Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
926
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА / ТРАДИЦИОННАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ОДЕЖДА / ЖЕНСКИЙ ЧЕЧЕНСКИЙ КОСТЮМ / ВАЙНАХСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ЧЕЧЕНЦЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таипова Х.Н., Янадамов А.М.

В работе рассматривается традиционная чеченская женская одежда характеризуется простотой, элегантностью и удобством. Изготавливаемая из практичной и долгоживущей материи, многослойная и функциональная одежда чеченок просуществовала в течение веков, мало изменялась по своим основным признакам. Национальная одежда вайнашек состояла из нескольких важных взаимодополняющих элементов и важных деталей костюма, образуя повседневную, трудовую или праздничную вариацию комплекта одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CHECHEN WOMEN'S CLOTHING

The paper considers traditional Chechen women's clothing characterized by simplicity, elegance and convenience. Made from practical and long-lived material, the multi-layered and functional clothes of the Chechen women have existed for centuries, little changed in their main features. The national clothes of the vainashki consisted of several important complementary elements and important details of the costume, forming an everyday, work or holiday variation of a set of clothes.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА»

© Таипова Х.Н., Янадамов A.M., 2022 © Taipova Kh.N., Yanadamov A.M., 2022

Научная статья Исторические науки

УДК: 93/94

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Таипова Х.Н., Янадамов А.М.

kvmukfu@mail.ru

Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Россия

Аннотация. В работе рассматривается традиционная чеченская женская одежда характеризуется простотой, элегантностью и удобством. Изготавливаемая из практичной и долгоживущей материи, многослойная и функциональная одежда чеченок просуществовала в течение веков, мало изменялась по своим основным признакам. Национальная одежда вайнашек состояла из нескольких важных взаимодополняющих элементов и важных деталей костюма, образуя повседневную, трудовую или праздничную вариацию комплекта одежды.

Ключевые слова: чеченская женская одежда, традиционная чеченская одежда, женский чеченский костюм, вайнахский традиционный женский костюм, национальная женская одежда чеченцев

Для цитирования: Таипова Х.Н., Янадамов А.М. Национальная чеченская женская одежда // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 5. С. 73-79.

Женская одежда вайнахок представляет из себя практичную, удобную в носке, скромно исполненную одежду с характерными для вайнахского народа деталями и отличительными чертами. В традиционный женский наряд чеченки входят следующие элементы:

- нижняя юбка - чуьра коч,

- нижняя сорочка - кача,

- верхнее платье - т1ера коч,

- сарафан - хьалха уллург, чоха, г1абали, архалук, г1оватал,

- непокрытая овечья шуба - кхакхан кетар,

- шерстяной платок - кортали,

- безрукавка на меху - садохдийруг,

- юбка - юхациолург,

- пояс - доьхка,

- носки - пасташ,

- обувь - когаюхург,

- украшение-нагрудник - туьйдаргаш.

0 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вайнахские женщины начали носить шелковые нижние юбки между W и XW веками, когда часть населения разбогатела. Женщины из богатых семей могли покупать дорогие ткани, привезенные торговцами из других стран, и довольно быстро это вошло в моду состоятельных женщин.

Женская одежда четко обозначала их социальный статус. Женщины в горных районах, где занимались скотоводством, носили простую одежду или одежду из самодельных шерстяных материалов. Бедняки не меняли одежду, пока она не изнашивалась. Жители низменностей Чечни, бывшей хлебоплодной области Восточного Кавказа и национальной буржуазии в Грозном были весьма богаты. У женщин из богатых семей было несколько костюмов на разные случаи жизни, дорогие шали, много украшений и обуви.

Нижняя юбка и бриджи - чура коч-хеча - были элементами нижнего белья вайнахских женщин. Туникообразная нижняя юбка вайнахок - чура коч - представляет собой складчатую широкую ткань, доходящую до щиколотки и накинутую на плечи. У него были прямые длинные рукава и круглый воротник, открывающийся на груди. Воротник застегивался на нуьйда - пуговицу заменяла каплевидная плетеная застежка из шнура или металлическая пряжка. Второй слой ткани нашивался на грудь для укрепления нижней юбки. Нижняя юбка шилась с подвернутым подолом. Женщины носили этот набор одежды как дома так и на работе в поле. В начале XIX века длину подъюбника укоротили до колен, а рукава до локтей.

