Научная статья на тему 'Национальная идея российского общества как проект должного социокультурного бытия'

Национальная идея российского общества как проект должного социокультурного бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная идея российского общества как проект должного социокультурного бытия»

С. Н. Амельченко

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ПРОЕКТ ДОЛЖНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ

Национальная идея российского общества является выражением самосознания и основой идентификации его представителей. Традиционно данное понятие в нашей стране ассоциировалось с «русской идеей», так как государственным языком и титульным народом является русский. Однако в силу того, что большое значение в обществе имеют не только этнические, но и более широкие социокультурные формы интеграции, правильнее было бы назвать идею, объединяющую широкие слои населения России, именно национальной, так как она призвана выразить интересы не только русского народа, но и всей российской нации. Следует заметить, что понятие «русская идея» все еще достаточно активно применяется в философских кругах, но чаще используется в полемических целях.

В кризисные периоды отечественной истории осмысление национальной идеи приобретало особую актуальность, а в последнее десятилетие вылилось в дискуссию, получившую широкий общественный резонанс и отразившую различные позиции по данному вопросу.

Одна из них выражает мнение о том, что поиск «русской идеи» стал своеобразным признаком уязвленного национального достоинства. Некогда Россия, вышедшая победительницей из войны с Наполеоном, обнаружила огромный разрыв между своим развитием и достижениями Западной Европы. Это обстоятельство послужило причиной выступления декабристов, определило горький пафос «Философических писем»

71

П. Я. Чаадаева, стало импульсом к пробуждению российского самосознания. Пытаясь понять национальную идею своего Отечества, мыслящие люди стремились определить роль и значение России в истории человечества.

И в тот период, и затем - после неудачной Крымской войны, славянофилы, полемизируя по данному вопросу с западниками, доказывая духовное величие России, противопоставляли ее Европе, сделав эту тенденцию достаточно устойчивой.

Так, уже в 1994 г. А. Валицкий, представлявший позицию США на Международной конференции по проблемам русской философии, заметил, что «... российские реформаторы говорят об “общем европейском доме” и о “возвращении России в Европу”, а поддерживающие их российские философы. подчеркивают несовместимость русской философской традиции с философскими традициями Западной Европы. Условием разумного и эффективного освоения культурного наследия является умение видеть не только то, что отличает русскую культуру от культур Запада, но и то, что является у них общим, что включает русскую культуру в культуру Европы и делает ее своеобразной разновидностью общеевропейской культурной системы» [4, с. 68, 72]. Таким образом, некоторые современные, в том числе зарубежные, мыслители усматривают в попытке определения российским обществом своей национальной идеи его стремление противопоставить себя остальному цивилизованному миру и даже

прогрессу. Как заявляет Дж. П. Скэнлан, «большую часть так называемой “русской идеи”, начиная с доктрин славянофилов, можно воспринимать как романтический протест против рационализма,

.против модернизации» [15, с. 62].

Несколько иначе, но в этом же направлении в свое время высказывался К. С. Аксаков, считавший, что «русская идея» может рассматриваться как оскорбленное народное чувство, существовавшее начиная с бритья бород. И это чувство далеко не безобидно, поскольку вероятно его использование для выражения имперских амбиций и культивирования национализма и шовинизма. По замечанию А. А. Лебедева, «.механической связи между “русской идеей” и войной нет. Но от идеи исключительности, державности, “богоносности”, . от всего этого веет кровавым ветерком»

[11, с. 124].

По мнению Б. Н. Кашникова, архаичный по своей сути поиск национальной идеи был всегда свойственен элитарным кругам российского общества, которые в мессианском призвании своего Отечества, служении ему усматривали моральное оправдание и всеобщее предназначение: «Всякое здоровое аристократическое общество это мобилизационное общество. Всеобщее служение великой идее служит его высшим обоснованием и смыслом. Напротив, утрата этого смысла смерти подобна. Иерархия теряет моральное оправдание, приобретает паразитарные черты. Судорожные попытки нахождения Русской Идеи следует рассматривать как диагноз кризиса статусного общества в России. Идея могла бы вдохнуть новую жизнь в иерархические структуры, которые сами интуитивно осознают близость своей гибели в случае отсутствия морального оправдания. Наиболее вероятным сцена-

72

рием мобилизационного развития следует считать антиамериканизм, который уже сейчас начинают раздувать некоторые силы. Наиболее вероятным последствием этого пути можно считать лишь новый надлом и новое поражение России» [10, с. 41-42].

