Научная статья на тему 'Национальная идея глазами неправославных верующих'

Национальная идея глазами неправославных верующих Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / КАТОЛИКИ / ПРОТЕСТАНТЫ / МУСУЛЬМАНЕ / БУДДИСТЫ / NATIONAL IDEA / CHRISTIANITY / CATHOLICS / PROTESTANTS / MUSLIMS / BUDDHISTS AND PAGAN BELIEFS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куропаткина О. В.

Автор анализирует трактовку национальной идеи России разными группами неправославных верующих: католиков, протестантов, мусульман, иудаистов, буддистов и представителей традиционных языческих верований. Рецепция национальных элементов в практике различных конфессий происходит, однако планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают в этой среде настороженное отношение, и изменить эту точку зрения, которую разделяют (в том числе) наиболее влиятельные круги нехристианских этносов РФ, крайне сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National idea through the eyes of the non-Orthodox believers

The article examines the interpretation of the Russian national idea suggested by different groups of non-Orthodox believers, i.e. Catholics, Protestants, Muslims, Jews, Buddhists and the representatives of the traditional pagan beliefs. Nowadays different religions do accept some national elements, however, the plans to promote the Omni-Russian national idea cause a cautious attitude, and it is extremely difficult to change this view, shared by (among others) the most influential groups of non-Christian ethnic groups of Russia.

Текст научной работы на тему «Национальная идея глазами неправославных верующих»

Национальная идея глазами неправославных верующих

О.В. Куропаткина

В связи с темой национальной идеи в деидеологизированном российском обществе очень часто апеллируют к авторитету религии как к ценностному институту, который может влиять как на национальные чувства своих последователей, так и определенным образом легитимировать светский концепт национальной идеи. Обычно в этом контексте упоминается православие как «титульная» и наиболее влиятельная конфессия. Однако представляется, что следует учитывать и точки зрения представителей других религиозных традиций, поскольку тема национальной идеи неизбежно поднимает вопрос о согласовании конфессиональных (а часто — и этноконфессиональных) интересов российских граждан.

Неправославные верующие занимают достойное место на религиозной карте страны: по данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих от православных до представителей новых религиозных движений 12-24 млн человек. Как и везде, лидирует РПЦ — в пределах 3-15 млн человек, затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники — меньше 1 млн человек1.

Отметим, что различные конфессии имеют «сферы влияния», т. е. преобладающее или заметное количество зарегистрированных религиозных организаций в регионах: первое место занимают «православные» регионы — 59%, затем следуют «мусульманские» — 21% (в основном Северный Кавказ и Поволжье) и потом «протестантские» — 20% (особенно представлены на Дальнем Востоке, где по количеству верующих обгоняют православных)2.

Таким образом, мнение неправославных верующих по вопросу о национальной идее довольно существенно.

Помимо православия к христианской традиции в России также принадлежат католики и протестанты. Их специфическое восприятие национальной идеи связано в том числе и с особенностями восприятия национального вопроса христианством в целом.

Как отмечает проф. В.В. Симонов, христианство возникло в строго национальном субстрате (как ересь в иудейской общине), однако быстро переросло национальные рамки и конституировалось как универсальная религия, отрицающая национальные перегородки («нет ни Еллина, ни Иудея, но все и во всем Христос» — Кол. 3:11). При этом оно уверенно заняло место одной из скреп

1 Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // < http://www. archipelag.ru/authors/lunkin?library=2043>.

2 Данные взяты из материалов сайта <http://www. interfax-religion.ru/cis. php?act=analysis&div=2/> и полевых исследований Р. Силантьева.

римского гражданского общества, которое основывалось на общей земельной собственности (право каждого гражданина на участие в земельной собственности государства), общей обязанности защиты границ и, наконец, общности религиозного культа для всех граждан государства.

В этом качестве — в рамках универсальной же Империи (вначале Римской, затем Ромейской) — оно просуществовало до начала Нового времени. В социально-политической системе Империи христианство играло роль религиозной базы гражданства3 более, чем национальность. И в дальнейшем в истории «национализация» христианских церквей всегда являлась функцией политического процесса. Существенных оснований для формирования поместных церквей по национальному признаку в христианском вероучении не имеется: общим правилом является территориальное объединение христиан.

С богословской точки зрения Церковь неизменно остается универсальной структурой, отрицающей национальные различия и, соответственно, специфически национальные интересы. В лучшем случае речь может идти только о церковной рецепции элементов национальных культур.

Таким образом, и католики, и протестанты часто апеллируют прежде всего к христианскому универсализму. Однако в связи с тем, что их воспринимают как «чужих» для русской традиции, они вынуждены формулировать какие-то ответы на вызов национальной идеи. Для католиков этот ответ — либо формирование этноконфессиональной общности, слабо или почти не связанной с российской гражданской нацией (в случае этнических поляков, немцев, литовцев и т. д.), либо воплощение идеи В. Соловьева о вселенском единстве через приобщение русской культуры к католичеству. В таком случае отвергается изоляционизм русской цивилизации и акцентируется ее связанность с общехристианской культурой и традицией.

