Научная статья на тему 'Национальная конкурентоспособность: понятие и оценка'

Национальная конкурентоспособность: понятие и оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночная конкуренция / национальная конкурентоспособность / глобальная конкурентоспособность / индексы конкурентоспособности
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная конкурентоспособность: понятие и оценка»

Короткое А.В.

д.э.н., профессор, профессор кафедры статистики Российского экономического университета

[email protected]

Вершинина А.А.

к.э.н., доцент кафедры экономической теории Российского экономического университета

[email protected]

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА

Ключевые слова: рыночная конкуренция, национальная конкурентоспособность, глобальная конкурентоспособность, индексы конкурентоспособности.

Введение

Цель настоящей статьи состоит в анализе содержания категории конкурентоспособности на страновом (государственном, национальном) уровне, а также в характеристике известных в международной экономической практике показателей глобальной конкурентоспособности. В статье поставлены и решены следующие задачи: анализ содержания категории конкурентоспособности; характеристика некоторых индексов конкурентоспособности с позиций соответствия их названий и содержания.

1. Основы рыночной конкуренции и конкурентоспособности

Основы конкурентоспособности разработаны применительно к рынку товаров и услуг. При рассмотрении конкурентоспособности исходной, базовой является категория конкуренции. В литературе часто под рыночной конкуренцией понимается состязательность свободных в своем рыночном поведении продавцов в борьбе за потребителя - за право продать продукт следующему звену в системе товародвижения1. Отметим, что необходимо учесть также состязательность за право купить - конкуренция покупателей.

Более общим является определение, в соответствии с которым рыночная конкуренция — состязательность, соперничество участников рынка в процессе купли-продажи конкурирующих продуктов, что согласуется с Федеральным законом «О защите конкуренции»: Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке2.

Сделаем важные замечания:

• конкуренция продавцов и конкуренция покупателей существуют в экономике одновременно. При анализе конкуренции необходим конкурентный дуализм (термин авторов), когда каждый участник рынка (кроме конечного потребителя) рассматривается с двух позиций - конкуренции продавцов и конкуренции покупателей.

• при конкуренции продавцов конкурируют продукты, которых два или более, а при конкуренции покупателей - покупатели продукта, имеющегося в ограниченном количестве или даже одного;

• при конкуренции продавцов на первом плане находятся свойства конкурирующих продуктов, а при конкуренции покупателей - характеристики покупателей, характеризирующие право покупателя владеть продуктом;

• по мнению авторов, конкуренция может быть виртуальной, мысленной, когда реально продукт не отчуждается и не приобретается.

Поскольку конкуренция определяется через соперничество, состязательность, то конкурентоспособность про-

3

дукта - сравнительная характеристика преимущества конкретного продукта на рынке по сравнению с другими продуктами аналогичного назначения по принципу «лучше-хуже» с позиции потребителей. Это состязательность за право быть выбранным (в частности, проданным или купленным на рынке). По мнению авторов, здесь важны две ключевых идеи в понимании конкурентоспособности продукта: первое - наличие конкуренции, как совокупности трех составляющих - состязательности, наличия объекта и субъекта выбора, второе - конкурентоспособность сравнительная характеристика.

Для конкретизации содержания конкуренции авторами предложена логическая модель конкуренции, в соответствии с которой конкуренция предполагает одновременное наличие четырех условий (составляющих) - 1) непосредственно продукта, 2) объекта выбора, 3) субъекта выбора, 4) состязательности. Поясним объект и субъект выбора в

1 Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 595 с.

2

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2010 г.).

з

Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 595 с.

терминах конкуренции продуктов, хотя данная логическая модель универсальна - она справедлива и для конкуренции продуктов (конкуренция продавцов) и для конкуренции покупателей:

• продукт - объект, который переходит от продавца покупателю. Без продукта нет конкуренции. При конкуренции продавцов он является объектом выбора;

• объекты выбора - это конкуренты. При конкуренции продавцов - это продукты, покупателей - это покупатели;

• субъект выбора - тот, кто осуществляет осознанный выбор объекта выбора в пользу одного (части из) конкурентов по результатам их состязательности;

• состязательность - соперничество объектов выбора по принципу «кто лучше». Состязательность предполагает сравнение, сопоставление.

2. Конкурентоспособность экономики: обзор определений

Распространение понятие конкурентоспособности с рынка товаров и услуг на предприятия, отрасли, территории и страны неочевидно и требует очень внимательного рассмотрения. Используются следующие термины: конкурентоспособность экономики, национальная конкурентоспособность, глобальная конкурентоспособность, конкурентоспособность страны (нации, государства). Анализ приведенных далее определений показывает, что понятие конкурентоспособности на уровне страны существенно отличается от конкурентоспособности продукта.