Таким образом, Б. Н. Кашников увязывает поиск национальной идеи с желанием российской элиты оправдать свой статус, закрепить привилегированное положение в иерархической социальной структуре и использовать для этого образ внешнего врага. Заметим, что в постсоветской России очевидный всплеск интереса к национальной идее в СМИ и на страницах научно-теоретических изданий наблюдался в начале 90-х гг., в преддверии и затем во время первой чеченской кампании, что свидетельствовало о нарастании кризисных явлений, побуждающих российское общество определить перспективу своего дальнейшего развития, но также могло означать отработку поступившего сверху социально-политического заказа.

Среди российских мыслителей встречается мнение о том, что национальная идея обществу вовсе не нужна и благополучные народы живут без нее. «Стоит вспомнить, - пишет А. С. Кармин, - во что обошлась Германии и всему человечеству “немецкая идея”, которой Гитлеру удалось соблазнить свой народ. Сейчас Германия, как и другие народы, живет без всякой национальной идеи, и не видно, чтобы это причиняло немцам страдания и как-то задевало их национальные чувства. В конце концов, “идея” у всех государств одна и та же: создавать условия для благополучной и счастливой жизни своих граждан (причем для всех граждан - независимо от их этнического происхождения)» [9, с. 197].

Таким образом, обращение к теме национальной идеи вызвало неоднозначную, зачастую отрицательную реакцию со стороны современных мыслителей. Однако периодические высказывания как рядовых россиян, так и известных общественных и государственных деятелей о причинах неудовлетворительного состояния российской действительности вновь сводятся к констатации отсутствия национальной идеи, позволяющей очертить приоритеты и принципы преодоления деструкции социокультурного бытия.

В периоды стабилизации, устанавливающиеся в развитии той или иной страны, необходимости в национальной идее вроде бы нет. Явная потребность в ней возникает в момент наступления кризисных явлений, когда общество вынуждено активизировать все силы и возможности в поиске новых перспектив своего существования. Масштаб встающих перед обществом задач, угрозы его безопасности, необходимость сохранить свою жизнеспособность и укрепить достойный статус в окружающем мире заставляют его формулировать идею, отвечающую общим представлениям о наиболее приемлемом и близком к совершенству способе жизнедеятельности. Национальная идея в данном процессе выполняет важную роль, способствуя интеграции широких слоев населения и их целенаправленной мобилизации на успешное преодоление проблем.

Национальную идею не могут заменить программы решения практических задач, например, меры по борьбе с преступностью, бедностью, подъему экономики, позволяющему вывести на достойный уровень жизни широкие слои населения и т. д. Сама возможность выявления этих проблем и определения способов их решения зависит от ценно-

73

стных приоритетов, выбираемых обществом, и, следовательно, от смысла принимаемой им национальной идеи. При условии ее соответствия гуманным идеалам и принципам толерантного сосуществования она может предстать как проект должной организации и самоопределения общества в истории мировой культуры, способствующий укреплению социокультурного статуса бытия всего человечества.

Как уже отмечалось, возникшая в России в первой половине Х1Х в. атмосфера поиска основ национальной идентичности и общественная полемика по поводу соответствующей идеи побудила министра народного просвещения, президента Петербургской академии наук С. С. Уварова сформулировать в 1833 г. знаменитую триаду «православие, самодержавие, народность». В данной концепции «православие» указывало на глубокую преданность русского народа богатейшим духовным традициям предков. Понятие «самодержавие» в толковании С. С. Уварова олицетворяло сильную, человеколюбивую, просвещенную государственность. Третье начало - «народность» - в понимании известного деятеля и мыслителя означало не простонародность государства, а его единородный, общенациональный характер, возмужалость России, достойной идти рядом с другими европейскими странами. Таким образом, высшими ценностями, определившими смысл национальной идеи императорской России, становились Бог, царь и Отечество.

