Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ И ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ'

НАЦИОНАЛИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ И ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / Синдзо Абэ / национализм / вопросы исторической памяти / Japan / Shinzo Abe / nationalism / issues of historical me mory

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дегтев Иван Андреевич

Современные международные отношения демонст рируют отчетливый рост проявлений и востребованность национа лизма как идеологии, политической практики и инструмента кон солидации общества. «Глобализация национализма» становится следствием обновления миропорядка, эрозии международных ин ститутов, пересмотра роли государства в мировой политике и эко номике, ускорения политических, экономических и социальных процессов. В Восточной Азии усиление позиций национализма происходит в контексте смены лидера и борьбы за политическое и экономическое доминирование между Китаем и Японией (в союзе с США). С утратой экономических позиций Японии теряется ее по литический вес в регионе, в связи с этим возникает необходимость в сохранении своей конкурентоспособности. В этих условиях нацио нализм становится востребованным ресурсом в руках политической элиты, средством внутренней пропаганды и в большинстве случаев работает на смещение внимания с социальноэкономических про блем страны на поддержку электората в принятии решений во внешней и оборонной политике. В данном контексте на передний план выходят и вопросы исто рической памяти между Японией и ее восточноазиатскими соседя ми, сюжеты, связанные с деятельностью японских милитаристов и их колониальной политикой в регионе. На этом фоне происходит столкновение интересов и борьба за «правильное» толкование исто рии, которая ведется по обеим сторонам: как на академическом и интеллектуальном, так и политическом уровнях. На основе ретроспективного анализа автор статьи приходит к мнению, что исторический ревизионизм является важным идеоло гическим инструментом политической элиты Японии из числа на ционалистов и консерваторов, а политика национализма — средст вом к достижению статуса «нормальной страны», направленным на избавление от синдрома «проигравшей нации» и самоограничений, наложенных в послевоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nationalism in Japan’s Foreign Policy and the Issues of Historical Memory

Contemporary international relations show a clear increase in the manifestations and relevance of nationalism as an ideology, politi cal practice, and tool for consolidating society. “Globalization of natio nalism” becomes a result of the change order, the erosion of international institutions to revise a role of state in world politics and economy, accele rating political, economic and social processes. In East Asia, the strengt hening of nationalism is taking place in the context of a change of leader and the struggle for political and economic dominance between China and Japan (in alliance with the USA). With the loss of Japan's economic position, its political weight in the region is lost, and therefore there is a need to maintain its competitiveness. Under these conditions, nationa lism becomes a popular resource in the political elite’s hands, a means of internal propaganda, and in the most cases it works to shift attention from the country’s socioeconomic problems to support of electorate in making decisions in foreign and defense policy. In this context, it comes to the fore issues of historical memory bet ween Japan and its East Asian neighbors, themes, related to the activities of Japanese militarists and their colonial policy in the region. On this background, there is a clash of interests and a struggle for the “correct” history interpretation, which is being happened on both sides: both at the academic and intellectual, and at the political levels. Based on a retrospective analysis, the author concludes that histori cal revisionism is becoming an important ideological tool of Japan’s poli tical elite from among the nationalists and conservatives, and the policy of nationalism is a means to achieve the “normal country” status, aimed at getting rid of the “losing nation” syndrome and selfrestrictions, impo sed in the postwar period.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ И ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

DOI: 10.48647/IFES.2021.36.82.023

И.А. Дегтев

НАЦИОНАЛИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ И ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Аннотация. Современные международные отношения демонстрируют отчетливый рост проявлений и востребованность национализма как идеологии, политической практики и инструмента консолидации общества. «Глобализация национализма» становится следствием обновления миропорядка, эрозии международных институтов, пересмотра роли государства в мировой политике и экономике, ускорения политических, экономических и социальных процессов. В Восточной Азии усиление позиций национализма происходит в контексте смены лидера и борьбы за политическое и экономическое доминирование между Китаем и Японией (в союзе с США). С утратой экономических позиций Японии теряется ее политический вес в регионе, в связи с этим возникает необходимость в сохранении своей конкурентоспособности. В этих условиях национализм становится востребованным ресурсом в руках политической элиты, средством внутренней пропаганды и в большинстве случаев работает на смещение внимания с социально-экономических проблем страны на поддержку электората в принятии решений во внешней и оборонной политике.

