Научная статья на тему 'Национальная идентичность молодежи как основа формирования и функционирования экономики счастья'

Национальная идентичность молодежи как основа формирования и функционирования экономики счастья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

В статье рассматриваются основные функции экономики счастья как новой и актуальной концепции экономики. Устанавливается важная роль национальной идентичности населения для определения формулы счастья. Рассматриваются проблемы формирования национальной идентичности в России. Обосновывается важность изучения и определения типов национальной идентичности молодежи с целью недопущения национальных конфликтов (на примере Украины), в конечном счете влияющих и на экономические отношения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main functions of the economy of happiness as a new and relevant concept of economy. The important role of national identity of population to determine the formula of happiness is established. The problems of forming the national identity in Russia are discussed. The importance of studying and determining the types of national identity of youth is substantiated in order not to allow national conflicts (on the example of Ukraine), in the end influencing the economic relations in the country as well.

Текст научной работы на тему «Национальная идентичность молодежи как основа формирования и функционирования экономики счастья»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

НАМЛИНСКАЯ О.О.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СЧАСТЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные функции экономики счастья как новой и актуальной концепции экономики. Устанавливается важная роль национальной идентичности населения для определения формулы счастья. Рассматриваются проблемы формирования национальной идентичности в России. Обосновывается важность изучения и определения типов национальной идентичности молодежи с целью недопущения национальных конфликтов (на примере Украины), в конечном счете влияющих и на экономические отношения в стране.

Ключевые слова: экономика счастья, национальная идентичность, национальная культура, национальные особенности, молодежь, ценности, национальные конфликты.

NAMLINSKAYA O.O.

NATIONAL IDENTITY OF YOUTH AS THE FOUNDATION OF FORMING AND FUNCTIONING OF THE ECONOMY OF HAPPINESS

Abstract. The article discusses the main functions of the economy of happiness as a new and relevant concept of economy. The important role of national identity of population to determine the formula of happiness is established. The problems of forming the national identity in Russia are discussed. The importance of studying and determining the types of national identity of youth is substantiated in order not to allow national conflicts (on the example of Ukraine), in the end influencing the economic relations in the country as well.

Keywords: the economy of happiness, national identity, national culture, national features, youth, values, national conflicts.

В последнее время все больше российских ученых и политиков в своих трудах обращаются к концепции экономики счастья. Одни ее не признают и критикуют, другие именно в ней видят возможность возрождения и спасения России. Если государству удастся найти универсальную формулу счастья для населения, то народ будет носить такую власть на руках [1-2].

Считается, что за рубежом экономика счастья возникла в конце 70-х годов. Представители власти многих стран осознали тот факт, что прежняя экономика, основанная только на материальном благополучии, больше работать не будет. И в современной науке стало возрастать количество исследований, нацеленных на поиск других нематериальных факторов, влияющих на экономическую сторону жизни [3-6]. Главными вопросами экономики счастья считаются следующие:

- Что такое счастье?

- Какие факторы влияют на счастье?

- Приносят ли деньги счастье?

- Насколько счастье зависит от дохода?

- Как счастье зависит от дохода других людей?

- Зависит ли счастье от макроэкономических показателей?

- Как можно измерить счастье?

В современных социологических и экономических исследованиях существует более восьмидесяти показателей измерения феномена счастья.

Одним из вариантов измерения счастья является «индекс счастья». В России он рассчиты-

вается с 1990 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). И вот парадокс: несмотря на не совсем благополучную экономическую обстановку в России, счастливыми в 2014 году себя ощущают три четверти россиян (78 %). Что интересно, это самый большой показатель за последние 25 лет [7].

