Научная статья на тему 'Национальная идентичность молодежи как фактор сохранения культурных традиций в условиях многонационального общества'

Национальная идентичность молодежи как фактор сохранения культурных традиций в условиях многонационального общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4846
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МОЛОДЕЖЬ / NATIONAL CULTURE / TRADITIONS / NATIONAL LANGUAGE / CUSTOMS / CEREMONIES / CULTURAL HERITAGE / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гридина Вера Валерьевна, Петинова Татьяна Михайловна

В статье рассматривается проблема сохранения национальных традиций в мировоззрении и повседневной жизни молодежи. Актуальность и значимость национальных традиций в жизни молодежи анализируются не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне. Результаты социологического исследования, проведенного авторами, свидетельствуют о противоречивых тенденциях восприятия национальной культуры и традиций студенческой молодежью, постепенном размывании национальной идентичности. Практическая значимость проблемы реализована в конкретных рекомендациях, направленных на сохранение и адаптацию национальных традиций и обычаев к условиям современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National identity of young people as a factor of maintaining cultural traditions in multinational society

The paper discusses the problem of maintaining national traditions in outlook and everyday life of young people. The relevance and the importance of national traditions in life of youth are analyzed not only on theoretical, but also at the empirical level. Results of the sociological research conducted by the authors testify to contradictory trends in perception of national culture and traditions by students, and demonstrate gradual washing out of national identity. The practical importance of this problem is realized in the specific recommendations focused on preservation and adaptation of national traditions and customs in conditions of the modern world.

Текст научной работы на тему «Национальная идентичность молодежи как фактор сохранения культурных традиций в условиях многонационального общества»

УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.524.56 Г 83

В.В. Гридина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Самарского государственного технического университета, г. Самара, тел.: +7(846)2790366, e-mail: samavera@mail.ru

Т.М. Петинова,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Самарского государственного технического университета, г. Самара, тел.: +7(846)2790366, e-mail:petinovatm@yandex.ru.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения национальных традиций в мировоззрении и повседневной жизни молодежи. Актуальность и значимость национальных традиций в жизни молодежи анализируются не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне. Результаты социологического исследования, проведенного авторами, свидетельствуют о противоречивых тенденциях восприятия национальной культуры и традиций студенческой молодежью, постепенном размывании национальной идентичности. Практическая значимость проблемы реализована в конкретных рекомендациях, направленных на сохранение и адаптацию национальных традиций и обычаев к условиям современного мира.

Ключевые слова: национальная культура, традиции, национальный язык, обычаи, обряды, культурное наследие, молодежь.

V.V. Gridina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Sociology, Political Science and History of the Fatherland, Samara State Technical University, Samara,ph.: +7(846)2790366, e-mail: samavera@mail.ru

T.M. Petinova,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Sociology, Political Science and History of the Fatherland, Samara State Technical University, Samara,ph.: 7(846)2790366, e-mail:petinovatm@yandex.ru.

NATIONAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE AS A FACTOR OF MAINTAINING CULTURAL TRADITIONS IN MULTINATIONAL SOCIETY

Abstract. The paper discusses the problem of maintaining national traditions in outlook and everyday life of young people. The relevance and the importance of national traditions in life of youth are analyzed not only on theoretical, but also at the empirical level. Results of the sociological research conducted by the authors testify to contradictory trends in perception of national culture and traditions by students, and demonstrate gradual washing out of national identity. The practical importance

of this problem is realized in the specific recommendations focused on preservation and adaptation of national traditions and customs in conditions of the modern world.

Keywords: national culture, traditions, national language, customs, ceremonies, cultural heritage, young people.

