цивилизации. И утверждение одной системы ценностей, утрата остальных не оставляет выбора в случае тупиков и неудач. В-третьих, именно нарастающая культурная и национальная унификация породила феномен массового человека и массового общества, которые были подвергнуты справедливой критике многими ведущими авторами 20 века. И, наконец, в-четвертых, ряд исследователей справедливо ставит вопрос о том, не является ли сама эта унификация не столько естественным, сколько сконструированным процессом, инициированным определенными политическими и финансовыми кругами и «обслуживаемым» идеологией постмодернизма.

Но вернемся к вопросу о том, не является ли само по себе культивирование этнокультурной идентичности питательной почвой для этноэкстремизма и интолерантности?

Как пишет С.Н. Ениколопов, в связи с данной темой существует психологическая проблема предубежденности по отношению к какому-то объекту, «.когда человека убивают потому, что он принадлежит к какой-то определенной группе людей. Есть ядерная группа, которая ненавидит всех, там любой объект является объектом предубежденности, ненависти, можно взаимозаменять негров, евреев, гомосексуалистов, коммунистов. Они готовы участвовать в любом движении, которое против. Есть другая группа, достаточно парциальная, их больше, они ненавидят одну определенную группу людей. Вплоть до того, что они могут ненавидеть лесбиянок, но спокойно относиться к неграм, евреям, и даже, может быть, можно найти группу людей, которые хорошо относятся к гомосексуалистам, но не любят лесбиянок. Проблема в том, что когда в стране происходят какие-то трансформации в хорошую или в плохую

сторону, одним из индикаторов изменений является рост агрессивности как на индивидуальном уровне, так и на социальном. Какие-то люди чувствуют угрозу своей безопасности, своему положению, своему стабильном состоянию, пускай даже не очень высокому. Но само ощущение угрозы ведет к тому, что они будут срываться в сторону проявлений негативных, в первую очередь агрессивных, будут искать на почти бессознательном уровне ту организацию, которая готова легитимизировать их ненависть и реализовывать на более высоком сознательном уровне» [5].

Эго мнение так или иначе разделяют многие современные авторы, и таким образом, напрашивается вывод о том, что базовой причиной экстремистских появлений являются не национально-культурные различия сами по себе, а целый ряд внешних и, главное, внутренних факторов. Люди, подверженные действию этих факторов, фактически совершают фрейдовскую «рационализацию», оправдывая свою агрессивность сторонними, в том числе, национальными мотивами.

И в заключение, можно вспомнить работы русских философов на данную тему, в частности, Н.С. Трубецкого. В своей работе «Об истинном и ложном национализме» он выделяет воинствующий шовинизм, культурный консерватизм, «который искусственно отождествляет национальную самобытность с какими-нибудь уже созданными в прошлом культурными ценностями или формами быта и не допускает изменение их»; и государственный национализм, стремящийся любыми средствами создать национальное государство. «Однако следует всегда помнить, - предупреждает Н.С. Трубецкой, - что. государственная самостоятельность как самоцель - бессмысленна. А между тем у националистов, о которых идет речь, государственная самостоятельность... обращается именно в самоцель. Мало того, ради этой самоцели приносится в жертву самобытная национальная культура» [6, с. 114]. И, наконец, он вводит понятие «общеевразийский национализм», проявившийся в истории, когда «народная русская стихия, инстинктивно ощущавшая подлинную задачу России, усваивала по отношению к туземному населению тактику братания, охотно заимствовала от покоренных разные черты их быта; в новоприсоединенных областях сами собой вырабатывались особые смешанные бытовые типы, которые со временем могли бы послужить основанием для целой радуги евразийских культур, разновидностей одной, общеевразийской» [6, с. 287]. Таким образом, как отечественная история, так и история ряда других стран, о которых мы не будем упоминать, ограниченные рамками статьи, дает нам живые примеры позитивного и плодотворного проявления этнокультурной иденитчности.

Библиографический список

1. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов - М.: Аспект-Пресс, 1999.

2. Верховский, А.М.. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? - М.: РОО “Центр “Панорама”, 2002.

3. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - №1.

4. Кортунов, С.В. Глобализация и национальная идентичность. - [Э/Ь] - http://viperson.ru/wind.php?ID=294887&soch=1.

5. Отчет о научно-практическом семинаре "Экстремизм и национальный вопрос в России", проведенном в Гос. Думе РФ 28 мая 2009 г. Комитетом по безопасности и Национальным Антикриминальным и Антитеррористическим Фондом в соответствии с планом работы на 2009 год. - [Э/Ь] - Ьйр://«'«^^аа£т/^ех_т.р1ъ^есйоп=7&рага^ар11=11&агйс1е=3.

6. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана. - М.: Прогресс, 1999.

Bibliography

1. Arutyunyan, Ju.V. Ethnosociology / Ju.V. Arutyunyan, L.M. Drobizheva, A.A. Susokolov. - M: Aspect-press, 1999.

2. Verhovsky, A.M. The state against radical nationalism. What to do and that not to do? - M: POO “Center" Panorama ", 2002.

3. Huntington, S. Collision of civilizations // Polis. - 1994. - №1.

4. Kortunov, S.V. Globalization and national identity. - [E/r] - http://viperson.ru/ wind.php? ID=294887&soch=1.

5. The report on a scientifically-practical seminar "Extremism and an ethnic question in Russia", May, 28th, 2009. - [E/r] - http:// www.waaf.ru/index_ru.php?section=7&paragraph=11&article=3.

6. Trubetskoi, N.S. Heritage of Chingiz-Khan. - M: Progress, 1999.

Article Submitted 16.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.