Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БАЗЕ БЛОКЧЕЙН-СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЕСТРОВ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БАЗЕ БЛОКЧЕЙН-СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЕСТРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН-СИСТЕМА / БИТКОИН / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / КИБЕРЭКСТРЕМИЗМ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шманева Людмила Валерьевна, Данилина Ярославна Юрьевна

Описано применение блокчейн-системы распределенных реестров в сфере национальной безопасности государства на примере кибертерроризма и киберэкстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY OF THE STATE IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION BASED ON THE BLOCKCHAIN SYSTEM OF DISTRIBUTED REGISTRIES

The application of the blockchain system of distributed registries in the field of national security of the state on the example of cyberterrorism and cyber extremism is described.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БАЗЕ БЛОКЧЕЙН-СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЕСТРОВ»

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-293-300 NIION: 2003-0059-6/22-536 MOSURED: 77/27-003-2022-06-735

Национальная безопасность государства в сфере цифровой трансформации на базе блокчейн-системы распределенных реестров

Людмила Валерьевна Шманева1, Ярославна Юрьевна Данилина2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 shmaneva_luda@mail.ru

2 danilinaaroslavna@gmail.com

Аннотация. Описано применение блокчейн-системы распределенных реестров в сфере национальной безопасности государства на примере кибертерроризма и киберэкстремизма.

Ключевые слова: блокчейн-система, биткоин, кибертерроризм, киберэкстремизм, децентрализация Для цитирования: Шманева Л. В, Данилина Я. Ю. Национальная безопасность государства в сфере цифровой трансформации на базе блокчейн-системы распределенных реестров // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 293-300. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-293-300.

Original article

National security of the state in the field of digital transformation based on the blockchain system of distributed registries

Lyudmila V. Shmaneva1, Yaroslavna Yu. Danilina2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 shmaneva_luda@mail.ru

2 danilinaaroslavna@gmail.com

Abstract. The application of the blockchain system of distributed registries in the field of national security of the state on the example of cyberterrorism and cyber extremism is described.

Keywords: blockchain system, bitcoin, cyberterrorism, cyber extremism, decentralization

For citation: Shmaneva L. V., Danilina Ya. Yu. National security of the state in the field of digital transformation based on the blockchain system of distributed registries. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):293-300. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-293-300.

Цифровая трансформация определила вектор развития мировой экономики. В цифровое пространство перешло хранение информации, банковские операции, покупки. Одним из инструментов обмена данными является блокчейн в различных ее разновидностях и комбинациях [1]. С точки зрения преобразования ключевых бизнес-процессов и моделей, этот инструмент относится к одной из самых перспективных технологий.

Блокчейн представляет собой последовательную цепь из блоков (кластеров), которая хранит в себе кеш-данные (распределенную базу данных). В первую очередь блокчейн — это прозрачный 1Т-продукт, обеспечивающий доверие между физическими или юридическими контрагентами, который служит цифровым следом всех транзакций в сети, и доступен для всех пользователей. У каждого узла есть хранилище, в котором хранятся данные, называемые распределенной бухгалтерской книгой,

© Шманева Л. В, Данилина Я. Ю., 2022

которая размещается на нескольких узлах. Изменение любой информации в одном из блоков может повлечь за собой изменение всей цепочки.

Блокчейн является перспективным направлением в осуществлении национальной безопасности не только в России, но и в странах как Корея, и США.

Преимущество блокчейна заключается в том, что он может прозрачно и надежно управлять одними и теми же транзакциями, подключая их к самым последним сгенерированным блокам с начала цепочки и совместно используя их со всеми узлами сети. Благодаря этим преимуществам индустрия использует множество фрейм-ворков с открытым исходным кодом для интеграции и применения блокчейна [2].