Для протестантов вариантов восприятия национальной идеи может быть несколько:

1) создание, как и у католиков, этноконфессиональной общности, не связанной с общероссийскими интересами (немецкие лютеране и меннониты, корейские пресвитериане и методисты, а также самобытные русские религиозные группы, сходные по вероучению с протестантизмом — молокане и духоборы);

2) попытка рецепции русской культуры и русского православного богословия для того, чтобы, признавая и уважая историческую «Россию православную», строить (точнее, по их мнению, восстанавливать) «Россию евангельскую»;

3) признание России особой страной, где «...после жесточайшего времени тьмы и гонений... начнется последнее пробуждение, свет которого осветит многие народы» 4;

4) попытка встроить Россию в «цивилизованный мир» путем обращения к западным ценностям демократии, прав и свобод личности и т. д. Интересно, что при этом протестанты часто осуждают Запад за измену христианским ценностям;

5) сплачивание нации путем утверждения христианских ценностей милосердия, благотворительности, социального служения.

3 Вплоть до уравнения религиозного и светского права (6-я новелла Юстиниана и др.).

4 Конференция Ульфа Экмана//Екклесиаст (газета церкви «Новое поколение» — сейчас «Церковь Божья». 2001 № 4. С. 1).

Для российских мусульман, как отмечает проф. В.В. Симонов, характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности (татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др.) и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIX - начала ХХ вв. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В то же время Гасприн-ский был твердым сторонником утверждения в среде мусульманской (прежде всего татарской) молодежи системы исламских ценностей и освоения ею тюркских языков. Гаспринский крайне настороженно относился к тогдашним властным замыслам интеграции населения России в «единое государственное целое». По его мнению, итогом реализации подобного проекта стала бы «русская ассимиляция» этнических мусульман, резким противником коей он являлся. Гаспринский и его последователи — «джадиды» (сторонники модернизации русского «мусульманства»), не отрицая значения знания русской культуры, ориентировались прежде всего на культурное пространство тогдашней Турции. Стремление к сохранению культурной гомогенности характерно и для нынешней российской исламской общины. Отталкиваясь от ставших весьма популярными в постсоветское время идей Гаспринского, современные идеологи Казани, Уфы и других исламских центров выступают за неприкосновенность местной этнокультурной самобытности и ориентируются на духовное сближение с мусульманскими кругами Саудовской Аравии, Египта и Турции. План выстраивания «общероссийской национальной идеи» их совершенно не привлекает. Более того, этот проект представляется местным исламским нерусским элитам весьма опасным «ассимиляционным» замыслом Москвы5.

Иудаисты в РФ по-прежнему ориентированы на сохранение замкнутости единственно праведной еврейской общины. В наши дни они не выступают против получения русскоязычного образования в его светском формате6. Однако в их элите сильно недоверие к лозунгу «общероссийской национальной идеи». В неформальной беседе с В.В. Симоновым один из видных деятелей казанской еврейской диаспоры заявил: «Вначале говорят о Святой Руси, а все кончается новым Кишиневским погромом».

Для российских буддистов — бурят, калмыков и тувинцев — прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи7, хотя лидер Традиционной буддистской сангхи России (ТБСР) Д. Аюшеев провозглашает лояльность федеральному центру и считает, что, распространяя влияние на алтайцев, якутов, хакасов, эвенков, ТБСР способствует укреплению единой российской нации и ликвидирует этнический сепаратизм8. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но ис-

5 Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань. 2008.

6 Алов А.А. Владимиров Н.Г. Иудаизм в России. М. 1996.

7 Буддизм и Россия. СПб. 1992.

8 Филатов С. Бурятия: евразийство в буддистском контексте. <http://www. religare.ru/print41641.htm>.

ключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсирует ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал.

Помимо мировых религий и конфессий во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые тем не менее несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. Это «Белая вера» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии. Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования неверно. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения (но и не акцентируя на них внимание), как, например, в Республике Алтай, Бурятии, Марий Эл, Тыве и Хакасии9.

Можно констатировать, что планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают по сути настороженное отношение в среде неправославных верующих, и изменить эту точку зрения, которую разделяют (в том числе) наиболее влиятельные круги нехристианских этносов РФ, крайне сложно.

Однако отметим, что конфликт может быть снят, если указанные религии будут участвовать в формировании и продвижении российской национальной идеи лишь в той мере, в какой это согласуется с их вероучением (в плане патриотизма, связанного с многонациональным государством и многонациональной культурой, межрелигиозного сотрудничества в решении экзистенциальных проблем страны и т. п.), желанием и интересом к данной теме, а государство будет уважать их вероучительные ограничения.

9 По материалам: Современная религиозная жизнь России. Т. 4 / Отв. ред. Филатов С.Б., Бурдо М. М.: Логос, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.