В чем же заключается счастье для россиянина? Только небольшое количество опрошенных считают основными критериями счастья материальное благополучие (4 %) и наличие «крыши над головой» (4 %). В первую очередь, счастье для них — это благополучие в семье (30 %). Также те, кто чувствует себя счастливым, находят радость в детях и внуках (17 %). Кроме того, важным фактором счастья, по словам респондентов, является наличие интересной учебы или работы (13 %). Еще 12 % участников опроса счастливы, поскольку в жизни все удалось. За год возросла доля тех, для кого главной причиной счастья является здоровье — свое и близких (с 6 % в 2013-м до 11 % в 2014 году). В два раза больше стало тех, кто объясняет состояние счастье тем, что просто радостно жить (с 3 % до 7 %). Также счастье приносит любовь (4 %), возможности для самореализации (4 %), жизнь в мирное время (4 %) [8].

Однако следует отметить, что те, кто считает себя несчастным, сетуют, в первую очередь, именно на низкий уровень доходов (15 %) и отсутствие хорошей работы (4 %).

Проанализировав результаты данного исследования, можно сделать вывод, что учитывая интересы не только населения, проживающего в государстве, но и каждого индивида, теории определения счастья сводятся исследователями преимущественно к социальной его оценке, к ценностно-ориентированной субъектной идентификации индивида в обществе. Счастье не связано напрямую с материальным достатком. Материальные ценности важны для индивидов, но на первое место выходят несколько другие критерии счастья: устойчивое развитие, здоровый образ жизни, сохранение окружающей среды, развитие личности, духовное совершенствование и т. д.

К сожалению, национальная идентичность исследуемого населения не учитывается в формировании концепции экономики счастья ни при составлении инструментария исследований, ни при обработке данных.

Хотя важность национальной идентичности нельзя недооценивать.

Национальная идентичность — это ядро общественных отношений. Экономические, политические, социальные и другие процессы, которые происходят в государстве, непременно на нее наталкиваются, так как национальная идентичность проявляется на двух уровнях: с одной стороны, она выступает важнейшим элементом субъективной реальности, с другой — «находится в диалектической взаимосвязи с обществом» [9]. Опосредуя институциональные нормы, она выступает регулятором социального поведения, регулируя межличностное и межгрупповое общение на основе традиций и обычаев.

Но главное в национальной идентичности, как и в экономике счастья, — ценности как продукт национального культурного развития. Ценности, с которыми люди добровольно себя идентифицируют, что и определяет в конечном счете национальную идентичность. С. В. Кортунов пишет: «Закона и порядка в обществе не будет, если этот закон, даже самый лучший, не живет в душах людей; идентичности не будет, если национальные ценности, ее определяющие, не живут в душах людей» [10]. Следует отметить, что между ценностными ориентациями личности и социально-экономическими изменениями в обществе, существует тесная взаимосвязь, взаимовлияние друг на друга. Ценности же у каждого народа разные, поэтому, исследуя национальную идентичность, мы получим полную картину тех факторов, которые делают человека счастливым.

А обращая внимание на национальную идентичность молодежи, особенности ее формирования, мы сможем постепенно выйти из духовно-нравственного кризиса и улучшить социально-экономическую жизнь в России.

Как же формируется национальная идентичность?

В период молодости (с 11 до 20 лет) национальная идентификация развивается скачками, через кризисы идентичности, что определяет различное воздействие комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на этот процесс на разных этапах социализации. Существенные различия в степени воздействия внешних ориентационных индикаторов (этноним, язык, культура, семья, родственники и т. д.) могут быть выявлены через самоидентификацию лично-

Намлинская О.О.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СЧАСТЬЯ

сти (самоощущение, самочувствие в аспекте национальных отношений).

В процессе национальной идентификации значительную роль играют: 1) национальный состав ближайшего окружения, групп принадлежности и референтных групп; 2) признание в социальных общностях, где проходит социализация индивида, важности национального (этнического) фактора при разделении «своих» и «чужих»; 3) наличие ситуаций межнациональной неприязни, конфликтов на национальной почве, социальных практик исключения по национальному признаку, феномена ингруппового фаворитизма, основанного на национальной (этнической) принадлежности [11].