Блокчейны можно в значительной степени разделить на публичные и частные блокчейны, также известные как блокчейны консорциума, в зависимости от типа уча-

стия. Публичный блокчейн — это открытый блокчейн, который не имеет ограничений на узлы и децентрализован, где транзакции утверждаются консенсусом. Они отличаются высокой надежностью, поскольку все участники могут генерировать транзакции, участвовать в нотариальном заверении и проходить взаимную проверку всех участников. Кроме того, поскольку детали транзакции открыты для всех участников, все узлы, участвующие в сети, должны проверять и утверждать их. Однако из-за характера этой системы консенсуса трудно расширять сеть, скорость обработки низкая, и очень трудно изменить правила после того, как они были установлены. Блокчейн консорциума — это полуцентрализованный блокчейн, который представляет собой блокчейн, обеспечивающий надежность и расширяющийся за счет соединения разнородных блоков, сгенерированных в разных блокчейнах, путем объединения различных частных блокчейнов [3].

В настоящее время большинство методов хранения и управления большими объемами данных в блокчей-не делают это с использованием IPFS (Межпланетная файловая система), которая является автономной технологией. IPFS — это распределенная файловая система, предназначенная для повышения скорости метода повторного запроса / ответа, что является проблемой при традиционном веб-общении по протоколу HTTP. IPFS позволяет обмениваться большими файлами данных с использованием одноранговой связи на узлах без централизованных серверов. В отличие от HTTP Web, IPFS может поддерживать систему с небольшими узлами независимо от того, скомпрометирована система или нет. Более того, поскольку он использует файловую систему, основанную на Merkle DAG [4], его возможности дублирования файлов и поиска быстры. Однако если цепочки блоков и IPFS объединены, производительность системы снижается из-за высокой пропускной способности сети, необходимой для связи между цепочками блоков и IPFS.

Последовательная цепь из блоков имеет свои слабые места. Абсолютный контроль над процессом реализации сделок в блокчейне приобретается из-за полного отсутствия децентрализации реестров. Это происходит в связи с тем, что сосредоточение вычислительных мощностей в рамках замкнутой цепочки превышает более 51 % [5]. Для повышения безопасности и анонимности блок-чейн часто используется в теневом интернете анонимное программное обеспечение The Onion Router (TOR), представляющим собой систему прокси-серверов, позволяющих тайно входить в Интернет, сохранять анонимность при посещении сайтов, обмене мгновенными сообщениями, работе с приложениями [6]. IT-продукт востребован в финансовом секторе при создании цифровых валют, совершения транзакций, а также обмена и хранения кеш-информации.

Тотальная цифровизация масштабно влияет на зависимость от информационных технологий, влияющая на возникновение киберпреступности, кибертерроризма, а также киберэкстремизма. Террористические организации активно используют блокчейн и искусственный интеллект в целях осуществления преступных намерений.

Для обмена информацией и безопасной связи используются сервера, на которых распространяются пропаганды, вербовки, развязывания реальной войны. Кибертер-рористические атаки направлены на отключение или сбои критически важных систем инфраструктуры.

Чаще всего в теневой сети распространена такая валюта как биткоин. В даркнете за криптовалюту можно купить все, что угодно, от наркотиков, торговли людьми, травли и до террористических компаний. Количество проведенных операций с биткоинами с каждым годом растет, однако более 50 % сделок являются незаконными [7]. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [8] раздел 4 статьи 2 определяет кибератаку как преднамеренное воздействие на объекты стратегической инфраструктуры, используемые для организации взаимодействия с целью прерывания или нарушения работы и создания угрозы безопасности обрабатываемых информационных объектов. Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 194-ФЗ в Уголовный кодекс РФ [9] была введена ст. 274.1, определяющая наказания за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации.

Преступники используют криптовалюту для облегчения преступлений и для того, чтобы избежать обнаружения способами, которые были бы более сложными при использовании фиатной валюты или «реальных денег». Они могут избежать крупных операций с наличными деньгами и снизить риск отслеживания банковских счетов или уведомления банками правительств о подозрительной деятельности. Преступники использовали крип-товалюту, часто в больших количествах и передаваемую через международные границы, в качестве нового средства для финансирования преступных деяний, начиная от эксплуатации детей и заканчивая сбором средств для террористов. Криптовалюта также использовалась для оплаты незаконных наркотиков, огнестрельного оружия и инструментов для совершения киберпреступлений, а также для облегчения сложных схем вымогательства и шантажа [10].

