Научная статья на тему 'Национальная безопасность России и институты оппозиции'

Национальная безопасность России и институты оппозиции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
350
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОЗИЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ПРОТЕСТА / ПРОСТРАНСТВО ПО-ВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА / ЛИБЕРАЛИЗМ / АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ / ПЯТАЯ КОЛОННА / ШЕСТАЯ КОЛОННА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НКО)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзлиев Мурат Исламович

Татья посвящена проблемам взаимовлияния обществен-ных организаций (в основном оппозиционных) и институтов государства в деле обеспечения национальной безопасности страны. Проанализиро-ваны негативная роль и место агентов влияния и оппозиционных струк-тур (пятой и шестой колонн) в жизни общества, раскрыты формы и ме-тоды их подрывной работы. Особое внимание уделено проблемам НКО, контроля за их латентной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность России и институты оппозиции»

УДК 323

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ИНСТИТУТЫ ОППОЗИЦИИ

М.И. Дзлиев*

Аннотация. Статья посвящена проблемам взаимовлияния общественных организаций (в основном оппозиционных) и институтов государства в деле обеспечения национальной безопасности страны. Проанализированы негативная роль и место агентов влияния и оппозиционных структур (пятой и шестой колонн) в жизни общества, раскрыты формы и методы их подрывной работы. Особое внимание уделено проблемам НКО, контроля за их латентной деятельностью.

Ключевые слова: оппозиция, потенциал протеста, пространство поведения человека, либерализм, агенты влияния, пятая колонна, шестая колонна, некоммерческие общественные организации (НКО).

М.И. Дзлиев

ВВЕДЕНИЕ

Заметную роль в обеспечении национальной безопасности любого государства, в том числе России, как в мирное время, так и в период обострения международной обстановки (во всеобъемлющем смысле этого понятия), играет гражданское население; общественные институты1 самой различной направленности, в частности проправительственные, и их противники - оппозиция; сторонники и противники действующих институтов власти.

Как справедливо отмечают специалисты, в настоящее время в российском обществе «... сложилась такая морально-психологическая и идеологическая обстановка, когда откровенно антигосударственные взгляды стали вполне приемлемыми, а люди, ставшие на путь прямой измены в качестве агентов влияния, чувствовали себя в этой среде вполне комфортно». Однако, «...многократно сказав о наличии в российской элите значительного слоя иностранной агентуры влияния, наш Президент пока не сделал ничего для ее искоренения - либеральное лобби доминирует в экономическом и социальном блоке правительства, торпедируя любые попытки воссоздать высокотехнологичный потенциал нашей страны» [1] .

В последней редакции «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2] однозначно выделена новая угроза национальной безопасности. Это деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической

и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Различные слои населения по-разному относятся к внутренней и внешней политике, проводимой действующими институтами власти и соответствующим образом реагирующими на них. В целом, все протестные настроения аккумулируются в рамках двух основных сегментов:

- Молекулярное недовольство - наиболее массовое явление, обычно связанное с теми или иными конкретными аспектами внутренней или внешней политики властей, вызывающими неприятие как у отдельных граждан, так и у отдельных социальных групп. Это самая питательная почва для подрывной работы, так как масса недовольных людей в силу их индивидуализма становится наиболее податливой для манипуляций.

- Системное недовольство - это недовольство уже существенной части населения, оппозиционно действующей по отношению к власти вообще. Наиболее крупные из них на сегодня - леводержавный имперский проект и проект национального русского государства, выраженные в тех или иных разрозненных общественных институтах.

Каждый гражданин имеет возможность сам выбрать свое место в обществе и путь в жизни. В этой связи можно и нужно говорить о двух пониманиях свободы человека: свободе природной, или естественной, как отсутствии ограничений в реализации врожденных программ поведения, и свободе социальной, или гражданской, как ограничении в реализации этих программ, если они противоречат принятой обществом концепции его разви-

'Дзлиев Мурат Исламович - д. ф. н., профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук ([email protected]).

1 По мнению Нобелевского лауреата, профессора Д.Норта, институты - это совокупность «правил, связанных с ними механизмов реализации (enforcement characteristics) и норм поведения, структурирующих и облегчающих взаимодействия между людьми» (Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. - М.: «Thesis». 1998. Т.1. № 2. С. 71).

ТОМ 17

тия. Направления совершенствования этих свобод противоположны: совершенство природной свободы состоит в ее беспредельности, совершенство гражданской свободы - в ее ограниченности.

Важнейшей характеристикой личности, определяющей ее комфортность, безопасность и жизненную позицию, является пространство поведения отдельного человека. Социальное пространство, в котором в принципе имеет возможность оперировать человек, исключительно широко и многообразно. Естественно, оно имеет вполне определенные, хотя и не всегда четко очерченные границы. Наиболее значимые из них:

• физические границы, то есть границы физических возможностей человека;

• экологические границы, определяющие условия физического существования личности;

• экономические границы, определяемые количеством денег и других материальных ценностей, имеющихся у человека, а также его возможностями в экономической сфере. Существенное влияние на эти границы оказывают цены, налоги и другие, внешние по отношению к личности регуляторы, носящие экономический характер;

• социальные границы, устанавливаемые принятыми в данном обществе законами, нормами и правилами поведения;

• идеологические границы, регулируемые внутренними убеждениями личности и устанавливаемые ею для себя вполне сознательно исходя из принятой ею идеологии;

• религиозные границы, проистекающие из соответствующих религиозных установок и определяемые степенью их реализации личностью;

• правовые границы, регламентируемые действующим законодательством и нормами права. Желает того личность или нет, она обязана действовать в этих границах, в противном случае человек вступает в конфликт с обществом;

• административные границы, устанавливаемые различными властными структурами и ограничивающие пространство физического перемещения личности;

• границы от незнания, определяемые тем, что человек в силу ограниченности образования, жизненного опыта, отсутствия информации или в силу каких-либо иных причин просто не подозревает, что есть еще некое пространство, в рамках которого он может оперировать, то есть не знает, что у него есть некие дополнительные возможности для выбора. Пересечение границ здесь по существу не нарушение границ, а их отсутствие.

