Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
национальная идея / идеология / государственная политика / политический курс / внутренняя политика / внешняя политика / national idea / ideology / state policy / political course / domestic policy / foreign policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаджиев Ханлар Аляр Оглы

В представленной статье исследуется влияние национальной идеи на содержание политического курса и выбор государственных приоритетов во внутренней и внешней политике. С этой целью анализируется понятие и сущность национальной идеи, ее значимость для общественной жизни и государственного развития. В работе делается особый акцент на процессе формирования национальной идеи, а также ее проявлениях в политическом управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEA AS THE DETERMINANT OF STATE POLICY

The given article investigates the influence of the national idea on the essence of the political course and choice of state priorities in foreign and domestic policy. The author analyzes the concept and essence of the national idea, its significance for public life and state development. Special emphasis is put on the process of formation of the national idea as well as on its manifestations in political governance.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

110

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 0 6

A feature of the authors' approach is the focus on the media representation of this phenomenon. The article presents a typology of media strategies of populist leaders and organizations in modern politics. The authors consider the ideological omnivorousness of populists as an imitation political technique that distinguishes populist organizations from other radical parties and movements. The paper substantiates the thesis about the infiltration of elements of populist discourse and political practices into the public agenda of «systemic» politicians who participate in information wars in the international arena. The authors conclude that modern populism is not limited to bright marketing techniques and manipulation of electoral expectations; it reflects public disappointment in liberal democratic ideas and policies with their elitism and inattention to the interests of the majority of citizens.

Keywords: populism, information society, anti-elitism, mediatization, nationalism, liberal democracy, ambivalent ideology

ГАДЖИЕВ Ханлар Аляр оглы — кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН (117218, Россия, г. Москва, Нахимовский пр-кт, 32; [email protected])

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В представленной статье исследуется влияние национальной идеи на содержание политического курса и выбор государственных приоритетов во внутренней и внешней политике. С этой целью анализируется понятие и сущность национальной идеи, ее значимость для общественной жизни и государственного развития. В работе делается особый акцент на процессе формирования национальной идеи, а также ее проявлениях в политическом управлении.

Ключевые слова: национальная идея, идеология, государственная политика, политический курс, внутренняя политика, внешняя политика

Несмотря на сложившиеся за последние десятилетия тренды в мировой политике и экономике, связанные с глобализацией, государства по-прежнему остаются основными субъектами международных отношений. Однако им приходится все активнее обращаться к механизмам консолидации общества с целью достижения эффективности в выработке и реализации своего политического курса.

Ключевым механизмом такого плана является принятая большей частью граждан национальная идея. Последняя способна стать катализатором политического и экономического развития страны, обусловливая формирование для нее целого ряда экзистенциональных условий, таких как обеспечение устойчивости политической системы, поддержание политической стабильности, укрепление национально-гражданской идентичности, совершенствование инструментов политического управления и т.п. А совокупность данных условий, в свою очередь, образует условное окно возможностей, в котором определяются приоритеты государственной политики на внутренней и внешней арене. В итоге национальная идея как бы выступает в роли центрального ориентира для выбора векторов организации и развития общественной жизни.

Национальная идея тесно связана с идеологией и может быть ее ядром. В этом смысле, будучи принятой всеми слоями социума, она способна выпол-

нять важнейшие социально-политические функции: объединять граждан на основе общезначимых ценностей и норм, преподносимых в качестве наиболее оптимальных; рационализировать материально-технологические условия и создавать единое смысловое пространство для жизни общества, определяя на таком фундаменте социально значимые нормы и образцы поведения; воспроизводить принятые и укоренившиеся в социуме представления о должных целях работы и развитии государственных механизмов [Якунин 2007: 4].

Для раскрытия содержания национальной идеи и объяснения процесса ее формирования часто используется социокультурный подход. Он исходит из того, что формирование национальной идеи нельзя сводить только к результатам научного поиска, основным составляющим духовно-культурной сферы или же историческим достижениям государства и нации. Предлагается комплексное объяснение, включающее все три перечисленных аспекта:

1) в научной плоскости формируется необходимый пласт знаний и теоретико-концептуальная основа национальной идеи, что позволяет выразить ее в убедительной и непротиворечивой форме;

2) в духовно-культурной сфере формируется ценностно-поведенческая основа национальной идеи, закладываются ее ключевые смыслы и установки, а также понимание явлений индивидуального и общественного сознания;

3) неотъемлемой частью национальной идеи является практическая плоскость: актуальные тенденции государственного и общественного развития, интересы значимых социальных групп, сложившиеся значимые цели и приоритеты в основных сферах жизни общества [Нарыков 2014: 247-248].