В данном контексте на передний план выходят и вопросы исторической памяти между Японией и ее восточноазиатскими соседями, сюжеты, связанные с деятельностью японских милитаристов и

их колониальной политикой в регионе. На этом фоне происходит столкновение интересов и борьба за «правильное» толкование истории, которая ведется по обеим сторонам: как на академическом и интеллектуальном, так и политическом уровнях.

На основе ретроспективного анализа автор статьи приходит к мнению, что исторический ревизионизм является важным идеологическим инструментом политической элиты Японии из числа националистов и консерваторов, а политика национализма — средством к достижению статуса «нормальной страны», направленным на избавление от синдрома «проигравшей нации» и самоограничений, наложенных в послевоенный период.

Ключевые слова: Япония, Синдзо Абэ, национализм, вопросы исторической памяти.

Автор: Дегтев Иван Андреевич, студент магистратуры Института истории, СПбГУ. E-mail: ivan.degtev@mail.ru

Degtev I.A.

Nationalism in Japan's Foreign Policy and the Issues of Historical Memory

Abstract. Contemporary international relations show a clear increase in the manifestations and relevance of nationalism as an ideology, political practice, and tool for consolidating society. "Globalization of nationalism" becomes a result of the change order, the erosion of international institutions to revise a role of state in world politics and economy, accelerating political, economic and social processes. In East Asia, the strengthening of nationalism is taking place in the context of a change of leader and the struggle for political and economic dominance between China and Japan (in alliance with the USA). With the loss of Japan's economic position, its political weight in the region is lost, and therefore there is a need to maintain its competitiveness. Under these conditions, nationalism becomes a popular resource in the political elite's hands, a means of internal propaganda, and in the most cases it works to shift attention from the country's socio-economic problems to support of electorate in making decisions in foreign and defense policy.

In this context, it comes to the fore issues of historical memory between Japan and its East Asian neighbors, themes, related to the activities of Japanese militarists and their colonial policy in the region. On this background, there is a clash of interests and a struggle for the "correct"

history interpretation, which is being happened on both sides: both at the academic and intellectual, and at the political levels.

Based on a retrospective analysis, the author concludes that historical revisionism is becoming an important ideological tool of Japan's political elite from among the nationalists and conservatives, and the policy of nationalism is a means to achieve the "normal country" status, aimed at getting rid of the "losing nation" syndrome and self-restrictions, imposed in the post-war period.

Keywords: Japan, Shinzo Abe, nationalism, issues of historical memory.

Author: Ivan A. DEGTEV, Master's degree student at Institute of history, St. Petersburg State University (e-mail: ivan.degtev@mail.ru).

Войны памяти, наблюдающийся отход от общих взглядов на события совместного пережитого прошлого становятся трендом современной международной политики, а преднамеренное искажение исторических фактов — инструментом политико-идеологической пропаганды в информационной войне друг против друга. В АТР эта проблема имеет важное значение, ведь именно здесь до сих пор сохраняются острые разногласия и противоречия в вопросах интерпретации событий региона. Курс, взятый на освобождение от оков мрачного и печального прошлого, усиление позиций национализма, приход к власти популистов усиливают субъективное восприятие истории. В этих условиях страны становятся менее уступчивыми, более жесткими в решении национальных задач и внешней политике.

В японской внутриполитической повестке работа с историческим знанием является важным компонентом в деятельности политиков послевоенного поколения. На продвижение укоренения стереотипных представлений и предубеждений о своих соседях работают система школьного образования, японские масс-медиа, выступления ярких и тенденциозных лидеров общественного мнения, экспертов, политологов. Властями поддерживаются националистические группы и организации, будь то, например, из числа академиков и интеллектуалов, политический смысл образования которых заключается в необходимости перехода на «правильное преподавание» истории и воспитания у молодежи гордости за страну.