Обозначенные С. С. Уваровым понятия оказались феноменально жизнеспособны и устойчивы, так как в данной смысловой структуре проявляются определяющие парадигму сознания архетипы, возникшие в результате реакции на

определенные условия жизни и закрепившиеся в психике людей.

Согласно К. Юнгу, в архетипах -первичных познавательных моделях, посредством которых человечество адаптируется к среде и осваивает устойчивые связи жизненного пространства, высвечивается проблема самой возможности существования людей. Поэтому древнейшими праформами у всех народов были образы Отца-Солнца и Матери-Земли, отражающие устройство и порядок окружающего мира и выраженные через язык символов - слов, изображений, обычаев и т. д.

Бинарность, свойственная, как показали исследования К. Леви-Строса, структурам человеческого мышления и окружающего мира, в сознании и культуре древних славян проявилась в ощущении кровной близости к природе -матери сырой земле, находящейся в нерасторжимом единстве с многоликим небесным божеством, по-отечески изливающим благо, несущим свет и тепло.

С образованием русской государственности, принятием христианства и, соответственно, изменением мировоззрения славян, прежние архетипические образы трансформировались, не утратив при этом своего фундаментального значения. Архетипическая бинарность мировосприятия преломилась в триаду абсолютных ценностей бытия, определивших систему жизненных ориентаций представителей раннехристианского периода русской культуры, в которой языческие традиции переплелись с православными и в дальнейшем порой просвечивали даже через самую фанатичную набожность.

Освященная сила и высшая власть стали в это время ассоциироваться с государственной княжеской властью. Не случайно, утвердивший на Руси христи-

74

анство князь Владимир назывался Красным Солнышком. За сакральным образом женщины-матери закрепилась роль посредницы между небесным миром и земным. Самый ранний сохранившийся до наших дней извод Богоматери-Оранты в киевском соборе Св. Софии повторяет древнейшую позу и жест обращенной к небесам матери-природы. Символично и то, что на Руси Марию называли Богородицей. В этом имени два корня: бог и род. Бог как присутствие в изменившейся модели бытия высшего идеала, открывающего перед людьми перспективу бесконечного нравственного совершенствования; род как основа жизни, соотносимая с такими понятиями, как природа, родина, народ. Следует также заметить, что именно во времена Киевской Руси произошло зарождение национального самосознания, отразившееся в знаменитом произведении «Повесть временных лет», открывающемся словами «откуда пошла. и как образовалась Русская земля» (курсив - С. А.). Территория ранее разрозненных племен стала осознаваться как пространство единого народа. В дальнейшем именно эти факторы - образовавшаяся государственность, выполнявшая роль отеческого начала, утвердившееся христианство с его идеалами нравственного отношения к людям и всему окружающему миру, укорененность в определенном географическом пространстве, воспринимаемом как материнское лоно жизни, стали ключевыми составляющими самосознания российского общества, обеспечили жизнеспособность и определили основные положения его национальной идеи.

Устойчивость и востребованность сформулированной С. С. Уваровым триады объясняется и ее соответствием российскому менталитету. Согласно утверждению И. К. Пантина, менталитет - это

«своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся “коду” в любых обстоятельствах» [14, с. 30].

Исторический код, определенный как основанная на архетипах и ментальных ценностях национальная идея, может содержать различные смысловые аспекты и складываться посредством комбинации тех или иных понятий.

Многие выдающиеся мыслители

XIX - начала XX вв., стремившиеся понять смысл русской идеи и соответственно обозначить принципы должного самоопределения российского общества в окружающем мире, опирались на такие понятия, как «софийность», «собор-

ность», «всеединство».