Многовековая история России находит отражение в официальных летописях и хрониках, народной культуре, фольклоре, традициях, которые формировались в нашей стране на протяжении длительного времени. На их основе складывалось понимание духовности, уважение к предкам, любовь к Родине. Наша страна - многонациональное государство, развитие которого представляет собой длительный, сложный и противоречивый процесс становления полиэтнической, социально-экономической, духовно-идеологической и культурно-нравственной общности [1; 16]. Как отмечает А. Костина, «поликультурность России является ее родовым качеством» [2]. У каждой нации, проживающей на территории нашей страны, за долгие годы сформировалась собственная национальная культура и традиции, в которых отражаются различные стороны жизни народа. Именно национальная культура является тем важнейшим ядром нации, которое определяет ее жизнеспособность в современном изменяющемся мире, создает духовную общность народа и дает людям уверенность в своем будущем [3]. Национальная культура проявляется в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах, особенностях языка и образа жизни [4]. Президент России Владимир Путин, отмечая роль национальных традиций и взаимообогащение культур многонационального российского народа, подчеркивает: «Язык, культура, история, духовные ценности и национальные традиции - это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять

свою самобытность, сберегать себя как народ» [5]. К национальным традициям принято относить элементы социального и культурного наследия, сложившиеся на основе длительного опыта развития нации, передающиеся от поколения к поколению и прочно укоренившиеся в обыденном сознании в виде правил, норм, стереотипов поведения, форм общения людей и социальных групп [6; 21]. Благодаря традициям сохраняется связь настоящего и прошлого, взаимодействие культурных эпох и ценностей.

Термин «традиция» восходит к латинскому traditio (передача, предание, установившаяся издавна привычка или мнение) и к глаголу tradere, («передавать»). В понимании данного термина сложилось три подхода: объектный, субъектный (ценностный) и интегрированный [7]. В контексте первых двух подходов, традиция, с одной стороны, понимается как элемент наследия, подлежащий передаче независимо от представлений, восприятия и воли носителя традиции, а с другой стороны, оценивается и интерпретируется как элемент наследия, который оценивается субъектом (индивидом), а потому должен представлять для него личную значимость [8; 18]. Сторонники третьего подхода включают в понятие традиции передачу, средства и механизмы воспроизводства культуры [9; 13]. Традиция в понимании академика Д.С. Лихачева - это одновременно механизм сохранения культуры, а также элемент культуры и средство ее трансляции. Поэтому утрата традиции (как весьма значимой части культуры) может привести к деградации культуры [10]. Уничтожение сложившихся традиций ведет систему к гибели. По мнению О.А. Сергеевой, в

цивилизациях иммунитет к социокультурным новациям, противоречащим социокультурному коду системы, защищает систему от размывания, хаоса, конкуренции, противодействия разнонаправленных тенденций, которые разрушительны на фазе ее линейного развития [11]. Но поскольку формирование традиций - непрерывный исторический процесс, с развитием технологии культура также развивается, а значит, ей присущи такие черты, как новаторство и динамичность [12]. Новации легче всего воспринимаются молодым поколением, особенно при сбоях механизма социокультурной трансляции (в условиях революций, войн и т.д.) [11]. Потому современная молодежь должна не только знать историю, но и традиции, обычаи своего народа. Знание исторического и культурного прошлого, связь с ним позволяет человеку ощутить принадлежность к собственному народу, стране, ее наследию и желание сохранить его для будущих поколений. К сожалению, новое поколение сегодня почти незнакомо с культурным наследием страны, и народное творчество вместе со старшим поколением уходит в прошлое [13]. Наблюдается разрыв культурной преемственности, отрыв от корней, забвение традиционных ценностей, что обрекает новые поколения на потерю социальной памяти и, как следствие, культуры [14].

Как сама молодежь оценивает национальную культуру, обычаи, ритуалы, обряды? С целью выяснения актуальности и значимости национальных традиций в повседневной жизни молодежи среди студентов Самарского государственного технического университета (СамГ-ТУ) было проведено социологическое исследование, в ходе которого решались следующие задачи:

- определение уровня информированности и степени заинтересованности студентов национальными традициями и обычаями;

- выяснение значимости для респондентов сохранения культуры, традиций и обычаев своего народа;

- определение влияния национальности, вероисповедания, места проживания/рождения и возраста респондентов на наличие у них знаний о культурных традициях;

- выявление наиболее эффективных способов привлечения студентов к изучению культурного наследия своей страны.

Объектом исследования стали 312 студентов 3-4 курсов очного отделения (средний возраст респондентов - 20 лет) разных факультетов СамГТУ. Предполагалось, что студенты ориентируются в теме исследования, однако уровень их знаний и понимания национальных традиций и обычаев является недостаточно глубоким и осознанным.