Очевидно, что различные типы границ тесно связаны между собой, причем весьма сложно. Особенно это проявляется в экстремальных общественно-политических ситуациях (чрезвычайных ситуациях различной природы).

Вопрос о том, что лучше - широкое или жестко ограниченное пространство поведения человека, - неоднозначен. Он должен решаться исходя из конкретной социально-политической обстановки в мире и стране, максимально демократическим путем, всем обществом в рамках конституционных норм. Вместе с тем отметим, что если в экономической сфере максимальная свобода для одного экономического агента может обернуться большими потерями для общества в целом, то в духовной сфере (в том числе сфере политической) любое ограничение лишь объединяет оппонентов и тормозит развитие общества.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ

Заметную роль в общественно-политической жизни страны играет оппозиция во всех ее проявлениях. Энциклопедических определений оппозиции достаточно много. Например, по Большому энциклопедическому словарю: оппозиция (от лат. «оppositюn» - противопоставление) 1) противодействие, сопротивление (какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам); 2) партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, выдвигающая альтернативную политику, иной способ решения проблем (например, парламентская оппозиция, внутрипартийная оппозиция).

Все эти общие положения напрямую относятся к оппозиции российской вообще. Однако с позиций системного анализа российская оппозиция неоднородна. Исходя из объективных оценок, укрупненно ее можно свести в несколько принципиально различных групп:

• Системная оппозиция - самая удобная для властей, «карманная» протестная часть населения, зарегистрированная соответствующим образом в правоохранительных органах и занимающая конструктивную позицию при решении возникающих проблем.

• Внесистемная оппозиция - это общественные организации, не зарегистрированные в соответствии с законом по тем или иным причинам. Как отметил пресс-секретарь Президента РФ Д. Песков: «Что такое несистемная оппозиция? Это те, кто находится вне легитимного политического поля страны. Это те, кто в своей деятельности не остаются в рамках закона и готовы его нарушать, в том числе и во вред стране» [3] .

• Экстремистские структуры - нелегальные структуры, использующие в своей пропагандистской деятельности незаконные, уголовно наказуемые действия. Именно на регулирование деятельности этих организаций направлен общеизвестный Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности», по которому запрещается возбуждение социальной, расовой,

ТОМ 17

национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

• Террористические организации - заведомо незаконные боевые нелегальные структуры, использующие к своей деятельности исключительно преступные, наказуемые Уголовным кодексом РФ, бесчеловечные формы и методы деятельности, и т. д.

Идеологическим обеспечением происходящего является «либерально-демократическая» мифология. Узловой тезис западной пропаганды: «либерально-демократические ценности» (не ясно, что это такое, кем эти ценности узаконены) носят общечеловеческий характер, и США, НАТО, ЕС просто обязаны отстаивать и продвигать эти интересы свободы и демократии во всем мире.

Этим объясняется повышенное внимание западных политиков и различных зарубежных фондов к «проблемам демократии» во всем мире, в основном там, где западная элита стремится особенно активно захватить контроль над социально-экономическими процессами. «Либеральная демократия» является, по сути, мифом, основанным на неких иллюзорных положениях и технологиях манипуляции общественным мнением. Главная ее задача - обеспечить идеологическое прикрытие деятельности деструктивных сил по смене политических, экономических, социальных режимов и контролю над дальнейшим развитием ситуации в стране.

Не нужно особых исследований для того, чтобы убедиться, что ни одна из действующих сегодня в России оппозиционных политических сил не соответствует своему произвольному, самопровозглашенному названию. Запутавшись в собственных названиях, они естественно запутались в ориентациях общества, а следовательно, не могут и определить свое видение его приоритетов.

В целом современный российский либерализм сводится к трем основным правилам:

- сохранять за собой власть, не отвечая за эффективность ее осуществления;

- не «напрягаться» в процессе исполнения полученных полномочий;

- по возможности создать систему, которая будет работать сама по себе, без постоянного контроля и участия в процессе ее реального функционирования.

В конечном итоге глобальная задача - свести власть к тому, чтобы беседовать с мировыми лидерами, осуществлять представительство, ощущать зависимость от себя всех остальных.

Если говорить о России, то характерной чертой организуемой по сетевому принципу антироссийской деятельности является активное вне-

дрение и манипулирование информационным пространством РФ - в общественной, политической и экономической сферах жизни страны. При этом используется технология подмены понятий: внедряясь в ту или иную область жизнедеятельности через агентуру влияния, политтехнологи стремятся направить ее развитие по своим траекториям, обеспечивающим достижение их интересов в ущерб российскому государству.