В концепции В. С. Соловьева всеединство означало способность русских людей строить свою жизнь на принципах согласия, сокровенного взаимопонимания и «любить все народности как свою собственную» [16, с. 274]. Это определение соответствовало высказываниям Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского и других русских мыслителей о национальном характере своих соотечественников. Так, автор работы «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский утверждал, что славянские народы и среди них русские люди как носители истинной религии «избавлены от той насильственности характера, которую народам романогерманским, при вековой работе цивилизации, удается только перемещать из одной формы деятельности в другую. Самый характер русских, и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом» [6, с. 189, 480]. О способности к «всемирной отзывчивости», «всепримирению»

75

русских людей говорил Достоевский: «русская душа, . гений народа русского, может быть, наиболее способны из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия» [7, с. 131].

Не меньшее значение в российском самосознании имело понятие «соборность». В понимании Н. А. Бердяева, истинная соборность - это свободный духовный союз личностей с целью реализации благородного совместного жизненного проекта. Е. Н. Трубецкой высказывался о соборности как безупречной иерархии, мудром упорядочении земного и небесного миров, превращении вселенной в храм, устремленности человечества к высшему идеалу, который в сознании ряда отечественных мыслителей ассоциировался с софийностью. Это понятие, восходящее к греческому слову sophia (мудрость), издревле почиталось на Руси. Опуская анализ его противоречивых богословских и еретических (уходящих в глубины язычества) толкований, заметим, что в философском наследии В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого и других мыслителей софийность являлась выражением мудрости Творца всего сущего, олицетворением абсолютного совершенства, идеальной гармонии мироздания и человечества, претворяющего в своей жизнедеятельности высшие духовные ценности и постигающего смысл истины, добра и красоты не только рациональными, но и интуитивными, а также невербальными средствами через возможности зодчества, живописи, музыки и т. д.

Триада «софийность - соборность

- всеединство» включалась в смысл на-

циональной идеи, обсуждавшейся в философских кругах России XIX - начала

XX вв. В ней постулировалась возможность духовной динамики народов России, их потребность в объединении по горизонтали (всеединство), по вертикали (соборность), в восхождении к идеалу (софийность). Следует заметить, что в данном построении сохранилась преемственность с прежними суждениями о должном социокультурном бытии нашего Отечества: в софийности раскрывалась ценность духовных традиций православия; смысл соборности сочетался с представлениями о справедливой гуманной государственной организации; всеединство в своем содержании соединялось с понятием «народность», утверждающем взаимопонимание между людьми всех национальностей. Следование этим принципам могло бы приблизить российское общество к общечеловеческим ценностям и идеалам, сохранив при этом национальную уникальность его социокультурного бытия. Согласно утверждению Н. А. Бердяева, «чувствовать себя гражданином вселенной совсем не означает потери национального чувства и национального гражданства»

[3, с. 95].

Моделирующие сознание и проектирующие должное социокультурное бытие формулы «православие - самодержавие - народность» и «софийность

- соборность - всеединство» в советский период отечественной истории трансформировались в триаду «идейность -партийность - коллективизм». Искренняя вера уже не в царя, а в олицетворявшего собой мощь государства вождя -«отца народов» (например, в Сталина), не в Бога, а в идеологию партии («ум, честь и совесть эпохи» - по определению В. И. Ленина), стремление послужить не крепостному Отечеству, а со-

76

циалистической Родине, называемой матерью, определили смысл национальной идеи того времени и стали тем могучим стимулом, благодаря которому Советский Союз вышел на передовые рубежи всемирной истории.

Тем не менее, как показали события последнего десятилетия, уязвимость теории и практики коммунистического строительства, сомнительность принципов авторитарного правления избранных лидеров государства побудили российское общество пересмотреть основы своего должного самоопределения в современном социокультурном пространстве с учетом исторически сформировавшихся национальных ценностей и приоритетов.

Известно, что дальнейшие перспективы своего развития, наступление нового времени после тяжелого периода деструктивных процессов, происходивших в нашей стране во всех сферах ее жизнедеятельности в конце ХХ в., российское общество связывало с выборами главы государства. Социальным ожиданиям в наибольшей степени отвечал образ человека, который воспринимался как энергичный лидер, готовый укрепить основы государственности и правопорядка; как гражданин, близкий всем слоям общества; как личность, понимающая высочайшую ценность отечественного культурного, в том числе религиозно-исторического достояния. Именно этим факторам россияне отдали свое предпочтение и связывали с ними свои надежды на будущее.