Сегодня цифровая криминалистика имеет дело с юридическими доказательствами, оставленными на цифровых носителях. Инструменты цифровой криминалистики ежедневно используются инспекторами и аналитиками в местных, государственных и федеральных правоохранительных органах. Все больше и больше организаций сталкиваются с данными, которые невозможно проанализировать с помощью современных инструментов из-за несовместимости форматов, шифрования или отсутствия профессиональных навыков (образования) [11]. В настоящее время проводится несколько исследований с целью повышения операционной эффективности за счет системного подхода к выражению криминалистических данных и выполнению криминалистических операций.

В Российской Федерации блокчейн-систему на уровне государства стали развивать относительно недавно. Министерством цифрового развития, связи и массовых ком-

муникаций РФ в 2019 г. была предложена дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределённого реестра», которая представляет собой цифровую базу транзакций всех операций, которые одновременно создаются и хранятся, а также обновляются на всех носителях участников системы реестра [12].

Согласно статистическим сведениям ГИАЦ МВД России о сведениях о преступлениях, выявленных субъектами учета за 2021 год (см. табл. 1) [13]:

• В 2021 году было выявлено 168,1 тыс. престу-

Сведения о преступлениях, выявл

плений, связанных с наркотиками, что на 5,2 % меньше, чем в предыдущем году. Сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 162,6 тыс. преступлений (-5 %). По сравнению с 2020 годом количество выявленных преступлений с целью сбыта наркотиков и их аналогов снизилось на 8,1 %. Также уменьшился их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с 59 % в январе-ноябре 2020 года до 58 %;

Таблица 1.

субъектами учета за 2021 год

Из них выявлено преступлений сотрудниками

Наименование преступления Следственными органами Следственного комитета РФ Органами внутренних дел +- в %0 Всего

всего +- в % Всего +- в % уд.вес %

террористического характера 25 -7,4 1173 -7 58 -7,5 2027

экстремистской направленности 12 50,0 527 13 54 25,4 983

связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или других аналогов 1187 -33,4 162554 -5 97 -5,2 168072

оружия 430 -7,1 20302 -5,0 93 -5 22022

в сфере информационной (компьютерной) безопасности - - 5575 58 - 52,0 6140

Источник: статистика ГИАЦ МВД России по форме I-А 2021 [13].

• Общее количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, сократилось на 5 % по сравнению с 2020 годом и составило 22,0 тыс. В январе-ноябре 2021 года было совершено 4,3 тыс. (примерно -10% по сравнению с предыдущим годом) преступлений с применением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых веществ или имитируемых устройств. Также в этот период было зарегистрировано 494,1 тыс. преступлений, совершенных с телекоммуникационных технологий или в цифровой среде передачи информации, что на 7,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем числе зарегистрированных преступлений удельный вес увеличился с 24,4 % в 2020 году до 27 %. Большая часть преступлений (98,3 %) выявляются органами внутренних дел (ОВД);

• В 2021 году было зарегистрировано 983 преступления экстремистского характера (+25,4 %) и 2027 преступлений террористической направленности (-8 %). Из общего числа зарегистрированных преступлений террористического характера в этом году было совершено 575 (+15,9 %) преступлений, в том числе:

• пресечено на стадии приготовления и покушения — 56 (-15,2 %) — за пределами Российской Федерации — 244 (+73,0 %).