Для современных либералов любовь к Родине означает вовсе не приверженность идеалам России, разума и свободы, а их собственное право на избранность, право на роль интеллектуальных пророков, право стоять выше общества, презирать его, поучать - и, в конечном счете, не считаться с общественным мнением. Именно это происходит до сих пор в России.

Обычно либералы крикливы, банально необразованны и вызывающе лживы. Однако, как только они получают более или менее ощутимый публичный отпор, они мгновенно мобилизуются, используют все свои клановые возможности для кулуарного и административного давления на оппонентов и оказавшихся опасными для них специалистов.

Предельно откровенно, грубо и цинично зоологическую ненависть к народам России сформулировала вдова известного А. Собчака Л. Нарусова, сама по себе ничего из себя не представляющая, но позиционирующая себя либералом. Она публично призывает: «Истреблять! Всех поголовно, меньше народа - больше кислорода! Вам мешает российский народ, его нужно ликвидировать! Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!» [4]. Большего даже при особом желании не скажешь.

В отношении ваучерной приватизации либералы не менее откровенны. Как пишет известный экономист профессор М. Делягин: «"Дедушка Ясин" как-то сказал по этому поводу: «Нечего думать, что вас (народ. - Авт.) ограбили, у вас ничего не было!» Это было не просто цинично и аморально, это было просто глупо» [5].

О либералах принято говорить, что «у них только отрицательная программа», никакой «положительной», и они якобы не знают, как реально обустроить Россию. Неверно, у них есть свой, правда, отличный от общепринятого, взгляд на положение вещей. Просто они не озвучивают то, о чем нравственная личность не может одновременно говорить и при этом оставаться в политике. Можно ненавидеть свою страну, но невозможно заниматься публичной политикой, если отсутствует какая бы то ни было электоральная база для ее эффективного осуществления.

К примеру, один из самых старых и известных профессиональных «борцов с режимом» (интересно, с каким? ведь режим в стране за последние четверть века кардинально изменился?) Герман

ТОМ 17

Обухов предложил свой план обеспечения безопасности России. Дословно: «...можно предложить, пожалуй, единственный вариант реакции Кремля на все эти события, если власти намереваются уберечь Россию от повторения судьбы СССР Первое и самое главное, что требуется - убрать российские войска с чужих территорий (из Украины, из Сирии, из Южной Осетии и Абхазии); вернуть Крым Украине, Южную Осетию и Абхазию - Грузии, Приднестровье - Молдове. Объявить с трибуны ООН о намерении Москвы стать безъядерной державой и предложить Соединенным Штатам и ЕС выкупить все имеющиеся в России ядерные боезаряды» [6].

Предлагается также ликвидировать вооруженные силы наступательного характера и вместе с ними ОМОН как репрессивный аппарат власти. Провести люстрацию судебно-прокурорской системы. Распустить Государственную Думу и Совет Федерации, запретив баллотироваться в новые органы власти всем, кто занимает в настоящее время руководящие посты или имеет депутатский мандат. Пригласить в Россию западных менеджеров для управления крупными компаниями и работы в министерствах. Переформатировать федеральное деление России и создать 8-10 крупных губерний с максимально независимым от центра управлением. Провести гласные суды над всеми государственными и во-енными преступниками». Вот такой «спаситель России». Достаточно? Можно и продолжить.

Они думают, что Россия должна уйти из тех сфер, которые интересуют «цивилизованный мир», разоружиться, передать свое оружие, главным образом ядерное, «цивилизованным людям», которым иначе не очень удобно осуществлять гуманитарные бомбардировки территории. Передать свою нефтянку и прочие вкусности «западным менеджерам». Распасться на 8-10 отдельных территорий, которыми будет руководить колониальная администрация. И, конечно, судить и «люстрировать» всех, кто с этим не согласен.

Причем удивляет уверенность большинства либералов в том, что сделать это российские власти должны своими руками.

Сказанное выше достаточно полно характеризует нравы и настроения, царящие в либеральной среде.

Резюмируя, можно утверждать, что либералы ненавидят ценности и презирают настроения большинства россиян, что является существенным фактором негативного противодействия, которое усугубляется тем обстоятельством, что отдельные представители либеральной части электората рядятся в тогу легитимных носителей

общественного мнения, выдавая себя в глазах ненавидящих таких либералов россиян за их законных представителей.

Именно поэтому они отторгнуты обществом, хотя имеют большое число пассивных сторонников в обманутом народе, оставаясь при этом влиятельным фактором искажения его воли и препятствием на пути обеспечения национальной безопасности.

На сегодняшний день численность либералов, представлявших упомянутый контингент в российском парламенте, в значительной степени сократилась, однако этого недостаточно. Их не должно быть и в других сферах, особенно в тех, где имеется возможность противодействовать воле и ожиданиям общества, препятствовать объективной оценке обществом своей истории и искажать основополагающие принципы формируемой политике большинства.

АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ

Позицию различных общественных групп и объединений граждан, в частности по формированию их отношения к проблемам обеспечения безопасности России, во много определяют так называемые «агенты влияния».

Обычно под «агентом» как таковым понимается гражданин, привлекаемый к негласному сотрудничеству со спецслужбами другой страны в целях получения информации или решения иных задач. В работе с агентом применяются специальные условия связи, которые обеспечивают ее конспиративность и надежность. В служебном обороте спецслужб НАТО и США существуют специальные термины, характеризующие конкретную деятельность различных агентов: «агент-информатор», «агент-двойник», «агент влияния», «нелегальный агент», «потенциальный агент» и т. п.