Усвоение национальной идентичности молодежью происходит как непроизвольно (бессознательно, основываясь на подражании «значимым другим»), так и осознанно (в ходе воспитания). От того, каким образом формируется национальная идентичность и кем, зависит, положительная национальная идентичность сформируется у молодежи или отрицательная. Поэтому сегодня очень важно выявить особенности национальной идентичности молодежи нашей полиэтничной и мультикультурной России, влияние этих особенностей на осознание счастья молодыми людьми с целью формирования адекватных научно обоснованных прогнозов будущего российского общества. Также в связи с происходящей под влиянием глобализации сменой духовно-ценностных ориентиров национально-культурная идентичность молодежи дает возможности сохранения традиций и культуры российского общества, что обуславливает необходимость понимания ее сущностных особенностей и тенденций трансформации [12].

Не обращая внимания на существование в обществе, особенно в молодежных слоях населения, различных типов идентичности, политики своими действиями нередко провоцируют всплеск конфликтов, что и произошло на Украине, где сохраняется разделение на несколько регионально распределенных культурных идентичностей. Крупнейшие из них условно именуются как русская (17,3 % — по этническому самоопределению, 29,6 % — по родному языку) и западенская. Другие — менее многочисленные — русинская, крымско-татарская, молдавская, белорусская, болгарская, венгерская, румынская, польская, греческая, еврейская, армянская.

Существуют также надэтнические идентификаторы: украинско-гражданский, европейский и — по сей день — советский (последний — до 8 % населения Украины). Но основная конфликтная оппозиция на Украине — западенцы — русские. Победа Евромайдана в 2014 году в Киеве являлась «победой» одной из идентичностей над другими [13]. А 33 % из тех, кто постоянно находился на Майдане независимости, — это представители молодежи [14].

Вот слова киевлянки, которая родилась и выросла в Юго-Восточной Украине, в Донецке: «...В нас пытались "убить русского" долго и по-тихому. И даже я не отдавала себе отчета в том, как нас калечить пытались. А тут... Думаю, Восток встал именно потому, что в нас проснулся русский дух.».

Игнорирование проблем, связанных с национальной идентичностью, и приводит к тому, что сейчас Украина находится в состоянии гражданской войны. У тех, кто отстаивает свои интересы в Донецке и области, Луганске, Харькове и других городах, — русских дух, национальная самоидентификация — русские как часть русской национальной идентичности. И победить русских будет сложно.

Поэтому не зря 19 сентября 2013 года на форуме Валдайского клуба В. В. Путин отметил, что вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России «фундаментальный характер» [1, 15].

Ведь Россия является многонациональным государством. На ее территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составляли 81 % населения. Опрос показал, что есть районы, в которых русскую национальную идентичность имеют менее 5 % населения. Это Чечня, Дагестан, Ингушетия. Что касается, например, Татарстана, то, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, население там полиэтнично, при этом к татарам относят себя 53,2 %, к русским — 39,7 % [16].

Специалисты указывают, что в контексте отношений «Москва — регионы» проблема формирования национальной идентичности по-прежнему носит острый политический характер, и эта проблема свойственна не только для России, но и для других государств переходного типа

[17]. «Политический» характер современных диспутов и рефлексий по проблемам строительства нации, по удачному выражению В. Соловей [18], не в последнюю очередь объясняется трудностями, с которыми столкнулось руководство России при создании эффективной вертикали власти. Но это привело к возрастанию роли региональной идентичности в противовес национальной.

Схожую ситуацию фиксируют и зарубежные специалисты, отмечая, что в современном мире региональные идентичности сообществ стали более значимы, чем национальное самосознание [19]. Ряд специалистов в этой связи отождествляют региональную идентичность с «отгораживанием» или «изоляцией» региона от центра [20], что, как представляется, в нынешних условиях только поощряется (осознанно или неосознанно) государственной властью, призывающей со страниц газет и экрана телевизора к экономии в непростых финансовых условиях. Регионализм уже становится особенностью мышления, что внушает очевидное беспокойство на фоне поиска объединяющей национальной идеи России. Если в конце 1990-х годов зарубежные исследователи фиксировали усиление децентрализации управления в России как результат развития демократических норм и институтов, то сейчас картина диаметрально противоположная [21].