Вторым элементом нижнего белья были бриджи - хеча - с широкими ступенями, которые застегивались на шнурках. Такие штаны носили и женщины соседнего Дагестана, аварки и даргинки. Бриджи также известны как шарбалы. Слово shalbar иранское, а вот широкие брюки по-турецки называются shalvar. Скорее всего, от этих слов в русском языке появилось слово «шаровары». Выкройка этой одежды в Чечне точно такая же, как и у других горцев Кавказа. Но есть в нем особенность. Между штанинами вшивалась треугольная складчатая ластовица - айла. Этот тип брюк также известен как - айла тесина хеча. Этот элемент был наиболее распространен среди горцев. Подобное дополнение было необходимо во время работы или в путешествии.

Следующим элементом является слой материи, которым укутывали грудь. Это была полоска шерстяной или хлопчатобумажной ткани, которой завязывали грудь, так как показывать ее считалось неприличным. Слои пришивались к полосе шириной 25 см, которая застегивалась с левой стороны [1].

Вайнахские женщины также носили верхнюю одежду, халат или платье поверх нижней юбки. Оно было длиннее нижнего белья и доходило до щиколоток. Вайнахские женщины могли оставаться дома или работать в этой одежде. Покрой верхней одежды был такой же, как у нижней юбки, но он был длиннее и расширялся от подмышечной впадины и широко ниспадал на запястья. Одежда имела круглый воротник и прорезной карман длиной 10 см, который был застегнут на все пуговицы. Платье шили из шелка, хлопка или атласа. Цвет ткани мог быть красным, красновато-белым, желтым или коричневым. Бедные женщины

не выбирали цвет. Они шили одежду из ткани, цена на которую была приемлемой. Свадебное платье или другую праздничную одежду шили в светлых тонах.

Еще один вид платья-подъюбника, получивший распространение среди вайнахских женщин в конце XIX - начале XX веков, известен как - лакхе хадиина коч. В конце XIX века эти два вида платья-подъюбника были заменены другим платьем. Безрукавный ватник появился в начале XX века и вайна-хи называли его садохдийриг. Он был популярен до сороковых и даже пятидесятых годов.

Чеченки и ингушки носили под юбкой нижнее белье - юпку. Само слово говорит о том, что этот предмет одежды появился не ранее начала XX века. Этот предмет одежды представляет собой адаптированную широкую юбку с притачным поясом шириной около 2 см. Его сопровождала куртка или короткая теплая шинель. Выкроить курточку было очень сложно, и не все женщины могли ее сшить. Куртка с подкладкой, прикрывающей бедро, застегивался спереди на серебряные или медные пуговицы. У нее были длинные узкие прямые рукава, доходившие до щиколоток. Воротник и манжеты обшивались мехом. Некоторые куртки были вышиты цветными шелковыми нитками.

Следующим элементом одежды вайнахок была чоха или чоха-г1абали. Женщины носили чоху с 12 лет. Она был выполнена в разных стилях. Одна чоха имела присборенную талию и ее носили молодые девушки от 12 до 16 лет. Вторая была намного шире и ее носили замужние женщины. Верхняя часть чохи, доходившая почти до земли, обшивалась. Богатые женщины шили чоху из бархата, парчи и сукна. Однако многие шили чоху из атласа и цветной шерстяной ткани. Пожилые женщины не носили эту одежду. Они носили платье-подъюбник прямого кроя или платье с кокеткой дома или на выход. Старушки носят эту одежду и сегодня.