Особый интерес из названных, у зарубежных «друзей» России вызывают агенты влияния2, так как именно они определяют общественное самочувствие в стране, отношение населения к действиям властей.

Мы предлагаем называть «агентами влияния» должностное лицо, в данный момент скрытно работающее на иностранное государство, надежно прикрытое и имеющее возможность влиять на политику, проводимую властями, осуществляющее систематическую деятельность по реализации целей политики врага (по существу, не являясь сотрудником его секретных служб). Кроме того, это могут быть общественные деятели, проводящие политику какой-либо партии или организации

2 Определение из социологического словаря гласит: «Агент влияния - это:

- должностное лицо, либо лицо, пользующееся общественным доверием и авторитетом, осуществляющее систематическую деятельность по реализации целей политики иностранного государства;

- общественный деятель, проводящий политику какой-либо партии или организации в среде, не принадлежащей к этим структурам».

ТОМ 17

в среде, не принадлежащей к этим структурам, сотрудник спецслужб, работающий под прикрытием, например корреспондент газеты, интерпретирующий информацию, подаваемую общественности в нужном русле.

В принципе каждую личность можно описать набором характеристик и информационных связей с другими людьми, определяющими направленность ее мотивов поведения. Сюда входят: психологический тип, взаимоотношения с окружающими, профессиональные знания, социальная, политическая и национальная ориентация, реакция на общественные процессы, возрастные ценности и бытовые мотивы поведения и т. д.

В целом динамику поведения личности можно описать примерно 50 параметрами. Слой управления силой любого института (в том числе и общественного) определяется как число людей, владеющих заметной долей его силы. Именно таких людей с недавних пор стали называть «агентами влияния» в публикациях. Установлено, что в социально-экономических и общественных процессах доля личностей, в целом определяющих поведение конкретного коллектива, составляет не более 5-10 % [7].

Возможности любой личности влиять на умы и настроения организованной группы людей можно охарактеризовать тремя параметрами:

- величиной личного состояния: имеющейся в наличии совокупности личного движимого и недвижимого имущества, личного капитала;

- величиной управляемого данным человеком капитала (частного, общественного или государственного);

- числом подчиненных физических лиц (если это административный работник - это число его подчиненных, если выборный - это число избирателей, проголосовавших за него, для владельца средств массовой информации - это число потребителей его информации).

Сюда же можно отнести блюстителей особых общественных функций: в сфере культуры, образования и др., которые позволяют им независимо от материального положения влиять на умы и настроения людей. Это касается и неформальных политических лидеров.

Наиболее многочисленную и активную группу агентов влияния в любой стране составляют священнослужители, особенно мусульманские, не занимающие никаких государственных должностей, но тем не менее активно влияющие на общественное самочувствие граждан.

Каким образом люди становятся агентами влияния, не всегда понятно. Иногда они превращаются в них в силу своих искренних политических убеждений или социального положения, которым пользуются недобросовестные политики. Но есть агенты влияния, которые руководствуются ины-

ми, более низменными мотивами. Одних из них привлекает власть, престижные государственные должности, слава, другими движет обида или чувство мести, третьих привлекают деньги. Последняя категория агентов влияния - это отнюдь не бескорыстные идеалисты, а вполне расчетливые люди.

Агентов влияния никто заранее не готовит, их не вербуют стандартным образом спецслужбы, они живут открыто, не вызывают отторжения, действуют в соответствии со своими принципами и убеждениями. Публика же оценивает эти принципы и убеждения в соответствии со своими собственными взглядами и воззрениями.

США исходят из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой, агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа в народном хозяйстве и искажения руководящих указаний, будет координироваться и управляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки.

По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в России, задерживать развитие нашей экономики, ориентировать научные исследования в стране на тупиковые направления.

Ярким образчиком агентов влияния в Советском Союзе являлись члены Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, которые в свое время, занимая высшие посты в партийной и государственной иерархии страны, вели враждебную деятельность, далеко выходящую за пределы их прямых служебных обязанностей. И их поддерживало руководство страны.

Так, например, Э.А. Шеварднадзе, не имевший абсолютно никакого опыта внешнеполитической деятельности, совершенно неожиданно был назначен на пост министра иностранных дел СССР. Основным побудительным мотивом его «деятельности» была не польза государству, а забота о том, чтобы как можно дольше продержаться на этом высоком посту и обеспечить себе «сладкую жизнь» даже после крушения Советского Союза (что ему и удалось!).

Будучи абсолютным дилетантом в вопросах внешней политики, он мог держаться «на плаву» только за счет покровительства «апологета уступчивости» перед натиском со стороны «основного противника», и к его мнению в Кремле во времена М. Горбачева прислушивались с особым вниманием.

Именно представители такой категории управленцев в тот период, не особо разбираясь в сути вещей, формировали общественное мнение граждан в отношении к международному сообществу, формулировали решения и определяли приоритеты практической деятельности различных институтов власти по решению текущих проблем,

ТОМ 17

являющихся важнейшими для жизни страны. Да и сегодня подобных деятелей различных категорий во властных структурах России пока что достаточно много.

«ПЯТАЯ КОЛОННА» В РОССИИ

Все более заметное место в общественно-политической жизни в России занимает так называемая «пятая колонна». Понятие «пятой колонны» вошло в обиход со времен гражданской войны в Испании, когда один из генералов-франкистов заметил, что взять Мадрид их четырем армейским колоннам поможет «пятая колонна», под которой подразумевались тайные сторонники Франко, находящиеся в испанской столице. Это понятие стало нарицательным, оно корректно по отношению к личностям, оказывающим тайную поддержку тем силам в обществе, которые ведут открытую борьбу с действующей властью.