Процесс регионализации, выражающийся в росте сепаратистских настроений и повышении числа межэтнических конфликтов, набирает обороты. Любопытные статистические данные приводит И. Сухов: «Доля респондентов, считающих себя в первую очередь жителями России, редко где превышает 50 %. Среди остальных чаще встречаются те, кто идентифицирует себя со своим регионом или даже населенным пунктом» [22].

Так, с 2007 года правительство Чечни ведет агрессивную кампанию по продвижению ислама и укреплению чеченских традиций. В республике появились десятки мечетей и исламских организаций, в то время как телеканалы увеличивают количество программ, которые посвящены чеченской исламской идентичности. «Чечня сейчас активно позиционирует себя не только как относительно автономная часть России, но и как мусульманский центр», — заявил российский аналитик Николай Петров из Московского Карнеги-центра [23]. И здесь возникает вопрос, будет ли ощущение счастья одинаково, например, у чеченцев и русских?

Также многие удивляются, когда с каждым разом в зарубежных исследованиях Россия оказывается не в числе самых счастливых стран, а все ближе к концу списка. И здесь большое значение играют именно национальные особенности, которые не учитываются при опросах.

Поэтому для получения более точного определения счастья, его важных индикаторов необходимо изучить не только национальную идентичность молодых русских для сравнения с национальными идентичностями молодежи других стран, но и выявить проблемы национальной идентичности внутри страны.

Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что экономика счастья — это новая, актуальная и очень перспективная концепция, в рамках которой существует зависимость от национальной идентичности исследуемого населения. И если своевременно выявить особенности национальной идентичности молодежи России, различия в основаниях их типизации, установить проблемы формирования национальной идентичности молодежи, то это существенным образом повлияет на более оптимистичные прогнозы развития разных сфер жизни, в том числе экономической, и тем счастливее будет население России.

Литература

1. Намлинская О. О. «Экономика счастья» как актуальная проблема эволюции национальной экономики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. — № 3.

2. Намлинская О. О. «Экономика счастья»: особенности определения и перспективы развития в условиях модернизации //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. — № 4.

3. Зоидов К. X Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М.: ИПР РАН, 2003. — 156 с.

4. Зоидов К. X. Эволюционно-институциональный подход и методология проведения антикризисных мероприятий в переходной экономике // Экономика и математические методы. — 2004. — Т. 40. № 3. — С. 16-32.

5. Зоидов К. X. Уроки трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России. — 2005. —№ 4. — С. 44-56.

6. Зоидов К. X. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах // Экономика и математические методы. — 2009. — № 2. — Т. 45. — С. 96-112.

7. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2573 «Счастье — есть!» URL: http://wciom.ru/index.php? id=459&uid=114812 . Дата обращения: 21.05.2014.

Намлинская О.О.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СЧАСТЬЯ

8. Там же. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114812. Дата обращения: 21.05.2014.

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. URL: http://evolkov.net/soc.psychol/ Berger.P.Luckmann.T/chapter.3.3.html. Дата обращения: 15.04.2014.

10. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С. В. Кортунов. — М.: Аспект Пресс, 2009. — С. 50. URL: http://www.ino-center.ru/doc/national-identity.pdf. Дата обращения: 15.04.2014.

11. Намлинская О. О. Национальная идентификация молодых русских в современной России. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 95 с.