Согласно психологическому подходу, национальная идея есть коренная идея сознания каждого человека, существующая на протяжении всей его жизни. Поэтому она имеет не только общесоциальный и государственный смыслы, но также и индивидуальное содержание. В таком ключе в разных странах национальная идея, являя собой универсальную «формулу жизни», обладает во многом схожей структурой, функцией и предназначением, но отличается в аспекте национально-гражданской идентичности [Журавлев, Юревич 2016: 70].

Как видно, национальная идея может иметь многогранную трактовку и содержать в себе различные смыслы, которые, вместе с тем, совместимы друг с другом. В целом, если попытаться агрегировать наиболее часто используемые дефиниции, то национальную идею принято рассматривать:

1) как устойчивое обобщение национального самосознания, представленное в социально-философских, общественно-политических, художественных произведениях;

2) популярное, широко распространенное в обществе представление о желаемом образе жизни в стране [Крюкова, Лемьева, Ларионова 2015];

3) необходимый элемент формирования фундаментальных мировоззренческих и социокультурных установок [Овсеенко 2010: 21];

4) неотъемлемую составляющую самосохранения нации, способствующую недопущению социальных конфликтов и сплочению граждан на основе исторических традиций, фундаментальных ценностей, которые приемлемы для абсолютного большинства граждан страны [Дебердеева 2010: 61];

5) основополагающий ориентир развития для общества и государства [Гер и др. 2016: 130];

6) важнейший атрибут государств, определяющий их самобытный исто-рико-политический путь, который чаще всего выражен в форме принимае-

112

ВЛАСТЬ

2024'06

мой большинством населения страны системы ценностей, традиций, символов, но может быть также официально закреплен на общенациональном уровне [Сулейманов 2014: 97];

7) идеал, к которому стремятся нации, позволяющий им осмысливать, понимать и выражать уникальность своего культурного и ментального бытия, подчеркивая тем самым свою особенность в сравнении с другими нациями [Сулейманов 2014: 98].

На практике нередко в качестве национальной идеи берется государственность [Санжаревский 2013]. Точнее, речь идет о фактическом суверенитете, целостности и самодостаточности страны. Это особенно актуально для относительно молодых или новообразованных государств.

Национальная идея с таким содержанием несет в себе значительный потенциал солидаризации и сплочения общества, формирования успешного межкультурного диалога, а также нивелирования противоречий и конфликтов между различными социальными группами. В итоге она приобретает позицию движущей силы в общественном развитии, создает тот фундамент в сознании масс, на котором в последующем складывается понимание национального начала и родины. Поэтому если национальной идеей стала идея государственности, то вероятно упрочение национально-гражданской идентичности, в т.ч. в сложных поликультурных обществах.

Вокруг национальной идеи часто выстраивается идеологическая основа общественной жизни. В результате идеология как бы развернуто отражает содержание национальной идеи [Богатырев 2010: 22]. Вместе с тем допустим и иной подход, предполагающий, что национальная идея и идеология - это разные явления и их роли отличаются: национальная идея условно связана с вопросом: «во имя чего мы (нация) идем?», а идеология - с вопросом: «куда и по какому пути мы идем?». Однако даже при таком подходе они, несомненно, взаимосвязаны и взаимозависимы.

С учетом сказанного, национальную идею можно определить как центральный ориентир государственного развития, изначально установленный (сформулированный) политической элитой страны с учетом актуальных вызовов времени [Тураев 2010: 154] и объективных условий общественной жизни и впоследствии принятый большей частью общества.

В то же время национальную идею нельзя рассматривать как искусственно созданный смысловой конструкт, не имеющий реального базиса в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Напротив, важно ее соответствие незыблемым запросам актуального проблемного поля общества, содержание в ней фундаментальных, наиболее значимых культурно-исторических черт социума и превалирующих в нем ценностей, ориентиров, установок, поведенческих паттернов. В противном случае национальная идея просто не будет принята большинством граждан и не приживется.

Следует заметить, что национальная идея не обязательно должна официально декларироваться, активно использоваться в политическом дискурсе или закрепляться на нормативно-правовом уровне. Она может латентно содержаться в вырабатываемом властью политическом курсе и задавать приоритеты государственной политики. Однако даже при таком подходе принимаемые политические решения не могут идти вразрез с укоренившейся в обществе национальной идеей. Иначе возникают риски снижения уровня общественной поддержки правящей элиты, что при наиболее неблагоприятных сценариях чревато дестабилизацией и утратой устойчивости политической системы.