Пятая колонна не является «вещью в себе». Она не существует сама для себя, а всегда отражает какие-то интересы, поэтому, говоря о ней, обязательно следует указывать, чья это сила, в чьих интересах она действует.

Говоря о России, чаще всего под термином «пятая колонна» имеется в виду США. Соответственно, если мы говорим о современных угрозах для России, то мы имеем в виду, в первую очередь, пятую колонну США, то есть некую сетевую структуру, условно включающую в себя легальные, полулегальные и внелегальные институты, а также отдельных лиц, действующих в интересах США.

Перед пятой американской колонной России стоят вполне конкретные задачи. Центральная из них - замена существующей власти в стране, коррекция ее социально-политического курса. Она нужна также для ослабления и демонтажа нашей страны, включая и отторжение от нее ряда территорий. Разумеется, ослабление России включает в себя не только отторжение тех или иных территорий - Калининграда, Курил, Кавказа, предоставление широкой автономии Татарстану и Башкирии, но и ускорение процессов деиндустриализации и индивидуализации общества, демонтажа системообразующих социальных институтов - образования, медицины, науки и армии - то есть полный развал всех структур, скрепляющих население в народ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в деятельности «пятой колонны» имеет характерную особенность - это участие осознанное, то есть человек или группа лиц, действующие в интересах в данном случае США, четко представляют себе, что они делают и для чего, это их сознательный выбор. У них могут быть также свои цели более приземленного уровня -личная власть, собственность, известность, иде-

ологические догматы и т. д., но в отношении интересов организатора и спонсора «пятой колонны» эти цели ничтожны.

«Пятая колона» включает в себя две категории людей: граждан иностранных государств и граждан России. Первая исполняет организа-ционно-контролирующую функцию. Категория, состоящая из российских граждан, играет роль массовки (сбор и организация недовольных, проведение публичных акций, продвигающих публичную часть идеологии «пятой колонны» в широкие массы, а также самая заурядная пропаганда.

Идеологическая обработка отдельных личностей или выявление финансовой зависимости (при наличии вкладов в зарубежных банках или наличии нетрудовых доходов) служат единой цели - в ситуации возможной реализации «цветного сценария» такие люди должны либо присоединиться к мятежу, либо своим бездействием ему способствовать.

В отношении факторов нестабильности и про-тестных настроений в России «пятая колонна» в количественном отношении составляет трудноуловимую долю, так как существенная часть деятельности «пятой колонны» непрозрачна, в том числе и для силовых структур.

В целом «пятая колонна», несмотря на свою относительную малочисленность, относительно общей массы недовольных, имеет лучшее финансирование, хорошую организацию, активную внешнюю поддержку, широчайший ресурс в СМИ и поддержку прямой и косвенной агентуры или же агентов влияния, встроенных в существующую вертикаль власти.

Говоря о «пятой колонне», следует отметить многогранность и пагубность ее влияния на стабильность обстановки в России. На это совершенно справедливо указал профессор К. Сивков, президент Академии геополитических проблем: «Масштабы потерь от фашистского нашествия были существенно меньшими, чем от «радикальных реформ...В духовной сфере ситуация даже хуже, чем в экономической. Советский народ, только что победивший в страшной войне, был в своем абсолютном большинстве убежден в правильности господствующей социалистической идеологии. Ничего подобного в современной России нет. Социальное братство замещено конкурентными отношениями. Безусловного доверия к правящей элите в обществе нет, скорее наоборот».

На современном этапе развития «пятая колонна» теоретически может быть идентифицирована, локализована и поставлена под контроль. Часть ее представителей покинет Россию, часть затаится, часть перейдет в состав «шестой колонны» (о ней - ниже), часть - наиболее непримиримая - будет действовать и, соответственно, будет наказана в соответствии с Законом.

ТОМ 17

«НОВАЯ» РЕАЛЬНОСТЬ -«ШЕСТАЯ КОЛОННА»

«Пятая колонна» постоянно развивается и мимикрирует. Как пишет известный российский философ профессор А. Дугин (лидер Международного «Евразийского Движения») в статье с символическим названием «Шестая колонна

- главный экзистенциальный враг России»: «... мы имеем дело с двойным явлением: с открытой (эксплицитной) «пятой колонной» в лице радикальной антипутинской уличной либеральной прозападной оппозиции и со скрытой (имплицитной) «шестой колонной» в лице тех олигархов, политиков, чиновников, аналитиков, экспертов, общественных деятелей, владельцев СМИ, которые сочли нужным, будучи не менее радикальными, нежели антипутинские радикалы, оставаться внутри политического режима, мнимо идя с Путиным и его патриотическим курсом на компромисс».

С точки зрения целей и задач, и те и другие (т. е. собственно пятая и вместе с ней шестая) являются «пятой колонной» в полном смысле этого слова. Но в отношении В.В. Путина их тактики существенно различаются: одни жестко выступают против него, другие мнимо его поддерживают.

Другими словами, для В.В. Путина лично, одни

- открытые враги и прямые противники России, выбравшие однозначно Запад; другие же - его соратники, сподвижники и коллеги, хотя их базовая часть состоит в цивилизованном предательстве и саботаже».

