Научная статья на тему '«Национальная безопасность»: содержание понятия'

«Национальная безопасность»: содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9226
1123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL SECURITY / FOREIGN POLICY / INTERNATIONAL LAW / THE LEGAL REGIME / CONSTITUTIONAL LAW / LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стремоухов А. А., Лунгу А. С.

В работе анализируется понятие «национальная безопасность», рассматриваются догматическое и доктринальное содержание понятия; анализируется взаимосвязь понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"NATIONAL SECURITY ": CONTENT OF THE CONCEPT

The article analyses the concept of «national security «, considered dogmatic and doctrinal content of the concept, examines the relationship of concepts of «state security « and «national security».

Текст научной работы на тему ««Национальная безопасность»: содержание понятия»

А. А. Стремоухое,* А. С. Лунгу**

«НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Ключевые слова: национальная безопасность, внешняя политика, международное право, правовой режим, конституционное право, правовая политика.

Аннотация: в работе анализируется понятие «национальная безопасность», рассматриваются догматическое и доктринальное содержание понятия; анализируется взаимосвязь понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность».

Key words: national security, foreign policy, international law, the legal regime, constitutional law, legal policy.

Summary: The article analyses the concept of «national security «, considered dogmatic and doctrinal content of the concept, examines the relationship of concepts of «state security « and «national security»..

Раскрытие понятия «национальная безопасность» представляет собой известные сложности в силу его многозначности.

Национальная безопасность, подчеркивает, в частности, председатель комитета палаты представителей Конгресса США Д. Мосс, - это такое трудноопределимое понятие, что никто не может дать его дефиницию... являясь в течение 16 лет председателем подкомитета, я не мог найти кого-либо, кто мог дать мне определение»1. Понятие «безопасность» в русском языке непосредственно связано с понятием «опасность». Так, В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность»2. С.И. Ожегов трактует безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»3.

Не будет преувеличением утверждение, что все люди, государство

* Кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. Е-mail: [email protected]

** Адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. Е-mail: [email protected]

1 Romm J. J. Defining National Security. The Nonmilitary Aspects. New York, 1993. P. 5.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989. С. 67.

3 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 47.

и общество в целом считают обеспечение безопасности важнейшей своей потребностью. Потребность в безопасности рассматривается как один из первостепенных мотивов деятельности людей и сообществ4. В научной литературе сегодня утвердилось такое понимание проблем опасностей и без-опасностей, при котором весь круг проблем, связанных с этими процессами, концентрируется в понятии «национальная безопасность».

Впервые термин «национальная безопасность» употребил в своем послании к конгрессу США в 1904 г. президент США Т. Рузвельт. В послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами «национальной безопасности» США.

В конце Второй мировой войны именно правительство США поддержало теоретические дискуссии по вопросам национальной безопасности и принятие соответствующих нормативных правовых актов. Основы обеспечения национальной безопасности США заложены в законе от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности». В. Манилов считает, что этот закон определил систему национальной безопасности как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования различных военных и невоенных средств5.

В нашей стране термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24 «Об информации, информатизации и защите информации», а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности»6. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»7. Это определение совпадает с определением «безопасность» в Законе «О безопасности»8, так как совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.

Основополагающим документом в этой области является Стратегия

4 См. напр.: МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2003. С. 63.

5 Манилов В. Система национальной безопасности: зарубежный опыт // Зарубежное военное обозрение. 1995. № 10. С. 2.

6 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.

7 Там же. С. 3 - 4.

8 Закон РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ) «О безопасности». Ст. 8. // Российская газета. 1992. 6 мая.

национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.9. Здесь под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Ключевым в понятийном комплексе «национальная безопасность» является понятие «нация»10. Формулировок последнего существует не меньше, чем формулировок самого понятия «безопасность». Например, оно может рассматриваться в следующих значениях: как совокупность граждан государства, как совокупность представителей одного этноса. Р.Г. Абдулати-пов утверждает, что «у нас не сложились иные традиции: нациями мы называли этнические образования. У нас стоит проблема выбора: нация как этнос или нация как государство»11.

Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникающей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства12. Общество как составная часть нации собственно и подчеркивает полиэтнич-ность всякой нации. Стержнем нации является государство. К. Дейч кратко и однозначно определяет нацию как народ, обладающий государством13. Содержательно понятие нации близко к понятию страны.

Чтобы уйти от неоднозначного понимания категории «национальная безопасность» некоторые исследователи предлагают использовать понятие государственная безопасность.14 На наш взгляд это неправильно. Практи-

9 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. 2009. 19 мая.

10 Кардашова И. Б. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности // Российский следователь. 2005. № 5.

11 Абдулатипов Р. Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики Российского государства // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 83.

12 Общая теория национальной безопасности: Учебник /Под ред. А. Прохожева. М., 2002. С. 21.