В толковом словаре «Инновационная деятельность»1 конкурентоспособность понимается как способность выигрывать в конкурентной борьбе на трех (мировых - прим. авторов) рынках - товаров, капитала, рабочей силы.

В Википедии (статья «Национальная конкурентоспособность» - National Competitiveness) национальная конкурентоспособность понимается широко и не привязана только к рынку. Сказано, что конкурентоспособность - многозначный термин, который чаще всего обозначает: 1) способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе; 2) уровень производительности факторов производства в данной стране; 3) способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

В определении национальной конкурентоспособности известный теоретик конкурентоспособности М. Портер выделяет два параметра, отмечая, что национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации2. Там же М. Портер выделяет способность промышленности конкретной нации вводить новшества и модернизироваться.

Приведем определения национальной конкурентоспособности в редакции создателей двух существующих на сегодня показателей - индекса национальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума и рейтинга национальной конкурентоспособности по версии Международного института менеджмента:

• Всемирный экономический форум (World Economic Forum - WEF) - создатель индекса глобальной конкурентоспособности (the Global Competitiveness Index) - определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе ;

• Международный институт менеджмента (International Institute for Management Development), публикующий рейтинг национальной конкурентоспособности, под конкурентоспособностью страны понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес4.

По результатам рассмотрения определений можно сделать три вывода:

1. Обращает на себя внимание тот факт, что не только в авторских и энциклопедических определениях конкурентоспособности стран, но и в определениях действующих индексах с мировым признанием нет единого мнения о том, что же измеряет индекс. Все это свидетельствует о необходимости проработки данного вопроса;

2. Такое широкое понимание конкурентоспособности практически во всех формулировках имеет противоречие с пониманием конкурентоспособности как эти принято на рынках, где присутствуют: 1) продукт, 2) объекты выбора, 3) субъекты выбора, 4) состязательность. Обоснования отхода от классического понимания конкурентоспособности товара нет;

3. Совершенно не ясно, о каком виде конкуренции идет речь - продавца или покупателя. Никакие иные виды из теории не известны. В литературе этому вопросу внимание не уделено. Абстрактное рассмотрение конкуренции ненаучно.

З. Анализ содержания факторного подхода к конкурентоспособности страны

Анализ пусть и немногочисленных источников, проведенный выше, все-таки позволяет авторам выделить два принципиально различных подхода к пониманию национальной конкурентоспособности - рыночный и факторный:

1 Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. - Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008.

Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2001. - 495 с.

3 Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016). - http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info

4 Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии 1МБ. Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016). - http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook/info

• рыночный подход состоит в сведении национальной конкурентоспособности к конкурентоспособности продуктов на рынках. Иначе - страна конкурентоспособна, когда конкурентоспособны её продукты на мировых рынках. Подход, имеет теоретическую преемственность с рыночной конкурентоспособностью продукта, но он не реализован в показателях;

• факторный подход состоит в конкретизации набора факторов страны (экономики страны), которые, по мнению авторов, определяют уровень национальной конкурентоспособности. Теоретическое обоснование факторного подхода отсутствует. Факторный подход реализован при построении показателей конкурентоспособности.

В индексе по версии Всемирного экономического форума ^БР) все 113 факторов объединены в двенадцать блоков и соответствующих комплексных показателей: 1) качество институтов, 2) инфраструктура, 3) макроэкономическая стабильность, 4) здоровье и начальное образование, 5) высшее образование и профессиональная подготовка, 6) эффективность рынка товаров и услуг, 7) эффективность рынка труда, 8) развитость финансового рынка, 9) уровень технологического развития, 10) размер внутреннего рынка, 11) конкурентоспособность компаний, 12) инновационный потенциал. В целом, в WEF набор блоков достаточно произвольный и характеризует социально-экономическую сферу. Обоснование такого их состава отсутствует.

В рейтинге по версии Международного института менеджмента (1МБ) все 333 фактора объединены в четыре блока показателей (термин авторов): 1) экономическое развитие (включает 76 показателей), 2) эффективность работы правительства (71 показатель), 3) эффективность работы бизнеса (67 показателей), 4) инфраструктура (113 показателей)1. Данный индекс содержит более однородный набор факторов - все факторы характеризуют экономическую сферу общества. Индекс 1МБ содержит более однородный набор факторов - все факторы характеризуют экономическую сферу общества.

По мнению авторов, категория конкурентоспособности страны (экономики), которая основана на факторном подходе и реализована в индексах конкурентоспособности, малосодержательна. Обоснование малосодержательности категории конкурентоспособности страны, как эта категория представлена в литературе, основано на анализе её соответствия представленной ранее логической модели конкуренции.