В качестве методики исследования был выбран анкетный опрос с последующей обработкой результатов при помощи методов математи-ко-статистической обработки и программы SPSS.

Среди опрошенных - 60% юношей и 40% девушек. Большую часть респондентов (около 80%) составили русские, остальные являются представителями других национальностей, среди которых - чуваши, мордва, татары и другие.

Большинство студентов уверены, что сохранение национальных традиций и обычаев в современном мире необходимо «для понимания своей культуры, сохранения преемственности между эпохами и поколениями, для объединения людей», что свидетельствует о понимании ими важности изучаемой проблемы (табл. 1). Лишь 6,4% респондентов считают, что культурные традиции остались в прошлом и не актуальны в современном мире.

Традиция выступает как способ существования культуры. Поскольку традиции воспроизводят культуру, их утрата может привести к деградации культуры [10]. Одной из основных ценностей любого народа

Таблица 1

Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, для чего нужно знать и изучать традиции своего народа?»

Как Вы думаете, для чего нужно знать и изучать традиции своего народа? Количество опрошенных

Для понимания своей культуры 196

Для воспитания патриотизма и чувства ответственности перед Родиной 90

Для сохранения преемственности между эпохами и поколениями 128

Знание традиций и обычаев свидетельствует о культурном уровне личности 71

Традиции и обычаи объединяют людей, придают чувство общности 110

Выбор будущего пути народа невозможен без памяти и анализа прошлого 59

Знание и соблюдение традиций и обычаев осталось в прошлом и не актуально в современном мире 20

является национальный язык, который играет значительную роль в формировании народа и нации. С его помощью каждое новое поколение осмысливает окружающий мир и самих себя, приобщается к коллективному опыту, общепринятым нормам поведения, социальным ценностям, культуре [15].

Среди опрошенных представителей малых этнических групп 2/3 не знают свой родной язык, а остальные пользуются им крайне редко. Это свидетельствует о том, что национальные языки малых этнических групп под воздействием процессов миграции постепенно вымирают. Необратимыми последствиями глобализации может стать полная утрата родного национального языка, а вместе с ним - традиционных культурных ценностей, исторической памяти и способности к самоидентификации в обществе.

Около 90% опрошенных указали, что знают национальные традиции и обычаи своего народа и даже отмечают национальные праздники в семье. Респондентам было предложено соотнести названия национальных праздников с их описанием. Правильно соотнесли все

праздники лишь 15% опрошенных, около половины знакомы только с названиями народных праздников, а 30% вовсе их не знают. Полученные данные позволяют считать, что у современной молодежи достаточно поверхностное представление о национальных праздниках, они скорее знакомы с их названиями, но не понимают их смысл и содержание. Обращает на себя внимание тот факт, что респонденты часто смешивают и отождествляют религиозные и народные праздники. Около 60% респондентов отметили, что знакомы с блюдами своей национальной кухни, однако результаты контрольных вопросов показали, что основная часть опрошенных знакома лишь с половиной из предложенных блюд.

Для анализа знаний традиционных обрядов были выбраны такие обряды, как встреча гостей и свадьба. Обряд встречи гостей традиционно считается отличительной чертой любого народа. Среди студентов самарского политеха правильно описать его смогли лишь 7% респондентов, еще 23% сумели вспомнить некоторые особенности его проведения. Что касается проведения национальных свадебных торжеств своего народа,

студенты затруднились их описать; 65% респондентов не знают основных элементов женского свадебного костюма и 75% - мужского.

Обращает внимание наличие связи между вероисповеданием и уровнем знаний культурных традиций и обычаев своего народа. Так, больше всего правильных сопоставлений блюд и напитков, а также элементов свадебных нарядов с национальностью оказалось в ответах студентов, исповедующих ислам, где с детства принято знакомить новое поколение с национальными традициями и обычаями.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что большинство респондентов знакомы с национальными традициями и

обычаями своего народа достаточно поверхностно. Смысл праздников утрачен для трети опрошенных, многие не знают национальных особенностей проведения свадебных торжеств, не знают, как в их национальной культуре было принято встречать гостей. Носители национального языка, проживающие вдали от своей исторической родины, постепенно его забывают или не знают вовсе. В результате этого язык как главная историческая ценность народа постепенно утрачивает свое значение.