13 Deutsch K. Nationalism and Social Communication. Cambrige, 1986. P. 96.

14 Ромашов Р. А. Государственная безопасность России: реальные угрозы и

чески единственным объектом государственной безопасности является само государство, интересы которого, как известно, не всегда совпадают с интересами общества и личности. Это несовпадение интересов не признавалось в концепции государственной безопасности Советского Союза, которая декларировала полное их совпадение. Однобокость и следующая из нее деструктивность концепции государственной безопасности привели к необходимости обратиться к концепции национальной безопасности. Субъектами и объектами концепции национальной безопасности являются: личность с ее правами и свободой, общество с его материальными и духовными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.

Принципиальным отличием концепции национальной безопасности от государственной безопасности является коренное изменение системы приоритетов: главное - личность, затем общество, и только затем - государство.

Таким образом, понятие «национальная безопасность», предполагает под ней такое состояние общества (государства), при котором оно, являясь сложной социальной системой, сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а также возможность надежной защиты своих интересов от любых внутренних и внешних воздействий, как антропогенного, так и техногенного характера.

Под угрозами национальной безопасности понимаются явления и действия, затрудняющие или делающие невозможной реализацию жиз-ненноважных интересов личности, общества и государства. Угрозы национальной безопасности весьма разнообразны и могут классифицироваться в зависимости от тех или иных оснований.

Наиболее важным основанием классификации, по нашему мнению, является источник нанесения вреда, природные явления и техногенные факторы и антропогенные (человек и различные системы). В свою очередь, антропогенные источники можно разделить в зависимости от их местонахождения на внешние и внутренние. Угрозы политического, экономического, техногенного, социального, террористического и информационного характера могут быть как внешними, так и внутренними. Наряду с этим существуют угрозы, имеющие только внешний или внутренний источник. Например, военная имеет ярко выраженный внешний характер.

перспективные пути их преодоления // Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004. С. 149.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации -целенаправленная деятельность государственных и негосударственных (общественных) институтов, граждан по выявлению и предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства, а также защите национальных интересов Российской Федерации15.

Система обеспечения национальной безопасности по-разному представляется в законодательстве. Как отмечает в своей работе И.Б. Кардашова «процесс формирования системы обеспечения национальной безопасности России осложнен отсутствием четкой концепции её развития с определением целей, национальных интересов, методов и средств достижения»16.

Система обеспечения национальной безопасности есть механизм, позволяющий преобразовать принятую государством стратегию в области национальной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства17. Так, Бабаев В.К. предлагает под механизмом обеспечения национальной безопасности понимать: «единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности»18.

Руководит системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий. Особенностью системы обеспечения национальной безопасности в РФ является непосредственное подчинение Президенту ряда федеральных органов исполнительной власти. Он является председателем Совета безопасности, который осуществляет подготовку решений главы государства по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В обеспечении национальной безопасности

15 Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности: Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2006 С 144

16 Там же. С. 180.

17 Кардашова И. Б. Механизм обеспечения национальной безопасности ...

18 Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1997. С. 176.

участвуют все ветви государственной власти. Законодательная определяет компетенцию органов обеспечения национальной безопасности в государственной системе, законодательно формулирует правовые основы обеспечения национальной безопасности, определяет правовой статус участников общественных отношений; предусматривает юридическую ответственность за неправомерное поведение лиц, являющихся субъектами права. Судебная власть является гарантом защиты конституционных прав и свобод граждан; признает и восстанавливает субъективное право; определяет меры государственного воздействия на правонарушение. И, наконец, исполнительная власть осуществляет непосредственное государственное управление в сфере национальной безопасности.

В структуру системы обеспечения национальной безопасности входят также силы и средства, осуществляющие комплекс мер направленных на защиту жизненноважных интересов личности, общества и государства. Силы обеспечения безопасности19 включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; внутренние войска и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, непосредственно использующиеся для обеспечения национальной безопасности.

В системе федеральных органов исполнительной власти20 к основным федеральным органам исполнительной власти, напрямую связанным с решением задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации можно отнести: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство юстиции, федеральную службу безопасности, службу внешней разведки, федеральную службу охраны. К основным органам обеспечения национальной безопасности следует отнести также Про-

19 Закон РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ) «О безопасности». Ст. 12. // Российская газета. 1992. 6 мая.

20 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2008. 13 мая.

куратуру и Верховный Суд Российской Федерации, так как они напрямую связаны с деятельностью по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности следует понимать совокупность взаимодействующих субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов. Законодатель выделяет основные функции системы безопасности: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией21.

На основе проведенного анализа, авторы считают возможным сделать следующие выводы:

1. Национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

2. Система обеспечения национальной безопасности является сложным комплексным механизмом, требующим познания места и роли каждого из элементов этой системы для достижения уровня национальной безопасности способствующего прогрессивному развитию России.

21 Закон РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ) «О безопасности». Ст. 9. // Российская газета. 1992. 6 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.