Во-первых, отсутствуют: аналог продукта, объекты выбора (конкуренты), субъект выбора. С формальной стороны, не ясно, кто и с кем конкурирует (объекты выбора) и по поводу чего (продукт), кто делает выбор (субъект выбора). Не удается провести аналогию с рынком.

Во-вторых, отсутствует состязательность для страны в целом. Для страны в целом состязательность нехарактерна. Так нельзя утверждать, что страны в целом участвуют в соревновании, вовлечены в этот процесс, который является неотъемлемым условием их взаимодействия и существования. Тем не менее, в некоторых сферах деятельности государства состязательность имеет место, но это еще не конкуренция. Понятно, что существует состязательность стран на рынке, в спорте, в пропаганде, в военной мощи. Менее очевидна состязательность стран в экономической мощи (а именно экономические факторы, как мы видели, лежат в основе конкурентоспособности страны), в экономическом суверенитете, в уровне экономической безопасности, хотя само сравнение содержательно.

В литературе можно найти высказывания авторитетных ученых о малосодержательности категории национальной конкурентоспособности. По мнению известного теоретика конкуренции М. Портера2 не существует даже общепринятого определения понятия конкурентоспособности применительно к стране. Известный экономист, нобелевский лауреат по экономике (2008 г.) Пол Кругман указывает, что экономическое содержание понятия национальной конкурентоспособности сводится к понятию продуктивности. Пол Кругман замечает: «...давайте скажем правду: конкурентоспособность является бессмысленным словом, когда прилагается к национальной экономике. И одержимость конкурентоспособностью является одновременно ошибочной и опасной». (Википедия. Статья «Национальная конкурентоспособность).

Так почему же существует такая приверженность к термину «конкурентоспособность» на страновом уровне. Возможно дело в том, что этот термин служит прикрытием отсутствия качественного анализа, когда авторы не говорят или не знают точно, о каком процессе или явлении идет речь. Это не что иное, как проявление формализма, когда исследователь пренебрегает качественным анализом. В результате он не знает, что же он, в сущности, измеряет.

4. Компромиссный вариант

Но может быть Пол Кругман излишне категоричен. По мнению авторов, может быть сформулирован компромиссный вариант. Какой же может быть страновая конкуренция? Очевидно, что рассматриваемые индексы каждый со своей стороны и со своими акцентами, по сути, характеризуют уровень экономического или социально-экономического потенциала страны, что следует из набора показателей, входящих в индекс. Далее, следует рассмотреть два варианта - это аналог конкуренции продавцов и аналог конкуренции покупателей.

По первому варианту страна рассматривается как аналог конкурирующих продуктов, продавцов. На самом деле, экономика рукотворна и включает: 1) экономическую деятельность по превращению ресурсов в экономические блага, 2) результаты экономической деятельности - сами блага. Она есть конъюнкция (логическое умножение) ресурсов и осознанной хозяйственной деятельности. Конкуренция стран здесь является виртуальной (мысленной). Непо-

1 Колосов И. А. Динамика конкурентоспособности России по индексу WCY // Вопросы экономики и права. 2011. - № 7. -

С. 178.

Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2001. - 495 с.

средственно конкурируют государственные облигации, покупатель которых первейшее внимание обращает на состояние экономики страны.

По второму варианту страна рассматривается как аналог конкурирующих покупателей. Можно обратиться к рынку кредитов международных организаций, а также к рынку квалифицированных специалистов и рассмотреть конкуренцию стран по привлечению этих специалистов к себе в страну. Здесь, однако, важнейшую роль играют не столько факторы страны, сколько конкретного предприятия, которое покупает специалиста.

Авторы полагают, что при рассмотрении конкуренции на национальном уровне по компромиссному варианту имеет место феномен единства, когда социально-экономические показатели страны едины для рассмотрения конкуренции и покупателя и продавца. Показатели экономики страны характеризуют её и как продукт и как покупателя одновременно. Не исключено, что именно этот факт как-то объясняет сложившуюся ситуацию.

Выводы и рекомендации

В целом, очевидно, что имеющиеся индекс и рейтинг - показатели уровня социально-экономического и экономического развития страны соответственно. Требуется научно-обоснованная система показателей (индексов), характеризующих экономическую и социальную сферы деятельности государства, а также различные стороны национальной экономики. Построение таких показателей должно базироваться на базовом для статистики принципе - неразрывной связи качественного и количественного анализа при примате первого. При этом не следует считать оправданным проведение подобного исследования в рамках анализа национальной конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.