Исследование показало, что наиболее популярными средствами передачи информации о культурных традициях являются семья, СМИ и Интернет (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Какие из указанных источников, по Вашему мнению, в наибольшей степени передают обществу информацию о национальных праздниках и традициях разных народов?»

Какие из указанных источников, по Вашему мнению, в наибольшей степени передают обществу информацию о национальных праздниках и традициях разных народов? Количество опрошенных

Семья 270

Друзья 75

СМИ 152

Внеучебная деятельность (тематические кружки) 36

Школа/университет 64

Интернет 111

Другое 2

А к наиболее привлекательным формам знакомства современной молодежи с национальными традициями, по мнению респондентов, можно отнести личную передачу устного народного творчества и народный фольклор (табл. 3).

Трансляция культурного наследия возможна лишь при условии, что субъект имеет представление о культуре своего народа и она лично значима для него. Опрос показывает, что такие знания у современных студентов достаточно поверхностны. Также можно отметить

невысокую заинтересованность респондентов в участии в национальных праздниках, фестивалях и т.п. Возможно, студенты мало информированы о возможностях участия в подобных мероприятиях и программах, либо такая деятельность носит, по их мнению, формальный отчетный характер. В связи с этим, следует привлекать молодых людей к участию в культурных мероприятиях и разрабатывать культурные программы с учетом интересов молодежи, их возрастных особенностей и современных интерактивных

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если бы Вы решили поделиться со своими детьми историями, связанными с национальными традициями своего народа, какие средства Вы использовали бы?»

Если бы Вы решили поделиться со своими детьми историями, связанными с национальными традициями своего народа, какие средства Вы использовали бы? Количество опрошенных

Сам(а) рассказывал(а) бы 248

При помощи сказок и национального фольклора 139

Посещение тематических мероприятий, выставок и музеев 68

Подавал(а) бы пример путем личного участия 61

Постарался бы рассказать в доступной, игровой форме 59

Постарался бы привлечь к участию в национальном празднике, фестивале и т.п. 52

Использовал(а) бы для этих целей тематические мультфильмы (с рассказом о национальных праздниках, их истории и т.п.) 32

Предоставила(а) бы возможность рассказывать о национальных традициях и обычаях школьным учителям 29

Отдал(а) бы ребенка в кружок народного творчества 14

технологий. Этому следует уделять серьезное внимание, поскольку в последние годы большую популярность приобрели праздники, заимствованные с Запада - День Святого Валентина, Хэллоуин, День святого Патрика и пр. Как показывают результаты опроса, эти праздники отмечает большая часть респондентов, и наибольшее влияние на их популярность среди молодежи оказывает медийное пространство. Своеобразным «лекарством» от национальной культурной амнезии может выступить популяризация народной культуры в молодежной среде. Национальные праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Участвуя в них, подрастающее поколение знакомится с особенностями культуры своего народа и его историческим прошлым. Больше половины респондентов отметили, что им нравится принимать участие в народных праздниках и гуляниях. Особенно привлекательными в них студенты находят народную кухню (69%), народные игры (34%), а также считают важным знание их духовного

содержания и смысла (31%). Кроме того, студентов привлекает посещение выставок народного творчества и тематических экскурсий. Треть респондентов отметили отсутствие заинтересованности к участию в подобных мероприятиях (табл. 4).

Еще одним средством популяризации культурных традиций может стать кинематограф. Большинство опрошенных отметили, что им было бы интересно смотреть фильмы о культуре, если бы они имели хороший сюжет, яркий актерский состав и были бы качественно сняты, а вот читать книги по данной тематике студентам совершенно не интересно.

Половина респондентов не встречали или не обращали внимания в социальных сетях на приглашения к участию в культурных мероприятиях, проводимых в городе. Многим это совершенно не интересно, лишь незначительная часть опрошенных принимали участие в праздниках после подобных приглашений (табл. 5-6). Таким образом, данный метод привлечения внимания к национальным праздникам можно считать малоэффективным.