Именно чтобы подчеркнуть различие между двумя родственными сегментами «пятой колонны», А. Дугин предложил ввести в обиход новое понятие - «шестая колонна». Причем число «шесть» не несет здесь никакой смысловой нагрузки.

Вопрос о наличии «шестой колонны» в России сложен, хотя ее присутствие в политической и экономической жизни России несомненно. Она ничем не выдает себя, внешне поддерживает В.В. Путина и его политику, никогда не возражая Президенту РФ в лицо. Свою позицию «шестая колонна» мотивирует пустыми и бессмысленными рассуждениями о «интересах государства», «ограниченности ресурсов», «учете международной ситуации», «заботе о внешнеполитических и внешнеэкономических связях», «обеспокоенностью имиджем России».

Здесь можно провести некую историческую параллель с хрестоматийным примером подобного рода действий в России в 1918 году, когда понятия «шестая колонна» еще вообще не существовало в научном обороте. Тогда Л.Д. Троцкий и его сторонники, реагируя на предложение немцев о сепаратном мире, отклонили его и, провозгласив абсолютно бессмысленный лозунг «ни войны, ни мира», открыли фронт.

В результате через некоторое время мир был все же подписан - но на кабальных для России условиях, широко известный как «похабный Брестский мир» (В.И. Ленин). По условиям этого позорного мира уже фактически проигравшая войну Германия аннексировала Польшу, Прибалтику, часть Украины и Белоруссии. Россия обязалась выплатить огромную контрибуцию в 6 млрд марок [8]. К счастью для большевиков, чуть более чем через полгода в Германии произошла революция, и она капитулировала перед Антантой. «Похабный брестский мир» таким образом продлился всего несколько месяцев, с 3 марта по 13 ноября 1918 г. На основной вопрос - кто же персонально из действующих в то время руководителей Советской России виновен в позоре страны - официального ответа до сих пор так и нет.

Сегодня собирательно члены «шестой колонны» - это системные либералы, эффективные государственные менеджеры, лояльные олигархи, исполнительные бюрократы, деятельные чиновники и даже некоторые «просвещенные патриоты».

Таким образом, у процесса обеспечения национальной безопасности России, духовного возвращения к Родине, к русской сути и ее истокам, к русской судьбе, появился новый фундаментальный враг. Им является именно «шестая колонна». Она настолько укоренилась в правящей элите, что ухитряется успешно блокировать любые оздоровительные инициативы Президента РФ.

С точки зрения своих приоритетов и ценностей обе колонны (пятая и шестая) идентичны; у них общие идеалы, один ориентир, одна идеология -США, Запад, либерализм, глобализм, глобальная финансовая олигархия.

Но в действиях в отношении России и Президента они принципиально различны. Пятой колонной в нашем обществе привычно называют только тех, кто открыто и откровенно выступает против В.В. Путина, за США и НАТО, против России, против русской идентичности, против суверенитета, против евразийской интеграции, против возвращения России в мировое сообщество в качестве мировой державы. Это предательство чистой воды, в его самой острой, откровенной форме, если рассматривать его в масштабе страны и народа, а в отношении В.В. Путина эти люди его откровенные враги.

«Шестая колонна» - в политике, экономике, культуре, образовании, нравах, ценностях, информационном поле - продолжает исподволь душить русское возрождение. И если с «пятой колонной» государство в войну уже вступило, то «шестая колонна» все еще пользуется доверием, иммунитетом и свободой рук.

В.В. Путин вплотную окружен «шестой колонной», в прямом смысле. И то что многие процессы

ТОМ 17

во внутренней политике не изменились со времен Б.Н. Ельцина (воинствующий непрофессионализм, легковесность принимаемых решений, кумовство и т. п.), показывает границы его личных возможностей и влияния.

Важно, что «пятая» и «шестая» колонны представляют собой части единого целого. Поэтому каждый отстраненный от власти представитель политико-экономической элиты 90-х годов ХХ века наверняка является кандидатом из шестой колонны в пятую. Самое главное здесь то, что обе колонны есть звенья одной и той же сети, геополитически работающей против России и против В.В. Путина лично как ее исторического лидера.

Таким образом, сегодня именно «шестая колонна» является главным врагом России. В мире сетевых войн только такое глубоко внедренное в структуры власти враждебных сил влияние чаще всего становится решающим фактором при демонтаже неугодных политических режимов и свержении легитимных правительств.

НКО И ИХ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Для осуществления своей деятельности (в том числе незаконной) граждане объединяются в общественные организации - как легитимные, так и неформальные. Это их конституционное право. Самыми распространенными в мире, в том числе в современной России, структурами, объединяющими людей со схожими взглядами, выступают так называемые некоммерческие общественные организации (НКО).

В соответствии с Федеральным законом РФ о некоммерческих организациях [9], некоммерческой организацией считается организация, не имеющая задачей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В массовом восприятии НКО - это организации, исключительно благотворительные, которые направляют свои усилия на улучшение жизни граждан. Они занимаются вопросами благотворительности, развития социальных институтов общества, защиты интересов граждан и т. д.

По закону сегодня в России к легитимным формам деятельности НКО относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность и т. д.

При этом все разнообразие НКО можно свести в несколько основных групп:_

- общественные организации и объединения (общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения);

- религиозные организации;

- различные фонды;

- объединения юридических лиц или их ассоциации и союзы;

- автономные некоммерческие организации;

- финансируемы собственником учреждения;

- торгово-промышленные палаты;

- коллегии адвокатов;

- некоммерческие партнерства.