В XXI в. «развенчание» мифов исторического прошлого Японии, особенно тех, которые касаются колониальной политики и агрессивных действий в Азии, прочно закрепилось в качестве внешнеполитического приоритета. Обсуждение вопросов исторической памяти у Японии продолжается с Китаем и Республикой Корея. Большинство из проблем по историческим меркам относительно недавно стали предметом конфликта Японии с ее восточноазиат-скими соседями. Вплоть до 1980—1990-хх гг. они не так активно выходили на международный уровень и поднимались на повестку обсуждения, а то и вообще старались замалчиваться: это объяснялось послевоенным восстановлением и отсутствием необходимости в привлечении излишнего внимания к преступлениям японского милитаризма.

Так, коммунистический Китай, чтобы преодолеть дипломатическую изоляцию и лишний раз не обострять ситуацию, в своей стратегии сделал ставку на установление дружественных отношений с западным миром, включая и Японию. РК установила дипломатические отношения с Японией в 1965 г. К тому же страна, нуждавшаяся в инвестициях для своей экономики, со стороны Токио получила финансовую помощь в размере 500 млн долл., что явилось одним из факторов корейского экономического чуда.

Вместе с тем, как Япония пробуждалась из «мирного сна» и росли ее политические амбиции и претензии, в общественно-политическом дискурсе усиливалось националистическое крыло, выступавшее за отмену «мазохистского взгляда» на историю [Япония 2014, с. 20]. В контексте японо-китайских отношений, помимо проблемы территориальной принадлежности островов Сенкаку/Дяо-юйдао, это коснулось пересмотра одной из острых тем — массовой резни в Нанкине 1937 г., где по разным подсчетам жертвами японской агрессии стали около 400 тыс. убитых и 80 тыс. изнасилованных, однако японские оценки на этот счет выглядят куда более скромными [Ногуа1, 2004, р. 144].

В появившемся в 2002 г. «Новом учебнике по истории», разработанном группой ученых под руководством историка-ревизиониста, профессора Токийского университета Нобукацу Фудзиока, «Нан-кинская резня» именовалась «Нанкинским инцидентом», а война в Азии, которую вела Япония, — актом самозащиты, одной из задач

которой являлось освобождение азиатских народов от колониального рабства Запада. Выход учебника вызвал возмущение, однако это не помешало министерству образования его одобрить, но с требованием к составителям внести в текст свыше ста исправлений. Решение о включении учебника в школьную программу осталось за региональными комиссиями. Последствия, с которыми столкнулась Япония в международно-политической плоскости, оказались куда более значительными, чем предполагаемое влияние материала на формирование исторического сознания японцев. «Новый учебник по истории» получил долю внутреннего рынка в объеме лишь 0,4 % [Statement by MOFAT Spokesperson].

Ощутимое воздействие на развитие межгосударственных связей Японии и Южной Кореи оказывает проблема «женщин комфорта». В период японского милитаризма представительницы этой категории подвергались сексуальной эксплуатации со стороны солдат и офицеров японской армии. В так называемых «станциях утешения» — публичных домах — больше всего было представлено кореянок и филиппинок, находились женщины из Таиланда, Малайзии, Вьетнама.

Как объясняет российский японовед Д.В. Стрельцов, в начале 1990-х гг. проблема «женщин комфорта» получила широкую актуализацию в южнокорейской внешнеполитической повестке потому, что, во-первых, в связи с достигнутыми экономическими успехами последовал подъем национального самосознания и усиление политической и экономической борьбы за лидерство в регионе на фоне утраты этих позиций Японией; во-вторых, проблема привлекала к себе внимание в контексте международного интереса к правам человека и правозащитной деятельности; в-третьих, в связи с ростом популизма проблема «женщин комфорта» обрела роль важного внутриполитического ресурса южнокорейского истеблишмента, при чрезмерном использовании которого можно было успешно поддерживать его рейтинги [Япония 2014, с. 21—22]. Требование отяпон-ских властей соответствующих денежных компенсаций и покаяний оставшимся в живых южнокорейским жертвам стало лейтмотивом всего спора.

Несмотря на опубликованные в 1990 г. доказательства причастности японского руководства в организации «станций утешения» и

привлечении женщин оккупированных азиатских стран к оказанию сексуальных услуг военным японской армии, высказывания отдельных представителей официальной власти, разделяющих существующие факты, например, как это было в случае с генеральным секретарем кабинета министров Японии Е. Коно в 1993 г., Токио отвечает, что все вопросы о выплате компенсаций решены договором об основе отношений 1965 г. и последующими двусторонними соглашениями [Япония в поисках новой глобальной роли, с. 249]. Вместе с тем Япония не отказывается от решения гуманитарного аспекта проблемы, в частности такую позицию высказывал премьер-министр Е. Нода в ходе встречи с президентом Республики Корея Ли Мен Бак в декабре 2011 г.