Таким образом, анализ современных ценностных установок отечественного национального сознания, которые можно обозначить цепочкой понятий «духовность - правовая государственность - единство нации», позволяет выявить их моделирующую функцию в

важнейших социокультурных процессах современной России. Претерпев в новых условиях необходимые изменения, они на проективном уровне определили признаки должного социокультурного бытия постсоветской России.

Исходя из всего сказанного, схематически основы самосознания россий-

ского общества, на фундаменте которых формировалась его национальная идея в различные периоды отечественной истории (языческий, раннехристианский, императорский, советский и постсоветский), можно представить так, как это изображено на рис. 1:

Рис. 1. Схема формирования самосознания российского общества

Необходимо отметить, что в современной России понятие «духовность» уже не сводится только к идеологии, православию и религиозности в целом, хотя свобода совести и толерантные отношения между людьми различных убеждений определяют вектор развития современной мировой и отечественной культуры. В стране, открывшей в истории человечества космическую эру, об-

ращение к духовности означает также и кропотливый труд в области науки и образования, бережное отношение к разнообразным культурным традициям, включающим не только религиозное, но и светское содержание, что гарантирует всестороннее развитие культурного потенциала нашего Отечества. Развитие духовности ведет к формированию нравственного сознания общества, уважению

77

достоинства свободной личности, которая должна реализовать себя в обществе и которую обязано защитить государство.

Понятие «государственность» некогда отражало имперские амбиции россиян. Мысль об исключительности российской государственности выражалась в доктринах «Москва - Третий Рим», «Москва - столица III Интернационала», соответствующих державным основам российского менталитета. Во многом имперскому самосознанию россиян способствовала обширная территория страны. Распад Советского Союза обозначил не только переход в рамки иного государства, но и необходимость выработки другого мышления.

Рассматривая эту проблему,

М. Н. Громов писал, что «идея имперского величия и связанных с ней ответственности, самопожертвования и долга глубоко укоренилась в менталитете россиян.., дожила до нашего времени, и это нельзя не учитывать .когда пытаются разыгрывать ее как политическую карту, потрясая на площадях атрибутами царской России и СССР. Россияне заплатили слишком дорогую цену за имперскую идею, чтобы легко с ней расстаться, не путая при этом концепцию сильного государства, без которого стране нельзя обойтись, с концепцией империи, которую нужно преодолеть в сознании и на практике. Имперская идея не угасла, но не с ней связано будущее России» [5, с. 55, 58].

В ХХ в. в сознании россиян произошли серьезные изменения, и сильное государство уже не вызывает ассоциации с самодержавием. Пережив крушение коммунистического проекта, большая часть населения страны холодно отнеслась к рассуждениям о реставрации монархии. Ее место в соответствии с но-

78

выми тенденциями заняла концепция сильного демократического государства и гражданского общества, национальная идея которого сегодня могла бы быть выражена в цепочке понятий «свобода -справедливость - солидарность»».

Первое место в этой триаде отведено свободе не случайно, так как она является условием остальных обозначенных ценностных факторов, хотя сама возможность формирования в российском обществе свободного индивидуального инициативного начала многими отечественными и западными мыслителями всегда воспринималась со значительной долей сомнения и скептицизма.

По мнению Г. П. Федотова, «русский славянин и в XIX веке еще не ото-р в ался вполне от матери-земли. Его сращенность с природой делает трудным. личное существование» [17,

с. 181-182]. Дж. Скэнлан утверждает: «Идея единого (органического) целого, только внутри которого индивидуум может найти свое истинное “Я”. характеризует большую часть русских философских доктрин. Различные специфические определения этой идеи - такие, как соборность, социальная солидарность. тотальное единство. и др. - все они характеризуются возвышением общинного начала над правами и интересами индивидуума. Влечение к социализму было усилено этим органистиче-ским менталитетом. он, бесспорно, препятствовал развитию в России гражданского общества» [15, с. 64].