У некоторых из этих российских НКО объявленные цели расходятся с их реальной деятельностью. Это значит, что сегодня определенное число НКО, которые функционируют за счет грантов, получаемых ими от иностранных фондов, на деле представляют собой структуры, созданные для манипуляции российским общественным мнением и продавливания антигосударственных решений. Именно поэтому в России НКО, финансируемые из-за границы и занимающиеся политикой, теперь по Закону должны добровольно (!) признавать свой статус иностранных агентов.

Это связано с тем, что совокупность НКО -иностранных агентов, в случае возникновения экстремальных для безопасности страны ситуаций, потенциально может стать грозной организованной силой, активно помогающей противнику в самых разнообразных формах.

Для того чтобы контролировать и регулировать эту малоуправляемую силу, в 2012 г. в России принят специальный Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» [10] .

По закону под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (далее НКО - иностранный агент), понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории России.

Кроме того, согласно закону о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, НКО признается участвующей в политической деятельности, если она участвует в

ТОМ 17

организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения.

По закону, Министерство юстиции РФ заносит НКО в реестр иностранных агентов. Некоторые (но только лишь некоторые) из таких организаций уже зарегистрированы в Минюсте РФ. Число зафиксированных НКО - иностранных агентов в сравнении с общим числом НКО незначительно. По опубликованным данным, на территории России сейчас функционирует примерно 500 тысяч самых разнообразных НКО. Из них 216 НКО - иностранных агентов. Другие данные - на фоне 227,5 тысячи зарегистрированных в России НКО 106 иностранных агентов - это «капля в море» [11].

Основная масса НКО всячески уклоняется от добровольного признания ими своего статуса иностранных агентов. Исторически в России понятие «агент» имело уничижительный смысл, прямую смысловую связь с такими категориями, как «секретный сотрудник, шпион, разведчик». Слово «иностранный» означает основной аспект деятельности - «обслуживание интересов враждебного государства».

Кроме того, наделение НКО статусом организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные периодические отчетные подконтрольные обязанности, в частности: предоставление отчета о своей деятельности и персональном составе; предоставление документов о целях расходования денежных средств; предоставление аудиторского заключения о деятельности; размещение в Интернете публикаций отчетов о своей деятельности; упоминание издателей и распространителей НКО - иностранных агентов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОДДЕРЖКА ОППОЗИЦИИ

Странными выглядят финансовые связи между некоторыми российскими общественными организациями и СМИ с рядом связанных с американским капиталом (официально неправительственных) фондов: Ассоциацией «Дорога Свободы», Правозащитным фондом «За гражданское общество», Фондом Форда, Программой поддержки общественных инициатив, Институтом «Открытое общество» Дж. Сороса, Национальным фондом «За демократию». Все эти организации напрямую замешаны в финансировании «цветных» революций в Восточной Европе, являются активными проводниками внешнеполитического курса США.

Помимо них, к финансированию работы с российскими общественными организациями привлечены фонды Международного демократи-

ческого и национального республиканского институтов США. При прямой финансовой поддержке названных западных фондов в России был создан комплекс «правозащитных» организаций, фактически монополизировавших соответствующую нишу в сфере общественной жизнедеятельности [12].

ПОЧЕМУ ОНИ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ (Вместо заключения)

В заключение отметим, что существенная часть населения России почему-то считает, что разгулу оппозиции способствует невнятная позиция Президента страны. Якобы стоит ему лишь захотеть и издать указ или подписать соответствующее распоряжение, как оппозиция станет «ручной» или вообще исчезнет, все недобросовестные чиновники станут честными, перестанут брать взятки и во всей своей массе начнут трудиться на благо России. Но все далеко не так.

Поясним эту мысль. У оппозиционеров было время хорошо подготовиться. Они и тысячи их сторонников заранее, еще в начале девяностых годов, стали выстраивать угодную им экономическую и политическую модель, в которой страна сейчас и живет. Они двигались медленно, тщательно и всеобъемлюще - в органы исполнительной власти, в узловые экономические точки и силовые структуры, в армию и СМИ, искусство и науку.

Они заранее успели создать свою, удобную им иерархию базовых законов, расставили на всех узловых постах своих людей, с тем, чтобы они поддерживали друг друга, чтобы их зоны ответственности многократно перекрывались и тем самым усиливались. И общеизвестно, что помогали им в этом специально обученные, опытные люди [13].

Для реальной оценки сложившейся ситуации в стране целесообразно рассмотреть, что же в современных условиях по Конституции РФ на самом деле может делать лично Президент и чего он не может сделать при всем своем желании. В частности, Президент по Конституции РФ не имеет права: изменять Конституцию Российской Федерации; принимать Законы и толковать их; проводить референдум; ратифицировать и денонсировать международные договоры; вносить в Законы изменения; назначать правительство без согласия соответствующих институтов власти; назначать членов Верховного суда и Генпрокурора.

Конечно, Конституция, которая существенно ограничивает права Президента, не вечна, ее, в принципе, можно изменить. Но для ее изменения требуется решение Конституционного Собрания. Для созыва же Собрания необходим федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, для принятия которого необходимо не менее

ТОМ 17

трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Думы.

Принять данный закон уже не раз пытались, причем каждый раз безуспешно. Однако без решения Конституционного Собрания невозможно провести общенародный референдум о смене Конституции. Круг замкнулся.