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Часто ли Вы встречаете

в социальных сетях, группах ВК или в Инстаграмм приглашения на мероприятия, посвященные теме национальных традиций и обычаев?»

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие культурные мероприятия Вам было бы интересно посещать?»

Какие культурные мероприятия Вам было бы интересно посещать? Количество опрошенных

Тематические экскурсии 120

Выставки народного творчества 77

Ансамбли народного творчества 51

Кружки народного ремесла 42

Кружки народно-прикладного искусства (народное рукоделие) 42

Фольклорные вечера 40

Мне не интересно подобное времяпрепровождение 111

Таблица 5 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Подписались бы Вы в социальных сетях на ресурсы, посвященные теме традиций и обычаев Вашего народа?»

Подписались бы Вы в социальных сетях на ресурсы, посвященные теме традиций и обычаев Вашего народа? % опрошенных

Да, с удовольствием 38

Нет, данная информация в моей новостной ленте была бы лишней 62

Часто ли Вы встречаете в социальных сетях, группах ВК или в Инстаграмм приглашения на мероприятия, посвященные теме национальных традиций и обычаев? %опрошенных

Часто вижу подобные приглашения, но не принимаю участие 17

Нет, у меня другие интересы 25

Часто вижу подобные приглашения и принимаю участие в подобных мероприятиях 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не встречаю таких предложений в соцсетях 50

Как отмечалось выше, многие студенты указали Интернет в качестве одного из информационных источников знаний о традициях и обычаях. При этом, по их мнению, в соцсетях подобная информация встречается крайне редко и не вызывает большого интереса. Наиболее действенными способами привлечения внимания молодежи к данной проблеме является проведение культмассовых мероприятий и тематических экскурсий, а также

показ качественных кинофильмов. Именно этим направлениям работы с молодежью следует уделять больше внимания.

В последние годы стали возрождаться такие формы работы с молодежью, как национальные, военно-исторические и культурные клубы. Насколько актуальна и интересна такая форма работы для студентов технического вуза? Выяснилось, что 12% опрошенных посещают секции, связанные с историческим

прошлым. Столько же респондентов ничего не слышали о подобных клубах и секциях, но проявили заинтересованность к подобной форме работы во время опроса. Считаем, что проявленный интерес к подобному способу популяризации народной и национальной культуры может быть использован в работе с современной молодежью.

Влияет ли место рождения или проживания на значимость для молодежи национальных традиций и обычаев? Результаты опроса показывают, что больше половины респондентов выросли на своей исторической родине, часть студентов в данный момент не проживают там, а некоторые и вовсе родились за её пределами. 40% опрошенных считают условия сельской местности более благоприятными для сохранения народной культуры, обычаев и традиций, 11% отдали предпочтение городу, который, по их мнению, потенциально обладает более широкими возможностями для реализации данной цели. Остальные студенты, а их почти половина, уверены, что все зависит от стремления самого человека сохранить историческую память, а культурно-досуговых ресурсов при наличии желания достаточно и в деревне, и в городе.

Планирует ли нынешнее поколение передать национальные традиции и обычаи своим детям? Среди опрошенных студентов больше половины хотели бы сохранить и передать национальные традиции в своей семье; более трети не задумывались об этом, а 10% вовсе считают это архаизмом. При этом сами опрошенные указали, что основную информацию о национальной культуре своего народа они получили от родителей и родственников.

80% респондентов считают, что смогли бы самостоятельно передать знания о национальной культуре своим детям, но результаты ответов на контрольные вопросы показывают, что для этого они не обладают достаточным уровнем знаний. При

этом приобретение знаний о культуре от школьных учителей или преподавателей вузов они не считают авторитетным источником.

В заключение следует отметить, что 90% опрошенных студентов политеха считают, что сохранение культурного наследия и трансляция национальных традиций является актуальной проблемой и нуждается в решении. Лишь десятая часть от общего числа респондентов не считает, что необходимо предпринимать какие-либо меры для сохранения и передачи культурных традиций. Полученные данные позволяют утверждать, что у молодого поколения есть шансы предотвратить национальную амнезию через изучение культуры, традиций в школах и вузах, ознакомительные тематические экскурсии и выставки, качественные и интересные фильмы о национальных традициях и праздниках, героическом прошлом, истории своего народа.