В. И. Мильтон пишет: «Мыслители прошлого. только и делали, что говорили об империи,.. о сообщности, которую вернее именовать природной, а не человеческой. Да, речь шла о народе, но что это такое, как не все народившееся, без каких-либо индивидуальных и неповторимых различий? Случайно разве,

что народ - любимое понятие тиранов, демагогов, вообще тех, кто ни в грош не ставит человека» [12, с. 52]. Заметив, что в России человек - все еще народ, тогда как на Западе распространилась иная формула - «народ - человек», Мильтон доказывает: «Представление о том, что русская идея предполагает развитие индивидуальности, и есть главная новинка, которую можно завещать грядущему столетию. И разве не ради личности живет человечество - так можно сформулировать основную черту в традиционном понятии русской идеи, сближающую ее с наследием западной культуры»

[12, с. 52].

Мильтон верно замечает, что в традиционном содержании русской философии не всегда явно, но все же просматривается мысль о том, что безусловной ценностью бытия является свободная индивидуальность. К примеру,

А. С. Хомяков был уверен в том, что «там только сила, где любовь, а любовь только там, где личная свобода» [18, с. 62]. Раскрывая различие между истинной соборностью и соборностью, обезличивающей человека и общество,

Н. А. Бердяев призывал признать свободную личность высшей ценностью, оправдывающей существование народов и государств, считая осмысление данной проблемы своим главным занятием: «В сущности, я всю жизнь пишу философию свободы» [2, с. 56]. Свобода оценивалась им как условие и причина должной самореализации человека, данная ему Богом привилегия безграничных творческих дерзаний.

Однако, как известно, смысл свободы к этому не сводится и в противоречиях человеческого бытия открывает новые грани своего сложного содержания. Еще в глубокой древности жизнеспособность общества и его культуры увязыва-

79

лись со способностью людей к свободному и сознательному самоограничению, что было зафиксировано в различных дошедших до наших дней заповедях, изречениях, пословицах, смысл которых сводится к тому, чтобы (не) делать другому то, что (не) желаешь по отношению к себе: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [Мф. 7:12]. Основной закон поведения, который выводится из этого постулата, названного золотым правилом нравственности, гласит: «Я поступаю так потому, что ты на моем месте поступил бы так же».

Согласно такой установке,

субъект деятельности свободно и самостоятельно руководствуется своим пониманием объективно значимого, должного, осознавая при этом личную ответственность за такую его реализацию, которая утвердила бы достоинство каждого человека в его праве на самоосущест-вление.

Таким образом, свобода является атрибутом должного социокультурного бытия. Учитывая это, Н. А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» указывал на то, что свободный человек должен принять ответственность не только за свою судьбу и судьбу своих ближних, но и за судьбу своего народа, человечества и мира.

Таким образом, в отечественном философском мышлении складывалось понимание того, что свобода является условием взаимопонимания и равновесия между «Я» и «Мы», достижение которых помогло бы избежать как пресловутой тирании большинства, так и безответственности эгоцентризма, пренебрегающего интересами общества. Именно в этом смысле свобода является условием социальной справедливости и со-

лидарности, признаком правового государства, подлинной духовности общества и его единства, важнейшим принципом его должной самоорганизации на пути дальнейшего развития.

Обретение свободы достигается лишь в результате духовной динамики и самостоятельной рефлексии, связанной с поиском правильного решения бесконечного чередования жизненных проблем. Эта способность является признаком гражданской зрелости, состоятельности человека, осознающего ответственность за свои действия. Однако, как доказывал Н. А. Бердяев в своих размышлениях о сущности человека, «путь свободы трудный, страдальческий, трагический путь. Он требует героизма.. , но. это испытание его сил было выражением великого уважения к человеку, признанием его высшей духовной природы. От человека многое требуется, потому что он к чему-то великому призван» [1, с. 125]. Именно поэтому в обществе, где на повседневном, обыденном уровне отсутствует традиция формирования и защиты свободного социальноответственного сознания каждым человеком, происходит, по выражению Э. Фромма, массовое «бегство от свободы» с передачей всей ответственности властным структурам. Как показала российская действительность, неспособность представителей общества к самоанализу, самоконтролю, а также последовательной защите своих гражданских свобод является причиной атомизации социокультурного пространства в меняющихся условиях существования.