Архалук-г1овтал - считалась одеждой, которую вайнахские женщины носили осенью и зимой. По мнению ингушей, это платье для пожилых женщин, но замужние женщины или незамужние молодые женщины также могут с удовольствием носить этот костюм. Незамужние женщины шили архалук из цветной шелковой ткани - дари, сукна - исхр или ластинга - ластик. В качестве подкладки женщины использовали зеленую, синюю или коричневую ткань.

Г1овтал наполняли тонким слоем хлопка, который простегивали. Он был немного короче чохи и был притален. Г1овтал сам по себе похож на мужской архалук за исключением незначительных отличий .

Вайнашки носили длинные и широкие платья, чоху и архалук с поясом. Известно, что женщины, проживающие в Ножай-Юртовском, Веденском, Урус-Мартановском и Шалинском районах, носили широкие нижние юбки с 10-сантиметровым поясом на талии. Подобный пояс носят и по сей день пожидые женщины, живущие в горных районах.

Молодые чеченские и ингушские девушки и невесты (и частично замужние женщины) носили искусные прически. А те, у кого не было собственных густых волос, искусственно набивали волосы, чтобы прическа выглядела высокой.

Помимо прически, чеченки большое внимание уделяли головным уборам. Так, например, женщины из зажиточных вайнахских семей носили белые или цветные платки - кур-хары. Головной убор был предназначен не только для защиты волос. Это также был символ социального положения, священной чистоты женщины, и в кризисные моменты все остальные члены общества смиряли гнев и ярость перед обнаженной женской головой. [1]

Еще одна неотъемлемая часть женской одежды — большая шаль или шарф. Замужние женщины обычно подвязывали под платок черный платок. Его концы пропускали под волосами, заплетали их в косы или узел и завязывали на макушке. Чеченки использовали в качестве головного убора длинную черную ткань в виде тугих мешков (чухта), вместо платка, закрывавшего косу. Верхняя часть чухты не зашивалась и держалась с помощью завязок. Нижний конец чух-ты, спускавшийся на спину, часто украшали шнурками (чечех) или монетами.

Пожилые женщины покрывали свои чухты кьеда болу кортали (большой платок), или чечах йолу кортали, или йовлакх (кружевной головной платок), или шера кортали (белый шелковый платок) [2].

Женщины выбирали свой платок по цвету и рисунку на свой вкус и в соответствии со своим возрастом. Так, пожилые женщины предпочитали шали черного, синего, коричневого, желтого и голубого цветов, а молодые женщины — белого, красного, желтого и голубого цветов. Кроме того, девочки помладше выбирали шелковые и узорчатые шали и гладкие ажурные шали без узоров. Шаль играла важную роль в гардеробе каждой вайнашки и поэтому была одним из самых ценных свадебных нарядов в украшении невесты.

Украшения, которые носили чеченки, отличались разнообразием. Они различались по способу ношения: на шее, на груди, на руках или в ушах. Украшения разного рода носили как незамужние девушки, так и будущие невесты. После замужества количество таких украшений обычно уменьшалось, но некоторые из них, в зависимости от возраста, носились женщинами на протяжении всей жизни.

Некоторые из этих украшений отличались торжественностью. Каждая вайнашка дорожила ими, передавая из поколения в поколение. Нагрудные вай-нахские украшения крепились на грудь поверх наряда чохи или архалука, которые завязывались сверху вниз серебряными пряжками.

Некоторые украшения имели свое собственное значение, например, «ка-мал», который представлял собой расшитый серебром пояс, иногда выполненный из золота или позолоты. Чоху или архалук не полагалось носить только с поясом. Их нужно было сочетать с нагрудными украшениями, которые улучшали качество одежды.

Ингуши называли свои нагрудные украшения «дато», а чеченцы называли их «туьйдаргаш», что означает «петли». Они представлены иногда 16 или 12 парами золоченых серебряных застежек, прикрепленных по ширине 8 сантиметров или 12 сантиметров в длину от шеи до линии талии из бархата или шерстяной ткани, нашитой на чохи с обеих сторон груди. На талии одежда застегивалась на 4-5 парных пряжек - «чаьрпаз». В дальнейшем обычай ношения этого украше-

ния был изменен и перенесен под чокху на грудь и поверх платья. Хорошо смотрелось на вырезе горловины чохи.