Культура - это наследство каждого человека, и мы должны развивать и сохранять ее. Она позволяет каждому человеку осознать свое происхождение, узнать о своих предках, и только от нас зависит, какую роль будет играть культура в нашей жизни, насколько она «пробудит» нашу душу и будет ли она развиваться или переживать кризис [12]. Если обычаи и обряды будут забываться и начнут исчезать, в современных условиях глобализации мы просто потеряем свою культуру, и как социальную память всего человечества, и как культуру конкретных этносов, народов, наций, и родной язык как универсальное средство хранения и трансляции этнонациональной культуры [14]. Как отмечают Э.С. Абдуллаева и Б.А. Уджухова, «сохранить своеобразие в глобальном мире - значит, не только потреблять, а созидать...» [16; 83]. Проведенное исследование подтверждает практическую значимость рассматриваемой проблемы. Его результаты могут стать основой

для разработки программ, направленных на сохранение и адаптацию национальных традиций и обычаев к условиям современного мира. В качестве рекомендаций можно предложить комплекс мер, которые помогут сберечь родной язык и культуру:

- привлечение внимания молодежи к существующим проблемам сохранения языка и национальных традиций посредством проведения различных акций и мероприятий с учетом возраста, интересов, личного вклада молодого поколения;

- укрепление межнациональных контактов молодежи посредством знакомства с традициями и обычаями разных народов и

проведения совместных культурных мероприятий;

- поддержание творческого потенциала заинтересованной части молодежи, направленного на сохранение и развитие традиционных форм национальной культуры путем выделения грантов;

- привлечение внимания молодежи и повышение их интереса к национальным традициям через использование современных технологий;

- вовлечение молодежи в работу общественных организаций и национально-культурных центров, пропагандирующих сохранение национальных традиций и передачу культурного наследия среди молодежи.

Примечания:

1. Литвинцева Г.Ю., Пашедко Ю.М. Русская культура как основа национальной идентичности россиян // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65) Ч. 1. С. 31-33.

2. Культура как фактор модернизации России: кол. монография / отв. ред. А.В. Костина. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015.

3. Валитов О.К., Валитов, И.О. Национальная культура в условиях глобализации общества и проблемы обеспечения национальной безопасности // Вестник Башкирского университета. 2008. № 2 (13). С. 404-407.

4. Козелько В.Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты // Новые технологии. 2008. Вып. 5. URL: http://newtech.mkgtu. ru/2017/10/03/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1% 8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85% D0%BD%D0 %BE%D0 %BB%D0%BE %D0%B3%D0 %B8%D0%B8 -%D0%B2 %D1% 8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-5-2008-23/ (дата обращения: 20.03.2019).

5. Владимир Путин: «Язык, культура, история, духовные ценности и национальные традиции - это основа основ». Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/12/vladimir_ putin_yazyk_kultura_istoriya_duhovnye_cennosti_i_nacionalnye_tradicii_eto_ osnova_osnov/ (дата обращения: 20.03.2019).

6. Большой энциклопедический словарь: А-Я. Т. 1 / гл. ред. А.М. Прохоров. М.; СПб: БСЭ, 2000.

7. Хупения Н.Р. Смысловое многообразие понятия традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 12-27.

8. Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.

9. Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 124-135.

10. Запесоцкий А.С., Лукьянов В.Г. Дмитрий Лихачев: о сущности культурной традиции // Вопросы культурологии. 2007. № 7. С. 4-12.

11. Сергеева О.А. Соотношение новаций и традиций // Философия и общество. 1999. № 2. С. 185-208.

12. Чемерска К. Традиции и новаторство в современной культуре. URL: https:// www.russkiymir.ru/fund/projects/kultura/raboty/essay/151880/ (дата обращения: 20.03.2019).

13. Чижиков В.М. Современность и традиции: отношение к жизни как проявление культуры // Вестник МГУКИ. 2011. № 3 (41). С. 30-38.

14. Болдычева В.А. Культура как социальная память человечества: монография. Н. Новгород: Изд. Гладкова, 2009.