В. Е. Кантор по этому поводу замечает: «Получается, что всеми хваленый коллективизм и соборность русского народа мгновенно рассыпается в прах, если нет внешней принудительной силы» [18,

с. 113-114].

80

Обратной стороной этого процесса является культивирование свободы как произвола, ограниченного лишь еще большим произволом, как неподконтрольного своеволия, использующего любые факторы лишь в своих частных интересах, стяжании материальных благ или властных полномочий.

Данное эгоцентрическое анти-гражданское понимание свободы еще в меньшей степени связано с какой-либо ответственностью и при условии малейшего ослабления внешнего контроля способно распространиться цепной реакцией на всех уровнях социальной организации, разрушая все жизнеспособные связи и отношения. Золотое правило нравственности в этом случае приобретает негативный смысл и извращенную трактовку: «Я поступаю так (незаконно присваиваю чужую собственность, беру взятки и т. д.), потому что на моем месте ты поступил бы так же». Это обусловливает распространение не всеобщей, а узкой корпоративной солидарности и патримониальной справедливости, что ведет к утверждению псевдо-должного образа жизни «по понятиям», тотальному р аспространению коррупции, корыстного протекционизма, «крышеванию»,

блокированию любой инициативы, исходящей не от «своих», умению укрыться от налогов, обойти возможных соперников, пустив для этого в дело весь арсенал рекомендованных Н. Макиавелли средств, и т. п.

Вставшие у руля перестройки страны глашатаи либеральных ценностей абсолютизировали в качестве таковых лишь собственность, понимая под ней совокупность материальных благ, и пренебрегли духовной интеллигибельной ценностью свободы как осознанной ответственности. Потребительская жизненная позиция позволила ни от чего не

зависящей социальной группе путем сговора, не имеющего ничего общего с подлинно демократическим завоеванием либеральной справедливости, присвоить созданные трудом многих поколений и сохраненные природные, культурные, промышленные богатства страны и использовать ее потенциал как средство реализации личных целей, сделать его пространством своих жизненных интересов, не имеющих ничего общего с перспективами укрепления и развития России.

В конечном итоге это привело общество к состоянию «войны всех против всех», гиперболизации прав и возможностей незначительного меньшинства и беспрецедентному понижению жизненного уровня большинства населения. «Нормой» жизни при этом стал культ насилия, стремление к обогащению любой ценой, наркомания, проституция, алкоголизм, деморализация широких слоев населения, что вызвало в конце ХХ в. тяжелую депрессию, глубокий духовный и экономический кризис в обществе, само существование которого оказалось под угрозой. Это «сползание» из бытия в небытие вновь с особенной остротой обозначило необходимость возрождения истинного понимания свободы, занимающей ключевое положение в содержании национальной идеи, выступающей как проект формирования парадигмы должного в сознании людей и во всем социокультурном пространстве страны.

Социально-историческая практика показывает, что, создавая действительно должное бытие, т. е. такое, которое отвечает социально значимым и разнообразно развивающимся потребностям каждого, человеческое сообщество укрепляет свои позиции в мире, и наоборот. Императивы должного призывают человека выйти за пределы своих эгоистических потребностей и обратиться к сво-

81

бодному самоопределению в соответствии с объективными целями, выполнять свой долг перед собой и окружающими, следовать истинному велению души и реализовывать свое призвание в деятельности, выражающей смысл индивидуального существования и соответствующей разнообразным потребностям социума. Такая установка развивает сотрудничество и взаимопонимание между людьми, укрепляя позиции личности и общества в целостной системе социокультурного бытия.