Смена власти в Японии в результате победы на парламентских выборах ДПЯ в 2009 г. внушила надежды, что отношения между двумя восточноазиатскими соседями будут восстановлены и выведены на новый уровень. Если вначале и возникало ощущение, когда, казалось бы, заявления национальных лидеров о совместном преодолении исторических барьеров должны были способствовать улучшению климата двусторонних связей, то ближе к концу пребывания во власти ДПЯ небывалый энтузиазм исчез, страны вернулись к привычному для них конфликтному состоянию и общественному взаимному неприятию друг друга. Причиной тому явилось обострение ситуации вокруг спорных островов Такэсима/Токто, напоминание японскими политиками о юридически восстановленной чести преступников Второй мировой войны класса «А» и отход от изначально занимаемой позиции демократов относительно острых углов исторического прошлого двух наций.

В 2015 г. Токио и Сеулу все же удалось прийти к соглашению в решении проблемы «женщин комфорта». Несмотря на очередные официальные извинения Японии и соболезнования ее лидера и главы МИД оставшимся в живых южнокорейским женщинам, ни официальные извинения Токио пострадавшим женщинам и их родственникам, ни денежные компенсации так и не удовлетворили Сеул [Ардаев]. В настоящее время конфликт вышел за пределы государств и приобрел явно выраженный политизированный характер, что, несомненно, сказывается на всем спектре японо-южнокорейских отношений.

Остроту в списке вопросов исторического прошлого сохраняет проблема посещения японскими парламентариями и первыми лицами государства синтоистского храма Ясукуни, который странами Восточной и Юго-Восточной Азии воспринимается как символ японского милитаризма. Храм посвящен павшим воинам, отдавших свои жизни за императора и страну на разных полях сражений, начиная с середины XIX в.: в период японо-китайской войны 1894— 1895 гг. или оккупации Китая. В числе святых значатся и 14 военных преступников класса «А», осужденные Токийским процессом. В контексте пропаганды идеологии национализма храм является важным элементом в системе военно-патриотического воспитания молодежи.

Критику китайского или южнокорейского руководства в связи с посещением храма японские националисты-консерваторы рассматривают как вмешательство во внутренние дела Японии. Об этом можно судить из речи бывшего премьер-министра Дз. Коидзуми в верхней палате японского парламента в апреле 2005 г., подчеркнувшего, что каждая страна имеет право чтить своих героев, погибших во время войны, и другие государства не должны вмешиваться в этот процесс [Уагша, 2006, р. 41].

Коидзуми за время пребывания на посту премьер-министра совершил пять визитов в синтоистский храм. Последнее посещение Ясукуни в качестве главы правительства Японии ныне ушедшего в отставку с поста премьер-министра С. Абэ произошло в конце 2013 г. После этого он воздерживался от паломничества в храм, чтобы лишний раз не раздражать соседей и не обострять с ними отношения, ограничиваясь лишь ритуальным подношением от своего имени по случаю весенних и осенних праздников. Примечательно, что после сдачи полномочий в сентябре 2020 г. Абэ спустя несколько дней успел посетить храм. Его решение было аргументировано необходимостью сообщить духу о своей отставке [Абэ впервые за семь

лет посетил храм — символ японского милитаризма].

* * *

Проблема вопросов исторической памяти является частным проявлением кампании японских националистов по пересмотру

итогов Второй мировой войны. Исторический ревизионизм стал важным политико-идеологическим инструментом японской политической элиты. Современные политики признают, что колониальное правление и агрессивные действия страны принесли много страданий и колоссальный ущерб азиатским народам, но вместе с этим они заявляют, что послевоенные поколения не должны бесконечно нести бремя вины за действия японской армии и быть обреченными на вечные извинения [Синдзо Абэ: японцы не должны бесконечно извиняться за войну]. Усилия, направленные на искажение истории и приукрашивание японского военного прошлого, интенсивно критикуются Китаем и Республикой Корея.