15. Болдычева В.А. Традиция и язык как способы трансляции культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб, 2009. № 12 (90). С. 16-20.

16. Абдуллаева Э.С., Уджухова Б.А. Влияние глобализации на традиционную духовную культуру // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018. Вып. 1 (214). С. 81-84.

References:

1. Litvintseva G.Yu., Pashedko Yu.M. Russian culture as the basis of the national identity of the Russians // International Research Journal. 2017. No. 11 (65) Part 1. P. 31-33.

2. Culture as a factor of the modernization of Russia: a collective monograph / executive. ed. by A.V. Kostin. - M.: Publishing house of Moscow Humanitarian University, 2015.

3. Valitov O.K., Valitov I.O. National culture in the context of globalization of society and problems of national security // Bulletin of the Bashkir University. 2008. No. 2 (13). P. 404-407.

4. Kozelko V.N. National culture: essence, structure and components // New technologies. - 2008, Iss. 5 [Electronic resource] URL: http://newtech.mkgtu.ru/2017/1 0/03/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D0 % BD% D0% BE% D0% B2% D1% 8B% D0% B5-% D1% 82% D0% B5% D1% 85% D0% BD% D0% BE% D0% BB% D0% BE% D0% B3% D0% B8% D0% B8-% D0% B2% D1% 8B% D0% BF% D1% 83% D1% 81% D0% BA-5-2008-23 / (access date: 20.03.2019).

5. Vladimir Putin: "Language, culture, history, spiritual values and national traditions - this is the basis". Information and analytical service "Russian people line" [Electronic resource] URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/12/vladimir_pu-tin_yazyk_kultura_istoriya_duhovnye_cennosti_i_nacionalnye_tradicii_eto_os-nova_osnov/ (access date: March 20, March 2014, March 2014, March 19, 12/27/12/ vladimir_putin_yazyk_kultura_istoriya_duhovnye_cennosti_i_nacionalnye_ tradicii_i_nazik_kultura_istoriya_ntunyy_tradiiii_trainii_trainii_trainii_trainii_ trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_ trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_trainii_ trainii_trainii_trainii_trainii_trainiiyos

6. Big Encyclopedic Dictionary: A-Z / Ch. ed. by Prokhorov A.M. - Moscow; St. Petersburg: BSE, 2000, Vol. 1.

7. Khupeniya N.P. The semantic diversity of the concept of tradition // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2016. No. 2. P. 12-27.

8. Bryanik N.V. General problems of the philosophy of science: Dictionary for graduate students and applicants / comp. and general ed. by N.V. Bryanik; executive. ed. by O.N. Dyachkova. Ekaterinburg: Publishing house of Ural University, 2007.

9. Barsegyan I.A. Tradition and communication // Philosophical problems of culture. Tbilisi: Metsniereba, 1980. P. 124-135.

10. Zapesotsky A.S. Dmitry Likhachyov: on the essence of the cultural tradition / A.S. Zapesotsky, V.G. Lukyanov // Problems of Cultural Studies. 2007. No. 7. P. 4-12.

11. Sergeeva O.A. The ratio of innovations and traditions // Philosophy and Society. 1999. No. 2. P. 185-208.

12. Chemerska Katazhina. Traditions and innovation in modern culture [Electronic resource] URL: https://www.russkiymir.ru/fund/projects/kultura/raboty/es-say/151880/ (access date: 20.03.2019).

13. Chizhikov V.M. Modernity and traditions: attitude towards life as a manifestation of culture // Bulletin of MGUKI. 2011. No. 3 (41). P. 30-38.

14. Boldycheva V.A. Culture as a social memory of mankind: a monograph / V.A. Boldycheva. N. Novgorod: Publishing house of Gladkov, 2009.

15. Boldycheva V.A. Tradition and language as a means of cultural transmission / V.A. Boldycheva // News of the Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen. - SPb., 2009. No.12 (90). P. 16-20.

16. Abdullaeva E.S., Udzhukhova B.A. Influence of globalization on the traditional spiritual culture // ASU Bulletin. Ser. 1: Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural Studies. 2018. No. 1 (214). P. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.