Согласно статистическим сведениям ГИАЦ МВД России о сведениях о преступлениях, выявленных субъектами учета за 2021 год (см. табл. 2) [13]:

• В 2021 году было предварительно расследовано 93,4 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 0,1 % больше, чем за предыдущий период года. Сотрудниками органов внутренних дел было предварительно раскрыто 89,3 тыс. преступлений (-0,2 %);

• Общее количество раскрытых преступлений, связанных с незаконной торговлей оружием, сократилось на 4,1 % по сравнению с январем-ноябрем 2020 года и составило 15,7 тыс. в 2021 году с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств или имитирующих устройств было совершено 4,3 тыс. преступлений (-10,2 %). Также за этот период было предварительно расследовано 6,1 тыс. преступлений, совершенных с использованием телекоммуникационных технологий или в цифровой среде передачи информации, что на 52 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Большая часть преступлений (98,3 %) ранее расследовалась органами внутренних дел (ОВД);

• В 2021 году было предварительно расследовано 948 преступлений террористического характера (18,5 %) и 825 преступления экстремистской направленности (+38 %).

Таблица 2.

Сведения о преступлениях, предварительно расследованных субъектами учета за 2021 год

Наименование преступления Из них предварительно расследовано преступлений сотрудниками +- в % Всего

Следственными органами Следственного комитета РФ Органами внутренних дел

всего +- в % всего +- в % уд.вес %

террористического характера 435 31,0 77 15 8,1 18,5 948

экстремистской направленности 341 59,3 67 24,1 8,1 38,0 825

связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотробных веществ или других аналогов. 3432 10,0 89349 -0,2 95,6 0,1 93424

оружия 951 13 14504 -5,2 92,1 -4,1 15740

в сфере информационной (компьютерной) безопасности - - 1407 85 - 52,0 6140

Источник: статистика ГИАЦ МВД России по форме I-А 2021 [13].

Раскрываемость киберпреступлений с каждым годом растет. Это связанно с тем, что антитеррористические группы международной ассоциации правоохранительных органов постепенно внедряют и применяют передовые программные инструменты, такие как блокчейн, для прогнозирования и оценки рисков возникновения кибер-террористических атак, и дальнейшей идентификации личности подозреваемых, а также их территориального местоположения для установления контроля над террористическими действиями.

В настоящее время существует возможность модернизировать существующие технологии по противодействию кибертеррористических атак, а также кибер-преступлений в зародыше. Используя искусственный интеллект, блокчейн и Big Data, можно создать мощные сервера с секретным доступом для групп международной ассоциации правоохранительных органов для распознавания физических лиц, которые интересуются или только планируют организовать кибертеррористические атаки и в последующем террористические акты.

В Республике Корея процесс уголовного расследования, выполняемый с помощью управления цифровыми доказательствами, состоит из семи этапов: первоначальное расследование, внутреннее расследование, арест, завершение расследования, запрос на анализ, передача цифровых доказательств и документов расследования и судебное разбирательство [14].

Первый шаг, первоначальное расследование, проводится, когда происходит преступление. Это инициируется следственными органами на местах, которые распознают особенности дела.

На втором этапе, внутреннем расследовании, доказательства уголовного преступления собираются путем посещения сайта после выдачи ордера на многообещающего подозреваемого.

На третьем этапе осуществляется процесс ареста преступника.

На четвертом этапе расследование завершается, и

следователи на месте получают фотографии доказательств уголовного преступления.

На пятом этапе собираются уголовные доказательства по делу, и информация о следователе и расследовании регистрируется в Корейской информационной системе служб уголовного правосудия (KICS). Если требуется подробный анализ, запрос отправляется в группу анализа проекта каждого местного полицейского управления, и результаты возвращаются.

На шестом этапе жесткий диск, содержащий исходные доказательства по уголовному делу, документы расследования и результаты анализа доказательств по уголовному делу, отправляется в прокуратуру и записывается в следственные документы для хранения.

На последнем этапе цифровые доказательства, которые были отправлены в прокуратуру и рассмотрены, передаются в суд для использования в качестве доказательств в судебном разбирательстве.