12. Хвыля-Олинтер Н. А. Национально-культурная идентичность современной российской молодежи в условиях глобализации: методология социологического анализа. URL: http://www.dissercat.com/content/ natsionalno-kulturnaya-identichnost-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-

globalizat#ixzz2z3nZA3Nphttp://www. dissercat.com/content/natsionalno-kulturnaya-identichnost-sovremennoi -rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-globalizat. Дата обращения: 15.04.2014.

13. Багдасарян В. Как только Россию выведут из игры, дни Украины будут сочтены. URL: http://vm.ru/ news/2014/04/08/politolog-sergej-markov-glavnaya-tsel-ssha-vojna-mezhdu-rossiej-i-ukrainoj-243311.html. Дата обращения: 15.05.2014.

14. Вареница И. Майдан превратился в Сечь — опрос. URL: http://www.mediaport.ua/maydan-prevratilsya -v-sech-opros. Дата обращения: 15.05.2014.

15. Жукова Н. Не бывает подлинно национальной идентичности в нездоровой социально-экономической среде. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/27/ nebyvaet_podlinno_nacionalnoj_identichnosti_v_nezdorovoj_socialnoekonomicheskoj_srede/. Дата обращения 03.02 2014.

16. Вот какие мы — россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http:// www.rg.ru/2011/12/16/stat.html. Дата обращения: 19.04 2014.

17. Хахалкина Е. В. Дихотомия «центр — регионы» в контексте поисков национальной идентичности России (историографический аспект) // Вестник Томского государственного университета. — Выпуск № 344 / 2011. Научная библиотека «КиберЛенинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dihotomiya-tsentr-regiony-v-kontekste-poiskov-natsionalnoy-identichnosti-rossii-istoriograficheskiy-aspekt#ixzz2zDND1jYV. С. 98. Дата обращения: 19.04 2014.

18. Соловей В. Д. Россия на рубеже веков. О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России //Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 6.

19. DiarmaitMac G. Ch. Language, Identity and Conflict. A Comparative Study of Language in Ethnic Conflict in Europe and Eurasia. — Лондон; Нью-Йорк, 2003. — С. 37.

20. Сухов И. «Вертикаль власти» и самосознание нации //Россия в глобальной политике. —2008. — Т. 6. — № 2. — С. 148.

21. Herd G. P. Russia's demographic crisis and federal instability // Russian Regions and Regionalism. Strength through weakness / Ред. G. P. Herd и A. Aldis. — Лондон; Нью-Йорк, 2003. — С. 41.

22. Сухов И. «Вертикаль власти» и самосознание нации // Россия в глобальной политике. — 2008. — Т. 6. — № 2. — С. 148.

23. Маркосян Д. Растущая исламская идентичность в Чечне // URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/ stat.html. Дата обращения: 14.06.2014.

24. Дохолян С.В., Дохолян А.С. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 6022.

References:

1. Namlinskaya O. O. «The Economy of Happiness» as a Relevant Problem of the Evolution of National Economy //Regional Problems of Economic Transformation, 2014. - No. 3.

2. Namlinskaya O.O. «The Economy of Happiness»: Typical Features and Prospects of Development in the Conditions of Modernization //Regional Problems of Economic Transformation, 2014.-. No. 4.

3. Zoidov K.Kh. Economic Evolution and Evolutionary Economics. - М.: Institute of Market Problems of RAS, 2003. - 156p.

4. Zoidov K.Kh. Evolutionary-Institutional Approach and Methodology of Having Anti-Crisis Arrangements in the Transformational Economy // Economics and Mathematical Methods. - 2004. - V. 40, No. 3. - P. 16-32.

5. Zoidov K.Kh. Lessons of Transformational Crisis //Economical Science of Modern Russia. - 2005. - No. 4. -P. 44-56.

6. Zoidov K.Kh. Evolutionary Approach and its Value for the Development of the Economic Science in PostSoviet countries // Economics and Mathematical Methods. - 2009. - No. 2.- V. 45. - P. 96-112.