И самое главное, в созданной при Б.Н. Ельцине модели российской государственности Государственная Дума президенту не подчиняется, а Совет Федерации, кроме того, вообще может отрешить его от должности при появлении и поддержке Госдумой соответствующих обвинений.

Теперь о государственных финансах, что принципиально важно. И здесь у оппозиции все заранее предусмотрено, здесь у нее самые сильные позиции. По действующей Конституции РФ, Центробанк России является независимым органом, не подчиняющимся президенту или правительству страны и ведущим самостоятельную денежную

политику. Именно у него монополия на денежную эмиссию. Все «золотовалютные резервы России» принадлежат вовсе не России, а Центробанку. А единственными командами, обязательными (! -Авт.) к исполнению Центральным банком России, являются указания Международного валютного фонда (то есть США). Такова Конституция, и с этим практически ничего не поделаешь3 . В целом, все это заблаговременно тщательно продуманная и эффективно работающая против России система, максимально мешающая стране вырваться из «объятий» западной опеки и двигаться не туда, куда ведут, а туда, куда необходимо стране.

Таким образом, если рассматривать основные тренды внутренней политики руководства России в последние годы, то они состоят в том, что все реформы осуществляются постепенно, исключительно в рамках демократических процедур, а не наскоком. Общество должно понимать, что взят долговременный курс на освобождение России от мертвой хватки «цивилизованного человечества».

ЛИТЕРАТУРА

1. Сивков К.В. Оружие массового разложения//ВПК. 2015. № 12.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. 2015. 31 декабря.

3.Сайт: www.interfax.ru. 2016. 20 января.

4. Почему так медленно // Политическое обозрение. 2016. 14 января.

5. Делягин М.Г. Президент начал пересмотр итогов бандитской приватизации// Аргументы недели. 2016. № 33. С. 8.

6. Оппозиционеры: Россия должна отдать Крым, ликвидировать ОМОН и сдать ядерное оружие // Политическое обозрение. 2016. 11 января.

7. Данов В.М. Агенты влияния: откуда они? // Безопасность. 1995. № 3-4.

8. Костиков В. Выбор без выбора. Гибридная война порождает гибридный мир // АиФ. - 2015. № 11.

9. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» (от 13 июля 2015 г. № 225-ФЗ).

10. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ).

11. Ушакова Д. Тройное сито // Сайт: LENTA.ru. 2015. 18 декабря.

12. Общественные организации как ячейка сетевой войны // РазведчикЪ (Военный и литературный журнал) - (Сайт: http:// wv2.vrazvedka.ru/index.php?option)

13. Почему так медленно? // Политическое обозрение. 2016. 14 января.

NATIONAL SECURITY OF RUSSIA AND INSTITUTES OF OPPOSITION

Dzliev M.I.

Dr, professor ([email protected]).

Abstract. The article is devoted to the problems of mutual influence of public organizations (mainly opposition ones) and state institutions in ensuring national security of the country.

The negative role and place of the agents of influence and opposition structures (the fifth and sixth columns) in the life of society are analyzed, the forms and methods of their subversive work are revealed. Particular attention is paid to problems of NGOs, control over their latent activities.

Keywords: opposition, potential of protest, human behavior, liberalism, agents of influence, fifth column, sixth column, non-profit public organizations (NGOs).

REFERENCES

1. Sivkov K.V. Oruzhie massovogo razlozheniya // VPK. 2015. № 12.

2. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii // Rossiyskaya gazeta. 2015. 31 dekabrya.

3.Sayt: www.interfax.ru. 2016. 20 yanvarya.

4. Pochemu tak medlenno // Politicheskoe obozrenie. 2016. 14 yanvarya.

5. Delyagin M.G. Prezident nachal peresmotr itogov banditskoy privatizatsii //Argumenty nedeli. 2016. № 33. S. S.

6. Oppozitsionery: Rossiya dolzhna otdat' Krym, likvidirovat' OMON i sdat'yadernoe oruzhie //Politicheskoe obozrenie. 2016. 11 yanvarya.

T. Danov V.M. Agenty vliyaniya: otkuda oni?//Bezopasnost'. 1995. № 3-4. S. Kostikov V. Vybor bez vybora. Gibridnaya voyna porozhdaet gibridnyy mir //AiF. - 2015. № 11.

9. Federal'nyy zakon RF «O nekommercheskikh organizatsiyakh» (ot 13 iyulya 2015 g. № 225-FZ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Federal'nyy zakon RF «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti regulirovaniya deyatel'nosti nekommercheskikh organiza-tsiy, vypolnyayushchikh funktsii inostrannogo agenta» (ot 20 iyulya 2012 g. № 121-FZ).

11. Ushakova D. Troynoe sito //Sayt: LENTA.ru. 2015. 1S dekabrya.

12. Obshchestvennye organizatsii kak yacheyka setevoy voyny // Razvedchik" (Voennyy i literaturnyy zhurnal) - (Sayt: http://wv2. vrazvedka.ru/index.php?option)

13. Pochemu tak medlenno? //Politicheskoe obozrenie. 2016. 14 yanvarya.

3 Правда, в России недавно созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, средства которых выведены из-под юрисдикции Центрального банка РФ и используются президентом России по своему личному усмотрению, без согласования с «добрыми» и «заботливыми» зарубежными коллегами. Это вызывает у отечественной оппозиции активное неприятие.

ТОМ 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.