Разрешенный блокчейн-фреймворк для криминалистических приложений подключенных транспортных средств был предложен в Корее [15]. Эта платформа управляет собранными данными, связанными с транспортными средствами, с возможностью доступа к разнообразной информации об автомобилях. LEChain [16] был предложен для управления законным потоком доказательств и всеми судебными данными на основе блокчейнов. LEChain использует случайную подпись, которая анонимно удостоверяет личность свидетелей, чтобы управлять общим потоком доказательств и всеми судебными данными во время сбора доказательств и полицейских расследований, а также для защиты частной жизни свидетелей.

Когда от пользователя поступает письменный запрос, он передает статус всем узлам, чтобы каждый узел сохранял одно и то же состояние. Транзакция в блокчейне означает, что определенное состояние и данные записываются в блокчейн. В настоящее время одним из методов совместного использования одного и того же состояния

для каждой системы, а также заключения контрактов и соглашений является технология блокчейн. Однако в блокчейне, даже если подключено несколько физических компьютеров, вычисления сосредоточены на одном узле, и масштабируемость емкости блока становится проблемой [17; 18]. Каждый уровень иерархического блокчей-на поддерживает несколько локальных цепочек блоков, регистрирует локальную транзакционную активность и позволяет поддерживать частичные просмотры различных подмножеств записей блокчейна на следующем уровне блокчейна. Архитектура блокчейна не может быть достаточно масштабирована, чтобы удовлетворить требования крупномасштабного трафика данных. Это связано с тем, что нужно найти баланс между высокой пропускной способностью и обработкой большого количества узлов [19]. Существующие иерархические блок-чейн-системы [18; 19], которые подходят для управления данными, состоящими из нескольких терминалов или узлов, таких как устройства Интернета вещей. Однако они не могут поддерживать данные с помощью больших файлов, таких как видеозаписи с доказательствами преступлений [20; 21].

Недавно также были предприняты попытки исследования масштабирования по цепочке, которое записывает данные внутри блокчейна, и методов вне цепочки, которые записывают данные вне блокчейна [22; 23]. Масштабирование по цепочке решает проблему масштабируемости за счет увеличения размера блока блокчейна и также называется методом больших блоков. По мере увеличения размера блока плата в цепочке блоков уменьшается, и мо-

жет быть записан большой объем данных. Однако по мере увеличения емкости блока увеличивается время генерации блока. Это связано с тем, что данные должны обрабатываться только в пределах одного блока, когда транзакция совместно используется в блокчейне и создается блок. Использование больших блоков снижает производительность блокчейн-системы. Автономное масштабирование — это метод хранения данных за пределами блокчейна, и его основная цель — уменьшить объем вводимых данных в блок за счет использования внешней сети и блочного хранилища без увеличения размера самого блока. Другими словами, он управляет данными, храня большие объемы данных во внешнем хранилище и сохраняя эталонные значения данных, информацию о полномочиях доступа и значения ключей в блокчейне. Существуют исследования [24; 25], которые сочетают масштабирование по цепочке и вне цепочки; однако есть проблема oracle при импорте внешних данных в блокчейн [26].

Предлагаемая Дон Хе Кимом, Сун Ен Ихмом и Юн-сик Сондоком, двухуровневая блокчейн-система для управления цифровыми доказательствами преступлений позволяет эффективно управлять доказательствами преступлений на двух уровнях, которые включают в себя горячие и холодные блокчейны (рис. 1).

В горячем блокчейне хранится информация о расследовании и идентификационных данных с частыми колебаниями транзакций на протяжении всего процесса уголовного расследования, а в холодном блокчейне хранятся видео с цифровыми доказательствами преступлений, которые не требуют модификации после хранения.