7. VTSIOM. Press-issue No.2573 «Happiness Exists!» // URL: http://wciom.ru/index.php? id=459&uid= 114812 . Retrieved on: 21.05.2014.

8. The same source. // URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114812 . Retrieved on: 21.05.2014.

9. Berger P., Lukman T. Social Construction of Reality. // URL: http://evolkov.net/soc.psychol/ Berger.P.Luckmann.T/chapter.3.3.html. Retrieved on: 15.04.2014.

10. Kortunov S.V. National Identity: Learning the Meaning / S. V. Kortunov. — M.: Aspect Press, 2009. P. 50. // URL: http://www.ino-center.ru/doc/national-identity.pdf. Retrieved on: 15.04.2014.

11. Namlinskaya O. O. National Identification of Young Russians in Modern Russia. M., Moscow State University Publishing, 2007. 95 p.

12. Khvylya-Olinter N. A. National-Cultural Identity of Modern Russian Youth in the Conditions of Globalization: Methodology of Social Analysis. // URL: http://www.dissercat.com/content/natsionalno-kulturnaya-identichnost-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-globalizat#ixzz2z3nZA3Nphttp://

www.dissercat.com/content/natsionalno-kulturnaya-identichnost-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-globalizat. Retrieved on: 15.04.2014.

13. Bagdasaryan V. As soon as Russia Leaves the Game, the Days of Ukraine will be Over. // URL: http:// vm.ru/news/2014/04/08/politolog-sergej-markov-glavnaya-tsel-ssha-vojna-mezhdu-rossiej-i-ukrainoj-243311.html. Retrieved on: 15.05.2014.

14. Varenitsa I. Maydan Turned into Sech — a Survey. // URL: http://www.mediaport.ua/maydan-prevratilsya-v-sech-opros. Retrieved on: 15.05.2014.

15. Zhukova N. There is no True National Identity in Unhealthy Social-Economical Environment. // URL: http://ruskline. ru/news_rl/2013/09/27/

ne_byvaet_podlinno_nacionalnoj_identichnosti_v_nezdorovoj_socialnoekonomicheskoj_srede/. Retrieved on 3.02 2014.

16. That's What we, the Russians, are Like. On the Results of All-Russian Census of Population of 2010. // URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html. Retrieved on: 19.04 2014.

17. Khakhalkina E. V. Dikhotomy «Center — Regions» in the Context of Searching for National Identity of Russia (Historiographical Aspect) // Journal «Herald of Tomsk State University». Issue No. 344 / 2011 Scientific Library of KiberLeninka. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dihotomiya-tsentr-regiony-v-kontekste-poiskov-natsionalnoy-identichnosti-rossii-istoriograficheskiy-aspekt#ixzz2zDND1jYV P. 98. Retrieved on: 19.04 2014.

18. Solovey V.D. Russia at the Turn of the Century. On State Strategy of Forming the National Identity in Russia // World Economy and International Relations. 2003. No. 6.

19. DiarmaitMac G.Ch. Language, Identity and Conflict. A Comparative Study of Language in Ethnic Conflict in Europe and Eurasia. L.; N.Y., 2003. P. 37.

20. Sukhov I. «The Vertical of Power» and Self-Conscience of the Nation // Russia in the Global Politics. 2008. V. 6, No. 2. P. 148

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Herd G.P. Russia's Demographic Crisis and Federal Instability // Russian Regions and Regionalism. Strength Through Weakness / Ed. by G.P. Herd and A. Aldis. L.; N.Y., 2003. P. 41.

22. Sukhov I. «The Vertical of Power» and Self-Conscience of the Nation // Russia in the Global Politics. 2008. V. 6, No. 2. P. 148.

23. Markosyan D. Growing Islam Identity in Chechnya // URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html. Retrieved on: 14.06.2014.

24. Doholjan S. V., Doholjan A.S.modelling ofprocesses of social and economic development of economic terri-tories//Regional problems of transformation of economy. 2011. № 4. With. 6022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.