Если исходить из того, что политический курс включает в себя все направления государственной политики, охватывает внутреннюю и международную арены, то базовые приоритеты во всех указанных нишах в той или иной степени должны соответствовать национальной идее страны.

На внутриполитической сцене национальная идея прежде всего отражается на продуктивности диалога власти и общества, достижимости внутриэлит-ного консенсуса, устойчивости и стабильности политической системы, легитимности и уровне поддержки власти, консолидации различных культурных общностей.

Касательно внешней арены следует отметить, что национальная идея может во многом предопределять участие государства в тех или иных международных организациях, проектах, блоках, союзах и т.д. А обусловленные ею конкретные цели и приоритеты способны обусловливать выбор вектора (ориентир на наиболее подходящие страны) и формата сотрудничества. Здесь, конечно, принципиальное значение имеют геополитический и геоэкономический расклады, однако даже в них государства обозначают свою позицию, оценивая не только собственные силы и ресурсы, но также идейно-идеологическую составляющую.

Так, двусторонние и многосторонние форматы международного сотрудничества могут быть продуктивнее и прочнее, если государства будут учитывать идейно-идеологическую основу друг друга. Ведь на ее базе, как правило, устанавливаются приоритеты их политического курса.

Данная проблема, в частности, актуальна для постсоветских стран, которые глубоко изменились за последние три десятилетия. Возможность их конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества естественным образом предполагает точное понимание сложившихся к сегодняшнему дню реальных интересов и целей каждой стороны на кратко-, средне- и долгосрочном отрезках времени.

Для России, являющейся лидером постсоветского пространства, такая задача вообще выходит на передний план, особенно если брать во внимание непрерывные деструктивные шаги коллективного Запада, направленные на разобщение бывших союзных республик СССР, разрушение сохранившихся механизмов их взаимодействия и создание конфликтогенной обстановки в регионе.

Таким образом, все сказанное иллюстрирует существенную роль национальной идеи в политико-административном процессе современных государств. Она предстает определяющим фактором выработки и реализации государственной политики. Поэтому в любой стране власть не может не опираться на нее при принятии политических решений, выборе принципов и методов политического управления.

Список литературы

Богатырев К.А. 2010. Конституционные основы государственной идеологии и национальной идеи России. - Право и безопасность. № 2. С. 22-29.

Гер О.Е., Сальников М.В., Сальников С.П., Шелепова М.А. 2016. Национальная идея и патриотизм. - Мир политики и социологии. № 2. С. 128144.

Дебердеева Т.Х. 2010. Национальная идея в России: гражданственность в содружестве с патриотизмом. - Совет ректоров. № 1. С. 60-65.

Журавлев А.Л., Юревич А.В. 2016. Психологические аспекты поиска российской национальной идеи. - Вопросы философии. № 8. С. 69-78.

114

ВЛАСТЬ

2 0 2 4 ' 0 6

Крюкова Е.Л., Лемьева И.В., Ларионова А.А. 2015. Национальная идея для современной России. — Российские регионы: взгляд в будущее. Т. 2. № 3. С. 132138.

Нарыков Н.В. 2014. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму. - Общество и право. № 1(47). С. 247-250.

Овсеенко Ю.С. 2010. Национальная идея современной России: инновационный фактор. — Историческая и социально-образовательная мысль. № 1. С. 19-24.

Санжаревский И.И. 2013. О российской конституционности и национальной идее (к 20-летию Конституции Российской Федерации). — Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. № 2(5). С. 5-10.

Сулейманов А.Р. 2014. Проблема институционализации национальной идеи в федеративной России. — Вопросы политологии. № 1(13). С. 96-106.

Тураев В. А. 2010. Национальная идея как смысл существования и стратегия развития этноса. — Россия и АТР. № 2(68). С. 154-160.

Якунин B. 2007. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход. — Власть. № 3. С. 3-12.

GADZHIEV Khanlar Alyar ogly, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Senior Researcher of the Center for Post-Soviet Studies, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (32 Nakhimovsky Ave, Moscow, Russia, 117218; gadzhiev.hanlar@ gmail.com)

NATIONAL IDEA AS THE DETERMINANT OF STATE POLICY

Abstract. The given article investigates the influence of the national idea on the essence of the political course and choice of state priorities in foreign and domestic policy. The author analyzes the concept and essence of the national idea, its significance for public life and state development. Special emphasis is put on the process of formation of the national idea as well as on its manifestations in political governance.

Keywords: national idea, ideology, state policy, political course, domestic policy, foreign policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.