Рис. 1. Двухуровневая блокчейн-система для управления цифровыми доказательствами преступления [14]

Учреждения, соответствующие национальному полицейскому управлению, местному полицейскому управлению, группе киберанализа, прокуратуре и судам, которые являются равноправными участниками канала,

формируют консорциум для участия в каналах блокчей-на и обмена информацией о личности и расследовании в горячем блокчейне [27]. При регистрации удостоверения личности сервер аутентификации выдает следователю

на месте закрытый ключ, принадлежащий одноранговому узлу национального полицейского агентства. Пользователи, у которых нет ключей, принадлежащих одноранговому узлу агентства национальной полиции, не могут получить доступ или хранить данные в горячем блокчей-не. Транзакции, передаваемые следователем на месте в горячий блокчейн, включают идентификатор, имя, номер социального страхования, отдел, юрисдикцию, дату, информацию о расследовании, и удостоверение личности с доказательствами. Кроме того, только следователи с подтвержденными личными данными и сотрудники судебной системы могут переводить транзакции в цепной код. После доставки транзакции блок, содержащий идентификационную информацию и информацию о расследовании, создается с помощью цепного кода, который представляет собой предварительно определенный исходный код смарт-контракта, и транзакция и блок распространяются среди всех организаций, участвующих в блокчейне [28].

В США технология криптовалют на базе блокчейн играет определенную роль во многих наиболее серьезных угрозах преступности и национальной безопасности. Криптовалюту чаще всего используется для покупки и продажи наркотиков в теневой сети. Террористическое использование криптовалюты все еще развивается, в этой связи кибертеррористические группы запрашивают пожертвования в криптовалюте на миллионы долларов с помощью онлайн-кампаний в даркнете.

Министерство юстиции США отвечает за расследование и судебное преследование преступлений и угроз национальной безопасности, в том числе тех, которым способствует использование криптовалюты. Потребители, инвесторы, финансовые учреждения, выборные должностные лица и другие заинтересованные стороны должны рассматривать будущий путь криптовалют [18].

На сегодняшний день кибератаки влияют на безопасность и легитимность самой криптовалютной экосистемы; только выявив и ответственно решив проблемы, можно снизить риски, связанные с криптовалютой. Как минимум, это означает, что организации, которые используют криптовалюту или на которые она влияет, должны понимать свои юридические обязательства и инвестировать в их выполнение. Например, криптова-лютные биржи, в том числе физически расположенные за пределами Соединенных Штатов, должны серьезно относиться к своим правовым и нормативным обязательствам, более подробно рассмотренным ниже, для защиты пользователей и защиты потенциальных доказательств в уголовных расследованиях или расследованиях национальной безопасности [29].

Рекомендуется международной ассоциации правоохранительных органов на базе высших учебных заведений ввести обязательный предмет — цифровое противодействие кибертерроризму. В период обучения курсанты углубленно и в полной мере научаться использовать такие инструменты противодействия кибертерро-ризму как, блокчейн-система; Big-Data, искусственный интеллект. Это позволит увеличить процент раскрываемости преступлений (террористического характера, экс-

тремисткой направленности, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и других аналогов, оружия, а также в сфере информационной безопасности), так как будущие специалисты, отвечающие за мониторинг переписок, смогут своевременно вычислить местоположение преступника и идентификационные данные, не тратя большого количества времени для ручной сортировки подозреваемых. Ведь именно время влияет на ведение уголовных дел, а также на поиск подозреваемых, которые, вероятно, виновны в осуществлении преступления.

Профессионализм использования и изворотливость кибертеррористов в современных цифровых технологиях требуют от международной ассоциации правоохранительных органов создать уникальные и работающие в реальном времени рычаги противодействия кибертерро-ризму, которые должны поспособствовать на минимизацию рисков, угроз, а также и ущербу.

Таким образом, цифровая трансформация для государства позволяет противодействовать кибертерроризму на мировом масштабе. Международная ассоциация правоохранительных органов разрабатывает и уже использует высокотехнологические цифровые механизмы (блокчейн-системы; Big-data; Искусственный интеллект) для улучшения качества расследования преступлений, связанных с защитой национальной безопасности государства.

Список источников / References

1. Галушкин А. А. К вопросу о кибертерроризме и киберпреступности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Юридические науки. 2014. № 2. С. 44-49. (1. Galushkin A. A. On the issue of cyberterrorism and cybercrime // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series : Legal Sciences. 2014. № 2. P. 44-49.)