Украшения из металла, золота и серебра, такие как серьги, кольца, браслеты, бусы, ожерелья из монет и височные подвески, традиционно играли большую роль в чеченском женском наряде.

Чеченки носили свои серьги - ч1уьгаш - попарно. Крупные плоские серьги - халханаш - дополнительно подвязывались тонкой цепочкой, свисавшей под подбородком. Браслеты были широкими и массивными, украшенными бирюзой или изумрудами, а иногда и вовсе лишенными драгоценных камней. Нашейные украшения включали коралловые или хрустальные бусы, серебряные и золотые цепочки разных цветов и размеров.

Вайнахские женщины и дети носили также амулеты для защиты от злых духов. Это был лист бумаги с цитатой из Корана. Бумага была сложена треугольником и вшита в кожаное покрытие. Такой оберег носили на шее.

Женские украшения вайнахов изготовлялись как на месте, так и привозились из соседних и дальних местностей, издавна поддерживавших с чеченцами добрососедские отношения.

Таким образом, можно утверждать, что национальная чеченская женская одежда отличалась большим разнообразием, комфортом и практичностью, была предназначена для любых задач и приспособлена как для дома, так и для работы или праздника. Существовали платья как для теплых, так и для холодных времен года. Кроме того, чеченки носили и передавали по наследству изящные украшения, которые дополняли наряд любой горянки [3, с. 60-63].

Литература

1. Гарсаев Л.М. Вайнахская женская одежда конца XIX-начала ХХ вв. — Нальчик, 2005.

2. Гарсаев Л.М. Одежда чеченцев и ингушей XIX-начала ХХ вв. — Саратов, 2010.

3. Дааев Х., Асталов В. Традиционная национальная одежда чеченцев. — Махачкала: «Алеф», 2017. — 200 с.

Original article Historical Sciences

NATIONAL CHECHEN WOMEN'S CLOTHING Kh.N. Taipova, A.M. Yanadamov

Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia

Abstract. The paper considers traditional Chechen women's clothing characterized by simplicity, elegance and convenience. Made from practical and long-lived material, the multi-layered and functional clothes of the Chechen women have existed for centuries, little changed in their main features. The national clothes of the vainashki consisted of several important complementary elements and important details of the costume, forming an everyday, work or holiday variation of a set of clothes.

Keywords: Chechen women's clothing, traditional Chechen clothing, Chechen women's costume, Vainakh traditional women's costume, national Chechen women's clothing

For citation: Taipova Kh.N., Yanadamov A.M. National Chechen women's clothing. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(5):73-79 (in Russ.)

References

1. Garsayev L.M. Vaynakhskaya zhenskaya odezhda kontsa XlX-nachala XX vv. — Nal'chik, 2005.

2. Garsayev L.M. Odezhda chechentsev i ingushey XlX-nachala ХХ vv. — Sara-tov, 2010.

3. Daayev Kh., Astalov V. Traditsionnaya natsional'naya odezhda chechentsev. — Makhachkala: «Alef», 2017. — 200 s.

Сведения об авторах Таипова Хеди Нажмудиевна - студентка 5 курса профили «история» и «Обществознание» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет».

Янадамов А.М. - научный руководитель, преподаватель кафедры истории ФГБОУ ВО «Чеченский государственный пе-дагогический университет».

Authors of the publication Khedi N. Taipova - 5th year student profiles "History" and "Social Science" FGBOU HE "Chechen State Pedagogical University".

A.M. Yanadamov - scientific adviser, lecturer in the History Department of the Chechen State Pedagogical University.

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 22 августа 2022.

Одобрена после рецензирования: 30 августа 2022.

Принята к публикации: 10 сентября 2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: August 22, 2022. Approved after peer reviewing: August 30, 2022.

Принята к публикации: September 10, 2022

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.