Возвращаясь к проблеме соотношения отечественной национальной идеи и мирового социокультурного процесса, следует заметить, что неоднозначность западной системы ценностей стала причиной избирательного к ней отношения в современной России. Как утверждает И. К. Пантин, «выбор у нас заключается не столько в “возращении в Европу”, сколько в поиске и прорыве в новую ситуацию постмодерна» [13,

с. 21]. Под ней многие мыслители понимают такое формирующееся с середины

XX в. положение в мировой культуре, при котором с критических позиций рассматривается возникшая в Европе на заре Нового времени модернистская парадигма, разросшаяся в ХХ - начале

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XXI вв. в диктат западного атлантизма. В лоне модернистской культуры, навязывающей западный образ жизни в качестве единственно приемлемого эталона и реализующей репрессивное отношение к образцам иного социокультурного бытия, «нелегитимным» формам жизни (по выражению Ж. Ф. Лиотара), происходили колониальные экспансии, мировые войны, репрессии тоталитарных режимов, а сегодня наблюдается ультра-империалистический возврат к неоколониализму, проводимый под лозунгом защиты демократии и свободы. Проти-

востоящий же этим тенденциям постмодернизм стимулирует диалог между народами, утверждает ценность различных форм культуры, обогащающих опыт всего человечества.

Анализ содержащихся в национальной идее российского общества смысловых аспектов показывает, что в ней содержатся следующие положения, сближающие ее именно с постмодернистской культурой:

- в утверждении солидарности и национального единства (в другой терминологии - «всеединства») преодолевается идея имперского превосходства и формируется установка на достижение толерантных отношений между разными людьми, народами и культурами;

- развитие личной инициативы, ответственной свободы и духовности (или софийности) позволяет различными

- логическими и интуитивными, рациональными и эмоционально-образными

способами постижения бытия избежать униформности однообразно-утилитар-

ных цивилизационных форм и сохранить богатое разнообразие мировой культуры в целом;

- достижение социальной справедливости и укрепление гуманной государственности (соответствующей соборности) свидетельствует о готовности России защитить общечеловеческие идеалы и ценности вместе с международным сообществом и государственными институтами других стран.

Являясь выражением самосознания российского общества, национальная идея утверждает те ценности, которые позволяют ему выработать принципы должного самоопределения в окружающем мире, адекватные вызовам современной действительности и укрепляющие социокультурный статус человеческого бытия.

1. Бердяев, Н. А. Мировоззрение Достоевского / Н. А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. - Т. 2.

2. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - М., 1991.

3. Бердяев, Н. А. Судьба России. [Репринт изд. 1918] / Н. А. Бердяев. - М., 1990.

4. Валицкий, А. По поводу «русской идеи» в русской философии / А. Валицкий // Вопр. философии. -1994. - № 1.

5. Громов, М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М. Н. Громов // Вопр. философии. - 1994. - № 1.

6. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М., 1991.

7. Достоевский, Ф. М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине / Ф. М. Достоевский //Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л., 1984. - Т. 26.

8. Кантор, В. К. «.Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки / В. К. Кантор. - М., 1997.

9. Кармин, А. С. Основы культурологии / А. С. Кармин. - СПб., 1997.

10. Кашников, Б. Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б. Н. Кашников // Вопр. философии. - 2004. - № 2.

11. Лебедев, А. А. «Русская идея». В окрестностях войны: заметки к теме / А. А. Лебедев // Полис. - 1995. - № 2.

12. Мильтон, В. И. Русская идея в конце ХХ века / В. И. Мильтон // Вопр. философии. - 1996. - № 3.

13. Риск исторического выбора в России: круглый стол // Вопр. философии. - 1994. - № 3.

14. Российская ментальность: круглый стол // Вопр. философии. - 1994. - № 1.

15. Скэнлан, Дж. Нужна ли России русская философия? / Дж. Скэнлан // Вопр. философии. - 1994. -№ 1.

16. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. - М., 1996.

17. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России / Г. П. Федотов. - СПб., 1992. - Т. 2.

18. Хомяков, А. С. О старом и новом / А. С. Хомяков // Русская идея. - М., 1992.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.