2. Albizri A.; Appelbaum D. Trust but Verify : The Oracle Paradox of Blockchain Smart Contracts. J. Inf. Syst. 2021 [CrossRef].

3. Park J.; Kim H.; Kim G.; Ryou J. Smart Contract Data Feed Framework for Privacy-Preserving Oracle System on Blockchain. Computers 2020, 10, 7 [CrossRef].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zamani M.; Movahedi M.; Raykova M. Rapidchain : Scaling blockchain via full sharding. In Proceedings of the ACM SIGSAC Conference on Computer and Communications Security, Toronto, ON, Canada, 15-19 October 2018 ; p. 931-948.

5. Allen J. How Blockchain Could Help Fight Cybercrime // URL: https://techacute.com/how-blockchain-couldhelp-fight-cybercrime/ (accessed: 05.03.2022).

6. Malik N. How Criminals And Terrorists Use Cryptocurrency : And How To Stop It //URL: https://www. google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=blockchain%20 against%20cyberterrorism%20and%20cyber-extremism (accessed: 05.03.2022).

7. Allman K. The dark side of the Bitcoin // Law Society of NSW Journal. Iss. 42 (Mar 2018). URL: https:search. informit.com.au/document-Summary;dn=436097450333633; res=IELHSS (accessed: 05.03.2022).

8. Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной ин-

фраструктуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4736. (8. Federal Law of 26.07.2017 № 187-FZ «On the security of critical information infrastructure of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 31.07.2017 № 31 (Part I), Art. 4736.)

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996. (9. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. of 02.08.2019) // Rossiyskaya Gazeta, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.)

10. Zheng Z.; Xie S.; Dai H. N.; Chen X.; Wang H. Blockchain challenges and opportunities : A survey. Int. J. Web Grid Serv. 2018, 14, 352-375 [CrossRef].

11. Garfinkel S. L. Digital forensics research : The next 10 years. Digit. Investig. 2010, 7, S64-S73 [CrossRef].

12. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределённого реестра» от 10 октября 2019 // Официальный интернет-портал Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019srr.pdf (дата обращения 11.03.2022). (12. Roadmap for the development of «end-to-end» digital technology «Distributed Registry System» dated October 10, 2019 // Official Internet portal of the Ministry of Digital Development of Communications and Mass Communications of the Russian Federation. [Electronic resource]: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019srr. pdf (accessed 11.03.2022).)

13. Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» // Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2021 года // 2022. № 1. С. 17-20. (13. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation FKU «Main Information and Analytical Center» // State of crime in Russia for January-November 2021 // 2022 № 1. P. 17-20.)

14. Police Agency in Korea Police. White Paper : A Society Safe from Crime ; Korean National Police Agency : Seoul, Korea, 2019 ; p. 232.

15. Cebe M.; Erdin E.; Akkaya K.; Aksu H.; Uluagac S. Block4Forensic : An Integrated Lightweight Blockchain Framework for Forensics Applications of Connected Vehicles. IEEE Commun. Mag. 2018, 56, 50-57 [CrossRef].

16. Li M.; Lal C.; Conti M.; Hu D. LEChain : A blockchain-based lawful evidence management scheme for digital forensics. Future Gener. Comput. Syst. 2021, 115, 406-420 [CrossRef].

17. Gursoy G.; Barnnon C.; Wanger S.; Gerstein M. Storing and analyzing a genome on a blockchain. bioRxiv 2020 [CrossRef].

18. United States Department of Justice Office of the Deputy Attorney General Cyber-Digital Task Force 950 Pennsylvania Avenue, N.W. Washington, D.C. 20530 С 10-15. October 2020 // URL: https://www.justice.gov/cryptoreport.

19. Blockchain Technology in the fight against Cybercrime / DISINI & DISINI // URL: https:// privacy.com. ph/dndfeature /blockchain-technology-in-the-fight-against-cybercrime/ (дата обращения: 05.03.2022).