Давление со стороны местных и зарубежных общественных деятелей, журналистов, политологов вынуждает политиков из числа националистов-консерваторов действовать с учетом все еще преобладающих антивоенных настроений в стране, корректировать свои слова и позиции, чтобы окончательно не навредить своему внутриполитическому имиджу и не подвергнуться международному остракизму.

В последнее время войны памяти стали выходить на новый виток, предпринимаются попытки концептуального переформатирования национального сознания. Из национальной истории берут все лучшее, вдохновляющее и укрепляющее силы собственного народа. Создаются новые образы и нарративы, конструируется основа будущей реальности. История о событиях Второй мировой войны и предвоенном периоде Японии сегодня все сильнее выступает продуктом политических манипуляций, государственных ритуалов, транслируемых в общественное сознание посредством системы образования, литературы, прессы.

Библиографический список

Абэ впервые за семь лет посетил храм — символ японского милитаризма // ИА Regnum. URL: https://regnum.ru/news/polit/3068015.html (дата обращения: 04.10.2020).

Ардаев В. Призванные в бордели. «Женщины для утешения» мешают Сеулу дружить с Токио // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180309/1515967313.html (дата обращения: 21.09.2020).

Синдзо Абэ: японцы не должны бесконечно извиняться за войну // Русская служба BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/08/150814Japa n_wwii_statement (дата обращения: 24.09.2020).

Япония 2014. Ежегодник. М.: АИРО—XXI, 2014. 340 с.

Япония в поисках новой глобальной роли = Japan in search of a new global role / Ин-т востоковедения РАН; Институт Дальнего Востока РАН; Ассоциация японоведов. М.: Вост. лит., 2014. 303 с.

Horvat, Andrew. Overcoming the Negative Legacy of the Past: Why Europe is a Positive Example for East Asia // The Brown Journal of International Affairs. 2004. No. 1. P. 137—148.

Statement by MOFAT Spokesperson on the Announcement by the Japanese Ministry of Education on the Outcome of History Textbook Adoptions // Ministry of Foreign Affairs of Republic of Korea. URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/ view.do?seq=298038&srchFr=&srchTo = (дата обращения: 22.09.2020).

Varma, Lalima. Japan's Policy Towards East and Southeast Asia: Trends in ReAsia-nization // International studies. 2006. No. 1. P. 33—49. DOI: 10.1177/00208817050 4300102.

References

Horvat, Andrew (2004). Overcoming the Negative Legacy of the Past: Why Europe is a Positive Example for East Asia, The Brown Journal of International Affairs, No. 1: 137—148.

Statement by MOFAT Spokesperson on the Announcement by the Japanese Ministry of Education on the Outcome of History Textbook Adoptions. Ministry of Foreign Affairs of Republic of Korea. URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do? seq=298038&srchFr=&srchTo = (accessed: 22 September, 2020).

Varma, Lalima (2006). Japan's Policy Towards East and Southeast Asia: Trends in ReAsianization, International studies, No. 1: 33—49. DOI: 10.1177/002088170504300102.

Abe vpervye za sem? let posetil hram — simvol yaponskogo militarizma [For the first time in seven years Abe have visited the temple — a symbol of Japanese militarism], NA Regnum. URL: https://regnum.ru/news/polit/3068015.html (accessed: 4 October, 2020) (In Russian).

Ardaev V. Prizvannye v bordeli. «Zenshchiny dlya utesheniya» meshayut Seulu druzhit's Tokio [Called to brothels. "Comfort women" stops Seoul from being friends with Tokyo], RIANovosti. URL: https://ria.ru/20180309/1515967313.html (accessed: 21 September, 2020) (In Russian).

Sindzo Abe: yaponcy ne dolzhny beskonechno izvinyat'sya za vojnu [Shinzo Abe: the Japanese don't have to endlessly apologize for the war], BBC Russian Service. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/08/150814japan_wwii_statement (accessed: 24 September, 2020) (In Russian).

Yaponiya 2014. Ezhegodnik [Japan in 2014. Yearbook] (2014), Moscow: "AIRO— XXI", 340 p. (In Russian).

Yaponiya v poiskah novoj global'noj roli [Japan in search of a new global role] (2014), Moscow: "Vostochnaya literatura" Publisher, 303 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.