20. Rubin J.; Naik M.; Subramanian N. Merkelized Abstract Syntax Trees. Available online : http://www.mit. edu/~{}jlrubin/public/pdfs/858report.pdf (accessed on 27 April 2021).

21. Nyaletey E.; Parizi R. M.; Zhang Q.; Choo K.-K. R. BlockIPFS — Blockchain-Enabled Interplanetary File System for Forensic and Trusted Data Traceability. In Proceedings of the 2019 IEEE International Conference on Blockchain (Blockchain), Atlanta, GA, USA, 14-17 July 2019 ; p. 18-25.

22. Oktian Y. E.; Lee S.-G.; Lee H. J. Hierarchical Multi-Blockchain Architecture for Scalable Internet of Things Environment. Electronics 2020, 9, 1050 [CrossRef].

23. Sahoo S.; Fajge A. M.; Halder R.; Cortesi A. A Hierarchical and Abstraction-Based Blockchain Model. Appl. Sci. 2019, 9, 2343 [CrossRef].

24. Ma M.; Shi G.; Li F. Privacy-Oriented Blockchain-Based Distributed Key Management Architecture for Hierarchical Access Control in the IoT Scenario. IEEE Access 2019, 7, 34045-34059 [CrossRef].

25. Li C.; Zhang L.-J. A Blockchain Based New Secure Multi-Layer Network Model for Internet of Things. In Proceedings of the 2017 IEEE International Congress on Internet of Things (ICIOT), Honolulu, HI, USA, 25-30 June 2017 ; p. 33-41 [CrossRef].

26. Mielberg E. L. Blockchain Remedy or Poison. OSF Preprints 2019.

27. Kuo T.-T.; Kim H.-E.; Ohno-Machado L. Blockchain distributed ledger technologies for biomedical and health care applications. J. Am. Med. Inform. Assoc. 2017, 24, 1211-1220 [CrossRef] [PubMed].

28. Ким Д.; Ихм С.-Ю.; Сон Ю. Двухуровневая блок-чейн-система для управления цифровыми доказательствами преступлений. Датчики 2021, 21, 3051. https://doi. org/10.3390/s21093051 (Sensors 2021, 21, 3051. https://doi. org/10.3390/s21093051). (28. Kim, D.; Ihm, S.-Yu.; Son, Yu. A two-level blockchain system for managing digital evidence of crimes. Sensors 2021, 21, 3051. https://doi.org/10.3390/ s21093051 (Sensors 2021, 21, 3051. https://doi.org/10.3390/ s21093051 ).)

29. Антонян Е. А., Аминов И.И. Блокчейн-техноло-гии в противодействии кибертерроризму // Актуальные проблемы российского права. 2019. (29. Antonyan E. A., Aminov I. I. Blockchain technology in countering cyber terrorism // Actual Problems of Russian Law. 2019.)

Информация об авторах

Л. В. Шманева — заместитель начальника Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя по заочному обучению, кандидат философских наук, доцент;

Я. Ю. Данилина — полицейский комендантского отделения, студентка 6 курса ЗНБ Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

L. V. Shmaneva — Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot' for distance learning, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor;

Ya. Yu. Danilina — Police officer of the Commandant's Department, Student of the 6th year of the ZNB of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 29.07.2022.

The article was submitted 21.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 29.07.2022.

/

Основы

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

\V Второе издание

ч_/

Основы экономической безопасности. Учеб. пособие. Эриа-швили Н. Д. и др. 2-е изд., перераб. и доп. 335 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Дано представление о внутренних и внешних угрозах в экономике РФ, ее регионов и хозяйствующих субъектах.

Показано, как использовать инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, обеспечивать законность и правопорядок в сфере экономики. Изложены основы теории государства, а также ее регулирующей роли в экономике.

Раскрыты сущность теневой экономики, ее истоки и тенденции, намечены подходы к решению проблем теневой экономики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей, экономических и юридических вузов, государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.